Профессиональная деятельность субъектов образования по развитию адаптивности личности студентов-первокурсников ССУЗа
Диссертация
Увеличивается занятость выпускников ССУЗов в рыночной экономике, меняются их роли и функции, повышаются требования к их профессиональной, в том числе и к психологической компетентности, возрастает их роль в сервисном обслуживании населения, в социальной сфере, повышаются и расширяются возможности их участия в сфере малого предпринимательства, в производстве, в обеспечении его… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ.стр
- ГЛАВА I. Концепции адаптации и дезадаптации личности в отечественной и зарубежной психологии. стр
- 1. 1. Понятие адаптации и адаптивности личности. стр
- 1. 2. Дезадаптация личности: понятие, причины и последствия. стр
- ГЛАВА II. Эмпирическое исследование степени соответствия личности первокурсников требованиям условий их жизнедеятельности в
- ССУЗе.стр
- II. 1 .Нормативная модель личности студента — первокурсника
- ССУЗа.стр
- II. 2. Особенности и трудности деятельности и общения студента -первокурсника.стр
- II. 3. Реальная модель личности студента-первокурсника адаптацион-| ного периода. стр
- ГЛАВА III. Условия и пути повышения результативности деятельности субъектов образования по развитию адаптивности личности студентов-первокурсников ССУЗа. стр
- III. 1. Систематизация путей адаптации первокурсников к условиям ССУЗа. стр
- III. 2. Результаты реализации Программы по адаптации студентов нового набора к условиям ССУЗа. стр
Список литературы
- Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М., 1980.-330с.
- Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни.- М., «Мысль», 1991. -229 с.
- Абульханова-Славская К. А. Типология активностиличности.//Психологический журнал, 1980.- т.6, № 5.- С.3−8. Адаптация к социально экономическим условиям как фактор эффективности общего образования. Методические рекомендации.- Л., 1986.-37с.
- Азаров Ю.П. Теоретические проблемы мастерства воспитателя современной общеобразовательной школы. Автореф. .дис.пед.наук.-М. -42 с.
- Айзенк Г. Структура личности.- СПб., 1999. 464 с. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства.- М., 1993.-399 с.
- Александровский Ю.А. Состояния психологической дезадаптации и их компенсация.-, М., 1976. 272 с.
- Амбрумова А.Г., Тихоненко В. Я., Бергельсон Л. Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида. // Вопросы психологии, 1981.- № 4.- С. 91−102.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.380 с.
- Ананьев Б.Г. Проблемы комплексного изучения развития интеллекта личности // Человек и общество. Проблемы интеллектуального развития студенчества.-Л., 1973.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л., 1968. 333 с. Андреева Г. М. Проблема адаптации студента // Молодежь иобразование. М., 1972.- С. 194 203.
- Андреева Г. М. Социальная психология.- М., 1988. 430 с.
- Андреева Д. А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учёбы в вузе. // Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества.-Л., Изд. ЛГУ, 1973, вып. 13.- С. 62−69.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.-М,"Медицина", 1975.- 447 с.
- Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации рабочего на промышленном предприятии// Молодежь и труд.- М., 1970.- С. 135−148.
- Асеев В.Г. Теоретические проблемы адаптации //Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности.- Иркутск, 1986.- С. З -17.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.-М., 1984. 104с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. -М., 1990.-367 с.
- Баева И.А. Социально психологическая адаптация молодых рабочих в производственном коллективе. Автореф.дисс. .канд.псих.наук.- Л., 1985.-21с.
- Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. Уч.пособие.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 60 с.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии, 1989.- № 1.- С. 92−100.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М., 1994.-221с.
- Белкин П.Г. Социально психологические факторы адаптации молодого специалиста в научном коллективе. Автореф.дисс. .канд.псих.наук, — М., 1985.-23с.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптациячеловека.- Д., «Наука», 1988.- 270 с.
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых.-СПб., 1994.-432с.
- Бибрих P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев, 1990.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М., 2000. 298 с.
- Бодалев A.A. Восприятие человека человеком. -М., 1982.
- Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности.-Л., 1979.- 135 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968.-464 с.
- БСЭ. Т. 1. М. Изд. «Советская энциклопедия», 1970.
- Будякина М.Н., Русалинова A.A. Некоторые вопросы адаптации новичков на производстве. // Человек и общество. -Л., 1971.- Вып. 8.-С.50−52.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности.- М., 1968 268 с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. -СПб., 2000. 351 с.
- Вопросы психической адаптации. -Новосибирск, 1974.
- Воробьева Т.А. Методика определения профпригодности у поступающих в педагогические ВУЗы// Современные проблемы высшей школы.- Л., С. 80−92 .
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М., 1960.
- Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика.// Психология индивидуальных различий: Тексты.- М., 1982.
- Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения// Психологический журнал.-1994.-Т.15, № 3.- С.131−135.
- Гегель Г. Наука логика. Т.1.-М., 1970.- 501 с.
- Геодакян В.А. Дальнейшее развитие генетико-экологической теории дифференциации полов //Математические методы в биологии.-Киев, 1983.- С.46−61.
- Георгиева И.А. Социально психологические факторы адаптации личности в коллективе. Автореф.дисс.. канд.псих.наук.- Л., 1986.-18с.
- Гиоева Е.П. Особенности учебной самооценки студентов первого курса //Психологические условия формирования личности будущего учителя.-М., 1988.- С.177−180.
- Глоточкин А. Д. Каширин В. П. Социально-психологические аспекты самоутверждения личности в коллективе. //Психологический журнал. 1982.-Т.4.- С. 67−77.
- Глоточкин А. Д. О личностной, социально-психологической адаптации человека. // Актуальные психолого педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и ВУЗе. — Тверь., 1994, — С. 102−105.
- Глоточкин А.Д. Социальная психология и практика. Уфа, 2001.-120 с.
