Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. С точки зрения системно-эволюционного подхода индивидуальный опыт представлен совокупностью элементов, сформированных в процессе индивидуального развития и находящихся в определенных взаимоотношениях между собой (Александров и др., 1997). Было показано, что элементы индивидуального опыта объединяются в группы. Можно предположить, что в основе знания о семантических… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМЕНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА
    • 1. 1. Исследования структуры индивидуального опыта в рамках системно-эволюционного подхода.>
    • 1. 2. Исследование доменной организации элементов индивидуального опыта с помощью задачи категоризации
    • 1. 3. Домены, состоящие из элементов индивидуального опыта, реализующих взаимодействие с одушевленными и неодушевленными объектами
    • 1. 4. Влияние психолингвистических переменных на характеристики категоризации названий одушевленных и неодушевленных объектов
    • 1. 5. Домены, представленные элементами, обеспечивающими поведение приближения и избегания
    • 1. 6. Исследование отношений между элементами индивидуального опыта, принадлежащими одному и разным доменам, с помощью преднастройки
    • 1. 7. Имплицитная и эксплицитная процедуры
    • 1. 8. Исследование организации доменов индивидуального опыта и отношений между элементами индивидуального опыта, принадлежащими одному и разным доменам, с помощью ССП
  • 2. МЕТОДИКА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИЗАЦИИ СЛОВ
    • 2. 1. Методики, использованные для оценки слов по психолингвистическим переменным
    • 2. 2. Методика, использованная для исследования категоризации названий одушевленных и неодушевленных объектов
    • 2. 3. Методика, использованная для исследования категоризации прилагательных, связанных с позитивными и негативными эмоциями
  • 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИЗАЦИИ СЛОВ
    • 3. 1. Психолингвистические переменные
    • 3. 2. Категоризация названий одушевленных и неодушевленных объектов
      • 3. 2. 1. Показатели времени категоризации
      • 3. 2. 2. Ошибки категоризации
      • 3. 2. 3. Самоотчет участников исследования
      • 3. 2. 4. Связанные с категоризацией прайма и мишени потенциалы
        • 3. 2. 4. 1. Латентный период и амплитуда пика компонента N400 в связанном с предъявлением мишени потенциале
        • 3. 2. 4. 2. Латентный период и максимальная амплитуда пика ЬРС, связанного с категоризацией мишеней
        • 3. 2. 4. 3. Потенциалы, связанные с предъявлением праймов
    • 3. 3. Категоризация прилагательных, связанных с положительными и отрицательными эмоциями
      • 3. 3. 1. Время категоризации и самоотчет участников исследования
      • 3. 3. 2. Показатели ЬРС, связанного с мишенями
      • 3. 3. 3. Сравнение категоризации названий одушевленных и неодушевленных объектов и прилагательных, связанных с положительными и отрицательными эмоциями
  • 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИЗАЦИИ СЛОВ
    • 4. 1. Психолингвистические характеристики категорий одушевленных и неодушевленных объектов
    • 4. 2. Категоризация одушевленных и неодушевленных объектов. Домены индивидуального опыта, элементы которых реализуют взаимодействие с одушевленными и неодушевленными объектами
    • 4. 3. Категоризация прилагательных, связанных с эмоциями. Домены, представленные элементами, обеспечивающими поведение приближения и избегания

Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. С точки зрения системно-эволюционного подхода индивидуальный опыт представлен совокупностью элементов, сформированных в процессе индивидуального развития и находящихся в определенных взаимоотношениях между собой (Александров и др., 1997). Было показано, что элементы индивидуального опыта объединяются в группы. Можно предположить, что в основе знания о семантических категориях (совокупность объектов, имеющих общее название) также лежит объединение родственных элементов индивидуального опыта в группы. Подобные наборы элементов обозначаются как «домен». Под доменом с позиций системно-эволюционного подхода здесь предлагается понимать закрепленный в связанных между собой элементах индивидуальный опыт, отражающий взаимодействие индивида с набором родственных предметов или явлений внешней среды (Марченко, Безденежных, 2008). Выделяют домены, реализующие взаимодействие организма с одушевленными и неодушевленными объектами (Caramazza, Shelton, 1998; Hauser, Santos, 2008), домены, представленные элементами, реализующими поведение избегания (отрицательные эмоции) и поведение приближения (положительные эмоции) (Alexandrov, Sams, 2005). Задача системно-эволюционного подхода состоит в том, чтобы выяснить, какова структура индивидуального опыта и какие динамические отношения существуют между его элементами (Швырков, 1982). Однако психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта и отношения между его элементами внутри и между доменными организациями, обладающими разной историей формирования, до сих пор еще не были исследованы, что и является актуальной задачей.

Так как было показано, что на этапе выполнения предыдущего акта актуализируются элементы последующего действия (Безденежных, 2004, Александров, 1993, 2006), то методика с последовательным предъявлением двух событий позволит исследовать отношения между элементами индивидуального опыта, которые актуализируются при предъявлении этих событий. Таким образом, была выбрана методика преднастройки, которая заключается в последовательном предъявлении слов (слова, осуществляющего преднастройку — прайма и слова-мишени), актуализирующих элементы соответствующих доменов индивидуального опыта. Было показано, что эффект преднастройки проявляется в изменениях показателей времени и точности ответа, а также латентных периодов и амплитуд N400 и LPC (поздний позитивный комплекс) в электроэнцефалографических потенциалах, связанных с ответом на слово-мишень (Boddy, 1986; Anderson, Holcomb, 1995; Deacon et al., 1999; Kiefer, 2004).

