Становление профессиональной идентичности психологов уголовно-исполнительной системы
Диссертация
Актуальность и новизна проблемы становления профессиональной идентичности психологов уголовно-исполнительной системы обусловливает большой потенциал ее дальнейшей разработки. Так, например, возможно специальное изучение динамики профессиональной идентичности у психологов, пришедших в уголовно-исполнительную систему из гражданских учреждений и имеющих опыт профессиональной деятельности… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема профессиональной идентичности и ее становления в современной психологической науке
- 1. 1. Подходы к изучению идентичности в зарубежной и отечественной психологии
- 1. 2. Понятие и основные аспекты профессиональной идентичности
- 1. 3. Профессиональная идентичность как феномен профессионального становления
- 1. 4. Условия профессиональной деятельности психологов уголовно-исполнительной системы
- Глава II. Эмпирическое исследование становления профессиональной идентичности психологов уголовно-исполнительной системы
- 2. 1. Организация и методы исследования
- 2. 2. Результаты исследования структурно-динамических характеристик идентичности психологов уголовно-исполнительной системы
- 2. 3. Сравнительный анализ ценностно-смысловых ориентаций психологов уголовно-исполнительной системы на разных этапах профессионального становления
- 2. 4. Особенности ролевых идентификаций психологов уголовно-исполнительной системы на разных этапах профессионального становления
- 2. 5. Анализ условий становления профессиональной идентичности психологов в уголовно-исполнительной системе
- 2. 5. 1. Условия становления профессиональной идентичности курсантов психологического факультета ведомственного вуза
- 2. 5. 2. Условия становления профессиональной идентичности пенитенциарных психологов
Список литературы
- Абдуллаева, М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход / М. М. Абдуллаева // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25, № 2. — С. 86−95.
- Абраменкова, В.В. Проблема отчуждения в психологии / В.В. Абраменкова//Вопросы психологии. 1990. -№ 1.-С. 5−13.
- Абульханова-Славская, К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности / К.А. Абульханова-Славская // Проблемы психологии личности. -М.: Наука, 1982. С. 92−98.
- Авдеева, Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком / Н. Н. Авдеева // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. -Краснодар, 1975. С. 6−9.
- Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / B.C. Агеев. М., 1990. — 240 с.
- Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Учебное пособие / Ю. Е. Алешина, Л .Я. Гозман, Е. М. Дубовская. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 120 с.
- Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
- Ю.Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, JI.A. Петровская. М., 2002. — 286 с.
- П.Андреева, Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Андреева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 303 с.
- Антонова, Н.В. Идентичность педагога и особенности его общения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Н. В. Антонова. — М., 1996. 23 с.
- Антонова, Н.В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 143−150.
- Анцыферова, Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1962. — № 2. — С. 13−18.
- Анцыферова, Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова // Проблемы психологии личности. -М.: Наука, 1982.- С. 140−147.
- Аринушкина, Н.С. Об определении и типах идентичности / Н. С. Аринушкина // Мир психологии. 2004. — № 2. — С. 48−53.
- Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю.Артемьева- Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука: Смысл, 1999. -349 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. Учебник / А. Г. Асмолов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 2007. — 528 с.
- Барский, Ф.И. Представления об идентичности в рамках нарративного подхода / Ф. И. Барский, Д. А. Кутузова // Мир психологии. 2004. — № 2. — С. 67−77.
- Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2001. -301 с.
- Бернс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Берне. -М.: Прогресс, 1986. 424 с.
- Битянова, М.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / М. Р. Битянова. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 48 с. *
- Блумер, Г. Общество как символическая интеракция / Г. Блумер // Современная зарубежная социальная психология. Тексты- под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, JI.A. Петровской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-С. 173−179.
- Бодалев, А.А. О характеристиках идентификации и идентичности на ступени взрослости / А. А. Бодалев // Мир психологии. 2004. — № 2. -С. 93−98.
- Буякас, Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов / Т. М. Буякас // Вестн. Моск. ун-та. Сер 14. Психология. 2000. — № 1. — С. 56−63.
- Буякас, Т.М. Основания и условия профессионального становлеия студентов-психологов / Т. М. Буякас // Вестн. Моск. ун-та. Сер 14. Психология. 2005. — № 2. — С. 7−17.
- Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
- Визгина, А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / А. В. Визгина. -М., 1987.-20 с.
- Волочков, А.А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности / А. А. Волочков, Е. Г. Ермоленко // Психологический журнал. 2004. — Т. 25, № 2. — С. 17−33.
- Воробьев, В.М. Ко-терапевтическая компьютерная система «КЕЛЛИ-98». Методическое руководство / В. М. Воробьев, H.JI. Коновалова. Изд.4-е, перераб. и доп. — СПб.: ГП «ИМАТОН», 2003. — 176 с.
- Выготский, JI.C. Психология / JI.C. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 1008 с.
- Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. -44 с.
- Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1988. — 142 с.
- Гоффман, Э. Представление себя другим / Э. Гоффман // Современная зарубежная социальная психология. Тексты- под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -С. 188−196.
- Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 558 с.
- Дебольский, М.Г. Актуальные проблемы развития психологической службы уголовно-исполнительной системы Минюста России / М. Г. Дебольский // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2002. — № 8. — С. 87−92.
- Дебольский, М.Г. Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе: Лекция / М. Г. Дебольский. Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2005. — 40 с.
- Джемс, У. Психология / У. Джемс- под ред. JI.A. Петровской-М.: Педагогика, 1991. 368 с.
- Дильтей, В. Описательная психология / В. Дильтей // История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. 3-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999.-С. 405−441.
- Ерина, С.И. Ролевые конфликты в профессиональной деятельности и социальном поведении человека / С. И. Ерина // Вестник Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова. 2006. — № 1. -С. 96−100.
- Ермолаева, Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессионализма / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 1998. -Т. 19, № 4.-С. 80−87.
- Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепции и реальность: Ст. 1 / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 2001. — Т. 22, № 4. — С. 51−59.
- Ермолаева, Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 2001. — Т. 22, № 5. — С. 69−78.
- Иванова, Е.М. Психологическая системная профессиография / Е. М. Иванова. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 208 с.
- Иванова, H.JT. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / H. J1. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. 2004. -№ 2.-С. 148−157.
- Иванова, H.JI. Психологическая структура социальной идентичности: Автореф. дисс.. д. психол. наук / Н. Л. Иванова. Ярославль, 2003. — 43 с.
- Ильина, Е.С. Экстремальная профессия сотрудник УИС / Е. С. Ильина // Развитие личности. — 2002. -№ 4. — С. 169−173.
- Информационный бюллетень ГУИН. М., 1999. — № 4.
- Казанцева, Т.А. Особенности развития личности студентов-психологов / Т. А. Казанцева // Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 209−217.
- Келли, Г.-Две функции референтной группы / Г. Келли // Современная зарубежная социальная психология. Тексты- под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С. 197−203.
- Келли, Дж. Теория личности: психология личных конструктов / Дж. Келли. СПб.: Речь, 2000. — 248 с.
- Климов, Е.А. Введение в психологию труда: Учебник / Е. А. Климов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Московского университета- Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
- Климов, Е.А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности / Е. А. Климов // Психологический журнал.-2005.-№ 3,-с. 94−101.
- Климов, Е.А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд). Учебное пособие / Е. А. Климов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. -176 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 304 с.
- Ковалев, В.И. Особенности личностной организации времени жизни / В. И. Ковалев // Гуманистические проблемы психологической теории: Сб. ст. / Рос. АН, Ин-т психологии- Отв. Ред. К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. -М.: Наука, 1995. С. 179−184.
- Колесов, Д.В. Антиномии природы человека и психология различия (К проблеме идентификации и идентичности, идентичности и толерантности) / Д. В. Колесов // Мир психологии. 2004. — № 3. — С. 918.
- Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. -М.: Политиздат, 1984. 335 с.
- Кондаков, И.М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / И. М. Кондаков, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. 1989.-№ 5.-С. 158−164.
- Копылова, Н.В. К вопросу о становлении личностно-профессиональных качеств будущего специалиста / Н. В. Копылова // Мир психологии. -2005. -№ 1.-С. 162−170.
- Кравцова, Ю.Н. Профессиональное становление психолога уголовно-исполнительной системы и пути его оптимизации: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Ю. Н. Кравцова. — М., 2005. 24 с.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
- Кричевский, Р.Л. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская // Психология межличностного познания: Сб. статей. / АПН СССР- Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — С. 93−112.
- Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. — 1983. № 2. — С. 51−59.
- Кун, М. Эмпирическое исследование установок личности на себя / М. Кун, Т. Макпартлэнд // Современная зарубежная социальнаяпсихология. Тексты- под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, JI.A. Петровской. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 180−187.
- Лебедева, Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. 1999. — Т. 20, № 3. — С. 4857.
- Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. СПб.: «Сенсор», 2000.-368 с.
- Леонтьев, А. Н, Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. 352 с.
- Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. 2001. -№ 1. — С. 57−66.
- Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003.-487 с.
- Львов, В.М. Научно-практическая конференция по проблемам понимания человека и социума в изменяющейся России / В. М. Львов, С. Л. Леньков // Психологический журнал. 2006. — Т. 27, № 5. — С. 117−119.
- Любимова, Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов / Г. Ю. Любимова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. — № 1. — С. 48−56.
- Мадди, С. Р. Теории личности: сравнительный анализ / С. Р. Мадди / Пер. с англ. СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 539 с.
- Малахов, B.C. Неудобства с идентичностью / B.C. Малахов // Вопросы философии. 1998. — № 2. — С. 43−53.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. 3- изд. — СПб.: Питер, 2006.-352 с.
- Мельничук, А.С. Взаимосвязь профессиональной идентификации государственных служащих и субъективных моделей обучения в системе непрерывного образования / А. С. Мельничук // Мир психологии. 2004. -№ 2.-С. 215−221.
- Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: учеб. Пособие для вузов / Ю. М. Жуков, А. К. Ерофеев, С. А. Липатов и др.- Под ред. Ю. М. Жукова. М.: Аспект Пресс, 2004. — 256 с.
- Митина, JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−38.
- Михайлов, И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера / И. В. Михайлов // Вопросы психологии. 1975. -№ 5. -С. 110−122.
- Мухина, B.C. Феноменология развития и бытия личности: Избр. психол. труды / B.C. Мухина. Акад. соц. и пед. наук, Моск. психолого-соц. ин-т. — М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 1999. 635 с.
- Мучински, П. Психология, профессия, карьера / П. Мучински. 7-е изд. -СПб.: Питер, 2004. — 539 с.
- Носкова, О.Г. Психология труда: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. Г. Носкова. Под ред. Е. А. Климова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
- Нуркова, В.В. Роль автобиографической памяти в структуре идентичности личности / В. В. Нуркова // Мир психологии. 2004. — № 2. -С. 77−86.
- Нуркова, В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности / В. В. Нуркова. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 320 с.
- Овчинникова, Ю.Г. О конструктивной роли кризиса личностной идентичности в развитии личности / Ю. Б. Овчинникова // Мир психологии. 2004. — № 2. — С. 124−132.
- Павленко, В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В. Н. Павленко // Вопросы психологии. 2000. — № 1.-С. 135−142.
- Павленко, В.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе / В. Н. Павленко, Н. Н. Корж // Психологический журнал. 1998. — Т. 19, № 1. — С. 75−88.
- Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. -М.: Аспект Пресс, 2001. 607 с.
- Петренко, В.Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2005. — 480 с.
- Поваренков, Ю.П. Основные тенденции профессионального развития человека на стадии обучения в вузе / Ю. П. Поваренков // Ярославский психологический вестник. 2002. — Вып. 9 — С. 68−73.
- Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков- Ун-т Рос. Акад. образования. -М.: Изд-во УРАО, 2002. 159 с.
- Поздняков, В.М. Состояние и перспективы развития психологической службы в уголовно-исполнительной системе /
- B.М. Поздняков // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2000. — № 3. — С. 41−46.
- Поливанова, К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. 1994. — № 1.1. C. 61−69.
- Попова, Л.В. Методы изучения процессов идентификации / Л.В. Попова// Вопросы психологии. 1988. -№ 1. — С. 163−168.
- Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. ред.
- B.А. Бодрова. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 768 с.
- Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. К. Сергиенко, В. А. Бодров, Ю. Э. Писаренко и др.- Под ред. Ю. К. Стрелкова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 400 с.
- Прахова, Ю.М. Проблемы формирования и функционирования социальной идентичности конструктивистский анализ Т. Хопфа / Ю. М. Прахова // Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 5. —1. C. 215−227.
- Приказ № 238 от 12 декабря 2005 года «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы».
- Приказ № 791 от 29 сентября 2005 года «Об утверждении формы статистической отчетности 53-ПС «О результатах деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы».
- Проблемы профессиональной социализации личности / JI.M. Митина, И. В. Вачков, И. Н. Грызлова и др.- Под ред. JI.M. Митиной.- Кемерово: Кемер. обл. ИУУ, 1996. 159 с.
- Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.
- Психологическое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России (теория и практика) / Под общ. ред. С. Х. Шамсунова. Москва- Томск: АПиУ МЮ РФ, 2004.- 254 с.
- Психология. Словарь. М.: Просвещение, 1990. — 494 с.
- Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. JI.B. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гвоздева под ред. канд. филос. наук С. М. Черкасова. СПб., 1995. — 288 с.
- Реан, А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией / А. А. Реан // Вопросы психологии. 1988. — № 1. -С. 83−88.
- Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс- пер. с англ. — М.: «Рефлбук" — К.: «Ваклер», 1997.
- Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.-480 с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. / C.JI. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. 328 с.
- Савина, О.О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте (условия, структура, динамика, типология): Автореф. дисс.. канд. психол. наук / О. О. Савина. — М., 2003.-25 с.
- Сайко, Э.В. Идентификация как способ социального бытия и идентичность как форма субъектного самоосуществления / Э. В. Сайко // Мир психологии. 2004. — № 2. — С. 3−10.
- Смирнова, П.В. Рефлексивная методика исследования психологических особенностей профессиональной идентичности личности на примере профессии «психолог» / П. В. Смирнова // Прикладная психология и психоанализ. 2006. — № 4. — С. 114−122.
- Сознание личности в кризисном обществе. Под редакцией академика РАО, профессора К.А. Абульхановой-Славской, члена-корреспондента РАН, профессора А. В. Брушлинского, канд. психол. наук М. И. Воловиковой. М.: Институт психологии РАН, 1995. — 193 с.
- Солдатова, E.JI. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития / Е. Л. Солдатова // Вопросы психологии. 2006. — № 5. — С. 7484.
- Социальная идентичность и изменения ценностного сознания в кризисном обществе. Методология и методика измерения социальной идентичности / Под ред. Н. А. Шматко. М.: ИС, 1992. — 70 с.
- Стефаненко, Т.Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий / Т. Г. Стефаненко // Мир психологии. 2004. — № 3. — С. 38−42.
- Столин, В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. 285 с.
- Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ю. К. Стрелков. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 360 с.
- Фонарев, А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А. Р. Фонарев. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 560 с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-367 с.
- Франселла, Ф. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам / Ф. Франселла, Д. Баннистер. -М.: Прогресс, 1987. 236 с.
- Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 864 с.
- Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: ACT, 1998. — 662 с.
- Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм: Пер. с англ. / Общ. ред. и поел. В. И. Добреньков. 2-е изд., доп. — М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
- Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. М.: Республика, 1993. -415 с.
- Ханина, И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира / И. Б. Ханина // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1990. — № 3. — С. 42−50.
- Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
- Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пособие / Л.Б. Шнейдер- Рос. акад. образования, Моск. психолого-социал. ин-т. — М.: Изд-во Моск. психолого-социал. ин-та- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2004. 600 с.
- Шульц, Д. Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. 8-е изд. -СПб.: Питер, 2003. — 560 с.
- Эриксон, Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон- пер. с англ. — 2-е изд., перераб. и дополн. СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. — 416 с.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. — 352 с.
- Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. 1995. — Т. 4, № 3−4. — С. 158−172.
- Adams, G.R. A developmental social psychology of identity: Understanding the person in context / G.R. Adams, S. Marshall // Journal of Adolescence. 1996. -№ 19. — P. 1−14.
