Проявление чувства юмора у подростков
Диссертация
Взаимосвязи особенностей умственной деятельности и чувства юмора выражаются в том, что значимое влияние на юмористические предпочтения подростков оказывает уровень развития способности к оперированию вербальным, абстрактным материалом. Чем меньше подросток решает вербальных заданий, тем больше вероятность того, что он не будет выбирать анекдоты логического типа. Кроме того, дети с разными типами… Читать ещё >
Содержание
- 1. Чувство юмора как психологическая проблема
- 1. 1. Категория комического в эстетике и психологии
- 1. 2. Чувства как форма проявления эмоциональной сферы человека
- 1. 3. Понятие чувства юмора и особенности его становления
- 2. Развитие личности и познавательной сферы в подростковом возрасте
- 2. 1. Социальная ситуация развития и развитие личности подростка
- 2. 2. Особенности мышления в подростковом возрасте
- 2. 2. 1. Понимание анекдота
- 2. 2. 2. Образное и логическое мышление
- 2. 2. 3. Особенности понимания метафор и аллегорий детьми разного возраста
- 2. 3. Предмет, гипотезы и задачи исследования
- 2. 4. Методы исследования
- 3. Особенности проявления чувства юмора у подростков
- 3. 1. Чувство юмора подростков
- 3. 2. Возрастные особенности юмористических предпочтений подростков
- 3. 3. Половые различия в юмористических предпочтениях подростков
- 3. 4. Особенности умственной деятельности и юмористические предпочтения
- 3. 5. Статус подростка в группе и его юмористические — предпочтения
- 3. 6. Личностные особенности подростков 10−15 лет и особенности юмористических предпочтений
- 3. 7. Выбираемые и любимые подростками анекдоты
Список литературы
- Аболин Я.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань, 1987, 262с.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология М., 1997.
- Алексеев А.А. Взаимодействие образных и символических структур в развивающемся интеллекте ребенка. Канд. дисс. Л. 1980, 256с.
- Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста. М. 1985.
- Алексеев К.И. Метафора как объект исследования.//Вопросы психологии. 1996, № 2, С. 73 — 85.
- Аливагабов К.М. Соотношение оценки социальных явлений и нравственного поведения у младших школьников и подростков. Ар. -СПб., 1993.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960. — 486с.8. Арутюнова 1981.
- Асеев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности. Автореф.
- Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте. Ар. СПб. 1998.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. — 444с.
- Бахур В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. М., 1975,95с.
- Беляева О.А. Динамика логических и творческих компонентов мышления подростков. М., 1998.
- Бергсон А. Смех. // Эмоции. Хрестоматия. М. 1989.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986.
- Бехтерев А.В. Психологические особенности словесной интерпретации образных и вербальных текстов младшими школьниками. С.-Пб., 1994.
- Блонский П.П. Развитие мышления школьника. М. 1935. 128с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.
- Большая советская энцеклопедия. М. Т.30.
- БоревЮ. Б. Комическое. М. 1970.
- Борев Ю. Б. Эстетика. М. 1988.С. 78−93.
- Боровиков В.П., Боровиков И.П. Statistica. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М. 1997., 592с.
- Бороденко М.В. Два лица Януса-смеха. Ростов-на-Дону. 1995, 86с.
- Брудный А.А. Бессознательные комитенты процесса понимания. //Бессознательное. / Под ред. А. С. Прангишвили, в 4-х т.- Т. З, с.98−102.-Тбилиси, 1978.
- Брудный А. А., Сыдыкбекова Д. Г. Знак как средство коммуникативного воздействия. // Психосемиотика познавательной деятельности и общения. М.: МГПИ, 1983. — с.31−35.
- Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М. 1977. 326с.
- Брусенская Л.А. Комическая экспрессия числовых форм //Рус.яз.в школе, 1990 № 5.
- Валлон А. От действия к мысли. М.: Издательство иностр. лит-ры, 1956.-238с.
- Васильев И.А. Теоретическое и экспериментальное исследование интеллектуальных эмоций. А/р. -М., 1976, 25с.
- Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. -Киев, 1988.
- Васильев И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. МГУ., 1980.
- Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мыслительной деятельности. М. 1986.
- Весна Е.П. Развитие взаимоотношений с миром взрослых как определяющее условие личностного становления подростка. М., 1991.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
- Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. // Психология эмоций. Тексты. М. 1993.
- Возрастные и индивидуальные особенности младшего подростка. / Под ред. Д. Б. Эльконина, Г. В. Драгуновой, М., 1967.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышеления учащихся./Под ред. И. С. Якиманской. М. 1989.
- Волков В.В., Макаров Ю. А. Использование смешного в психологическойри педагогической практике. Пенза, 200, 47с.
- Вулис А. Метаморфозы комического. М., 1976.
- Вулис А. В лаборатории смеха. М. 1966.
- Выготский Л .С. Проблемы сознания. // Собр. соч. В 6-ти т., Т.1. М., 1982 г. -С.156−167.
- Выготский J1.C. Мышление и речь. // Собр. соч. В 6-ти т., Т.2. М., 1982 г. — С.5−361.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций.// Собр. соч. В 6-ти т., Т.З. М., 1983. С. 5−328.46:Выготский Л. С. Педология подростка. .// Собр. соч. В 6-ти т., Т.4. М., 1983
- Выготский Л.С. Творчество и воображение в детском возрасте. М., 1996.
- Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., МГУ, 1978.
- Гегель Сочинения. Т. 14, Ч.З. М.-Л., 1940, С. 366−380.
- Гостев А.А. Образная сфера человека. -М., 1992, 184с.
- Гулуа В.Л. Диалектика эмоционального и рационального в морали. -Тбилиси, 1982, 291с.
- Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте. М., 1983.
- Дж. ван Гиг «Прикладная общая теория систем» в 2-х. т. М. 1981.
- Дземиздок Б. О комическом. М., 1974.
- Дмитриев А.В. Социология юмора. М. 1996, 212.
- Дмитриев А.В. Социология политического юмора. М. 1998, 331с.
- Дмитриев А.В. Социология юмора. М. 1996.
- Додонов Б.И. Эмоциональная направленность личности. Ар докт. дисс. 1979.
- Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987.141с.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. // Фролов Ю. И. Психология подростка, М., 1997. с. 385 404.
- Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростков. // Вопросы психологии личности школьника. /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина, М., 1961.
- Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
- Елфимова Н.В. Функция эмоций в создании мотивационного компонента деятельности. // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. / Под ред. А. Я. Чебыкина., М&bdquo- 1987., с. 24−30.
- Еремеев Б.А. О прогнозе рефлексивного поведения по первому впечатлению в ситуации ролевого взаимодействия //Личность и прогнозирование. Л., 1985. — С.99−117.
- Еремеева В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. М. 1998, 181с.
- Желеско П.С. Экспериментально психологическое исследование развития отрицания в дошкольном и школьном возрасте. Ар. — М. 1981.
- Землянская Е.В., Ващенко И. В. Роль общения в протекании познавательных процессов учащихся-подростков.// Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. М., 1994, С. 98 -100.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении.
- Знаков В.В. Понимание как проблема психологии мышления./УВопросы психологии 1991 г. -№ 1. С. 18−26.
- Изард К.Э. Психология эмоций. СПб, 1999, 460с.
- Ильин Г. Л. Некоторые вопросы психологии общения / Вопросы психологии 1986 N 5.
- Иманкулов Р.И. Психолого-педагогические аспекты правового сознания. -Краснодар, 1998. Ар.
- Кайгородов Б.В. Психологические условия и механизмы формирования идеалов у учащихся подросткового возраста. М., 1988.
- Кант И. Сочинения. Т.5. М., 1966, С. 350 -361.
- Карасёв Л.В. Философия смеха. М., 1996, 224с.
- Карасик В.И. Парадокс как эмоциональный текст.//Язык и эмоции. Сб. научных трудов, — Волгоград, 1995 г.
- Кле М. Психология подростка. М. 1991.
- Кон И. С. Дружба. М., 1989.81-Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000., 988с.
- Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика. М. 2000, 543с.
- Кротов В. Государство чувств. М., 1997, 256с.
- Ладенко И.С., М.Н. Семёнов, Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск, 1989.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание.//Вопросы философии. 1972. № 12, С. 140.
- Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990.
- Лихачёв Д.С., Панченко A.M. Смех в Древней Руси. Л., 1984.
- Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М., 1968, 191с.
- Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977.
- Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982.
- Лук А. Н. Остроумие. Киев. 1967. Автореф.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М. 1973.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. — 253с.
- Любимова Т.Б. Комическое, его виды и жанры. М. 1990. 64с.
- Максименкова Л И. Особенности умственной деятельности младших подростков, испытывающих трудности в учении. С.-Пб., 1999. Канд. дисс.