В рамках системно-эволюционного подхода можно предположить, что в этих показателях электрической активности мозга отражается активность набора определенных элементов индивидуального опыта в их взаимодействии.

Кроме того, было показано, что частота использования элементов индивидуального опыта влияет на характеристики выполнения действий (Aleksandrov et al., 1993; Александров, 2006). Для того, чтобы учесть частоту использования элементов в опыте, использовались слова с разным уровнем категориальной частотности. Также в исследовании было использовано две инструкции: «имплицитная» (которая не предполагает произвольного использования прайма для категоризации мишени) и «эксплицитная» (которая предполагает произвольное использование прайма для категоризации мишени), предполагающие актуализацию разного количества элементов индивидуального опыта.

Цель работы заключалась в исследовании организации доменов индивидуального опыта и отношениий между элементами, принадлежащими одному и разным доменам.

Объектом исследования являются поведенческие и электроэнцефалографические показатели, регистрируемые у молодых здоровых индивидов, при выполнении задачи категоризации слов.

Предметом исследования являются особенности организации доменов индивидуального опыта, отношения между элементами индивидуального опыта, принадлежащими одному и разным доменам, в зависимости от частоты использования этих элементов в опыте и произвольности их актуализации.

Были выдвинуты следующие теоретические гипотезы:

1. Отношения, связывающие элементы индивидуального опыта, принадлежащие одному и разным доменам, отличаются.

2. Количество элементов индивидуального опыта различается между доменными организациями, которые обладают разной историей развития.

3. Количество элементов индивидуального опыта, в которых зафиксировано взаимодействие с часто и редко встречающимися объектами, отличается.

4. При произвольной актуализации доменов («эксплицитном» использовании прайма) актуализируется больше элементов индивидуального опыта, которые взаимодействуют с элементами, реализующими категоризацию мишени, чем при непроизвольной актуализации доменов («имплицитном» использовании прайма).

Исследовательские гипотезы заключаются в следующем:

1. Время и точность категоризации и связанные с категоризацией электрические потенциалы мозга отличаются в ситуациях категориального соответствия и несоответствия мишени прайму.

2. Время и точность категоризации, а также связанные с категоризацией электрические потенциалы мозга при условии несоответствия и соответствия мишени прайму отличаются для разных категорий, за счет чего выраженность и направленность эффектов преднастройки, представленная разницей между поведенческими и электрофизиологическими показателями категоризации при условии несоответствия и соответствия мишени прайму, будет отличаться.

3. Время и точность категоризации высокочастотных и низкочастотных слов и связанные с категоризацией электрические потенциалы мозга будут отличаться.

4. Показатели категоризации с имплицитной и эксплицитной преднастройкой и связанные с категоризацией электрические потенциалы мозга будут отличаться. Выраженность эффекта преднастройки (как различие между условием несоответствия и соответствия мишени прайму) будет отличаться.

5. Время и точность категоризации прилагательных, связанных с положительными и отрицательными эмоциями, и электрические потенциалы мозга, связанные с категоризацией, отличаются.

6. Показатели категоризации названий одушевленных /неодушевленных объектов и эмоциональных прилагательных, а также связанные с категоризацией электрические потенциалы мозга отличаются.

Задачи работы заключались в следующем:

1. Определить категориальную частотность слов, составляющих семантические категории (выявить высокочастотные и низкочастотные слова), определить образность, типичность, степень знакомства и субъективный возраст приобретения слов, принадлежащих используемым в исследовании семантическим категориям, и далее уравновесить категории по длине (количеству букв, слогов), частотности (показателям современного частотного словаря русского языка, категориальной частотности), типичности, степени знакомства и образности слов.

2. Сравнить время и точность категоризации, особенности самоотчета и характеристики компонентов электрических потенциалов мозга (ССП), связанных с категоризацией слова-мишени при ее категориальном соответствии (условие соответствия) и несоответствии (условие несоответствия) слову-прайму в сериях с предъявлением слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные объекты, положительные и отрицательные эмоции.

3. Сравнить время и точность категоризации, особенности самоотчета и характеристики компонентов ССП при категоризации слов, относящихся к разным категориям, а также оценить выраженность эффекта преднастройки (как различие показателей между условием несоответствия и соответствия мишени прайму) для разных категорий.

4. Сравнить время и точность категоризации высокочастотных и низкочастотных слов, а также характеристики потенциалов, связанных с категоризацией этих слов, как при условии соответствия, так и при условии несоответствия мишени прайму при выполнении эксплицитной или имплицитной инструкций.

5. Сравнить время категоризации, количество ошибок, особенности самоотчета и характеристики потенциалов, связанных с предъявлением праймов и категоризацией мишеней, в группе участников исследования, выполнявших «эксплицитную» и «имплицитную» процедуру.

Методологическая база исследования. Теория функциональных систем Анохина (1975), системно-эволюционный подход (Швырков, 1982, 1995) и системная психофизиология (Швырков, 1989; Александров, 1997, 2005).

Положения, выносимые на защиту.

1. В основе отношений между элементами индивидуального опыта внутри одного домена и между элементами, принадлежащими разным доменам, лежат разные нейрофизиологические механизмы.

2. Домены, обладающие разной историей формирования, характеризуются неодинаковым количеством элементов индивидуального опыта.

3. Слова, обладающие высоким уровнем частоты в категории, характеризуются меньшим количеством актуализируемых элементов индивидуального опыта.

4. При произвольной активации домена актуализируется больше элементов индивидуального опыта, чем при непроизвольной активации этого же домена.

Научная новизна исследования. В данной работе впервые была сформулирована идея, что отношения между элементами индивидуального опыта внутри одного домена и между элементами разных доменов отличаются. Показан больший эффект преднастройки (как разница между условием несоответствия и соответствия мишени прайму) для домена, элементы которого обеспечивают взаимодействие индивида с одушевленными объектами по сравнению с доменом, представленным элементами, обеспечивающими взаимодействие с неодушевленными объектами. Было показано, что при категоризации высокочастотных и низкочастотных слов и при выполнении «имплицитной» и «эксплицитной» задач актуализируется разное количество элементов индивидуального опыта. Также впервые в задаче преднастройки анализировались потенциалы, связанные с предъявлением праймов и самоотчет участников исследования, чего не делалось в других исследованиях.

Теоретическая значимость Сравнение отношений между элементами, принадлежащими одному и разным доменам, вносит вклад в изучение структуры индивидуального опыта. В данной работе также дана системная интерпретация феноменов семантической преднастройки, категоризации и частоты слов. Было показано, что выраженность эффектов преднастройки для разных категорий и при выполнении «имплицитной» и «эксплицитной» процедур, а также частотность слов связаны с количеством актуализированных элементов индивидуального опыта.

Практическая значимость. В работе получены перечни оценок по различным психолингвистическим шкалам, которые могут быть использованы в других исследованиях и на практике как нормативные данные. Кроме того, полученные особенности преднастройки можно учитывать при оценке знаний в различных областях и при создании программ дистанционного и непосредственного обучения. Особенности категоризации одушевленных и неодушевленных объектов могут быть важны для разработок в области искусственного интеллекта.

Достоверность результатов обеспечена опорой на теоретические положения современной науки при решении экспериментальных задач, соблюдением норм планирования и проведения исследования. Также достоверность результатов обеспечивается через контроль над влиянием побочных переменных, через проверку и доказательство надежности ряда полученных данных, применением адекватных статистических методов анализа.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.

Основные результаты работы были апробированы на международных межвузовских научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века» (СПбГУ 2006, 2007) — на Европейской конференции по когнитивной науке (Дельфы, Греция, 2007) — на V и VI Всероссийской научно-практической конференции «Дружининские чтения» (Сочи 2006, 2007) — на международном форуме ИП РАН «Образ и российской психологии в регионах страны и в мире» (Сочи, 2006) — на юбилейной научной конференции «Тенденции развития современной психологической науки» (Москва, РАН", 2007) — на Международной межвузовской конференции молодых ученых «Психология — наука будущего» (Москва, ИП РАН, 2007, 2009) — на заседании секции психофизиологии РПО (2007) — на заседаниях лаборатории нейрофизиологических основ психики им В. Б. Швыркова ИП РАН (2005, 2006, 2007) — на симпозиуме участников XV международной школы по когнитивной науке (София, Болгария, 2008) — на Третьей международной конференции по когнитивной науке (Москва, 2008) — на конференции «Познание в структуре общения» (Москва, ИП РАН, 2008). Полученные результаты входят в программу факультета Гуманитарных и прикладных наук Государственного Общеобразовательного учреждения Высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет» по дисциплине «Экспериментальная психология».

Структура и объем диссертации

.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы, содержащего 227 источников, и 4-х приложений.

выводы.

1. Когда мишень принадлежит категории, обозначенной праймом, скорость и точность категоризации выше, субъективно оцениваемая трудность задачи категоризации ниже, латентные периоды компонентов N400 и LPC короче, амплитуда N400 меньше, a LPC больше, чем в ситуации, когда мишень принадлежит другой категории. Следовательно, отношения между элементами индивидуального опыта внутри домена отличаются от отношений между элементами индивидуального опыта, принадлежащими разным доменам.

2. Время категоризации короче, точность, а также субъективная легкость категоризации одушевленных объектов выше по сравнению с теми же показателями категоризации неодушевленных объектов. Латентные периоды и амплитуды пиков N400 и LPC, связанных с этой категоризацией, также отличаются при использовании категорий одушевленных и неодушевленных объектов. Эффект преднастройки больше для категорий одушевленных объектов. Таким образом, можно сделать вывод, что домен «одушевленных объектов» представлен меньшим количеством элементов индивидуального опыта, чем домен «неодушевленных объектов».

3. Время категоризации короче, точность выше, латентные периоды компонентов N400 и LPC короче, амплитуда N400 меньше, a LPC больше для высокочастотных слов, нежели для низкочастотных. Таким образом, при категоризации низкочастотных слов активируется больше элементов индивидуального опыта.

4. Время категоризации, короче, точность выше при выполнении «имплицитной» инструкции, по сравнению с «эксплицитной». Средняя амплитуда условного негативного отклонения больше у потенциалов, связанных с предъявлением праймов, в «эксплицитной» процедуре, по сравнению с «имплицитной» процедурой. Латентные периоды пиков N400 и ЬРС больше при выполнении «эксплицитной» процедуры по сравнению с «имплицитной». При выполнении «имплицитной» инструкции амплитуда ЬРС, связанного с категоризацией мишеней, больше, нежели в «эксплицитной» процедуре, а N400 наоборот меньше. Выраженность эффекта преднастройки (как разница показателей между отрицательным и положительным условием) больше при выполнении «эксплицитной» инструкции. Следовательно, при произвольной активации домена актуализируется большее количество элементов индивидуального опыта, чем при его непроизвольной актуализации.

5. Категоризация прилагательных, связанных с приятными эмоциями, быстрее и точнее при условии соответствия мишени прайму, чем при условии несоответствия. Амплитуда ЬРС, связанного с категоризацией «мишеней, относящихся к приятным эмоциям, больше при условии соответствия по сравнению с условием несоответствия. Таким образом, наблюдается прямой эффект преднастройки. Можно сделать вывод, что отношения между элементами индивидуального опыта внутри домена отличаются от отношений между элементами индивидуального опыта, которые принадлежат разным доменам.

6. Категоризация прилагательных, связанных с неприятными эмоциями, была медленнее и точность ниже при условии соответствия мишени прайму, чем при условии несоответствия. Амплитуда ЬРС, связанного с категоризацией мишеней, относящихся к неприятным эмоциям, была больше при условии несоответствия, чем при условии соответствия мишени прайму. Таким образом, наблюдается обратный эффект преднастройки. Следовательно, домен «отрицательных эмоций» характеризуется увеличением числа элементов индивидуального опыта, по сравнению с доменом «положительных эмоций».

7. Прямой эффект преднастройки, как различие показателей между условием несоответствия и соответствия мишени прайму, больше в случае прилагательных, связанных с положительными эмоциями, по сравнению с категоризацией одушевленных и неодушевленных объектов, в то время как при категоризации прилагательных, связанных с отрицательными эмоциями, наблюдается обратный эффект преднастройки. Таким образом, увеличение эффекта преднастройки свидетельствует о меньшем количестве элементов индивидуального опыта, составляющем домен, в то время как уменьшение эффекта преднастройки свидетельствует о большем количестве элементов индивидуального опыта, составляющем домен.

8. Категоризация эмоциональных прилагательных была медленнее, чем категоризация одушевленных/неодушевленных объектов. Латентный период пика ЬРС, связанного с категоризацией эмоциональных прилагательных, больше ЬРС, связанного с категоризацией «одушевленных/неодушевленных объектов». Таким образом, домены «положительных/отрицательных эмоций» представлены большим количеством элементов индивидуального опыта, чем домены «одушевленных/неодушевленных объектов».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью работы являлось исследование организации доменов индивидуального опыта, отношениий между элементами, принадлежащими одному и разным доменам.

Было показано, что в основе отношений между элементами индивидуального опыта внутри одного домена и между элементами, принадлежащими разным доменам, лежат разные нейрофизиологические механизмы. Возможно, внутри доменов индивидуального опыта каждый новый элемент формируется на основе и в тесной связи с другими элементами индивидуального опыта, принадлежащими этому домену. Отношения же между элементами индивидуального опыта, которые принадлежат разным доменам, складываются по принципу ассоциативного научения. Кроме того, предполагается, что в случае отрицательной преднастройки актуализируется большее количество элементов индивидуального опыта (элементы домена, актуализируемого и праймом и мишенью), чем в случае положительной преднастройки. Домены, обладающие разной историей формирования, характеризуются неодинаковым количеством элементов индивидуального опыта. Проводилось сравнение доменов «одушевленных/неодушевленных объектов» и доменов «положительных/отрицательных эмоций». Было показано, что домен «одушевленных объектов» характеризуется меньшим количеством элементов индивидуального опыта по сравнению с доменом «неодушевленных объектов». Домен «положительных эмоций» обладает меньшим количеством элементов индивидуального опыта по сравнению с доменом «отрицательных эмоций». Слова, обладающие высоким уровнем частоты в категории, характеризуются меньшим количеством актуализируемых элементов индивидуального опыта. Предполагается, что низкочастотные слова, актуализируют множество элементов индивидуального опыта, которые могут быть не связаны непосредственоо с этими словами. В силу более частого использования высокочастотных слов, актуализация элементов индивидуального опыта становится более «заточенной" — актуализируются только те элементы индивидуального опыта, которые строго связаны с этим словом. При произвольной активации домена актуализируется больше элементов индивидуального опыта, чем при непроизвольной активации этого же домена.

