Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление профессиональной идентичности психологов уголовно-исполнительной системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность и новизна проблемы становления профессиональной идентичности психологов уголовно-исполнительной системы обусловливает большой потенциал ее дальнейшей разработки. Так, например, возможно специальное изучение динамики профессиональной идентичности у психологов, пришедших в уголовно-исполнительную систему из гражданских учреждений и имеющих опыт профессиональной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема профессиональной идентичности и ее становления в современной психологической науке
    • 1. 1. Подходы к изучению идентичности в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 2. Понятие и основные аспекты профессиональной идентичности
    • 1. 3. Профессиональная идентичность как феномен профессионального становления
    • 1. 4. Условия профессиональной деятельности психологов уголовно-исполнительной системы
  • Глава II. Эмпирическое исследование становления профессиональной идентичности психологов уголовно-исполнительной системы
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Результаты исследования структурно-динамических характеристик идентичности психологов уголовно-исполнительной системы
    • 2. 3. Сравнительный анализ ценностно-смысловых ориентаций психологов уголовно-исполнительной системы на разных этапах профессионального становления
    • 2. 4. Особенности ролевых идентификаций психологов уголовно-исполнительной системы на разных этапах профессионального становления
    • 2. 5. Анализ условий становления профессиональной идентичности психологов в уголовно-исполнительной системе
      • 2. 5. 1. Условия становления профессиональной идентичности курсантов психологического факультета ведомственного вуза
      • 2. 5. 2. Условия становления профессиональной идентичности пенитенциарных психологов
  • Выводы

Становление профессиональной идентичности психологов уголовно-исполнительной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отечественные психологи все чаще обращаются к изучению профессиональной идентичности как феномена, возникающего и получающего развитие в ходе становления профессионала. Интерес к данному явлению, особенно проявившийся в последнее десятилетие, связан с актуальностью проблематики профессионального самосознания и самоопределения в условиях политических и социально-экономических изменений в нашей стране. Исследователи отмечают, что среди принципиальных изменений, произошедших в человеческом сообществе вообще и в российском обществе, в частности, наиболее значимыми оказались критические изменения самого человека. Современный человек по-новому понимает, осмысливает мир и себя в этом мире, в связи с чем на передний план выходит проблема самосознания, самоопределения человека, рефлексии им своих возможностей. Профессиональная идентичность, наряду с этнической, тендерной, религиозной и другими видами идентичности, выступает в качестве важнейшего аспекта самосознания, изучение которого необходимо для оптимизации функционирования человека в соответствующей сфере деятельности. Постановка проблемы профессиональной идентичности, ее структуры и генезиса, определение психологических оснований ее понимания являются важными задачами по причине, в том числе, отмечаемого исследователями кризиса идентичности в современных условиях.

Начало изучению профессиональной идентичности было положено в зарубежной психологии (Д. Сьюпер, Дж. Холланд, Ф. Вондрачек, Д. Блуштейн и др.). Отечественные исследователи обратились к проблеме профессиональной идентичности в конце 90-х гг. предшествующего столетия. Наиболее значительные работы в данной области принадлежат Е. П. Ермолаевой, Л. Б. Шнейдер, Ю. П. Поваренкову, H.JI. Ивановой, М. М. Абдуллаевой и др., продемонстрировавшим, что человек действительно реализует и развивает свою идентичность в профессиональной сфере. Вместе с тем вопрос об этапах и движущих силах процесса становления профессиональной идентичности продолжает оставаться открытым. Мало изученными являются особенности становления профессиональной идентичности в различных условиях профессиональной деятельности.

Профессиональному становлению психологов посвящено достаточно большое количество исследований (Т.М. Буякас, Т. А. Казанцева, Г. Ю. Любимова, Ю. П. Поваренков и др.). В связи с возрастающей ролью данной профессии в уголовно-исполнительной системе (УИС) актуальным становится изучение профессионального становления пенитенциарных психологов (Ю.Н. Кравцова). Действительно, гуманизация системы исполнения наказаний в России требует активного участия психологов в решении специфических задач, связанных с сопровождением осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а также персонала пенитенциарных учреждений. Психологическая служба Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России действует в сложных условиях правовой регламентированности и экстремальности, следовательно, уровень профессионализма психологов должен быть достаточно высок. В то же время, по данным статистики, около половины штатных должностей психологов занимают лица, не имеющие базового образования. Среди специалистов с профильным образованием значителен процент тех, кто пришел в уголовно-исполнительную систему из гражданских учреждений. Адаптация к специфическим условиям деятельности в пенитенциарном учреждении вызывает у этой категории профессионалов большие трудности (особенно остро переживается необходимость сочетания ролей психолога и сотрудника, a priori альтернативных по своему содержательному наполнению). На наш взгляд, проблема профессионализации психологов в системе предстает, прежде всего, как проблема становления их профессиональной идентичности.