- Массел П., Д. Кондер, Дж. Каган, А. Хьюстон Развитие личности ребенка. М&bdquo- 1987.
- Меграбян А. А. Диалектика познания и чувства. Ереван. 1988, 175с.
- Меренкова И.Ю. Разработка социально-психологической типологии российских потребителей. М., 1998.
- Методики психодиагностики в спорте. М, 1990.
- Мухина B.C. Идентификация и отчуждение в социальном развитии. // Педагогические аспекты социальной психологии. Минск, 1978.
- Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ. //Вопросы психологии. 1997, № 3 .
- Нагаев В.В., Бендас Т. В. Психология чувств и их воспитание. Пермь, 1982, 112с.
- Немов Р.С. Психология. Т.З., М. 1995, С. 377−382.
- Никифоров, А С. Эмоции в нашей жизни. М., 1978, 271с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1999. 939с.
- Орлов Ю.М. Вина. М&bdquo- 1997. 36с.
- Пертенавт Г. Р. Динамика изменения интересов детей на рубеже перехода к подростковому возрасту. Ар. М. 1988.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: «Педагогика», 1969.-324с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986, 255с.
- Понова О.М. Когнитивные аспекты развития у дошкольников чувства комического.// Особенности эмоциональной сферы личности. -Шадринск, 2000, С. 59 74.
- Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М. 1976, 183с.
- Просвирнина А.В. Особенности чувства юмора подростков. //Материалы 37-ой научно-практической конференции студентов и аспирантов 10- 12апреля 1997 г. Комсомольск-на-Амуре, 1998, с.71−72.
- Просвирнина А.В. Анекдот как отражение актуальных проблем подростков. //Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. С-Пб., 1999, с.309−311.
- Просвирнина А.В. Анекдот как отражение жизненных проблем подростков. //Наш проблемный подросток: понять и договориться. С.-Пб" 2001, с.33−48.
- Психологический словарь.//Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. -М. 1997.
- Психология. //Под ред. А. А. Крылова. М. 1999, 583с.
- Психология эмоций. Тексты.//Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М, МГУ., 1993, 303с.
- Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000,616с.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -С-Пб., 1999, С. 149−154.
- Резников Л.О. Гносеологические вопросы семиотики. Л., 1964. -176с.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1977 г. с. 300.
- Розенталь Д.Э., Толенкова М. А. Справочник лингвистических терминов. М., 1972.
- Розенталь Д.Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. — М., 1991.
- Розов А.И. Проблемы категоризации: теория и практика // Вопросы психологии. 1986, № 3. -с.35−42.-
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М. 1957.
- Рубинштейн С Л. Основы общей психологии. В 2 т., М., 1989.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. -М., 1997. 191с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.-Пб., 1999, С. 551 -586.
- Рукавишников А.А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла- 95. С. Пб., 1999 г. 90с.
- Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. М., 1982, 198с.
- Сартр Ж.П. Очерк теории эмоций. //Психология эмоций. Тексты. 1993.134. СафинВ.Ф. 1972., с. 74.
- Седов К.Ф. Становление форм передачи чужой речи в разговорных рассказах школьников. // Русский язык в школе. № 1, 1993 г., С. 11 — 13.
- Семенова А.П. Соотношение конкретизации и обобщения при понимании переносных значений. // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена 1948 г., С. 101−142.
- Семенова А.П. Некоторые вопросы понимания школьниками аллегорий //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена т. 96, 1954 г., С. 159 176.
- Сердюкова К.Т. Динамика возрастного развития пространственного мышления школьников. М., 1998.
- Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 2000., 349с.
- Симонов П. В, Что такое эмоция. М., 1966, 95с.
- Симонов П.В. О познавательной функции сопереживания. // Вопросы философии. 1979. N 9.
- Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987, 237с.
- Симонов П.В. Психофизиология эмоций. // Пятые Анохинские чтения. М., 1990.
- Симонов П.В. Информационная теория эмоций. // Психология эмоций. Тексты. М&bdquo- 1993. г"145. Славин А. В. • 1971.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М. 1995. 384 с.
- Словарь практического психолога. Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997, 799с.
- Снегирева Т.В., Платон К. П. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. Кишинев, 1988.
- Соболева О.В. О понимании мини-текста (пословиц). // Вопросы психологии. 1995 г. -№ 1.
- Солнцев В.М.- Сотникян П. Основные проблемы языка и мышления. -Ереван, 1968. 275с.).
