Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические закономерности процессов функционирования массмедиа в поликультурных медиапространствах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с пониманием — мысленным воспроизведением «объективного процесса возникновения и формирования предмета целенаправленной деятельности и мышления» — существенное место в массовой коммуникации занимает память как вид психического отражения действительности. Знание механизмов закрепления, сохранения и воспроизведения информации, проникновение в тайны словеснологической, эмоциональной… Читать ещё >

Психологические закономерности процессов функционирования массмедиа в поликультурных медиапространствах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Здесь изучаются средства, характер, формы, результаты психологического воздействия медиасреды и медиатекстов на социум, формирование взглядов, реакций аудитории, стратегии поведения, психосоциальная адаптация и психологическое самочувствие человека.

Все чаще предметом медиапсихологии становятся результаты изменения психических состояний и свойств аудитории, преобразования установок под воздействием СМИ. Как уже говорилось выше, ученые значительно продвинулись в объяснении проблемы зависимости психической переработки сообщений от специфики массовой коммуникации вообще и каждого конкретного средства в отдельности, от организации информационного потока, от специфики интересов тех или иных групп аудитории и от психических барьеров восприятия[1].

В массовой коммуникации особая роль принадлежит такому когнитивному процессу, как внимание, а также его свойствам: уровню, объему, динамизму и длительности. Именно благодаря вниманию осуществляется упорядочение наиболее важной для нас информации «в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач»[2]. Внимание оказывается своего рода настройкой человека на восприятие самых насущных сведений и на реализацию того или иного вида деятельности. Под вниманием понимают психический познавательный процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте. Одна из главных задач СМК — привлечение и организация внимания аудитории. Кроме того, «искусственно рассеивая внимание, распределяя его на несколько объектов, можно и без полного отвлечения внимания от важного для человека объекта значительно снизить возможности его восприятия и осмысления»[3].

Важной категорией в психологии массовой коммуникации является интерес (от лат. interest — имеет значение) аудитории (интерес читателя, слушателя, потребителя информации, реципиента) — одна из форм направленности личности, окрашенная положительными эмоциями; сосредоточение внимания на определенном предмете. Привлечь внимание можно лишь к тому предмету, к которому у человека уже сформирован устойчивый интерес.

В процессе массовой коммуникации возникает понимание (или непонимание) передаваемых сигналов через каналы коммуникации. Понимание в психологии рассматривается не только как способность человека постичь смысл и значение чего-либо, но и достигнуть благодаря этому результата.

Наряду с пониманием — мысленным воспроизведением «объективного процесса возникновения и формирования предмета целенаправленной деятельности и мышления»[4] — существенное место в массовой коммуникации занимает память как вид психического отражения действительности. Знание механизмов закрепления, сохранения и воспроизведения информации, проникновение в тайны словеснологической, эмоциональной, оперативной и долговременной памяти входят в число базисных компонентов разработки технологий воздействия на психику человека и поиска способов ее защиты от негативных влияний.

В медиапсихологии изучаются массовые эффекты, возникающие в результате взаимодействия массмедиа и аудитории, а также механизмы эскалации культуры социальной агрессии, национальных конфликтов, экстремизма, терроризма и фанатизма. Это тем более важно, что, по мнению отечественных исследователей, массовая коммуникация в последние десятилетия все больше приобретает черты агрессивной дискурсивной системы[5].

  • [1] Олешко В. Ф. Психология журналистики: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006.
  • [2] Кондаков И. М. Психология: ил. словарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. С. 66.
  • [3] Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции. М.: Академический проект, 2009. С. 265.
  • [4] Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. С. 270.
  • [5] Каблуков Е. В. Концентрация вербальной агрессии в политическом дискурсе // Журналистика. Молодые исследователи: межвуз. сб. науч. работ студентов и аспирантов / под ред. А. С. Быковой. СПб., 2006. Вып. 4. С. 42.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой