Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологический анализ репрезентации личности политического лидера в средствах массовой коммуникации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одна из важнейших проблем, возникающих при таком подходе к исследованию личности политического лидера, это отсутствие адекватных методов, позволяющих дистантно диагностировать личностные характеристики и дающих целостное представление о том или ином политике. Традиционно применяемые в психологии методики, как правило, не могут быть использованы для изучения личности политического лидера, что… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблема исследование личности политического лидера
    • 1. 1. Личность политического лидера как объект психологического исследования
    • 1. 2. Основные направления исследования личности политического лидера
    • 1. 3. Анализ личности политического лидера через текст
    • 1. 4. Репрезентация личности политического лидера в средствах массовой коммуникации
    • 1. 5. Изучение мотивационной сферы личности политического лидера
  • ГЛАВА 2. Описание методов и процедуры эмпирического исследования психологических особенностей репрезентации личности политического лидера в средствах массовой коммуникации
    • 2. 1. Обоснование выбора методов исследования
    • 2. 2. Описание процедуры исследования
  • ГЛАВА 3. Анализ результатов исследования и их обсуждение
    • 3. 1. Результаты пилотажного исследования
    • 3. 2. Результаты мотивационного анализа и их обсуждение. Психологическая интерпретация
    • 3. 3. Результаты контент-анализа посвященных Путину материалов в средствах массовой коммуникации и их обсуждение
    • 3. 4. Обсуждение результатов мотивационного анализа текстов политического лидера и контент-анализа посвященных ему сообщений в СМК
    • 3. 5. Результаты анкетирования. Первичный анализ
    • 3. 6. Обсуждение результатов корреляционного анализа

Психологический анализ репрезентации личности политического лидера в средствах массовой коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из основных особенностей современного социума является всё возрастающие возможности и темпы коммуникации. Почти повсеместное распространение мобильной связи, Интернет и другие новейшие технологии общения — всё это свидетельствует об информационном характере нашего общества. В политике, как одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека, процессы коммуникации приобретают всё большее значение.

Безусловно, и в советской политической системе решения принимались в результате общения. Но это были переговоры, как правило, проводимые «в узком кругу», а коммуникация государства с обществом носила по большей части односторонний, официальный характер, не предполагающий обратной связи. Политическая система в России изменилась достаточно резко, и политики, сформировавшиеся в СССР, и общество оказались не готовы к современным условиям, требующим постоянного взаимодействия между ними. Период острого интереса к политике со стороны населения в конце 80-х — начале 90-х годов сменился политической апатией, разочарованием в собственном государстве. Это обусловлено целым рядом причин, среди которых непоследнее место занимают экономические трудности, поставившие многих россиян в очень тяжёлое положение. Но в истории известны случаи, когда и экономический, и политический кризисы способствовали консолидации общества, мобилизации его внутренних резервов, что, в свою очередь, помогало преодолеть критическую ситуацию. В постсоветской России этого не произошло, и одна из важнейших причин, помешавших консолидации социума, отсутствие адекватной новой политической системе коммуникации между государством и обществом. Общество резко поляризовалось, и пока одни занимались «приватизацией», «деноминацией», договаривались о «секвестре», остальные не понимали, что происходит. ti.

В настоящее время ситуация существенно улучшилась. Большинство политиков для обеспечения своего политического настоящего и будущего общаются с населением, активно взаимодействуют со средствами массовой коммуникации. При этом не только осуществляется воздействие лидера на социум, но и проявляется личность политика — его цели, задачи, мотивы, темперамент, характер. Эти особенности воспринимаются населением и влияют на характер обратной связи. Не менее важна возможность изучения психологических характеристик политического лидера, безусловно влияющих на его поведение.

Как правило, это общение опосредованно средствами массовой коммуникации. Являясь основным каналом осуществления политической коммуникации, СМК не только способствуют взаимодействию политических лидеров с объектами политики, но и влияют на характер этого взаимодействия, оценивая деятельность лидеров с той или иной точки зрения.