В данной работе впервые была сформулирована идея, что отношения между элементами индивидуального опыта внутри одного домена и между элементами разных доменов, отличаются. Показан больший эффект преднастройки (как разница между условием несоответствия и соответствия мишени прайму) для домена, элементы которого обеспечивают взаимодействие индивида с одушевленными объектами по сравнению с доменом, представленным элементами, обеспечивающими взаимодействие с неодушевленными объектами. Было показано, что при категоризации высокочастотных и низкочастотных слов и при выполнении «имплицитной» и «эксплицитной» задач актуализируется разное количество элементов индивидуального опыта. Также впервые в задаче преднастройки анализировались потенциалы, связанные с предъявлением праймов и самоотчет участников исследования, чего не делалось в других исследованиях.

Полученные особенности преднастройки можно учитывать при оценке знаний в различных областях, так как было показано, что особенности отношений между элементами и их количество могут говорить об особенностях структуры опыта индивида. Так, о том, входит ли некоторый объект в категорию или некоторое семантическое поле, можно судить по характеристикам ответа на предъявления слов (Ковтунович, 2004) и по выраженности психофизиологических показателей (Лурия, 1979). Косвенно полученные данные могут служить при разработке программ дистанционного и непосредственного обучения, так как предполагается, что полученные различия между доменами можно также объяснить тем, что в случае категорий неодушевленных объектов опыт взаимодействия является непосредственным, а в случае категорий одушевленных объектов — по большей части опосредованным. Так, было высказано мнение, что взаимодействие с животными у современного городского жителя обычно происходит опосредованно, через средства массовой информации, учебной литературы при отсутствии контакта, который все же необходим для формирования знаний, в то время как разнообразие неодушевленных объектов, с которыми человек контактирует повседневно, постоянно растет (Wolff et al., 1999). Сравнения знаний об одушевленных объектах у городских детей и взрослых индивидов и с теми детьми и взрослыми индивидами, кто живет в непосредственном контакте с природой, показало многочисленные различия в структуре знаний (Medin, Atran, 2004). В работе получены перечни оценок по различным психолингвистическим шкалам, которые могут быть использованы в других исследованиях и на практике (в педагогической, клинической и т. д. областях) как нормативные данные. Особенности категоризации одушевленных и неодушевленных объектов могут оказаться важны для разработок в области искусственного интеллекта. Так, Тьюрингом был предложен тест, может ли компьютер общаться на естественном языке, так чтобы его нельзя было отличить от человека (Turing, 1950). Этот тест до сих пор не был успешно пройден ни одной компьютерной программой (Saygin et al., 2000). Таким образом, психофизиологические исследования категоризации одушевленных и неодушевленных объектов могут обеспечить прогресс в этом направлении. Это исследование может оказаться полезным при разработке систем распознавания одушевленных и неодушевленных объектов. Кроме того, было показано, что при игре с компьютером (неодушевленный объект) и человеком (одушевленный объект) психофизиологические показатели (ЭМГ, КГР) и оценки игры отличаются (Mandryk et al., 2006).

Сравнение отношений между элементами, принадлежащими одному и разным доменам, вносит вклад в изучение структуры индивидуального опыта. В данной работе также дана системная интерпретация феноменов семантической преднастройки, категоризации и частоты слов. Было показано, что выраженность эффектов преднастройки для разных категорий и при выполнении «имплицитной» и «эксплицитной» процедур, а также частотность слов связаны с количеством актуализированных элементов индивидуального опыта.

