Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методики диагностики свойств темперамента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) разработан известным ученым Русаловым (Институт психологии РАН) в 1997 г. Методика позволяет оценить эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах, а также определить тип темперамента. ОФДСИ предназначена для лиц 18—60 лет и содержит 150 вопросов, предполагающих… Читать ещё >

Методики диагностики свойств темперамента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В зависимости от диагностических задач для обследования спортсмена применяются либо комплексные методики, определяющие выраженность ряда свойств темперамента, либо методики, позволяющие оценить выраженность какого-то одного свойства (табл. 13.2).

Методики диагностики свойств темперамента.

Свойство темперамента.

Методика.

Информация о методиках.

Девять типов темперамента. Эргичность. Пластичность. Скорость. Эмоциональность.

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (Русалов).

Русалов В. М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. М.: ИПРАН, 1997;

Ильин Е. II. Психология индивидуальных различий. М., 2011;

URL: http//www.vsetesti.ru (дата обращения: 01.06.2015);

URL: http//www.psyquestion.ru (дата обращения: 01.06.2015).

Эргичность.

Пластичность.

Темп.

Эмоциональность.

Опросник структуры темперамента для взрослых В-ОСТ (Русалов).

Русалов В. М. Опросник стуктуры темперамента. М., 1990;

Настольная книга практического психолога / сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. М.; СПб., 2008;

URL: http//www.testoteka.narod.ru> (дата обращения: 01.06.2015);

URL: http//www.onlinetestpad.com> (дата обращения: 01.06.2015).

Эргичность.

Пластичность.

Темп.

Эмоциональность.

Опросник структуры темперамента для подростков Д-ОСТ (Русалов).

Русалов В. М. Опросник стуктуры темперамента. М., 1990;

Настольная книга практического психолога / сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. М.; СПб., 2008;

URL: http//www.kabinetpsyhologa.narod.ru (дата обращения: 01.06.2015);

URL: http//www.onlinetestpad.com> (дата обращения: 01.06.2015).

Активность. Эмоциональная возбудимость. Ригидность. Экстраверсия. Темп реакций.

Опросник «Психологическая характеристика структуры темперамента» (Смирнов).

Серова Л. К. Профессиональный отбор в спорте. М., 2011;

Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011.

Тип темперамента.

Методика «Формула Белова» (Белов).

Ильин Е. II. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011;

URL: http//www.testio.ru> (дата обращения: 01.06.2015);

URL: http//www.testoteka.narod.ru (дата обращения: 01.06.2015).

Тип темперамента.

Опросник Кейрси.

Овчинников Б. В. Типы темперамента в практической психологии. СПб.: Речь, 2003;

Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011;

URL: http//www.psylab.info> (дата обращения: 01.06.2015).

Свойство темперамента.

Методика.

Информация о методиках.

Эксграверсия.

Нейротизм.

Опросник Айзенка EPI.

Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011;

URL: littp//'wv.MirTestofl.ru>()H.'iaiiH тесты> (дата обращения: 01.06.2015);

URL: http//www.testtemperamenta.ru (дата обращения: 01.06.2015).

Экстраверсия.

Нейротизм.

Психотизм.

Опросник Айзенка EPQ.

URL: http//www.b-t.com.ua>_ayzenk.php (дата обращения: 01.06.2015);

URL: http//www.psi-test.ru (дата обращения: 01.06.2015).

Экстраверсия.

Нейротизм.

Опросник Айзенка для подростков.

Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011;

URL: http//www.saitar.com> (дата обращения: 01.06.2015).

Личностная тревожность.

Методика Спилбергера — Хан и на.

Практическое руководство, но психологической диагностике. СПб.: Речь, 2005;

URL: http//www.psylab.info> (дата обращения: 01.06.2015).

Личностная тревожность.

Шкала тревоги Тейлора.

Марищук В. Л. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984;

URL: http//www.vsetesti.ru> (дата обращения: 01.06.2015).

Эмоциональная возбудимость.

Эмоциональная устойчивость.

Опросник «Самооценка эмоциональности» (Ильин).

Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. М., 2011.

Эмоциональная возбудимость.

Методика «Определение эмоциональной возбудимости по сдвигам КГР» (Симонов).

