Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время все более активно применяется такое психологическое средство коррекции деструктивных детско-родительских отношений, как арт-терапия (Копытин А.И., Киселева М. В., Колошина Т. Ю., Свистовская Е. Е., Сучкова Н. О. и др.). Однако возможности арт-терапии как полимодального средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений раскрыты недостаточно, как и ее воздействие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДЕСТРУКТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
    • 1. 1. Теоретические подходы к исследованию деструктивных детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 2. Психологическая сущность деструктивных детско-родительских отношений
    • 1. 3. Структура деструктивных детско-родительских отношений
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ПРИНЦИПЫ, ФАКТОРЫ, СРЕДСТВА, МЕХАНИЗМЫ
    • 2. 1. Понятие психокоррекции в теории и практике
    • 2. 2. Полимодальная арт-терапия как психологическое средство коррекции деструктивных детско-родительских отношений
    • 2. 3. Модель психокоррекции деструктивных детско-родительских отношений
  • Выводы по 2 главе
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
    • 3. 1. Организация и методы экспериментального исследования
    • 3. 2. Результаты констатирующего этапа эксперимента
    • 3. 3. Программа коррекции деструктивных детско-родительских отношений
    • 3. 4. Результаты реализации программы коррекции деструктивных детско-родительских отношений
  • Выводы по 3 главе

Психологические средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в российском обществе, характеризуется своеобразным кризисом семьи, что проявляется в росте неполных и неблагополучных семей, структурной неустойчивости семьи, ценностно-нормативной девиантности, малодетности, росте числа разводов, с одной стороны, и утратой теплых, доверительных отношений родителей и детей, с другой стороны. Отмечающийся исследователями (Баркан А.И., Беньямин JL, Бодалев В. В., Варга, А .Я., Гарбузов В. И., Захаров А. И., Петровский A.B., Спиваковская A.C., Столин В. В., Хоментаускас Г. Т., Эйдемиллер Э. Г. и др.) рост деструктивных детско-родительских отношений сопровождается возникновением различных отклонений в личностном и социальном развитии ребенка.

Психологический аспект проблемы исследования состоит в недостаточной изученности как причин деструктивных детско-родительских отношений, так и особенностей их проявления: практически отсутствуют работы, где бы исследуемый феномен раскрывался во всей его целостности, как правило, изучаются его отдельные аспекты (сущностные признаки, пути и средства коррекции). Исследователи в основном акцентируют внимание на изучении деструктивных отношений в «цепочке»: родители — дети. В то время, как сегодня, возникла потребность в исследовании не только деструктивных детско-родительских, но и прародительских отношений, поскольку прародители играют часто не меньшую роль, чем родители, в становлении и развитии ребенка. Однако работ, посвященных изучению этой стороны вопроса, крайне мало (Альперович В.Д., Ермолаева М. В., Краснова О. В., Тихомирова Т. Н., Сапоровская М. В., Шнейдер Л.Б.). Между тем потребность в достоверных научных знаниях о сущности, особенностях проявления деструктивных отношений в семье и их последствиях испытывают представители различных сфер деятельности, особенно воспитатели, педагоги, психологи, врачи и другие специалисты, работающие с детьми, воспитывающимися в семьях с деструктивными отношениями.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что в настоящее время ведется активный поиск наиболее эффективных средств коррекции деструктивных отношений в семье, в качестве которых исследователи выделяют психогимнастику (Алябьева Е.А., Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю., Чистякова М. И. и др.), психологический тренинг (Лютова Е.К., Марковская И. М., Монина Г. Б., Овчарова Р. В., Петровская J1.A. и др.), групповую дискуссию (Горелов И.Н., Жуков Ю. М., Середа Е. И., Филатова Г. Е. и др.), психодраму (Барц Э., Лейц Г., Морено Я. Л., Морозова Е. А., Холмс П. и др.).

В последнее время все более активно применяется такое психологическое средство коррекции деструктивных детско-родительских отношений, как арт-терапия (Копытин А.И., Киселева М. В., Колошина Т. Ю., Свистовская Е. Е., Сучкова Н. О. и др.). Однако возможности арт-терапии как полимодального средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений раскрыты недостаточно, как и ее воздействие на такие сферы личности, как когнитивная, эмоциональная, ценностно-смысловая, поведенческая. Практически нет разработанных программ коррекции детско-родительских отношений с применением полимодальной арт-терапии. В психологии остается по-прежнему острой проблема целостного подхода к коррекции семейных взаимоотношений, который позволяет воздействовать на все подсистемы: дети — родители, дети — прародители, родителипрародители.

Таким образом, актуальность исследования определяется противоречиями между:

— потребностью общества в крепкой, нравственно здоровой семье и ростом числа семей с деструктивными детско-родительскими отношениями;

— потребностью родителей в эффективных взаимоотношениях с ребенком и недостаточным развитием у них навыков конструктивных межличностных отношений;

— возрастающей потребностью практики в теоретико-методологическом обосновании коррекции деструктивных детско-родительских отношений и недостаточностью разработанных специальных программ, направленных на решение данной проблемы.

Стремление найти пути разрешения данных противоречий и определило проблему нашего исследования: какие психологические средства коррекции эффективно воздействуют на деструктивные детско-родительские отношения и способствуют их изменению? Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная разработанность, потребность психологической практики в эффективных средствах, способствующих гармонизации отношений в семье, определили выбор темы диссертационного исследования: «Психологические средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психологических средств коррекции деструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Объект исследования: деструктивные детско-родительские отношения.

Предмет исследования: психологические средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования конкретизирована в следующих допущениях:

1. Деструктивные детско-родительские отношения представляют собой сложное интегральное образование, характеризующееся нарушениями в структурной организации составляющих его компонентов (когнитивного, эмоционального, ценностно-смыслового, поведенческого).

2. Существуют психологические средства (психогимнастика, групповая дискуссия, психологический тренинг, психодрама), влияющие на снижение уровня деструктивности детско-родительских отношений. Наиболее эффективным средством коррекции деструктивных детско-родительских отношений является полимодальная арт-терапия.

3. Включение полимодальной арт-терапии в специально разработанную коррекционную программу может способствовать нивелированию деструктивности во взаимоотношениях детей и родителей и устранению конфликтности между родителями и прародителями.

Цель и выдвинутая гипотеза исследования позволили определить следующие задачи:

1. Проанализировать основные теоретические подходы в психологии к исследованию деструктивных детско-родительских отношений, раскрыть их психологическую сущность и структуру.

2. Определить параметры деструктивных детско-родительских отношений.

3. Выявить сущностные характеристики полимодальной арт-терапии.

4. Разработать модель коррекции деструктивных детско-родительских отношений.

5. Разработать программу коррекции деструктивных детско-родительских отношений с использованием полимодальной арт-терапии.

6. Экспериментальным путем проверить эффективность психологических средств коррекции деструктивных детско-родительских отношений.