- Солсо P.JI. Когнитивная психология. М., 1996, 598с.
- Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация. Горький, 1975, 117с.
- Справочник по прикладной статистике. В 2-х т. М. 1990.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред. С. Ю. Циркина. Спб., 1999. 748с.
- Стоуне Э. Психопедагогика. М., 1984 г.
- Сулейман К. Особенности эмоциональной сферы в норме и патологии. -Киев, 1995, 24с.
- Суховей И.Н. Перцептивные, мнемические и мыслительные компоненты понимания монотематического текста. Автореф. канд. дис., Л., 1989. -24с.
- Тарасов С.В. Категориальные структуры мировосприятия школьников как предмет психолого-педагогического исследования. Канд. дисс. С,-Пб, 1996.- 126с.
- Тихомиров О.И. Структура мыслительной деятельности человека. М. 1969.
- Тодоров Ц. Теории символа. М. 199. 384с.
- Тюменева Ю.А. Половозрастная идентичность как опосредствующий фактор становления социальной компетентности подростков. Красноярск, 1998. Ар.
- Тюрин Ю.Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере. М. 1995, 384с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
- Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. //Хрестоматия по возрастной психологии./Под ред. Фельдштейна. -М., 1996. С. 163−178.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
- Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
- Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. С.Пб., 1997.
- Фридман Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. 206с.
- Хасан Б.И., Тюменева Ю. А. Присвоение социальных норм детьми разного пола. // Вопросы психологии, 1997 3, С. — 37−42.
- Хансах A.M. Возрастная динамика познания человека сирийскими школьниками и школьницами. Канд. дисс., РГПУ им. Герцена, С-Пб., 1994 г., 213с.
- Хеттланспергер Статистические выводы основанные на рангах. М. 1987.
- Хомская Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. МГУ., 1992.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Черенкова Г. В. Психологические осо бенности развития различных форм общения подростков. М., 1988.
- Чудновский B.C. и др. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. Ставрополь, 1993.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. Минск, 1984. 317с.
- Шалимова. Трансформация смыслов и значений слов при понимании пословиц. //Вопросы психологии. 1990 г., № 4, С. 42−47.
- Шардаков М.Н. Мышление школьника. М., 1963. С.33−155.
- Шахова И. П. Психологические особенности изменения системы интересов при переходе от подросткового к старшему возрасту. Ар. М. 1987.
- Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М. 1971.
- Ширжецкий А.Н. Понятие комического в эстетике Белинского. М., 1954. 25с.
- Шорохова Е.В., Каганов В. М. Филосовские проблемы психологии. // «Филосовские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М. 1963, с. 101.
- Шрагина Л.И. Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования.//Психологический журнал 1997 г., № 6, С. 121−128.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы воспитания чувств. //Советская педагогика. 1955, N 6.
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация. М., 1998, С. 23 — 174.
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация. М., 1998, с. 23 — 174.
- Carroll J.L. Changes in humor appreciation of college students in the last 25 years. Psychological Reports, 65, 863−866, 1989.
- Cattell R.B., Luborsky L.B. The validusion of persanality factors in humor. //Journal of Personality, 15, 283−291.
- Chapman A & H.C. Foot Humor and Laughter. New, 1995.
- Derks P. Twenty years of Research on Humor: A view from the Edge. // Chapman A. J., Hugh C. F. Humor and Laughter.
- Danon-Boilean Henri L 4, Ohumor a l, aalolescence. // Psychiat. enfant. -1997, 40, n.2, p. 367−398.
- Nevo O., Nevo B. What do you do when asked to answer humorously? // Journal of Personality and Social Psychology, 1983, 44, 188−194.
- Nerhardt G. Incongruity and Funniness: Towards a New Descriptive Model.
- Powell C. Humor in Society: Resistance and Control. London, 1988.
- Shultz Т., Horibe E. Development of the appreciaton of verbal jokes. // Developmental psyhology. 1974, n.10. p. 13−20.
- Shultz T.R., Pilon R. Development of the ability to detect lingvistic ambigvity. // Child Development, 1973, 44, 728−733.
- Shultz T.R. A cross-cultural study of the structure of humor. 1974.
- Zigler, Levine & Gould L. Cognitive challenge as a factor in childrens humor appriciation.//Journal of Personality and Social Psychology, 1967, 6, P.-332−336.
- Методика «Анекдот». Тексты анекдотов.