Ригидность — пластичность.

Методика Шульте.

Альманах психологических тестов. М., 1995; URL: http//www.vsetesti.ru> (дата обращения: 01.06.2015);

URL: http//www.shultztables.narod2.ru> (дата обращения: 01.06.2015).

Ригидность — пластичность.

Методики Лачинса.

Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. СПб., 2002;

Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009;

URL: http//www.allpsychology.ru (дата обращения: 01.06.2015);

URL: http//www.libr.dp.ua дата обращения: (01.06.2015).

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) разработан известным ученым Русаловым (Институт психологии РАН) в 1997 г. Методика позволяет оценить эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах, а также определить тип темперамента. ОФДСИ предназначена для лиц 18—60 лет и содержит 150 вопросов, предполагающих по четыре варианта ответов. Проведение обследования и обработки требует значительного времени. В многочисленных публикациях (см. табл. 13.2), включая электронные версии, представлены бланки, ключи, обработка и интерпретация. В авторском методическом пособии (см. табл. 13.2), кроме этого, описаны теория и конструирование ОФДСИ, ее психометрические особенности и нормативные данные. Методика относится к числу стандартизированных, надежных и валидных.

Опросник структуры темперамента (ОСТ) разработан Русаловым в 1990 г. в двух формах: В-ОСТ (для взрослых 18—55 лет) и Д-ОСТ (для подростков 13—17 лет). ОСТ позволяет оценить эргичность, пластичность, темп и эмоциональность в предметно-деятельностной и социальной сферах. Обе формы содержат по 105 вопросов, предполагающих два варианта ответов. Обследование и обработка занимают меньше времени, чем при использовании ОФДСИ. Опубликованы текст опросника, ключи, интерпретация (см. табл. 13.2). Для более оперативного обследования целесообразно подготовить бланки или воспользоваться компьютерной версией. ОСТ является стандартизированной методикой, при проведении психометрической проверки обеих форм выявлена высокая ретестовая надежность и валидность.

Опросник «Психологическая характеристика структуры темперамента» разработан Б. Н. Смирновым (НГУ им. П. Ф. Лесгафта) в 2001 г. Предназначен для оценки активности, эмоциональной возбудимости, ригидности, экстраверсии, темпа реакций. Состоит из 48 вопросов, предполагающих два варианта ответов. В публикациях представлены перечень вопросов, ключи, обработка и количественная интерпретация. Так как содержательная интерпретация шкал отсутствует, вызывает затруднение определение различий между проявлениями активности и темпа реакций. Для проведения обследования необходима подготовка бланков.

Методика «Формула Белова», разработанная А. Беловым в 1971 г., часто публикуется под названиями: Определение преобладающего типа темперамента и Тест идентификации темперамента. Цель методики — выявление доминирующего типа темперамента и выраженности в процентном отношении типов холерика, сангвиника, меланхолика, флегматика (т.е. определение, насколько темперамент холерический, меланхолический и т. д.). В процессе обследования респонденту последовательно предъявляются четыре бланка, на каждом из которых содержится перечень 20 свойств, характеризующих тот или иной тип темперамента. Задача обследуемого отметить на бланке присущие и неприсущие ему свойства. В публикациях, включая компьютерные версии (см. табл. 13.2), представлены тексты суждений для бланков и обработка. Сведения о стандартизации методики отсутствуют. Вызывает сомнения адекватность самооценки темперамента.

Представляется, что для решения проблем психологической помощи в спорте малопродуктивно отнесение спортсмена к какому-то типу, более содержательные рекомендации можно подготовить на основании выраженности свойств темперамента.

Опросник Кейрси разработан профессором Калифорнийского университета Д. Кейрси (США) в 1956 г. Адаптирован для русскоязычных пользователей Б. В. Овчинниковым, К. В. Павловым, И. М. Владимировой в 1994 г. Цель опросника — определение доминирующего типа темперамента: сенсорно-импульсивного («Дионис»), сенсорно-планирующего («Эпиметей»), интуитивно-чувственного («Аполлон»), интуитивно-логического («Прометей»), Также оценивается степень выраженности типа темперамента — «яркость». Шкалы опросника позволяют диагностировать выраженность свойств темперамента: экстраверсии-интроверсии, сенсорики-интуиции, логичности-чувствования, планирования-импульсивности.