Методологическую основу исследования составили: системно-деятелъностный подход (Боуэн М., Варга А. Я., Леонтьев А. Н.,.

Минухин С., Петровский A.B., Спиваковская A.C., Эйдемиллер Э. Г.,.

Юстицкис В.В. и др.), согласно которому деструктивные детскородительские отношения рассматриваются как целостное полиструктурное образование, формирующееся и изменяющееся в деятельностипринцип б детерминизма (Божович Л.И., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л. и др.), утверждающий, что нарушения в психическом развитии личности ребенка порождаются комплексом факторов, в том числе деструктивными детско-родительскими отношениями.

Теоретической основой исследования выступили следующие положения:

— концепция личности как система отношений В. Н. Мясищева, которая позволяет рассматривать детско-родительские отношения как сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь родителей и детей, выражающуюся в действиях, реакциях и переживаниях;

— теория Д. Б. Эльконина о роли и значении ведущего вида деятельности в психическом развитии ребенка;

— концепция Р. В. Овчаровой о родительстве как психологическом феномене;

— представления о психологической сущности и компонентах детско-родительских отношений (Белогай К.Н., Быкова М. В., Варга, А .Я., Смирнова Е. О., Столин В. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. и др.), характеризующие их как сложное многомерное образование;

— исследования в области деструктивных детско-родительских отношений (Баркан А.И., Беньямин Л., Бодалев В. В., Варга А. Я., Гарбузов В. И., Захаров А. И., Личко А. Е., Петровский A.B., Соколова Е. Т., Спиваковская A.C., Хоментаускас Г. Т. и др.), в которых подчеркивается взаимосвязь нарушенных внутрисемейных отношений и возникающих отклонений в развитии ребенка;

— теоретические положения по арт-терапии, сказкотерапии, семейной игровой терапии (Абрамян Л.А., Битянова М. Р., Вачков И. В., Добряков И. В., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Копытин А. И., Никольская И. М., Пролкс Л., Свистовская Е. Е., Шефер Ч. и др.), как средствах профилактики и коррекции различных нарушений.

Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе был использован комплекс методов, адекватных предмету исследования: 1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы, включающий обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных- 2) методы сбора эмпирических данных: наблюдение, эксперимент, тестирование, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, контент-анализ- 3) методы обработки данных: количественный с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.

В качестве конкретных психодиагностических методик использовались методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса- «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» Е.И. Захаровой- «Родительское сочинение» О. А. Карабановойпроективная методика «Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса- «Семейный тест отношений» Д. Антони и Е. Бине (в модификации И.М. Марковской), проективная методика «Рисунок семьи» Г. А. Карповой.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечивались комплексным применением надежных и апробированных в психологической науке методов исследования, а также применением методов математической статистики и содержательным анализом полученных данных. При математической обработке экспериментальных данных использовался критерий U-Манна-Уитни, критерий Т-Вилкоксона. Статистические расчеты выполнены с использованием пакета компьютерных программ Microsoft Excel ХР и пакета статистического анализа SPSS 19.0 for Windows.

Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование проводилось на базе детского дошкольного учреждения № 305 г. Омска. На разных этапах в исследовании приняло участие 452 человека, в том числе на констатирующем этапе — 352 человека, из них 97 дошкольников в возрасте 5−7 лет, 192 родителя, 14 братьев и сестер, 49 прародителей.

Диссертационное исследование проводилось с 2008 по 2012 годы и включало три этапа.

Первый этап (2008 г. — 2010 г.) — поисково-аналитический. На основе изучения психолого-педагогической литературы были осмыслены теоретические методологические и эмпирические направления исследования, его цель и задачи, сформулирован категориально-понятийный аппарат, выбраны методы исследования.

Второй этап (2010 г. — 2011 г.) — экспериментальный. На этом этапе был разработан план, определена база исследования, проведен эксперимент, в ходе которого нашли подтверждение теоретические положения о полимодальной арт-терапии как эффективном средстве коррекции деструктивных детско-родительских отношений.

Третий этап (2011 г. — 2012 г.) — заключительный. На данном этапе произведена математико-статистическая обработка, систематизация и обобщение полученных эмпирических данных, осуществлено оформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— дополнено представление о деструктивных детско-родительских отношениях как системе взаимоотношений (дети — родители — прародители), характеризующихся непоследовательностью и противоречивостью, включающих устойчивые отрицательные чувства родителей по отношению к детям, детей по отношению к родителям, родителей по отношению к прародителямнеадекватным восприятием и непониманием членами семьи друг друга, что порождает совокупность взаимных конфликтных поведенческих откликов;

— представлена структура детско-родительских отношений, включающая детское, родительское и прародительское отношения, в каждом из которых выделены когнитивный компонент (в родительском отношениинеадекватное восприятие индивидуально-личностных особенностей ребенка и себя как родителяв детском отношении — восприятие детьми родителей, как не любящих ихв прародительском — нарушение в восприятии ролевой структуры семьи) — эмоциональный (в родительском отношении — неразвитая способность родителей к сопереживанию и чувствованию эмоционального состояния ребенка, недостаток телесного контакта, проявление антипатиив детском — негативные эмоции по отношению к родителям и прародителям, неразвитая способность к сочувствию и сопереживаниюв прародительском — раздражительность по отношению к своим взрослым детям) — ценностно-смысловой (в родительском и прародительском отношении — формальное принятие социальной роли родителя и прародителяв детском — недооценка родителей и прародителей как ценностно-значимых людей) — поведенческий (в родительском — неадекватный характер дисциплинарных воздействийв детском — проявление повышенной тревожности, агрессивности, истерики, непослушанияв прародительском — конфликтное взаимодействие с детьми и внуками);

— выявлены и охарактеризованы особенности деструктивного родительского (отрицательные реакции в отношении ребенка и прародителя), детского (негативизм к членам семьи), прародительского (стремление занять главенствующую позицию в семье) отношений, приводящих к конфликтным ситуациямвыделены параметры (характер эмоциональной связи, тип взаимодействия, мотивы воспитания и родительства) конструктивных и деструктивных детско-родительских отношений, позволяющие увидеть динамику коррекции деструктивных детско-родительских отношений;

— определены психологические средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений (психогимнастика, психологический тренинг, групповая дискуссия, психодрама и др.), наиболее эффективным среди которых является полимодальная арт-терапия, включающая визуальную модальность для изучения и отреагирования негативных чувств, событий, отношений в семьеаудиальную модальность для определения умения слушать и слышать членами семьи друг друга, интеграции семьи, совершенствования взаимодействия членов семьитактильную модальность, позволяющую оживить сферу тактильных ощущений, заблокированных в результате деструктивного отношения родителей к своему ребенку;

— экспериментально доказана возможность направленного изменения деструктивных детско-родительских отношений посредством полимодальной арт-терапии, включенной в специально разработанную коррекционную программу.

Теоретическая значимость заключается в том, что: — выявлены, систематизированы основные подходы к изучению деструктивных детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии и в качестве основного определен системно-деятельностный, согласно которому деструктивные детско-родительские отношения рассматриваются как целостное полиструктурное образование, формирующееся и изменяющееся в деятельности;

— систематизированы общенаучные взгляды на феномен «деструктивные детско-родительские отношения" — разработана модель психокоррекции деструктивных детско-родительских отношений, включающая полимодальную арт-терапиюфакторы (художественная экспрессия, психотерапевтические отношения, вербальная обратная связь) — принципы (субъектность, активность, партнерство, ориентация на саморазвитие) — механизмы коррекции (механизм символического реконструирования, механизм катарсиса, механизм «отстранения») — формы работы (индивидуальная и групповая), что способствует повышению эффективности коррекционной работы и уменьшению временных затрат психолога в работе с каждой семьей;

— уточнено определение детско-родительских отношений как системы взаимоотношений: дети — родители — прародители, которые.

11 характеризуются разнообразными чувствами, особенностью восприятия, понимания и оценок друг друга, а также совокупностью поведенческих откликов.

Полученные данные и сделанные на их основе выводы в отношении влияния психологических средств коррекции на деструктивные детско-родительские отношения расширяют информационную базу в таких отраслях, как возрастная, детская, педагогическая психология, психология семьидополняют научные представления о структурно-содержательных характеристиках деструктивных детско-родительских отношений. Результаты исследования обогащают психологическую теорию о природе деструктивных детско-родительских отношений и психологических средствах их коррекции.

Практическая значимость: разработана программа коррекции деструктивных детско-родительских отношений на основе полимодальной арт-терапии, которая нашла применение в практике работы дошкольных учреждений, а также центров психологической помощи семье г. Омска;

— материалы диссертационного исследования включены в программы учебных курсов «Детская практическая психология», «Детская психология» Омского государственного педагогического университета, а также используются студентами в научно-исследовательской практике;

— содержащиеся в работе положения и выводы могут эффективно использоваться в процессе психологического сопровождения родительства, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров, работающих с детьми из дисфункциональных семей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Деструктивные детско-родительские отношения — система взаимоотношений (дети — родители — прародители), характеризующаяся непоследовательностью и противоречивостьювключающая устойчивые отрицательные чувства родителей по отношению к детям, детей по.

12 отношению к родителям, родителей по отношению к прародителямнеадекватное восприятие и непонимание членами семьи друг друга, что порождает совокупность взаимных конфликтных поведенческих откликов.

2. Деструктивные детско-родительские отношения являются сложным полиструктурным образованием, включающим детское, родительское и прародительское отношения, каждое из которых имеет четырехкомпонентную структуру: когнитивный компонент (в родительском отношении — неадекватное восприятие индивидуально-личностных особенностей ребенка и себя как родителяв детском отношениивосприятие детьми родителей, как не любящих ихв прародительскомнарушение в восприятии ролевой структуры семьи) — эмоциональный (в родительском отношении — неразвитая способность родителей к сопереживанию и чувствованию эмоционального состояния ребенка, недостаток телесного контакта, проявление антипатиив детском негативные эмоции по отношению к родителям и прародителям, неразвитая способность к сочувствию и сопереживаниюв прародительскомраздражительность по отношению к своим взрослым детям) — ценностно-смысловой (в родительском и прародительском отношении — формальное принятие социальной роли родителя и прародителяв детском — недооценка родителей и прародителей как ценностно-значимых людей) — поведенческий (в родительском — неадекватный характер дисциплинарных воздействийв детском — проявление повышенной тревожности, агрессивности, истерики, непослушанияв прародительском — конфликтное взаимодействие с детьми и внуками);

3. Эффективным психологическим средством коррекции деструктивных детско-родительских отношений является полимодальная арт-терапия, включающая визуальную модальность для изучения и отреагирования негативных семейных отношенийаудиальную модальность для определения умения слушать и слышать членами семьи друг друга, интеграции семьи, совершенствования взаимодействия членов семьи;

13 тактильную модальность, позволяющую оживить сферу тактильных ощущений, заблокированных в результате деструктивных детско-родительских отношений.

4. Модель коррекции деструктивных детско-родительских отношений, включающая полимодальную арт-терапиюфакторы (художественная экспрессия, психотерапевтические отношения, вербальная обратная связь) — 1 принципы (субъектность, активность, партнерство, ориентация ' на саморазвитие) — механизмы коррекции (механизм символического реконструирования, механизм катарсиса, механизм «отстранения») — формы работы (индивидуальная и групповая), обеспечивающая эффективность психокоррекционного воздействия.

5. Коррекция деструктивных детско-родительских отношений возможна в рамках специально разработанной программы с использованием полимодальной арт-терапии, способствующей изменению и гармонизации взаимоотношений в подсистемах: «родители — дети», «родителипрародители», «дети — прародители».

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования неоднократно докладывались и обсуждались на аспирантских научно-методических семинарах, а также на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии Омского государственного педагогического университета. Основные положения исследования были апробированы на международных (Санкт-Петербург, 2009; 2012; Нижний Новгород, 2010; Куйбышев, 2010; Омск, 2009, 2010; Новосибирск, 2011; 2012; Волгоград, 2012) — всероссийских (Москва, 2009; Ишим, 2009; Новосибирск, 2009; Красноярск, 2010; Омск, 2011) научных конференциях По теме диссертации опубликовано 18 работ, в том числе 3 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Полученные теоретические и экспериментальные данные положены в основу учебных дисциплин «Коррекционная психология», «Возрастная психология», а также курса по выбору «Коррекция детско-родительских отношений средствами арт-терапии», читаемых автором на факультете.

14 педагогики и психологии детства ОмГПУ, а также обобщены и представлены в книге автора «Тропинка к счастливой семье», изданной в Санкт-Петербурге, в издательстве «Речь», и в монографии «Инновационные технологии обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 220 источников, пяти приложений. Общий объм диссертации составляет 216 страниц. В тексте диссертации представлены 16 таблиц и 12 рисунков.

Такие общие выводы о психологических средствах коррекции были сделаны нами на основе экспериментального изучения, подтверждающего их эффективность. Экспериментальная работа состояла из трех этапов. Результаты эмпирического исследования подтвердили основные допущения сформулированной гипотезы.

В ходе эксперимента осуществлялось измерение показателей выраженности компонентов детского, родительского и прародительского отношений. Было установлено, что в процессе реализации разработанной.

162 нами программы с использованием полимодальной арт-терапии, на формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе произошли существенные изменения в когнитивном, эмоциональном, ценностно-смысловом и поведенческом компонентах деструктивных детско-родительских отношений, которых не было обнаружено у испытуемых контрольной группы. Этот вывод был подтвержден методами математической статистики.

Произошедшие изменения основных показателей детского, родительского и прародительского отношений мы связываем с эффективностью системы психологических средств изотерапии, сказкотерапии и игротерапии, которые на каждом занятии были связаны единым сюжетом, плавно перетекая друг в друга, тем самым усиливая друг друга.

Кроме того, результаты эмпирического исследования подтвердили и другое допущение сформулированной гипотезы о том, что активно используя выявленные средства коррекции, можно не только нивелировать деструктивность во взаимоотношениях детей и родителей, но и гармонизировать супружеские отношения, устранить конфликтность между родителями и прародителями. Позитивные изменения мы связываем с эффективностью реализуемой нами программы психологической коррекции, которая позволила воздействовать на всех членов семьи, поскольку занятия проводились одновременно в детской группе, родительской и прародительской, а также путем проведения совместной семейной терапии (ребенок — родители — сиблинги, ребенок — родители — прародителисиблинги).

На основании вышеизложенного, можно заключить, что разработанная программа психологической коррекции с использованием полимодальной арт-терапии позволила семьям выйти из состояния кризиса и построить конструктивные детско-родительские отношения.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Деструктивные детско-родительские отношения — система взаимоотношений, характеризующаяся непоследовательностью и противоречивостью, включающая устойчивые отрицательные чувства родителей по отношению к детям, детей по отношению к родителям, родителей по отношению к прародителям, неадекватное восприятие и непонимание членами семьи друг друга, что порождает совокупность взаимных конфликтных поведенческих откликов. Деструктивные детско-родительские отношения возникают как следствие непонимания супругами смысла родительства и отсутствия родительской идентичности. Деструктивные детско-родительские отношения являются причиной возникновения психических отклонений в развитии ребенка.

2. Деструктивные детско-родительские отношения имеют сложную структуру, состоящую из детского, родительского и прародительского отношений, каждое из которых включает: когнитивный компонент (в родительском отношении — это особенность восприятия родителем себя и ребенкав детском — восприятие родителей как парыв прародительскомвосприятие ролевой структуры семьи) — эмоциональный (в родительском отношении — эмоциональное непринятие ребенкав детском — негативные эмоции в отношении к членам семьив прародительскомраздражительность по отношению к своим взрослым детям) — ценностно-смысловой (в родительском и прародительском отношениях — формальное принятие социальной роли родителя и прародителяв детском — недооценка родителей и прародителей как ценностно-значимых людей) — поведенческий (в родительском отношении — неадекватный характер дисциплинарных воздействийв детском — агрессивность, истерикив прародительскомконфликтное взаимодействие с детьми и внуками). Деструктивные детско-родительские отношения — это динамическое, подверженное изменению, полиструктурное образование.

3. Коррекция деструктивных детско-родительских отношений возможна посредством полимодальной арт-терапии, включающей в себя визуальную модальность, применяемую для изучения и отреагирования чувств, событий, деструктивных межличностных отношенийаудиальную модальность для определения умения слушать и слышать членами семьи друг друга, интеграции семьи, совершенствования взаимодействия членов семьитактильную модальность, позволяющую оживить сферу тактильных ощущений, заблокированных в результате деструктивных детско-родительских отношений.

4. Модель коррекции деструктивных детско-родительских отношений включает детское, родительское, прародительское отношения, каждое из которых представлено когнитивным, эмоциональным, ценностно-смысловым, поведенческим компонентами, коррекция которых осуществляется посредством полимодальной арт-терапии. Эффективность полимодальной арт-терапии достигается за счет учета факторов (художественной экспрессии, психотерапевтических отношений, вербальной обратной связи) — а также при соблюдении принципов (субъектности, активности, партнерства, ориентации на саморазвитие). Визуальная, аудиальная, тактильная модальности, выступая в комплексе, усиливая друг друга, «запускают» механизмы коррекции (механизм символического реконструирования, механизм катарсиса, механизм «отстранения»), успех которых зависит от индивидуальных и групповых форм работы, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений.

5. Коррекционная программа «Тропинка к счастливой семье», состоящая из четырех блоков, в соответствии со структурной организацией деструктивных детско-родительских отношений, построенная на принципах комплексности, сотрудничества, добровольности, ориентацией на будущее, включающая психологические средства коррекции и специально разработанные техники, позволяет гармонизировать отношения в семье.

Проведенное исследование не исчерпывает всей сложности проблемы деструктивных детско-родительских отношений. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение влияния социокультурных и семейных традиций на формирование детско-родительских отношенийвзаимосвязи деструктивных детско-родительских отношений и дисфункциональных отношений в супружеской диаде.

Заключение

.

В настоящем исследовании была предпринята попытка теоретически обосновать и экспериментально доказать, что полимодальная арт-терапия является эффективным средством коррекции деструктивных детско-родительских отношений.

Последовательно решая поставленные задачи, мы проанализировали теоретические подходы к исследованию деструктивных детско-родительских отношений, что позволило раскрыть психологическую природу последних. Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений, во-первых, тем, что они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителейво-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителей и ребенкав-третьих, специфика заключается также в постоянном их изменении с возрастом ребенка.

Сущность деструктивных детско-родительских отношений заключается в их внутренней конфликтности, непоследовательности, высокой степени противоречивости, неадекватности. Тип детско-родительского отношений определяется соотношением позиций как родителя, так и ребенка. Родительское отношение обусловлено характером эмоционального принятия ребенка, содержанием родительской дисциплины, мотивами воспитания и родительства. Отношение ребенка к родителям отражает конструктивность — деструктивность реализации родительского отношения.

В процессе теоретического анализа были выделены три составляющие детско-родительских отношений: детское, родительское и прародительское отношения, в каждом из них были раскрыты следующие структурные компоненты: когнитивный, который характеризует адекватностьнеадекватность образа ребенка «глазами родителя», образа родителя глазами ребенка", образа «Я как родитель» и «Я как прародитель»;

161 эмоциональный, отражающий проявление эмоций, которые переживают дети, родители и прародители при взаимодействииценностно-смысловой, позволяющий раскрыть ценность ребенка для родителей и ценность родительства как состояния «быть отцом — матерью», «быть дедушкой-бабушкой" — поведенческий, выявляющий характер взаимодействия прародителя, родителя и ребенка.

Исходя из вышеназванных структурных компонентов, в рамках системно-деятельностного подхода, нами была разработана модель психологической коррекции деструктивных детско-родительских отношений. Реализация данной модели предполагала психологическое воздействие на детское, родительское, прародительское отношения с помощью полимодальной арт-терапии.

Учитывая возрастные особенности детей и ведущий вид деятельности дошкольников, мы предположили, что эффективным средством коррекции деструктивных детско-родительских отношений может стать полимодальная арт-терапия, основанная на сочетании визуальной, аудиальной и тактильной экспрессии. Именно благодаря полимодальной арт-терапии «запускаются» и «срабатывают» психологические механизмы коррекции (механизм символического реконструирования, механизм катарсиса, механизм «отстранения»), что позволяет устранить деструктивность в когнитивном, эмоциональном, ценносто-смысловом и поведенческом компонентах детско-родительских отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.В. Социальная психология детства Текст. / В. В. Абраменкова. М.: ПЕРСЭ, 2008. — 346 с.
  2. , Г. С. Практическая психология Текст. / Г. С. Абрамова. М: Академический проспект, 2003. — 496 с.
  3. , Л.А., Антонова, Т.В. Игра дошкольника Текст. / JI.A. Абрамян, Т. В. Антонова, JI.B. Артемова. М: Просвещение, 1989. — 286 с.
  4. Абулъханова-Славская, К. А. Социальные представления и мышление личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская // Современная психология: состояние и перспективы исследования. М: Институт психологии РАН, 2002.-С. 88−103.
  5. , H.H. Особенности материнского отношения и привязанности ребенка Текст. / H.H. Авдеева // Психологическая наука и образование. -2006. № 2. — С. 82−92.
  6. , H.H., Хохлачева, И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ Текст. / H.H. Авдеева, И. В. Хохлачева // Психологическая наука и образование. 2010. — № 3. — С. 97−106.
  7. , А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер. СПб: Питер, 2003. — 256 с.
  8. , Н. Теория семейной динамики Текст. / Н. Аккерман // Семейная психотерапия. СПб: Питер, 2000. — С. 70 — 76.
  9. , A.A. Интегративная психотерапия Текст. / A.A. Александров. СПб: Питер, 2009. — 352 с. 11 .Алешина, Ю. Е. Индивидуальное семейное консультирование Текст. / Ю. Е. Алешина. М: Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с.
  10. Альперович, В Д. Старость. Социально-философский аспект Текст. / В. Д. Альперович. Ростов-на Дону: СКНЦ ВШ, 1998.- 104 с.
  11. , Е.Ф. Городская многодетная семья Текст. / Е.Ф. Альчильдиева//Социологическое исследование. 2000. — № 9.- С. 21−27.
  12. , Е.А. Психогимнастика в детском саду Текст. / Е. А. Алябьева -М.: Сфера,. 2005.-96 с.
  13. , Л.А. Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе Текст.: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI.A. Аметова -М., 2003. -326 с.
  14. , Б.Г. Избранные психологические труды Текст. / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1980. Т. 1.
  15. , Г. М. Психология современной семьи: Учебное пособие Текст. / Г. М. Андреева. СПб: Питер, 2005. — 364 с.
  16. , Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности Текст. / Л. Н. Антилогова. Омск: ОмГПУ, 1999. — 184 с.
  17. , Л.И. К психологии личности как развивающейся системы Текст. / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. М.: МГУ, 1981. — с. 3 — 18.
  18. , Е.П. Педагог и семья Текст. / Е. П. Арнаутова. М: Изд. дом «Карапуз», 2005. — 264 с.
  19. , И. А., Абдулхаликова, И. В. Детский сад и семья: соприкосновение, сотрудничество, сотворчество Текст. / И. А. Артюшина, И. В. Абдулхаликова // Детский сад от, А до Я. 2009. — № 3. — С. 74−90.
  20. , А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка Текст. / А. И. Баркан. М.: Дрофа-Плюс, 2004. — 352 с.
  21. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии Текст. / С. А. Беличева. М.: Социальное здоровье, 1994. — 224 с.
  22. , К.Н. Структурные компоненты родительского отношения личности Текст.: дисс.. канд. психол. наук: / К. Н. Белогай. Кемерово, 2006. — 181 с.
  23. Бенъямин, В. Психика ребенка Текст. / В. Беньямин. М.: Прогресс, 2004.- 160 с.
  24. , Н.В. Самопознание Текст. / Н. В. Бердяев. М.: Просвещение, 1991.- 169 с.
  25. , P.C., Кауфман С. Х. Кинестический рисунок семьи Текст. / P.C. Берне, С. Х. Кауфман. М.: Смысл, 2000. — 146 с.
  26. , М.Р. Организация психологической работы в школе Текст. / М. Р. Битянова. М.: Генезис, 2000. — 289 с.
  27. ЪХ.Бодалев, A.A. Психология общения Текст. / A.A. Бодалев. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модэк, 1996. — 256 с.
  28. , Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. СПб: Питер, 2008. — 464 с.
  29. , Д. Создание и разрушение эмоциональных связей Текст. / Д. Боулби. М.: Академический проспект, 2004. — 232 с.
  30. ЪА. Братусь, Б. С. Аномалии личности Текст. / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988.-482 с.
  31. , Д. Психология познания Текст. / Д. Брунер. М.: Прогресс, 2001.-320 с.
  32. , Г. В., Карабанова, O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование (Проблемы психического развития детей) Текст. / Г. В. Бурменская, O.A. Карабанова, А. Г. Лидере. М.: МГУ, 1990.- 136 с.
  33. , М.Е. Терапия творческим самовыражением Текст. / М. Е. Бурно. -М.: Медицина, 1989. 304 с.
  34. , В.И., Варга, А.Я., Хамитова, И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матерей Текст. / В. И. Брумман,
  35. A.Я. Варга, И. Ю. Хамитова // Психол. журнал. 2000. — № 2.- С.79−87.
  36. , А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий курс лекций Текст. / А. Я. Варга. СПб: Питер, 2001. — 144 с.
  37. , Э.К. Семья и ее функции Текст. / Э. К. Васильева. М.: Наука, 2006. — 304 с.
  38. , Л.И., Горьковская, И.А., Ромицына, Е. Е. Психологическая методика «Дети о родителях» и ее практическое применение Текст. / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковская, Е. Е. Ромицына. СПб: НИПНИ им. Бехтерева, 2001.-67 с.
  39. , КВ. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку Текст. / И. В. Вачков. М.: Ось — 89, 2007. — 144 с.
  40. , Д.В. Маленькие дети и их матери Текст. / Д. В. Винникотт. -М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 80 с.
  41. АА.Выготский, Л. С. История развития высших психических функций Текст. / JT.C. Выготский // Собрание сочинений. Т.З. М.: Педагогика, 1982. — 368с.
  42. , Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Текст. / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1982. Т.4. — 432 с.
  43. , A.C., Игры, которые лечат Текст. / A.C. Галанов. М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 96 с.
  44. , В.А. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии Текст. /
  45. B.А. Ганзен. JL: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1984. — 176 с.
  46. , Н.И., Тихомирова, И.В. Игры для медлительных детей текст. / Н. И. Ганошенко, И. В. Тихомирова. М.: Педагогика, 2000. — 142с.
  47. Гарбузов, В. К, Захаров, A.M., Исаев, Д. Н. Неврозы у детей и их лечение Текст. / В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев. JL: Медицина, 1977. — 186
  48. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа Текст. / Г. В. Ф. Гегель. М.: Академический проспект, 2008. — 767 с.
  49. , Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Текст. / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо, с участием ООО «Творческий Центр Сфера», 2000. — 240 с.
  50. , С.Ю. Словарь психолога-практика Текст. / С. Ю. Головин. -Мн.: Харвест, 2007. 976 с.
  51. , Т. Повышение родительской эффективности Текст. / Т. Гордон. -Екатеринбург: АРД ЛТЛ, 1997. 127 с.
  52. , И.Н. Невербальные компоненты коммуникации Текст. / И. Н. Горелов. М: Сфера, 2007. — 132 с.
  53. ГОСТ Р 50 779.10−2000 (ИСО 3534.1−93), Статистические методы. Вероятность и основы статистики. Термины и определения. М., 2000. 46 с.
  54. ГОСТ Р ИСО 5479−2002, Статистические методы. Проверка отклонения распределения вероятностей от нормального распределения. М., 2002. 32 с.
  55. , Е.Ф., Кораблева, Г.В., Лутченко, В. А. Философский энциклопедический словарь Текст. / Е. Ф. Губской, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: Инфра, 2003. — 576 с.
  56. , С.Ю. Феномен родительства: социально-психологический аспект: монография Текст. / С. Ю. Девятых. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2005. — 104 с.
  57. , И.В. Психотерапия и перинтальная психология // «Перинтальиая психология и нервно-психическое развитие детей»: сборник материалов межрегиональной конференции Текст. / И. В. Добряков. СПб.: АМСУ, 2000.-С. 11−15.
  58. , В.Н. Психология семьи Текст. / В. Н. Дружинин. М.: КПС, 1996.-208 с.
  59. , КВ., Лисина, М.И. Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи Текст. / И. В. Дубровина, М. И. Лисина // Психическое развитие воспитанников детского дома. М.: Просвещение, 1990.-С. 9−16.
  60. , Ю.М., Петровская Л. А., Соловьева, О.В. Введение в практическую психологию Текст. / Ю. М. Жуков., Л. А. Петровская, О. В. Соловьева. М.: КПС, 1999. — 198 с.
  61. , М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов Текст.: дисс.. канд. психол. наук: / М. О. Ермихина Казань, 2004. — 204 с.
  62. , М.В. Практическая психология старости Текст. / М. В. Ермолаева. М: ЭКСМО-Песс, 2002. — 94 с.
  63. , М.В. Методы психотерапии депрессии у пожилых людей Текст. / М. В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. 2002. — № 2. -С. 117−130.
  64. , М.В. Психорегуляция эмоциональных переживаний в старости Текст. / М. В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. -2003. № 5.-С. 164- 170.
  65. , Е.И. Тропинка к счастливой семье Текст. / Е. И. Ждакаева. -СПб.: Речь, 2011. 119 с.
  66. , А.И. Ребенок от рождения и психотерапия последствий психических травм Текст. / А. И. Захаров. СПб.: СОЮЗ, 1998. — 114 с.
  67. , А.И. Неврозы у детей и психотерапия Текст. / А. И. Захаров. -СПб.: Речь, 2004.-224 с.
  68. , Е.И., Карабанова, O.A. Диагностика характера детско-родительский отношений в пробе на совместную деятельность Текст. / Е. И. Захарова, O.A. Карабанова // Психолог в детском саду. 2002. — № 1. — С. 16 -21.
  69. , Е.И. Захаров, А.И. Ребенок от рождения и психотерапия последствий психических травм Текст. / А. И. Захаров. СПб.: СОЮЗ, 1998. -114 с.
  70. , О.Л., Кротова, T.B. Общение педагога с родителями ДОУ Текст. / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. М.: Сфера, 2005. — 80 с.б.Земска, М. Дружинин, В. Н. Психология семьи Текст. / В. Н. Дружинин. -М.: КПС, 1996. 208 с.
  71. , О.Б. Исследование взаимосвязи родительского отношения с психоэмоциональными состояниями детей Текст.: дисс.. канд. психол. наук: / О. Б. Зерницкий Москва, 2005. — 179 с.
  72. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии Текст. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
  73. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Кудзилов, Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии Текст. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Б. Кудзилов. -СПб.: Речь, 2003.- 144 с.
  74. , Д.Н. Психопаталогия детского возраста Текст. / Д. Н. Исаев. М.: Мысль, 2001. — 118 с.
  75. , Г. Л. Групповые методы психотерапии психокоррекции Текст. / Г. Л. Исурина. Л.: Медицина, 1983. — 346 с.
  76. ЪЪ.Кабаченко, Т. С. Методы психологического воздействия текст. / Т. С. Кабаченко. М.: Изд-во педагогическое общество России, 2000. — 142 с.
  77. , БД. Психотерапия Текст. / Б. Д. Карвасарский. М.: Медицина, 1985. — 304 с.
  78. , O.A. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования Текст. / O.A. Карабанова. М.: Гардарики, 2008. — 304 с.
  79. , Е.А. Психология семьи и семейной дезадаптации Текст. / Е. А. Калинина. Тамбов, 2007. — 104 с.
  80. , А. Концепция основной личностной структуры текст. / А. Кардинер. М.: Владос, 2004. — 272 с. 88 .Кернберг, О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии текст. / О. Кернберг. М.: Педагогика, 2000. — 242 с.
  81. , М.А. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе Текст. / М. А. Киселева. СПб.: Речь, 2007. — 336 с.
  82. , М., Айзенкс, С., Райвери, Д., Хайман, П. Развитие в психоанализе Текст. / М. Кляйн, С. Айзенкс, Д. Райвери, Хайман П. М.: Академический проспект, 2001. — 184 с.
  83. , М. Некоторые психологические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка Текст. / М. Кляйн. Екатеренбург: Деловая книга, 1998. — 107 с.
  84. , C.B. Психология современной семьи Текст. / C.B. Ковалев. -М.: Просвещение, 1988. 208 с.
  85. , А.Д., Алексеева, A.C. Диагностика и коррекция материнского отношения Текст. / А. Д. Кошелева, A.C. Алексеева. М.: НИИ Семьи, 1997. -32 с.
  86. , Т.Ю., Трусь, A.A. Арт-терапевтические техники в тренинге Текст. / Т. Ю. Колошина, A.A. Трусь. СПб.: Речь, 2010.- 189 с.
  87. , В. Т., Донской, Д.И., Игумнов, С. А. Общая психотерапия Текст. / В. Т. Кондратенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов. М: Высшая школа, 2003. — 389 с.
  88. Копытин, А. И Системная арт-терапия Текст. / А. И. Копытин. СПб.: Питер, 2001.-224 с.
  89. , А.И. Теория и практика арт-терапии Текст. / А. И. Копытин. -СПб.: Питер, 2002, — 189 с.
  90. , А.И. Руководство по групповой арт-терапии Текст. / А. И. Копытин. СПб.: Речь, 2003. — 220 с.
  91. Копытин, А. И, Свистовская, Е. Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии Текст. / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская СПб.: Речь, 2010. — 256 с.
  92. , C.B. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым Текст. / C.B. Корницкая // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 16 — 23.
