Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проявление чувства юмора у подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимосвязи особенностей умственной деятельности и чувства юмора выражаются в том, что значимое влияние на юмористические предпочтения подростков оказывает уровень развития способности к оперированию вербальным, абстрактным материалом. Чем меньше подросток решает вербальных заданий, тем больше вероятность того, что он не будет выбирать анекдоты логического типа. Кроме того, дети с разными типами… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Чувство юмора как психологическая проблема
    • 1. 1. Категория комического в эстетике и психологии
    • 1. 2. Чувства как форма проявления эмоциональной сферы человека
    • 1. 3. Понятие чувства юмора и особенности его становления
  • 2. Развитие личности и познавательной сферы в подростковом возрасте
    • 2. 1. Социальная ситуация развития и развитие личности подростка
    • 2. 2. Особенности мышления в подростковом возрасте
      • 2. 2. 1. Понимание анекдота
      • 2. 2. 2. Образное и логическое мышление
      • 2. 2. 3. Особенности понимания метафор и аллегорий детьми разного возраста
    • 2. 3. Предмет, гипотезы и задачи исследования
    • 2. 4. Методы исследования
  • 3. Особенности проявления чувства юмора у подростков
    • 3. 1. Чувство юмора подростков
    • 3. 2. Возрастные особенности юмористических предпочтений подростков
    • 3. 3. Половые различия в юмористических предпочтениях подростков
    • 3. 4. Особенности умственной деятельности и юмористические предпочтения
    • 3. 5. Статус подростка в группе и его юмористические — предпочтения
    • 3. 6. Личностные особенности подростков 10−15 лет и особенности юмористических предпочтений
    • 3. 7. Выбираемые и любимые подростками анекдоты

Проявление чувства юмора у подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Подростковые возрастные особенности в последние годы часто выступают объектами психологических исследований (4, 9, 10, 14, 15, 27,-31, 39, 47 и т. д.), как в генетическом так и социально — психологическом аспектах, так как с одной стороны, это возраст интенсивного физиологического созревания, приводящего к значительным психологическим изменениям, с другой стороны, — период активной социализации, вхождения в мир взрослых и самоутверждения в среде сверстников. Все эти изменения отражаются, прежде всего, на особенностях взаимодействия подростков друг с другом и с взрослыми. Широта круга общения у младших подростков и его сужение — у старших, специфика общения в младшем подростковом возрасте — подчинение группе, в старшем — стремление выделиться из неё, но на всём протяжении этого возраста самоутверждение, отвоевывание прав, свободы, противопоставление себя взрослым. Всё это выражается в бурных эмоциональных проявлениях, непонимании со стороны взрослых и, как результат, возникновение конфликтов. Основная причина такой ситуации — в малочисленности исследований особенностей эмоциональной сферы подростков (180, 181, 79).

Эмоциональная сфера, особенности чувственного познания мира подростка наименее разработана и трудно доступна для непосредственного изучения. Чувство юмора — это и эмоциональное переживание, и один из способов, на наш взгляд, познания ребенком сложного мира взрослых. При этом оно доступно для изучения через материальные продукты его «творчества» — анекдоты. Анекдот — это разыгранная комическая ситуация на определенную тему. С одной стороны, он является результатом деятельности конкретного человека, а с другой, отражает позицию данного человека как члена общества. Далее, он позволяет выплеснуть во вне свои проблемы, эмоции при этом человеку не требуется раскрывать себя для других. Именно с помощью чувства юмора мы маскируем свои потребности и интересы, сами того не подозревая. Именно поэтому исследование этого феномена, особенно на подростковом возрасте может помочь в понимании взрослыми многих трудностей и особых забот подростков.

Объект исследования: мальчики и девочки 11−14 лет средних школ № 8 и № 16, 10−15 лет оздоровительного лагеря «Космос» г. Комсомольска-на-Амуре, 10 — 15 лет школы № 31 Калининского района г. Санкт-Петербурга. Всего испытуемых — 406 человек.

Предметом исследования: возрастные особенности проявления чувства юмора у подростков 10 — 15 лет и их взаимосвязь с полом, особенностями взаимодействия и общения с другими людьми, предпочитаемым типом репрезентации информации и личностными особенностями подростков.

Цель исследования: экспериментально изучить возрастные особенности чувства юмора и компоненты, влияющие на характер его проявления.

Гипотезы: 1. Проявление чувства юмора у подростков зависит от некоторых личностных характеристик, обусловленных тендерными особенностями и особенностями взаимодействия и общения с другими людьми.

2. Возрастные особенности самооценки чувства юмора определяются как интеллектуальными изменениями, так и ответственностью и зависимостью личности в течение изучаемого периода.

Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ проблемы чувства юмора в современной отечественной и зарубежной психологии. 2. Выявить особенности самооценки чувства юмора у подростков 10−15 лет. 3. Выявить взаимосвязи юмористических предпочтений подростков 10−15 лет с типами репрезентации, социометрическим статусом, личностными особенностями.

Исследование проводилось в 1994;2002 гг.

Научная новизна. В работе впервые предпринято исследование чувства юмора на основе изучения его проявления в анекдотах.

Были выявлены различия между двумя вариантами использования анекдотов: тем, что подросток продуцирует сам (любимое) и тем, что находит смешным в окружающем (выбираемое). Каждый из этих вариантов имеет для личности своё значение.

Выявлены различные особенности проявления чувства юмора в зависимости от пола, социометрического статуса, умственных способностей и личностных черт подростков. Прослежена возрастная динамика изменений чувства юмора.

Практическая значимость работы заключается в том, что эмпирический материал может оказаться полезным при изучении проблем общения, а так же в разработке отдельных вопросов по темам защитные механизмы и особенностям формирования личности.

Полученные данные о качественном различии проявлений чувства юмора у разных групп подростков могут быть использованы при чтении лекций и проведении практических занятий по курсам возрастной и общей психологии, в работе методистов. На основе методики «Анекдот» возможно создание проективной методики, позволяющей выявлять личностные проблемы подростков.

Достоверность полученных результатов и выводов эмпирического исследования подтверждается использованием адекватных методов, наличием статистически достоверных коэффициентов связи и различий.

Положения, выносимые на защиту: 1. Чувство юмора и уровень самооценки его проявления определяются интеллектуальными способностями и личностными качествами человека (ответственность, зависимость, тревожность). 2. На самооценку проявления чувства юмора в 10−12,5 лет влияет самооценка интеллектуальных способностей, а в 13−15 лет личностные качества: ответственность и зависимость. 3. Группы подростков, различающиеся по полу, возрасту, социометрическому статусу, характеризуются разными юмористическими предпочтениями.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях кафедры практической психологии КГПИ г. Комсомольска-на-Амуре, а также аспирантских семинарах кафедры педагогической и возрастной психологии РГПУ им. Герцена. Основное содержание диссертации отражено в трех печатных работах автора, опубликованных под девичьей фамилией Просвирнина (113, 114, 115).

Объем работы. Содержание работы изложено на 149 страницах печатного текста, включающего: введение, три главы, заключение, список литературы, содержащий 200 наименований, приложение 32 стр. В диссертации имеется 59 графиков, 24 таблицы, 24 диаграммы.

I. Чувство юмора как психологическая проблема.

Заключение

.

Полученные результаты подтверждают выдвинутые нами гипотезы.

1. Подростки с разным уровнем самооценки проявления у себя чувства юмора различаются и по личностным качествам, и по юмористическим предпочтениям.

2. Возраст 13−14 лет является периодом изменения мнения подростков о своём чувстве юмора. Эти изменения сопровождаются и личностными преобразованиями и изменениями особенностей умственной деятельности. В возрасте 10−12,5 лет максимальные оценки проявления чувства юмора связаны с высокой самооценкой интеллектуальных способностей, в то время как в 13−15 лет это определяется тревожностью, озабоченностью (фактор F) и склонностью к чувству вины (О).

3. В сознании подростков чувство юмора, оказывается, связано со способностью к запоминанию анекдотов. Чем лучше ребёнок запоминает анекдоты, тем выше у него самооценка чувства юмора.

4. Возраст является значимым фактором определяющим особенности чувства юмора в младшем и старшем подростковом возрасте. В течение изучаемого возрастного периода изменения прослеживаются в предпочтениях тем, персонажей, приёмов и типов анекдотов.

5. Нами выявлены значимые различия в юмористических предпочтениях мальчиков и девочек. При этом мальчики и девочки различаются и рядом личностных черт. Различия отсутствуют лишь в предпочтениях типов анекдотов, на наш взгляд это естественно, так как тип анекдота (образный, логический) является возрастной характеристикой.

Взаимосвязи особенностей умственной деятельности и чувства юмора выражаются в том, что значимое влияние на юмористические предпочтения подростков оказывает уровень развития способности к оперированию вербальным, абстрактным материалом. Чем меньше подросток решает вербальных заданий, тем больше вероятность того, что он не будет выбирать анекдоты логического типа. Кроме того, дети с разными типами репрезентации информации, разным уровнем владения определенными умственными действиями имеют разные юмористические предпочтения.

В зависимости от отношения группы к ребёнку, им выбираются анекдоты с определённым лингвистическим приёмом — «лидеры» предпочитают многозначность, а «отверженные» субституцию, при этом выявляются личностные особенности каждых. А характер взаимоотношений группы и ребёнка (определяемый по числу и знаку взаимных выборов) не определяет личностные особенности, но влияет на выбор анекдотов на определённые темы, с определёнными героями и определённого типа. Таким образом, можно предположить, что в зависимости от отношения группы к подростку он формирует свою жизненную позицию, что в данном случае выражается в некоторых личностных особенностях и определённом лингвистическом приёме, но это не оказывает влияние на его чувство юмора. Когда же мы говорим о взаимовлиянии, то оно определяет юмористические предпочтения подростка, то есть важным моментом оказываются, прежде всего, не отношение группы, а те личные контакты ребёнка с окружающими.

Предпочтения тех или иных сторон анекдотов (тем, персонажей и т. п.) определяются личностными особенностями подростков.

Любимые и выбираемые анекдоты — это не идентичные проявления. Если то, что подросток выбирает как смешное, оказывается связано с полом, взаимоотношениями с другими людьми, особенностями умственной деятельности, личностными качествами и возрастом, то когда мы рассматриваем любимые анекдоты подростков, они оказываются связаны только с возрастом и личностными качествами. Таким образом, возможно, выбираемое подростками смешное определяется всем спектром отношений с миром, людьми, а то, что они рассказывают сами, как смешное, зависит только от их внутренних побуждений и особенностей. В этом контексте, любимые анекдоты скорее относятся к остроумию, если понимать остроумие как самостоятельную категорию, рядоположную с чувством юмора. Тогда, чувством юмора будет называться способность к восприятию комического, а остроумие — его создание, а критерием, показателем первого будут служить то, что мы выбираем как смешное, а второго — что рассказываем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань, 1987, 262с.
  2. Г. С. Возрастная психология М., 1997.
  3. А.А. Взаимодействие образных и символических структур в развивающемся интеллекте ребенка. Канд. дисс. Л. 1980, 256с.
  4. В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста. М. 1985.
  5. К.И. Метафора как объект исследования.//Вопросы психологии. 1996, № 2, С. 73 — 85.
  6. К.М. Соотношение оценки социальных явлений и нравственного поведения у младших школьников и подростков. Ар. -СПб., 1993.
  7. .Г. Психология чувственного познания. М., 1960. — 486с.8. Арутюнова 1981.
  8. В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности. Автореф.
  9. О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте. Ар. СПб. 1998.
  10. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. — 444с.
  11. В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. М., 1975,95с.
  12. О.А. Динамика логических и творческих компонентов мышления подростков. М., 1998.
  13. А. Смех. // Эмоции. Хрестоматия. М. 1989.
  14. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986.
  15. А.В. Психологические особенности словесной интерпретации образных и вербальных текстов младшими школьниками. С.-Пб., 1994.
  16. П.П. Развитие мышления школьника. М. 1935. 128с.
  17. Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.
  18. Большая советская энцеклопедия. М. Т.30.
  19. БоревЮ. Б. Комическое. М. 1970.
  20. Ю. Б. Эстетика. М. 1988.С. 78−93.
  21. В.П., Боровиков И.П. Statistica. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М. 1997., 592с.
  22. М.В. Два лица Януса-смеха. Ростов-на-Дону. 1995, 86с.
  23. А.А. Бессознательные комитенты процесса понимания. //Бессознательное. / Под ред. А. С. Прангишвили, в 4-х т.- Т. З, с.98−102.-Тбилиси, 1978.
  24. А. А., Сыдыкбекова Д. Г. Знак как средство коммуникативного воздействия. // Психосемиотика познавательной деятельности и общения. М.: МГПИ, 1983. — с.31−35.
  25. Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М. 1977. 326с.
  26. Л.А. Комическая экспрессия числовых форм //Рус.яз.в школе, 1990 № 5.
  27. А. От действия к мысли. М.: Издательство иностр. лит-ры, 1956.-238с.
  28. И.А. Теоретическое и экспериментальное исследование интеллектуальных эмоций. А/р. -М., 1976, 25с.
  29. С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. -Киев, 1988.
  30. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. МГУ., 1980.
  31. Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мыслительной деятельности. М. 1986.
  32. Е.П. Развитие взаимоотношений с миром взрослых как определяющее условие личностного становления подростка. М., 1991.
  33. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
  34. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  35. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. // Психология эмоций. Тексты. М. 1993.
  36. Возрастные и индивидуальные особенности младшего подростка. / Под ред. Д. Б. Эльконина, Г. В. Драгуновой, М., 1967.
  37. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышеления учащихся./Под ред. И. С. Якиманской. М. 1989.
  38. В.В., Макаров Ю. А. Использование смешного в психологическойри педагогической практике. Пенза, 200, 47с.
  39. А. Метаморфозы комического. М., 1976.
  40. А. В лаборатории смеха. М. 1966.
  41. Л .С. Проблемы сознания. // Собр. соч. В 6-ти т., Т.1. М., 1982 г. -С.156−167.
  42. Выготский J1.C. Мышление и речь. // Собр. соч. В 6-ти т., Т.2. М., 1982 г. — С.5−361.
  43. Л.С. История развития высших психических функций.// Собр. соч. В 6-ти т., Т.З. М., 1983. С. 5−328.46:Выготский Л. С. Педология подростка. .// Собр. соч. В 6-ти т., Т.4. М., 1983
  44. Л.С. Творчество и воображение в детском возрасте. М., 1996.
  45. П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., МГУ, 1978.
  46. Гегель Сочинения. Т. 14, Ч.З. М.-Л., 1940, С. 366−380.
  47. А.А. Образная сфера человека. -М., 1992, 184с.
  48. В.Л. Диалектика эмоционального и рационального в морали. -Тбилиси, 1982, 291с.
  49. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте. М., 1983.
  50. Дж. ван Гиг «Прикладная общая теория систем» в 2-х. т. М. 1981.
  51. . О комическом. М., 1974.
  52. А.В. Социология юмора. М. 1996, 212.
  53. А.В. Социология политического юмора. М. 1998, 331с.
  54. А.В. Социология юмора. М. 1996.
  55. .И. Эмоциональная направленность личности. Ар докт. дисс. 1979.
  56. .И. В мире эмоций. Киев, 1987.141с.
  57. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. // Фролов Ю. И. Психология подростка, М., 1997. с. 385 404.
  58. Т.В. О некоторых психологических особенностях подростков. // Вопросы психологии личности школьника. /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина, М., 1961.
  59. И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
  60. Н.В. Функция эмоций в создании мотивационного компонента деятельности. // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. / Под ред. А. Я. Чебыкина., М&bdquo- 1987., с. 24−30.
  61. .А. О прогнозе рефлексивного поведения по первому впечатлению в ситуации ролевого взаимодействия //Личность и прогнозирование. Л., 1985. — С.99−117.
  62. В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. М. 1998, 181с.
  63. П.С. Экспериментально психологическое исследование развития отрицания в дошкольном и школьном возрасте. Ар. — М. 1981.
  64. Е.В., Ващенко И. В. Роль общения в протекании познавательных процессов учащихся-подростков.// Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. М., 1994, С. 98 -100.
  65. В.В. Понимание в познании и общении.
  66. В.В. Понимание как проблема психологии мышления./УВопросы психологии 1991 г. -№ 1. С. 18−26.
  67. К.Э. Психология эмоций. СПб, 1999, 460с.
  68. Г. Л. Некоторые вопросы психологии общения / Вопросы психологии 1986 N 5.
  69. Р.И. Психолого-педагогические аспекты правового сознания. -Краснодар, 1998. Ар.
  70. .В. Психологические условия и механизмы формирования идеалов у учащихся подросткового возраста. М., 1988.
  71. И. Сочинения. Т.5. М., 1966, С. 350 -361.
  72. Л.В. Философия смеха. М., 1996, 224с.
  73. В.И. Парадокс как эмоциональный текст.//Язык и эмоции. Сб. научных трудов, — Волгоград, 1995 г.
  74. Кле М. Психология подростка. М. 1991.
  75. Кон И. С. Дружба. М., 1989.81-Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000., 988с.
  76. Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика. М. 2000, 543с.
  77. В. Государство чувств. М., 1997, 256с.
  78. И.С., М.Н. Семёнов, Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск, 1989.
  79. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  80. А.Н. Деятельность и сознание.//Вопросы философии. 1972. № 12, С. 140.
  81. Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990.
  82. Д.С., Панченко A.M. Смех в Древней Руси. Л., 1984.
  83. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М., 1968, 191с.
  84. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977.
  85. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982.
  86. Лук А. Н. Остроумие. Киев. 1967. Автореф.
  87. А.Р. Основы нейропсихологии. М. 1973.
  88. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. — 253с.
  89. Т.Б. Комическое, его виды и жанры. М. 1990. 64с.
  90. Максименкова Л И. Особенности умственной деятельности младших подростков, испытывающих трудности в учении. С.-Пб., 1999. Канд. дисс.
  91. П., Д. Кондер, Дж. Каган, А. Хьюстон Развитие личности ребенка. М&bdquo- 1987.
  92. А. А. Диалектика познания и чувства. Ереван. 1988, 175с.
  93. И.Ю. Разработка социально-психологической типологии российских потребителей. М., 1998.
  94. Методики психодиагностики в спорте. М, 1990.
  95. B.C. Идентификация и отчуждение в социальном развитии. // Педагогические аспекты социальной психологии. Минск, 1978.