Одним из путей разрешения сложившейся ситуации является специализированная профессиональная подготовка психологов для УИС1, предполагающая в числе приоритетных задач развитие* личности' будущего профессионала. Проблема настоящего исследования, таким образом, заключается в теоретическом осмыслении и эмпирическом изучении профессиональной идентичности психологов УИС, в определении этапов, характеристик и условий ее становления на протяжении обучения в ведомственном вузе и в ходе самостоятельной реализации профессиональной деятельности.

Цель исследования — изучение становления профессиональной, идентичности психологов уголовно-исполнительной системы.

Объект исследования — профессиональная идентичность психологов.

УИС.

Предмет исследования — характеристики и условия становления профессиональной идентичности психологов УИС на разных этапах профессионализации. Гипотезы:

1. Профессиональная идентичность психологов УИС на разных этапах становления характеризуется функциональными, ценностно-смысловыми, ролевыми и временными особенностями.

2. Становление профессиональной идентичности^ психологов УИС на каждом этапе определяют специфические внешние и внутренние условия. Задачи:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы профессиональной идентичности и ее становления в зарубежной и отечественной психологии.

1 В России подготовку пенитенциарных психологов осуществляют два ведомственных вуза — Академия права и управления в г. Рязань и Вологодский институт права и экономикиони же ведут переподготовку кадров для психологических лабораторий учреждений уголовно-исполнительной системы.

2. Определить этапы становления профессиональной идентичности на основании анализа структурно-динамических характеристик идентичности психологов УИС.

3. Выявить ценностно-смысловые ориентации психологов УИС на разных этапах профессионального становления.

4. Выявить особенности ролевых идентификаций психологов УИС на разных этапах становления профессиональной идентичности.

5. Изучить внешние и внутренние условия становления профессиональной идентичности психологов УИС в период профессионального обучения и самостоятельной профессиональной деятельности.

6. Проанализировать соотношение характеристик профессиональной идентичности и условий ее становления на разных этапах. Теоретико-методологическая основа исследования.

Общую методологическую основу исследования составили субъектно-деятельностный и системный подходы (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Д. Н. Завалишина, Е. М. Иванова, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). В качестве конкретного теоретического основания выступили концепции личностной идентичности (Э. Эриксон, Дж. Мид, Дж. Тернер, Г. Брейкуэлл, Э. Фромм, Д. МакАдамс и др.), концепции профессиональной идентичности (Е.П. Ермолаева, Л. Б. Шнейдер, Ю. П. Поваренков, Н. Л. Иванова и др.), научные положения о закономерностях становления профессионала (Е.А. Климов, А. К. Маркова, Э. Ф. Зеер, Н. С. Пряжников и др.), концепция профессионального опыта (Ю.К. Стрелков). Методы исследования:

1) теоретический анализ научной литературы по теме исследования;

2) тестирование (тест «20-ти высказываний» М. Куна и Т. Макпартленда, самоактуализационный тест в адаптации Л. Я. Гозмана, М. В. Кроза и М.В. Латинской);

3) метод репертуарных решеток Дж. Келли (вариант, разработанный в рамках ко-терапевтической компьютерной системы «КЕЛЛИ — 98»);

4) неформализованное интервью;

5) математические методы обработки данных: факторный анализ (метод максимального правдоподобия с последующим варимакс-вращением), статистический анализ достоверности различий с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Обработка результатов осуществлялась с помощью статистической программы SPSS 12.0 for Windows.

Эмпирическая база исследования.

Исследование проводилось с 2005 по 2007 год в г. Вологде в три этапа. На разных этапах в нем приняли участие курсанты I — V курсов психологического факультета Вологодского института права и экономики ФСИН России (213 человек) и 39 психологов — сотрудников психологической службы ФСИН России. В общей сложности выборку представили 252 человека.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась соответствием применяемых методик теоретическому конструкту, репрезентативностью и объемом выборки, особенностями организации исследовательской ситуации, а также применением математических методов обработки и анализа данных с использованием различных статистических процедур.

Научная новизна и теоретическое значение исследования.

Впервые изучены особенности профессиональной идентичности психологов УИС. Процесс становления профессиональной идентичности представлен через изменения в системе ее характеристик — функциональных (вовлеченность в деятельность и удовлетворенность ею), ценностно-смысловых (профессиональные ценностно-смысловые ориентации), ролевых (структура профессионально-ролевых идентификаций) и временных (согласованность временных «модусов» профессионального образа Я). На основе анализа структурно-динамических характеристик профессиональной идентичности психологов УИС выделены и описаны этапы ее становления. Определены значимые для становления профессиональной идентичности внешние и внутренние условия — как в период обучения курсантов в ведомственном вузе, так и на этапе самостоятельной профессиональной деятельности пенитенциарных психологов.

Обоснован комплекс методик и разработан алгоритм их применения для изучения особенностей профессиональной идентичности.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологических служб образовательных учреждений ФСИН России для оптимизации процесса профессионально-психологического сопровождения будущих специалистов-психологов. Для психологических служб при управлениях ФСИН России полученные результаты могут служить опорой в решении задач подбора кадров на должности психологов, их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Представленные в исследовании данные могут найти применение в разработке программ поддержки начинающих специалистов.

Возможно использование результатов исследования в рамках учебных дисциплин «Введение в профессию», «Психология труда», «Юридическая психология» для курсантов психологических факультетов ведомственных вузов.

Модифицированные и апробированные в работе методы исследования профессиональной идентичности могут применяться для исследования личности профессионалов в различных сферах деятельности.

Апробация исследования.

Результаты исследования были представлены на международном научно-практическом семинаре «Профессиональная подготовка кадров для пенитенциарных учреждений в России и за рубежом: проблемы и перспективы» (Вологда, 2006) — Межрегиональной научно-практической конференции Деевские чтения «Психолого-педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний» (Рязань, 2007) — IV Международной научно-практической конференции «Наука: теория и практика — 2007» (Днепропетровск, 2007).

Результаты диссертационной работы обсуждены на заседании кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. По теме диссертации опубликовано 6 научных статей. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная идентичность представляет собой интегральное качество личности профессионала, особую форму организации опыта бытия личности в профессии, которая раскрывается через систему ее функциональных, ценностно-смысловых, ролевых и временных образующих.

2. Становление профессиональной идентичности будущих психологов уголовно-исполнительной системы в период обучения в ведомственном вузе проходит ряд этапов: первый — приобщение к профессии (I — II курсы), второй — первичная идентификация с профессией (III курс), третий — начало формирования профессиональной идентичности (IV — V курсы).

3. Изменения профессиональной идентичности психологов УИС на разных этапах становления проявляются в характеристиках, демонстрирующих вклад каждой из образующих в формирование целостной идентичности. В качестве основных характеристик выступают: вовлеченность в деятельность и удовлетворенность ею, профессиональные ценностно-смысловые ориентации, структура профессионально-ролевых идентификаций, а также временная согласованность профессионального образа Я.

4. Значимыми для становления профессиональной идентичности психологов УИС являются внешние и внутренние условия, которые определяют центральное противоречие («драму») каждого периода, связанное с необходимостью согласования служебных и профессиональных ролей.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав,.

Выводы.

1. Анализ подходов к изучению идентичности показал, что их допустимо рассматривать в качестве взаимодополняющих. В рамках каждого подхода акцентируются отдельные аспекты идентичности как сложного и многогранного явления. Идентичность — это феномен переживания человеком своей уникальности, целостности и непрерывности (психоаналитический подход), возникающий и функционирующий в социальном контексте (интеракционистский подход), базирующийся на самокатегоризации (когнитивный подход), имеющий ценностно-смысловую природу (экзистенциально-гуманистический подход), осмысляемый в контексте личной жизненной истории (нарративный подход).

2. Теоретическое исследование с позиций субъектно-деятельностного и системного подходов позволило выделить содержательные и временные аспекты профессиональной идентичности. Исходя из понимания профессиональной идентичности как результата отождествления человека с профессиональной деятельностью и профессиональной общностью, определены ее основные содержательные характеристики — функциональные (вовлеченность в деятельность и удовлетворенность ею), ценностно-смысловые (профессиональные ценностно-смысловые ориентации) и ролевые (структура профессионально-ролевых идентификаций). Временной аспект профессиональной идентичности раскрыт через понятие согласованности временных «модусов» профессионального образа Я.

3. Становление профессиональной идентичности опосредовано длительным поэтапным развитием человека как субъекта профессиональной деятельности, берущим начало в период профессионального обучения. Профессиональная идентичность представляет собой интегральное качество личности профессионала, особую форму организации опыта бытия личности в профессии.

4. На основании результатов эмпирического исследования выделены следующие этапы становления профессиональной идентичности будущих психологов УИС в период обучения в ведомственном вузе: первый — приобщение к профессии (I — II курсы), второй — первичная идентификация с профессией (III курс), третий — начало формирования профессиональной идентичности (IV — V курсы). Становление профессиональной идентичности продолжается на этапе самостоятельной профессиональной деятельности.

5. В ходе исследования выявлены характеристики профессиональной идентичности психологов УИС на разных этапах ее становления. На первом этапе это вовлеченность в служебную деятельность на фоне общей удовлетворенности профессиейпринятие ценностей свободы самопроявления и познаниядоминирование служебно-профессиональных ролей в структуре идентификацийпреобладающая значимость Я-в-настоящем. Второй этап характеризуется вовлеченностью в учебно-профессиональную деятельность в сочетании с неприятием служебной деятельностизначимостью ценностей автономии и самоактуализациидоминированием профессиональных ролей в структуре идентификацийориентацией на профессию психолога в будущем. Особенностями третьего этапа являются вовлеченность в профессиональную деятельность одновременно с отсутствием выраженного интереса к служебной деятельностиценности интернальности, гибкости и позитивного отношения к человекуидентификация с ролью профессионалаориентация на профессию психолога вне уголовно-исполнительной системы в будущем. На этапе самостоятельной профессиональной деятельности проявляются умеренная вовлеченность в собственно профессиональную деятельностьориентация на ценности свободы творчества и самовыражениясочетание служебных и профессиональных ролей в общей структуре идентификаций, в целом меньшая определенность ролевых предпочтенийориентация на самоактуализацию в профессиональной сфере в будущем.

6. Анализ соотношения характеристик профессиональной идентичности психологов УИС и условий ее становления позволил выявить наиболее значимые на каждом этапе внешние и внутренние условия. На первом этапе приобщение к профессии определяется познавательным интересом к другим людям и возможностями его удовлетворения в напряженных условиях учебной и служебной деятельности. Второй этап характеризуется возникновением у курсантов эмоционально-личностного отношения к профессии психолога УИС, составляющего основу профессионального самоопределения («быть или не быть?»). Специфика третьего этапа заключается в формировании внутренней, «субъектной» позиции по отношению к профессии, в связи с чем доминирует ориентация курсантов на самореализацию в будущей профессиональной деятельности («как быть?»). На этапе самостоятельной профессиональной деятельности противоречивость отношения психологов к профессии создается стремлением к развитию профессиональной компетентности, с одной стороны, и сложностями в согласовании служебных и профессиональных ролей, с другой.

Заключение

.

Научно-практическое значение проблемы становления профессиональной идентичности пенитенциарных психологов определяется необходимостью повышения эффективности психологической работы в специфических условиях уголовно-исполнительной системы. Гуманизация системы исполнения наказаний требует полноценного психологического обеспечения процесса сопровождения осужденных и сотрудников пенитенциарных учреждений. Становление профессионализма психологов УИС, в свою очередь, сопряжено с развитием адекватной профессиональной идентичности. В существующей системе ведомственного профессионального образования актуальна проблема формирования идентичности у будущих психологов в процессе их профессиональной подготовки.

Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что проблема профессиональной идентичности и ее становления является предметом изысканий как зарубежных, так и отечественных ученых. На сегодняшний день в психологии сложилось достаточно четкое понимание феномена идентичности и его основных аспектов. Однако вопросы периодизации и детерминант становления профессиональной идентичности в различных сферах профессиональной деятельности, изучены недостаточно. Отсутствует единство в трактовке основных тенденций изменения идентичности в связи с прохождением этапов профессионализации. Относительно согласованными являются представления об образующих профессиональной идентичности — функциональных, ценностно-смысловых, ролевых и временных. В то же время не представлены исследования профессиональной идентичности как целостного феномена, в том числе, по причине отсутствия специального диагностического инструментария.

Проведенное эмпирическое исследование было направлено на проверку предположений о том, что, во-первых, специфика идентичности психологов УИС на разных этапах профессионализации выражается в системе характеристик, соотносящихся с ее образующими, и, во-вторых, становление профессиональной идентичности определяется особенностями внешних и внутренних условий, складывающихся на каждом этапе. Результаты исследования в целом подтверждают выдвинутые гипотезы. Исследование также подтвердило, что успешное решение проблемы становления профессиональной идентичности психологов УИС предполагает организацию системы их психологического сопровождения как в период обучения в ведомственном вузе, так и на этапе самостоятельной профессиональной деятельности.

Актуальность и новизна проблемы становления профессиональной идентичности психологов уголовно-исполнительной системы обусловливает большой потенциал ее дальнейшей разработки. Так, например, возможно специальное изучение динамики профессиональной идентичности у психологов, пришедших в уголовно-исполнительную систему из гражданских учреждений и имеющих опыт профессиональной деятельности в качественно иных условиях. Интересным направлением может стать исследование профессиональной идентичности сотрудников пенитенциарных учреждений, не имеющих базовой профессиональной подготовки по психологии, но успешно функционирующих в должности психологов. Целесообразно изучить особенности профессиональной идентичности психологов, работающих в пенитенциарных учреждениях различных типов. В работе намечен, но оставлен открытым вопрос о тендерных аспектах профессиональной идентичности сотрудников-психологов. Важным с прикладной точки зрения является изучение способов поддержания профессиональной идентичности в сложных и напряженных условиях профессиональной деятельности психологов УИС.