Интенсивность процессов политической коммуникации постоянно растёт, принимая всё новый формы. Так, в Западной Европе нормой становится общение лидера ведущих политических партии через Интернет.

Всё это говорит о необходимости изучения психологических механизмов и содержания политической коммуникации, как явления, во многом обеспечивающего эффективность власти и стабильность общества.

Психологии политической коммуникации уделено значительное внимание как в отечественной, так и в зарубежной психологии: А. И. Юрьев, А. Л. Андреев, Т. В. Анисимова, Е. Е. Егорова, И. Ю. Киселёв, Г. С. Мельник, С. В. Разворотнева, В. Е. Семенов, Г. Г. Почепцов, Т. Н. Ушакова, Д. Винтер, Р. Харрис, М. Янг, и другие исследователи изучали различные аспекты этого особого вида коммуникации.

Психология политического лидерства также является одной из наиболее разработанных сфер политической психологии. Настоящее исследование К находится на пересечении этих двух областей политической психологии. Оно направлено на поиск новых методов исследования личности политического лидера и психологических факторов его восприятия. Новизна исследования определяется тем фактом, что до недавних пор подобные проекты осуществлялись лишь в зарубежной, преимущественно американской политической психологии — X. Олкер, Д. Винтер, JI. Зигерман. Отечественные психологи лишь в последние годы обратились к этой области науки, и количество исследований, посвященных репрезентации личности политического лидера в средствах массовой коммуникации практически нет. В то же время их проведение необходимо, поскольку результаты американских исследований можно экстраполировать на российскую действительность со значительными ограничениями.

Методическая новизна исследования определяется отсутствием дистантных методов изучения личности политического лидера.

Предметом исследования являются:

• психологические особенности личности политического лидера, репрезентируемые в СМК.

• представления респондентов о данном политическом лидере.

• некоторые аспекты психологического механизма убеждения через СМК.

Цель исследования:

Изучение психологического содержания репрезентации личности политического лидера в СМК.

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Апробация метода мотивационного анализа как дистантного метода изучения личности политического лидера.

2. Выявление личностного профиля политического лидера на основе мотивационного анализа его тестов.

3. Разработка анкеты и проведение опроса, направленного на: а) выявление позиции респондентов по отношению к политическому лидеруб) определение степени влияния СМИ на формирование такой позиции.

Объектами исследования являются:

• предвыборные телевизионные выступления 81 кандидата в депутаты Законодательного Собрания г. Санкт-Петербурга по 15 округам;

• студенты нескольких ВУЗов г. Санкт-Петербурга. Общий объём выборки- 245 человек;

• тексты политического лидера — 35 газетных листов (12 текстов) — сообщения в СМК, информирующие о нем — 210 газетных листов.

Методы исследования:

1. мотивационный анализ текстов политического лидера.

2. контент-анализ посвященных данному лидеру статей и сообщений в СМК.

3. анкетный опрос (специально разработанная анкета).

4. методы математико-статистической обработки данных, полученных в результате анкетирования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическое содержание репрезентации личности политического лидера в средствах массовой коммуникации представляет собой личностный профиль политического лидера, содержащийся в СМК.

2. Психологическое содержание репрезентации личности политического лидера в СМК имеет динамику, которая определяется как субъективными (личностными), так и объективными факторами. К личностным факторам относятся характеристики стиля деятельности политического лидера, его поведенческие характеристики. В качестве объективных факторов фигурируют психологические особенности политической коммуникации, осуществляемой через СМК.

3. Особенности репрезентации личности политического лидера в СМК определяют позицию студенческой молодёжи по отношению к нему. Изменения такой позиции обусловлены динамикой репрезентации личности лидера в средствах массовой коммуникации.

4. Метод психологического исследования текстов политического лидера и информирующих о нём сообщений в СМК эффективен для комплексного исследования психологического содержания репрезентации личности политического лидера в СМК.

5. Метод мотивационного анализа текстов политического лидера предлагается использовать для выявления личностных особенностей лидера, релевантных для политической деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют анализировать проблему исследования личности политического лидера с точки зрения психологии политической коммуникации. Психологическое содержание репрезентации личности политического лидера в средствах массовой коммуникации может рассматриваться как личностный профиль лидера, содержащий как его индивидуально-психологические особенности, так и характеристики стиля деятельности.

Практическая значимость исследования:

1. Произведенная апробация метода мотивационного анализа позволяет рассматривать его как дистантный метод изучения личности политического лидера, позволяющий количественно описать его индивидуально-психологические особенности.

2. Разработанный нами план эмпирического исследования личности политического лидера может применяться при реализации аналогичных проектов.

Обнаруженные в результате эмпирического исследования закономерности, связанные с восприятием личности политического лидера должны учитываться политическими психологами при работе с политиками.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры политической психологии СПбГУ, IV Международной студенческой научной конференции «XXI век. Научный прогноз студентов» (СПб, 2002), научно-практической конференции «Ананьевские чтения» (СПб, 2003), на семинарах со студентами в рамках курсов по политической психологии в СПбГУ и в Санкт-Петербургском институте гуманитарного образования.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 114 страниц. Работа включает 6 рисунков, 21 таблицу.

Список литературы

включает 81 источник, из них 7 на иностранных языках.

Общие выводы работы:

1. Психологическое содержание репрезентации личности политического лидера в средствах массовой коммуникации представляет собой личностный профиль политического лидера, включающий в себя как индивидуально-психологические особенности, так и характеристики стиля деятельности.

Личностный профиль политического лидера может быть представлен как психологическое описание когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов его личности.

Подобный подход позволяет не только описать психологические характеристики политического лидера, но и прогнозировать его эмоциональные реакции и поведенческие проявления.

2. Разработанный нами план эмпирического исследования позволяет проанализировать психологическое содержание репрезентации личности политического лидера в средствах массовой коммуникации и описать её эффект в сознании объектов политики. При этом мотивационный анализ текстов политического лидера может быть использован как основной метод, позволяющий диагностировать релевантные для политики личностные качества и прогнозировать поведенческие проявления.

3. Психологическое содержание репрезентации личности политического лидера в СМК имеет динамику. Изменения касаются, в первую очередь, характеристик стиля деятельности политического лидера и обусловлены следующими факторами.

С одной стороны — наличием динамичных характеристик в структуре личности политического лидера, с другой стороны — изменением психологических параметров его репрезентации в СМК.

4. Выявленную в результате анкетирования позицию студенческой молодёжи по отношению к В. В. Путину можно определить как эффект репрезентации политического лидера в средствах массовой коммуникации в сознании объектов политики.

Нами установлено, что этот эффект достаточно силён. Все характеристики В. В Путина, выявленные посредством контент-анализа посвящённых ему сообщений в СМК принимаются большинством респондентов. На основе этих характеристик строится позиция студентов по отношению к В. В. Путину, то есть представление о нём, эмоциональное отношение и поведение. Таким образом, мы можем говорить об определяющей роли психологического содержания репрезентации личности политического лидера в СМК как для успешной деятельности лидера, так и для формирования эмоциональной и поведенческой поддержки лидера со стороны общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Политическая коммуникация играет особую роль в современном обществе. Эта роль обусловлена, с одной стороны, информационным характером нашего социума, предполагающем постоянное взаимодействие его участников, с другой стороны, особенностями политики как сферы жизнедеятельности, доступной большинству людей только через коммуникацию.