Ill.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.О. Активность корковых нейронов при различных исходах обнаружения сигнал //Нейроны в поведении: системные аспекты. М.: Наука, 1986,-С. 194−206.
  2. И.О. Психофизиологическое исследование поведения человека и животных при обнаружении сигнала // Психофизика дискретных и непрерывных задач. М.: Наука, 1985. С. 195−228.
  3. И.О., Максимова Н. Е. Функциональное значение колебания Р300 // Психологический журнал. 1985. — Т.6. — № 2. — С. 86−95.
  4. И. О., Максимова Н. Е., Горкин А. Г., Шевченко Д. Г., Тихомирова И. В., Филиппова Е. В., Никитин Ю. Б. Комплексное исследование структуры индивидуального опыта // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 1. — С. 49−69.
  5. И.О. Формирование структуры индивидуального знания. -М.: Изд-во «Институт Психологии РАН», 2006. — 560с.
  6. Ю.И., Гринченко Ю. В. Хвастунов P.M. Иерархическая организация поведения // Успехи физиологических наук. 1980. — Т.Н. — № 4.-С. 115−144.
  7. Ю.И. Системная психофизиология // Основы психофизиологии/Отв. ред. Ю. И. Александров. -М.: ИНФРА-М, 1997. С. 266−313.
  8. Ю.И. Научение и память: системная перспектива//Вторые Симоновские Чтения. -М.: РАН, 2004, С. 3−51.
  9. Ю.И. Системная психофизиология // Психофизиология. Учебник для вузов /Под. ред. Ю. И. Александрова.СПб.: Питер, 2006, С. 252−309.
  10. П.К. Системный анализ условного рефлекса // Журнал высшей нервной деятельности. 1973. — Т. 23. Вып. 2. С. 229−247.
  11. П.К. Системный анализ интегративной деятельности нейрона // Успехи физиологических наук. 1974. — № 2. — С. 5−92.
  12. П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Вопросы психологии. 1974. — № 4. — С. 21−29.
  13. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Очерки по физиологии функциональных систем. М. Медицина, 1975 -с. 17−62.
  14. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.:Наука, Смысл, 1999. -313 с.
  15. Т. В. Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей J1.C. Выготского // Вестник Московского Университета, серия 14, «Психология». 1994. № 4. — С. 44−51.
  16. .Н. Динамика взаимодействия функциональных систем в структуре деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. -271с.
  17. .Н., Бодунов М. В. Межсистемные отношения при выполнении задачи выбора: исследования эффекта последовательности// Психологический журнал. 2001. — Т.22. — № 2. — С. 36−49.
  18. И.В., Сафуанова О. В. Психосемантика и процессы семантической обработки // Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружининна -М.: ПЭР СЭ, 2003, С. 268−291.
  19. Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. — 413 с.
  20. А. Семантические универсалии и описание языков. М. «Языки русской культуры», 1999. -780 с.
  21. И.Е., Люсин Д. В. Внутренняя структура естественных категорий: продуктивная частотность // Психологический журнал. 1997. -Т. 18.-№ 4.-С. 69−77.
  22. В.В. Соотношение импульсной активности нейронов с медленными потенциалами мозга в поведении. Дис. канд. психол. наук. М.: ИПРАН, 1992. -170 с.
  23. В.В. Соотношение ЭЭГ и импульсной активности нейронов в поведении у кролика // ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987. — С. 5−17.
  24. А. Г. Шевченко Д.Г. Отражение структуры памяти в активности системоспецифичных нейронов // Психологический журнал. 1991. — Т. 12.-№ 2.-С. 60−69.
  25. P.JI. Глаз и мозг. М.: Изд-во «Прогресс», 1970. -269с.
  26. Д.С. Виды психики: на пути к пониманию сознания. Пер с англ. А.Веретникова. М.:Идея-Пресс. — 2004. -184 с.
  27. Ч.А., Черноризов A.M. Язык восприятия и мозг // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2005. Т. 2. — № 4. — С. 22−52
  28. И.Е. Условная негативная волна (CNV) как электрофизиологический показатель психической деятельности. Сообщение I. феноменология CNV // Физиология человека. — 1980. — Т. 6. — № 3. С. 505−519.
  29. И.Е. Условная негативная волна (CNV) как электрофизиологический показатель психической деятельности. Сообщение II. Психофизиологическая значимость и нейрогенез CNV // Физиология человека. 1980. — Т. 6. — № 3. — С. 520−529.
  30. Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: что категории языка говорят нам о мышлении/ Пер. с англ. И. Б. Шатуновского. М.: Языки славянской культуры, 2004. —792 с.
  31. Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект. Сб./Пер. с англ. и нем. М.: «Прогресс», 1996. С. 143−184.
  32. Я.Р. Язык и сознание. Изд-во Моск. Ун-та, 1979. 320с.
  33. Н.Е., Александров И. О. Типология медленных потенциалов мозга, нейрональная активность и динамика системной организации поведениия // ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. -М.: Наука, 1987. С. 44−72.
  34. С. Язык как инстинкт: Пер. с англ. / Общ. ред. В. Д. Мазо. — М.: Едиториал УРСС, 2004. 456 с.
  35. Т.Н., Павлова Н. Д. Аспекты исследования семантики слова // Психологический журнал. -1981. Т.2. — № 5. — С. 23−34.
  36. Т.Н. Психология речи и языка. Психолингвистика // Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружининна -М.: ПЭР СЭ, 2003, С. 353−395.
  37. М.В., Койфман А. Я. Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания // Вестник Московского университета, сер 14 психология, 2005. — № 3−4.
  38. С.А. Частотный словарь русского языка. http://smilc09.1eeds.ac.uk/frqc/rnc-modern-full.num
  39. В.Б. Введение в объективную психологию: Нейрональные основы психики: Избранные труды. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. -592с.
