Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности отношения креативной личности к продуктам творческой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования: 1) теоретический анализ и синтез философской и психологической литературы по исследуемой проблеме- 2) эмпирические методики: тест Торренса «Незавершенные фигуры» — авторская методика, основанная на восьмицветовом тесте Люшера, для исследования неосознаваемого отношения испытуемых к предъявляемому экспериментальному материалуэкспериментальный метод исследования осознаваемого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ понятия творчества в философской и психологической литературе
    • 1. Основные концепции творчества в истории философии
    • 2. Проблема творчества в психологии
    • 3. Соотношение понятий «креативность» и «девиантность»
    • 4. Значение креативности в жизнедеятельности человека
  • Глава 2. Подходы к изучению проблемы способности к творчеству
    • 1. Концепция редукции творчества к интеллекту
    • 2. Психометрический подход
    • 3. Личностно-мотивационный подход
    • 4. Социально-педагогический подход
    • 5. Возрастно-динамический подход
  • Глава 3. Анализ понятия «отношение» и его влияния на развитие творчества
    • 1. Содержание понятия «отношение» в отечественной психологии
    • 2. Исследование особенностей отношения креативной личности к окружающей действительности
  • Глава 4. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня креативности и особенностей отношения к продуктам творческой деятельности
    • 1. Программа эмпирического исследования
  • §-2.0писание статистических методов обработки данных
    • 3. Описание эмпирических методик исследования
    • 4. Разработка методик исследования отношения к изобразительному творчеству и его продуктам
  • §-5.Аанализ результатов эмпирического исследования
  • Выводы

Особенности отношения креативной личности к продуктам творческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Интенсивное социальное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности, инициативы и способностей. Именно поэтому сейчас на первый план выходят задачи развития и создания условий для формирования полноценной творческой личности. Воспитание духовно развитого подрастающего поколения требует углубленного понимания закономерностей и возможностей формирования и развития личности, ее творческого потенциала.

Кроме того, творчество является необходимой реальностью для развития не только отдельного человека, его личности, но и для общества в целом, поскольку представляет собой ту силу, которая преобразовывает окружающий нас мир, движет прогресс, порождает новые открытия в области науки, создает продукты культуры и искусства.

В настоящее время ощущается явный дефицит эффективных методов развития творческого потенциала личности, поэтому, чрезвычайную важность имеет изучение факторов, оказывающих влияние на развитие творчества. Необходимо понять, что лежит в основе способности к творчеству.

Проблема творчества, его природы и факторов, влияющих на него, располагает множеством исследований в разнообразных направлениях (Л.С.Выготский, О. К. Тихомиров, Д. Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, Я. А. Пономарев, Е. И. Щебланова, К. Дункер, К. Роджерс, Э. П. Торренс, Г. Линдсей и др.).

Несмотря на это, данная проблема так и остается до конца не решенной. В работах различных авторов отсутствует единство взглядов на интересующую нас проблему, а в ряде исследований были даже получены противоречивые резльтаты: в частности, относительно роли интеллекта в творческой деятельности (Дж.Гилфорд, Г. Айзенк, М. Воллах, Н. Коган и др.).

Кроме этого, высказываемым точкам зрения часто не хватает полноценного экспериментального подтверждения.

Следует отметить, что творчество, будучи сложным явлением, определяется и зависит от целой системы различных факторов. Поэтому можно предположить, что полученные в ряде исследований выводы не исчерпывают потенциального многообразия ответов по интересующей нас проблеме. Творчество как процесс и как свойство личности человекасложное, системное образование, поэтому можно бесконечно находить факторы, оказывающие влияние на него (Л.С.Выготский, 1982).

Отношение человека к окружающей действительности, являясь одной из основных характеристик личности, представляет собой малоисследованную на сегодняшний день область в рамках изучения проблемы творчества. В решении вопроса о творческих способностях проблема «отношений» получила свою научную разработку в изучении мотивации к выполняемому виду деятельности (А.Н.Леонтьев, В. Н. Мясищев, В. С. Юркевич, З. В. Денисова и др.), а также — в изучении развития эмоциональной сферы человека (П.М.Ершов, А.А.Мелик-Пашаев, Е. Л. Яковлева и др.).

Однако без должного внимания были оставлены другие стороны системы отношений креативной личности. В частности, особенности отношения человека к продуктам творческой деятельности (как своей, так и других людей) и критерии определенного отношения к ним не были изучены и нуждаются во всестороннем исследовании этой реальности для более полного изучения проблемы творческих способностей. Это и определило цель, объект, предмет и задачи исследования.

В нашей работе была выбрана область изобразительной деятельности в качестве наиболее удобной для экспериментального исследования проблемы творчества.

Цель исследования. Изучение особенностей отношения креативной личности к продуктам творческой деятельности.

Объект исследования. Процесс создания и оценки творческих продуктов изобразительной деятельности.

Предмет исследования. Взаимосвязь между уровнем креативности человека и особенностями его отношения к продуктам изобразительной деятельности.

Гипотезы исследования:

1. Креативная личность обладает более позитивным отношением к продуктам творческой деятельности, чем люди с низким уровнем креативности.

2. Креативной личности не свойственно выраженное стремление к оригинальности и целенаправленному выходу за общепринятые нормы.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотез необходимо было решить следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ понятия «творчество» в работах отечественных и зарубежных авторов.

2. Рассмотреть имеющиеся в психологической литературе исследования относительно проблемы способности к творчеству, и факторов, связанных с ее развитием.

3. Исследовать взаимосвязь между уровнем креативности человека и особенностями его отношения к продуктам творческой деятельности.

4. Установить отношение испытуемых на когнитивном и эмоциональном уровнях к двум типам продуктов творчества: 1) соответствующим общепринятым стереотипам и 2) отклоняющимся от них.

5. Исследовать критерии оценки испытуемыми продуктов изобразительной деятельности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положение о развитии личности ребенка через усвоение культурно-исторического опыта человечества во взаимодействии со взрослым, а также построенные на его базе представления о способности к творчеству в качестве прижизненного новообразования, имеющего свои истоки и силы для развития в социальных взаимоотношениях и организации образовательной среды (Л.С.Выготский, И. В. Дубровина, В. Н. Мясищев и др.). Кроме этого, теоретическую основу исследования составили работы в области психологии и философии, посвященные изучению понятия творчества (Н.А.Бердяев, Л. С. Выготский, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, О. К. Тихомиров, К. Роджерс, К. Дункер, Дж.Л.Морено и др.) — исследования отечественных и зарубежных авторов особенностей творческой личности и факторов, связанных с развитием креативности (Д.Б.Богоявленская, В. Н. Дружинин, А. Г. Маслоу, Г. Линдсей, К. С. Халл и др.).

Организация и методы эмпирического исследования.

Эмпирическое исследование состоит из 4-х частей: три серии пилотажного и основной этап исследования.

Поскольку нас интересует проблема творчества и его развития вне особенностей конкретных возрастных периодов, мы не отбирали испытуемых по возрастным показателям. Общий объем выборки на всех этапах экспериментальной работы составил 536 человек в возрасте от 7 до 41 года.

Время проведения исследования: этапы пилотажного исследованияосень 2002 г. — весна 2003 г.- основной этап эмпирического исследованияосень 2003 г. — весна 2004 г.

Методы исследования: 1) теоретический анализ и синтез философской и психологической литературы по исследуемой проблеме- 2) эмпирические методики: тест Торренса «Незавершенные фигуры" — авторская методика, основанная на восьмицветовом тесте Люшера, для исследования неосознаваемого отношения испытуемых к предъявляемому экспериментальному материалуэкспериментальный метод исследования осознаваемого отношения к продуктам творчествабеседаопросник на исследование особенностей отношения испытуемых к изобразительному творчеству и к его продуктамопросник МИС- 3) математические методы обработки данных, полученных в исследовании.