Перечисленные возможности дальнейших исследований по проблеме становления профессиональной идентичности дают основание рассматривать ее как значимую для процесса профессиональной подготовки пенитенциарных психологов и, несомненно, перспективную.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход / М. М. Абдуллаева // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25, № 2. — С. 86−95.
  2. , В.В. Проблема отчуждения в психологии / В.В. Абраменкова//Вопросы психологии. 1990. -№ 1.-С. 5−13.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности / К.А. Абульханова-Славская // Проблемы психологии личности. -М.: Наука, 1982. С. 92−98.
  4. , Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком / Н. Н. Авдеева // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. -Краснодар, 1975. С. 6−9.
  5. , B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / B.C. Агеев. М., 1990. — 240 с.
  6. , Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Учебное пособие / Ю. Е. Алешина, Л .Я. Гозман, Е. М. Дубовская. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 120 с.
  7. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
  8. Ю.Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, JI.A. Петровская. М., 2002. — 286 с.
  9. П.Андреева, Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Андреева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 303 с.
  10. , Н.В. Идентичность педагога и особенности его общения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Н. В. Антонова. — М., 1996. 23 с.
  11. , Н.В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 143−150.
  12. , Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1962. — № 2. — С. 13−18.
  13. , Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова // Проблемы психологии личности. -М.: Наука, 1982.- С. 140−147.
  14. , Н.С. Об определении и типах идентичности / Н. С. Аринушкина // Мир психологии. 2004. — № 2. — С. 48−53.
  15. , Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю.Артемьева- Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука: Смысл, 1999. -349 с.
  16. , А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. Учебник / А. Г. Асмолов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 2007. — 528 с.
  17. , Ф.И. Представления об идентичности в рамках нарративного подхода / Ф. И. Барский, Д. А. Кутузова // Мир психологии. 2004. — № 2. — С. 67−77.
  18. , Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2001. -301 с.
  19. , Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Берне. -М.: Прогресс, 1986. 424 с.
  20. , М.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / М. Р. Битянова. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 48 с. *
  21. , Г. Общество как символическая интеракция / Г. Блумер // Современная зарубежная социальная психология. Тексты- под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, JI.A. Петровской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-С. 173−179.
  22. , А.А. О характеристиках идентификации и идентичности на ступени взрослости / А. А. Бодалев // Мир психологии. 2004. — № 2. -С. 93−98.
  23. , Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов / Т. М. Буякас // Вестн. Моск. ун-та. Сер 14. Психология. 2000. — № 1. — С. 56−63.
  24. , Т.М. Основания и условия профессионального становлеия студентов-психологов / Т. М. Буякас // Вестн. Моск. ун-та. Сер 14. Психология. 2005. — № 2. — С. 7−17.
  25. , Ф.Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  26. , А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / А. В. Визгина. -М., 1987.-20 с.
  27. , А.А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности / А. А. Волочков, Е. Г. Ермоленко // Психологический журнал. 2004. — Т. 25, № 2. — С. 17−33.
  28. , В.М. Ко-терапевтическая компьютерная система «КЕЛЛИ-98». Методическое руководство / В. М. Воробьев, H.JI. Коновалова. Изд.4-е, перераб. и доп. — СПб.: ГП «ИМАТОН», 2003. — 176 с.
  29. , JI.C. Психология / JI.C. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 1008 с.
  30. , Л.Я. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. -44 с.
  31. , Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1988. — 142 с.
  32. , Э. Представление себя другим / Э. Гоффман // Современная зарубежная социальная психология. Тексты- под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -С. 188−196.
  33. , Дж. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 558 с.
  34. , М.Г. Актуальные проблемы развития психологической службы уголовно-исполнительной системы Минюста России / М. Г. Дебольский // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2002. — № 8. — С. 87−92.
  35. , М.Г. Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе: Лекция / М. Г. Дебольский. Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2005. — 40 с.
  36. , У. Психология / У. Джемс- под ред. JI.A. Петровской-М.: Педагогика, 1991. 368 с.
  37. , В. Описательная психология / В. Дильтей // История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. 3-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999.-С. 405−441.
  38. , С.И. Ролевые конфликты в профессиональной деятельности и социальном поведении человека / С. И. Ерина // Вестник Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова. 2006. — № 1. -С. 96−100.
  39. , Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессионализма / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 1998. -Т. 19, № 4.-С. 80−87.
  40. , Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепции и реальность: Ст. 1 / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 2001. — Т. 22, № 4. — С. 51−59.