  96. Н.Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ. //Вопросы психологии. 1997, № 3 .
  97. В.В., Бендас Т. В. Психология чувств и их воспитание. Пермь, 1982, 112с.
  98. Р.С. Психология. Т.З., М. 1995, С. 377−382.
  99. Никифоров, А С. Эмоции в нашей жизни. М., 1978, 271с.
  100. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1999. 939с.
  101. Ю.М. Вина. М&bdquo- 1997. 36с.
  102. Г. Р. Динамика изменения интересов детей на рубеже перехода к подростковому возрасту. Ар. М. 1988.
  103. . Избранные психологические труды. М.: «Педагогика», 1969.-324с.
  104. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986, 255с.
  105. О.М. Когнитивные аспекты развития у дошкольников чувства комического.// Особенности эмоциональной сферы личности. -Шадринск, 2000, С. 59 74.
  106. В.Я. Проблемы комизма и смеха. М. 1976, 183с.
  107. А.В. Особенности чувства юмора подростков. //Материалы 37-ой научно-практической конференции студентов и аспирантов 10- 12апреля 1997 г. Комсомольск-на-Амуре, 1998, с.71−72.
  108. А.В. Анекдот как отражение актуальных проблем подростков. //Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. С-Пб., 1999, с.309−311.
  109. А.В. Анекдот как отражение жизненных проблем подростков. //Наш проблемный подросток: понять и договориться. С.-Пб" 2001, с.33−48.
  110. Психологический словарь.//Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. -М. 1997.
  111. Психология. //Под ред. А. А. Крылова. М. 1999, 583с.
  112. Психология эмоций. Тексты.//Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М, МГУ., 1993, 303с.
  113. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000,616с.
  114. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -С-Пб., 1999, С. 149−154.
  115. Л.О. Гносеологические вопросы семиотики. Л., 1964. -176с.
  116. Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1977 г. с. 300.
  117. Д.Э., Толенкова М. А. Справочник лингвистических терминов. М., 1972.
  118. Д.Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. — М., 1991.
  119. А.И. Проблемы категоризации: теория и практика // Вопросы психологии. 1986, № 3. -с.35−42.-
  120. С.Л. Бытие и сознание. М. 1957.
  121. Рубинштейн С Л. Основы общей психологии. В 2 т., М., 1989.
  122. С.Л. Человек и мир. -М., 1997. 191с.
  123. С.Л. Основы общей психологии. С.-Пб., 1999, С. 551 -586.
  124. А.А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла- 95. С. Пб., 1999 г. 90с.
  125. Р. Справочник по непараметрической статистике. М., 1982, 198с.
  126. .П. Очерк теории эмоций. //Психология эмоций. Тексты. 1993.134. СафинВ.Ф. 1972., с. 74.
  127. К.Ф. Становление форм передачи чужой речи в разговорных рассказах школьников. // Русский язык в школе. № 1, 1993 г., С. 11 — 13.
  128. А.П. Соотношение конкретизации и обобщения при понимании переносных значений. // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена 1948 г., С. 101−142.
  129. А.П. Некоторые вопросы понимания школьниками аллегорий //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена т. 96, 1954 г., С. 159 176.
  130. К.Т. Динамика возрастного развития пространственного мышления школьников. М., 1998.
  131. Е. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 2000., 349с.
  132. Симонов П. В, Что такое эмоция. М., 1966, 95с.
  133. П.В. О познавательной функции сопереживания. // Вопросы философии. 1979. N 9.
  134. П.В. Мотивированный мозг. М., 1987, 237с.
  135. П.В. Психофизиология эмоций. // Пятые Анохинские чтения. М., 1990.
  136. П.В. Информационная теория эмоций. // Психология эмоций. Тексты. М&bdquo- 1993. г"145. Славин А. В. • 1971.
  137. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М. 1995. 384 с.
  138. Словарь практического психолога. Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997, 799с.
  139. Т.В., Платон К. П. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. Кишинев, 1988.
  140. О.В. О понимании мини-текста (пословиц). // Вопросы психологии. 1995 г. -№ 1.
  141. В.М.- Сотникян П. Основные проблемы языка и мышления. -Ереван, 1968. 275с.).
  142. P.JI. Когнитивная психология. М., 1996, 598с.
  143. Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация. Горький, 1975, 117с.
  144. Справочник по прикладной статистике. В 2-х т. М. 1990.
  145. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред. С. Ю. Циркина. Спб., 1999. 748с.
  146. Э. Психопедагогика. М., 1984 г.