Научная новизна исследования:

— в качестве существенной характеристики креативной личности выделено позитивное отношение к продуктам творческой деятельности;

— выявлена связь между уровнем креативности человека и его отношением к продуктам творческой деятельности;

— изучены особенности отношения к продуктам творчества и творческой деятельности людей с разным уровнем креативности;

— разработаны методики, направленные на изучение особенностей отношения к изобразительному творчеству и его продуктам.

Теоретическая значимость: — в результате проведенного анализа философской и психологической литературы было уточнено представление и разработана более полная система критериев творчества: 1) творчестводеятельность, состоящая в производстве нового- 2) творчество — процесс, состоящий в решении определенной проблемы- 3) творчество — деятельность, приносящая результат- 4) творчеству свойственна адекватность выхода за имеющиеся рамки, то есть — только с целью решения поставленной задачи, без намеренного нарушения существующих правил;

— развито и обосновано положение о наличии взаимосвязи между уровнем творческих способностей человека и особенностями его отношения к продуктам творчества (как своего, так и других людей);

— исследована специфика отношения людей с высоким и низким уровнем креативности к продуктам творчества;

— полученные данные конкретизируют и развивают представления культурно-исторической концепции о способности к творчеству как о прижизненном новообразовании, имеющем свои истоки и силы для развития в социальных взаимоотношениях и культурных устоях общества.

Практическая значимость исследования: проведенное исследование дает возможность использовать полученные данные в работе практического психолога, в частности, в консультационной работе (с родителями и педагогами) по вопросам, связанным с творческим развитием личности ребенкаразработанные в ходе исследования методики, направленные на изучение особенностей отношения к изобразительному творчеству и его продуктам, могут быть использованы в диагностических целях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существует взаимосвязь между уровнем креативности человека и особенностями его отношения к продуктам творческой деятельности.

2. Креативная личность, по сравнению с низкокреативной, имеет более позитивное отношение: на когнитивном уровне — к обоим типам продуктов творческой деятельности: соответствующим общепринятым стереотипам и отклоняющимся от нихна эмоциональном уровне — только к продуктам творческой деятельности, отклоняющимся от общепринятых установок.

3. Креативная личность не проявляет особого предпочтения к продуктам творчества, созданным с нарушением общепринятых норм.

4. При оценивании продуктов творческой деятельности, низкокреативные люди ориентируются — в значительно большей степени, чем высококреативные — на техническую сторону создания этих продуктов.

Апробация работы: результаты и основные положения проведенного исследования апробированы на заседаниях Лаборатории основ детской практической психологии ПИ РАОв публикацияхв цикле семинаров по возрастной психологии и общему психологическому практикуму в Московском городском психолого-педагогическом университете.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и графиками.

3. Результаты исследования в целом подтверждают гипотезы о более позитивном отношении креативной личности, по сравнению с низкокреативной, к продуктам творческой деятельности и об отсутствии у творческих людей стремления к целенаправленному выходу за общепринятые нормы в качестве существенного признака креативности.

4. У людей с высоким уровнем креативности, отношение и на когнитивном, и на эмоциональном уровне к продуктам творчества, отклоняющимся от общепринятых стереотипов, является более позитивным, чем у людей с низким уровнем креативности.

5. Высококреативная личность, в отличие от низкокреативной, на когнитивном уровне проявляет более позитивное отношение к обоим типам продуктов творческой деятельности: соответствующим и отклоняющимся от общепринятых установок.

6. Люди с низким уровнем креативности на эмоциональном уровне более позитивно относятся к продуктам творчества, соответствующим общепринятым стереотипам, по сравнению с высококреативными людьми.

7. Установлено, что между людьми с высоким и низким уровнем креативности отсутствуют различия в специальном стремлении к оригинальности, то есть высококреативные люди не отличаются от низкокреативных внутренней направленностью к намеренному выходу за общепринятые нормы.

8. В данном виде деятельности, высококреативные испытуемые, в силу своей особенности более позитивно воспринимать продукты творчества, имеют большую уверенность в своих возможностях, чем низкокреативные испытуемые. Различий в уровне общей самооценки между ними не наблюдается.

9. При оценивании произведения изобразительной деятельности, низкокреативные испытуемые в значительно большей степени, чем высококреативные, ориентируются на техничность его исполнения, то есть внешнюю, а не внутреннюю сторону этого произведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование посвящено изучению особенностей отношения креативной личности к продуктам творчества.

Творческая деятельность не ограничивается свободным продуцированием идей, не дающим никакого результата. Поэтому одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих успешность творческой деятельности, является позитивное отношение к различным продуктам творчества, которое позволяет найти и не потерять ценное эвристическое решение.

Позитивное отношение человека к продуктам творчества представляет собой отсутствие изначально критичных, негативных установок и проявляется в общей готовности признать ценность различных решений творческой задачи. Это, однако, не означает отсутствие у человека индивидуальных, личностных предпочтений к каким-либо явлениям и не исключает наличие отдельных критических замечаний к ним.

Результаты эмпирического исследования позволили подтвердить предположение о том, что высококреативные люди, по сравнению с низкокреативными, имеют существенные отличия в специфике своего отношения к продуктам творчества. Креативная личность способна более позитивно воспринимать различные продукты творчества. Полученные результаты также позволили установить связь между особенностями отношения человека к продуктам творчества других людей и отношением к продуктам своего творчества. Так среди особенностей креативной личности была выделена большая уверенность в своих способностях в изучаемом виде деятельности, которая, однако, не связана с повышением уровня общей самооценки.

Для позитивного отношения к различным продуктам творческой деятельности необходимо восприятие существующих в обществе стереотипов и правил, которые могут сдерживать процесс генерации новых идей, в качестве явлений относительных (имеющих ограничения сферы своего действия). Эмпирическое исследование показало, что позитивность отношения к продуктам творчества связана с оценкой их вне строгой зависимости от общепринятого требования к техничности исполнения этих продуктов.

Такое отношение к продуктам творчества не представляет собой отрицание правил, которое присуще асоциальному поведению. То есть, этот фактор не является следствием девиантных тенденций человека, так как представляет собой способность к адекватному выходу за установленные рамки при решении той или иной проблемы. С помощью эмпирического исследования удалось установить, что при более позитивном отношении к продуктам творчества, отклоняющимся от общепринятых норм, креативная личность не обладает стремлением к намеренному нарушению общественных и культурных устоев.

Несмотря на то, что позитивность отношения человека к продуктам творчества связана со степенью его ориентации на общепринятые правила и стереотипы, она не определяется одной только свободой от них. Для развития способности к творчеству необходимо формирование у человека определенной системы ценностей. Творческая личность более широко воспринимает границы ценного и умеет оценить значимость окружающих ее вещей и явлений.

Представления о взаимосвязи уровня креативности человека с особенностями его отношения к окружающей действительности позволяют получить дополнительные средства для решения практических задач, связанных с развитием психологически здоровой творческой личности. В связи с этим, перспективы дальнейшего изучения данной проблемы мы видим в разработке методов, которые могли бы способствовать формированию более позитивного отношения человека к продуктам творческой деятельности и, посредством этого, способствовать развитию творческого потенциала человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
  2. А. Наука жить. Киев, 1997.
  3. П.В., Панин А. В. Философия: Учебник. М., 1998.
  4. Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста, 4 —7 лет. Дис. канд. психол. наук. М., 2000.
  5. Г. С. Алгоритмы изобретения. М., 1973.
  6. Г. С., Селюцкий B.C. Крылья для Икара. Петрозаводск, 1980.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М., 1980.
  8. А. Психологическое тестирование. М., 1982.
  9. Антология мировой философии. В четырех томах. T. l М., 1969.
  10. Аристотель. Сочинения в четырех томах. М., 1984.
  11. Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.
  12. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров М., 1996.
  13. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  14. Р. Психосинтез. М., 1997.
  15. Г. С. Диалектика творчества. М., 1984.
  16. А. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1993.
  17. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  18. Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
  19. В.Ф. Роль рефлексии в творческом мышлении // Философские науки, 1985, № 6.
  20. Н.П. Изображение растительных мотивов. Учебное пособие для вузов. М., 2004.21,22,23,24,25,26,27,28,293 233,34
Заполнить форму текущей работой