Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимосвязь направленности личности и межличностных отношений старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи индивидуальных особенностей и межличностных отношений. Изучались механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности (А.Г. Асмолов) — влияние форм организации совместного труда старшеклассников на межличностные отношения (А. А. Амальков) — функции моральных знаний в формировании общественной направленности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХО-ЛО
    • 1. Направленность в психологической структуре личности
    • 2. Проблема межличностных отношений в психологии
    • 3. Направленность личности и межличностные отношения старшеклассников
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 1. Организация исследования направленности личности и межличностных отношений в коллективе- старшеклассников
    • 2. Методы исследования направленности личности старшеклассников
    • 3. Методы исследования межличностных отношений в коллективе старшеклассников
  • ГЛАВА. Ш. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДО ВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 1. Уровни сформированности и виды направленности личности старшеклассников
    • 2. Характеристика межличностных отношений в коллективе старшеклассников
    • 3. Особенности взаимосвязи направленности личности и межличностных отношений в коллективе старшеклассников

Взаимосвязь направленности личности и межличностных отношений старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Здоровый психологический климат в коллективе, умения и навыки коллективного взаимодействия, формирование мировоззрения, интересов, убеждений, установок и, как следствие, направленности личности — все это закладывается в процессе обучения в школе.

Современные исследования показывают необходимость изучения влияния межличностных отношений на формирование многих важных личностных характеристик, состояний и свойств личности, психологических процессов, которые происходят на протяжении жизни человека и зависят от возрастных особенностей.

Многогранность межличностных отношений обязывает к комплексному изучению взаимоотношений между людьми, которые носят избирательный характер и определяются потребностями человека.

Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений и индивидуальных особенностей личности.

Проблема влияния межличностных отношений на основные личностные характеристики, непосредственно на направленность личности, на наш взгляд, интересна и актуальна сегодня в связи с фундаментальными преобразованиями в нашем обществе, когда многие социальные процессы проявляются в измененном виде, меняются темпы жизни, условия в экономической сфере, научно-технический прогресс, динамика социальной активности людей и т. д.

Все это создает новые формы и новый стиль современной жизни людей, включая взаимоотношения в коллективе, поведение, личностные особенности.

Как межличностные отношения, так и направленность личности получили должное освещение и в мировой и в отечественной психологии, при этом работ, посвященных их взаимосвязи не достаточно.

Нам было важно рассмотреть те связи, которые существуют между межличностными отношениями и особенностями направленности личности.

Исследование закономерных связей между разноуровневыми структурами, в частности, между направленностью личности и межличностными отношениями, является самостоятельной задачей, имеющей как теоретическое, так и практическое значение.

Изучение этой проблемы, на наш взгляд, является весьма значительным, т.к. предполагает рассмотрение взаимосвязей различных уровней в психологической структуре личности.

В отечественной психологии особо выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в конкретной деятельности человека, оказывая влияние на эффективность и качество этой деятельности.

Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи индивидуальных особенностей и межличностных отношений. Изучались механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности (А.Г. Асмолов) — влияние форм организации совместного труда старшеклассников на межличностные отношения (А. А. Амальков) — функции моральных знаний в формировании общественной направленности старших подростков (Т.К. Ахаян) — взаимовлияние профессиональных намерений старшеклассников и их межличностных отношений (Г.М. Горбатенко) — влияние ценностно-ориентационной и эмоциональной сплоченности на мотивационную сферу личности (Е.М. Никиреев) и т. д.

Проблема взаимосвязи направленности личности и межличностных отношений имеет большое значение, актуальна, но при этом работ, посвященных ее изучению недостаточно много.

Изучение взаимосвязи направленности личности и межличностных отношений в старшем школьном возрасте способствует эффективности системы образования в целом, дает возможность педагогам — психологам выявлять и регулировать основные процессы становления личности в коллективе старшеклассников, позволяет высветить новые грани процесса самоопределения старших школьников, пути реализации их внутренних потенциалов.

Цель исследования — изучение уровней взаимосвязи направленности личности и межличностных отношений старшеклассников для определения путей их целенаправленного формирования.

Объект исследования — учащиеся старших классов общеобразовательной школы и школы-лицея (238 человек).

Предмет исследования — взаимосвязь направленности личности и межличностных отношений в коллективе старшеклассников.

Теоретическая основа исследования: анализ психологической литературы по теории направленности и теории формирования межличностных отношений в группе.

Гипотеза исследования. Существуют различные уровни взаимосвязи направленности личности и межличностных отношений. Это обусловлено: 1. различным соотношением мотивов (коллективистических, личных и лично-престижных) в структуре направленности личности- 2. уровнем сформированности ценностно-ориентационного единства и эмоциональной сплоченности членов группы. Взаимосвязь эта динамична, она зависит от возрастных и индивидуальных особенностях учащихся старших классов и от формы организации обучения (общеобразовательная школа и школа-лицей).

Задачи исследования:

•изучить уровни развития направленности личности старшеклассников в зависимости от форм обучения (общеобразовательная школа и школа-лицей).

•исследовать уровни развития межличностных взаимоотношений (ценностно-ориентационного единства и эмоциональной сплоченности) в классных коллективах общеобразовательной школы и школы-лицея.

•выявить взаимосвязь уровней развития направленности личности и межличностных отношений в коллективе старшеклассников общеобразовательной школы и школы-лицея.

Положения, выносимые на защиту:

1. Направленность личности и межличностные отношения старшеклассников находятся во взаимосвязи и характеризуются общей психологической особенностью: силой проявления мотивов, входящих в структуру направленности личности и соотношением уровней межличностных отношений.

2. Уровень межличностных отношений в коллективе старшеклассников зависит от степени развития ценностно-ориентационного единства, эмоциональной сплоченности и их соотношения.

3. Структура межличностных отношений имеет свои содержательные особенности в классных коллективах старшеклассников общеобразовательной школы и школы-лицея. В большинстве классов общеобразовательной школы развитие ценностно-ориентационного единства и эмоциональной сплоченности находится на одном уровне, в школе-лицее же ведущим является ценностно-ориентационного единство, а затем — эмоциональная сплоченность.

4.Структура направленности личности имеет различное соотношение мотивов (коллективистических, личных, и личностнопрестижных) у учащихся старших классов в зависимости от форм обучения (в общеобразовательной школе и школе-лицее). У учащихся общеобразовательной школы ведущим мотивом в структуре направленности личности являются коллективистические и личные, а у учащихся школы-лицея — лично-престижные и личные.

5. Между направленностью личности и межличностными отношениями старшеклассников существует взаимосвязь, которая выражается во влиянии особенностей направленности личности на формирование видов межличностных отношений.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предметом исследования стал вопрос о взаимосвязи направленности личности и межличностных отношений учащихся старших классов общеобразовательной школы и школы-лицея. Было выявлено соотношение видов направленности личности исходя из основных групп мотивов: коллективистических, личных, лично-престижных и в зависимости от формы организации обучения.

Межличностные отношения рассматриваются с точки зрения изучения уровней сформированности ценностно-ориентационного единства и эмоциональной сплоченности в группе .

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в обосновании некоторых особенностей взаимосвязи различных уровней направленности личности и межличностных отношений, их места в психологической структуре личности. Данные, полученные на основании экспериментального исследования, углубляют понимание особенностей развития направленности личности и межличностных отношений, а также особенностей их взаимосвязи в коллективе старшеклассников общеобразовательной школы и школы-лицея.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования имеют прямой выход в практику учебно-воспитательного процесса в школе, обогащают работников школы знаниями о психологических особенностях сформирован ности уровней направленности личности и межличностных отношений в коллективе старшеклассников, способствуют улучшению работы с ними, совершенствуют методы и приемы индивидуального подхода к учащимся в процессе их нравственного воспитания.

Достоверность полученных в исследовании данных обеспечивалась достаточным объемом выборочной совокупности, применением научно-обоснованных методов и приемов исследования, использованием различных видов анализа с применением методов математической статистики.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования были доложены и получили одобрение на научно-практической конференции преподавателей и студентов ДГПУ (1997), на педагогических советах школы № 39 г. Махачкалы.

По результатам исследования имеются публикации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современной психологической науке проблема направленности личности и межличностных отношений имеет широкое освещение.

Анализ психологической литературы изданий последних лет свидетельствует о возрастании интереса к исследованию направленности личности и проблем межличностных отношений.

Объясняется это тем, что направленность личности является одним из важнейших личностных образований, и личность формируется только в процессе ее социализации, т. е. непосредственно при межличностном взаимодействии.

Проблема взаимосвязи видов направленности личности и межличностных отношений актуальна и обосновывается происходящими социально-экономическими процессами в современном обществе и, как следствие, трудностями в определении целей воспитания, подготовкой юношей к новой реальности, к вступлению в жизнь в резко изменившихся условиях, проблемами формирования в подрастающем поколении устойчивых качеств личности, способствующих социальной, творческой активности.

Судить об успешном функционировании коллектива позволяет характер межличностных отношений в группе, а именно, ценностно-ориентационное единство, эмоциональная сплоченность в ней. Изучение межличностных отношений старшеклассников имеет место при совершенствовании учебно-воспитательного процесса, профессиональной ориентации, способствует полноценной социализации учащихся старших классов.

Изучение психологических особенностей взаимосвязи направленности личности и межличностных отношений дает возможность констатировать факт прямой и обратной связи, а именно, влияние направленности личности на становление межличностных отношений в группе и напротив, влияние группы на направленность каждого из ее членов.

Целесообразность данного экспериментального исследования, продиктованная психолого-педагогической практикой, нашла отражение в его результатах, а основные гипотезы оказались подтвержденными.

Полученные результаты подтверждают перспективность работы, где личностное понятие «направленность» и социальное — «межличностные отношения» рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи.

Выдвинутая и теоретически обоснованная гипотеза о взаимосвязи видов направленности личности и особенностей межличностных отношений подтвердилась в ходе экспериментальных исследований.

Анализ литературы и экспериментальная часть диссертации позволяет сделать общие выводы:

1 .Теоретически обосновано и экспериментально подтверждено, что между направленностью личности и межличностными отношениями в группе существует связь, которая характеризуется показателями их сформированности.

2.Межличностные отношения в старших классах общеобразовательной школы и школы-лицея динамичны и имеют свои особенности.

Показатель эмоциональной сплоченности старшеклассников общеобразовательной школы от десятого к одиннадцатому классу падает, тогда как показатель сплоченности в классах школы-лицея растет.

Ценностно-ориентационное единство в группе также зависит от формы организации учебной деятельности. В старших классах общеобразовательной школы наблюдается динамический спад показателей ценностно-ориентационного единства к концу учебы и повышение показателей ценностно-ориентационного единства от десятого к одиннадцатому классу в школе-лицее.

3.Межличностные отношения необходимы при формировании личности, системы ее отношений, расширений ее внутриколлективных и межколлективных связей. Структура личностных отношений тесно связана со структурой деятельности и значительно влияет на ее эффективность.

4.Выявлены учащиеся с различным соотношением групп мотивов в структуре направленности личности: с сочетанием мотивов при ведущем значении коллективистических мотивов у учащихся старших классов общеобразовательной школы: с сочетанием мотивов при ведущем значении личных и лично-престижных мотивов у учащихся старших классов школы-лицея.

5. В зависимости от формы организации обучения показатели уровня сформированности направленности личности (высокий, средний, низкий) различны. В старших классах общеобразовательной школы выявлен высокий уровень сформированности коллективистической направленности личности, в старших классах школы-лицея — высокий уровень сформированности лично-престижной направленности личности.

6.Между видами и уровнями сформированности направленности личности и межличностных отношений существует значимая связь, которая имеет свои специфические особенности в зависимости от форм организации обучения.

В старших классах общеобразовательной школы наиболее значимую связь имеет коллективистическая направленность и эмоциональная сплоченность учащихся.

В старших классах школы-лицея высокий уровень взаимосвязи выявлен между престижной направленностью личности и ценностно-ориентационным единством группы.

Сравнительный анализ результатов учебной деятельности общеобразовательной школы и школы-лицея дает основание полагать, что в виду претерпеваемых обществом перемен, изменений социально-экономических условий жизни в целом по России и непосредственно в Дагестане личная заинтересованность и престиж побуждают активность личности. Активность личности выражается в ее стремлении к достижению поставленной цели, ее намерениях и различных мотива-ционных установках.

Опираясь на полученные в диссертационном исследовании результаты строилась работа школьных психологов с учащимися старших классовпроводились факультативные занятия по профориентацииматериал использовался при чтении спецкурсов. При этом важно не навязывать социально-значимые ориентации, а помочь самостоятельно определить их, выбрать одобряемую норму жизнедеятельности в обществе как единственно возможную и личностно-значимую.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская Р.Г. О путях построения типологии личности. Психологический журнал. 1983 г. т. 1 с. 14−29.
  2. B.C. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, «Мысль», 1976, 158 с.
  3. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. Москва, МГУ, 1984, 104 с.
  4. А.Г. Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Мин. вуз. сборник научных трудов, МГПИ, 1985, 140 с.
  5. А.Г. Проблема общении в психологии. Сборник статей. АН СССР, Институт психологии, Москва, 1981, 280 с.
  6. А.Г. Проблемы психологии личности и коллектива. Сборник научных трудов, МГПИ, под ред. П. А. Просецкого, 1979, 183 с.
  7. B.C. Психология межгрупповых отношений. Москва, Издательство Московского государственного университета, 1983, 183 с.
  8. A.A. Влияние форм организации совместного труда старшеклассников на межличностные отношения. Автореф. диссертации канд. психологических наук, Минск, 1985, 16 с.
  9. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах, Москва, Педагогика, 1980, 287 с.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. Москва, Наука, 1977, 380 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания. Ленинград, Издательство, ЛГУ, 1968, 359 с.
  12. Г. М. Принцип деятельности и исследование общения. /Общение и деятельность. Прага, 1981.
  13. Г. М. Социальная психология. Москва, Издательство, МГУ, 1980, 415 с.
  14. В.А. Об изучении детского коллектива. Москва, 1927, 37 с.
  15. А.Г. О предмете психологии личности. Вопросы психоло гии. 1983, № 3, с 118−125.
  16. Т.К. О функции моральных знаний в формировании общественной направленности старших подростков . (Нравственное воспитание в коллективе). Ленинград, 1970, с 62−81.
  17. В.М. Данные эксперимента в области коллективной рефлексологии. Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. 1925, с 306−337.
  18. В.М. Коллективная рефлексология. Колос, 1921, 482 с.
  19. М.М. Социальные нормы и регуляция поведения. Москва, Наука 1978, 311 с.
  20. H.H. Специфика межличностного восприятия в массовой коммуникации. (Межличностное восприятие в группе). Москва, 1981.
  21. В.В. Межличностные отношения в структуре педаго гической деятельности учителя. В книге: Психология труда и личности учителя. А. М. Щербакова. Ленинград, 1976, выпуск 1, с. 100 113.
  22. A.A. Психология о личности. Москва, МГУ, 1988.
  23. A.A. Восприятие человека человеком. Ленинград, МГУ, 1965, 123 с.
  24. A.A. Личность и общение. Избранные труды. Москва, 1983,71 с.
  25. A.A. Общение и формирование личности. В книге: Социальная психология личности. (Под ред. М. И. Бобневой и В.В. Шо-роховой. Москва, Наука, 1979, с. 25−34.
  26. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. .Ленинград, Издательство ЛГУ, 1970, 135с.
  27. A.A. О проблеме коммуникации. (В книге: Методологические проблемы социальной психологии). Отв. ред. В. В. Шорохова. Москва, Наука, 1975, с. 165−183.
  28. Л.П. Общественные отношения и общение. В книге: Методологические проблемы социальной психологии. Отв. ред.
  29. В.В. Шорохова. Москва, Наука, 1975, с. 136−151.
  30. Л.П. Социальная среда и сознание личности. Москва, Издательство МГУ, 1961, 168 с.
  31. Л.П. Человек: деятельность и общение. Москва, Мысль, 1978,216 с.
  32. Л.И. Некоторые проблемы формирования личности ребенка. «Вопросы психологии» 1956, № 6, с. 15−27.
  33. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва, 1968, 464с.
  34. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века. «Вопросы психологии». 1993, № 16, с. 6−13.
  35. С.А. Способы исследования количественной характеристики личности в группе. «Вопросы психологии». 1971, № 3, с. 138−144.
  36. В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность. Москва, Мысль, 1983, 207 с.
