Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная деятельность субъектов образования по развитию адаптивности личности студентов-первокурсников ССУЗа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Увеличивается занятость выпускников ССУЗов в рыночной экономике, меняются их роли и функции, повышаются требования к их профессиональной, в том числе и к психологической компетентности, возрастает их роль в сервисном обслуживании населения, в социальной сфере, повышаются и расширяются возможности их участия в сфере малого предпринимательства, в производстве, в обеспечении его… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.стр
  • ГЛАВА I. Концепции адаптации и дезадаптации личности в отечественной и зарубежной психологии. стр
    • 1. 1. Понятие адаптации и адаптивности личности. стр
    • 1. 2. Дезадаптация личности: понятие, причины и последствия. стр
  • ГЛАВА II. Эмпирическое исследование степени соответствия личности первокурсников требованиям условий их жизнедеятельности в
  • ССУЗе.стр
    • II. 1 .Нормативная модель личности студента — первокурсника
  • ССУЗа.стр
    • II. 2. Особенности и трудности деятельности и общения студента -первокурсника.стр
    • II. 3. Реальная модель личности студента-первокурсника адаптацион-| ного периода. стр
  • ГЛАВА III. Условия и пути повышения результативности деятельности субъектов образования по развитию адаптивности личности студентов-первокурсников ССУЗа. стр
    • III. 1. Систематизация путей адаптации первокурсников к условиям ССУЗа. стр
    • III. 2. Результаты реализации Программы по адаптации студентов нового набора к условиям ССУЗа. стр

Профессиональная деятельность субъектов образования по развитию адаптивности личности студентов-первокурсников ССУЗа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кардинальные изменения в социокультурном развитии государства и общества тесно связаны с достижениями в области общего и специального образования. Совершенствование системы непрерывного профессионального образования и ее важного звена — среднего профессионального образования, направленного на подготовку практикоориентированных специалистов, -одно из важнейших условий успешного реформирования страны.

Исследование результативности деятельности субъектов образования средних специальных учебных заведений (ССУЗов) по воспитанию и развитию личности специалиста, проявляющего социальную зрелость и гражданскую активность, способного к адаптации в социуме и профессиональном сообществе, приобретает особую значимость в условиях сопутствующих реформам процессов.

Увеличивается занятость выпускников ССУЗов в рыночной экономике, меняются их роли и функции, повышаются требования к их профессиональной, в том числе и к психологической компетентности, возрастает их роль в сервисном обслуживании населения, в социальной сфере, повышаются и расширяются возможности их участия в сфере малого предпринимательства, в производстве, в обеспечении его административнохозяйственной поддержки. Все это требует пристального внимания к процессу формирования личности профессионала в ССУЗе, построению системы карьерного и, прежде всего, психологического сопровождения профессионального развития специалиста.

Обучение в среднем профессиональном учебном заведении имеет большое значение для формирования позитивной профессиональной мотивации и дальнейшего профессионально — личностного развития специалиста. Учитывая большой удельный вес в образовательных программах производственной практики, его можно рассматривать как процесс, начальный этап профессиональной адаптации специалиста.

Вместе с тем, объективные факторы, среди которых — снижение воспитательной роли семьи, ухудшение состояния здоровья молодежи, рост в молодежной среде наркомании, алкоголизма, преступности и др. — могут стать причиной дезадаптации личности молодого человека, что проявляется в негативных эмоциональных и поведенческих реакциях, низкой успеваемости, нежелании учиться выбранной профессии.

По данным нашего исследования психофизического здоровья первокурсников ССУЗов города Твери почти пятая часть их занимается в специальных медицинских группах или освобождена от занятий по физическому воспитанию в связи с различными хроническими заболеваниями, три пятых части первокурсников испытывают затруднения в учебе в связи с недостаточной школьной подготовкой и нарушениями познавательной сферы личностиежегодно 25 — 26% студентовпервокурсников испытывают затруднения в адаптации к социуму, оказываются не принятыми сверстниками. Особенно остры эти проблемы для студентов, поступивших в ССУЗ на базе основного общего образования.

Актуальность исследования деятельности субъектов образования по развитию адаптивности личности студентов — первокурсников ССУЗа и проблемы адаптации студентов к условиям жизнедеятельности среднего специального профессионального учебного заведения обусловлены:

— реальными потребностями развития среднего профессионального образования (СПО) как важнейшего этапа профессионализации личности;

— необходимостью совершенствования профессиональной деятельности субъектов образования по подготовке конкурентоспособного специалиста в ССУЗе;

— значимостью решения проблем профессионального образования как целенаправленного формирования определенных отношений к профессии и к явлениям окружающего мира, поведения, мировоззрения;

— необходимостью развития и формирования адаптивных возможностей личности студентов в целях сохранения их психосоматического здоровья.

Актуальность проблемы и отсутствие ее научной разработки послужили основанием выбора темы диссертационного исследования.

Объект исследования — профессиональная деятельность субъектов образования ССУЗа по подготовке кадров специалистов среднего звена.

Предмет исследования: психологические особенности деятельности субъектов образовательного процесса ССУЗа, направленные на развитие адаптивности личности студентов — первокурсников.

Цель исследования: выявить и обосновать условия и пути повышения результативности профессиональной деятельности субъектов образования по развитию адаптивности студентов-первокурсников ССУЗа.

Гипотеза исследования: успешной деятельности субъектов образования по развитию адаптивности личности дезадаптированных первокурсников будет способствовать изучение ими выявленных на основе психодиагностики причин личностной дезадаптации и трудностей деятельности и общения студентов — первокурсников.

В соответствии с целью и гипотезой решались задачи:

1. На основе обобщения и анализа взглядов ученых-психологов и собственных исследований по проблемам адаптации и дезадаптации личности выявить причины дезадаптации личности студентов-первокурсников и обосновать приоритетные направления профессиональной деятельности субъектов образования по развитию адаптивности личности студентов-первокурсников ССУЗа.

2. Разработать, апробировать и обосновать Программу психологической диагностики личности студентов первокурсников ССУЗа с целью выявления причин их дезадаптации.

3. Разработать, апробировать и обосновать Программу по адаптации студентов нового набора к условиям ССУЗа, в том числе Программу развития адаптивности студентов — первокурсников посредством системы тренингов.

4. Разработать и провести экспериментальную проверку системы форм и методов деятельности субъектов образования по развитию адаптивности студентов — первокурсников ССУЗа.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе изучалось и оценивалось состояние проблемы. За этот период проанализирована литература по теме (1998 — 2002 г. г.).

На втором этапе проводился эксперимент, в ходе которого осуществлялась исходная психодиагностика, разрабатывались и апробировались программы деятельности субъектов образования по развитию адаптивности личности дезадаптированных первокурсников средних специальных учебных заведений (01 сентября 2000 г. — 30 июня 2002 г.).

На третьем этапе осуществлялась итоговая психодиагностика по тем же критериям и теми же методами, которые применялись в исходной психодиагностике, результаты сравнивались и интерпретировались, проводилось написание диссертации (июль 2002 г. — февраль 2003 г.).

В исследовании участвовало 433 студента — первокурсника ССУЗов города Твери 15−16 летнего возраста, 87 человек — работников ССУЗов (администрация, преподаватели, психологи, кураторы, воспитатели общежитий, врачи).

Методологическую основу исследования составили теоретико-методологические положения отечественных и зарубежных психологов:

— о сущности личности, ее структуре и целостности, ее формировании и саморегуляции в процессе взаимодействия с внешними условиями деятельности и общения (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Е. А. Климов, Я. Л. Коломинский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.);

— исследования по проблеме адаптации и дезадаптации личности (Г.М. Андреева, В. Н. Алмазов, Г. А. Балл, С. А. Беличева, А. Д. Глоточкин, И. В. Дубровина, В. П. Кащенко, И. Г. Лусканова, А. Е. Личко, И. А. Милославова, Л. М. Растова и др.);

Ц — теории подросткового возраста (И.С. Кон, Л. И. Божович, Ж. Пиаже,.

X. Ремшмидт, А. Фрейд, 3. Фрейд, С. Холл, Э. Эриксон и др.);

— теории структурно-функционального анализа профессиональной деятельности (Е.А. Климов, К. К. Платонов, В. Д. Шадриков и др.).

Исследование опирается также на нормативные документы (Программа развития среднего профессионального образования на 2000 — 2005 годы, Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2000 — 2005 годы).

Методы исследования: анализ психологической литературы по теме, наблюдение, беседа, формирующий эксперимент, моделирование, метод ^ тестов, анкетный метод, метод математико-статистической обработки материалов.

Исследование проводилось в течение пяти лет (1998;2003 г. г) на базе трех ССУЗов города Твери (Тверской государственный индустриально-экономический колледж имени А. Н. Коняева, Тверской педагогический колледж, Тверской технологический колледж) и одного — Тверской области.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— в систематизации условий и путей повышения результативности деятельности субъектов образования ССУЗа по развитию адаптивности личности студентов-первокурсников ССУЗа;

— в выявлении причин дезадаптации личности применительно к первокурсникам ССУЗа;

— в разработке, апробации и обосновании комплексной Программы по адаптации первокурсников к условиям ССУЗа как важнейшего направления системы психологического сопровождения учебно — воспитательного процесса в системе среднего профессионального образования;

— в определении деятельности субъектов образования среднего специального учебного заведения по развитию адаптивности студентов-первокурсников как одного из важнейших видов их профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в обогащении психологии труда обобщениями о психологических аспектах профессиональной деятельности субъектов образования (администрации, преподавателей, воспитателей общежития, психологов, кураторов) по развитию адаптивности личности студентов-первокурсников ССУЗов;

— в систематизации условий и путей повышения результативности деятельности субъектов образования по развитию адаптивности личности студентов-первокурсников ССУЗа;

— в разработке нормативной модели студента — первокурсника;

— в систематизации факторов, влияющих на адаптацию и дезадаптацию личности, а также выявление причин дезадаптации первокурсников в условиях ССУЗа;

— в уточнении понятий «адаптация», «адаптивность», «дезадаптация».

Практическая значимость исследования определяется тем, что основные научные результаты, выводы и практические рекомендации внедряются в образовательную деятельность Тверского государственного индустриально-экономического колледжа и других ССУЗов Тверской области. Методические рекомендации по работе со студентами первокурсниками адресованы преподавателям, кураторам, воспитателям общежитий. Они используются в системе повышения квалификации преподавателей и сотрудников ССУЗов.

Достоверность результатов исследования обеспечена их опорой на фундаментальные теоретические положения, использованием комплекса методов, качественным анализом результатов, применением математикостатистической обработки результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Необходимым условием повышения результативности профессиональной деятельности субъектов образования по развитию адаптивности личности студентов-первокурсников является осуществление комплексного психопедагогического и коррекционного воздействия на них с целью устранения деформаций в развитии их личности.

2. Одним из важнейших условий успешности деятельности субъектов образования по развитию адаптивности студентов-первокурсников является повышение их психолого-педагогической компетентности посредством различных форм повышения квалификации и организации исследовательской работы по данным проблемам.

3. Личностную адаптацию правомерно определить как процесс установления личностью оптимальных взаимоотношений со средой. Социально — психологическую дезадаптацию личности целесообразно трактовать как нарушение процесса уравновешивания внутренней среды человека как личности и социума, сопровождающегося изменениями во всех подструктурах и компонентах психологической структуры личности. Адаптивность личности всегда индивидуальна и находит свое выражение в достигнутом результате деятельности, зависит от адаптивных возможностей человека.

4. Применительно к студентам ССУЗа определены две группы причин дезадаптации личности: объективные (негативное воспитательное воздействие микросоциальной среды, трудности во взаимоотношениях с преподавателями, в овладении учебно-профессиональной деятельностью, низкий социальный статус среди сверстников и преподавателей), субъективные (деформации личности, соматические и нервно-психические заболевания).

5. Проявлениями дезадаптации личности студентов-первокурсников следует считать: внешние (нарушения поведения, неуспеваемость, недисциплинированность, грубость, нарушение взаимоотношений с социальным окружением), внутренние (эмоциональный дискомфорт, дисгармонии в развитии личности).

6. Одним из решающих условий повышения результативности деятельности субъектов образования по развитию адаптивности личности первокурсников является изучение ими причин дезадаптации студентов в начальный период обучения в ССУЗе, учет принимаемых мер и их корректировка. Своевременное выявление и устранение причин дезадаптации способствует развитию адаптивности личности первокурсников.

Апробация результатов исследования: результаты диссертационного исследования обсуждались и нашли положительный отклик на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования Тверского государственного университетана межвузовских конференциях студентов и преподавателей педагогического факультета ТвГУ по итогам научно-исследовательской работы (1998, 1999, 2000, 2001, 2002 г. г.) — на научно-практической конференции ССУЗов России Ассоциации «АСТИК» (Тверь, 2002 г.) — на Всероссийских семинарах — совещаниях: «Воспитаниепроблема современного образования в России» (Нижний Новгород, 2001 г.), «Состояние и развитие инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования» (Москва, 2002 г.), «Вариативные воспитательные системы среднего профессионального образования».

Москва, 2002 г.) — на межрегиональной научно-практической конференции «Психология и менеджмент: вчера, сегодня, завтра» (Тверь, 2003 г.) — на заседании Совета директоров ССУЗов Тверской области (Тверь, 2002 г.) — на научнопрактических конференциях Тверского государственного индустриально-экономического колледжа (Тверь, 2001 г.) — на заседаниях педагогических и научно-методических советов Тверского государственного индустриально-экономического колледжа.

Материалы исследований применялись в работе со студентами Тверского государственного индустриально-экономического колледжа.

Реализация Программы по адаптации студентов нового набора к условиям ССУЗа осуществлялась в русле экспериментальной площадки по теме «Условия и пути совершенствования формирования личности специалиста в системе непрерывного профессионального образования» (Приказ МО РФ № 3295 от 17.11.2000 г.).

Основные положения диссертации отражены в семи публикациях [55- 56- 57- 58- 59- 60- 61].

Результаты исследования позволяют сделать следующие теоретические выводы:

1. Личностную адаптацию правомерно определить как процесс установления личностью оптимальных взаимоотношений со средой. Социально — психологическую дезадаптацию личности целесообразно трактовать как нарушение процесса уравновешивания внутренней среды человека как личности и социума, сопровождающегося изменениями во всех подструктурах и компонентах психологической структуры личности. Адаптивность личности всегда индивидуальна и находит свое выражение в достигнутом результате деятельности, зависит от адаптивных возможностей человека.

2. В качестве причин дезадаптации студентов-первокурсников ССУЗа целесообразно выделить следующие: объективные (негативное воспитательное воздействие микросоциальной среды, трудности во взаимоотношениях с преподавателями, в овладении учебно-профессиональной деятельностью, низкий социальный статус среди сверстников и преподавателей), субъективные (деформации личности, соматические и нервно-психические заболевания).

3. Проявляется дезадаптация личности студентов-первокурсников: внешне (нарушения поведения, неуспеваемость, недисциплинированность, грубость, нарушение взаимоотношений с социальным окружением), внутренне (эмоциональный дискомфорт, дисгармонии в развитии личности).

4. Важнейшим условием повышения результативности профессиональной деятельности субъектов образования по развитию адаптивности личности студентов-первокурсников является осуществление комплексного психопедагогического и коррекциоиного воздействия на них с целью устранения деформаций в развитии их личности.

5. Необходимым условием успешности профессиональной деятельности субъектов образования по развитию адаптивности студентов-первокурсников является повышение их психолого-педагогической компетентности посредством различных форм повышения квалификации и организации исследовательской работы по психолого-педагогическим проблемам.

6. Одним из решающих условий повышения результативности деятельности субъектов образования по развитию адаптивности личности первокурсников является изучение ими причин дезадаптации студентов в начальный период обучения в ССУЗе, учет принимаемых мер и их корректировка. Своевременное выявление и устранение причин дезадаптации способствует развитию адаптивности личности первокурсников.

Субъектам образования в аспекте рассматриваемой проблемы предлагаются следующие практические рекомендации:

1) Предложенная в диссертации Программа психологической диагностики личности студента ССУЗа может быть рекомендована для диагностики динамики процесса адаптации первокурсника к условиям жизнедеятельности ССУЗа.

2) Разработанная система деятельности субъектов образования, способствующая развитию адаптивности дезадаптированных студентовпервокурсников, может быть рекомендована для работы в системе СПО.

3) Повышению результативности деятельности субъектов образования по развитию адаптивности студентов-первокурсников ССУЗа способствует работа с семьей, что сохраняет контингент студентов, их психологическое здоровье.

4) Для развития адаптивности личности дезадаптированных студентов — первокурсников целесообразно использовать психологические тренинги, увеличить количество часов на организацию и проведение факультативных курсов, раскрывающих особенности профессии («Введение в специальность» и др.), активизировать исследовательскую деятельность студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

В диссертационном исследовании профессиональной деятельности субъектов образования по развитию личности студентов — первокурсников ССУЗа подтверждена следующая гипотеза: успешной деятельности субъектов образования по развитию адаптивности личности дезадаптированных первокурсников будет способствовать изучение ими выявленных на основе психодиагностики причин личностной дезадаптации и трудностей деятельности и общения студентов — первокурсников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М., 1980.-330с.
  2. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни.- М., «Мысль», 1991. -229 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Типология активностиличности.//Психологический журнал, 1980.- т.6, № 5.- С.3−8. Адаптация к социально экономическим условиям как фактор эффективности общего образования. Методические рекомендации.- Л., 1986.-37с.
  4. Ю.П. Теоретические проблемы мастерства воспитателя современной общеобразовательной школы. Автореф. .дис.пед.наук.-М. -42 с.
  5. Г. Структура личности.- СПб., 1999. 464 с. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства.- М., 1993.-399 с.
  6. Ю.А. Состояния психологической дезадаптации и их компенсация.-, М., 1976. 272 с.
  7. А.Г., Тихоненко В. Я., Бергельсон Л. Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида. // Вопросы психологии, 1981.- № 4.- С. 91−102.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.380 с.
  9. .Г. Проблемы комплексного изучения развития интеллекта личности // Человек и общество. Проблемы интеллектуального развития студенчества.-Л., 1973.
  10. .Г. Человек как предмет познания.- Л., 1968. 333 с. Андреева Г. М. Проблема адаптации студента // Молодежь иобразование. М., 1972.- С. 194 203.
  11. Г. М. Социальная психология.- М., 1988. 430 с.
  12. Д. А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учёбы в вузе. // Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества.-Л., Изд. ЛГУ, 1973, вып. 13.- С. 62−69.
  13. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.-М,"Медицина", 1975.- 447 с.
  14. С.Д. Социальные проблемы адаптации рабочего на промышленном предприятии// Молодежь и труд.- М., 1970.- С. 135−148.
  15. В.Г. Теоретические проблемы адаптации //Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности.- Иркутск, 1986.- С. З -17.
  16. А.Г. Личность как предмет психологического исследования.-М., 1984. 104с.
  17. А.Г. Психология личности. -М., 1990.-367 с.
  18. И.А. Социально психологическая адаптация молодых рабочих в производственном коллективе. Автореф.дисс. .канд.псих.наук.- Л., 1985.-21с.
  19. В.Д. Теория и методология психологического исследования. Уч.пособие.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 60 с.
  20. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии, 1989.- № 1.- С. 92−100.
  21. С.А. Основы превентивной психологии.- М., 1994.-221с.
  22. П.Г. Социально психологические факторы адаптации молодого специалиста в научном коллективе. Автореф.дисс. .канд.псих.наук, — М., 1985.-23с.
  23. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптациячеловека.- Д., «Наука», 1988.- 270 с.
  24. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых.-СПб., 1994.-432с.
  25. P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев, 1990.
  26. М.Р. Организация психологической работы в школе.- М., 2000. 298 с.
  27. A.A. Восприятие человека человеком. -М., 1982.
  28. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности.-Л., 1979.- 135 с.
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968.-464 с.
  30. БСЭ. Т. 1. М. Изд. «Советская энциклопедия», 1970.
  31. М.Н., Русалинова A.A. Некоторые вопросы адаптации новичков на производстве. // Человек и общество. -Л., 1971.- Вып. 8.-С.50−52.
  32. Л.П. Социальная среда и сознание личности.- М., 1968 268 с.
  33. Р., Ричардсон Д. Агрессия. -СПб., 2000. 351 с.
  34. Вопросы психической адаптации. -Новосибирск, 1974.
  35. Т.А. Методика определения профпригодности у поступающих в педагогические ВУЗы// Современные проблемы высшей школы.- Л., С. 80−92 .
  36. Л.С. Развитие высших психических функций.- М., 1960.
  37. П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика.// Психология индивидуальных различий: Тексты.- М., 1982.
  38. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения// Психологический журнал.-1994.-Т.15, № 3.- С.131−135.
  39. Г. Наука логика. Т.1.-М., 1970.- 501 с.
  40. В.А. Дальнейшее развитие генетико-экологической теории дифференциации полов //Математические методы в биологии.-Киев, 1983.- С.46−61.
  41. И.А. Социально психологические факторы адаптации личности в коллективе. Автореф.дисс.. канд.псих.наук.- Л., 1986.-18с.
  42. Е.П. Особенности учебной самооценки студентов первого курса //Психологические условия формирования личности будущего учителя.-М., 1988.- С.177−180.
  43. А. Д. Каширин В. П. Социально-психологические аспекты самоутверждения личности в коллективе. //Психологический журнал. 1982.-Т.4.- С. 67−77.
  44. А. Д. О личностной, социально-психологической адаптации человека. // Актуальные психолого педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и ВУЗе. — Тверь., 1994, — С. 102−105.
  45. А.Д. Социальная психология и практика. Уфа, 2001.-120 с.
  46. А.Д. О психологической помощи учащимся как важнейшей функции учителя. // Психо-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармонии в развитии личности детей и подростков.- Воронеж, 1993. 18 с.
  47. А.Д. Психологическая компетентность учителя. // Высшее педагогическое образование, проблемы и перспективы. Л., 1991.
  48. A.B. Динамика формирования студенческого коллектива// Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к. учебномупроцессу в вузе.- Кишинев, 1990.
  49. . Что такое психология? В 2-х т. Т. 1 М., 1992. 492 с.
  50. . Что такое психология? В 2-х т. Т. 2. -М., 1992.- 372 с.
  51. Т.А. О некоторых проблемах работы психологической службы техникума. // Среднее профессиональное образование.-2002.-№ 7.-С. 37−38.
  52. Т.А. Особенности адаптации студентов и их учет в деятельности педагогического персонала. // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в ССУЗе в свете Национальной доктрины образования Р.Ф.-Тверь, 2000.- С. 26−29.
  53. Т.А., Романов Ю. М. Формирование системы управления качеством подготовки специалистов со средним специальным образованием в соответствии с ИСО. //Практическая педагогика. -2002.-№ 1.- С. 15−18.
  54. О.В. Профессионально психологические качества руководителя в ожиданиях (экспектациях) трудового коллектива.-Тверь, 1998.- 100 с.
  55. Г. А. Установка и адаптация личности в творческом труде. Автореф.дисс.. канд.псих.наук.-Тбилиси, 1982.- 16 с.
  56. Л.К., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов// Психологические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев, 1990.
  57. Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению. // Психические состояния. Л., 1981. — С. 91 — 95.
  58. Н.В. Психология конфликта. СПБ, 2000 — 464 с.
  59. Диагностика школьной дезадаптации. Под.ред. С. А. Беличевой и др,-М., 1995.-126 с.
  60. Т. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека.- М., «Витязь"Д997, — 328 с.
  61. Т. Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека.- М., „Медицина“, 1976. -184с.
  62. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте.//
  63. Вопросы психологии.- 1972.- № 2.- С. 25 38.
  64. В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 1997.-251 с.
  65. В.В., Баскакова З. Л. Мой мир. -М., 1997. 58 с.
  66. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики.-М., 1991.- 231 с.
  67. И.В., Портных В. Я. Техникумам психологическую службу.// Специалист. — 1994. — № 5−6. — с. 13−14.
  68. . А. География и психология. Подход к проблемам. М., „Мысль“, 1987.-288с.
  69. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности.- Минск, Изд. БГУ им. В. И. Ленина, 1986.176 с.
  70. Л.Г. Социальная адаптация молодёжи. // Сб. научных статей.-М., ВПА, № 1,1974.
  71. А. К. Методические принципы психологической диагностики групп. //Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности. Сборник научных трудов. М, 1988.-С.4−15.
  72. Н.А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации. Автореф.дисс.канд.псих.наук. -М., 1987.-16 с.
  73. В.П. Социально-психологическая готовность к общению в педагогическом коллективе // Психология. Республиканский межведомственный сборник. Вып. 11. -Минск, 1990. С. 8−13.
  74. Ю.М., Глоточкин А. Д., Сосновский Б. А. Базоваяпсихологическая модель учителя. // Педагогическое образование. Высшая школа.- М., 1991.-С.11 17.
  75. Л. Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоиндентификации у студентов педвуза //Вопросы психологии.- 1991.- № 2.- С. 60−66.
  76. Л.Н., Сергиюк П. И., Кузьминова М. П. Тревога, эмоциональная напряженность и стресс в профессиональной деятельности учителя.// Психология человека в условиях социальной нестабильности.- М., 1994, — С. 178 202 .
  77. И. И. .Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. /Методология и методы социальной психологии.- М., „Наука „, 1977.
  78. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально -психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения.- М., 1979.- С.232−291.
  79. Е.П. Мотивация и мотивы.- Санкт Петербург, 2000. — 512 с.
  80. История среднего профессионального образования России.-М., 2000.704 с.
  81. Р.Ф. Социальные ожидания как фактор дезадаптации педагогов общеобразовательных школ. Автореф.дисс.. канд. псих, наук.- Самара, 1999.-16 с.
  82. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии.- 1984.- № 4.- С. 89−95.
  83. В. П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980.-182с.
  84. .Д. Психотерапия.- М., „Медицина“, 1985. 304 с.
  85. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. — 224 с.
  86. Е.А. Психология профессионала.- Москва Воронеж, 1996.400 с.
  87. Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов -на-Дону, 1996.- 509 с.
  88. Е.А. Психолого педагогические проблемы профессиональной консультации. -М., Знание, 1983. — 36 с.
  89. Н.В., Свистун М. А. Программы социально психологического тренинга. -Ярославль, 1992. — 68 с.
  90. В.В. К клинической дифференциации психического инфантилизма у детей и подростков. // Актуальные проблемы психоневрологического возраста. -М., 1973.
  91. В.В. Психогенные патологические формирования личности у детей и подростков. М., 1976.- 22 с.
  92. В.В. Семиотика и диагностика психологических заболеваний у детей и подростков. -М., 1985. 287 с.
  93. Л.В. Социальная адаптация личности в условиях межкультурного общения. Автореф. канд. культур, наук.- М., 1999. 9 с.
  94. Д.Ф., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка.- М., „Просвещение“, 1986. 80 с.
  95. Коллектив, личность, общение. Словарь социально психологических понятий./Под ред.Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова.-Л., Лениздат. 1987.-143 с.
  96. Я.Л. Актуальные проблемы формирования у будущих учителей психологической готовности к педагогической деятельности. // Психология. Республиканский межведомственный сборник. Выл. 11.-Минск, 1990 .-С. 88−92.
  97. Кон И.С. „В поисках себя“. Личность и ее самосознание.- М., Политиздат, 1984. 335 с.
  98. Кон И.С. НТР И проблемы социализации молодежи.- М, 1977 64 с.
  99. Кон И. С. Открытие „Я“. -М., 1978. 367 с. 1.
  100. Кон И. С. Психология ранней юности. -М., Просвещение, 1989.~255с.
  101. Кон И. С. Психология старшеклассника.- М., „Просвещение“., 1980. -192 с.
  102. Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи. //Коммунистическое воспитание студенчества.Ч.2.-Тарту, 1972.-78с.
  103. Г. С. Развитие и воспитание.// Общие основы педагогики.-М., 1967,-С. 137- 197.
  104. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя.- М., 1999. 120 с.
  105. Н.В. Очерки психологии труда учителей. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности.- Л., 1967.- 183 с.
  106. Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в ВУЗах. // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в ВУЗах.- Л., 1970.- С. 47 60.
  107. Т. А. Адаптация молодых специалистов инженеров. Автореф. канд.псих.наук. -Л., 1980. — 19 с.
  108. А.Ф. Избранные труды по психологии. -М., 1997.- 446 с.
  109. Р.П. Бюджет времени студента педвуза. // Сборник статей по современным проблемам педагогического образования.- М., 1991.- С. 91−96.
  110. Л.И. Взаимосвязь психологической адаптации учащихся в условиях ПТУ и на производстве. Автореф.дисс. канд.псих.наук.-М., 1986.- 16 с.
  111. В.И. Личность в экстремальных условиях.- М., 1989 304 с.
  112. Н.Д. О психических состояниях человека. -М., 1964- 344 с.
  113. Н.Д. Психическое состояние агрессии. // Вопросы психологии. 1972.-№ 6.-С. 168−173.
  114. К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. В.М.
  115. Лещинской.- Киев, 1989.-374 с.
  116. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., Политиздат.1975.-304 с.
  117. А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1.- М., 1983.
  118. А.Н. Педагогическое общение.- М., 1979. 47 с.
  119. А.Н. Проблемы развития психики -М., 1978. 575 с.
  120. Л.Н., Шадрина Т. В. Молодежь и учеба.- М., 1988 62 с.
  121. Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. -М., 1982.-328 с.
  122. А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков.- Л., „Медицина“, 1983. 256 с.
  123. .Ф. Личность в системе общественных отношений.//Психологический журнал, 1981.- Т.2.- № 1, — С.3−17.
  124. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. -М., „Наука“, 1984.-343 с.
  125. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения.- М., 1976.-С. 64−93.
  126. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. -Петрозаводск, 1992. 318 с.
  127. Э.С. Человеческое общество как особый тип организации./ Вопросы философии.- № 10.- 1971.- С. 64−75.
  128. А.К. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. -М., 1983.-64 с.
  129. А.К. Психология труда учителя.- М., 1993.- 190 с.
  130. В.Ф., Лебедев A.B. Особенности отношения дезадаптированных подростков к личностным качествам Аодей. //
  131. Вопросы психологии.- 1984.- № 3.- С. 73−78.
  132. Ф.З. Адаптация, дезадаптация и недостаточность сердца.-Москва, „Медицина“, 1978.
  133. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности.// Ученые записки Пермского педагогического института. Т.77.- Пермь, 1970.
  134. И. А. Адаптация как социально-психологическое явление.//Социальная психология и философия. Сборник научных трудов. Вып.2. /Под. Ред. Б. Г. Парыгина.- Л., 1973, — С.111 120.
  135. И.А. Адаптивная ситуация и адаптивная потребность в сфере „Личность социальная среда“// Проблемы формирования социогенных потребностей.- Тбилиси, 1974.
  136. И. А. Понятие и структура социальной адаптации. Автореф.дисс. .канд.псих.наук., -Л., 1974. 17 с.
  137. Л.М. Учитель как личность и профессионал.-М., 1994- 16 с.
  138. Т.Д. Психолого педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков.- Ростов — на -Дону, 1997.-294с.
  139. А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педвуза. Автореф.дисс.докт.пед.наук.- Киев, 1983. 22 с.
  140. A.B. Социализация и смутное время.- М., 1991.
  141. A.B. Социализация как социально педагогическое понятие.// Научные труды МПГУ.- М., 1996, — С. 16 — 25.
  142. В.А. Диагностика и структура эмоционально поведенческих нарушений у так называемых „трудных детей“ в условиях массовой школы. // Эмоциональный стресс и пограничные нервно — психические расстройства.-Л., 1977.
  143. В.Н. Основные проблемы и современное состояниепсихологии отношений. // Психологическая наука в СССР. Т.2.- M., I960.- С. 110−125.
  144. Е.А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в РФ (Социологический анализ). Автореф.дисс. канд.соц.наук. -M., 1998. 23 с.
  145. А. А. Социально-психическая адаптация личности.- Ереван, 1988.-262 с.
  146. Г. И. Профессиональная адаптация будущих учителей.//Формирование социально активной личности учителя.-М., 1985.- С.58- 63.
  147. P.C. Психология. Кн. 1.- М., 2001 .-688с.
  148. P.C. Психология. Кн.2.- М., 2001.- 606 с.
  149. Я.М. Человек, познай себя. Записки психиатра.-СПб, 1991. -206 с.
  150. Е.М., Гаврилова JI.B. Некоторые вопросы изучения потребности в самоутверждении студента педвуза.//Психоло-гические условия формирования личности будущего учителя. -МД988.- С.44−56 .
  151. C.B. Проблемы социально психологической, профессиональной адаптации молодых учителей. Дисс. канд.псих.наук.-J1. 1978.
  152. Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., 1996.-351с.
  153. Р.В. Технология практического психолога образования.- М., 2000. 448 с.
  154. В.Б. Практическая психология для учителей.- М., Онега, 1994.-272 с.
  155. З.А. Психологический анализ динамики профессионального становления студентов педвуза. Автореф. дисс.канд.псих.наук., -М.
  156. И.П. ПСС.- Т.З.- Кн.2, — М. -Л., 1951.-240 с.
  157. С.Р. Методика исследования самоотношения.-М., 1993.-30 с.
  158. С.Р. Самоотношение как эмоционально оценочная система. -М., Из-во Московского университета, 1991. — 110 с.
  159. .Д. Социальная психология как наука.- М., 1967.
  160. М.И. Методика исследования профессиональной адаптации молодых учителей. // Современная педагогика и школа. Вып.8.- Тарту, 1976.-С. 63−114.
  161. .М. Психологические особенности адаптации студентов педвуза к профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки. Автореф.дисс.канд.псих.наук.- М., 1986.- 16 с.
  162. Петровский А. В, Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Т.1. Изд. „Феникс“.- Ростов-на-Дону, 1996. -416 с.
  163. . Избранные психологические труды. -М., 1969.-680 с.
  164. К. К. Структура и развитие личности. -М., 1986.- 255 с.
  165. К.К. Личность как субъект социальной психологии. // Методические проблемы социальной психологии.- М., 1975.- С. 72 89.
  166. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.Ред.-сост. Д.Я.
  167. Райгородский М, 2000.-672 с.
  168. Практическая психология для преподавателей.- М., 1997. 328 с.
  169. Практическая психология образования ./Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1997.-528 с.
  170. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.- М., 2000.
  171. Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001 2005 годы. — М., 200 125 с.
  172. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000 2005 г.// Среднее профессиональное образование, 2000.- № 4.-С. 6−30.
  173. П.А. Введение в учительскую специальность. -М., 1983. -100 с.
  174. П.А. Социально психологические проблемы учебно -воспитательного коллектива. // Социально — психологические проблемы учебно — воспитательного процесса.- Воронеж, 1970.- С.5−128.
  175. Профессиональная деятельность молодого учителя.- М., 1982.-145 с.
  176. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л., 1976. — 248 с.
  177. Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца и др. -М., 1983.- 448 с.
  178. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. Изд. 2-е. -М. Педагогика Пресс, 1996. -440 с.
  179. Психология современного подростка. Под ред. Фельдштейн Д.И.- М, Педагогика, 1987.
  180. Р. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб., 2000, — 620 с.
  181. JI.M. Социальная адаптация личности в коллективе. Дисс.. канд. филос наук.- Барнаул, 1973.- 22 с.
  182. М. Помощь трудным детям. / Пер. с англ. О. В. Баженовой. М., 1987.- 420 с.
  183. X. Подростковый и юношеский возраст.- М., 1994.
  184. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. М. М. Исениной.- М., 1994.- 480 с.
  185. К. Клиентцентрированная терапия.-М.- Киев, 1996. -317 с.
  186. Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов.- Л., 1987. 16 с.
  187. Рубин Б. Г, Колесников Ю. С. Студент глазами социолога.- Ростов-на-Дону, 1968. 278с.
  188. С.Л. Бытие и сознание.- М., 1957. 328 с.
  189. С.Л. Проблемы учителя. М.- Л., 1927.
  190. Е.И. Личностная адаптация студентов к условиям обучения в ВУЗе и ее роль в академической успешности. // Сборник научных трудов МГПИЯ им. М. Тореза. № 133. М., 1979.- С. 176−197.
  191. Савонько Е. И. Самооценка и мотивация как факторы социально -психологической адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе.// Сборник научных трудов МГПИЯ им. М. Тореза, — № 162, — М., 1980.-С.164- 175.
  192. В.А. Адаптация молодых специалистов к условиям обучения в ВУЗе.// Сборник научных трудов МГПИЯ им. М. Тореза.№ 162.-М., 1980.-С. 164−175.
  193. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой.- Тбилиси, 1989.- 204 с.
  194. Т.Н. Психотренинг по общению для учителей и старшеклассников.- М., 1993. 32 с.
  195. B.C. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения./Вопросы психологии, 1975.- № 6.- С.62−72.
  196. Н.Я. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Автореф.дисс. .канд.фил.наук.-Л., 1974.-23 с.
  197. С.Б. Предболезненные психические расстройства. -Л., ^ „Медицина“, 1987. 184 с.
  198. Л. Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 2001.- 272 с.
  199. .Г. Социально психологическая адаптация молодых специалистов. // Психологические и социальные особенности адаптации студентов.- Ереван. 1973.- С. 109 — 111.
  200. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб, 2000.-350с.
  201. A.B. Направления психолого-педагогического воздействия на учебные группы. // Вопросы психологии.- 1998.- № 4.- С. 21−29.
  202. В.В. К вопросу о профессиональной адаптации молодыхспециалистов.// Психологические и социальные особенности адаптации студентов. Ереван, 1973.- С. 109 — 111.
  203. В.В. Психолого педагогические вопросы профессиональной адаптации выпускников профтехучилищ. Автореф.дисс.. канд.пед.наук. — М., 1975. — 23 с.
  204. А.З. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе. Дисс. .канд. псих, наук.- Л., 1985.
  205. М.И. Проблемы социальной адаптации молодых сельскихучителей. Автореф.дисс.. канд.псих.наук. -Новосибирск, 1975. 20 с.
  206. В.А. Формирование личности учащихся современной школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976 — 159 с.
  207. Т. А. Понятие „приспособленности“ и проверка на валидность шкалы приспособленности. //Социально психологические проблемы личности и учебно — воспитательный коллектив.- М., 1975.-С.38−50.
  208. Т.А. Процесс социально психологической адаптации в условиях специфики учебной деятельности. Автореф. дисс. .канд.псих.наук.- М., 1978.-23 с.
  209. Т. А. Соотношение субъективных и объективных компонентов социально- психологической адаптированности и дифференциации психофизиологии. М., 1976. — 144 с.
  210. Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции.// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Сборник научных трудов. М., 1987.- С. 89 — 96.
  211. Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3.- М., 1990. -48 с.
  212. Социальная педагогика./Под ред. В. Д. Семенова, Б. Н. Алмазова. -Свердловск, 1989.-149 с.
  213. Социальная психология личности. Отв. ред. М. Л. Бобнева, Е. В. Шорохова.- М., „Наука“, 1979. 344с.
  214. Социальная психология. /Сост.: Р. И. Мокшанцев, A.B. Мокшанцева. -М, — Новосибирск, 2001.-408 с.
  215. Социальная психология. Под.ред. А. В. Петровского. М., 1987.-224 с.
  216. Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. -М., 1983. 287 с.
  217. С. Ф. Проблемы адаптации молодого учителя к работе в школе
  218. Психологические условия формирования личности будущего учителя. -М., 1988.- С.34−43.
