Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимосвязь предпочитаемой стратегии общения со склонностью к рефлексии

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Возможен иной вариант: человек обладает от рождения мощным интеллектом, чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его Я. Правда, наблюдения показывают, что одного ума для доминирующей стратегии избегания недостаточно. Умные люди часто активно вовлекаются в защиту своей субъективной реальности, и это естественно: интеллект призван стоять на страже наших… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы рефлексии и общения в подростковом возрасте
    • 1. 1. Понятие рефлексии в научном мире
    • 1. 2. Общение в подростковом возрасте
    • 1. 3. Роль рефлексии в подростковом возрасте
  • Выводы по первой главе 1
  • Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи предпочитаемой стратегии общения со склонностью к рефлексии
    • 2. 1. Методологический аппарат исследования
    • 2. 2. Анализ результата экспериментальных данных
  • Выводы по второй главе 2
  • Заключение
  • Список литературы

Взаимосвязь предпочитаемой стратегии общения со склонностью к рефлексии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит в контакте с партнерами испытуемый активно использует разные защиты своей субъективной реальности.

Интерпретация результатов теста Миролюбие — психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для Я личности.

Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного — сохранения достоинства. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я.

Одного интеллекта, однако, часто не достаточно, чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией защиты. Важно еще иметь подходящий характер — мягкий, уравновешенный, коммуникабельный. Интеллект в ансамбле с «хорошим» характером создают психогенную предпосылку для миролюбия.

Разумеется, бывает и так, что человек с неважным характером также вынужден показывать миролюбие. Скорее всего его «обломала жизнь», и он сделал мудрый вывод: надо жить в мире и согласии. В таком случае его стратегия защиты обусловлена опытом и обстоятельствами, то есть она социогенная. В конце концов не так уж важно, что движет человеком — природа или опыт, или и то и другое вместе, — главное результат: выступает ли миролюбие ведущей стратегией психологической защиты или проявляется лишь эпизодически, наряду с другими стратегиями.

Не следует полагать, что миролюбие — безукоризненная стратегия защиты Я, пригодная во всех случаях. Сплошное или слащавое миролюбие — доказательство бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства, которое как раз и призвана оберегать психологическая защита. Победитель не должен становиться трофеем. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их формами).

Избегание — психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект.

Избегание носит психогенный характер, если оно обусловлено природными особенностями индивида. Унего слабая врожденная энергия: бедные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темперамент.

Возможен иной вариант: человек обладает от рождения мощным интеллектом, чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его Я. Правда, наблюдения показывают, что одного ума для доминирующей стратегии избегания недостаточно. Умные люди часто активно вовлекаются в защиту своей субъективной реальности, и это естественно: интеллект призван стоять на страже наших потребностей, интересов, ценностей и завоеваний. Очевидно, нужна еще и воля.

Наконец возможен и такой вариант, когда человек заставляет себя обходить острые углы в общении и конфликтные ситуации, умеет вовремя сказать себе: «не возникай со своим Я». Для этого надо обладать крепкой нервной системой, волей и, несомненно, жизненным опытом за плечами, который в нужный момент напоминает: «не тяни на себя одеяло», «не плюй против ветра», «не садись не в свой троллейбус», «сделай пас в сторону».

Стратегия миролюбия строится на основе добротного интеллекта и уживчивого характера — весьма высокие требования к личности. Избегание будто бы проще, не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле.

Агрессия — психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта. Инстинкт агрессии — один из «большой четверки» инстинктов, свойственных всем животным — голод, секс, страх и агрессия. Это сразу объясняет тот неоспоримый факт, что агрессия не выходит из репертуара эмоционального реагирования. Достаточно окинуть мысленным взором типичные ситуации общения, чтобы убедиться, сколь расхожа, легко воспроизводима и привычна она в жестких или мягких формах. Ее мощная энергетика защищает Я личности на улице в городской толпе, в общественном транспорте, в очереди, на производстве, дома, во взаимоотношениях с посторонними и очень близкими людьми, с друзьями и любовниками.

С увеличением угрозы для субъектной реальности личности ее агрессия возрастает. Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «передаточного звена» — с его помощью агрессия «нагнетается», «раскручивается на полную катушку». Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счет придаваемого ей смысла.

Показать весь текст

Список литературы

  1. :
  2. Г. М. Социальная психология. — М., 2001.
  3. Е.В. Социальная психология. — М., 2004.
  4. Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума // Педагогика.-2000. № 7.- С. 50.
  5. Г. М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с;
  6. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 2001.- 416 с.
  7. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. — М.: Просвещение, 1991.- 169 с.
  8. М.В. Теоретические основы выдвижения, подготовки, деятельности организаторов детских объединений // Теория, история, методика детского движения (ТИМ): Инфор. Бюллетень. -М.: Пресс-Соло, 1998.- Вып.4.- С.11−15.
  9. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск., 1982. — 200 с;
  10. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1986.- 464 с.
  11. Л.П. Человек: Деятельность и общение.- М.: Цель, 1978.- 325 с.
  12. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. -- М.: Смысл, 1999. -- 377 с;
  13. Л.С. Педагогия подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6 т. — М., 1984. — т.3,4.
  14. В.Д. Психология общения: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  15. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, — М.: Просвещение, 1987.
  16. И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1995.
  17. А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
  18. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.
  19. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1982.
  20. Я.Л. Психология общения. М., «Знание», 1974.
  21. Локк. Дж Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. М., 1960
  22. В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений — М: Издательский центр «Академия», 2001
  23. А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. — М., 1989
  24. А.В. Психология и воспитание. — М., 2006.
  25. А.В. Самые трудные годы. — М.: Знание, 1990.
  26. В.С. Возрастная психология. — М., 2000.
  27. В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 2003.
  28. Психология развития / под ред. Т. Д. Марцинковской. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005
  29. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1989
  30. Развитие личности учащегося в процессе общения. / (Подго И.И., Боришевский и др.). Киев: Высшая шк., 1985
  31. С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989, Т1
  32. С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. 1989. № 4.
  33. Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
  34. И.Н., Степанов С. Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач //Вопросы психологии 1983, № 2
  35. И.Н., Степанов С. Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества //Вопросы психологии 1983, № 5
  36. И.Н., Степанов С. Ю. Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования //Вопросы психологии 1984, № 5
  37. В.В. Самосознание личности. М., 1983
  38. А.В. Подросток в неформальной группе. — М.: Знание, 1991.
  39. К. Особенности психологии старшего подростка и юноши. Реф. обр. Л., 1973
  40. Формирование личности старшеклассника // А. Д. Дубровина, И. И. Туткина, И. В. Дубровина и др.; / под ред. И. В. Дубровиной, НИИ общ. и пед. Психологии АПН СССР — М.: Педагогика, 1989
  41. Хрестоматия по истории психологии / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Издательство МГУ, 1980.
  42. А.С. О-граниченный человек: значимость, активность рефлексия: монография. — Омск: Издательство ОмГПУ, 2000.
  43. А.С. Жизненный кризис в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. — Омск.: Изд-во ОмГТУ, 2005
  44. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М., 1999
  45. Г. П. Рефлексия и ее проблемы. — М., 1975
  46. М.Г. Истории психологии, 2-е изд., — М.: Мысль, 1976.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