- Blustein, D.L. Attachment theory and career development: Current status and future directions / D.L. Blustein, M.S. Prezioso, D.P. Shultheiss / Counceling Psychologist. 1995. -№ 23. — P. 416−432.
- Breakwell, G.M. Coping with threatened identities / G.M. Breakwell. -L.-N.Y.: Mithuen, 1986.
- Brott, P.E. Developing the Professional Identity of First-Year Teachers Through a «Working Alliance» / P.E. Brott, L.T. Kajs // http://www.alt-teachercert.org/working alliance. htm
- Giddens, A. Modernity and self-identity / A. Giddens. Stanford, 1991.
- Goffman, E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity /
- E. Goffman. — Harmondsworth: Pelican Books, 1968.
- Hall, R.H. Professionalization and bureaucratization / R.H. Hall // American Sociological Review. 1968. — № 33. — P. 92−104.
- Harre, R. The discursive mind / R. Harre, G. Gillett. Oaks: Sage, 1994.
- Hermans, H.J.M. The person as a motivated storyteller: Valuation theory and the self-confrontation method / H.J.M. Hermans // Advances in Personal Construct Psychology. Wesport, Conn., 2002.
- Kerr, S. Issues in the study of «professionals» in organizations: The case of scientists and engineers / S. Kerr, M.A. VonGlinow, J. Schriesheim // Organizational Behavior and Human Performance. 1977. — № 18. — P. 329 345.
- Kroger, J. Events associated with identity status change / J. Kroger, K.E. Green // Journal of Adolescence. 1996. — № 19. — P. 477−490.
- Lopez, F.G. Career indecision: A family systems perspective /
- F.G. Lopez, S. Andrews // Journal of Counceling and Development. 1987. -№ 65. — P. 304−307.
- Marcia, J. Identity in adolescence / J. Marcia // Handbook of adolescent psychology. -N.Y., 1980.-P. 159−187.
- Marcus, H. Possible selves / H. Marcus, P. Nurius // American Psychologist. 1986. — Vol. 41. — P. 954−969.
- McAdams, D.P. The «imago»: A key narrative component of identity / D.P. McAdams // Review of personality and social psychology / Ed. by P. Shaver.-Beverly Hills, 1985.-P. 115−141.
- McAdams, D.P. The Psychology of Life Stories / D.P. McAdams // Review of General Psychology. 2001. — Vol. 5, № 2. — P. 100−122.
- McGoven, K.R. Still different after all this years: Gender differences in professional identity formation / K.R. McGoven, L.E. Hart // Professional Psychology: Research and Practice. 1990. — № 21. — P. 118−123.
- Serafini, Т.Е. Functions of Identity: Scale Construction and Validation / Т.Е. Serafini, G.R. Adams 11 Identity: An International Journal of Theory and Research. 2002. — Vol. 2, № 4.-P. 363−391.
- Skorikov, V.B. Vocational identity development: Relationship to other identity domains and to overall identity development / V.B. Skorikov, F.W. Vondracek // Journal of Career Assessment. 1998. — № 1. — P. 13−35.
- Tajfel, H. Social identity and intergroup relations / H. Tajfel. -Cambridge, 1982.
- Tajfel, H. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior / H. Tajfel, J.C. Turner // Psychology of Intergroup Relations. — Chicago, 1986.
- Turner, J.C. A self-categorization theory. In Rediscovering the Social Group: A Self-Categorization theory / J.C. Turner. Oxford, 1987.
- Vondracek, F.W. Leisure, school, and work activity preferences and their role in vocational identity development / F.W. Vondracek, V.B. Skorikov // The Career Development Quarterly. 1997. — № 45. — P. 322−340.
- Waterman, A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review of research / A.S. Waterman // Developmental Psychology. 1982. — Vol. 18, № 3. — P. 341−358.
- Watts, R. Development of professional identity in Black clinical psychology students / R. Watts // Professional Psychology: Research and Practice. 1987.-№ 18.-P. 28−35.
- Структурно-динамические характеристики идентичности психологов УИС на разных этапах профессионального становления