  219. Среднее профессиональное образование в Российской Федерации в 2000 г. Краткий статистический сборник.- М., 2001. — 63 с.
  220. В.В. Самосознание личности. -М., 1983. 284 с.
  221. Л.Д. Основы психологии.- Ростов на Дону, Изд. „Феникс“. 1997.-736 с.
  222. Н.В. Анализ коллективных эталонов личностного реагирования во фрустрированных ситуациях. // Психологические исследования познавательных процессов личности. -М., 1983.
  223. Е.В. Социально психологические проблемы адаптации молодого рабочего. Автореф.дисс. .канд.псих.наук. — М., 1976−25с.
  224. В.Б. К проблеме адаптации студента в педагогическом вузе. //Психологические вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса. Алма-Ата, 1990.
  225. Г. Крах психоанализа. -М.,"Прогресс“, 1968. 288 с.
  226. Философская энциклопедия.-Т.5. М., 1970.
  227. Философские проблемы теории адаптации. М., 1975. — 277 с.
  228. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова.- М., Политиздат., 1991−560с.
  229. Философский словарь. Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М., „Советская энциклопедия“, 1983. — 840 с.
  230. Философский энциклопедический словарь. Ред-сост. Губский Е. Ф. и др.-М., 1997.-576с.
  231. Т.В. „Синдром эмоционального сгорания“ как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии.-1994.- № 6,-С. 57−64.
  232. Формирование личности в переходный период от подросткового кюношескому возрасту. Под.ред. Дубровиной И.В.- М., Педагогика, 1987.- 184 с.
  233. В. Человек в поисках смысла. М,"Прогресс“, 1990.-360 с.
  234. А. Психология „Я“ и защитные механизмы.-М., 1993. 140 с.
  235. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989. — 455 с.
  236. Э. Человек для себя. Минск, 1992. -256 с.
  237. Э. Анатомия человеческой деструктивности.-М., 1998.-670 с.
  238. Ханин Ю. Л, Психология общения в совместной деятельности. Дис. док. псих, наук.- Л., 1976.
  239. Д. И др. Стратегия выживания, адаптации, преуспевания. //Социс.- 2001.- № 6.- С. 44 53.
  240. Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., Баррикот Н. Рейнолдс В. Биология человека.- M., 1 979. -616с.
  241. X. Мотивация и деятельность. Т.1. М., 1986, — 406 с.
  242. X. Мотивация и деятельность. Т.2. М., 1986.- 391 с.
  243. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. Пер. с англ. В. В. Старовойтова.- М., „Прогресс“, 1993.- 480 с.
  244. Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб, 1997. 608 с.
  245. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения.- М., 1988. -272 с.
  246. В. Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль, 1981.- 71 с.
  247. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.-М., 1982.- 185 с.
  248. В.Д. Психологические проблемы расстановки кадров.- М., 1974.- 48 с.
  249. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации.//
  250. Психологический журнал. 1996.- Т. 17.- № 1.- С. 19 -34.
  251. Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза.- М., 1986. 100 с.
  252. Н.Е. Психологический анализ саморегуляции личности в процессе социальной адаптации студентов педвуза. Автореф. канд.псих.наук. М., 1982. — 18 с.
  253. Н.Е. Самооценка как фактор саморегуляции и социально психологической адаптации студентов педагогического ВУЗа. // Психологические проблемы формирования социально — активной личности учителя. — М., 1982, с. 31 — 37.
  254. Т., Социальная психология.М.пПрогресс», 1969. 536с.
  255. А.Д., Лейбович Х. И. Эмоции, чувства, стрессы и формирование психологической устойчивости.- Тверь, 1991. 47 с.
  256. В.А. Защитные механизмы: от личности к группе. // Вопросы психологии.- 1998.-№ 4.- С. 54−61.
  257. В.Н. Некоторые вопросы адаптации молодежи к труду.// Социальные исследования. М, 1965.
  258. А.И. Психолого педагогическая подготовка учителя -воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе. // Проблемы совершенствования системы психолого — педагогической подготовки учителя. — Л., 1980.- С. 3 — 46.
  259. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993. — 331 с.
  260. Т.И. Поведение аффективных детей в конфликтной ситуации. // Вопросы психологии.- 1975.-Ж2.- С. 113−123.
  261. В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979.- 248 с.
  262. Т.С. Социально психологическое обучение в подготовке будущих учителей. — Киев, 1987. — 112 с.
  263. Erikson E.H. Identity. Youth and crisis.-N.Y., 1968.
  264. Leonhard K. Akzentuirte Personlichkeit. Berlin, 1968. по адаптации студентов нового набора к условиям ССУЗа
  265. Цель: Способствовать процессу адаптации студентов нового набора посредством развития адаптивных возможностей будущего специалиста в условиях непрерывного профессионального образования. Задачи:
  266. Изучение личности студента (выявление личностных особенностей, интересов и потребностей студентов, материального положения, условий быта, особенностей семейного воспитания).
  267. Обеспечение условий для успешной деятельности студентов.
  268. Формирование первичной самооценки правильности профессионального выбора.
  269. Блок I Работа со студентами
  270. Диагностика индивидуальных особенностей первокурсников.
  271. Ответственные: лаборатория психологического сопровождения, лаборатория воспитания и развития.
  272. Анализ трудностей с которыми встречаются студенты и их причин.
  273. Ответственные: лаборатория психологического сопровождения, лаборатория воспитания и развития.
  274. Мероприятия направленные на ознакомление с особенностями будущей специальности. Серия бесед на тему: «Моя профессия"(качества, необходимые современному специалисту, профессиограмма, самовоспитание ПВК).
  275. Ответственные: психолог, зав. отделением, зав. библиотекой.
  276. Серия бесед: „Мой колледж“ (место колледжа в системе непрерывного профессионального образования- история и традиции колледжа (создание музея) — перспективы развития колледжа- педагогический коллектив.
  277. Ответственные: воспитатели общежитий, кураторы.
  278. Классные часы об особенностях студенческого коллектива колледжа (Устав колледжа- права и обязанности студентов- основа развития коллектива -сознательная дисциплина- органы самоуправления коллектива колледжа, учебных групп- студенческое самоуправление).
  279. Ответственные: замдиректора по ВР, студсовет.
  280. Классные часы „Моя группа“ (личностные и деловые взаимоотношения в группе- конфликты и их предупреждение- характер и особенности внеурочных интересов студентов).
  281. Ответственные: психолог, кураторы.
  282. Классные часы, беседы, занятия психолога, часы развития личности по теме: „Учеба“ (учебный план, расписание, режим работы колледжа, кабинетов- работа библиотеки- особенности учебной деятельности в колледже- способы эффективного приобретения знаний.
  283. Ответственные: психолог, зав. отделениями, кураторы. 8. Организация быта: (благоустройство комнат в общежитии- нормы и правила проживания в общежитии- органы управления общежитием, их функции- режим питания в общежитии).
  284. Ответственные: воспитатели, зав. общежитиями, коменданты общежитий.
  285. Организация досуга, вечеров, конкурсов и т. д.
  286. Блок II Работа с родителями
  287. Диагностика родительско детских отношений
  288. Ознакомление родителей с результатами диагностики студентов.
  289. Ежемесячное информирование родителей об особенностях учебной деятельности и поведения детей.
  290. Психолого педагогический лекторий для родителей.5. Родительские собрания.
  291. Ответственные: зав. отделениями, лаборатория воспитания.1. Блок III
  292. Работа с классными руководителями, кураторами, социальными педагогами, воспитателями общежитий
  293. Психолого медико — педагогический консилиум.2. Психологический лекторий.3. Методическая учеба.
  294. Ответственные: зам. директора по воспитательной работе, зав. отделениями, методический кабинет, лаборатория воспитания.
  295. Повышение квалификации преподавателей по психолого педагогическим проблемам.
  296. Ответственные: зам. директора по НМР
  297. Блок1У Работа с преподавателями
  298. Обсуждение результатов диагностики студентов нового набора.
  299. Педагогический совет „Адаптация студентов нового набора к условиям техникума“.
  300. Психолого педагогический лекторий.
  301. Ответственные: зам. директора по воспитательной работе, зав. отделениями, методический кабинет, лаборатория воспитания.
  302. Повышение квалификации преподавателей по психолого педагогическим проблемам.
  303. Ответственные: зам. директора по НМР.1. ПЛАНвоспитательной работы в группах нового набора
  304. Мероприятия Срок Ответствен.1 2 3 4
  305. Работа с личными делами студентов (получение первичных сведений о группе) Август Кураторы
  306. День знаний (линейка, знакомство с группами) 1 сентября администр. зав. отделен., кураторы
  307. Оформление и выдача студенческих билетов и зачетных книжек 1 неделя сентября учебная часть
  308. Организация проведения в группах инструктажа по технике безопасности Сентябрь кураторы, инженер по ТБ
  309. Проведение анкетирования (уточнение данных, выявление интересов и потребностей) Сентябрь кураторы
  310. Вовлечение студентов в кружки и секции колледжа 1 семестр рук. кружков и секций, кураторы
  311. Проведение психологической диагностики Сентябрь лаб. психологиче ского сопровождения
  312. Классные часы: „Учеба“, „Библиотека колледжа“, „Моя профессия“ Сентябрь -декабрь зав. отделениями, зав. библиотекой, психолог
  313. Организация и проведение часов развития личности: „Мой колледж“: история и традиции колледжа- - педагогический коллектив- колледж в системе профессионального непрерывного образования Сентябрь кураторы, зав. отделениями1 2 3 4
  314. Индивидуальная работа с родителями: выявление особенностей семейного воспитания- - разрешение проблем по адаптации студентов к учебно — воспитательному процессу колледжа ежемесячно кураторы, зав. отделениями, психолог
  315. Оформление классной документации: (журнал куратора, характеристики, сводные ведомости) ежемесячно куратор, актив групп, староста
  316. Посещение занятий в группах нового набора По графику метод, кабинета кураторы, зав. отделениями
  317. Организация участия студентов групп в выборах членов Студенческого совета колледжа октябрь студенческий совет, администрация1 2 3 4
  318. Организация материальной помощи студентам групп Ноябрь -июнь кураторы
  319. Организация участия студентов групп в I туре КВН (Международный день студента) 17 ноября 2000 г. досуговый центр
  320. Организация и проведение часов развития личности: „Моя группа“ -личностные и деловые отношения в группе- конфликтные ситуации- организация досуга- характер и особенности внеурочных интересов студентов. Ноябрь кураторы, актив групп, кураторы
  321. Организация дежурства по колледжу По отдел, графику кураторы, актив групп
  322. Организация беседы студентов с врачом -терапевтом „Профилактика простудных заболеваний“ Ноябрь кураторы
  323. Организация экскурсий по г. Твери Декабрь педагоги -организаторы25 „50-летие освобождения г. Калинина от немецко фашистских захватчиков“. Организация участия в мероприятиях колледжа. 16 декабря досуговый центр
  324. Проведение классного собрания „Предварительные итоги обучения в I семестре. Подготовка к экзаменационной сессии“. Декабрь зав. отделением, кураторы
  325. Проведение новогодних вечеров. Декабрь кураторы, активы групп
  326. Экзаменационная сессия По учебному плану зав. отделениями, кураторы
  327. Организация беседы студентов с врачом -наркологом. Январь педагоги организаторы
  328. Подготовка студентов групп к участию в отборочном туре фестиваля „Студенческая весна“ Февраль кураторы, досуговый центр
  329. День Святого Валентина. Организация участия студентов группы в мероприятиях колледжа. 14 февраля досуговый центр
  330. День Защитника Отечества. Организация участия студентов группы в мероприятиях колледжа. 23 февраля досуговый центр
  331. Посещение краеведческого музея (1 курс) Март педагоги организаторы
  332. Международный Женский день. Организация участия студентов группы в мероприятиях колледжа. 1 неделя марта досуговый центр
  333. Организация участия студентов групп в финальном туре фестиваля „Студенческая весна“. Март досуговый центр
  334. День смеха. Организация участия студентов группы в мероприятиях колледжа. 1 апреля досуговый центр
  335. Классное собрание „Итоги промежуточной сессии“ 1−2 нед. апреля кураторы, актив групп
  336. Лекторий для родителей: „Итоги промежуточной сессии. Психологический практикум“ 1−2 нед. апреля психологи, зав. отделениями
  337. Организация экскурсии в г. Москву Апрель педагоги -организаторы
  338. Посещение Драматического театра Апрель педагоги -организаторы
  339. День Победы. Организация участия студентов группы в мероприятиях колледжа. 1 -2 нед. мая досуговый центр
  340. Проведение собрания в группе „Предварительные итоги за семестр. Подготовка к экзаменационной сессии“. Июнь зав. отделением, кураторы, активы групп
  341. Лекторий для родителей: „Итоги II семестра. Современная семья. Психологический практикум“. Июнь психологи, зав. отделениями
  342. Экзаменационная сессия По учебному плану зав. отделением, кураторы, активы групп.
  343. Министерство образования Российской Федерации
  344. Тверской государственный индустриально-экономический колледжимени А.Н. Коняева
  345. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ ТРЕНИНГОВ1. Тверь 2002
  346. Программа включает 40 занятий (по 45 минут каждое), которые объединяются в несколько блоков: „Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков“, „Снятие эмоционального дискомфорта" — „Коррекция зависимости от окружающих“ и др.
  347. В ходе занятий сочетаются разнообразные методы, традиционно используемые в групповой работе: игры, дискуссии, задания, способствующие овладению приемами межличностного общения, самопознанию, формированию адекватной самооценки.
  348. Организационное обеспечение
  349. Тренинг проводится 1 раз в неделю. Длительность занятий 1−2 часа. Количество участников 15 — 30 человек.
  350. Помещение любая классная комната площадью не менее 40 квадратных метров.
  351. Материальное обеспечение компьютеры (для проведения психодиагностических исследований), стандартизированныепсиходиагностические тесты моделирования, бумага, карандаши, фломастеры, классная доска, мел.1. А.Д. Глоточкин
  352. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (по К.К. Платонову)
  353. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
  354. Блок I. Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков
  355. Блок II. Снятие эмоционального дискомфорта
  356. Блок III. Взаимовосприятие и понимание
  357. Блок У. Развитие уверенности в себе
  358. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА психолого-педагогического изучения личности студента1. Общие сведения1. Ф.И.О.1. Дата рождения1. Место рождения1. Адрес, место жительства1. Место прежней учебы2. Данные о семье
  359. Ф.И.О., год рождения, образование, место работы отца
  360. Ф.И.О., год рождения, образование, место работы матери1. Домашний адрес родителей
  361. Жилищно-бытовые условия семьи
  362. Особенности семейного воспитания, взаимоотношения в семье, психологическая установка родителей по отношению к детям и детей к родителям
  363. Влияние сверстников по месту жительства
  364. Информация о развитии личности
  365. Проблемы в обучении и воспитании5. Состояние здоровья
  366. Оценка гармоничности физического развития в соответствии с возрастными нормами1. Перенесенные заболевания1. Хронические заболевания
  367. Индивидуально-психологические особенности личности (специальность 0601)
  368. Агрессивность, грубость, (драчливость)1. Локус контроля
  369. Преобладающий тип темперамента (подчеркнуть)
  370. Холерик (неуравновешенный, с быстрой скоростью реакции) — Сангвиник (уравновешенный, с быстрой скоростью реакции) — Флегматик (с медленной скоростью реакции) —
  371. Меланхолик (неуравновешенный, с медленной скоростью реакции). Выводы
  372. Проявление способностей к профессиональной деятельности1. Годы обучения 1. й 2-й 3-й 4-й1. Человек природа 1. Человек техника 1. Человек человек 1. Человек знак 1. Человек художеств, образ 1. Выводы
  373. Признаки педагогической запущенности1. Признак Годы обучения 1. й 2-й 3-й 4-й1 2 3 4 5
  374. Уклонение от учебы вследствие неуспеваемости по большинству предметов- отставания в интеллектуальном развитии — ориентации на другие виды деятельности — отсутствия познавательных интересов
