Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Определение профессиональной пригодности военнослужащих сенсорно-гностического профиля деятельности с учетом интегральной оценки зрительного и слухового анализаторов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В связи с переходом к новому облику Вооруженных Сил (ВС) Российской Федерации (РФ) происходит стремительное совершенствование вооружения, появляются принципиально новые образцы военной техники. Возникают сложные военные технологические производства, где деятельность специалистов становится все более опосредованной «искусственным интеллектом» (Зараковский Г. М., Медведев… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов
  • Глава 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СЕНСОРНО-ГНОСТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА
    • 1. 1. Надежность человека-оператора как основа прогнозирования успешности профессиональной деятельности
    • 1. 2. Формирование системы мероприятий профессионального психологического отбора
    • 1. 3. Профессиональный психологический отбор. Основные термины и определения
    • 1. 4. Профессиональный психологический отбор человека-оператора
    • 1. 5. Профессионально-важные качества человека-оператора
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Общая характеристика обследованного контингента
    • 2. 2. Описание методик и методов исследования
      • 2. 2. 1. Психофизиологические методики исследования
      • 2. 2. 2. Методы оценки функционального состояния организма
      • 2. 2. 3. Методы психологического обследования
      • 2. 2. 4. Методика исследования уровня общего интеллектуального развития
      • 2. 2. 5. Методы социально-психологического изучения
    • 2. 3. Статистическая обработка результатов
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Определение алгоритма профессиональной пригодности военнослужащих сенсорно-гностического профиля деятельности
      • 3. 1. 1. Анализ социально-психологического и психофизиологического статуса военнослужащих сенсорно-гностического профиля деятельности с различным сроком службы в ВС РФ
    • 3. 2. Результаты социально-психологического изучения военнослужащих сенсорно-гностического профиля деятельности
    • 3. 3. Исследование профессиональной пригодности военнослужащих к деятельности сенсорно-гностического профиля на основе психофизиологических показателей
      • 3. 3. 1. Оценка эффективности профессиональной деятельности специалистов сенсорно-гностического профиля
      • 3. 3. 2. Сравнительный анализ групп «более успешных» и «менее успешных» военнослужащих по психофизиологическим показателям
      • 3. 3. 3. Связь психофизиологических показателей и экспертных оценок профессиональной пригодности военнослужащих к деятельности сенсорно-гностического профиля
      • 3. 3. 4. Разработка регрессионной модели и решающего правила расчета показателя профессиональной пригодности военнослужащих к деятельности сенсорно-гностического профиля
      • 3. 3. 5. Критерий и интервалы оценки расчетных значений индекса профессиональной пригодности
      • 3. 3. 6. Оценка эффективности разработанной регрессионной модели
      • 3. 3. 7. Расчетная методика дифференцирования военнослужащих по группам профессиональной пригодности к деятельности сенсорногностического профиля
  • ГЛАВА 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СЕНСОРНО ГНОСТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 4. 1. Предназначение и общие положения
      • 4. 2. 0. рганизация и проведение мероприятий по определению профессиональной пригодности военнослужащих на должности сенсорно-гностического профиля деятельности
    • 4. 3. Вынесение заключения о профессиональной пригодности военнослужащих на должности сенсорно-гностического профиля деятельности

Определение профессиональной пригодности военнослужащих сенсорно-гностического профиля деятельности с учетом интегральной оценки зрительного и слухового анализаторов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В связи с переходом к новому облику Вооруженных Сил (ВС) Российской Федерации (РФ) происходит стремительное совершенствование вооружения, появляются принципиально новые образцы военной техники. Возникают сложные военные технологические производства, где деятельность специалистов становится все более опосредованной «искусственным интеллектом» (Зараковский Г. М., Медведев В. И., Бодров В. А., 1968; Боченков A.A. и др., 1994; Новиков B.C., Боченков A.A., Маклаков А. Г., 1997; Шойгу Ю. С., 2005; Кущев Г. Г., Тарасова В. М., 2011).

Постоянно увеличивается мощь тактического и стратегического вооружения, изменяются условия и способы ведения боевых действий. В связи с этим повышается роль человеческого фактора в поддержании боеспособности частей и подразделений ВС РФ (Чермянин C.B., 2004; Сысоев В. Н., 2007; Чермянин C.B., Скороход A.C., 2011).

Новейшие технологии, используемых в современных образцах и системах вооружений, увеличивают информационную нагрузку и повышают значимость ошибки в деятельности военных специалистов, а также вероятность ее появления (Кулешов В.И., 1995; Довгуша В. В., Мызников И. Л., 2006; Мосягин И. Г., 2007; Ищук В. Н, Матюхов A.B., 2011; Васильков A.M., Ткачук В. А., 2011).

Также возрастают требования не только к состоянию здоровья, но и к функциональному состоянию организма военнослужащих, определяющему уровень профессиональной работоспособности (Белевитин А.Б., Гребенюк С. А., Пономаренко Г. Н., 2007; Сысоев В. Н., Юрченко И. А., 2010; Белевитин А. Б., Цыган В. Н., Благинин A.A. и др., 2010; Булка А. П., 2011).

Для сохранения высокого уровня обороноспособности страны и эффективного обслуживания современных систем вооружения и техники требуется повышение качества комплектования ВС (Лемешонок А.Ф., 2000; Диденко И. В., 2007; Боченков A.A., 2007; Корзунин В. В., Чермянин C.B.,.

Юсупов B. B, 2011). Уровень развития профессионально важных качеств (ПВК) и интеллектуальных способностей, а также функциональное состояние (ФС) организма граждан, призываемых или поступающих на военную службу, должны позволять им успешно осваивать военную технику и эффективно на ней работать (Степанов В.М., 2002; Сысоев В. Н., Чермянин C.B., КорзунинВ.А. 2008; Ворона A.A., Антонов А. Г., 2011; Извозщикова О. В., Кузина Р. Х., 2011;).

Высокий уровень обслуживания и релевантного использования автоматизированных систем техники и вооружения возможен только при наличии высокого уровня подготовки военного специалиста сенсорно-гностического профиля деятельности (Карпов Д.А., 1999; Красногорский В. И., 2004; Гацко М. Ф., 2008; Дорофеев И. И., Марченко Л. О., Филиппова Е. О., 2011). К ним относятся оператор радиолокационной станции (PJIC), оператор поста управления PJIC, радиотелеграфист, радист, радиотелефонист, телеграфист и др.

Огромную роль в овладении специальностью играет комплекс психофизиологических качеств человека, и в первую очередь таких, как функции слухового, зрительного анализаторов, оперативная и долговременная память, степень концентрации и переключаемое&tradeвнимания, эмоционально-волевые качества, психомоторная реакция, нервно-психическая устойчивость (Шойгу Ю. С, 2005; Боченков A.A., 2007; Сысоев В. Н., Булка А. П., Войтенко A.M., 2009; Корзунин В. А, Чермянин C.B., 2011), а также объективная оценка ФС и резервных возможностей, прежде всего центральной нервной (ЦНС), сердечно-сосудистой (ССС) и дыхательной систем организма, надежность и физиологическая цена деятельности в экстремальных и сверхэкстремальных условиях в целом учитывается мало (Апчел В.Я., Цыган В. Н., 1999; Благинин A.A., 2006; Погодин Ю. И., Боченков A.A., 2007).

Решение этих задач в армии и на флоте осуществляется при проведении мероприятий профессионального психологического (психофизиологического) отбора (ППО) военных специалистов. 111Ю является одним из основных резервов повышения уровня боеспособности частей и подразделений ВС, позволяет обеспечить высокое качество комплектования военных высших учебных заведений, частей и подразделений личным составом, интенсифицировать сроки обучения и подготовки, снизить количество военнослужащих, уволенных в процессе профессиональной деятельности (Решетников М.М., 1992; Новиков B.C., Боченков A.A., 1997; Никифоров Ю. П., 2006; Погодин Ю. И., Боченков A.A., 2007; Юсупов В. В., Дорофеев И. И., 2011).

Организация мероприятий ППО в ВС РФ регламентируется Федеральным Законом от 28 марта 1998 года № 53 «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы и другими нормативными и правовыми актами РФ и Министерства обороны РФ.

Совершенствование ППО обусловлено многими организационными, методологическими и практическими факторами (Боченков A.A., 2007; Чермянин C.B., Корзунин В. А., Будко Д. Ю., Сысоев В. Н., Шубин A.B., 2008; Юсупов В. В., Корзунин В. А., 2011), среди которых:

— необходимость учета новых принципов структуры ВС РФ, сроков службы призывного контингента;

— сложность четкого дифференцирования военных специальностей и выделение среди них операторскихусложнение и повышение экстремальности профессиональной деятельности военных специалистов в целом;

— необходимость обновления организационной и методической базы системы ППО военных специалистов.

Применяемые в настоящее время критерии психофизиологического отбора не в полной мере отражают специфику профессиональных требований, в зависимости от профиля деятельности военного специалиста. В частности, не существует простой и надежной методики отбора военнослужащих, обладающих профессионально важными качествами, необходимыми для назначения на должности сенсорно-гностического профиля деятельности.

Таким образом, выбор темы и актуальность диссертационного исследования определяются необходимостью совершенствования психофизиологического отбора военнослужащих сенсорно-гностического профиля деятельности с целью повышения точности прогноза профессиональной надежности, особенно в опасной для жизни и здоровья боевой обстановке.

Гипотеза: профессиональная пригодность военнослужащих, назначаемых на должности сенсорно-гностического профиля деятельности, в определённой степени определяется состоянием зрительного и слухового анализатора наряду с определением уровня общего интеллектуального развития и индивидуальных личностных характеристик.

Цель исследования: выявления профессионально важных характеристик состояния зрительного и слухового анализатора в системе мероприятий профессионального психологического отбора.

Задачи:

1. Провести комплексное (психологическое, психофизиологическое и физиологическое) обследование военнослужащих сенсорно-гностического профиля деятельности для выявления психофизиологических показателей, значимых для профессиональной деятельности военного специалиста-оператора.

2. Провести сравнительный анализ функционального состояния организма (в том числе ведущих анализаторных систем — зрительной и слуховой) у военнослужащих с различным стажем деятельности сенсорно-гностического профиля.

3. Определить основные психофизиологические показатели, определяющие успешность профессиональной деятельности сенсорно-гностического профиля и на этой основе разработать математическую модель оценки профессиональной пригодности к данному виду деятельности военнослужащих ВС РФ.

Научная новизна исследования. Расширены теоретические представления о роли зрительной и слуховой сенсорных систем в профессиональной деятельности военных специалистов сенсорно-гностического типа. Проведена работа по изучению возможности совершенствования ППО военнослужащих путем учета новых психофизиологических показателей (определяющих состояние основных анализаторов — зрительного и слухового) при определении профессиональной пригодности военнослужащих сенсорно-гностического профиля деятельности.

Впервые в мероприятиях ППО военнослужащих для деятельности сенсорно-гностического профиля использованы методики цветовой компьютерной кампиметрии и тональной аудиометрии.

Впервые использованы методики цветовой компьютерной кампиметрии (оценка состояния зрительного анализатора заключается в определении порогов яркостной чувствительности (ПЯЧ) и времени зрительно-моторной реакции (ВЗМР) в заданных точках поля зрения (от -21 до +21 или от 0 до 42 градусов) на цветовые (ахроматические) стимул-объекты на цветовом (ахроматическом) фоне) и тональной аудиометрии (экспересс-диагностика состояния слухового анализатора) в мероприятиях профессионального психологического отбора военнослужащих, назначаемых на должности сенсорно-гностического профиля деятельности.

Практическая значимость работы.

Выявлены высокопрогностичные методы оценки состояния зрительного и слухового анализаторов военнослужащих (цветовая компьютерная кампиметрия и тональная аудиометрия), назначаемых на должности сенсорно-гностического профиля деятельности. Разработана методика экспресс-диагностики состояния зрительного и слухового анализатора, данные которой могут быть использованы при проведении мероприятий профессионального психологического отбора военнослужащих, назначаемых на должности сенсорно-гностического профиля.

Надежность и достоверность результатов обеспечена величиной и репрезентативностью выборки обследованного контингента, использованием общепринятых тестов оценки психофизиологических и психологических особенностей личности, одномерных и многомерных методов математико-статистического анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Успешность военно-профессиональной деятельности военнослужащих сенсорно-гностического профиля связана с показателями функционального состояния организма (в первую очередь с состоянием функций зрительного и слухового анализаторов), а также с интеллектуальным развитием и личностными особенностями военнослужащих.

2. С увеличением стажа сенсорно-гностической профессиональной деятельности у обследованных военнослужащих улучшается функциональное состояние организма, повышаются чувствительность зрительного и слухового анализаторов, уровень развития психических процессов.

3. Разработана математическая модель, позволяющая на основе психофизиологических показателей осуществлять прогноз профессиональной пригодности военнослужащих к деятельности сенсорно-гностического профиля.

Реализация результатов работы.

Результаты проведенных исследований реализованы: в отчетах по плановым темам НИР «Разработка форм и методов военно-профессиональной ориентации граждан в процессе подготовки к военной службе, совершенствование методического обеспечения мероприятий по профессиональному психологическому отбору в учебных воинских частях» (№ УМА 01.07.02.0608/0195, шифр «Профессионал», 2008), «Совершенствование мероприятий профессионального психологического отбора офицеров, поступающих в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (№ УМА 01.07.02.0809/0259, шифр «Участник», 2009),.

Совершенствование организационного и методического обеспечения мероприятий по профессиональному психологическому отбору кандидатов для подготовки сержантов (старшин) по программам среднего профессионального образования, проводимых в военных комиссариатах, воинских частях и военно-учебных заведениях Минобороны России" (№ УМА 01.07.02.1011/0280, шифр «Капрал», 2011).

Апробация результатов исследования.

Ход и результаты исследования обсуждались на международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы взаимодействия медицинских служб Вооруженных сил в условиях современных вызовов и угроз» (Светлогорск, 2009), I Европейском конгрессе по военной медицине (Светлогорск, 2010), Всеармейской научно-практической конференции «Актуальные проблемы авиационной медицины» (Санкт-Петербург, 2010).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 7 работ, в том числе 2 научных статьи в рекомендованных журналах рецензируемых ВАК РФ. Автором разработано и обосновано 1 рационализаторское предложение.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Содержит 36 таблиц, 23 рисунка. Общий объем 168 страниц. В списке литературы — 161 источник, из них 136 отечественных и 25 зарубежных.

ВЫВОДЫ.

1. Результаты сравнительного анализа функционального состояния военнослужащих с различным стажем сенсорно-гностической деятельности показывают, что в группе офицеров (стаж сенсорно-гностической деятельности 7 лет и более) отмечалось достоверное улучшение самочувствия, активности и настроенияпсихической активностиотмечалось повышение функциональных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма (проба Штанге, проба Генча, индекс Богомазова) по сравнению с группой военнослужащих по призыву и контракту (стаж сенсорно-гностической деятельности менее 1 года).

2. В группе офицеров сенсорно-гностического профиля деятельности достоверно выше (р<0,05) значения функциональных показателей состояния зрительного анализатора (ниже порог яркостной чувствительности, выше функциональный показатель качества выполнения теста) и слухового анализатора на частотах 125 и 250 Гц по сравнению с военнослужащими по призыву и по контракту аналогичного профиля деятельности.

3. В группе более успешных военнослужащих сенсорно-гностического профиля деятельности отмечаются достоверно (р<0,05) более высокие значения показателей состояния функций зрительного и слухового анализаторов, активности логического мышления, скорости переработки цифровой информации, уровня вербально-логического и пространственно-образного мышленияличностного адаптационного потенциала по сравнению с группой менее успешных военнослужащими такого же профиля деятельности.

4. Успешность профессиональной деятельности военнослужащих сенсорно-гностического профиля достоверно коррелирует (р<0,05) с показателями состояния функций зрительного и слухового анализатора, со скоростью переработки цифровой информации, логическим мышлением, уровнем вербально-логического мышления, анализом и синтезом мыслительной деятельности, уровнем развития пространственно-образного мышления, адаптационными способностями личности, показателями функционального состояния организма.

5. На основе многомерного корреляционно-регрессионного анализа разработана математическая модель, слагаемые которой являются расчетными значениями:

ИНП = 4,640 + 0,001ФП — 0,003ЛУ + 0,001ПУ + 0,007 Т — 0,021ЛАП -0,3 381, где ИНП — прогностический индекс профессиональной пригодности к деятельности сенсорно-гностического профиля.

Разработанная модель отвечает требованиям информативности и адекватности (Б-критерий меньше 0,05), прошла проверку на надежность и прогностическую валидность. Модель позволяет на основе выявленных психофизиологических критериев осуществить прогноз профессиональной пригодности военнослужащих к деятельности сенсорно-гностического профиля с эффективностью 77,5%.

6. Выявленные психологические и психофизиологические критерии, определяющие успешность профессиональной деятельности, и математическая модель оценки уровня профессиональной пригодности является основой методического аппарата по совершенствованию профессионального психологического отбора военнослужащих на должности сенсорно-гностического профиля деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Наиболее информативные психологические, психофизиологические и физиологические (состояние зрительного и слухового анализаторов) показатели необходимо использовать в разработанной регрессионной модели и решающем правиле расчета показателя профессиональной пригодности военнослужащих к деятельности сенсорно-гностического профиля. Разработанная математическая модель, слагаемые которой являются расчетными значениями, имеет следующий вид :

ИПП = 4,640 + 0,001ФП — 0,003ЛУ + 0,001ПУ + 0,007 Т -0,021 ЛАП -0,3 381, отн.ед. где ИПП — прогностический индекс профессиональной пригодности к деятельности сенсорно-гностического профиля.

ФП — комплексный показатель зрительного анализатора, %;

ЛУ — комплексный показатель слышимости для левого уха, дБ;

ПУ — комплексный показатель слышимости для правого уха, дБ;

Т — комплексный показатель по тестам ОИР, балл;

ЛАП — личностный адаптационный потенциал, балл;

81 — показатель социальной интроверсии, балл.

2. Использование решающего правила расчета показателя профессиональной пригодности военнослужащих в мероприятиях по профессиональному психологическому отбору будет способствовать более тщательному подбору военнослужащих при назначении их на должности сенсорно-гностического профиля деятельности.

3. В мероприятиях по профессиональному психологическому отбору военнослужащих должны учитываться показатели состояния зрительного и слухового анализатора при назначении на должность сенсорно-гностического профиля деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированная система сбора и предварительного анализа психофизиологических данных: Метод, рекомендации. Инв. N 236. Л.: BMA, 1987.-24 с.
  2. .Г. Психологическая структура человека как субъекта.-Л.:Человек и общество. -1967.- 28с.
  3. , В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека / В. Я. Апчел, В. Н. Цыган. СПб.: 1999. — 86 с.
  4. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.- М.: Медицина, 1979.- 295 с.
  5. Ю.А. Спецтема: дис.. канд. псих, наук: Инв. № Д/261/Цл-5.- Л., 1986, — 208 с.
  6. С.П. Профессиональные деформации личности: (подходы, концепции, метод). Автореф. Дисс. на соиск. .докт. Психол. наук. М, — СПб.: СПбГУ, СП6.ВШМВД.-1997 — 35 с.
  7. , А.Б. Направления совершенствования психофизиологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов управления космическими аппаратами / А. Б. Белевитин, В. Н. Цыган, A.A. Благинин и др. // Воен.-мед. журн. 2010. — № 4. — С. 4 — 6.
  8. Г. Т., Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике.-М.: Наука, 1978.-303 с.
  9. , A.A. Надежность профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем. СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2006. — 144 с.
  10. В.А. Проблема профессиональной и функциональной надежности оператора // Психологический журнал. 1989. № 4. С. 142−149.
  11. В.А. Развитие системы профессионального психологического отбора военных специалистов за рубежом и в СССР //
  12. Проблемы профессионального психологического отбора авиационных специалистов: материалы военно-научной конференции 22−23 мая 1984 г.: Инв. № 237.-М., 1985,-С. 58−71.
  13. В.А. Спецтема: дис.. д-ра мед. наук: Инв. № Д/87/Цл-5.-Л., 1969.- 497 с.
  14. В.А., Зараковский Г. М. О методических приемах разработки психофизиологических требований // Профессиональный психофизиологический отбор военных специалистов.- Л.: BMA, 1969.- С. 59.
  15. В.А., Малкин В. Б., Покровский Б. Л., Шпаченко Д. И. Психологический отбор летчиков и космонавтов. Проблемы космической биологии.- М.: Наука, 1984.- Т. 48.- 264 с.
  16. A.A., Глушко А. Н., Науменко Е. Б. и др. Методология и принципы комплексной психофизиологической оценки пригодности военных специалистов // Воен.-мед. журн.- 1994.- № 11.- С. 41−46.
  17. , A.A. Личный профессиональный потенциал выпускников военно-медицинских вузов и его использование при комплектовании интернатуры / А. А. Боченков, Д. А. Тимофеев // Воен.-мед. журн. 2007. — № 5. — С. 14−20
  18. А.П. Прогнозирование успешности профессиональной деятельности военнослужащих на основе математической модели нечеткой нейронной сети: Автореф. дис.. к-та мед. наук. СПб., 2005. — 24 с.
  19. Вопросы профессионального психологического отбора и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в вузе // Материалы Всеармейского учебно-методического сбора 1988 г.: Инв. № 498.-М.: МО СССР, 1989.- 188 с.
  20. М.Ф. Правовое обеспечение строительства Вооружённых Сил Российской Федерации. М.: Флинта: Наука, 2008. — 342 с.
  21. С.Г. К вопросу о профессиональной типологии // История советской психологии труда.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1983.- С. 118−127.
  22. Ф.Д. Психоневрологическая экспертиза и отбор // Тез. докл. на III съезде общества психологов СССР.- М., 1968.- Т. 3.- С. 119.
  23. С.А., Белевитин А. Б., Пономаренко Г. Н. Стратегия выбора и эффективность санаторно-курортного обеспечения военнослужащих // Вестн. Рос. Воен.-мед. акад. 2007. — № 4. — С. 5−10.
  24. ГОСТ РВ 0029.01.001−2008. Профессиональный психологический отбор человека-оператора. Медико-психологические требования к человеку-оператору. М.: Стандартинформ, 2009.
  25. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.- М.: Наука, 1970.- 272 с.
  26. K.M. Проблемы социального и биологического в дифференциальной психофизиологии // Соотношение биологического и социального в человеке.- М.: Наука, 1975.- С. 362−369.
  27. И.В. Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности /Автореф. дис. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону., 2007. — 8 с.
  28. , В.В. Отдых на этапах учебно-боевой деятельности подводников / В. В. Довгуша, И. Л. Мызников // Пособие для врачей ВМФ. -СПб.: ФГУП НИИ промышленной и морской медицины. 2006. — 94 с.
  29. Т.Т., Марищук В. Л. Отбор курсантов в летные училища методом комплексного изучения двигательных и психологических качеств // Вопросы научного обоснования физической подготовки в ВС СССР ВКФФК и С при ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта.- 1964.- С. 367.
  30. И.Ф., Кулагин Б. В., Петров В. П. О психологической классификации военных специалистов // Воен.-мед.- журн. 1985.- № 1.- С. 4649.
  31. Ю.М., Похилько В. И., Шмелев А. Г. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофакторных личностных тестов-опросников // Психол. журн.- 1987.- Т.8.- № 6.- С. 78−79.
  32. Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности.- М.: Наука, 1986.- 173 с.
  33. Н.Д., Пономаренко В. А. О методологических основах изучения ошибочных действий человека, управляющего летательным аппаратом // Деятельность космонавта в полете и повышение ее эффективности
  34. Под ред. Г. Т. Берегового и Л. С. Хачатурьянца.- М.: Машиностроение, 1981.- С. 100−116.
  35. Е.С., Майзель Н. И., Покровский Б. Л. Опыт психологического обследования курсантов при отборе в авиационные училища // Воен.-мед. журн.- 1961.- № 1.- С. 34−37.
  36. В.П. Военный труд и энергетика организма.- Л.: BMA, 1968.- 122 с.
  37. В.П., Сулимо-Самуйлло З.К. Методы исследования в физиологии труда. Л.: ВМедА, 1991. — 109 с.
  38. Г. М., Медведев В. И., Бодров В. А. Психофизиологические требования к военным специалистам // Разработка методов психофизиологического отбора военных специалистов операторского профиля.- Л.: BMA, 1968.- С.28−33.
  39. И.В., Петров В. П. Психологические аспекты рационального использования призывных контингентов.- М.: Военная мысль, 1988.- № 8.-С. 54−61.
  40. Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии,— Л.: 1981. 83 с.
  41. Е.П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: «Питер», 2001.-464 с.
  42. В.Н., Матюхов A.B., Ищук Ю. В. Особенности социально-психологической адаптации операторов специальных объектов // Современные проблемы военной медицины, обитаемости и профессионального отбора:
  43. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17−18 ноября 2011 года. СПб.: ВМедА, 2011.-86 с.
  44. Д.А. Индивидуальная норма как элемент построения экспертных систем контроля функционального состояния человека-оператора: Автореф. дис.. канд. мед. наук / Д. А. Карпов Санкт-Петербург, 1999. — 5 с.
  45. Е.А. Субъект в профессиях типа «человек-человек» //Психология профессионала.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 С. 130−135.
  46. Е.А. Психология профессионала,— М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С.418−424.
  47. А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение, 1970.- С. 86
  48. Н.В., Молдавская С. И., Мазэк Е. И. Профессиональный отбор радиотелеграфистов.- Киев: КВИРТУ ПВО, 1968.- 67 с.
  49. Р.Н. Спецтема: Дис.. д-ра мед. наук: Инв. № Д/182/Цл.-5, — Л.: BMA, 1970.- 298 с.
  50. М.А., Емельянов А. М. Природа ошибок человека-оператора. -М.: Транспорт, 1993.- 252 с.
  51. М.А., Емельянов А. М. Ошибки управления.- Таллин: Валгус, 1985.- 390 с.
  52. В.И. Политика профессионального отбора контингента для комплектования военной службы: Автореф. дис.. канд. мед. наук / В. И. Красногорский Москва, 2004. — 8 с.
  53. Критерии социально-психологического и психофизиологического отбора кандидатов на обучение на факультете руководящего медицинского состава //Отчет о НИР № 2.97, — 213. п7- Шифр «Перспектива-2». СПб.: ВМедА, 1998.
  54. И. Д., Решетников М. М. Современное состояние и проблемы профессионального отбора военнослужащих // Воен.-мед. журн.1986. № 12.- С. 40−44.
  55. .В. Методологические основы профессионального психологического отбора//Воен.-мед. журн.- 1986.- № 10.- С. 13−16.
  56. .В., Сергеев СЕ. Типологический подход к исследованию проблемы профотбора // Психологический журн.- 1989.- Т. 10.- № 1.- С. 62−70.
  57. .В., Решетников М. М., Сергеев С. Т. Применение методов многомерного статистического анализа в целях улучшения профессионального психологического отбора //Воен.- мед. журн.- 1988.- N11.-0. 18−21.
  58. Всероссийской научно-практической конференции 17−18 ноября 2011 года. -СПб.: ВМедА, 2011.-95 с.
  59. И. И. Организация и проведение профессионального психологического отбора при комплектовании ВС государств членов НАТО / И. Лебедовская // Зарубежное военное образование. — 2005. — № 7. — С. 14−20.
  60. Н.Д. О психических состояниях человека.- М.: Просвещение, 1964.- 344 с.
  61. А.Ф. Профессиональный психологический отбор офицеров для обучения в военных академиях Министерства Обороны Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. мед. наук / А. Ф. Лемешонок -Санкт-Петербург, 2000. 4 с.
  62. А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  63. .Ф. Человек и техника.- М.: Советское радио, Изд-е 2-е, 1966.- 464 с.
  64. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии.- 1975.- № 2, — С. 31−45.
  65. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984.- 444 с.
  66. .Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1989. № 4. С. 19−33.
  67. P.A. Экспериментальная психология: теоретические основы, лабораторный практикум / P.A. Макаревич. Минск: Изд-во «Университетское», 2000. — 173 с.
  68. А. Г. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» // Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации: Методические рекомендации.—М., 1994. — С. 164−174.
  69. А.Г., Чермянин C.B. Методы углубленного психологического изучения кандидатов на учебу //Методические рекомендации по профессиональному психологическому отбору. М., 1994. -С. 78−84.
  70. B.JI. К методике исследования эмоций в профотборе // Профессиональный психофизиологический отбор военных специалистов.- Д.: BMA, 1969.-С. 43.
  71. Марищук B. JL Критерии профессиональной пригодности и профотбор //Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда.- Л.: ЛГУ, 1974.
  72. A.A. Надежность физиологической системы и онтогенез // Молекулярные и функциональные основы онтогенеза.- М.: Медицина, 1970.-С. 224−230.
  73. В.И., Бодров В. А. Организация психофизиологического обследования // Разработка методов психофизиологического отбора военных специалистов операторского профиля.- Л.: BMA, 1968.- С. 37.
  74. В.И., Бодров В. А., Загрядский В. П., Зараковский Г. М. Некоторые принципы психофизиологического отбора военных специалистов // Профессиональный психофизиологический отбор военных специалистов.- Л.: BMA, 1969.- С. 84.
  75. В.И., Загрядский В. П., Бодров В. А., Ромашкин-Тиманов В.И., Егоров A.C. Спецтема.- Л.: ЛВИКА, 1968.- С.39−40.
  76. ВИ. Влияние эмоциональной сферы на деятельность операторов // Физиологические основы повышения эффективности труда.- Д.: Наука, 1978.- С. 118−136.
  77. B.C. Психология индивидуальности // Под ред. Е. А. Климова.-М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996.- 446 с.
  78. Методика выявления профессионально важных качеств для штатной должности (специальности) и составления ее психограммы («Психографический опросник»).- СПб.: ВМедА, 1990. 26 с.
  79. Методика контроля за функциональным состоянием моряков. Диагностические индескы и физиологические нагрузочные тесты: пособие для врачей / под общей ред. проф. РАЕ Мызникова И. Л. Мурманск.: Изд-во «Север», 2008. — 128 с.
  80. Методические указания по профессиональному отбору кандидатов в военно-учебные заведения ПВО, — М.: МО СССР, 1985.- 54 с.
  81. Методические указания по профессиональному психологическому отбору кандидатов на учебу в высшие военно-морские училища.- Д.: МО СССР, 1988.- 144 с.
  82. Методическое пособие по профессиональному психофизиологическому отбору телеграфистов. / Под ред. В. А. Пухова.- М.: МО СССР, 1979,-30 с.
  83. Методические указания по организации и проведению профессионального психологического отбора кандидатов из числа офицеров на учебу в ВУЗы МО РФ.- М.: ГВМУ МО РФ, 1998.
  84. Методы исследования в физиологии военного труда. М.: Воениздат, 1993. — 240 с.
  85. Д.Ю., Суэйн А. Ошибки человека и его надежность / Человеческий фактор. Под ред. Г. Сальвенди. Т. 1. М.: Мир, 1991. С. 360−41.
  86. Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора // Очерки психологии труда оператора.- М.: Наука, 1974.- С. 5−82.
  87. Е.А. Психологический отбор летчиков.- Киев: АПН УССР, 1966.- 235 с.
  88. И.Г. Психофизиологические закономерности адаптации военно-морских специалистов: Автореф. дис.. канд. мед. наук / И. Г. Мосягин Архангельск, 2007. — 10 с.
  89. Мясищев В. Н. Экспериментальные данные к вопросу о рефлексологии профессиональных типов//Психофизиология труда. Вып.2.-М.- Л., 1927.-С.14
  90. В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления // Инженерная психология. / Под ред. А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко, Д. Ю. Панова.- М.: МГУ, 1964.- С. 358−367.
  91. Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.- 112 с.
  92. , Ю.П. Физиологические критерии профессионального отбора курсантов учебных центров ГВМУ МО РФ: Автореф. дис.. канд. мед. наук / Ю. П. Никифоров СПб, 2006. — 29 с.
  93. B.C., Боченков A.A., Маклаков А. Г., Чермянин СВ. Психологическое обеспечение учебного процесса ввузов.- СПб.: BMA, 1997.254 с.
  94. B.C., Сапов И. А. Физиологические особенности деятельности плавсостава ВМФ // Физиология подводного плавания и аварийно-спасательного дела. Л., 1986. — С. 49−65.
  95. B.C. Методы исследования центральной нервной системы и психических функций / B.C. Новиков, В. П. Андрианов, Ю. В. Лобзин и др. // Методы исследования в физиологии военного труда / Под ред. B.C. Новикова. -М.: Воен. изд-во, 1993, — С. 13−83.
  96. .В., Решетников М. М., Чермянин C.B. Показатели регуляции физиологических функций в структуре профессиональных качеств специалиста // Воен. мед. журн. — 1988. — № 3. — С. 31−33.
  97. , А.И. Экспертные оценки : учеб. пособие / А. И. Орлов. М.: ИВСТЭ, 2002.
  98. Основы профессионального психофизиологического отбора. / Под ред. Н. В. Макаренко, В. А. Пухова, Н. В. Кольченко и др.- Киев: Наукова думка, 1987, — 244 с.
  99. Основы психофизиологической классификации военной деятельности // Военная инженерная психология. / Под ред. Б. Ф. Ломова.- М.: Воениздат, 1970, — С. 137−157.
  100. Особенности труда и быта лётно-подъёмного состава, осуществляющего длительные полёты. / Под ред. Г. И. Гуревич Л.: ВМедА, 1965.- 66 с.
  101. Отбор и распределение молодого пополнения по специальностям с учетом результатов психофизиологического обследования: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. А. Пухова, И. В. Болтовского и др.- М.: Воениздат, 1986, — 108 с.
  102. Всеармейского учебно-методического сбора 1988 г.- М.: МО СССР, 1989.- С. 59.
  103. К.К. Проблемы способностей.- М.: Наука, 1972.- 312 с.
  104. , Ю.И. Психофизиология профессиональной деятельности / Ю. И. Погодин, A.A. Боченков. М., 2007. — 280 с.
  105. .Л. К проблеме профессионального отбора летчиков // Профессиональный психофизиологический отбор военных специалистов.- Л.: BMA, 1969.-С. 13.
  106. .Л., Ступницкий В. П. Методичекие принципы оценки особенностей мышления кандидатов в летные училища // Научные чтения по авиации и космонавтике.- М.: Наука, 1981.- С. 42−43.
  107. В.А., Завалова Н. Д. Авиационная психология.- М.: НИИИА и КМ, 1992.- 200 с.
  108. В.А., Лапа В. В., Лемещенко H.A. Человеческий фактор и безопасность посадки.- М.: Воениздат, 1993.- 112 с.
  109. Профессиональный отбор корабельных специалистов ВМФ по психофизиологическим и психологическим показателям: Методические указания.- М.: Воениздат, 1984.- 60 с.
  110. Профессиональный психофизиологический отбор военных специалистов: Учебное пособие. / Под ред. В. А. Пухова и др.- М.: МО СССР, 1979.- 272 с.
  111. Психодиагностические методы в практике клинических психологов. Учебное пособие. / Под ред. B.JI. Ситникова.- СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2005, — 116 с.
  112. Психодиагностические методы выявления дезадаптационных нарушений в практике клинических психологов: учебное пособие / под ред. проф. Рыбникова В. Ю., проф. Чермянина C.B. -СПб.: «АЙСИНГ», 2009. 216 с.
  113. Психологический анализ деятельности военных специалистов //Психологическая оценка и прогнозирование пригодности профессиональной пригодности военных специалистов /Под ред. Ю. М. Забродина и И. Д. Кудрина.- М., Воениздат, 1988.- С. 88 -115.
  114. Развитие социально-перцептивной компетентности личности // Материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика А. А. Бодалева. Под общ. ред. Деркача A.A. М.: Луч, 1998.- 248 с.
  115. Рациональное распределение призывников по военным специальностям в интересах целенаправленного призыва.- М.: МО СССР, 1987, — 25 с.
  116. М.М. Профессиональный отбор в системе образования, промышленности и армии США // Психологический журн.- 1987.- Т.8.- № 3.- С. 145−153.
  117. М.М. Профессиональный психологический отбор -развитие проблемы и основные понятия // Сборник докладов 1-й научно-практической конференции врачей-психофизиологов ВМФ 11−13 октября 1989.-М: МО СССР, 1990, — С. 12−22.
  118. , М.М. Профессиональный отбор и обучение / М. М. Решетников // Актуальные проблемы физиологии военного труда. СПб.: 1992. -С. 173- 190.
  119. В.Ю. Психодиагностические методики оценки профессионально важных качеств личного состава ВМФ.- Л.: Воениздат, 1991. 151 с.
  120. С.Л. Основы общей психологии.-СПб.: «Питер», 1999.720 с.
  121. Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации. (Приказ МО РФ 2000 г. № 50).-М., 2000.
  122. В.М. Психолого-педагогические условия профессионального отбора в высших военно-учебных заведениях Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации // Автореф. дис.. канд. мед. наук: 13.00.08 Ульяновск., 2002, — 7 с.
  123. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности.- М.: Институт прикладной психологии, 1998.- С.- 512.
  124. Сысоев В. Н, Асташко С. Э., Чудаков А. Ю. Бинауральная синхронизация работы полушарий мозга как эффективный способ коррекции функционального состояния организма военнослужащих // Вест. Рос. воен.-мед. акад.- 2007.- прилож. № 3(19).- С. 3.
  125. В.Н., Булка А. П., Войтенко A.M. Кому и как разрабатывать медицину военного труда // Вестн. Рос. Воен.-мед. акад. 2009. — № 3 (27). -С. 162−165
  126. Теп лов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: АПН РСФСР, 1961.- 536 с.
  127. Теоретические и прикладные основы профессионального психологического отбора военнослужащих. Руководство /Под ред. проф.
  128. B.С.Новикова.- СПб.: ВМедА, 1996. 39 с.
  129. Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь, — СПб, 1996.- С. 184.
  130. , C.B. Психологические основы профессионального отбора военнослужащих для выполнения служебных обязанностей в экстремальных условиях. Военное образование в условиях реформа ВС РФ /
  131. C.B., Чермянин, А. Г. Маклаков // Материалы 23 научно-методической конференции ВАА. СПб., ВАЛ. — 1994. — С. 295−299.
  132. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.-М.: Наука, 1962.- 185 с.
  133. В.Д. Деятельность и способности.-М.: Изд-во «Логос», 1994.-318 с.
  134. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. 1996. № 1. С. 19−34.
  135. Ю.С. Профессиональный психологический отбор курсантов вузов МЧС России // Автореф. дис... канд. психол. наук: 05.26.02- СПб., 2005.-17с.
  136. В.И. Теоретические основы военной психофизиологии. Л.: ВМедА, 1991.-с. 3−8.
  137. Brandao P, Rodrigues S. Adverse events and near misses in medical imaging // Acta Med Port.- Portugal.- 2011.- Vol. 24, — P. 169−78.
  138. Brookhuis K. A., Fairclough S. H., De Waard D. Critical indicators of driver impairment // Ergonomics. 2003.- Vol.46, № 5, — P. 433−445.
  139. Bergomi M, Vivoli G, Rovesti S, Bussetti P, Ferrari A, Vivoli R.Source. Role of some psycho-physiological factors on driving safety // Ann Ig.- 2010.- Vol.22 (5).-P. 387−400.
  140. Cacioppo J., Tassinary L., Berntson G. Handbook of psychophysiology.-Cambridge University Press, 2007, — P.898
  141. Cott H.V. Human Errors: Their Causes and Reduction // J. Human Errors in Med. / M.S. Bogner (Ed.).- Lawrence Erlbaum Associates, Publishers.- Hillsdale.-New Jersey.- 1994, — P. 63−65.
  142. Dismukes K. Human error in aviation.- England. Ashgate Publishing, 2009.-P. 116−132.
  143. Fairclough, S. H. Fundamentals of physiological computing. Interacting with Computers, 2009. Vol. 21, P.-133−145.
  144. Gaines B.R., Moray N. Development of perfomance measures for computer-based man-machine interfaces. DCJEM-PER-FJN, Jul-85.- Downsview, Ontario, 1985.
  145. Goodwin L., Fairclough S. H. Pilot study for the development of a new symptom report questionnaire. Psychology and Health.- 2006.- Vol 21(1).- P. 59−60.
  146. Hale A.R., Glendon A.J. Individual Behaviour in the Control of Danger.-Elsevier.-Amsterdam, 1987.
  147. Hollnagel E. Human Reliability Analysis: Context and Control.-Academic.-London, 1993.
  148. Moray N. Error Reduction as a Systems Problem / In: Human Error in Med. / M.S. Bogner (Ed.).- Lawrence Erlbaum Associates, Publishers.- Hillsdale.-New Jersey.- 1994.- P. 67−91.
  149. Norman D.A. Tne psychology of everyday things.- New York. Basic Books, 1988.
  150. O’Hare D., Wiggins M., Batte R., Morrison D. Cognitive failure analysis aircraft accident investigation // Ergonomics.- 1994.- Vol. 37, № 11.- P. 1855−1869.
  151. Reason J. A systems approach to organizational error // Ergonomics.-1995, — Vol. 38, № 8.- P. 1708−1721.
  152. Reason J. A. Human error.- New York. Cambridge University Press, 1990.
  153. Real-Time Assessment of Mental Workload Using Psychophysiological Measures and Artificial Neural Networks Journal article by Glenn F. Wilson, Christopher A. Russell- Human Factors, Vol. 45, 2003. — P.99−102
  154. Russel C. Himan error: Avoidable mistakes kill 100.000 heftiest a year // Washington Post, 1992.- February 18.- P. 7.
  155. Strauch B. Investigating human error: Incidents, accidents and complex systems.- England. Ashgate Publishing, 2004.- P. 85−93
  156. Salas E., Maurino D. Human factors in aviation. Academic Press, 2010,-P. 389−402.
  157. Trimmel M., Fairclough S.H., Henning R. Psychophysiology in ergonomics. Applied Ergonomics.- 2009.- Vol 40(6). P. 963−964.
  158. Vincente K. J. The Human Factor. Expanding Frontiers of Engineering. -2002.- Vol 32(4).-P 445−449
Заполнить форму текущей работой