  41. , Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 2001. — Т. 22, № 5. — С. 69−78.
  42. , Е.М. Психологическая системная профессиография / Е. М. Иванова. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 208 с.
  43. , H.JT. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / H. J1. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. 2004. -№ 2.-С. 148−157.
  44. , H.JI. Психологическая структура социальной идентичности: Автореф. дисс.. д. психол. наук / Н. Л. Иванова. Ярославль, 2003. — 43 с.
  45. , Е.С. Экстремальная профессия сотрудник УИС / Е. С. Ильина // Развитие личности. — 2002. -№ 4. — С. 169−173.
  46. Информационный бюллетень ГУИН. М., 1999. — № 4.
  47. , Т.А. Особенности развития личности студентов-психологов / Т. А. Казанцева // Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 209−217.
  48. Келли, Г.-Две функции референтной группы / Г. Келли // Современная зарубежная социальная психология. Тексты- под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С. 197−203.
  49. , Дж. Теория личности: психология личных конструктов / Дж. Келли. СПб.: Речь, 2000. — 248 с.
  50. , Е.А. Введение в психологию труда: Учебник / Е. А. Климов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Московского университета- Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
  51. , Е.А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности / Е. А. Климов // Психологический журнал.-2005.-№ 3,-с. 94−101.
  52. , Е.А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд). Учебное пособие / Е. А. Климов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. -176 с.
  53. , Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 304 с.
  54. , В.И. Особенности личностной организации времени жизни / В. И. Ковалев // Гуманистические проблемы психологической теории: Сб. ст. / Рос. АН, Ин-т психологии- Отв. Ред. К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. -М.: Наука, 1995. С. 179−184.
  55. , Д.В. Антиномии природы человека и психология различия (К проблеме идентификации и идентичности, идентичности и толерантности) / Д. В. Колесов // Мир психологии. 2004. — № 3. — С. 918.
  56. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. -М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  57. , И.М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / И. М. Кондаков, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. 1989.-№ 5.-С. 158−164.
  58. , Н.В. К вопросу о становлении личностно-профессиональных качеств будущего специалиста / Н. В. Копылова // Мир психологии. -2005. -№ 1.-С. 162−170.
  59. , Ю.Н. Профессиональное становление психолога уголовно-исполнительной системы и пути его оптимизации: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Ю. Н. Кравцова. — М., 2005. 24 с.
  60. , Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
  61. , Р.Л. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская // Психология межличностного познания: Сб. статей. / АПН СССР- Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — С. 93−112.
  62. , Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. — 1983. № 2. — С. 51−59.
  63. Кун, М. Эмпирическое исследование установок личности на себя / М. Кун, Т. Макпартлэнд // Современная зарубежная социальнаяпсихология. Тексты- под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, JI.A. Петровской. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 180−187.
  64. , Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. 1999. — Т. 20, № 3. — С. 4857.
  65. , К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. СПб.: «Сенсор», 2000.-368 с.
  66. Леонтьев, А. Н, Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. 352 с.
  67. , Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. 2001. -№ 1. — С. 57−66.
  68. , Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003.-487 с.
  69. , В.М. Научно-практическая конференция по проблемам понимания человека и социума в изменяющейся России / В. М. Львов, С. Л. Леньков // Психологический журнал. 2006. — Т. 27, № 5. — С. 117−119.
  70. , Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов / Г. Ю. Любимова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. — № 1. — С. 48−56.
  71. , С. Р. Теории личности: сравнительный анализ / С. Р. Мадди / Пер. с англ. СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 539 с.
  72. , B.C. Неудобства с идентичностью / B.C. Малахов // Вопросы философии. 1998. — № 2. — С. 43−53.
  73. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  74. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу. 3- изд. — СПб.: Питер, 2006.-352 с.
  75. , А.С. Взаимосвязь профессиональной идентификации государственных служащих и субъективных моделей обучения в системе непрерывного образования / А. С. Мельничук // Мир психологии. 2004. -№ 2.-С. 215−221.
  76. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: учеб. Пособие для вузов / Ю. М. Жуков, А. К. Ерофеев, С. А. Липатов и др.- Под ред. Ю. М. Жукова. М.: Аспект Пресс, 2004. — 256 с.
  77. , JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−38.
  78. , И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера / И. В. Михайлов // Вопросы психологии. 1975. -№ 5. -С. 110−122.
  79. , B.C. Феноменология развития и бытия личности: Избр. психол. труды / B.C. Мухина. Акад. соц. и пед. наук, Моск. психолого-соц. ин-т. — М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 1999. 635 с.
  80. , П. Психология, профессия, карьера / П. Мучински. 7-е изд. -СПб.: Питер, 2004. — 539 с.