При создании методики автор основывался на концепции темперамента К. Юнга и типологии И. Майерс-Бриггс, разработавшей целую систему диагностики темперамента: интервью, проективные методы, ситуационноповеденческое тестирование и опросник MBTI (Myers-Briggs Type indicator, типологический индикатор Майерс-Бриггс). Переработав и модифицировав MBTI, Кейрси создал свою методику (в интернет-источниках нередко под названиями MBTI и «типологический индикатор» представлен опросник Кейрси).

Опросник содержит 70 утверждений с двумя вариантами ответов. В публикациях и компьютерных версиях (см. табл. 13.2) представлены бланки, ключи, обработка и интерпретация. В психологическом сопровождении спортсмена обследование по данной методике целесообразно для узкого круга задач: разработка тактики, совершенствование индивидуальной стратегии целей, оптимизация общения с партнерами и тренером.

Опросники Айзенка для диагностики свойств темперамента (см. табл. 13.2). Профессор Лондонского университета Г. Ю. Айзенк в 1963 г. разработал свой первый опросник для оценки свойств темперамента, названный EPI {Eysenck Personality Inventory, личностный опросник Айзенка). Методика EPI, имеющая две эквивалентные формы, А и В, предназначена для диагностики экстраверсии и нейротизма. В последующие годы Айзенк создал аналогичную методику, позволяющую диагностировать не только экстраверсию и нейротизм, но и психотизм — EPQ {Eysenck Personality Questionnaire, личностный опросник Айзенка). Также были разработаны экспресс-опросник (12 вопросов), опросник для подростков 12—17 лет (см. табл. 13.2), тест с картинками для детей. Перевод и адаптация EPI для русскоязычных пользователей впервые проведены в ЛНИПНИ им. В. М. Бехтерева в 1967 г. EPQ. и опросник для подростков были адаптированы в 1970—1980 гг. Шмелевым, В. И. Похилько, И. Н. Гильяшевой, Т. В. Маталиной.

Диагностический инструментарий Айзенка базируется на факторной теории личности, разработанной автором на основе трудов Юнга, Р. Вудворгса, И. П. Павлова, Э. Кречмера и собственных экспериментах. В процессе создания методик было обследовано более 30 тыс. человек. Все методики Айзенка являются стандартизированными, валидными и надежными. Однако стоит принимать во внимание, что некоторые адаптированные к русскому языку варианты нуждаются в доработке с учетом изменившихся социально-экономических условий.

В многочисленных публикациях представлены: текст вопросов (иногда бланки), ключи и краткая интерпретация. Разработаны компьютеризированные виды EPI и EPQ. Наиболее распространен опросник EPI, но для диагностики спортсменов более оправданно использовать EPQ из-за наличия шкалы психотизм, так как это свойство связано с проявлением спортивно важных качеств: уверенности, независимости, решительности, агрессивности.

Методика Спилбергера — Ханша имеет две шкалы: для диагностики личностной и ситуативной (реактивной) тревожности. Для диагностики темперамента используется первая шкала. Методика STAI (State-Trait Anxiety Inventoty, шкала тревоги Спилбергера) разработана Ч. Д. Спилбергером (США) в 1966—1973 гг. на основе собственной концепции о личностно обусловленной и ситуативной тревожности. Адаптация для русскоязычных пользователей проведена Ханиным (ЛНИЕ1ФК) в 1976 г. И оригинальный, и адаптированный варианты методики стандартизированы. По замыслу авторов тест может применяться для обследования лиц старше 16 лет (именно для этой аудитории получены нормативы выраженности тревожности). Опросник состоит из 20 вопросов с четырьмя вариантами ответов. Многократно опубликованы бланки, ключи и краткая интерпретация, разработаны компьютерные версии. Проведение обследования и обработка занимают немного времени, поэтому методика получила исключительно широкое распространение. Однако се применение в психологии спорта требует осторожности. При обследовании спортсмены часто стараются показать себя «в лучшем свете», поэтому результаты тестирования могут отличаться от реальности. Если диагностика тревожности проводится в рамках психологического сопровождения, то бланковое обследование должно быть дополнено беседой и наблюдениями.