  375. Общественно-трудовая активность отказ от общественных поручений- пренебрежительное отношение к делам группы — демонстративный отказ от участия в трудовых делах — пренебрежение к общественной собственности
  376. Девиантность поведения: употребление спиртных напитков- употребление токсичных веществ — тяга к азартным играм — курение — нездоровые сексуальные проявления
  377. Отклонение в поведении Годы обучения1. й 2-й 3-й 4-й
  378. Негативизм в оценке явлений действительности Прогулы- Недисциплинированность на занятиях 4. Делинквентность. — Вымогательство Воровство — Нарушение общественного порядка — Развязанность в отношениях к старшим.
  379. Отношение к воспитательным мероприятиям1. Годы обучения 1. й 2-й 3-й 4-й1. Равнодушное 1. Скептическое 1. Негативное 1. Ожесточенное
  380. Состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, где, когда поставлен, снят с учета.
  381. Выводы относительно причин отклонений и возможные пути их устранения
  382. Особенности учебно-профессиональной деятельности1. Мотивы выбора профессии: — Социальная значимость профессии- Интерес к содержанию труда- Материальная заинтересованность- Привлекательность самого учебного заведения и в чем она выражается
  383. Принуждение со стороны родителей
  384. Повышенная требовательность в техникуме Другие мотивы1. Выводы1. Профессиональные интересы
  385. Посещаемость и успеваемость по предметам
  386. Занимается в кружке (каком)
  387. Участвует в технических выставках, конференциях
  388. Посвящает досуг техническому творчеству1. Занимается в НТЦ
  389. Обучаемость, уровень сформированности (учебных навыков)1. Годы обучения 1. й 2-й 3-й 4-й
  390. Отношение к учебе: активно-положительноенейтрально-равнодушное отрицательное
  391. Умение воспроизвести по образцу способ действия, прием работы
  392. Тип неуспеваемости: низкая обучаемость в сочетании с положительным отношениемнормальная обучаемость в сочетании с отрицательным отношением
  393. Положение студента в группе1. Статус Годы обучения 1. й 2-й 3-й 4-й1. Лидер 1. Предпочитаемый 1. Игнорируемый 1. Изолированный 1. Отвергаемый 1. Выводы:
  394. Дополнительные сведения о студенте
  395. Выводы о личности студента и применении воспитательных мер
  396. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  397. Тверской государственный индустриально-экономический колледжимени А.Н. Коняева
  398. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ ССУЗА В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИХ АДАПТИВНОСТИ1. Тверь 2001
  399. Данная программа психологической диагностики студентов-первокурсников апробирована в ходе экспериментальной деятельности в сузах г. Твери.
  400. В основу диагностики положена концепция социально психологической адаптации личности А. Д. Глоточкина концепция структуры личности К. К. Платонова, дополненная А. Д. Глоточкиным.
  401. Для осуществления поставленных задач нами подобраны соответствующие методики на основе важнейшего принципа организации научного исследования принципа соответствия метода исследования изучаемому явлению, что определяет операциональную валидность.
  402. Результаты диагностики обсуждались на научно-практической конференции ССУЗов Тверской области в 2001 2002 учебном году.
  403. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (по К.К. Платонову)
  404. Подструктура самоопределения 1) Самооценка Тест „Самооценка“. Методика Л. Д. Столяренко 3−4 неделя сентября 2, с. 475−480. [6, с. 272 274]
  405. Уровень притязаний Тест „Уровень притязаний“. Методика Л. Д. Столяренко 3−4 неделя сентября 2, с. 277−279. [6, с. 484 485]
  406. Самоотношение (самоуважение, аутосимпатия, самоуничтожение) Методика исследования самоотношения В. В. Сталина и С. Р. Пантилеева 3−4 неделя сентября 3.
  407. Подструктура направленности 1) Профессиональные интересы Методика „Дифференциально-диагностический опросник“ (ДДО) Е. А. Климова 3−4 неделя октября 4, с. 569−573. [1,с. 220−222]
  408. Межличностные отношения Методика Дж. Морено 4 неделя октября 6, с. 538−547.
  409. Предрасположенность к конфликтному поведению Тест „Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации“ К. Томаса 4 неделя октября 4, с. 470−476. [6, с.552−554]
  410. Мотивы, потребности, взгляды Анкета См. Прилож.11 2 3 4 5
  411. Подструктура опыта Учебная деятельность Анализ успешности учебной деятельности 3−4 неделя сентября См. Прилож.2
  412. Подструктура личностных качеств, связанных с психическими состояниями 1) Тревожность Тест „Исследование тревожности“ Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина 1−2 неделя сентября 6, с. 485−490. [1, с.41−44]
  413. Агрессивность Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки 1−2 неделя сентября 2, с. 380−384. [5, с.240−246]
  414. Негативные психические состояния, психологические защиты Проективный тест „Несуществующее животное“ 1−2 неделя сентября 1, с. 62−67. [4, с. 110−117] [7, с. 468−469]
  415. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. -Петрозаводск, 1992.-318с.
  416. Основы психологии. Практикум /Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д, 1999−576 с.
  417. С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993. -30с.
  418. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под.ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000. — 672 с.
  419. Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. М., 2001.-КнЛ- 384 с.
  420. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1997, — 736 с.
  421. Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике. 4.1. Основы общей психодиагностики. Ростов н/Д, 1995 207 с.
  422. Примерная структура анализа успешности учебной деятельности и адаптации студентов нового набора к учебному процессу
  423. Особенности мотивационной сферы.
  424. Наличие и характер учебной мотивации, интерес к основам наук, развитый мотив самообразования, избирательность интересов, обусловленная выбором профессии.
  425. Особенности познавательной сферы студентов.
  426. Сформированность важнейших учебных действий: умение выделять существенные и несущественные признаки изучаемых понятий, умение оперировать всей системой данных учебной задачи, умение всесторонне анализировать изучаемый предмет.
  427. Поведенческая саморегуляция, особенности автономного поведения.
  428. Каковы первые впечатления Вашего сына (дочери) об учебе в колледже?
  429. Довольны ли Вы его (ее) успеваемостью за первый месяц учебы?- в целом да- в целом нет
  430. Как Вы оцениваете степень своего взаимопонимания с сыном (с дочерью): — мы полностью понимаем друг друга- чаще пониманием, чем нет- чаще не понимаем друг друга- я его не понимаю
  431. Какие проблемы взаимоотношений с сыном (дочерью) волнуют Вас? Спасибо! >¦“<*>¦» о Ла^ол, ,' -и1. Ваша фамилия1. АНКЕТА
  432. Уважаемые первокурсники! Приглашаем Вас принять участие в опросе о Вашей жизни в нашем учебном заведении. Просим дать искренние ответы на следующие вопросы:
  433. Если бы Вам снова предстояло выбрать учебное заведение, поступили бы Вы в наш колледж: а) Да- б) Нет- в) Затрудняюсь ответить.
  434. Что заставляет Вас учиться: а) контроль со стороны родителей-б) контроль со стороны администрации колледжа-в) желание получить стипендию-г) знания необходимы для будущей деятельности-д) интерес к преподавателю-е) желание приносить пользу людям в будущем.
  435. Хотели бы Вы быть похожим на своих родителей: а) Да- б) Нет- в) Частично.
  436. С кем Вы предпочитаете проводить свободное время: а) с родителями-б) с друзьями-в) с однокурсниками.
  437. С кем Вы предпочитаете советоваться в трудную минуту: а) с родителями-б) с друзьями-в) с преподавателями-г) с братьями и сестрами-д) с другими взрослыми.
  438. Что Вам кажется в жизни наиболее важным: а) дружба- б) любовь- в) семья- г) образование-д) работа- е) деньги.
  439. В чем заключаются, по Вашему мнению, функции преподавателя: а) замена родителей-б) авторитет, источник знаний-в) власть, распоряжающаяся и наказывающая-г) старший товарищ и друг.
  440. Предполагаете ли Вы работать в будущем по полученной в колледже профессии: а) Да- б) Нет- в) Не знаю.
Заполнить форму текущей работой