  37. C.B. Психологические особенности делового общения учащихся в процессе обучения. Автореф диссертации, кандидата психологических наук, Киев, 1985, 16 с.
  38. В.А. Ценность и ценностные ориентации. В книге: Проблема ценности в философии. Москва, 1966, с. 41−44.
  39. М.П. Социальная психология малых групп и коллективов. Диссертация доктора психологических наук. Ленинград, 1978, 265 с.
  40. З.И. К вопросу об изучении общественной направленности старших подростков в учебной деятельности. О нравственном воспитании школьников. Ленинград, 1968, 304 с.
  41. Л.С. Собрания сочинений. Москва, т. № 3, 1983.
  42. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии. 1972, № 2, с. 114−120.
  43. Л.С. История развития высших психологических функций. (Сочинение в 6 томах). Москва, 1983, т. З, 268 с.
  44. Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. (Под редакцией A.C. Чернышева). Курск, 1972, т. 58, 92 с.
  45. Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Научные труды Кубанского института. Краснодар, 1979, выпуск 278, 179 с.
  46. Дж. Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Москва, 1976, 494 с.
  47. П.Л. Об одном из факторов стимулирующей силы мотива. Вопросы психологии. 1967, № 4, с.116−124.
  48. А.Д. О формировании психологии первичного коллектива. Москва, Знание, 1972, 46 с.
  49. Т.М. Взаимовлияние профессиональных намерений старшеклассников и их межличностных отношений. Автореф. дис. кандидата псих. наук. Москва, 1985, 16 с.
  50. А.И. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности. /Вопросы психологии. 1979, № 3, с. 12−25.
  51. А.И. О ценностных отношениях личности. Советская педагогика. 1974, с.67−76.
  52. А.И. Проблемы групповой сплоченности. Москва, МГУ, 1979, 128 с.
  53. А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. Москва, МГУ, 1984, 208 с.
  54. Д.В. Соотношение самооценки и объективной оценки свойств личности школьников старших классов. Автореф. диссертации, канд. психологических наук. Ярославль, 1974, 23 с.
  55. Н.Ф. Активность личности и принцип значимости. /Сов. психология в свете ленинских идей. Пермь, 1971, с. 124−140.
  56. .И. Потребность, отношения и направленность личности. /Вопросы психологии. 1973, № 5, с. 18−28.
  57. .И. Эмоции как ценность. Москва, 1978, 272 с.
  58. А.Н. Организация совместной деятельности как фактор коллективообразования. Автореф. диссертации, канд. психологических наук. Москва, 1982, 20 с.
  59. М.Д. Психологические особенности личностной направленности подростков и возможности ее коррекции. Автореф. диссертации, канд. психологических наук. Москва, Знание, 1994,17 с.
  60. Л.Ф. Проблемы направленности личности в советской психологии. /Вопросы психологии. 1972, № 5, с 157−162.
  61. Ю.М. Эффективность делового общения. Москва, 1968, 68 с.
  62. A.C. Детский коллектив и методы его изучения. Москва-Ленинград, Госиздат., 1931, 144 с.
  63. В.И. Личные взаимоотношения в коллективе старшеклассников и студентов как условие формирования личности. /Личность и группа: Опыт социально-психологического исследования уч. зав. ЛГПИ, Ленинград, 1971, с. 65−69.
  64. В.И. Межличностное общение в коллективе. /Опыт социально-психологического исследования. Автореф. диссертации, канд. философских наук. Ленинград, 1970, 18 с.
  65. А. Г. Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. В книге: Социология в СССР, т.2, Москва, 1965, с. 189−208.
  66. В.И. Общение как фактор развития личности. Диссертация, канд. психологических наук. Киев, 1978, 196 с.
  67. A.C. Проблема психологии общения. Ростов на Дону, пед. институт, 1976, 146 с.
  68. A.C. Личность и структура педагогического общения. Пособие по спецкурсу. Ростов на Дону, пед. институт, 1979, 80 с.
  69. Забродин Ю М. Сосновский Б. А. Мативационно-смысловые связи в структуре направленности человека. /Вопросы психологии, 1989, № 6, с. 100−108.
  70. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. Москва, 1982, 119 с.
  71. . В. Теории личности в зарубежной психологии. Москва, 1982, 128 с.
  72. A.B. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. Москва, 1980, 200 с.
  73. А.Г. Сравнительная характеристика общественной направленности старших подростков. /О нравственном воспитании школьника. Ленинград, 1968, 304 с.
  74. A.B. Положение ребенка в системе общения в классном коллективе. /Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974, с. 8−16.
  75. A.B. Структура и динамика взаимоотношений в коллективе. /Коллектив, личность ребенка, внутриколлективные отношения. Москва, 1970, с. 137−148.
  76. М.Л. Ориентация молодежи на общение. Проблемы формирования и ценностного содержания. Автореф. диссертации, канд. философских наук. Москва, 1981,19 с.
  77. А. Г. Взаимовлияние людей в процессе общения и формирования общественной психологии. В книге: Вопросы психологии личности и общественной психологии. Уч. зап. ЛГПИ, 1964, т. 254, с.5−24.
  78. А.Г. Психология личности. Москва, 1970, 319 с.
  79. И.К. Психология общения. Москва, Знание, 1974, 86 с.
  80. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, Издательство, ВГУ, 1976, 350 с.
  81. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969, 238 с.
  82. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников (общение и возрастные особенности). Автореф. диссертации, доктора психологических наук. Минск, 1980, 45 с.
  83. Я. Л. Березовин H.A. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. Москва, Знание, 1987, 64 с.
  84. О.Я. Влияние особенностей межличностного восприятия на положение личности в группе. Автореф. диссертации, канд. психологических наук, 1968, 18 с.
  85. Т.И. Зависимость социального поведения детей в группе сверстников от воздействия взрослого. Автореф. диссертации, канд. психологических наук. Москва, 1979, 16 с.
  86. Кон И. С. Открытие «Я». Москва, 1978, 366 с.
  87. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. Москва, 1984, 335 с.
  88. Кон И. С. Психология юношеского возраста. Москва, Прогресс, 1979, 175 с.
  89. Кон И. С. Социология личности. Москва, Политиздат, 1967, 383 с.
  90. С.В. Межличностное отношение и его роль в общении. Автореф. диссертации, доктора психологических наук. Ленинград, 1977, 51 с.
  91. Т.Е. О видах взаимоотношений в школьных коллективах. /Вопросы управления и руководства процессом воспитания школьников. Москва, 1971, с. 244−252.
  92. Т.Е. О взаимоотношениях в коллективах подростков. (Ребенок в системе коллективных отношений). Под редакцией Л. Новиковой. Москва, 1972, с.29−34.
  93. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника. Автореф. диссертации доктора психологических наук. Ленинград, 1970, 51 с.
  94. Т.Е. Формирование общественной направленности личности как педагогическая проблема. (О нравственном воспитании школьника). Уч. Зап. ЛГУ, Ленинград, 1968, т. 341, с. 4−59.
  95. Е.П. Проблема психологической устойчивости. /Психологические аспекты социальной нестабильности. /Под редакцией Б. А. Сосновского. Москва, 1995, с. 27−51.
  96. Кун М. Макпартленд Т. Эмпирические исследования установок личности на себя. /Современная зарубежная психология. /Под редакцией Г. М. Андреевой. Москва, 1984, с. 180−187.
  97. Г. В. Влияние межличностных отношений в студенческой группе на формирование профессиональной направленности. Диссертация канд. психологических наук. Москва, 1986, 165 с.
  98. К проблеме формирования ценностных ориентаций в социальной активности личности. /Под редакцией B.C. Мухиной. Москва, 1979, 101 с.
  99. A.A. Межличностное оценивание в малых группах. Киев, Наукова Думка, 1982, 159 с.
  100. B.C. Психологические особенности отношения старшеклассников к правовым нормам. Автореф. диссертации канд. психологических наук. Москва, 1978, 17 с.
  101. Е.С. Основы социальной психологии. Ленинград, Издательство, ЛГУ, 1967, 172 с.
  102. Е.С. Методы социальной психологии. Ленинград, Издательство, ЛГУ, 1967, 177 с.
  103. A.A. Деятельность и общение. /Вопросы психологии. 1979, № 1,с.121−162.
  104. A.A. Общение как объект психологического исследования. В книге: Методологические проблемы социальной психологии. Отв. ред. Е. В. Шорохова. Москва, Наука, 1975, с.106−124.
  105. A.A. Педагогическое общение. Москва, Знание, 1979,47 с.
  106. A.A. Психология общения. Тарту, 1974, 219 с.
  107. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, Политиздат, 1975, 304 с.
  108. А.Н. Проблемы развития психики. Москва, Издательство, МГУ, 1972, 575 с.
  109. А.Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность. В книге: Проблемы научного коммунизма. Под редакцией В. Г. Афанасьева и др. Москва, 1968, с.30−42.
  110. М.И. Проблемы онтогенеза общения. Москва, 1986, 144 с.
  111. ИО.Левитов Н. Д. Направленность подростков. Москва, 1969, с.15−21.
  112. Н.Д. Психология характера. Москва, 1969, 143 с.
  113. А. И. Рыбак Л.А. Критичность и самосознание в учебной деятельности. Москва, 1968,142 с.
  114. Личность в системе общественных отношений. /Тезисы научных сообщений, совещания психологов VII Всесоюзному съезду общества психологов СССР. Москва, 1983, с. 235−465.
  115. Личность и ее ценностные ориентации. /Под редакцией В. А. Ядова и др. № 19/40, Москва, 1969, 163 с.
  116. Личность и труд. /Под редакцией К. К. Платонова. Москва, 1965, 365 с.
  117. .Ф. Теория эксперимента и практика в психологии. Психологический журнал. 1980, т.2, № 1, с. 4−10.
  118. .Ф. Общение как проблема общей психологии. В книге: Методологические проблемы социальной психологии. /Отв. ред. Е. В. Шорохова. Москва, Наука, 1975, с. 124−136.
  119. .Ф. Психологические процессы и общение. В книге: Методологические проблемы социальной психологии. /Отв. ред. Е. В. Шорохова. Москва, Наука, 1975, с.151−165.
  120. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивидуума. В книге: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. /Отв. ред. М. Н. Бобнева и Е. В. Шорохова. Москва, Наука, 1976, с.54—93.
  121. .Ф. О путях развития психологии. /Вопросы психологии, 1979, № 8, с. 34−47.
  122. .Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения. /Психологический журнал, 1980, № 5.
  123. A.C. Проблемы школьного советского воспитания. Собр. сочинений в 7 томах. Москва, Издательство АН РСФСР, 1960, т.5, 558 с.
  124. Н.И. Направленность личности и проблемы ее воспитания. Автореф. диссертации канд. психологических наук. Москва, 1970,19 с.
  125. Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника. /Вопросы психологии. 1983, № 5,с. 42−48.
  126. В. Г. Ситаров В.И. Развитие самосознания и проблемы формирования социально-активной личности. Москва, 1987, 90 с.
  127. Ю.П. Направленность личности школьника. Пермь, 1986, 73 с.
  128. А. Самоактуализация. /Психология личности, тексты. Под. руководством Ю. Б. Гиппенрейтер. Москва, 1982, с. 20−32.
  129. H.A. Психологические закономерности формирования научного мировоззрении. /Психология формирования и развития личности. Под руководством Л. И. Анцыферовой. Москва, 1981, с.306−307.
  130. B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959, 173 с.
  131. B.C. Проблемы психологии личности и психологии труда. Пермь, 1961, 203 с.
  132. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971, 120 с.
  133. Методологические проблемы социальной психологии. /Отв. ред. Е. В. Шорохова. Москва, 1975, 295 с.
  134. Методология и методы социальной психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. Москва, 1977, 246 с.
  135. Методы социальной психологии. /Под ред. B.C. Кузьмина, В. Е. Семенова. Ленинград, 1980, 174.
  136. Межличностное восприятие в группе. /Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. Москва, Издательство, МГУ, 1981, 295 с.
  137. Р.П. Психология развития коллективных отношений в учебной деятельности. Автореф. диссертации канд. психологических наук. Ленинград, 1976,15 с.
  138. О.М. Усвоение учащимися поведенческих критериев как одно из условий повышения личностных качеств. /Психолого-педагогический аспект правового воспитания учащихся профтехучилищ и работы с трудными подростками. Вып. 34. Ленинград, 1976, с. 32−45.
  139. A.C. Психологические проявления личностных взаимоотношений членов группы. Автореф. диссертации канд. психологи
  140. A.B. Педагогические проблемы свободного общения старшеклассников. Диссертация канд. психологических наук. Москва, 1970, 249 с.
  141. B.C. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. Москва, 1997, 432 с.
  142. В.Н. Личность и отношения человека. /Проблемы личности, под руководством Л И Анцыферовой. Москва, 1969, с. 63−73.
  143. В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологическом значении. /Социальная психология личности. Ленинград, 1974, с.13−19.
  144. В.Н. Личность и неврозы. Ленинград, Издательство, ЛГУ, 1960, 426 с.
  145. В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблеме общей и социальной психологии, и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. /Тезисы всесоюз. симпозиума. Ленинград, 1970, с.114−115.
  146. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. /Психологическая наука в СССР. Москва, 1960, т. 2, с.110−125.
  147. М.С. Изучение подростков с разной направленностью личности. /Изучение мотивации поведения детей и подростков.
  148. Под редакцией Л. И. Божович, Л. И. Благонадежиной. Москва, 1972, с. 147−249.
  149. P.C. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. Москва, Знание, 1982, 63 с.
  150. Немов Р С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. Москва, Педагогика, 1984, 200 с.
  151. P.C. Стратометрическая концепция и проблемы групповой эффективности. /Психологическая теория коллектива. Москва, 1979, с.26−27.
  152. Е.М. Некоторые теоретические вопросы изучения направленности личности. /Психологические проблемы формирования социально-активной личности учителя. /Сборник статей. Москва, 1982, с. 18−30.
  153. Е.М. Экспериментальные исследования общей и профессиональной направленности личности студента педагогического института. /Психологические проблемы формирования социально-активной личности советского учителя. Москва, 1983, с. 14−27.
  154. Е.М. Внимание и направленность личности. /Вопросы психологии познавательной деятельности. Москва, 1982, с. 29−36.
  155. Е.М. Влияние ценностно-ориентационной и эмоциональной сплоченности на мотивационную сферу личности. /Проблемы психологии коллектива. Москва, 1979, с. 5−12.
  156. Е. М. Шилова Т.А. К вопросу изучения структуры направленности личности. /Психологические вопросы формирования личности будущего учителя. /Под редакцией П. А. Просецкого. Москва, 1986, с. 25−32.
  157. H.H. Межличностные отношения. Ленинград, Издательство, ЛГУ, 1979, 150 с.
  158. H.H. Психология межличностного взаимодействия. Диссертация доктора психологических наук. Ленинград, 1976, 380 с.
  159. H.H. Психология межличностных отношений. Киев, Лы-бидь, 1990, 168 с.
  160. H.H. Психологическая культура взаимных отношений. Москва, Знание, 1986, 47 с.
  161. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Г. М. Андреевой, Я. Яноушек. Москва, Издательство, МГУ, 1987.
  162. В.Б. Личность и социальные ценности. В книге: Социология в СССР, т. 1. Москва, 1965, с.471−530.
  163. Г. А. Межличностные взаимоотношения и активность личности в коллективе. Автореф. диссертации канд. психологических наук. Днепропетровск, 1985, 16 с.
  164. В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований. Автореф. диссертации доктора психологических наук. Ленинград, 1983, 42 с.
  165. .Д. Основы социально-психологической теории. Москва, Мысль, 1971, 351 с.
  166. .Д. Социально-психологический климат коллектива. Москва, 1981,190 с.
  167. .Д. О некоторых аспектах социальной обусловленности ценностных ориентаций личности. /Проблема личности /под руководством Л. М. Анцыферовой. Москва, 1969, с. 371−380.
  168. .Д. Общественное настроение. Москва, 1966, с.31−32.
  169. A.B. Введение в психологию. Москва, 1995, с. 404−405.
  170. A.B. О некоторых феноменах психологических взаимоотношений в коллективе. В книге: Методология и методы социальной психологии. Москва, 1977, с. 136−147.
  171. A.B. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности. /Вопросы психологии, 1973, № 5, с. 47−114.
  172. A.B. К проблеме диагностики уровня развития межличностных отношений. /Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. Даугавникс. 1985, 216 с.
  173. А.Н., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. Москва, Просвещение, 1978, 176 с.
  174. Л.А. Компетентность в общении. Москва, Издательство, МГУ, 1989, 216 с.
  175. Л. А. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. /Вестник Московского института. Сер. 14. Психология, 1982, № 3.