  93. , O.B. Роль бабушки: сравнительный анализ Текст. / О. В. Краснова // Психология зрелости и старения. 2000. — № 2. — С. 114 — 120.
  94. , С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний Текст. / С. Кратохвил. М.: Просвещение, 1991. — 196 с.
  95. , В.Н., Казаринова, Н.В., Поголъша, В. М. Межличностное общение текст. / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. СПб.: Питер, 2001.-544 с.
  96. , X., Шефер, Ч. Практикум по игровой терапии Текст. / X. Кэдьюсон, Ч. Шефер, Ч.. СПб.: Речь, 2001. — 396 с.
  97. , А.Ф. Общая и экспериментальная Текст. / А. Ф. Лазурский.- СПБ.: Прогресс, 1912.-400 с.
  98. , Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий Текст. / Л. Д. Лебедева. СПБ.: Речь, 2008. — 374 с.
  99. , В.Л. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок Текст. / В. Л. Леви. СПБ.: Речь, 2008. — 416 с.
  100. Лещ, Г. А. Что такое психодрама Текст. / Г. А. Лейц. СПБ.: Речь, 2005.- 116 с.
  101. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2004. — 352 с.
  102. , А.Г. Психологическое обследование семьи Текст. / А. Г. Лидере. М.: Академия, 2007. — 432 с.
  103. Лидере, А. Г. Семья как психологическая система Текст. / А. Г. Лидере.- Обнинск: ИГ «Социальные науки», 2004. 102 с.
  104. , М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста Текст. / М. И. Лисина. М.: Наука, 1980. — 40 с.
  105. , А.Е. Подростковая психиатрия Текст. / А. Е. Личко. М.: Медицина, 1985. — 416 с.
  106. , Г. Л. Игровая терапия, искусство отношений Текст. / Г. Л. Лэндрет. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.
  107. МакНифф, Ш. Целостное восприятие арт-терапии Текст. / Ш. МакНифф // Исцеляющее искусство: Журнал арт-терапии.-2005. Т.8. № 1. -С. 10−23.
  108. , С.И., Хрящева, Н.Ф. Психогимнастика в тренинге Текст. / С. И. Макшинов, С. И. Хрящева. СПБ.: Речь, 1993. — 265 с.
  109. , И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии Текст. / И. И. Мамайчук. СПБ.: Речь, 2008. — 400 с.
  110. , КМ. Тренинг взаимодействия родителей с детьми Текст. / И. М. Марковская. СПБ.: Речь, 2002. — 150 с.
  111. , А.Г. Дальние пределы человеческой психики текст. / А. Г. Маслоу. СПб.: Речь, 1997. — 382 с.
  112. Мать, ребенок. Семья: современные проблемы Текст./ Мат.конф. «Мама мой мир». — СПБ., 2000. — С. 12−55.
  113. , Е.А., Левченко, И.Ю., Комиссарова, Л.Н., Добровольская, Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании Текст. / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2001. — 350 с.
  114. , Е.Л., Кроль, Л. О том, что в зеркалах: очерки групповой психотерапии и тренинга. Текст. / E.JI. Михайлова, JT.Кроль. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 240 с.
  115. , Я.Л. Психодрама: ролевая теория и концепция социального атома Текст. / Я. Л. Морено. М.: Класс, 2004. — 365 с.
  116. , Е.А. Личность: целостный взгляд. Монография Текст. / Е. А. Морозова. Самара: СамГУП, 2008. — 282 с.
  117. , О.В. Влияние игры на личность дошкольника Текст. / О. В. Морозова. М.: Академия, 2004. — 252 с.
  118. , Д., Пейсли, Д., Пардоу, Л. Арт-терапетическая группа для импульсивных детей Текст. / Д. Мэрфи, Д. Пейсли, Л. Пардоу // Арт-терапия новые горизонты — М.: Когито-центр, 2006. — С. 160−182.
  119. , В.Н. Психологии отношений Текст. / В. Н. Мясищев. М.: МПСИ, МОДЭК, 2011. — 400 с.
  120. , АД. Математические методы психологического исследования Текст. / А. Д. Наследов. СПб: Речь, 2008. — 392 с.
  121. Немое, Р. С. Основы общей психологии. Т. 1 текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Владос, 2003. — 688 с.
  122. , В.В. Экспериментальная психология Текст. / В. В. Никандров. СПб: Речь, 2007. — 512 с.
  123. , Р.В. Психологическое сопровождение родительства Текст. / Р. В. Овчарова. М: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 421 с.
  124. , Г. Становление личности: избранные труды Текст. / Г. Оллпорт-М: Смысл, 2001. 331 с.
  125. , A.A. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов Текст. / A.A. Осипова. М: ТЦ Сфера, 2000. — 512 с.
  126. , JI.A. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга текст. / JI.A. Перовская. М: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 296 с.
  127. , В.А. Трехфакторная модель значимого другого Текст. / В. А. Петровский // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. — 7 — 18.
  128. , В.А. Феномены субъектности в развитии личности текст. / В. А. Перовский. Самара: Перспектива, 1997. — 258 с.
  129. , В.А., Полевая, М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений Текст. / В. А. Петровский, М. В. Полевая // Психологический журнал. 2000. — № 1. — С. — 28−36.
  130. , H.H., Жедунова, Л.Г., Можаровская, И. А. Основы психологии семьи и семейного воспитания текст. / H.H. Посысое, Л. Г. Жедунова, И. А. Можаровская. М: ВЛАДОС ПРЕСС, 2004. — 568 с.
  131. Пролкс, J1. Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями текст. / Л. Пролкс Арт-терапия новые горизонты// Под ред А. И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006. С. — 87 — 104.
  132. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. / Д. Я. Райгородский. Самара, 1997. — 640 с.
  133. Психология семейных отношений: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. O.A. Шаграевой, A.M. Сергеевой. М.: Академия, 2008. — 368 с.
  134. , К. Клиентоцентрированная терапия текст. / К.Роджерс. -М.: Академия, 1997 320 с.
  135. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  136. , C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / C. J1. Рубинштейн. СПб: Питер, 2003. — 512 с. 155 .Рубинштейн, C. J1. Основы общей психологии. Текст. / C.JI. Рубинштейн. Т.1. — М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  137. , К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика Текст. / К. Рудестам. М.: Просвещение, 1993. — 368 с.
  138. , Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности // Вопросы психологии. 2002. — № 2. С. 18−25.
  139. , Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии текст. / Г. С. Салливан. М.: Просвещение, 1999. — 197 с.
  140. , И.А. Социально-психологическая коррекция неадекватных родительских позиций Текст.: дисс.. канд. психол. наук: / И. А. Сальникова Москва, 2010. — 184 с.
  141. , В. Как строить себя и свою семью текст. / В.Сатир. М.: ЭКСМО-Пресс, 1992 — 192 с.
  142. Семенова-Полях, Г. Г. Обобщенные параметры развития детско-родительских отношений в осложненных условиях жизнедеятельности семьи
  143. Текст.: автореферат дисс.. канд. психол. наук: /Г.Г. Семенова-Полях -Казань, 2003.-24 с.
  144. , Н.Я., Семаго, М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога Текст. / Н.Я.Семаго, М.М. Семаго. М: АРКТИ, 2000. — 208 с.
  145. Семья и формирование личности текст. / Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 1981. 285 с.
  146. Семья в психологическом консультации текст. / Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989 — 206с.16 В. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб: Речь, 2010. — 350 с.
  147. , Е.И. Тренинги решения семейных проблем Текст. / Е. И. Середа. -СПб: Речь, 2008.-192 с.
  148. , Б.Ф. Оперантное поведение Текст. / История зарубежной психологии. 30−60-е годы XX века / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М.: Просвещение, 1986. 250 с.
  149. , Е.О. Становление личностных отношений в раннем онтогенезе Текст. / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. 1994. — № 6. -С.-28−35.
  150. , Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах J1.C. Выготского и М. И. Лисиной Текст. / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. 1996. -№ 6.-С. -76−87.
  151. Современный психологический словарь текст. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко СПб.: Питер, 2006. — 400 с.
  152. , Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии текст. / Е. Т. Соколова М.: Просвещение, 1999. — 103 с.
  153. , М. В. Родители и дети: развитие совладающего поведения в семье. Психология совладающего поведения текст. / М. В. Сопоровская -М.: ИП РАН, 2008.-203 с.
  154. , A.C. Профилактика детских неврозов текст. / А. С. Спиваковская. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. — 200 с.
  155. , A.C. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 текст. /
  156. А.С.Спиваковская. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 464 с.
  157. , Э. Творчество и бытие: экзистально-феноменологический вызов психоаналитическим теориям художественного творчества текст. / Э. Спинелли. СПб.: Речь, 2003. — 276 с.
  158. , О.В. Жестокое обращение с детьми в семье: причины и пути его предотвращения текст. / О. В. Степанова // Личность. Культура. Общество 2000.- Т. 2 — С. 261 — 264.
  159. , В.В. Самосознание личности текст. / В. В. Столин. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. — 302 с.
  160. , Р.В. Арттерапия как средство развития и гармонизации семейных взаимоотношений Текст. / Р. В. Темченко // Детский сад от, А до Я. -2009. -№ 3.- С. 106−110.
  161. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клин. практика текст. / Под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги М: Когито-Центр, 2005.-494 с.
  162. , Т.Н. Влияние семейной микросреды на способности детей: роль поколений // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Том 1.
  163. , Г. Л. Истории по жизни. Опыт персонологической систематизации текст. / Г. Л. Тульчинский М.: Алетейя, 2007. — 398 с.
  164. , Г. Л. Социальная психология делового общения вгрупповой дискуссии текст. / Г. Л. Тышковский М.: ГУУМ, 2001. — 198 с.182
  165. , О. В. Особенности и коррекция взаимоотношений в ситуации принятия-непринятия ребенка родителями Текст.: автореферат дисс.. канд. психол. наук: / О. В. Удова. Иркутск, 2005. — 200 с.
  166. , Д.В. Интеллект. Структурно-динамическая теория текст. / Д. Б. Ушаков. M.: Владос, 2007. — 170 с.
  167. , Г. Е. Практические занятия по психологии с использованием деловых игр и групповых дискуссий. Методические рекомендации для преподавателей психологии текст. / Г. Е. Филатова. Ростов/Д, 1985. — 22 с.
  168. , А. Психопатология детства текст. / А. Фрейд. M.: Nota Bene, 2000.- 103 с.
  169. Фрейд, 3. Психоанализ и детские неврозы текст. / 3. Фрейд. СПб.: Алетея, 2000. — 290 с.
  170. , Э. Искусство любить текст. / Э. Фромм. М.: Изд-во Луч, 2001.- 120 с.
  171. , П., Карп, М. Психодрама: вдохновение и техника текст. / П. Холмс, М. Карп. М.: Владос, 2003. — 120 с.
  172. , Г. Т. Семья глазами ребенка текст. / Г. Т. Хоментаускас. М.: Педагогика, 2003. — 120 с.
  173. , К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза текст. / К.Хорни. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 240 с.
  174. , Я. Теории личности: основные положения, исследования и применение текст. / Л.Хьелл. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 608 с.
  175. , Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы текст. / Ю.Хямяляйнен. М.: Педагогика, 2003. — 112с.
  176. , В.М. Психология неблагополучной семьи текст. / В. М. Целуйко. М.: Владос, 2006. — 212с.
  177. М.И. Психогимнастика текст. / М. И. Чистякова. М.: Сфера, 1995.- 160с.
  178. , Ю.Е. Психологические средства коррекции дезадаптивного поведения подростков Текст.: дисс.. канд. психол. наук: / Ю. Е. Шабышева. Омск, 2006. — 204 с.
  179. , И.В. Возрастная психология текст. / И. В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2008. — 304 с.
  180. , Е. Использование цвета в арт-терапии с пожилыми людьми Текст. / Е. Шаповалова // Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии. 2011. — Т.14. № 1. — С. 35−55.
  181. , A.C. О граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография текст. / А. С. Шаров. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. -358с.
  182. , В.Б. Искусство как прием текст. / В. Б. Шкловский. М.: Педагогика, 1998. — 185с.
  183. , Л.Б. Семейная психология текст. / Л. Б. Шнейдер М: Когито-Центр, 2005. — 484 с.
  184. , В. Радость. Расширение человеческого сознания текст. / У. Шутц М: Эксмо, 2003. — 287 с.
  185. , Э.Г., Добряков, И.В., Никольская, ИМ. Семейный диагноз и семейная психотерапия текст. / Э. Г. Эйдемиллер, ИВ. Добряков, ИМ. Никольская. СПб.: Речь, 2007. — 352 с.
  186. , Э.Г., Юстицкис, В. В. Психология и психотерапия семьи текст. / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2009. — 672 с.
  187. , ДБ. Избранные психологические произведения текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 342с.
  188. , Д.Б. Психология игры текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978. — 358с.
  189. , Э. Детство и общество текст. / Э. Эриксон. СПБ.: Ленато ACT, 1996. — 242с.
  190. , К. Дар рассказа текст. / К. Эстес. М: София, 2005. -362с.
  191. Юнг, К. Г. Психологические типы текст. / К. Г. Юнг. СПБ.: Ювента, 1995. — 453с.
  192. , В.И. Психология высшей школы текст. / В. И. Юрченко. К.: КСЦ, 2004.- 176 с.
  193. Rogers С. Client-centered therapy: Its current practice, implications, and theory. Boston: Houghton Mifflin, 1951.
  194. Rogers C. The clinical treatment of the problem child. Boston: Houghton Mifflin, 1955.
  195. Satir V. The new people making. California: Science and Behavior Book. Inc., Montain View. — 1988.
Заполнить форму текущей работой