Шкала тревоги Тейлора предназначена для оценки личностной тревожности. Разработана Дж. Тейлором (США) в 1953 г. на основе личностного опросника Хеттэуэя — Маккинли MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventoty, Миннесотский многоаспектный личностный опросник). Методика адаптирована для русскоязычных пользователей Т. А. Немчиным в 1966 г. и содержит 50 утверждений, предполагающих два варианта ответов. Опубликованы бланки, ключи и нормы для интерпретации, созданы компьютерные версии (см. табл. 13.2). По сравнению с другими методиками, шкала Тейлор занимает больше времени на обследование, но позволяет более надежно определять выраженность тревожности у спортсменов.

Опросник «Самооценка эмоциональности», разработанный Ильиным, предназначен для оценки эмоциональной возбудимости, реактивности и влияния эмоциональной устойчивости на эффективность деятельности и общения. Оригинальное название методики — самооценочный тест «Характеристики эмоциональности». Опросник содержит 32 вопроса, предполагающих два варианта ответов. Опубликованы текст вопросов.

(бланки отсутствуют), ключ и обработка. Отсутствие содержательного описания шкал серьезно затрудняет интерпретацию.

Методика «Определение эмоциональной возбудимости по сдвигам КГР» разработана академиком II. В. Симоновым (Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской академии наук) в 1972 г. Цель методики — определение эмоциональной возбудимости на основании различий электрокожного сопротивления в состоянии покоя и при эмоциогенных раздражителях. Для обследования используется аппататура, позволяющая регистрировать кожногальваническую реакцию — КГР. Проводятся замеры в спокойном состоянии и при ожидании болевого раздражителя (испытуемому сообщается, что сейчас будет несильный удар тока или еще какое-то воздействие). Повторное применение методики невозможно, так как испытуемый уже знает, что удара током не будет. Нормативов для интерпретации нет, можно сравнивать величину сдвигов в группе спортсменов — у кого меньше, те более эмоционально устойчивы. Очевидным плюсом методики является то, что при обследовании невозможно дать личностно или социально желаемые ответы, диагноз ставится по объективным показателям непроизвольной вегетативной активности.

Методика Э. Шульте, предназначенная для диагностики врабатываемости и утомляемости, также позволяет достоверно определить выраженность ригидности. В процессе обследования испытуемому предлагается пять таблиц с произвольно расположенными числами от 1 до 25. Задача испытуемого отыскать числа в порядке возрастания, показать и назвать их. Для вычисления показателей работоспособности фиксируется время, затраченное на каждую таблицу. Значения 50—70 с свидетельствуют о ригидности, а 20—30 с — о пластичности у взрослых спортсменов. Данные получены при адаптации методики в лаборатории психологии спорта ЛНИИФК в 1970—1980;х гг. При тестировании юных спортсменов до 16 лет на эти нормы ориентироваться нельзя. Разработаны компьютерные версии методики, позволяющие проводить обследование и полную обработку.

Методики Лачинса предназначены для диагностики ригидности. А. Лачинс (США) в 1940;е гг. разработал две методики: «Сложное решение простых задач» (испытуемый разными способами решает логические задачи) и «Гибкость мышления» (испытуемый разными способами пишет фразу «В поле уж таял снег»). При создании методики Лачинс основывался на теории установки Д. Н. Узнадзе. Выраженность ригидности определяется на основании длительности сохранения установки, которая сначала формируется в соответствии с инструкциями способов выполнения заданий, а затем при переходе на другие способы разрушается. В психологии спорта чаще применяется методика «Гибкость мышления», она требует меньше времени па проведение и обработку. Стимульпый материал и обработка представлены в публикациях (см. табл. 13.2).

Наблюдение и беседы как методы диагностики свойств темперамента позволяют достаточно достоверно оценить выраженность многих свойств темперамента, особенно их полярные значения. Для любого психолога не составит труда определить экстраверт или интраверт спортсмен, пассивен он или активен, свойственны ли ему ригидность, тревожность и т. п. Снециально разработанные методики наблюдения отсутствуют, поэтому результаты диагностики невозможно использовать в научных исследованиях. Однако для решения практических задач применение этих методов оправдано.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой