Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этапы и фазы групповой дискуссии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведение процедуры знакомства, установление правил коммуникативного этикета (форма обращения) и коммуникативного взаимодействия (очередность, форма и продолжительность высказываний). Фаза 3. Сбор информации. На этой фазе, одной из самых продолжительных, всячески поощряется обмен знаниями, суждениями, мнениями, идеями, предложениями между участниками дискуссии. Специфичность обратной связи… Читать ещё >

Этапы и фазы групповой дискуссии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В социально-психологическом плане обычно выделяют три этапа развития дискуссии: ориентацию, оценку и контроль (консолидацию)[1]. В организационном плане ход дискуссии складывается из следующих фаз: подготовка дискуссии, обозначение темы и цели, сбор информации, упорядочение информации и подведение итогов. Рассмотрим их подробнее.

Фаза 1. Подготовка дискуссии.

На этой фазе важно обеспечить некоторые внешние условия для успешной работы. К их числу относятся следующие.

  • • Определение состава участников. В дискуссионную группу рекомендуется включать не более 15 человек. Если группа значительно больше, но размеру, то следует разбить ее на подгруппы, но семь-девять человек.
  • • Регламент работы (общая продолжительность дискуссии, наличие перерывов и их длительность) должен быть оговорен совместно и заранее.
  • • Следует исключить возможные помехи (звонки мобильных телефонов, внешние звуки и пр.).
  • • Техническое обеспечение групповой работы включает в себя обычно доску (флип-чарт) или проектор с экраном, позволяющие зрительно и общедоступно фиксировать промежуточные и окончательные итоги дискуссии.
  • • Пространственно следует расположить участников так, чтобы обеспечить непосредственную коммуникацию каждого с каждым, т. е. образуя «круг» или «подкову».
  • • Проведение процедуры знакомства, установление правил коммуникативного этикета (форма обращения) и коммуникативного взаимодействия (очередность, форма и продолжительность высказываний).

Фаза 2. Обозначение темы и цели дискуссии. В зависимости от содержания и «масштаба» обсуждаемого вопроса четко и ясно озвучивается,.

Этапы и фазы групповой дискуссии.

«что обсуждаем» и «зачем обсуждаем».

Фаза 3. Сбор информации. На этой фазе, одной из самых продолжительных, всячески поощряется обмен знаниями, суждениями, мнениями, идеями, предложениями между участниками дискуссии.

Фаза 4. Упорядочение информации. Здесь осуществляется обоснование и совместная оценка полученной информации.

Фаза 5. Подведение итогов. Реализуется в процессе сопоставления целей дискуссии с полученными результатами.

Как справедливо отмечает Л. А. Петровская, организационные фазы групповой дискуссии могут быть соотнесены с социально-психологическими этапами ее развития. Этапу ориентации, как правило, соответствуют обозначение темы и целей дискуссии, а также сбор информации (фазы 2 и 3). Этапу оценки соответствуют упорядочение, интерпретация и оценка полученной от участников дискуссии информации (фаза 4). Этапу контроля и консолидации соответствует фаза подведения итогов[2]. Не менее важный социально-психологический аспект представляет собой межличностная обратная связь, получаемая участниками, но ходу дискуссии друг от друга и от ведущего. Она позволяет им корректировать такие параметры своих сообщений, как ясность, понятность, обоснованность, и тем самым способствует повышению мотивации участников, активизирует их интеллектуальную и эмоциональную сферы.

В социальной психологии под обратной связью понимаются любого рода сведения, получаемые человеком в процессе общения относительно своего поведения, своих личностных проявлений (в данном случае — в ходе групповой дискуссии). Эмпирически был выделен ряд условий, которые повышают эффективность обратной связи в межличностном общении, т. е. обеспечивают ее принятие адресатом или, другими словами, делают обратную связь конструктивной. К таким условиям относятся:

  • — дескриптивность, т. е. описательный характер обратной связи (по возможности, с минимизированным оценочным компонентом);
  • — неотсроченность обратной связи, т. е. высказывание по поводу какоголибо проявления участника дискуссии непосредственно по «горячим следам»;
  • — специфичность обратной связи, а не обобщенность, т. е. она должна иметь отношение к конкретному частному проявлению участника, а не к поведению или личности в целом;
  • — релевантность обратной связи потребностям и получающего, и отправляющего;
  • — реализация ее в контексте группы (в данном случае существенную роль играет феномен группы как «объемного зеркала»);
  • — высказывания по поводу таких характеристик поведения, которые могут быть реально изменены.
  • [1] Богомолова Я. Я, Петровская Л. А. Групповая дискуссия // Социальная психология: Практикум: учеб, пособие для студентов вузов / под ред. Т. В. Фоломеевой. М.: АспектПресс, 2006. С. 198—222. См. также: Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М.: Изд-во Моек, ун-та, 1989.
  • [2] Богомолова II. II., Петровская Л. А. Групповая дискуссия. С. 198—222.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой