Психологические средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений
Диссертация
В последнее время все более активно применяется такое психологическое средство коррекции деструктивных детско-родительских отношений, как арт-терапия (Копытин А.И., Киселева М. В., Колошина Т. Ю., Свистовская Е. Е., Сучкова Н. О. и др.). Однако возможности арт-терапии как полимодального средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений раскрыты недостаточно, как и ее воздействие… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДЕСТРУКТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
- 1. 1. Теоретические подходы к исследованию деструктивных детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии
- 1. 2. Психологическая сущность деструктивных детско-родительских отношений
- 1. 3. Структура деструктивных детско-родительских отношений
- Выводы по 1 главе
- ГЛАВА 2. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ПРИНЦИПЫ, ФАКТОРЫ, СРЕДСТВА, МЕХАНИЗМЫ
- 2. 1. Понятие психокоррекции в теории и практике
- 2. 2. Полимодальная арт-терапия как психологическое средство коррекции деструктивных детско-родительских отношений
- 2. 3. Модель психокоррекции деструктивных детско-родительских отношений
- Выводы по 2 главе
- ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
- 3. 1. Организация и методы экспериментального исследования
- 3. 2. Результаты констатирующего этапа эксперимента
- 3. 3. Программа коррекции деструктивных детско-родительских отношений
- 3. 4. Результаты реализации программы коррекции деструктивных детско-родительских отношений
- Выводы по 3 главе
Список литературы
- Абраменкова, В.В. Социальная психология детства Текст. / В. В. Абраменкова. М.: ПЕРСЭ, 2008. — 346 с.
- Абрамова, Г. С. Практическая психология Текст. / Г. С. Абрамова. М: Академический проспект, 2003. — 496 с.
- Абрамян, Л.А., Антонова, Т.В. Игра дошкольника Текст. / JI.A. Абрамян, Т. В. Антонова, JI.B. Артемова. М: Просвещение, 1989. — 286 с.
- Абулъханова-Славская, К. А. Социальные представления и мышление личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская // Современная психология: состояние и перспективы исследования. М: Институт психологии РАН, 2002.-С. 88−103.
- Авдеева, H.H. Особенности материнского отношения и привязанности ребенка Текст. / H.H. Авдеева // Психологическая наука и образование. -2006. № 2. — С. 82−92.
- Авдеева, H.H., Хохлачева, И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ Текст. / H.H. Авдеева, И. В. Хохлачева // Психологическая наука и образование. 2010. — № 3. — С. 97−106.
- Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер. СПб: Питер, 2003. — 256 с.
- Аккерман, Н. Теория семейной динамики Текст. / Н. Аккерман // Семейная психотерапия. СПб: Питер, 2000. — С. 70 — 76.
- Александров, A.A. Интегративная психотерапия Текст. / A.A. Александров. СПб: Питер, 2009. — 352 с. 11 .Алешина, Ю. Е. Индивидуальное семейное консультирование Текст. / Ю. Е. Алешина. М: Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с.
- Альперович, В Д. Старость. Социально-философский аспект Текст. / В. Д. Альперович. Ростов-на Дону: СКНЦ ВШ, 1998.- 104 с.
- Альчильдиева, Е.Ф. Городская многодетная семья Текст. / Е.Ф. Альчильдиева//Социологическое исследование. 2000. — № 9.- С. 21−27.
- Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду Текст. / Е. А. Алябьева -М.: Сфера,. 2005.-96 с.
- Аметова, Л.А. Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе Текст.: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI.A. Аметова -М., 2003. -326 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды Текст. / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1980. Т. 1.
- Андреева, Г. М. Психология современной семьи: Учебное пособие Текст. / Г. М. Андреева. СПб: Питер, 2005. — 364 с.
- Антилогова, Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности Текст. / Л. Н. Антилогова. Омск: ОмГПУ, 1999. — 184 с.
- Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы Текст. / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. М.: МГУ, 1981. — с. 3 — 18.
- Арнаутова, Е.П. Педагог и семья Текст. / Е. П. Арнаутова. М: Изд. дом «Карапуз», 2005. — 264 с.
- Артюшина, И. А., Абдулхаликова, И. В. Детский сад и семья: соприкосновение, сотрудничество, сотворчество Текст. / И. А. Артюшина, И. В. Абдулхаликова // Детский сад от, А до Я. 2009. — № 3. — С. 74−90.
- Баркан, А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка Текст. / А. И. Баркан. М.: Дрофа-Плюс, 2004. — 352 с.
- Беличева, С. А. Основы превентивной психологии Текст. / С. А. Беличева. М.: Социальное здоровье, 1994. — 224 с.
- Белогай, К.Н. Структурные компоненты родительского отношения личности Текст.: дисс.. канд. психол. наук: / К. Н. Белогай. Кемерово, 2006. — 181 с.
- Бенъямин, В. Психика ребенка Текст. / В. Беньямин. М.: Прогресс, 2004.- 160 с.
- Бердяев, Н.В. Самопознание Текст. / Н. В. Бердяев. М.: Просвещение, 1991.- 169 с.
- Берне, P.C., Кауфман С. Х. Кинестический рисунок семьи Текст. / P.C. Берне, С. Х. Кауфман. М.: Смысл, 2000. — 146 с.
- Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе Текст. / М. Р. Битянова. М.: Генезис, 2000. — 289 с.
- ЪХ.Бодалев, A.A. Психология общения Текст. / A.A. Бодалев. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модэк, 1996. — 256 с.
- Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. СПб: Питер, 2008. — 464 с.
- Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей Текст. / Д. Боулби. М.: Академический проспект, 2004. — 232 с.
- ЪА. Братусь, Б. С. Аномалии личности Текст. / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988.-482 с.
- Брунер, Д. Психология познания Текст. / Д. Брунер. М.: Прогресс, 2001.-320 с.
- Бурменская, Г. В., Карабанова, O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование (Проблемы психического развития детей) Текст. / Г. В. Бурменская, O.A. Карабанова, А. Г. Лидере. М.: МГУ, 1990.- 136 с.
- Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением Текст. / М. Е. Бурно. -М.: Медицина, 1989. 304 с.
- Брумман, В.И., Варга, А.Я., Хамитова, И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матерей Текст. / В. И. Брумман,
- A.Я. Варга, И. Ю. Хамитова // Психол. журнал. 2000. — № 2.- С.79−87.
- Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий курс лекций Текст. / А. Я. Варга. СПб: Питер, 2001. — 144 с.
- Васильева, Э.К. Семья и ее функции Текст. / Э. К. Васильева. М.: Наука, 2006. — 304 с.
- Вассерман, Л.И., Горьковская, И.А., Ромицына, Е. Е. Психологическая методика «Дети о родителях» и ее практическое применение Текст. / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковская, Е. Е. Ромицына. СПб: НИПНИ им. Бехтерева, 2001.-67 с.
- Вачков, КВ. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку Текст. / И. В. Вачков. М.: Ось — 89, 2007. — 144 с.
- Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери Текст. / Д. В. Винникотт. -М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 80 с.
- АА.Выготский, Л. С. История развития высших психических функций Текст. / JT.C. Выготский // Собрание сочинений. Т.З. М.: Педагогика, 1982. — 368с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Текст. / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1982. Т.4. — 432 с.
- Галанов, A.C., Игры, которые лечат Текст. / A.C. Галанов. М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 96 с.
- Ганзен, В.А. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии Текст. /
- B.А. Ганзен. JL: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1984. — 176 с.
- Ганошенко, Н.И., Тихомирова, И.В. Игры для медлительных детей текст. / Н. И. Ганошенко, И. В. Тихомирова. М.: Педагогика, 2000. — 142с.
- Гарбузов, В. К, Захаров, A.M., Исаев, Д. Н. Неврозы у детей и их лечение Текст. / В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев. JL: Медицина, 1977. — 186
- Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа Текст. / Г. В. Ф. Гегель. М.: Академический проспект, 2008. — 767 с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Текст. / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо, с участием ООО «Творческий Центр Сфера», 2000. — 240 с.
- Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика Текст. / С. Ю. Головин. -Мн.: Харвест, 2007. 976 с.
- Гордон, Т. Повышение родительской эффективности Текст. / Т. Гордон. -Екатеринбург: АРД ЛТЛ, 1997. 127 с.
- Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации Текст. / И. Н. Горелов. М: Сфера, 2007. — 132 с.
- ГОСТ Р 50 779.10−2000 (ИСО 3534.1−93), Статистические методы. Вероятность и основы статистики. Термины и определения. М., 2000. 46 с.
- ГОСТ Р ИСО 5479−2002, Статистические методы. Проверка отклонения распределения вероятностей от нормального распределения. М., 2002. 32 с.
- Губской, Е.Ф., Кораблева, Г.В., Лутченко, В. А. Философский энциклопедический словарь Текст. / Е. Ф. Губской, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: Инфра, 2003. — 576 с.
- Девятых, С.Ю. Феномен родительства: социально-психологический аспект: монография Текст. / С. Ю. Девятых. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2005. — 104 с.
- Добряков, И.В. Психотерапия и перинтальная психология // «Перинтальиая психология и нервно-психическое развитие детей»: сборник материалов межрегиональной конференции Текст. / И. В. Добряков. СПб.: АМСУ, 2000.-С. 11−15.
- Дружинин, В.Н. Психология семьи Текст. / В. Н. Дружинин. М.: КПС, 1996.-208 с.
- Дубровина, КВ., Лисина, М.И. Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи Текст. / И. В. Дубровина, М. И. Лисина // Психическое развитие воспитанников детского дома. М.: Просвещение, 1990.-С. 9−16.
- Жуков, Ю.М., Петровская Л. А., Соловьева, О.В. Введение в практическую психологию Текст. / Ю. М. Жуков., Л. А. Петровская, О. В. Соловьева. М.: КПС, 1999. — 198 с.
- Ермихина, М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов Текст.: дисс.. канд. психол. наук: / М. О. Ермихина Казань, 2004. — 204 с.
- Ермолаева, М.В. Практическая психология старости Текст. / М. В. Ермолаева. М: ЭКСМО-Песс, 2002. — 94 с.
- Ермолаева, М.В. Методы психотерапии депрессии у пожилых людей Текст. / М. В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. 2002. — № 2. -С. 117−130.
- Ермолаева, М.В. Психорегуляция эмоциональных переживаний в старости Текст. / М. В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. -2003. № 5.-С. 164- 170.
- Ждакаева, Е.И. Тропинка к счастливой семье Текст. / Е. И. Ждакаева. -СПб.: Речь, 2011. 119 с.
- Захаров, А.И. Ребенок от рождения и психотерапия последствий психических травм Текст. / А. И. Захаров. СПб.: СОЮЗ, 1998. — 114 с.
- Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия Текст. / А. И. Захаров. -СПб.: Речь, 2004.-224 с.
- Захарова, Е.И., Карабанова, O.A. Диагностика характера детско-родительский отношений в пробе на совместную деятельность Текст. / Е. И. Захарова, O.A. Карабанова // Психолог в детском саду. 2002. — № 1. — С. 16 -21.
- Захарова, Е.И. Захаров, А.И. Ребенок от рождения и психотерапия последствий психических травм Текст. / А. И. Захаров. СПб.: СОЮЗ, 1998. -114 с.
- Зверева, О.Л., Кротова, T.B. Общение педагога с родителями ДОУ Текст. / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. М.: Сфера, 2005. — 80 с.б.Земска, М. Дружинин, В. Н. Психология семьи Текст. / В. Н. Дружинин. -М.: КПС, 1996. 208 с.
- Зерницкий, О.Б. Исследование взаимосвязи родительского отношения с психоэмоциональными состояниями детей Текст.: дисс.. канд. психол. наук: / О. Б. Зерницкий Москва, 2005. — 179 с.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии Текст. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Кудзилов, Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии Текст. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Б. Кудзилов. -СПб.: Речь, 2003.- 144 с.
- Исаев, Д.Н. Психопаталогия детского возраста Текст. / Д. Н. Исаев. М.: Мысль, 2001. — 118 с.
- Исурина, Г. Л. Групповые методы психотерапии психокоррекции Текст. / Г. Л. Исурина. Л.: Медицина, 1983. — 346 с.
- ЪЪ.Кабаченко, Т. С. Методы психологического воздействия текст. / Т. С. Кабаченко. М.: Изд-во педагогическое общество России, 2000. — 142 с.
- Карвасарский, БД. Психотерапия Текст. / Б. Д. Карвасарский. М.: Медицина, 1985. — 304 с.
- Карабанова, O.A. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования Текст. / O.A. Карабанова. М.: Гардарики, 2008. — 304 с.
- Калинина, Е.А. Психология семьи и семейной дезадаптации Текст. / Е. А. Калинина. Тамбов, 2007. — 104 с.
- Кардинер, А. Концепция основной личностной структуры текст. / А. Кардинер. М.: Владос, 2004. — 272 с. 88 .Кернберг, О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии текст. / О. Кернберг. М.: Педагогика, 2000. — 242 с.
- Киселева, М.А. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе Текст. / М. А. Киселева. СПб.: Речь, 2007. — 336 с.
- Кляйн, М., Айзенкс, С., Райвери, Д., Хайман, П. Развитие в психоанализе Текст. / М. Кляйн, С. Айзенкс, Д. Райвери, Хайман П. М.: Академический проспект, 2001. — 184 с.
- Кляйн, М. Некоторые психологические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка Текст. / М. Кляйн. Екатеренбург: Деловая книга, 1998. — 107 с.
- Ковалев, C.B. Психология современной семьи Текст. / C.B. Ковалев. -М.: Просвещение, 1988. 208 с.
- Кошелева, А.Д., Алексеева, A.C. Диагностика и коррекция материнского отношения Текст. / А. Д. Кошелева, A.C. Алексеева. М.: НИИ Семьи, 1997. -32 с.
- Колошина, Т.Ю., Трусь, A.A. Арт-терапевтические техники в тренинге Текст. / Т. Ю. Колошина, A.A. Трусь. СПб.: Речь, 2010.- 189 с.
- Кондратенко, В. Т., Донской, Д.И., Игумнов, С. А. Общая психотерапия Текст. / В. Т. Кондратенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов. М: Высшая школа, 2003. — 389 с.
- Копытин, А. И Системная арт-терапия Текст. / А. И. Копытин. СПб.: Питер, 2001.-224 с.
- Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии Текст. / А. И. Копытин. -СПб.: Питер, 2002, — 189 с.
- Копытин, А.И. Руководство по групповой арт-терапии Текст. / А. И. Копытин. СПб.: Речь, 2003. — 220 с.
- Копытин, А. И, Свистовская, Е. Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии Текст. / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская СПб.: Речь, 2010. — 256 с.
- Корницкая, C.B. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым Текст. / C.B. Корницкая // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 16 — 23.
- Краснова, O.B. Роль бабушки: сравнительный анализ Текст. / О. В. Краснова // Психология зрелости и старения. 2000. — № 2. — С. 114 — 120.
- Кратохвил, С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний Текст. / С. Кратохвил. М.: Просвещение, 1991. — 196 с.
- Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Поголъша, В. М. Межличностное общение текст. / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. СПб.: Питер, 2001.-544 с.
- Кэдьюсон, X., Шефер, Ч. Практикум по игровой терапии Текст. / X. Кэдьюсон, Ч. Шефер, Ч.. СПб.: Речь, 2001. — 396 с.
- Лазурский, А.Ф. Общая и экспериментальная Текст. / А. Ф. Лазурский.- СПБ.: Прогресс, 1912.-400 с.
- Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий Текст. / Л. Д. Лебедева. СПБ.: Речь, 2008. — 374 с.
- Леви, В.Л. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок Текст. / В. Л. Леви. СПБ.: Речь, 2008. — 416 с.
- Лещ, Г. А. Что такое психодрама Текст. / Г. А. Лейц. СПБ.: Речь, 2005.- 116 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2004. — 352 с.
- Лидере, А.Г. Психологическое обследование семьи Текст. / А. Г. Лидере. М.: Академия, 2007. — 432 с.
- Лидере, А. Г. Семья как психологическая система Текст. / А. Г. Лидере.- Обнинск: ИГ «Социальные науки», 2004. 102 с.
- Лисина, М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста Текст. / М. И. Лисина. М.: Наука, 1980. — 40 с.
- Личко, А.Е. Подростковая психиатрия Текст. / А. Е. Личко. М.: Медицина, 1985. — 416 с.
- Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия, искусство отношений Текст. / Г. Л. Лэндрет. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.
- МакНифф, Ш. Целостное восприятие арт-терапии Текст. / Ш. МакНифф // Исцеляющее искусство: Журнал арт-терапии.-2005. Т.8. № 1. -С. 10−23.
- Макшанов, С.И., Хрящева, Н.Ф. Психогимнастика в тренинге Текст. / С. И. Макшинов, С. И. Хрящева. СПБ.: Речь, 1993. — 265 с.
- Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии Текст. / И. И. Мамайчук. СПБ.: Речь, 2008. — 400 с.
- Марковская, КМ. Тренинг взаимодействия родителей с детьми Текст. / И. М. Марковская. СПБ.: Речь, 2002. — 150 с.
- Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики текст. / А. Г. Маслоу. СПб.: Речь, 1997. — 382 с.
- Мать, ребенок. Семья: современные проблемы Текст./ Мат.конф. «Мама мой мир». — СПБ., 2000. — С. 12−55.
- Медведева, Е.А., Левченко, И.Ю., Комиссарова, Л.Н., Добровольская, Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании Текст. / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2001. — 350 с.
- Михайлова, Е.Л., Кроль, Л. О том, что в зеркалах: очерки групповой психотерапии и тренинга. Текст. / E.JI. Михайлова, JT.Кроль. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 240 с.
- Морено, Я.Л. Психодрама: ролевая теория и концепция социального атома Текст. / Я. Л. Морено. М.: Класс, 2004. — 365 с.
- Морозова, Е.А. Личность: целостный взгляд. Монография Текст. / Е. А. Морозова. Самара: СамГУП, 2008. — 282 с.
- Морозова, О.В. Влияние игры на личность дошкольника Текст. / О. В. Морозова. М.: Академия, 2004. — 252 с.
- Мэрфи, Д., Пейсли, Д., Пардоу, Л. Арт-терапетическая группа для импульсивных детей Текст. / Д. Мэрфи, Д. Пейсли, Л. Пардоу // Арт-терапия новые горизонты — М.: Когито-центр, 2006. — С. 160−182.
- Мясищев, В.Н. Психологии отношений Текст. / В. Н. Мясищев. М.: МПСИ, МОДЭК, 2011. — 400 с.
- Наследов, АД. Математические методы психологического исследования Текст. / А. Д. Наследов. СПб: Речь, 2008. — 392 с.
- Немое, Р. С. Основы общей психологии. Т. 1 текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Владос, 2003. — 688 с.
- Никандров, В.В. Экспериментальная психология Текст. / В. В. Никандров. СПб: Речь, 2007. — 512 с.
- Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства Текст. / Р. В. Овчарова. М: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 421 с.
- Оллпорт, Г. Становление личности: избранные труды Текст. / Г. Оллпорт-М: Смысл, 2001. 331 с.
- Осипова, A.A. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов Текст. / A.A. Осипова. М: ТЦ Сфера, 2000. — 512 с.
- Петровская, JI.A. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга текст. / JI.A. Перовская. М: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 296 с.
- Петровский, В.А. Трехфакторная модель значимого другого Текст. / В. А. Петровский // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. — 7 — 18.
- Петровский, В.А. Феномены субъектности в развитии личности текст. / В. А. Перовский. Самара: Перспектива, 1997. — 258 с.
- Петровский, В.А., Полевая, М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений Текст. / В. А. Петровский, М. В. Полевая // Психологический журнал. 2000. — № 1. — С. — 28−36.
- Посысоев, H.H., Жедунова, Л.Г., Можаровская, И. А. Основы психологии семьи и семейного воспитания текст. / H.H. Посысое, Л. Г. Жедунова, И. А. Можаровская. М: ВЛАДОС ПРЕСС, 2004. — 568 с.
- Пролкс, J1. Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями текст. / Л. Пролкс Арт-терапия новые горизонты// Под ред А. И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006. С. — 87 — 104.
- Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. / Д. Я. Райгородский. Самара, 1997. — 640 с.
- Психология семейных отношений: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. O.A. Шаграевой, A.M. Сергеевой. М.: Академия, 2008. — 368 с.
- Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия текст. / К.Роджерс. -М.: Академия, 1997 320 с.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
- Рубинштейн, C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / C. J1. Рубинштейн. СПб: Питер, 2003. — 512 с. 155 .Рубинштейн, C. J1. Основы общей психологии. Текст. / C.JI. Рубинштейн. Т.1. — М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
- Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика Текст. / К. Рудестам. М.: Просвещение, 1993. — 368 с.
- Рюмина, Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности // Вопросы психологии. 2002. — № 2. С. 18−25.
- Салливан, Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии текст. / Г. С. Салливан. М.: Просвещение, 1999. — 197 с.
- Сальникова, И.А. Социально-психологическая коррекция неадекватных родительских позиций Текст.: дисс.. канд. психол. наук: / И. А. Сальникова Москва, 2010. — 184 с.
- Сатир, В. Как строить себя и свою семью текст. / В.Сатир. М.: ЭКСМО-Пресс, 1992 — 192 с.
- Семенова-Полях, Г. Г. Обобщенные параметры развития детско-родительских отношений в осложненных условиях жизнедеятельности семьи
- Текст.: автореферат дисс.. канд. психол. наук: /Г.Г. Семенова-Полях -Казань, 2003.-24 с.
- Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога Текст. / Н.Я.Семаго, М.М. Семаго. М: АРКТИ, 2000. — 208 с.
- Семья и формирование личности текст. / Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 1981. 285 с.
- Семья в психологическом консультации текст. / Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989 — 206с.16 В. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб: Речь, 2010. — 350 с.
- Середа, Е.И. Тренинги решения семейных проблем Текст. / Е. И. Середа. -СПб: Речь, 2008.-192 с.
- Скиннер, Б.Ф. Оперантное поведение Текст. / История зарубежной психологии. 30−60-е годы XX века / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М.: Просвещение, 1986. 250 с.
- Смирнова, Е.О. Становление личностных отношений в раннем онтогенезе Текст. / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. 1994. — № 6. -С.-28−35.
- Смирнова, Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах J1.C. Выготского и М. И. Лисиной Текст. / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. 1996. -№ 6.-С. -76−87.
- Современный психологический словарь текст. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко СПб.: Питер, 2006. — 400 с.
- Соколова, Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии текст. / Е. Т. Соколова М.: Просвещение, 1999. — 103 с.
- Сопоровская, М. В. Родители и дети: развитие совладающего поведения в семье. Психология совладающего поведения текст. / М. В. Сопоровская -М.: ИП РАН, 2008.-203 с.
- Спиваковская, A.C. Профилактика детских неврозов текст. / А. С. Спиваковская. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. — 200 с.
- Спиваковская, A.C. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 текст. /
- А.С.Спиваковская. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 464 с.
- Спинелли, Э. Творчество и бытие: экзистально-феноменологический вызов психоаналитическим теориям художественного творчества текст. / Э. Спинелли. СПб.: Речь, 2003. — 276 с.
- Степанова, О.В. Жестокое обращение с детьми в семье: причины и пути его предотвращения текст. / О. В. Степанова // Личность. Культура. Общество 2000.- Т. 2 — С. 261 — 264.
- Столин, В.В. Самосознание личности текст. / В. В. Столин. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. — 302 с.
- Темченко, Р.В. Арттерапия как средство развития и гармонизации семейных взаимоотношений Текст. / Р. В. Темченко // Детский сад от, А до Я. -2009. -№ 3.- С. 106−110.
- Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клин. практика текст. / Под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги М: Когито-Центр, 2005.-494 с.
- Тихомирова, Т.Н. Влияние семейной микросреды на способности детей: роль поколений // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Том 1.
- Тульчинский, Г. Л. Истории по жизни. Опыт персонологической систематизации текст. / Г. Л. Тульчинский М.: Алетейя, 2007. — 398 с.
- Тышковский, Г. Л. Социальная психология делового общения вгрупповой дискуссии текст. / Г. Л. Тышковский М.: ГУУМ, 2001. — 198 с.182
- Удова, О. В. Особенности и коррекция взаимоотношений в ситуации принятия-непринятия ребенка родителями Текст.: автореферат дисс.. канд. психол. наук: / О. В. Удова. Иркутск, 2005. — 200 с.
- Ушаков, Д.В. Интеллект. Структурно-динамическая теория текст. / Д. Б. Ушаков. M.: Владос, 2007. — 170 с.
- Филатова, Г. Е. Практические занятия по психологии с использованием деловых игр и групповых дискуссий. Методические рекомендации для преподавателей психологии текст. / Г. Е. Филатова. Ростов/Д, 1985. — 22 с.
- Фрейд, А. Психопатология детства текст. / А. Фрейд. M.: Nota Bene, 2000.- 103 с.
- Фрейд, 3. Психоанализ и детские неврозы текст. / 3. Фрейд. СПб.: Алетея, 2000. — 290 с.
- Фромм, Э. Искусство любить текст. / Э. Фромм. М.: Изд-во Луч, 2001.- 120 с.
- Холмс, П., Карп, М. Психодрама: вдохновение и техника текст. / П. Холмс, М. Карп. М.: Владос, 2003. — 120 с.
- Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка текст. / Г. Т. Хоментаускас. М.: Педагогика, 2003. — 120 с.
- Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза текст. / К.Хорни. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 240 с.
- Хьелл, Я. Теории личности: основные положения, исследования и применение текст. / Л.Хьелл. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 608 с.
- Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы текст. / Ю.Хямяляйнен. М.: Педагогика, 2003. — 112с.
- Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи текст. / В. М. Целуйко. М.: Владос, 2006. — 212с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика текст. / М. И. Чистякова. М.: Сфера, 1995.- 160с.
- Шабышева, Ю.Е. Психологические средства коррекции дезадаптивного поведения подростков Текст.: дисс.. канд. психол. наук: / Ю. Е. Шабышева. Омск, 2006. — 204 с.
- Шаповаленко, И.В. Возрастная психология текст. / И. В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2008. — 304 с.
- Шаповалова, Е. Использование цвета в арт-терапии с пожилыми людьми Текст. / Е. Шаповалова // Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии. 2011. — Т.14. № 1. — С. 35−55.
- Шаров, A.C. О граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография текст. / А. С. Шаров. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. -358с.
- Шкловский, В.Б. Искусство как прием текст. / В. Б. Шкловский. М.: Педагогика, 1998. — 185с.
- Шнейдер, Л.Б. Семейная психология текст. / Л. Б. Шнейдер М: Когито-Центр, 2005. — 484 с.
- Шутц, В. Радость. Расширение человеческого сознания текст. / У. Шутц М: Эксмо, 2003. — 287 с.
- Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольская, ИМ. Семейный диагноз и семейная психотерапия текст. / Э. Г. Эйдемиллер, ИВ. Добряков, ИМ. Никольская. СПб.: Речь, 2007. — 352 с.
- Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В. В. Психология и психотерапия семьи текст. / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2009. — 672 с.
- Эльконин, ДБ. Избранные психологические произведения текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 342с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978. — 358с.
- Эриксон, Э. Детство и общество текст. / Э. Эриксон. СПБ.: Ленато ACT, 1996. — 242с.
- Эстес, К. Дар рассказа текст. / К. Эстес. М: София, 2005. -362с.
- Юнг, К. Г. Психологические типы текст. / К. Г. Юнг. СПБ.: Ювента, 1995. — 453с.
- Юрченко, В.И. Психология высшей школы текст. / В. И. Юрченко. К.: КСЦ, 2004.- 176 с.
- Rogers С. Client-centered therapy: Its current practice, implications, and theory. Boston: Houghton Mifflin, 1951.
- Rogers C. The clinical treatment of the problem child. Boston: Houghton Mifflin, 1955.
- Satir V. The new people making. California: Science and Behavior Book. Inc., Montain View. — 1988.