Особенности смысложизненных стратегий педагогов-руководителей общеобразовательных школ как фактор формирования безопасной образовательной среды
Отдельной группой были представлены методы, применяемые непосредственно в процессе выявления уровней безопасности образовательной среды в реальной практике учебного процесса во взаимодействии «ученик-учитель». С помощью методики Роберта Юнка (в модификации Пожемской Ю. С., 2003) «Школа, в которой я хочу учиться» для выявления особенностей рефлексии и ощущения причастности учащихся… Читать ещё >
Содержание
ГЛАВА I. Психологическая безопасность личности в образовательной среде школы. ф 1−1 Психологическая безопасность школьников в контексте психологии здоровья. Основные подходы и критерии психологической безопасности личности.
1−2 Средовой подход к проблеме психологической безопасности. Образовательная среда как условие развития системы отношений субъект-среда".
1−3 Профессионально-значимые особенности менеджеров и 4 администраторов в образовании как фактор проектирования образовательной среды.
Выводы к главе 1.
ГЛАВА II. Проблема экспертизы безопасности образовательной среды и процедура диагностики смысложизненных особенностей педагогов-руководителей.
2.1 Экспертиза безопасности образовательной среды.
2.2 Особенности смысловых образований личности как компонент социальной компетентности педагогов-руководителей и диагностика смысложизненных стратегий.
2.3 Диагностика смысловой сферы педагогов-руководителей.
Выводы к главе 2.
ГЛАВА III. Основные этапы исследования. Анализ диагностических результатов. Типология смысложизненных стратегий педагогов* руководителей. Ю
3.1 Характеристика основных этапов исследования.
3.2 Экспертиза и диагностика уровней безопасности образовательной ф среды. Влияние структуры и содержания качества управления образовательным учреждением на специфику психологической безопасности субъектов процесса обучения.
3.3 Характеристика смысловой сферы педагогов руководителей.
Выводы к главе 3.
Список литературы
- Абакумова И.В. Базовые понятия классической дидактики в контексте теории смысла // Вестник ОГУ. 2002. № 8. С. 14−19.
- Абакумова И.В. Личностный смысл как компонент личностной модели образовательного процесса // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998. Т. 4. Вып. 2. С. 35.
- Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1989.
- Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход). Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2003. — 480 с.
- Абакумова И.В., Азарко Е. М. Введение в психологию творчества: основные понятия и диагностика. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2001.
- Абакумова И.В., Азарко Е. М. Диагностика индивидуальных особенностей смысловой сферы личности школьника. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2001.
- Абакумова И.В., Ефименко В. Н. Содержание учебного процесса как источник смыслообразования личности. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2002.
- Абакумова И.В., Фоменко В. Т. Дидактическая поддержка учащихся в образовательном процессе // Инновационная школа. 1998. № 2 (10). С. 28−31.
- Абакумова И.В., Фоменко В. Т. Дидактические модели образовательного процесса // Там же. С. 200−203.
- Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 218−241.
- Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Изд-во «Речь», 2003.
- Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. М., 1977.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
- Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1989.
- Антонова Л.Н. Региональное управление социально-педагогической системой поддержки детей группы риска: (монография) / Л. Н. Антонова. -М.: Просвещение, 2004. 304 с.
- Антонова Л.Н. Создание муниципальной системы социально-педагогической поддержки детей группы риска: (монография) / Л. Н. Антонова. М.: Просвещение, 2004. — 56с.
- Антонова Л.Н. Социально-педагогическая защита детства в системе образования Московской области: (монография) / Л. Н. Антонова. -М.: Просвещение, 2004. 96с.
- Асмолов А. г, Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
- Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во МГУ, 1986.
- Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
- Байкова Л.А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 361−373.
- Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности, автореф. на соиск. уч. ст. доктора наук. Ростов -на Дону, 2003. 49 с.
- Бермус А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
- Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 5.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1983.
- Бодалев A.A. Попытка изучения «учебных способностей» подростка в связи с его интересами // Ученые записки ЛГУ. 1960. № 287. Вып. 19. С. 64−73.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. -Психология личности: Сборник статей Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии" — 2001. — с. 62 — 93
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
- Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 6−13.
- Братченко С. Верим ли мы в ребенка?! Личностный рост с позиции гуманистической психологии // Журнал практического психолога. М.: Фолиум, 1998. № 1. С. 19−31.
- Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999. — 137 с.
- Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии — Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-с. 201 -223.
- Братченко С.Л. Проблема выбора критерия нравственного развития личности и пути ее решения // Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки. Л.-М., 1988. С. 482−491.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
- Брушлинский A.B., Темнова Л. В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993.
- Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
- Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 88−98.
- Бухвалов В.А., Плинер Я. Г. Педагогическая экспертиза школы. Рига, 1996.
- В поисках смысла. Мудрость тысячелетий // Сост. А. Е. Мачехин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
- Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ- Смысл, 2003. 240 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
- Василюк Ф.Е. Психотехника выбора Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии — Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. — с. 284 -315
- Василюк Ф.Е. Психотехника выбора. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М: Смысл, 1997. С. 284 315.
- Веряев А.А. Психолого-синергетический потенциал информационных технологии // Сибирский психологический журнал. Томск, 1997. Вып. 5. С. 8−15.
- Взрослые и дети в образовательном пространстве: Научно-методический сборник / Под ред. И. С. Якиманской. М., 2002.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 143 с.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 6−328.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Там же. Т. 2. С. 5−362. 89. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1994.
- Гаврилова Т.П. Анализ эмпатических переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. М., 1981. С. 122−139.
- Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.
- Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С. 143−156.
- Груздев Г., Груздева В. Педагогические технологии эвристического типа// Высшее образование в России. 1996. № 1. С. 117−121.
- Гукаленко О.В., Ильевич Т. П. Инновационные технологии: проектирование учебных задач в контексте личностно-ориентированного целеполагания: Учебно-методическое пособие. Тирасполь, 2001. — 96 с.
- Гукаленко О.В., Левицкая И. Б. Инновационные технологии: воспитание ценностного отношения к семье в условиях школьного образования: Учебно методическое пособие. — Тирасполь: РИО ПГУ, 2001. -96 с.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и исследователей) / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Гусинский Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.
- Джанерьян СТ. Самоописание как выражение и способ изучения Я-концепции // Психологический вестник РГУ. № 5. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2000. С. 209−214.
- Дружинин В.Н. .Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЕР СЭ- СПб.: ИМАТОН — М, 2000. — 135 с.
- Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЕР СЭ- СПб.: ИМАТОН-М, 2000.
- Дткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования. М, 3 -изд., 2000, С. 386
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики.М., 1991, С. 221
- Дубровина И.В., Данилова Е. Е., Прихожан А. Н. Психология. М., изд -во Академия, 2003, С. 464
- Зарецкий В.К., Холмогорова А. Б. Смысловая регуляция решения творческих задач // Исследование проблемы психологии творчества. М.: Наука, 1983. С. 62−101.
- Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Зинченко В.П. Живое знание. Самара, 1998.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структуры сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15−36.
- Зинченко В.П. Мысль и слово Густава Шпета (возвращение из изгнания). М.: Изд-во УРАО, 2000.
- Зинченко В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. 1. Живое Знание. Самара, 1998.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Самарск. гос. пед. ун-т, 1998.
- Зобов P.A., Келасьев В. Н. Самореализация человека. Введение в человекознание. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001.
- Золотухина-Аболина Е.В. О чувстве смысла // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. Ростов н/Д: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2002. № 1. С. 65−81.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
- Иванников В.А. Формирование побуждений к действию // Вопросы психологии. 1985.№ 3. С. 113−123.
- Иванов Д.А., Иванова Е. Л., Шестакова И. Г., Тубельский А. Н. Общественно-государственная экспертиза экспериментальных площадок и инноваций в образовании. М., 1997.
- Ильин E.H. Рождение урока. М., 1988.
- Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. М: Изд-во МГУ, 1994.
- Интеграция культур в смыслосозидающем образовании // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 26−28 февраля 2002 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002.
- Ионин Л.Г. Понимание и экспертиза // Вопросы философии. 1991. № 10. С. 8−57.
- Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983.
- Калгрен Ф. Воспитание к свободе. М.: Моск. центр вальдорфской педагогики, 1992.
- Kanpa Фритьоф Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. Пер. с англ. под ред. В. Г. Трилиса К.: «София" — М.: ИД «София», 2003. — 336 с.
- Карапетян Л.В. Модель обеспечения психологической безопасности школьников в условиях образовательного пространства. // Психология образования: региональный опыт (Москва, 13−15 декабря 2005 г.) Материалы Второй научно-практической конференции. М.:
- Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. с. 54−56
- Карпов A.B. Общая психология субъективного выбора: структура, процесс, генезис / Институт психологии РАН- Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2000.
- Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.
- Клочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Автореф. д-ра психол. наук. М., 1991.
- Клочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Автореф. д-ра психол. наук. М., 1991.
- Клочко В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации // Сибирский психологический журнал. Томск, 1997. Вып. 5. С. 19−26.
- Клочко В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. Томск, 1996, Вып. 2. С. 10−13.
- Колесникова Б.Д. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория и практика. СПб., 1994. С. 37−45.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
- Кондратьев М.Ю. Авторитет педагога как результат его персонализации // Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. С. 191−211.
- Кондратьева СВ. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980. № 5.
- Конопкин O.A., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности //Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 18−25.
- Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования (из опыта работы). Авторская редакция. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 608 с.
- Королева JI.H. Гуманитаризация содержания деятельности методических объединений учителей: Организационно-педагогические рекомендации. Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001.
- Коханова JI.A. Истоки принципа природосообразности // Вестник высшей школы. 1987. № 2. С. 78−81.
- Кроник A.A., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М., 1989.
- Крылова Н. Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики // Новые ценности образования. 1997. Вып. 7. С. 185−204.
- Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
- Куклин В.Ж., Наводнов В. Г. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 29−37.
- Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2001.
- Кульневич СВ. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2001.
- Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г. В. Драча. М.: Гардарики, 1999.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990.
- Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
- Курганов СЮ. Первоклассники и учитель в учебном диалоге // Школа диалога культур. Кемерово: Алеф, 1993.
- Кучинский Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 92−121.
- Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989.
- Леонтьев A.A. Лекция как общение. М.: Знание, 1974.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.
- Леонтьев A.A. Психология общения. Тарту, 1985.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
- Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Советская педагогика. 1946. № 1−2. С. 65−72.
- Леонтьев А.Н. О психологической функции искусства (гипотеза) // Художественное творчество и психология / Под ред. А. Я. Зися, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1991. С. 184−187.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
- Леонтьев А.Н. Психология образа / Вестн. Моск. ун-та, серия 14. психология. 1979. № 2.
- Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 2. С. 3−13.
- Леонтьев А.Н., Кринчик Е. П. Некоторые особенности переработки информации человеком // Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1964. С. 227−241.
- Леонтьев А.Н., Розанова Т. В. Зависимость образования ассоциативных связей от содержания действия // Советская педагогика. 1951. № 10. С. 60−77.
- Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Моск. унта, 1998.
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: Смысл, 1992.
- Леонтьев Д.А. Осмысленность искусства // Искусство и эмоции: материалы международного научного симпозиума / Под ред. Л. Я. Дорфмана. Пермь, 1991. С. 57−70.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2000.
- Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека -Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-с. 156−177
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15−26.
- Леонтьев Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1.С. 97−111.
- Леонтьев Д.А., Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992, — 17 с.
- Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М.: Прогресс, 1970.
- Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности. Международная научно-практическая конференция. Ростов н/Д: ООО ИЦ «Булат», 2000.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов М.: Наука, 1974.
- Лызь H.A. Модельные представления о безопасной личности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7 (51). С. 21 -25.
- Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М.: Изд-во МГУ, 1992.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. A.A. Бодалева, В. Я. Ляудис. М.: НИИОП АПН СССР, 1980. С. 3752.
- Маркова А.К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С. Выготского // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
- Маслоу Абрахам. Психология бытия. Пер. с англ. (О.О. Чистяков) М.: Изд-во «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. — 304 с. Серия «Актуальная психология».
- Материалы к эксперименту по апробации содержания общего образования. Вып. 3 // Сост. Д. М. Зембицкий, В. Ю. Калашников. Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
- Машекуашева М.Х. Психологические особенности формирования смысловой саморегуляции студентов будущих педагогов -автореф. на соиск. уч. ст. канд. наук, Ростов — на — Дону, 2004. — 22 с.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
- Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самопознание: Учеб. пособие. Пермь: Изд-во Перм. пед. ин-та, 1990.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5.
- Молчанова Т.К., Виноградова Н. К. Составление образовательных программ (практические рекомендации). М.: УЦ «Перспектива», 2002.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Изд-во «Перемена», 1995.
- Мухина B.C. Проблема генезиса личности. М., 1985.
- Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. A.B. Брушлинского. М.: Наука, 1982.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва, Воронеж: Институт практической психологии, 1995.
- Неймарк М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующем направленность личности подростков. Психология личности: Сборник статей — Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии" — 2001. — с.35 — 41
- Немов P.C. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Непомнящая Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
- Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд. М.: Мысль, 2000.
- Новые ценности в образовании: Культурные модели школ. М., 1995.
- Новые ценности в образовании: Содержание гуманистического образования. М., 1995.
- Новые ценности в образовании: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.
- Ножин Е.А. Диалогизация монолога // Слово лектора. 1988. № 2. С. 39−45.
- Нуркова В.В., Березанская Н. Б. Психология : Учебник. М.: Юрайт — Издат, 2004. — 484 с.
- Обучение и развитие / Под ред. JI.B. Занкова. М.: Педагогика, 1966.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. Психология личности: Сборник статей Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии" — 2001. — с. 162 — 177
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. Психология личности: Сборник статей Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии" — 2001. — с. 162−177
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
- Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии / В. И. Панов.- М.: Наука, 2004.- 197 с.
- Панюшкин В.П. Освоение деятельности: индивидуальная репродукция или продуктивное сотрудничество // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. A.A. Бодалева. М.: НИИОП АПН СССР, 1979. С. 36−44.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов, Т.Н. Бабаева- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 1998.
- Петренко В.Ф. Психосемантические исследования мотивации // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 29−39.
- Петровский A.B. Личность в психологии с позиции системного подхода//Вопросы психологии. 1981. № 1. С. 57−66.
- Пинский А. Вальфдорские школы как альтернатива традиционному образованию // Вестник высшей школы. 1991. № 8. С. 38−44.
- Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
- Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии // Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. O.K. Тихомиров. М: Наука, 1977. С. 5−20.
- Практическая психология для преподавателей М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. — 328 с.
- Практическая психология образования Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 1997- 528с.
- Профессиональная деятельность детского городского психологического центра / Под ред. Е. И. Рогова. Шахты, «Принтер», 1993. -248 с.
- Профессиональная деятельность детского городского психологического центра / Под ред. Е. И. Рогова. Шахты, «Принтер», 1993. -248 с.
- Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
- Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина: в 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т. 1. — 312 е.: ил.
- Психологические тесты / Под ред. Э. Р. Ахмеджанова М.: «Лист», 1996. — 320 с.
- Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сот. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. т. «Общая психология», 249 с.
- Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.
- Психология. Словарь Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Равен Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. М.: «Когнито-центр», 2001.
- Разговор с психологом о двух культурах (интервью с Б.С. Братусем) // Журнал практического психолога. М.: Фолиум, 1998. № 1. С. 319.
- Реан A.A. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
- Реан A.A. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999.
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации. Методич. письмо МО РФ от 24.04.1995 // Вестник образования. 1995. № 7. С. 86−89.
- Роджерс К. Актуализирующая тенденция: «мотивы» и сознание // Человеко-центристский подход в образовании, психотерапии, психологии. Ростов н/Д, 1996. С. 60−82.
- Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. С. 201−230.
- Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. М., 1984. С. 235−237.
- Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002.527 с.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990.
- Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. -СПб.: Речь, 2001.-416с.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М: Изд-во АН СССР, 1957.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
- Рубинштейн C.JI. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
- Рубцов В.В. Оценка образовательной среды школы // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Материалы. (Москва, 12−14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр, РОСС, с. 170−177.
- Рудакова И.А. Методы обучения в педагогической теории и практике. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2001.
- Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 220 с.
- Самсонова Е.В. Философские горизонты гуманистических концепций личности. Философия психологии: возвращение к истокам (к 100-летию со дня смерти B.c. Соловьева). М: «Смысл», 2001. с. 80 — 94.
- Сериков В.В. Образование и личность. М: Логос, 1999.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14−22.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.
- Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира / Вестн. Моск. ун-та, серия 14. психология. 1981. № 2.
- Соколова Е.Т., Столин Б. В. Проективный метод в контексте концепции личностного смысла // Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 58−79.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М., 1993.
- Старагина И.П. Возрастные возможности младших школьников в построении письменного высказывания — автореф. на соиск. уч. ст. канд. Наук, Москва, 2004. — 22 с.
- Степанов С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31−40.
- Стеценко А.П. Понятие «образа мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 3. С. 26−37.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1982.
- Столин В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. № 3. С. 38−46.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984.
- Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения. Вопросы психологии, № 2, 1981, с. 68−75.
- Субботский Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований. -Вест. Моск. ун-та. Сер. Психология, № 1 1977, с. 62 — 72
- Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса // Методика составления обучающих программ (Учебное пособие). М.: Изд-во Моск. унта, 1980. С. 3−16.
- Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Педагогика, 1984.
- Тиллих П., Роджерс К. Диалог // Моск. психотерапевтич. журн. 1994. № 2. С. 133−150.
- Титаренко Т.М. Жизненный мир как способ саморазвития личности. Философия психологии: возвращение к истокам (к 100-летию со дня смерти B.c. Соловьева). М: «Смысл», 2001. с. 94 — 103.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека (Опыт теоретического и экспериментального исследования). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.
- Тихомиров O.K., Терехов В. А. Значение и смысл в процессе решения мыслительной задачи // Вопросы психологии. 1969. № 4. С. 66−84.
- Торрей Дж. Приложение для тех, кто читает только по русски / США. ОМНИ, 1990.
- Узнадзе Д. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
- Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 1996.
- Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
- Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Под общ. ред. Л. И. Семиной. М.: Бонфи, 2002. Т. 2.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
- Флоренская Т.А. Психологические проблемы диалога в свете идей М.М. Бахтина и A.A. Ухтомского // Общение и развитие психики. М., 1986. С. 21−30.
- Фоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1985.
- Фоменко В.Т. Методологические подходы к управлению образованием в современных условиях. Инновационная школа № 1. Ростов н/Д: РГПУ, 2000. С. 13−19.
- Фоменко В.Т., Абакумова И. В., Ефименко В. Н. Образование как многосферное пространство и его технологическое обеспечение / Славянский педагогический Собор // Тезисы докладов 1-го Международного конгресса.
- Франк С.Л. Реальность и человек / Сост. A.A. Ермичева. СПб.: РХГИ, 1997.
- Франки В. Воля к смыслу: Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Франки В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- вступ. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
- Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1995.
- Фэйдимер Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Методика персонального и социального роста. М.: ВИНИТИ, 1996.
- Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.
- Хараш А.У. «Другой» и его функции в развитии «Я»// Общение и развитие психики. М., 1988. С. 30−41.
- Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред A.A. Бодалева. М: НИИ ОПП АПН СССР, 1979. С. 17−35.
- Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления // Вопросы психологии. 1980. № 3. С. 84−95.
- Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика: Пер. с нем. В. А. Волкова / Под общ. ред. В. Г. Безрогова. М.: Изд-во УРАО, 2000.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томск, ун-та- Москва: Изд-во «Барс», 1997.
- Человек как самоорганизующаяся психологическая система: Материалы региональной конференции, 20 октября 2000 г. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000.
- Чистяков Г. Д. Понимание и усвоение знаний // Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. С. 105−125.
- Чудновский В.Э. К вопросу о психологической сущности устойчивости личности. Психология личности: Сборник статей — Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии" — 2001.- с. 52 — 62
- Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2 (18). С. 74−80.
- Шадриков В. Д. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Педагогика, 1979.
- Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989.
- Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 44−52.
- Шпет Г. Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее проблемы. Томск: Водолей, 1996.
- Штейнбах Х.Э., Еленский В. И. Психология жизненного пространства СПб: Речь, 2004 — 239 с.
- Шукшунов В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Инновационное образование // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 13−28.
- Шукшунов В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. От осознания парадигмы к образовательной практике // Высшее образование в России. 1995. № 3. С. 35−44.
- Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
- Юдина Е.Г. Проблемы психолого педагогической диагностики в образовании — Психолого-педагогическая диагностика в образовании. Опыт гуманитарной экспертизы. — М.: Институт человека РАН, 2003. — с. 49 — 60.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 28−37.
- Якиманская И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 64−77.
- Bruner J. The course of cognitive growth. Amer. Psychologist. 1964. V. 19(1). P. 1−15.
- Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. L.: Heinemann, 1983.
- Heidegger M. Existence and being. Chicago: Regnery, 1949.
- Heidegger M. The way back into the ground of metaphysics. N.Y.: Meridian, 1956. P. 206−221.
- Miller A., Wilson P. Cognitive differentiation and integration: A conceptual analysis // Genetic Psychology Monographs. 1979. V. 99. P. 3−40.
- Rogers K. Toward a More Humanistic Science of the Person // Journal of Humanistic Psychology. 1978. № 9. P. 145−152.
- Vernon P.E. The structure of human abilities. N.Y.: Wiley, 1965.