  147. К. Особенности эмоциональной сферы в норме и патологии. -Киев, 1995, 24с.
  148. И.Н. Перцептивные, мнемические и мыслительные компоненты понимания монотематического текста. Автореф. канд. дис., Л., 1989. -24с.
  149. С.В. Категориальные структуры мировосприятия школьников как предмет психолого-педагогического исследования. Канд. дисс. С,-Пб, 1996.- 126с.
  150. О.И. Структура мыслительной деятельности человека. М. 1969.
  151. Ц. Теории символа. М. 199. 384с.
  152. Ю.А. Половозрастная идентичность как опосредствующий фактор становления социальной компетентности подростков. Красноярск, 1998. Ар.
  153. Ю.Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере. М. 1995, 384с.
  154. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
  155. Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
  156. Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. //Хрестоматия по возрастной психологии./Под ред. Фельдштейна. -М., 1996. С. 163−178.
  157. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  158. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
  159. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. С.Пб., 1997.
  160. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. 206с.
  161. .И., Тюменева Ю. А. Присвоение социальных норм детьми разного пола. // Вопросы психологии, 1997 3, С. — 37−42.
  162. A.M. Возрастная динамика познания человека сирийскими школьниками и школьницами. Канд. дисс., РГПУ им. Герцена, С-Пб., 1994 г., 213с.
  163. Хеттланспергер Статистические выводы основанные на рангах. М. 1987.
  164. Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. МГУ., 1992.
  165. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  166. Г. В. Психологические осо бенности развития различных форм общения подростков. М., 1988.
  167. B.C. и др. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. Ставрополь, 1993.
  168. К.И. От двух до пяти. Минск, 1984. 317с.
  169. Шалимова. Трансформация смыслов и значений слов при понимании пословиц. //Вопросы психологии. 1990 г., № 4, С. 42−47.
  170. М.Н. Мышление школьника. М., 1963. С.33−155.
  171. И. П. Психологические особенности изменения системы интересов при переходе от подросткового к старшему возрасту. Ар. М. 1987.
  172. Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М. 1971.
  173. А.Н. Понятие комического в эстетике Белинского. М., 1954. 25с.
  174. Е.В., Каганов В. М. Филосовские проблемы психологии. // «Филосовские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М. 1963, с. 101.
  175. Л.И. Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования.//Психологический журнал 1997 г., № 6, С. 121−128.
  176. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  177. П.М. Психологические проблемы воспитания чувств. //Советская педагогика. 1955, N 6.
  178. П.М. Психология чувств и мотивация. М., 1998, С. 23 — 174.
  179. П.М. Психология чувств и мотивация. М., 1998, с. 23 — 174.
  180. Carroll J.L. Changes in humor appreciation of college students in the last 25 years. Psychological Reports, 65, 863−866, 1989.
  181. Cattell R.B., Luborsky L.B. The validusion of persanality factors in humor. //Journal of Personality, 15, 283−291.
  182. Chapman A & H.C. Foot Humor and Laughter. New, 1995.
  183. Derks P. Twenty years of Research on Humor: A view from the Edge. // Chapman A. J., Hugh C. F. Humor and Laughter.
  184. Danon-Boilean Henri L 4, Ohumor a l, aalolescence. // Psychiat. enfant. -1997, 40, n.2, p. 367−398.
  185. Nevo O., Nevo B. What do you do when asked to answer humorously? // Journal of Personality and Social Psychology, 1983, 44, 188−194.
  186. Nerhardt G. Incongruity and Funniness: Towards a New Descriptive Model.
  187. Powell C. Humor in Society: Resistance and Control. London, 1988.
  188. Shultz Т., Horibe E. Development of the appreciaton of verbal jokes. // Developmental psyhology. 1974, n.10. p. 13−20.
  189. Shultz T.R., Pilon R. Development of the ability to detect lingvistic ambigvity. // Child Development, 1973, 44, 728−733.
  190. Shultz T.R. A cross-cultural study of the structure of humor. 1974.
  191. Zigler, Levine & Gould L. Cognitive challenge as a factor in childrens humor appriciation.//Journal of Personality and Social Psychology, 1967, 6, P.-332−336.
  192. Методика «Анекдот». Тексты анекдотов.
Заполнить форму текущей работой