  81. , О.Г. Психология труда: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. Г. Носкова. Под ред. Е. А. Климова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
  82. , В.В. Роль автобиографической памяти в структуре идентичности личности / В. В. Нуркова // Мир психологии. 2004. — № 2. -С. 77−86.
  83. , В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности / В. В. Нуркова. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 320 с.
  84. , Ю.Г. О конструктивной роли кризиса личностной идентичности в развитии личности / Ю. Б. Овчинникова // Мир психологии. 2004. — № 2. — С. 124−132.
  85. , В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В. Н. Павленко // Вопросы психологии. 2000. — № 1.-С. 135−142.
  86. , В.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе / В. Н. Павленко, Н. Н. Корж // Психологический журнал. 1998. — Т. 19, № 1. — С. 75−88.
  87. , Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. -М.: Аспект Пресс, 2001. 607 с.
  88. , В.Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2005. — 480 с.
  89. , Ю.П. Основные тенденции профессионального развития человека на стадии обучения в вузе / Ю. П. Поваренков // Ярославский психологический вестник. 2002. — Вып. 9 — С. 68−73.
  90. , Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков- Ун-т Рос. Акад. образования. -М.: Изд-во УРАО, 2002. 159 с.
  91. , В.М. Состояние и перспективы развития психологической службы в уголовно-исполнительной системе /
  92. B.М. Поздняков // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2000. — № 3. — С. 41−46.
  93. , К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. 1994. — № 1.1. C. 61−69.
  94. , Л.В. Методы изучения процессов идентификации / Л.В. Попова// Вопросы психологии. 1988. -№ 1. — С. 163−168.
  95. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. ред.
  96. B.А. Бодрова. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 768 с.
  97. Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. К. Сергиенко, В. А. Бодров, Ю. Э. Писаренко и др.- Под ред. Ю. К. Стрелкова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 400 с.
  98. , Ю.М. Проблемы формирования и функционирования социальной идентичности конструктивистский анализ Т. Хопфа / Ю. М. Прахова // Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 5. —1. C. 215−227.
  99. Приказ № 238 от 12 декабря 2005 года «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы».
  100. Приказ № 791 от 29 сентября 2005 года «Об утверждении формы статистической отчетности 53-ПС «О результатах деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы».
  101. Проблемы профессиональной социализации личности / JI.M. Митина, И. В. Вачков, И. Н. Грызлова и др.- Под ред. JI.M. Митиной.- Кемерово: Кемер. обл. ИУУ, 1996. 159 с.
  102. , Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.
  103. Психологическое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России (теория и практика) / Под общ. ред. С. Х. Шамсунова. Москва- Томск: АПиУ МЮ РФ, 2004.- 254 с.
  104. Психология. Словарь. М.: Просвещение, 1990. — 494 с.
  105. Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. JI.B. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гвоздева под ред. канд. филос. наук С. М. Черкасова. СПб., 1995. — 288 с.
  106. , А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией / А. А. Реан // Вопросы психологии. 1988. — № 1. -С. 83−88.
  107. , К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс- пер. с англ. — М.: «Рефлбук" — К.: «Ваклер», 1997.
  108. , К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.-480 с.
  109. , C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. / C.JI. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. 328 с.
  110. , О.О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте (условия, структура, динамика, типология): Автореф. дисс.. канд. психол. наук / О. О. Савина. — М., 2003.-25 с.
  111. , Э.В. Идентификация как способ социального бытия и идентичность как форма субъектного самоосуществления / Э. В. Сайко // Мир психологии. 2004. — № 2. — С. 3−10.
  112. , П.В. Рефлексивная методика исследования психологических особенностей профессиональной идентичности личности на примере профессии «психолог» / П. В. Смирнова // Прикладная психология и психоанализ. 2006. — № 4. — С. 114−122.
  113. Сознание личности в кризисном обществе. Под редакцией академика РАО, профессора К.А. Абульхановой-Славской, члена-корреспондента РАН, профессора А. В. Брушлинского, канд. психол. наук М. И. Воловиковой. М.: Институт психологии РАН, 1995. — 193 с.
  114. , E.JI. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития / Е. Л. Солдатова // Вопросы психологии. 2006. — № 5. — С. 7484.
  115. Социальная идентичность и изменения ценностного сознания в кризисном обществе. Методология и методика измерения социальной идентичности / Под ред. Н. А. Шматко. М.: ИС, 1992. — 70 с.
  116. , Т.Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий / Т. Г. Стефаненко // Мир психологии. 2004. — № 3. — С. 38−42.
  117. , В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. 285 с.
  118. , Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ю. К. Стрелков. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 360 с.
  119. , А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А. Р. Фонарев. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 560 с.
  120. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-367 с.
  121. , Ф. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам / Ф. Франселла, Д. Баннистер. -М.: Прогресс, 1987. 236 с.
  122. , Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 864 с.
  123. , Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: ACT, 1998. — 662 с.
  124. , Э. Иметь или быть? / Э. Фромм: Пер. с англ. / Общ. ред. и поел. В. И. Добреньков. 2-е изд., доп. — М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  125. , Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. М.: Республика, 1993. -415 с.
  126. , И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира / И. Б. Ханина // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1990. — № 3. — С. 42−50.
  127. , Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  128. , Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пособие / Л.Б. Шнейдер- Рос. акад. образования, Моск. психолого-социал. ин-т. — М.: Изд-во Моск. психолого-социал. ин-та- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2004. 600 с.
  129. , Д. Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. 8-е изд. -СПб.: Питер, 2003. — 560 с.
  130. , Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон- пер. с англ. — 2-е изд., перераб. и дополн. СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. — 416 с.
  131. , Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. — 352 с.
  132. , В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. 1995. — Т. 4, № 3−4. — С. 158−172.
  133. Adams, G.R. A developmental social psychology of identity: Understanding the person in context / G.R. Adams, S. Marshall // Journal of Adolescence. 1996. -№ 19. — P. 1−14.
  134. Blustein, D.L. Attachment theory and career development: Current status and future directions / D.L. Blustein, M.S. Prezioso, D.P. Shultheiss / Counceling Psychologist. 1995. -№ 23. — P. 416−432.
  135. Breakwell, G.M. Coping with threatened identities / G.M. Breakwell. -L.-N.Y.: Mithuen, 1986.
  136. Brott, P.E. Developing the Professional Identity of First-Year Teachers Through a «Working Alliance» / P.E. Brott, L.T. Kajs // http://www.alt-teachercert.org/working alliance. htm
  137. Giddens, A. Modernity and self-identity / A. Giddens. Stanford, 1991.
  138. Goffman, E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity /
  139. E. Goffman. — Harmondsworth: Pelican Books, 1968.
  140. Hall, R.H. Professionalization and bureaucratization / R.H. Hall // American Sociological Review. 1968. — № 33. — P. 92−104.
  141. Harre, R. The discursive mind / R. Harre, G. Gillett. Oaks: Sage, 1994.
  142. Hermans, H.J.M. The person as a motivated storyteller: Valuation theory and the self-confrontation method / H.J.M. Hermans // Advances in Personal Construct Psychology. Wesport, Conn., 2002.
  143. Kerr, S. Issues in the study of «professionals» in organizations: The case of scientists and engineers / S. Kerr, M.A. VonGlinow, J. Schriesheim // Organizational Behavior and Human Performance. 1977. — № 18. — P. 329 345.
  144. Kroger, J. Events associated with identity status change / J. Kroger, K.E. Green // Journal of Adolescence. 1996. — № 19. — P. 477−490.
  145. Lopez, F.G. Career indecision: A family systems perspective /
  146. F.G. Lopez, S. Andrews // Journal of Counceling and Development. 1987. -№ 65. — P. 304−307.
  147. Marcia, J. Identity in adolescence / J. Marcia // Handbook of adolescent psychology. -N.Y., 1980.-P. 159−187.
  148. Marcus, H. Possible selves / H. Marcus, P. Nurius // American Psychologist. 1986. — Vol. 41. — P. 954−969.
  149. McAdams, D.P. The «imago»: A key narrative component of identity / D.P. McAdams // Review of personality and social psychology / Ed. by P. Shaver.-Beverly Hills, 1985.-P. 115−141.
  150. McAdams, D.P. The Psychology of Life Stories / D.P. McAdams // Review of General Psychology. 2001. — Vol. 5, № 2. — P. 100−122.
  151. McGoven, K.R. Still different after all this years: Gender differences in professional identity formation / K.R. McGoven, L.E. Hart // Professional Psychology: Research and Practice. 1990. — № 21. — P. 118−123.
  152. Serafini, Т.Е. Functions of Identity: Scale Construction and Validation / Т.Е. Serafini, G.R. Adams 11 Identity: An International Journal of Theory and Research. 2002. — Vol. 2, № 4.-P. 363−391.
  153. Skorikov, V.B. Vocational identity development: Relationship to other identity domains and to overall identity development / V.B. Skorikov, F.W. Vondracek // Journal of Career Assessment. 1998. — № 1. — P. 13−35.
  154. Tajfel, H. Social identity and intergroup relations / H. Tajfel. -Cambridge, 1982.
  155. Tajfel, H. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior / H. Tajfel, J.C. Turner // Psychology of Intergroup Relations. — Chicago, 1986.
  156. Turner, J.C. A self-categorization theory. In Rediscovering the Social Group: A Self-Categorization theory / J.C. Turner. Oxford, 1987.
  157. Vondracek, F.W. Leisure, school, and work activity preferences and their role in vocational identity development / F.W. Vondracek, V.B. Skorikov // The Career Development Quarterly. 1997. — № 45. — P. 322−340.
  158. Waterman, A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review of research / A.S. Waterman // Developmental Psychology. 1982. — Vol. 18, № 3. — P. 341−358.
  159. Watts, R. Development of professional identity in Black clinical psychology students / R. Watts // Professional Psychology: Research and Practice. 1987.-№ 18.-P. 28−35.
  160. Структурно-динамические характеристики идентичности психологов УИС на разных этапах профессионального становления
Заполнить форму текущей работой