  176. М.Х. Зависимость связи между направленностью личности, общительностью и межличностными отношениями. Автореф. диссертации канд. психологических наук. Ленинград, 1984, 18 с.
  177. К.К. Структура и развитие личности. Москва, 1986, 256 с.
  178. К.К. Личность как объект социальной психологии. /Методологические проблемы социальной психологии /отв. ред.
  179. Е.В. Шорохова. Москва, 1975, с. 72−89.
  180. К.К. Коллектив и личность. Москва, 1975, 362 с.
  181. A.C. Общепсихологическая теория установки. / по психологии установки. Тбилиси, 1967, 340 с.
  182. Практикум по общей и экспериментальной психологии. /Под ред. A.A. Крылова, Ленинград, Издательство, 1987, 255 с.
  183. В.Ф. Социальная психология и история. 2-ое изд. Москва, Наука, 1979, 232 с.
  184. М.М. Психологическая характеристика избирательных (личных) отношений между детьми в коллективе Автореф. диссертации канд. психологических наук. Москва, 1973, 25 с.
  185. Проблема общения в психологии. /Под редакцией Л. Ф. Ломова. Москва, 1981, 346 с.
  186. П. А. Просецкий В.А. Учебно-воспитательный коллектив. В книге: Коллектив и личность. Москва, Наука, 1975, с. 138 145.
  187. A.C. Психолого-педагогические основы межличностного общения. Материалы к циклу лекций и практических занятий Москва, 1980, 46 с.
  188. Психологические теории коллектива. /Под редакцией A.B. Петров ского. Москва, 1979, 239 с.
  189. Психологические аспекты изучения направленности учащейся молодежи. Новосибирск, 1988, 121 с.
  190. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. /Под редакцией Е. В. Шороховой. Москва, 1976, с.343−365.
  191. Психологические проблемы формирования направленности учащихся профтехучилища. /Сборник научных трудов. Ленинград, 1982, 61 с.
  192. Психологическая профилактика недисциплинированного поведения учащихся. /Учеб. Пособие. Киев, 1989, 252 с.
  193. Психология личности. Тексты. /Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер. Москва, 1982, 287 с.
  194. Психология формирования и развития личности. /Сборник статей /под редакцией Л. И. Анцыферовой. Москва, 1981, 365 с.
  195. Раусте фон Вихт М. Л. «Образ Я» как подструктура личности. /Проблемы психологии личности. Москва, 1982, с. 104−111.
  196. Н.И. Психология личности. Москва, 1987, 196 с.
  197. Н.И. Типы направленности и их формирование в детском возрасте. /Дошкольное воспитание. 1971, № 1, с.32−40.
  198. Роль общения в развитии человека. Н. Новгород, 1991.
  199. A.A. Генезис и структура самосознания личности. Автореф. диссертации канд. психологических наук. Ленинград, 1979, 19 с.
  200. С.Л. Основы общей психологии. Москва, 1946, 704 с.
  201. С.Л. Бытие и сознание. Москва, 1957, 328 с.
  202. С.Л. Принципы и пути развития психологии. Москва, Издательство АН СССР, 1959, 354 с.
  203. С.Л. Проблемы общей психологии. Москва, Педагогика, 1976, 216 с.
  204. A.A. К вопросу о классификации взаимоотношений в первичных производственных коллективах. /Тезисы докладов к XX Международному конгрессу по психологии. Ленинград, 1972, с. 172−174.
  205. A.A. Теория коллективов в советской психологии. /Социальная психология. Ленинград, Издательство, ЛГУ, 1979, с. 174−185.
  206. В.В. Взаимосвязь общения и свойств личности студентов в процессе профессионально-педогагической подготовки. Автореф. диссертации канд. психологических наук. Москва, Издательство, МГУ, 1980, 16.
  207. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста. /Вопросы психологии. 1969, № 4, с. 107−116.
  208. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. /Под редакцией В. А. Ядова. Ленинград, 1979, 246 с.
  209. В.А. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986, 142 с.
  210. Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников. /Уч. Зап. Тамбовского педагогического института. Вып. 10. 1956, с. 41−73.
  211. A.B. Применение методов корреляционного анализа в педагогических институтах. В книге: Современные психологические проблемы высшей школы /под редакцией Н. В. Кузьминой. Ленинград, 1973, с 96−109.
  212. Т.П. Методика исследования некоторых сторон общения и структуры микрогрупп. В книге: Методы социально-психологического исследования. Москва, 1975, с. 92−112.
  213. В.М. О природе человеческого общения: Опыт философского анализа. Фрунзе, 1974, 147 с.
  214. О.В. Специфика обратной связи в межличностном общении. Автореф. диссертации канд. психологических наук. Москва, 1985,19 с.
  215. Л.А. Ценностные ориентации личности как регулятор межличностных отношений. Автореф. диссертации канд. психологических наук. Москва, 1982, 18 с.
  216. Г. Б. Основы математической статистики для психологов. Ленинград, Издательство, ЛГУ, 1972, 439 с.
  217. .А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности. Автореф. диссертации доктора психологических наук. Москва, 1992, 30 с.
  218. А.Г. Сознание и самосознание. Москва, 1972, 303 с.
  219. Ф.Г. Психологические особенности взаимосвязи направленности личности и темперамента подростков. Автореф. диссертации канд. психологических наук. Москва, 1988, 16 с.
  220. В.В. Самосознание личности. Москва, 1983, 286 с.
  221. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Автореф. диссертации доктора психологических наук. Москва, 1985, 37 с.
  222. Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы докладов. Краснодар, Издательство Кубанского института. 1975, 342 с.
  223. .М. Избранные труды. Т.2. Москва, 1985, 360 с.
  224. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961, 210 с.