Политическая информация, получаемая людьми из СМК, не только формирует коммуникативную реальность, но и влияет на реальную политическую ситуацию. Как показало наше исследование, при освещении личности политического лидера средства массовой коммуникации существенно влияют на формирование позиции студенческой молодежи по отношению лидеру, определяя, в первую очередь, эмоциональное отношение к нему. Поскольку, как правило, политический лидер недоступен для непосредственного общения, его образ в сознании объектов политики формируется на основе репрезентирующей его информации в СМК. Психологический анализ такой информации позволяет исследовать, с одной стороны, личность лидера, с другой стороны — особенности его восприятия объектами политики.

И если особенности восприятия лидера рассматривались нами в данной работе как эффекты его репрезентации в СМК, то поиск путей изучения личности политического лидера был одной из основных задач настоящего исследования. Эта задача обусловлена персонифицированным характером российской власти, когда восприятие политика со стороны населения определяется, прежде всего, его личностными характеристиками. Кроме того, особенности личности влияют на стиль деятельности лидера и, соответственно, на проводимую им политику, что особенно важно, когда речь идет о политике высшего уровня.

Одна из важнейших проблем, возникающих при таком подходе к исследованию личности политического лидера, это отсутствие адекватных методов, позволяющих дистантно диагностировать личностные характеристики и дающих целостное представление о том или ином политике. Традиционно применяемые в психологии методики, как правило, не могут быть использованы для изучения личности политического лидера, что связано, прежде всего, с их ориентированностью на личный контакт с испытуемым. Кроме того, к политикам часто неприменимы те стандартные критерии нормы, на которые опираются традиционные психологические методы исследования личности.

Нами был использован метод мотивационного анализа, разработанный американским исследователем Д. Винтером. Метод представляется нам перспективным, поскольку позволяет применять к полученным результатам математико-статистический анализ, что дает возможность сравнения данных между собой. Метод достаточно прост и удобен в применении, но не лишен ограничений, поэтому можно говорить о необходимости продолжения исследований в области методического обеспечения изучения личности политического лидера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Б., Косолапова Ю. Н. О теориях лидерства в современной политической психологии США// США: Экономика, политика, идеология, 1993, № 4
  2. Т.А. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2001
  3. А.Л. Политическая психология. М.: «Весь мир», 2002
  4. Г. М. Социальная психология. М: Наука, 1994
  5. Т.В. Некоторые особенности политических текстов. // Ананьевские чтения-98. СПбГУ, 1998
  6. Т.В. Особенности современной политической коммуникации. И Ананьевские чтения -99, СПбГУ, 1999
  7. Т.В., Белова А. Б., Никифорова Л. Ю. Экспериментальное исследование некоторых особенностей политической коммуникации. // Парламент как субъект и объект изменений. Психология парламентаризма. СПб, 1999
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1969
  9. Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993
  10. М.Н. Правящие элиты России: образ деятельности // Мировая экономика и международные отношения. 1996, № 3
  11. И.Белицкая Г. Э., Николаева О. П. Психология и политика // Психологический журнал. 1994, № 6
  12. Битянова М. Р. Социальная психология- М, 1994
  13. . Политическое лидерство. // Психология и психоанализ власти. Самара, 1999
  14. Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. -М., МГУ, 1991
  15. Л. Психология политической пропаганды. М: Прогресс, 1981
  16. Ю.В. Методы, использованные при исследовании газеты «Эдази» и деятельности редакции. // Труды по социологии. Тарту, 1972
  17. Е. Социология политических отношений, М., 1979
  18. Д.П. Формирование общественного мнения: ценностный аспект. СПб, 1995
  19. В.А. Системные описания в психологии. СПбГУ, 1984
  20. Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. РиД, 1996
  21. Г. Г. Социально-политическая психология. — М., 1996
  22. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. М, 1984
  23. Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии. Общественные науки и современность. 1996. № 3
  24. Егорова-Гантман Е. В. Имидж лидера. М., 1994
  25. Н.И. Развитие письменной речи учащихся III VII классов, Язык. Речь. Творчество. М., 1998
  26. А.Н., Шляхтин Г. С. Психологические проблемы политического лидерства, Н.Новгород, 1991
  27. Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000
  28. A.M. Психология политической борьбы. СПб, 1993
  29. Ильин A. JL, Кадацкий В. Ф., Никифоров К. В., Пихоя Л. Г. Отзвук слова. Из опыта работы спичрайтеров первого президента России. М., 1999
  30. Е.П. Мотивы и мотивация. СПб: Питер, 2002
  31. М.А. Политическое лидерство: современные проблемы эволюции: Автореферат канд. полит, наук. М.: МГУ, 1998
  32. И.Ю. Политическая коммуникация на рубеже столетий. Москва, Ярославль: ИП РАН, 2002
  33. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М, 1988
  34. В.В. Социально-психологический механизм политической власти. JL, 1991к' 35. Кубышкина M.JI. Психологические особенности мотивации социальногоуспеха. Автореферат дис.. канд., СПб, 1997
  35. JI.B. Психологические исследования: методические рекомендации по проведению. СПб: «Наука», 1994
  36. М. Опыт и проблемы изучения эффективности районных газет. // Массовая коммуникация и развитие социалистического образа жизни. Тарту, 1986д. 38. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971
  37. Г. Г. Актуализация прагматического аспекта научного текста. Ростов-на-Дону, 1984
  38. Л.В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2002
  39. Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. СПбГУ, 1996
  40. Методы социальной психологии / под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977
  41. С. Машина, творящая богов. М., 1998
  42. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. М., 2002
  43. И.Ф. О графическом изображении смысловой микроструктуры текста, Вопросы психологии. 1974. № 5
  44. Л.Ю. Некоторые критерии психологического анализа политических сообщений, публикуемых в СМИ. // Психология XXI века. СПбГУ, 2000
  45. Л.Ю. Психологические особенности политической коммуникации в условиях выборов местного уровня. // Политика: от легенды к повседневной жизни. СПб, 2003
  46. А.И. Семантика текста и её формализация, М., 1983
  47. Д.В. Ельцин на фоне массового сознания: Политико-психологический портрет // Психол. журнал. 1992. № 4
  48. Д.В. Основы политической психологии. СПб, 2001
  49. Н.Д., Ушакова Т. Н. Речь, язык, коммуникация // Современная психология / под ред. В. Н. Дружинина. М., 1999
  50. .Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966,
  51. .Д. Руководство и лидерство, с.5 // Руководство и лидерство: опыт социально-психологического исследования. JL: Лениздат, 1973
  52. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988
  53. Политическая психология. Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001
  54. Г. Г. Теория и практика коммуникации. М: Центр, 1998