- Глоточкин А.Д. О психологической помощи учащимся как важнейшей функции учителя. // Психо-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармонии в развитии личности детей и подростков.- Воронеж, 1993. 18 с.
- Глоточкин А.Д. Психологическая компетентность учителя. // Высшее педагогическое образование, проблемы и перспективы. Л., 1991.
- Гоголева A.B. Динамика формирования студенческого коллектива// Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к. учебномупроцессу в вузе.- Кишинев, 1990.
- Годдфруа Ж. Что такое психология? В 2-х т. Т. 1 М., 1992. 492 с.
- Годдфруа Ж. Что такое психология? В 2-х т. Т. 2. -М., 1992.- 372 с.
- Голубева Т.А. О некоторых проблемах работы психологической службы техникума. // Среднее профессиональное образование.-2002.-№ 7.-С. 37−38.
- Голубева Т.А. Особенности адаптации студентов и их учет в деятельности педагогического персонала. // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в ССУЗе в свете Национальной доктрины образования Р.Ф.-Тверь, 2000.- С. 26−29.
- Голубева Т.А., Романов Ю. М. Формирование системы управления качеством подготовки специалистов со средним специальным образованием в соответствии с ИСО. //Практическая педагогика. -2002.-№ 1.- С. 15−18.
- Горлов О.В. Профессионально психологические качества руководителя в ожиданиях (экспектациях) трудового коллектива.-Тверь, 1998.- 100 с.
- Горошидзе Г. А. Установка и адаптация личности в творческом труде. Автореф.дисс.. канд.псих.наук.-Тбилиси, 1982.- 16 с.
- Гришанов Л.К., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов// Психологические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев, 1990.
- Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению. // Психические состояния. Л., 1981. — С. 91 — 95.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПБ, 2000 — 464 с.
- Диагностика школьной дезадаптации. Под.ред. С. А. Беличевой и др,-М., 1995.-126 с.
- Дичев Т. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека.- М., «Витязь"Д997, — 328 с.
- Дичев Т. Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека.- М., „Медицина“, 1976. -184с.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте.//
- Вопросы психологии.- 1972.- № 2.- С. 25 38.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 1997.-251 с.
- Дубинская В.В., Баскакова З. Л. Мой мир. -М., 1997. 58 с.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики.-М., 1991.- 231 с.
- Дубровина И.В., Портных В. Я. Техникумам психологическую службу.// Специалист. — 1994. — № 5−6. — с. 13−14.
- Душков Б. А. География и психология. Подход к проблемам. М., „Мысль“, 1987.-288с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности.- Минск, Изд. БГУ им. В. И. Ленина, 1986.176 с.
- Егоров Л.Г. Социальная адаптация молодёжи. // Сб. научных статей.-М., ВПА, № 1,1974.
- Ерофеев А. К. Методические принципы психологической диагностики групп. //Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности. Сборник научных трудов. М, 1988.-С.4−15.
- Ершова Н.А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации. Автореф.дисс.канд.псих.наук. -М., 1987.-16 с.
- Жизневский В.П. Социально-психологическая готовность к общению в педагогическом коллективе // Психология. Республиканский межведомственный сборник. Вып. 11. -Минск, 1990. С. 8−13.
- Забродин Ю.М., Глоточкин А. Д., Сосновский Б. А. Базоваяпсихологическая модель учителя. // Педагогическое образование. Высшая школа.- М., 1991.-С.11 17.
- Захарова Л. Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоиндентификации у студентов педвуза //Вопросы психологии.- 1991.- № 2.- С. 60−66.
- Захарова Л.Н., Сергиюк П. И., Кузьминова М. П. Тревога, эмоциональная напряженность и стресс в профессиональной деятельности учителя.// Психология человека в условиях социальной нестабильности.- М., 1994, — С. 178 202 .
- Зотова И. И. .Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. /Методология и методы социальной психологии.- М., „Наука „, 1977.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально -психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения.- М., 1979.- С.232−291.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- Санкт Петербург, 2000. — 512 с.
- История среднего профессионального образования России.-М., 2000.704 с.
- Ихсанов Р.Ф. Социальные ожидания как фактор дезадаптации педагогов общеобразовательных школ. Автореф.дисс.. канд. псих, наук.- Самара, 1999.-16 с.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии.- 1984.- № 4.- С. 89−95.
- Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980.-182с.
- Карварсарский Б.Д. Психотерапия.- М., „Медицина“, 1985. 304 с.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. — 224 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала.- Москва Воронеж, 1996.400 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов -на-Дону, 1996.- 509 с.
- Климов Е.А. Психолого педагогические проблемы профессиональной консультации. -М., Знание, 1983. — 36 с.
- Клюева Н.В., Свистун М. А. Программы социально психологического тренинга. -Ярославль, 1992. — 68 с.
- Ковалев В.В. К клинической дифференциации психического инфантилизма у детей и подростков. // Актуальные проблемы психоневрологического возраста. -М., 1973.
- Ковалев В.В. Психогенные патологические формирования личности у детей и подростков. М., 1976.- 22 с.
- Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психологических заболеваний у детей и подростков. -М., 1985. 287 с.
- Ковтун Л.В. Социальная адаптация личности в условиях межкультурного общения. Автореф. канд. культур, наук.- М., 1999. 9 с.
- Колесов Д.Ф., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка.- М., „Просвещение“, 1986. 80 с.
- Коллектив, личность, общение. Словарь социально психологических понятий./Под ред.Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова.-Л., Лениздат. 1987.-143 с.
- Коломинский Я.Л. Актуальные проблемы формирования у будущих учителей психологической готовности к педагогической деятельности. // Психология. Республиканский межведомственный сборник. Выл. 11.-Минск, 1990 .-С. 88−92.
- Кон И.С. „В поисках себя“. Личность и ее самосознание.- М., Политиздат, 1984. 335 с.
- Кон И.С. НТР И проблемы социализации молодежи.- М, 1977 64 с.
- Кон И. С. Открытие „Я“. -М., 1978. 367 с. 1.
- Кон И. С. Психология ранней юности. -М., Просвещение, 1989.~255с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника.- М., „Просвещение“., 1980. -192 с.
- Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи. //Коммунистическое воспитание студенчества.Ч.2.-Тарту, 1972.-78с.
- Костюк Г. С. Развитие и воспитание.// Общие основы педагогики.-М., 1967,-С. 137- 197.
- Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя.- М., 1999. 120 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителей. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности.- Л., 1967.- 183 с.
- Кузьмина Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в ВУЗах. // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в ВУЗах.- Л., 1970.- С. 47 60.
- Кухарева Т. А. Адаптация молодых специалистов инженеров. Автореф. канд.псих.наук. -Л., 1980. — 19 с.
- Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. -М., 1997.- 446 с.
- Ламков Р.П. Бюджет времени студента педвуза. // Сборник статей по современным проблемам педагогического образования.- М., 1991.- С. 91−96.
- Ларионова Л.И. Взаимосвязь психологической адаптации учащихся в условиях ПТУ и на производстве. Автореф.дисс. канд.псих.наук.-М., 1986.- 16 с.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях.- М., 1989 304 с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. -М., 1964- 344 с.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии. // Вопросы психологии. 1972.-№ 6.-С. 168−173.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. В.М.
- Лещинской.- Киев, 1989.-374 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., Политиздат.1975.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1.- М., 1983.
- Леонтьев А.Н. Педагогическое общение.- М., 1979. 47 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики -М., 1978. 575 с.
- Лесохина Л.Н., Шадрина Т. В. Молодежь и учеба.- М., 1988 62 с.
- Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. -М., 1982.-328 с.
- Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков.- Л., „Медицина“, 1983. 256 с.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений.//Психологический журнал, 1981.- Т.2.- № 1, — С.3−17.
- Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. -М., „Наука“, 1984.-343 с.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения.- М., 1976.-С. 64−93.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. -Петрозаводск, 1992. 318 с.
- Маркарян Э.С. Человеческое общество как особый тип организации./ Вопросы философии.- № 10.- 1971.- С. 64−75.
- Маркова А.К. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. -М., 1983.-64 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя.- М., 1993.- 190 с.
- Матвеев В.Ф., Лебедев A.B. Особенности отношения дезадаптированных подростков к личностным качествам Аодей. //
- Вопросы психологии.- 1984.- № 3.- С. 73−78.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, дезадаптация и недостаточность сердца.-Москва, „Медицина“, 1978.
- Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности.// Ученые записки Пермского педагогического института. Т.77.- Пермь, 1970.
- Милославова И. А. Адаптация как социально-психологическое явление.//Социальная психология и философия. Сборник научных трудов. Вып.2. /Под. Ред. Б. Г. Парыгина.- Л., 1973, — С.111 120.
- Милославова И.А. Адаптивная ситуация и адаптивная потребность в сфере „Личность социальная среда“// Проблемы формирования социогенных потребностей.- Тбилиси, 1974.
- Милославова И. А. Понятие и структура социальной адаптации. Автореф.дисс. .канд.псих.наук., -Л., 1974. 17 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал.-М., 1994- 16 с.
- Молодцова Т.Д. Психолого педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков.- Ростов — на -Дону, 1997.-294с.
- Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педвуза. Автореф.дисс.докт.пед.наук.- Киев, 1983. 22 с.
- Мудрик A.B. Социализация и смутное время.- М., 1991.
- Мудрик A.B. Социализация как социально педагогическое понятие.// Научные труды МПГУ.- М., 1996, — С. 16 — 25.
- Мурзенко В.А. Диагностика и структура эмоционально поведенческих нарушений у так называемых „трудных детей“ в условиях массовой школы. // Эмоциональный стресс и пограничные нервно — психические расстройства.-Л., 1977.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояниепсихологии отношений. // Психологическая наука в СССР. Т.2.- M., I960.- С. 110−125.
- Назарова Е.А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в РФ (Социологический анализ). Автореф.дисс. канд.соц.наук. -M., 1998. 23 с.
- Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности.- Ереван, 1988.-262 с.
- Насырова Г. И. Профессиональная адаптация будущих учителей.//Формирование социально активной личности учителя.-М., 1985.- С.58- 63.
- Немов P.C. Психология. Кн. 1.- М., 2001 .-688с.
- Немов P.C. Психология. Кн.2.- М., 2001.- 606 с.
- Неплох Я.М. Человек, познай себя. Записки психиатра.-СПб, 1991. -206 с.
- Никиреев Е.М., Гаврилова JI.B. Некоторые вопросы изучения потребности в самоутверждении студента педвуза.//Психоло-гические условия формирования личности будущего учителя. -МД988.- С.44−56 .
- Овдей C.B. Проблемы социально психологической, профессиональной адаптации молодых учителей. Дисс. канд.псих.наук.-J1. 1978.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., 1996.-351с.
- Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования.- М., 2000. 448 с.
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей.- М., Онега, 1994.-272 с.
- Оруджев З.А. Психологический анализ динамики профессионального становления студентов педвуза. Автореф. дисс.канд.псих.наук., -М.
- Павлов И.П. ПСС.- Т.З.- Кн.2, — М. -Л., 1951.-240 с.
- Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения.-М., 1993.-30 с.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально оценочная система. -М., Из-во Московского университета, 1991. — 110 с.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука.- М., 1967.
- Педаяс М.И. Методика исследования профессиональной адаптации молодых учителей. // Современная педагогика и школа. Вып.8.- Тарту, 1976.-С. 63−114.
- Петров Б.М. Психологические особенности адаптации студентов педвуза к профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки. Автореф.дисс.канд.псих.наук.- М., 1986.- 16 с.
- Петровский А. В, Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Т.1. Изд. „Феникс“.- Ростов-на-Дону, 1996. -416 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М., 1969.-680 с.
- Платонов К. К. Структура и развитие личности. -М., 1986.- 255 с.
- Платонов К.К. Личность как субъект социальной психологии. // Методические проблемы социальной психологии.- М., 1975.- С. 72 89.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты.Ред.-сост. Д.Я.
- Райгородский М, 2000.-672 с.
- Практическая психология для преподавателей.- М., 1997. 328 с.
- Практическая психология образования ./Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1997.-528 с.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.- М., 2000.
- Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001 2005 годы. — М., 200 125 с.
- Программа развития среднего профессионального образования России на 2000 2005 г.// Среднее профессиональное образование, 2000.- № 4.-С. 6−30.
- Просецкий П.А. Введение в учительскую специальность. -М., 1983. -100 с.
- Просецкий П.А. Социально психологические проблемы учебно -воспитательного коллектива. // Социально — психологические проблемы учебно — воспитательного процесса.- Воронеж, 1970.- С.5−128.
- Профессиональная деятельность молодого учителя.- М., 1982.-145 с.
- Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л., 1976. — 248 с.
- Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца и др. -М., 1983.- 448 с.
- Психологический словарь. Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. Изд. 2-е. -М. Педагогика Пресс, 1996. -440 с.
- Психология современного подростка. Под ред. Фельдштейн Д.И.- М, Педагогика, 1987.
- Райе Р. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб., 2000, — 620 с.
- Растова JI.M. Социальная адаптация личности в коллективе. Дисс.. канд. филос наук.- Барнаул, 1973.- 22 с.
- Раттер М. Помощь трудным детям. / Пер. с англ. О. В. Баженовой. М., 1987.- 420 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст.- М., 1994.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. М. М. Исениной.- М., 1994.- 480 с.
- Роджерс К. Клиентцентрированная терапия.-М.- Киев, 1996. -317 с.
- Ронгинская Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов.- Л., 1987. 16 с.
- Рубин Б. Г, Колесников Ю. С. Студент глазами социолога.- Ростов-на-Дону, 1968. 278с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.- М., 1957. 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы учителя. М.- Л., 1927.
- Савонько Е.И. Личностная адаптация студентов к условиям обучения в ВУЗе и ее роль в академической успешности. // Сборник научных трудов МГПИЯ им. М. Тореза. № 133. М., 1979.- С. 176−197.
- Савонько Е. И. Самооценка и мотивация как факторы социально -психологической адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе.// Сборник научных трудов МГПИЯ им. М. Тореза, — № 162, — М., 1980.-С.164- 175.
- Самойлова В.А. Адаптация молодых специалистов к условиям обучения в ВУЗе.// Сборник научных трудов МГПИЯ им. М. Тореза.№ 162.-М., 1980.-С. 164−175.
- Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой.- Тбилиси, 1989.- 204 с.
- Сартран Т.Н. Психотренинг по общению для учителей и старшеклассников.- М., 1993. 32 с.
- Сафин B.C. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения./Вопросы психологии, 1975.- № 6.- С.62−72.
- Свиридов Н.Я. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Автореф.дисс. .канд.фил.наук.-Л., 1974.-23 с.
- Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства. -Л., ^ „Медицина“, 1987. 184 с.
- Семушина Л. Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 2001.- 272 с.
- Сенокосов Ж.Г. Социально психологическая адаптация молодых специалистов. // Психологические и социальные особенности адаптации студентов.- Ереван. 1973.- С. 109 — 111.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб, 2000.-350с.
- Сидоренков A.B. Направления психолого-педагогического воздействия на учебные группы. // Вопросы психологии.- 1998.- № 4.- С. 21−29.
- Синявский В.В. К вопросу о профессиональной адаптации молодыхспециалистов.// Психологические и социальные особенности адаптации студентов. Ереван, 1973.- С. 109 — 111.
- Синявский В.В. Психолого педагогические вопросы профессиональной адаптации выпускников профтехучилищ. Автореф.дисс.. канд.пед.наук. — М., 1975. — 23 с.
- Сиомичев А.З. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе. Дисс. .канд. псих, наук.- Л., 1985.
- Скубий М.И. Проблемы социальной адаптации молодых сельскихучителей. Автореф.дисс.. канд.псих.наук. -Новосибирск, 1975. 20 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учащихся современной школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976 — 159 с.
- Снегирева Т. А. Понятие „приспособленности“ и проверка на валидность шкалы приспособленности. //Социально психологические проблемы личности и учебно — воспитательный коллектив.- М., 1975.-С.38−50.
- Снегирева Т.А. Процесс социально психологической адаптации в условиях специфики учебной деятельности. Автореф. дисс. .канд.псих.наук.- М., 1978.-23 с.
- Снегирева Т. А. Соотношение субъективных и объективных компонентов социально- психологической адаптированности и дифференциации психофизиологии. М., 1976. — 144 с.
- Снегирева Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции.// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Сборник научных трудов. М., 1987.- С. 89 — 96.
- Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3.- М., 1990. -48 с.
- Социальная педагогика./Под ред. В. Д. Семенова, Б. Н. Алмазова. -Свердловск, 1989.-149 с.
- Социальная психология личности. Отв. ред. М. Л. Бобнева, Е. В. Шорохова.- М., „Наука“, 1979. 344с.
- Социальная психология. /Сост.: Р. И. Мокшанцев, A.B. Мокшанцева. -М, — Новосибирск, 2001.-408 с.
- Социальная психология. Под.ред. А. В. Петровского. М., 1987.-224 с.
- Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. -М., 1983. 287 с.
- Спичак С. Ф. Проблемы адаптации молодого учителя к работе в школе
- Психологические условия формирования личности будущего учителя. -М., 1988.- С.34−43.
- Среднее профессиональное образование в Российской Федерации в 2000 г. Краткий статистический сборник.- М., 2001. — 63 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. -М., 1983. 284 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов на Дону, Изд. „Феникс“. 1997.-736 с.
- Тарабина Н.В. Анализ коллективных эталонов личностного реагирования во фрустрированных ситуациях. // Психологические исследования познавательных процессов личности. -М., 1983.
- Таранов Е.В. Социально психологические проблемы адаптации молодого рабочего. Автореф.дисс. .канд.псих.наук. — М., 1976−25с.
- Трофимова В.Б. К проблеме адаптации студента в педагогическом вузе. //Психологические вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса. Алма-Ата, 1990.
- Уэллс Г. Крах психоанализа. -М.,"Прогресс“, 1968. 288 с.
- Философская энциклопедия.-Т.5. М., 1970.
- Философские проблемы теории адаптации. М., 1975. — 277 с.
- Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова.- М., Политиздат., 1991−560с.
- Философский словарь. Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М., „Советская энциклопедия“, 1983. — 840 с.
- Философский энциклопедический словарь. Ред-сост. Губский Е. Ф. и др.-М., 1997.-576с.
- Форманюк Т.В. „Синдром эмоционального сгорания“ как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии.-1994.- № 6,-С. 57−64.
- Формирование личности в переходный период от подросткового кюношескому возрасту. Под.ред. Дубровиной И.В.- М., Педагогика, 1987.- 184 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М,"Прогресс“, 1990.-360 с.
- Фрейд А. Психология „Я“ и защитные механизмы.-М., 1993. 140 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989. — 455 с.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. -256 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.-М., 1998.-670 с.
- Ханин Ю. Л, Психология общения в совместной деятельности. Дис. док. псих, наук.- Л., 1976.
- Харрисон Д. И др. Стратегия выживания, адаптации, преуспевания. //Социс.- 2001.- № 6.- С. 44 53.
- Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., Баррикот Н. Рейнолдс В. Биология человека.- M., 1 979. -616с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1. М., 1986, — 406 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.2. М., 1986.- 391 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. Пер. с англ. В. В. Старовойтова.- М., „Прогресс“, 1993.- 480 с.
- Хьлл Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб, 1997. 608 с.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения.- М., 1988. -272 с.
- Шадриков В. Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль, 1981.- 71 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.-М., 1982.- 185 с.
- Шадриков В.Д. Психологические проблемы расстановки кадров.- М., 1974.- 48 с.
- Шапкин С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации.//
- Психологический журнал. 1996.- Т. 17.- № 1.- С. 19 -34.
- Шафажинская Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза.- М., 1986. 100 с.
- Шафажинская Н.Е. Психологический анализ саморегуляции личности в процессе социальной адаптации студентов педвуза. Автореф. канд.псих.наук. М., 1982. — 18 с.
- Шафажинская Н.Е. Самооценка как фактор саморегуляции и социально психологической адаптации студентов педагогического ВУЗа. // Психологические проблемы формирования социально — активной личности учителя. — М., 1982, с. 31 — 37.
- Шибутани Т., Социальная психология.М.пПрогресс», 1969. 536с.
- Шикун А.Д., Лейбович Х. И. Эмоции, чувства, стрессы и формирование психологической устойчивости.- Тверь, 1991. 47 с.
- Штроо В.А. Защитные механизмы: от личности к группе. // Вопросы психологии.- 1998.-№ 4.- С. 54−61.
- Шубкин В.Н. Некоторые вопросы адаптации молодежи к труду.// Социальные исследования. М, 1965.
- Щербаков А.И. Психолого педагогическая подготовка учителя -воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе. // Проблемы совершенствования системы психолого — педагогической подготовки учителя. — Л., 1980.- С. 3 — 46.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993. — 331 с.
- Юферева Т.И. Поведение аффективных детей в конфликтной ситуации. // Вопросы психологии.- 1975.-Ж2.- С. 113−123.
- Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979.- 248 с.
- Яценко Т.С. Социально психологическое обучение в подготовке будущих учителей. — Киев, 1987. — 112 с.
- Erikson E.H. Identity. Youth and crisis.-N.Y., 1968.
- Leonhard K. Akzentuirte Personlichkeit. Berlin, 1968. по адаптации студентов нового набора к условиям ССУЗа
- Цель: Способствовать процессу адаптации студентов нового набора посредством развития адаптивных возможностей будущего специалиста в условиях непрерывного профессионального образования. Задачи:
- Изучение личности студента (выявление личностных особенностей, интересов и потребностей студентов, материального положения, условий быта, особенностей семейного воспитания).
- Обеспечение условий для успешной деятельности студентов.
- Формирование первичной самооценки правильности профессионального выбора.
- Блок I Работа со студентами
- Диагностика индивидуальных особенностей первокурсников.
- Ответственные: лаборатория психологического сопровождения, лаборатория воспитания и развития.
- Анализ трудностей с которыми встречаются студенты и их причин.
- Ответственные: лаборатория психологического сопровождения, лаборатория воспитания и развития.
- Мероприятия направленные на ознакомление с особенностями будущей специальности. Серия бесед на тему: «Моя профессия"(качества, необходимые современному специалисту, профессиограмма, самовоспитание ПВК).
- Ответственные: психолог, зав. отделением, зав. библиотекой.
- Серия бесед: „Мой колледж“ (место колледжа в системе непрерывного профессионального образования- история и традиции колледжа (создание музея) — перспективы развития колледжа- педагогический коллектив.
- Ответственные: воспитатели общежитий, кураторы.
- Классные часы об особенностях студенческого коллектива колледжа (Устав колледжа- права и обязанности студентов- основа развития коллектива -сознательная дисциплина- органы самоуправления коллектива колледжа, учебных групп- студенческое самоуправление).
- Ответственные: замдиректора по ВР, студсовет.
- Классные часы „Моя группа“ (личностные и деловые взаимоотношения в группе- конфликты и их предупреждение- характер и особенности внеурочных интересов студентов).
- Ответственные: психолог, кураторы.
- Классные часы, беседы, занятия психолога, часы развития личности по теме: „Учеба“ (учебный план, расписание, режим работы колледжа, кабинетов- работа библиотеки- особенности учебной деятельности в колледже- способы эффективного приобретения знаний.
- Ответственные: психолог, зав. отделениями, кураторы. 8. Организация быта: (благоустройство комнат в общежитии- нормы и правила проживания в общежитии- органы управления общежитием, их функции- режим питания в общежитии).
- Ответственные: воспитатели, зав. общежитиями, коменданты общежитий.
- Организация досуга, вечеров, конкурсов и т. д.
- Блок II Работа с родителями
- Диагностика родительско детских отношений
- Ознакомление родителей с результатами диагностики студентов.
- Ежемесячное информирование родителей об особенностях учебной деятельности и поведения детей.
- Психолого педагогический лекторий для родителей.5. Родительские собрания.
- Ответственные: зав. отделениями, лаборатория воспитания.1. Блок III
- Работа с классными руководителями, кураторами, социальными педагогами, воспитателями общежитий
- Психолого медико — педагогический консилиум.2. Психологический лекторий.3. Методическая учеба.
- Ответственные: зам. директора по воспитательной работе, зав. отделениями, методический кабинет, лаборатория воспитания.
- Повышение квалификации преподавателей по психолого педагогическим проблемам.
- Ответственные: зам. директора по НМР
- Блок1У Работа с преподавателями
- Обсуждение результатов диагностики студентов нового набора.
- Педагогический совет „Адаптация студентов нового набора к условиям техникума“.
- Психолого педагогический лекторий.
- Ответственные: зам. директора по воспитательной работе, зав. отделениями, методический кабинет, лаборатория воспитания.
- Повышение квалификации преподавателей по психолого педагогическим проблемам.
- Ответственные: зам. директора по НМР.1. ПЛАНвоспитательной работы в группах нового набора
- Мероприятия Срок Ответствен.1 2 3 4
- Работа с личными делами студентов (получение первичных сведений о группе) Август Кураторы
- День знаний (линейка, знакомство с группами) 1 сентября администр. зав. отделен., кураторы
- Оформление и выдача студенческих билетов и зачетных книжек 1 неделя сентября учебная часть
- Организация проведения в группах инструктажа по технике безопасности Сентябрь кураторы, инженер по ТБ
- Проведение анкетирования (уточнение данных, выявление интересов и потребностей) Сентябрь кураторы
- Вовлечение студентов в кружки и секции колледжа 1 семестр рук. кружков и секций, кураторы
- Проведение психологической диагностики Сентябрь лаб. психологиче ского сопровождения
- Классные часы: „Учеба“, „Библиотека колледжа“, „Моя профессия“ Сентябрь -декабрь зав. отделениями, зав. библиотекой, психолог
- Организация и проведение часов развития личности: „Мой колледж“: история и традиции колледжа- - педагогический коллектив- колледж в системе профессионального непрерывного образования Сентябрь кураторы, зав. отделениями1 2 3 4
- Индивидуальная работа с родителями: выявление особенностей семейного воспитания- - разрешение проблем по адаптации студентов к учебно — воспитательному процессу колледжа ежемесячно кураторы, зав. отделениями, психолог
- Оформление классной документации: (журнал куратора, характеристики, сводные ведомости) ежемесячно куратор, актив групп, староста
- Посещение занятий в группах нового набора По графику метод, кабинета кураторы, зав. отделениями
- Организация участия студентов групп в выборах членов Студенческого совета колледжа октябрь студенческий совет, администрация1 2 3 4
- Организация материальной помощи студентам групп Ноябрь -июнь кураторы
- Организация участия студентов групп в I туре КВН (Международный день студента) 17 ноября 2000 г. досуговый центр
- Организация и проведение часов развития личности: „Моя группа“ -личностные и деловые отношения в группе- конфликтные ситуации- организация досуга- характер и особенности внеурочных интересов студентов. Ноябрь кураторы, актив групп, кураторы
- Организация дежурства по колледжу По отдел, графику кураторы, актив групп
- Организация беседы студентов с врачом -терапевтом „Профилактика простудных заболеваний“ Ноябрь кураторы
- Организация экскурсий по г. Твери Декабрь педагоги -организаторы25 „50-летие освобождения г. Калинина от немецко фашистских захватчиков“. Организация участия в мероприятиях колледжа. 16 декабря досуговый центр
- Проведение классного собрания „Предварительные итоги обучения в I семестре. Подготовка к экзаменационной сессии“. Декабрь зав. отделением, кураторы
- Проведение новогодних вечеров. Декабрь кураторы, активы групп
- Экзаменационная сессия По учебному плану зав. отделениями, кураторы
- Организация беседы студентов с врачом -наркологом. Январь педагоги организаторы
- Подготовка студентов групп к участию в отборочном туре фестиваля „Студенческая весна“ Февраль кураторы, досуговый центр
- День Святого Валентина. Организация участия студентов группы в мероприятиях колледжа. 14 февраля досуговый центр
- День Защитника Отечества. Организация участия студентов группы в мероприятиях колледжа. 23 февраля досуговый центр
- Посещение краеведческого музея (1 курс) Март педагоги организаторы
- Международный Женский день. Организация участия студентов группы в мероприятиях колледжа. 1 неделя марта досуговый центр
- Организация участия студентов групп в финальном туре фестиваля „Студенческая весна“. Март досуговый центр
- День смеха. Организация участия студентов группы в мероприятиях колледжа. 1 апреля досуговый центр
- Классное собрание „Итоги промежуточной сессии“ 1−2 нед. апреля кураторы, актив групп
- Лекторий для родителей: „Итоги промежуточной сессии. Психологический практикум“ 1−2 нед. апреля психологи, зав. отделениями
- Организация экскурсии в г. Москву Апрель педагоги -организаторы
- Посещение Драматического театра Апрель педагоги -организаторы
- День Победы. Организация участия студентов группы в мероприятиях колледжа. 1 -2 нед. мая досуговый центр
- Проведение собрания в группе „Предварительные итоги за семестр. Подготовка к экзаменационной сессии“. Июнь зав. отделением, кураторы, активы групп
- Лекторий для родителей: „Итоги II семестра. Современная семья. Психологический практикум“. Июнь психологи, зав. отделениями
- Экзаменационная сессия По учебному плану зав. отделением, кураторы, активы групп.
- Министерство образования Российской Федерации
- Тверской государственный индустриально-экономический колледжимени А.Н. Коняева
- ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ ТРЕНИНГОВ1. Тверь 2002
- Программа включает 40 занятий (по 45 минут каждое), которые объединяются в несколько блоков: „Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков“, „Снятие эмоционального дискомфорта" — „Коррекция зависимости от окружающих“ и др.
- В ходе занятий сочетаются разнообразные методы, традиционно используемые в групповой работе: игры, дискуссии, задания, способствующие овладению приемами межличностного общения, самопознанию, формированию адекватной самооценки.
- Организационное обеспечение
- Тренинг проводится 1 раз в неделю. Длительность занятий 1−2 часа. Количество участников 15 — 30 человек.
- Помещение любая классная комната площадью не менее 40 квадратных метров.
- Материальное обеспечение компьютеры (для проведения психодиагностических исследований), стандартизированныепсиходиагностические тесты моделирования, бумага, карандаши, фломастеры, классная доска, мел.1. А.Д. Глоточкин
- СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (по К.К. Платонову)
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
- Блок I. Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков
- Блок II. Снятие эмоционального дискомфорта
- Блок III. Взаимовосприятие и понимание
- Блок У. Развитие уверенности в себе
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА психолого-педагогического изучения личности студента1. Общие сведения1. Ф.И.О.1. Дата рождения1. Место рождения1. Адрес, место жительства1. Место прежней учебы2. Данные о семье
- Ф.И.О., год рождения, образование, место работы отца
- Ф.И.О., год рождения, образование, место работы матери1. Домашний адрес родителей
- Жилищно-бытовые условия семьи
- Особенности семейного воспитания, взаимоотношения в семье, психологическая установка родителей по отношению к детям и детей к родителям
- Влияние сверстников по месту жительства
- Информация о развитии личности
- Проблемы в обучении и воспитании5. Состояние здоровья
- Оценка гармоничности физического развития в соответствии с возрастными нормами1. Перенесенные заболевания1. Хронические заболевания
- Индивидуально-психологические особенности личности (специальность 0601)
- Агрессивность, грубость, (драчливость)1. Локус контроля
- Преобладающий тип темперамента (подчеркнуть)
- Холерик (неуравновешенный, с быстрой скоростью реакции) — Сангвиник (уравновешенный, с быстрой скоростью реакции) — Флегматик (с медленной скоростью реакции) —
- Меланхолик (неуравновешенный, с медленной скоростью реакции). Выводы
- Проявление способностей к профессиональной деятельности1. Годы обучения 1. й 2-й 3-й 4-й1. Человек природа 1. Человек техника 1. Человек человек 1. Человек знак 1. Человек художеств, образ 1. Выводы
- Признаки педагогической запущенности1. Признак Годы обучения 1. й 2-й 3-й 4-й1 2 3 4 5
- Уклонение от учебы вследствие неуспеваемости по большинству предметов- отставания в интеллектуальном развитии — ориентации на другие виды деятельности — отсутствия познавательных интересов
- Общественно-трудовая активность отказ от общественных поручений- пренебрежительное отношение к делам группы — демонстративный отказ от участия в трудовых делах — пренебрежение к общественной собственности
- Девиантность поведения: употребление спиртных напитков- употребление токсичных веществ — тяга к азартным играм — курение — нездоровые сексуальные проявления
- Отклонение в поведении Годы обучения1. й 2-й 3-й 4-й
- Негативизм в оценке явлений действительности Прогулы- Недисциплинированность на занятиях 4. Делинквентность. — Вымогательство Воровство — Нарушение общественного порядка — Развязанность в отношениях к старшим.
- Отношение к воспитательным мероприятиям1. Годы обучения 1. й 2-й 3-й 4-й1. Равнодушное 1. Скептическое 1. Негативное 1. Ожесточенное
- Состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, где, когда поставлен, снят с учета.
- Выводы относительно причин отклонений и возможные пути их устранения
- Особенности учебно-профессиональной деятельности1. Мотивы выбора профессии: — Социальная значимость профессии- Интерес к содержанию труда- Материальная заинтересованность- Привлекательность самого учебного заведения и в чем она выражается
- Принуждение со стороны родителей
- Повышенная требовательность в техникуме Другие мотивы1. Выводы1. Профессиональные интересы
- Посещаемость и успеваемость по предметам
- Занимается в кружке (каком)
- Участвует в технических выставках, конференциях
- Посвящает досуг техническому творчеству1. Занимается в НТЦ
- Обучаемость, уровень сформированности (учебных навыков)1. Годы обучения 1. й 2-й 3-й 4-й
- Отношение к учебе: активно-положительноенейтрально-равнодушное отрицательное
- Умение воспроизвести по образцу способ действия, прием работы
- Тип неуспеваемости: низкая обучаемость в сочетании с положительным отношениемнормальная обучаемость в сочетании с отрицательным отношением
- Положение студента в группе1. Статус Годы обучения 1. й 2-й 3-й 4-й1. Лидер 1. Предпочитаемый 1. Игнорируемый 1. Изолированный 1. Отвергаемый 1. Выводы:
- Дополнительные сведения о студенте
- Выводы о личности студента и применении воспитательных мер
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Тверской государственный индустриально-экономический колледжимени А.Н. Коняева
- ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ ССУЗА В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИХ АДАПТИВНОСТИ1. Тверь 2001
- Данная программа психологической диагностики студентов-первокурсников апробирована в ходе экспериментальной деятельности в сузах г. Твери.
- В основу диагностики положена концепция социально психологической адаптации личности А. Д. Глоточкина концепция структуры личности К. К. Платонова, дополненная А. Д. Глоточкиным.
- Для осуществления поставленных задач нами подобраны соответствующие методики на основе важнейшего принципа организации научного исследования принципа соответствия метода исследования изучаемому явлению, что определяет операциональную валидность.
- Результаты диагностики обсуждались на научно-практической конференции ССУЗов Тверской области в 2001 2002 учебном году.
- СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (по К.К. Платонову)
- Подструктура самоопределения 1) Самооценка Тест „Самооценка“. Методика Л. Д. Столяренко 3−4 неделя сентября 2, с. 475−480. [6, с. 272 274]
- Уровень притязаний Тест „Уровень притязаний“. Методика Л. Д. Столяренко 3−4 неделя сентября 2, с. 277−279. [6, с. 484 485]
- Самоотношение (самоуважение, аутосимпатия, самоуничтожение) Методика исследования самоотношения В. В. Сталина и С. Р. Пантилеева 3−4 неделя сентября 3.
- Подструктура направленности 1) Профессиональные интересы Методика „Дифференциально-диагностический опросник“ (ДДО) Е. А. Климова 3−4 неделя октября 4, с. 569−573. [1,с. 220−222]
- Межличностные отношения Методика Дж. Морено 4 неделя октября 6, с. 538−547.
- Предрасположенность к конфликтному поведению Тест „Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации“ К. Томаса 4 неделя октября 4, с. 470−476. [6, с.552−554]
- Мотивы, потребности, взгляды Анкета См. Прилож.11 2 3 4 5
- Подструктура опыта Учебная деятельность Анализ успешности учебной деятельности 3−4 неделя сентября См. Прилож.2
- Подструктура личностных качеств, связанных с психическими состояниями 1) Тревожность Тест „Исследование тревожности“ Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина 1−2 неделя сентября 6, с. 485−490. [1, с.41−44]
- Агрессивность Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки 1−2 неделя сентября 2, с. 380−384. [5, с.240−246]
- Негативные психические состояния, психологические защиты Проективный тест „Несуществующее животное“ 1−2 неделя сентября 1, с. 62−67. [4, с. 110−117] [7, с. 468−469]
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. -Петрозаводск, 1992.-318с.
- Основы психологии. Практикум /Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д, 1999−576 с.
- Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993. -30с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под.ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000. — 672 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. М., 2001.-КнЛ- 384 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1997, — 736 с.
- Шевандрин Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике. 4.1. Основы общей психодиагностики. Ростов н/Д, 1995 207 с.
- Примерная структура анализа успешности учебной деятельности и адаптации студентов нового набора к учебному процессу
- Особенности мотивационной сферы.
- Наличие и характер учебной мотивации, интерес к основам наук, развитый мотив самообразования, избирательность интересов, обусловленная выбором профессии.
- Особенности познавательной сферы студентов.
- Сформированность важнейших учебных действий: умение выделять существенные и несущественные признаки изучаемых понятий, умение оперировать всей системой данных учебной задачи, умение всесторонне анализировать изучаемый предмет.
- Поведенческая саморегуляция, особенности автономного поведения.
- Каковы первые впечатления Вашего сына (дочери) об учебе в колледже?
- Довольны ли Вы его (ее) успеваемостью за первый месяц учебы?- в целом да- в целом нет
- Как Вы оцениваете степень своего взаимопонимания с сыном (с дочерью): — мы полностью понимаем друг друга- чаще пониманием, чем нет- чаще не понимаем друг друга- я его не понимаю
- Какие проблемы взаимоотношений с сыном (дочерью) волнуют Вас? Спасибо! >¦“<*>¦» о Ла^ол, ,' -и1. Ваша фамилия1. АНКЕТА
- Уважаемые первокурсники! Приглашаем Вас принять участие в опросе о Вашей жизни в нашем учебном заведении. Просим дать искренние ответы на следующие вопросы:
- Если бы Вам снова предстояло выбрать учебное заведение, поступили бы Вы в наш колледж: а) Да- б) Нет- в) Затрудняюсь ответить.
- Что заставляет Вас учиться: а) контроль со стороны родителей-б) контроль со стороны администрации колледжа-в) желание получить стипендию-г) знания необходимы для будущей деятельности-д) интерес к преподавателю-е) желание приносить пользу людям в будущем.
- Хотели бы Вы быть похожим на своих родителей: а) Да- б) Нет- в) Частично.
- С кем Вы предпочитаете проводить свободное время: а) с родителями-б) с друзьями-в) с однокурсниками.
- С кем Вы предпочитаете советоваться в трудную минуту: а) с родителями-б) с друзьями-в) с преподавателями-г) с братьями и сестрами-д) с другими взрослыми.
- Что Вам кажется в жизни наиболее важным: а) дружба- б) любовь- в) семья- г) образование-д) работа- е) деньги.
- В чем заключаются, по Вашему мнению, функции преподавателя: а) замена родителей-б) авторитет, источник знаний-в) власть, распоряжающаяся и наказывающая-г) старший товарищ и друг.
- Предполагаете ли Вы работать в будущем по полученной в колледже профессии: а) Да- б) Нет- в) Не знаю.