  225. Д.Н. Психологические исследования. Москва, 1966, 441 с.
  226. Л.И. Поэтапное формирование контактных групп и коллективов. /Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974, с. 109 118.
  227. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. Москва, 1989, 206 с.
  228. Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. Москва, 1982, 224 с.
  229. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Москва, 1995, 368 с.
  230. Формирование направленности личности. /Под редакцией Ю П. Истратова. Владимир, 1976, 132 с.
  231. А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности. В книге: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. Москва, 1977, с. 21−32.
  232. X. Мотивация и деятельность. Москва, 1986, тома 1−2, 392 с.
  233. П.Р. Вопросы самосознания личности в современной психологии. /Психологическая наука в СССР. Москва, 1960, т. 2, е., с. 91−110.
  234. A.C. Экспериментальное изучение организованности группы школьников. Автореф. диссертации канд. психологических наук. Москва, 1969, 18 с.
  235. A.C. Общение в академической группе как фактор формирования профессионально-педагогической направленности личности студента. Москва, 1984, 18 с.
  236. М.М. Проблемы самосознания в психологии. Москва, 1977, 144 с.
  237. В.Э. Нравственная устойчивость личности. Москва, 1981,208 с.
  238. В.Э. О возрастном подходе к проблеме формирования личности школьника. /Вопросы психологии. 1976, № 4, с. 4154.
  239. Т.Ш. Потребность престижа, потребность быть свободным и самостоятельным и пути их воспитания в подростковом возрасте. /Некоторые вопросы психологии и педагогики социальных потребностей. Тбилиси, 1974, с.36−42.
  240. А.О. Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивов общения со сверстниками у подростков и старших школьников. Москва, 1986, 18 с.
  241. Т. Социальная психология. Москва, 1964, 534 с.
  242. З.М. Формирование общественной направленности личности школьника. Москва, 1977, 224 с.
  243. Н.М. Психологические особенности общения подростков с различной направленностью. Автореф. диссертации канд. психологических наук. Киев, 1985, 25 с.
  244. В.В. Некоторые методологические вопросы психологии личности. В книге: Проблемы личности. Материалы симпозиума. Москва, 1969, с.23−38.
  245. В.В. Экспериментальное изучение параметров малых групп. /Вопросы психологии. 1972, № 5, с. 37−70.
  246. Л.И. Психология общения и взаимоотношений в первичном коллективе. Минск, 1984, 17 с.
  247. Д.Б. Избранные психологические труды. Прогресс, 1989, 535 с.
  248. В.А. Методология и процедура социологических исследований. Тарту, Издательство Тартуского института, 1968, 218 с.
  249. Н.М. Общение людей как социально- психологическая проблема. Москва, Знание, 1973, 40 с.
  250. Я. Методологические проблемы анализа коммуникативного общения. В книге: Проблемы социальной психологии. Тбилиси, 1976, с. 39−46.
  251. Allport G.W. Pattern and Growth in Personality.-N.Y. 1961.
  252. Beane J. and Jipka. Self-esteem: a construct-differentiation. //Child Study Journal. -1,1980.
  253. Branden N. The Psychology of Self-Esteem. A new concept of man s Psychological. Nature. -Los Angeles, 1969, -457.
  254. Campbell J.D. Lavalle L.F. Who am I? The of self-confusion in understanding the behavior of people with low self-esteem.// Stlf-Esteem: the Puzzle of low self -regard Plenum series in clinical psychology. -N.Y., 1989, -p. 3−20.
  255. Cooley C.N. Numan and Social Order. N.Y., 1912.
  256. Coopersmith N. A method for determining types of self-esteem. // J. Of Abnormal Social Psychology.-1959, v. 59(1). -87−94.
  257. Deutsch M. The effects of cooperation and competition upon group process. -In: D. Cartwright and A. Zandes (eds). Group Dynamics. -N.Y., 1968. -163 p.
  258. Deitsch M/ The resolution of conflict: constructive progresses. New Haven and London, 1973
  259. Dutton D.G. Arrwood A. Situational factors in evaluation congruency and interpersonal attraction. //J. of Personal and Social Psychology. -1971. V.18.-p.222−229.
  260. Lewin k. Resolving social conflicts. N.Y., 1948. -256 p.
  261. Feather N. T. Valence of outcome and expectation of success in relation to task difficulty and perceived Locus of control // J. Of Personal and Social Psychology.-1967, v.7.- p. 373−386.
  262. Franz S. Unsere Schuler zur Selbsteinschatzung befahigen: Eine er-ziehungspsychol. Darteilung. -Berlin: Volk u. Wissen, 1987. 116 P
  263. Harold N., Bernard N. Psychology of learning. -N.Y., Toronto, London.-1954.
  264. Hewitt L.E., Jenkins R.L. Fundamental Patterns of Maladjustment. The Dynamics of their Origin. State of llinois, Springfield, 1972.
  265. Kaplan N.B. Self-attitudes and Deviant Behavior, -California, 1975. 185 p.
  266. Mead G.H. Mind, Self and Society. -Chicago.
  267. Rogers K.R. Client-Centred Therapy. -Boston, 1965.-560 p.
  268. Rosenberd M. Society and the Adolescent Self-image. -Prinston. N/J/ 1965. -444 p.
  269. Shatter K. Social and Personality Development. -Monterey, California, 1979.
  270. Stannider G. Selbstvetrauen und Moglichkeiten seiner Beeinflussung bei Schulern. Berlin: Volk u. Wissen, 1988. -148 p.
  271. Wells L.E., Marwell G. Self-esteem: it is Conceptualization and measurement. London, 1976. -279 p.
  272. Wylie R.G. The Self-Concept: a Review of Methodological and Measuning Instruments. -Nebraska, 1974, v.1. -433 p.
  273. Vorweng M. Sozialpsychologische Struranalysen des Kollektives. -Berlin, 1966. -174 p.
Заполнить форму текущей работой