  55. Е.П. Методологические основы социологического подхода к журналистике. // Социология журналистики. М., 1981
  56. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1984
  57. Психология и психоанализ власти, в 2 т., Самара, 1999
  58. С.В. Язык власти и власть языка // Психология и психоанализ власти, т.1, Самара, 1999
  59. В.Е. Метод изучения документов в социально-психологическом исследовании. Л., 1983
  60. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 1996
  61. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса, Алетейя, 2000
  62. А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М.: Аспект-пресс, 2000
  63. Тимошенко Общественно-политическое лидерство // Социально-политические науки. 1990. № 11
  64. Т.Н. Текст как объект психологического анализа //Психологический журнал 1989 № 1
  65. Т.Н., Цепцов В. А., Алексеев Р. И. Интент-анализ политических текстов // Психологический журнал, т. 19, № 4, 1998
  66. А.А. Введение в политологию. СПб, 1993
  67. Федотова J1.H. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды. М., 1988
  68. Р. Психология массовых коммуникаций. СПб, 2001
  69. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986
  70. X. Психология мотивации достижения. СПб, «Речь», 2001
  71. Д., Нарвесен У. Психологические ограничения на принятие решений. // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987
  72. А. Формирование имиджа политика в России. М., 1999
  73. Е.Б. Образ власти в России: желание и реальность. Политико-психологический анализ // Политические исследования. 1995, № 4
  74. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973
  75. Ю.А. Пропаганда: социально-психологический аспект. // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975
  76. Ю.А. Возможные сопутствующие эффекты массовых информационных процессов и их социально-психологическая значимость. //Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983
  77. Т. А. Политическое лидерство как проявление власти: Теоретико-методический аспект: Автореферат канд. филос. наук. М.: МГУ, 1995
  78. А.И. Введение в политическую психологию. СПбГУ, 1992
  79. А.И. Материалы к концепции стратегической психологии // Политика: от легенды к повседневной жизни. СПб, 2003
  80. А.И. Системные описания политической психологии. СПб, 1996
  81. М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива. // Вопросы психологии, № 3, 1978
  82. R. а.о. Content-analysis of communication, New-York etc, 1967
  83. Donley R.E., Winter D.G. Measuring the motives of public officials at a distance: An exploratory study of American presidents // Behavioral Sciences, 1970, 15
  84. Handbook of Political Psychology / Ed. by J. Knytson, San Francisco, Jossey-Bass, 1973
  85. Hermann M.G. Ingrediens of Leadership // Political Psychology. Contemporary Problems and Issues. San Francisco, L, 1986
  86. Holsti O. Individual differences in «definition of the situation» // Journal of Conflict Resolution. 1970, № 14
  87. Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in society // The Communication of Ideas / Ed. by Bryson. N.Y., 1948
  88. Maletzke G. Psychologie der Massen Kommunikation. Theorie und Systematik. Hamburg, 1963
  89. Potter J., Wetherell M. Discourse and Social Psychology. L, 1989).
  90. Schnackers U., Kleinbeck U. Machtmotiv und machtthematisches Verhalten in einem Verhandlungsspiel // Archiv fixer Psychologie. 1975,127
  91. Veroff J. Development and validation of a projective measure of power motivation // Juornal of Abnormal and Social Psychology, 1957,54,
  92. Winter D.G. The Power Motive. N.J., 1973i
  93. Анкета, направленная на выявление позиции респондентов по отношению кличности В. В. Путина, 2002 год.
  94. Блок вопросов, посвященный В. В. Путину.
  95. Он не способен к конструктивной политической 4 3 2 1 деятельности
  96. Я думаю, что В. В. Путин направлен, прежде всего, на достижение положительного 4 3 2 1 результата в развитии России
  97. Целью В. В. Путина является получение как можно большей политической 4 3 2 1власти
  98. Согласны ли Вы со следующими утверждениями о В. В. Путине?
  99. Путин уделяет достаточно внимания общению с населением СИ Да? Нет
  100. Истинное лицо Президента до сих пор остается в тени О Да СИ Нет
  101. Политика Путина провоцирует аппаратные интриги П Да 1-И Нет
  102. В своих действиях Путин руководствуется интересами государства, а не какой-либо из конкурирующих группировок СИ да СИ Нет
  103. За последний год позиции РФ на международной арене значительно усилились СИ Да СИ Нет
  104. В отношениях с западными странами Путин идет на уступки СИ Да СИ Нет
  105. Путин воспринимается как лидер европейской страны СИ Да СИ Нет
  106. Новая система власти, выстраиваемая Путиным, способна превратить Россию i авторитарное, централизованное, государство СИ Да СИ Нет
  107. Нижеследующие высказывания характеризуют деятельность В. В. Путина. Согласны ли вы с ними?
  108. Путин политический лидер, способный провести в жизньсвои решения СИ Да СИ Нет
  109. Большинство важных общественных событий не остаются безвнимания Президента? Да ЩНет
  110. Политика Президента в Чечне носит спорный характер СИ Да СИ Нет
  111. В своих действиях Путин руководствуется четкими целями и, как правило, достигает результата СИ Да СИ Нет
  112. Симпатизируете ли Вы В. В. Путину как человеку? СИ Да СИ Нет
Заполнить форму текущей работой