Психологические особенности взаимоотношений одаренного школьника со взрослыми и сверстниками (на материале общеобразовательной школы)
Диссертация
И все же, несмотря на понимание большинством исследователей значимости для становления одаренности того социального контекста и тех межличностных отношений, в которых незаурядная личность реально функционирует и развивается, в исследовательской практике именно этот угол рассмотрения интересующей нас проблематики проработан недостаточно полно. При этом, если проблема влияния на процесс становления… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Психологические особенности взаимоотношений учащегося со взрослыми и сверстниками
- 1. 1. Статус, роль и интрагрупповое структурирование
- 1. 2. Психологические особенности интрагрупповой структуры школьного класса
- 1. 3. Одаренность как фактор интрагруппового статуса в детской, подростковой и юношеской группах
- Глава II. Программа экспериментального исследования и обсуждение полученных результатов
- 2. 1. Постановка проблемы, гипотезы и методы исследования
- 2. 2. Психологические особенности определения одаренности школьников их одноклассниками и учителями
- 2. 3. Взаимосвязь внутригруппового статуса младшего школьника, подростка и юноши и оценки их одаренности сверстниками и педагогами
Список литературы
- Алифанов С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа (на материале интернатов для математически одаренных детей): Дисс. .канд. психол. наук. — М&bdquo- 1992. 150 с.
- Аллесе Е. Особенности взаимоотношений учащихся различных школ. В кн.: Советская педагогика и школа. Т.7. Тарту, 1973. С. 6 — 25.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. Вопросы психологии, 1968, № 6. С. 21 — 33.
- Андреева Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции. Вопросы психологии, 1977, № 2. С. З — 14.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994. 324 с.
- Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива. М., 1927. 40 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 1990. 367 с.
- Э.Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. М., 1921. 432 с.
- Ю.Бине А. Современные идеи о детях. Пер. с франц. — М., 1910. 216 с.
- П.Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке. В кн.: Проблемы методологии системного исследования. — М., 1970. С. 7 — 48.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. -М&bdquo- 1964. 548 с.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регулирование поведения. М., 1978. 311 с.
- М.Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995.
- Бодалев А.А. Об учебных способностях подростка и их проявлении. В сб.: Проблемы способностей. — М., 1962. 308 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, 464 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии, 1978, № 4, с. 23 — 35- № 2, с. 47 — 56.
- Брунер Дж. Процесс обучения. Пер. с англ., — М., 1962. 84 с.
- Брунер Дж. Развитие процессов представления у детей. -Вопросы психологии, 1968, № 5.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. Пер. с франц. -М., 1967. 195 с.
- Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1992. 135 с.
- Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А. В. — М., 1979. 288 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний. Под ред. Эльконина Д. Б. и Давыдова В. В. — М., 1966. 442 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Под ред. Эльконина Л. Б. и Драгуновой Т. В. -М&bdquo- - 1967. 360 с.
- Возрастные особенности психического развития детей. -Под ред. Дубровиной И. В. и Лисиной М. И. М., 1982. 164 с.
- Волков И.П., Емельянов Ю. Н. К критике «теории черт лидерства». Человек и общество. — Л., 1973, вып. XI.
- Волков И.П. Распределение поведенческих образцов в структурах межличностного общения (по данным социометрических исследований). В кн.: Человек и общество. — Учен. зап. НИИ КСИ, вып. 4. — Л., 1969.
- Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. Л., 1970.
- Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Л., 1983. 15 с.
- Вопросы психологии личности школьника. Под ред. Божович Л. И. и Благонадежиной Л. В. — М., 1961.
- Воробьева Н.П. Возрастная динамика общения школьников: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1989. 198 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. М., 1994.
- Галузинский В.М. О некоторых трудностях общения школьников со сверстниками в коллективе класса. В кн.: Проблемы общения и воспитания. Т.2. — Тарту, 1979.
- Зб.Ганоболин Ф. Н. Книга об учителе. М., 1965.
- Гезелл А. Умственное развитие ребенка. М., 1930.
- Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972. 296 с.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991. 80 с.
- ЗЭ.Гозман Л. Я., Лосенков А. А. Влияние пола испытуемых на дифференцированность контактов со значимыми лицами. В кн.: Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. — Л., 1973, с. 37 — 38.
- Горбатенко Т.М. Межличностные отношения старшеклассников в условиях трудового самоопределения и взаимной профориентации. В кн.: Психология развивающейся личности. — Под ред. Петровского А. В. — М., 1987, с. 138 — 146.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 542 с.
- Данилин К.Е. Интрагрупповая перцепция как деятельность.- В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Под ред. Бодалева А. А. и др.- М., 1979, с. 71 72.
- Деринг В. Психология школьного класса. М., 1929.
- Дерябо С.Д. Диагностика эффективности образовательной сферы. Пособие для учителя. Черноголовка, 1997. 190 с.
- Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. -Советская педагогика, 1972, № 8.
- Дубов И.Г., Смирнов JI.M. Особенности восприятия значимых других старшеклассниками. Вопросы психологии, 1991, № 3.
- Дубов И.Г. Проблема «значимого другого»: терминологический аспект (Индивидуальность педагога и формирование личности школьников). Даугавпилс, 1988.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991. 230 с.
- Ерофеев А.К. Уровень притязаний: проблемы и перспективы. Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1982.
- БО.Ершов А. А. Лидер и авторитет группы: к постановке проблемы. Экспериментальная и прикладная психология. -JI., 1971, вып. 4.
- Зацепин В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе. В кн.: Руководство и лидерство. Сборник научных трудов. — Л., 1973.55.3ейгарник Б. В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1982. 128 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1977. 480 с.
- Ильина А.И. Общительность и темперамент у школьников. -Пермь, 1961.
- Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. Под ред. Петровского А.В.
- Киричук А.В. Формирование коллективных взаимоотношений между учащимися начальных классов в процессе деятельности: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Киев, 1964.
- Князев В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1981.
- Коломинский Я.Л. Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе: Дисс. .канд. пед. наук. Минск, 1963.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. 350 с.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. -Минск, 1984.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе (очерк социальной психологии школьного класса). Минск, 1969.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе еверстников (общие и возрастные особенности): Дисс. .доктора психол. наук. Минск, 1980.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979. 175 с.
- Кон И.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. В кн.: Хрестоматия по психологии. — М., 1987.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. -М. Воронеж, 1997. 336 с.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М., 1994. 98 с.
- Кондратьев М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1983.
- Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков. Вопросы психологии, 1997, № 3, с. 69 — 78.
- Кондратьев М.Ю., Корсакова Е. И. К вопросу о самооценке учащихся IX классов разного типа. Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности: Сб. н. трудов АПН СССР. — М., 1998. С. 116 — 122.
- Кондратьев М.Ю., Трофимова В. В. Влияние авторитетного учащегося на совместную деятельность одноклассников. -Личность и межличностные отношения в коллективе. -Ульяновск, 1983.
- Коноводова (Волович) А. С. Взаимоотношения подростков в коллективе школьного класса. Вестник МГУ, сер. «Психология», 1985, № 1.
- Краев И.Э. Взаимоотношения учащегося и коллектива в условиях гомогенного класса. В сб.: Взаимосвязь формирования личности и коллектива. — Рига, 1989.
- Кричевский P. J1. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии. -Вопросы психологии, 1997, № 6.
- Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты. М., 1991. 207 с.
- Кроник А.А. Межличностное оценивание с малых группах. -Киев, 1982.
- Крутецкий В.А., Лукин Н. С. Очерки психологии старшего школьника. М., 1963.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Книга для учителя. М., 1989. 127 с.
- Лазурский А.Ф. Школьные характеристики. Петербург, 1908.
- Лахестик П. О личных взаимоотношениях оттесненных учеников и особенностях их развития. В кн.: Советская педагогика и школа. — Тарту, 1968, т.1.
- Левитов Н.Д. К психологии формирования авторитета учителя. Советская педагогика, 1946, № 1 — 2.
- Левитов Н.Д. «Теория ролей» в психологии. Вопросы психологии, 1969, № 6.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды. М.-Воронеж, 1997. 448 с.
- Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности. Вопросы психологии, 1988, № 4.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. 279 с.
- Леонтьев Е.Н. Избранные психологические произведения в 2 томах. М., 1983.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
- Лийметс Х.Й. Понятие общения и воспитание. В кн.: Проблемы общения и воспитание. Т.1. — Тарту, 1974.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. 64 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.,. 144 с.
- Лозовцева В.И. Особенности отношения подростка к сверстнику как к образцу: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1978. 219 с.
- Лутошкин А.Н. Общие вопросы эмоциональной совместимости в контактных юношеских группах. В кн.: Социально-психологические вопросы общественной активности школьников и студентов. — Учен. зап. Т. 38. -Курск, 1971. С. 98 — 104.
- Маклах Е.С. К вопросу об оценке качеств личности учащихся. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Под ред. Бодалева А. А. — М., 1979. 58 с.
- Маклах Е.С., Гинзбург М. Р., Лебедев Р. Л. К характеристике связи между социометрическим статусом учащихся и ихличными качествами. В кн.: Материалы IV съезда общества психологов. — Тбилиси, 1971. С. 187 — 188.
- Масалова К.В. Изучение и формирование взаимоотношений школьников в процессе деятельности на уроках физкультуры и внеклассных занятий спортом: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1969.
- Матюшикн A.M. Загадки одаренности. М., 1993. 128 с.
- Медведев П.Г. Полиструктура малой группы как фактор стабилизации межличностных отношений. Педагогическое взаимодействие: психологический аспект. — М., 1990.
- Межличностное восприятие в группе. Под ред. Андреевой Г. М. и Донцова А. И. — М., 1981. 295 с.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
- Мельникова Е.Л. Психологическая модель подготовки учителя к работе с одаренными школьниками: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1998. 117 с.
- ЮЗ.Миллз Т. М. О социологии малых групп. В кн.: Американская социология: перспективы, проблемы, методы. — М&bdquo- 1972.
- Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Дисс. .канд. филос. наук. Л., 1974. 189 с.
- Ю5.Мир детства. 2-е изд. Отв. ред. Давыдов В. В. М., 1988. 272 с.
- Юб.Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981. 81 с.
- Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958.
- Морозов А.С. Многофакторность описания интрагрупповых явлений в диагностике коллектива. Личность в общении и деятельности. — Ульяновск, 1985.
- ЮЭ.Морозов А. С. Психологические проявления личностных взаимоотношений членов группы: Дисс. .канд. психол. наук.- М., 1972.
- ПО.Мудрик А. В. К изучению устойчивости предпочтений школьников. В кн.: Проблемы общения и воспитания. Т.2.- Тарту, 1974. С. 179 186.
- Ш. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников.- М., 1984. 112 с.
- Неупокоева Н.М. Особенности общения младших школьников со взрослыми: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1983. 169 с.
- З.Новикова Л. И. О методологическом подходе в исследовании воспитательного коллектива. В кн.: Измерения в исследовании проблем воспитания. — Тарту, 1973. С. 8 — 20.
- Одаренные дети.: Пер. с англ. Общая ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. — М., 1991, 376 с.
- Ольшанский В.Б. Межличностные отношения. В кн.: Социальная психология. — Под ред. Предвечного Г. П. и Шерковина Ю. А. — М., 1975. С. 195 — 243.
- Пб.Орн Ю. А. Оценка межличностных отношений учащихся. -В кн.: Проблемы воспитательного коллектива.
- Взаимодействие в школьном классе. Таллин, 1979. С. 24 -53.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М&bdquo- 1971.
- Первин И.Б. Динамика отношений младших подростков при коллективной организации познавательной деятельности. -Проблемы воспитательного коллектива. Таллин, 1979. С. 116 — 118.
- Петровский А.В. К построению социально-психологической теории коллектива. Вопросы философии, 1973, № 12.
- Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. Тезисы докладов к XX международному психологическому конгрессу. М., 1972.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
- Петровский А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности. -Вопросы психологии, 1973, № 5.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. Вопросы психологии, 1984, № 4.
- Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. Вопросы психологии, 1987, № 1.
- Петровский А.В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства. Вопросы психологии, 1980, № 2.
- Петровский А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978.
- Петровский В.А. К пониманию личности в психологии. -Вопросы психологии, 1981, № 2.
- Платонов К.К., Адаскин Б. И. Об изучении и формировании личности учащегося. М., 1966.
- Поспехов И.М. Психологическая характеристика избирательных (личных) отношений между детьми в коллективе: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1973.
- Прихожан A.M. Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы-интерната. Возрастные особенности психического развития детей. — М., 1982.
- Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. -Под ред. Ананьева Б. Г. и Сорокиной А. И. М., 1960.
- Психологическая служба школы: Учебное пособие для студентов. Под ред. Дубровиной И. В. — М., 1995. 376 с.
- Психологическая теория коллектива. Под ред. Петровского А. В. — М., 1979.
- Психологическое изучение детей в школе-интернате. -Под ред. Божович Л. И. М., 1960.
- Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Лейтеса Н. С. — М., 1996. 416 с.
- Психология. Словарь. Под ред. Петровского А. В. и Ярошевского М. Г. — М., 1990.
- Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И. В. — М., 1995.
- Ребенок в системе коллективных отношений. Тезисы докладов. М., 1972.
- Репина Н.В. Младший школьник в системе межличностных отношений детского дома и школьного класса: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1990.
- Савиных Р.Ф. Формирование коллективных отношений первоклассников в процессе общения. В кн.: Проблемы общения и воспитания. Т.2. — Тарту, 1974.
- Синицкая В.А. Некоторые особенности взаимоотношений в классном коллективе школьников-подростков. В кн.: О нравственном воспитании школьников. Учен. зап. ЛГПИ, т. 341, 1968.
- Синицкая В.А. О воспитании у младших подростков опыта коллективных отношений на уроке. В кн.: Нравственное воспитание школьников в коллективе. Учен. зап. ЛГПИ № 368. — Л., 1970.
- Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.
- Снегирева Т.В. Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности (на материале физико-математических школ): Дисс. .канд. психол. наук. М., 1978. 168 с.
- Снегирева Т.В. Особенности адаптации одаренных детей в условиях обучения в специализированных школах. В кн.: К вопросу о диагностике личности в группе. — М., 1973.
- Соковнин В.М. Общение и его средства. В кн.: Сознание и общение. — Фрунзе, 1968.
- Сомов М.А. Влияние успеваемости школьника на его положение в системе межличностных отношений в классе: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1984.
- Сомов М.А. Отличник учебы в системе межличностных отношений школьного класса. В кн.: Психология развивающейся личности. — Под ред. Петровского А. В. — М., 1987.
- Страхов И.В. Психология дружбы школьников-подростков. Саратов, 1969.
- Социально-психологические проблемы взаимоотношений в группах учащихся и рабочей молодежи (Тезисы республиканской конференции). Минск, 1970.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность. В кн.: Психология индивидуальных различий. Тексты. — Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б. и Романова В. А. — М., 1982.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987.
- Тищенко Е.Г. Развитие системы обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. .дисс. канд. пед. наук. М., 1993. 17 с.
- Токомбаева Н.У. Психологические особенности развития взаимоотношений как необходимое условие личностного роста подростка: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1987. 22 с.
- Трофимова В.В. Отношения авторитетности в совместной учебной деятельности подростков: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1987.
- Уварина Е.Ю. Успевающие и неуспевающие ученики в условиях взаимовлияния. В кн.: Психология развивающейся личности. — Под ред. Петровского А. В. — М., 1987.
- Уманский JI.И. и др. Критерии диагностики и общественной активности группы как коллектива. В кн.: Социально-психологические вопросы общественной активности школьников и студентов. Учен. зап. Т.38. -Курск, 1971.
- Учителю об одаренных детях. Под ред. Лебедевой В. П., Панова В. И. — М., 1997. 344 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М. Воронеж, 1996.
- Фидельман М.И. Динамика развития творческой и индивидуальной одаренности в младшем школьном возрасте: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1994. 136 с.
- Фридман Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
- Хараш А.У. Принцип деятельности в иследовании межличностного восприятия. Вопросы психологии, 1980, № 3.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986.
- Хорошилова Е.А. Феномен субъективной значимости другого человека: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1984.
- Хохлова Л.П. Межличностное восприятие и проявление действенной эмоциональной идентификации в юношеских группах: Дисс. канд. психол. наук. М., 1980.
- Хроменок В.Г. Отношения в ученическом коллективе и развитие волевых качеств школьников. В кн.: Учен. зап. Рязанского пединститута. Т.59, 1968.
- Ценципер А.Б. Опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей.- В кн.: Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. Минск, 1970.
- Чудновский В.Э. О возрастном подходе к типологическим особенностям. Вопросы психологии, 1963, № 1.
- Шакуров Р.Х. К категориальному аппарату социальной психологии. Вопросы психологии, 1972, № 5.
- Шардаков М.Н. Очерки психологии школьника. М., 1955.
- Шаров А.С. Ценностные ориентации и мотивы общения подростка и старших школьников со сверстниками. -Проблема психодиагностики обучения и развития школьников. М., 1985.
- Швалева Н.М. Динамика мотивов межличностных выборов на различных этапах группового развития: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1978.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998. 544 с.
- Шихирев Т.Н. Исследование социальной установки в США.- Вопросы философии, 1973, № 2.
- Шкопоров Н.Б. Феноменология, динамика и психологические механизмы субъективной значимости другого человека для старших подростков в условиях школы-интерната: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. -М&bdquo- 1980.
- Шнирман A. J1. Внутриколлективные отношения как условие развития личности школьника. Учен. зап. ЛГПИ, т. ХХШ, вып.2. — Л., — 1956.
- Шнирман А.Л. Коллектив и развитие личности. Учен, зап. ЛГПИ, т.232. — Л., 1962.
- Шнирман А.Л. Черты первичного коллектива учащихся в средней школе. Учен. зап. ЛГПИ, т. ХП, Л., — 1955.
- Шпалинский В.В. Экспериментально-психологическое исследование групповой сплоченности: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1973.
- Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. Пер. с немецк., — Киев, 1926. 404 с.
- Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений. В кн.: Психологическая теория коллектива. — М., 1979.
- Эдеме Д. Психология класса. Экспериментальная психология и изучение ребенка. М., 1927.
- Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. М.-Л., 1927. 98 с.
- Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация. -Избранные психологические труды. М., 1989.
- Эльконин Д.Б. Психология развития в детских возрастах. -М., 1995.
- Эльконина Е.И., Янотовская Ю. В. Возрастные особенности вхождения нового ученика в классный коллектив. В кн.: Психология развивающейся личности. — Под ред. Петровского А. В. — М., 1987.
- Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М., 1991. 60 с.
- Юлдашбаева Д.Т. Дружеские отношения и проблема персонализации. В кн.: Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. — Под ред. Петровского А. В. и др. — Даугавпилс, 1995. С. 84 — 88.
- Юркевич B.C. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. М&bdquo- 1996.
- Юркевич B.C. Так что же такое одаренность? Магистр-i, 1992, № 2.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.
- Яковлев Н.М. Ребенок и его общество. Вопросы психологии, 1966, № 5.
- Allport G.N. Pattern and Growth in Personality. London, New York, 1967. 530 p.
- Berkowitz S. Personality and group position. Sociometry, 1956, vol. 89, p.210 — 222.
- Bonney M.E. Social Behaviour Differences Between Second Grade Children of High and Low Sociometric Status: J. of Educational Research. 1955.
- Bronfenbrenner U. The Measurement of Sociometric Status Structure and Development. New York, 1945.
- Couly Ch. Social Process in organized Groups. New York, 1930. 149 p.
- Deaux K., Dant F., Wrightsman L. (eds.). Social Psychology in the 90-s. California, 1993.
- Deutsch M., Hornstein H. (eds.). Applying Social Psychology. Implications for Research, Practic and Training. New York, 1975.
- Gronland N.E. Sociometry in the Classroom. New York, 19, 1959.
- Grossman В., Wrichter J. The Relationship Between Selection Rejection and Intelligence Social Status, and Personality among Sixth Grade Children. Sociometry. 1948, 11.
- Hewstone M. (eds.). Introduction to Social Psychology. -Oxford, 1989.
- Hunt J. Mc.V., Salomon R.L. The Stability and Some Crrelates of Group Status in a Summer Camp Group of Young Bous. American J. of Psychology. 1942. 55.
- Kats D. Functional Approach to the Study of Attitudes. Public Opinion Qaterly, 1960, vol.24.
- Kelly G.A. The Psychology of Personal constructs. Vols. 1 an 2. New York, Norton, 1955.
- Linton R. The study of man. New York, 1936. 503 p.
- Mc/David J., Herrary H. Social Psychology: Individuates. Groups. Societies. New York, 1968. 319 p.
- Moreno J.L. Progress and Pitfalls in Sociometryc Theory. 1947, 10.
- Moreno J.L. Who Shall Survive? New York, 1934. (Re-edited 1953).
- Mussen P.H. and Jones M.C. Self-conceptions, Motivations and Interpersonal Attitudes of life- and tally- maturing boys.
- Readings in child development and Personality". New York, 1965.
- Renzully J.S. Neu direction in creativity program includes the following manuals. Mark 1,3 1976, 2 — 1973.
- Renzully J.S. The enrichment triad model: A guide for developing defensible programs for the gifted and talented. -Wethersfield, Conn., Creative Loarning Press, 1977. 89 p.
- Renzully J.S. The three-ring conceptions of giftedness: a developmental model for Creative productivity. New York, 1986. P.53 — 92.
- Role Theory: Concepts and Reseach./Ed. By B. Biddle, E.Fromas. New York, 1966. 453 p.
- Sarbin T. Role Theory. In: Handbook of Social Psychology /Ed. By G.Lindzey. Camdrige, 1954. P. 4 — 38.
- Serebriakoff V. A Guide to Intelligence and Personality Testing. New York, 1990.
- Shibutani T. Reference groups as perspectives. American Journal of Sociology, 1955 № 60.
- Stephan C.W., Stephan W.G. Two Social Psychology. -Belmont, California, 1990.
- Stogdill R. Handbook of leadesship: A survey of theory and research. New York, 1974. 613 p.
- Strickland L., Aboud F., Gergen K. (eds.). Social Psychology in Transition. New York and London, 1974
- Terman L.M., Oden M.H. The Gifted child grows up «Genetic studies of genius», 2 ed. Stanford University Press, 1948.