  40. В.Б. Нейрофизиологическое системных механизмов поведения. М.:Наука, 1978, -238с
  41. В.Б. На пути к психофизиологической теории поведения // Психологический журнал. 1982(a). — Т. 3. — № 2. — С. 70−88.
  42. В.Б. О системных основах психофизиологии // Системный подход к психофизиологической проблеме. М.: Наука. 1982(6). — С. 1023.
  43. В.Б. Системная детерминация активности нейронов в поведении // Успехи физиологических наук. 1983. — Т. 14. — № 1. — С. 4566.
  44. В.Б. Психофизиологическое изучение структуры субъективного отражения // Психологический журнал. — 1985. Т. 6. — № 3. — С. 22−37.
  45. В.Б. Психофизиология//Тенденции развития психологической науки. М., Наука, 1989. С. 191−200.
  46. В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М.: Изд-во ИПРАН, 1995.
  47. В.Б. Что такое нейрональная активность и ЭЭГ с позиций системно-эволюционного подхода? // ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. —М.: Наука. 1987. — С. 5−17.
  48. В.Б. Основные этапы развития системно-эволюционного подхода в психофизиологии // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. -№ 3. — С. 15−27.
  49. Н.А., Швырков В. Б. Корковые нейроны в поисковом поведении и обучении // Поисковая активность, мотивация и сон. Баку: ЭЛМ, 1986.-С. 65−73
  50. I.O., Maksimova N.E., Р300 and psychological analysis of the structure of behavior // Electroencephalography and clinical Neurophysiology. 1985.-V. 61-P. 548−558.
  51. Aleksandrov I.O., Maksimova N.E., Paavilainen P., Reinikanen K., Naatanen R., Sams M. Regularities of actualization of templates for standart and deviant stimuli in recognition task//Proc. Of &th European Meeting of the
  52. Psychometric Society in Trier / Eds R. Steyer, K.F. Wender, K.F. Widaman. N.Y.:Custav Fisher Verlag, 1993. — P. 1−6.
  53. Alexandrov Yu.I., Sams M. Emotion and consciousness: ends of a continuity // Cognitive Brain Research. 2005. — Vol. 25. — № 2. — P. 387−405.
  54. Alexandrov Yu.I., Klucharev V, Sams M. Effect of emotional context in auditory-cortex processing // International Journal of Psychophysiology. -2007. Vol. 65. -№ 3. — P. 261−271.
  55. Anderson J. R. Methodologies for the study of human knowledge // The Behavioral and Brain Sciences. 1987. -Vol. 10. — P. 467−505.
  56. Anderson J.E., Holcomb P.J. Auditory and visual semantic priming using different stimulus onset asynchronies: an event-related brain potential study // Psychophysiology. 1995. — Vol. 32. — № 2. — P. 177−190.
  57. Atran S., Medin D., Ross N., Lynch E., Coley J. Ucan Ek. E., Vapnarsky V. Folkecology and commons management in the Maya Lowlands // Proceedings of the National Academy of Sciences U.S.A. 1999. — Vol. 96. — P. 75 987 603.
  58. Baars B. J., Ramsoy Th. Z., Laureys S. Brain, conscious experience and the observing self // Trends in Neurosciences. 2003 Vol. 26 — № 12. — P. 671 675.
  59. Badgaiyan R.D., Posner, M.I. Time course of cortical activation in implicit and explicit recall // Journal of Neuroscience. 1997. — Vol. 17. — № 12. — P. 49 044 913.
  60. Bailenson J.N., Shum M., Atran S., Medin D.L., Coley J.D. A bird’s eye view: biological categorization and reasoning within and across cultures // Cognition. -2002.-Vol. 84.-P. 1−53.
  61. Barry Ch., Johnston R. A., Wood R. F. Effects of age of acquisition, age, and repetition priming on object naming //Visual Cognition. 2006. — Vol.13. — № 7/8.-P. 911−927.
  62. Battig W.F., Montague W.E. Category norms for verbal items in 56 categories: a replication and extension of the Connecticut category norms // Journal of experimental psychology Monograph. 1969. — Vol. 80. — № 3. — P. 1−45.
  63. Baumeister R. F., Bratslavsky E., Finkenauer C., Vohs K. D. Bad is stronger than good // Review of General Psychology. 2001. — Vol. 5. — № 4. — P. 323 370.
  64. Bentin S., McCarthy G., Wood C.C. Event-related potentials, lexical decision and semantic priming // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1985. — Vol. 60. — № 4. — P.343−355.
  65. Bertenthal B.I. Origins and early development of perception, action, and representation // Annual Review of Psycholology 1996. — Vol. 47. — P. 431 459.
  66. Boddy J., Event-related potentials in chronometric analysis of primed word recognition with different stimulus onset asynchronies // Psychophysiology. — 1986. Vol. 23 (2). — P. 232−245.
  67. Brouillet T, Syssau A. Connection between the evaluation of positive or negative valence and verbal responses to a lexical decision making task // Canadian Journal of Experimental Psychology. 2005. — Vol. 59. — № 4. — P. 255−261.
  68. Caramazza A., Shelton J.R. Domain specific knowledge systems in the brain: the animate-inanimate distinction // Journal of Cognitive Neuroscience. 1998. -Vol. 10.-№ l.-P. 1−34.
  69. Casile A. Giese M. A. Critical features for the recognition of biological motion // Journal of Vision. 2005. — Vol. 5. — P. 348−360.
  70. Catling J. C., Johnston R. A. The effects of age of acquisition on an object classification task // Visual Cognition. 2006. — Vol.13. — № 7/8. — P. 968 980.
  71. Chao L.L., Weisberg J., Martin A. Expirience-dependent modulation of category-related cortical activity // Cerebral Cortex. 2002. — Vol. 12. — P. 545−551.
  72. Chiarello C., Shears C., Lund K. Imageability and distributional typicality measures of nouns and verbs in contemporary English // Behavior Research Methods, Instruments, & Computers. 1999. — Vol. 31. -№ 4. — P. 603−637.
  73. Cohen H. Lefebvre C. To cognize is to categorize: cognition is categorization / Handbook of categorization in cognitive science, edited by Cohen H. Lefebvre C. Elsevier science&technology books. 2005. P. 19−43.
  74. Cooper L. A., Schacter D. L., Ballesteros S., Moore C. Priming and recognition of transformed three-dimensional objects: effects of size and reflection // Journal of Experimental Psychology. Learning Memory Cognition. -1992.-Vol. 18.-P. 43−57.
  75. Crowe S.J., Prescott TJ. Continuity and change in the development of category structure: Insights from the semantic fluency task // International Journal of Behavioral Development. 2003. — Vol. 27. — № 5. — P. 467−479.
  76. Damasio H., Tranel D., Grabowski T., Adolphs R., Damasio A. Neural systems behind word and concept retrieval // Cognition. 2004. — Vol. 92. — P. 179 229.
  77. Davidson R.J., Ekman P., Saron C.D., Senulis J.A., Friesen W.V. Approach-withdrawal and cerebral asymmetry: Emotional expression and brain physiology I // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. — Vol. 58.-№ 2.-P. 330−341.
  78. Deacon D., Uhm T.J., Ritter W., Hewitt S., Dynowska A. The lifetime of automatic semantic priming effects may exceed two seconds // Cognitive Brain Research. 1999. — Vol. 7. — № 4. — P. 465−472.
  79. Desimone R. Neural mechanisms for visual memory and their role in attention // Proceedings of the National Academy of Sciences U.S.A. 1996. — Vol. 93. -P. 13 494−13 499.
  80. Dien J., Spencer K.M., Donchin E. Parsing the «Late Positive Complex»: Mental chronometry and the ERP components that inhabit the neighborhood of the P300 // Psychophysiology. 2004. — Vol. 41. — P. 665−678.
  81. Diesendruck G., Gelman S.A. Domain differences in absolute judgments of category membership: Evidence for an essentialist account of categorization // Psychonomic Bulletin and Review. 1999. — Vol.6. — № 2. — P. 338−346.
  82. Dobbins I. G., Schnyer D. M., Verfaellie M., Schacter D. L. Cortical activity reductions during repetition priming can result from rapid response learning // Nature. 2004. — Vol. 428. — P. 316−319.
  83. Dolcos F., Cabeza R. Event-related potentials of emotional memory: Encoding pleasant, unpleasant, and neutral pictures // Cognitive, Affective, and Behavioral Neuroscience. 2002. — Vol. 2. — № 3. — P. 252−263.
  84. Donchin E., Coles M. G. H. Is the P300 component a manifestation of context updating? // The Behavioral and Brain Sciences. 1988. — Vol. 11. — P. 355 425.
  85. Donchin, E. Event-related brain potentials: A tool in the study of human information processsing. In H. Begleiter (Ed.), Evoked potentials and behavior, New York: Plenum Press. 1979. — P. 13−75.
  86. Duncan-Johnson C. C., Donchin E. The P300 component of the event-related brain potential as an index of information processing // Biological Psychology. -1982.-Vol. 14.-P. 1−52.
  87. Engel A. K., Moll Ch. K. E., Fried I., Ojemann G. A. Invasive recordings from the human brain: clinical insights and beyond // Nature Neuroscience. 2005. -Vol. 6.-P. 35−47.
  88. Fabre-Thorpe M., Richard G., Thorpe S.T. Rapid categorization of natural images by rhesus monkeys // Neuroreport. 1998. — Vol. 9. — P. 303−308.
  89. Forster K. I. Category size effects revisited: Frequency and masked priming effects in semantic categorization // Brain and Language. 2004. — Vol. 90. -P. 276−286.
  90. Freedman D. J., Riesenhuber M., Poggio T., Miller E. K. Categorical representation of visual stimuli in the primate prefrontal cortex // Science. -2001. Vol. 291. — P. 312−316.
  91. Freedman D. J., Riesenhuber M., Poggio T., Miller E. K. Visual categorization and the primate prefrontal cortex: neurophysiology and behavior // Journal of Neurophysiology. 2002. — V. 88. — P. 929−941.
  92. Fried I., Cameron K.A., Yashar Sh., Fong R., Morrow J.W. Inhibitory and excitatory responses of single neurons in the human medial temporal lobe during recognition of faces and objects // Cerebral Cortex. — 2002. — Vol. 12. — P. 575−584.
  93. Ganis G., Kutas M. An electrophysiological study of scene effects on object identification // Cognitive Brain Research. 2003. — Vol. 16. — № 2. — P. 123 144.
  94. Ganis G., Kutas M., Sereno M. I. The Search for «Common Sense»: An Electrophysiological Study of the Comprehension of Words and Pictures in Reading // Journal of Cognitive Neuroscience. 1996. — Vol. 8. — № 2. — P. 89−106.
  95. Gavrilov V. School expirience reflection in the brain event-related potentials // ETP winter school: Neural correlates cognitive processes. 1990. P. 56
  96. Gehring W. J., Gratton G., Coles M. G. H., Donchin E. Probability effects on stimulus evaluation and response processes // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1992. — Vol. 18. — P. 198 216.
  97. Gelman R. Domain specificity in cognitive development: Universals and nonuniversals // Advances in psychological science. Sabourin, M., Craik, F. and Robert, M. (Eds.) Psychology Press Ltd., 1996. Vol. 2. — № 25. — P. 567 579.
  98. Gerhand S., Barry C.O. Age of acquisition, word frequency, and the role of phonology in the lexical decision task // Memory and Cognition. 1999. — Vol. 27. -№ 4. -P. 592−602.
  99. Glenberg A., Kaschak, M. Grounding language in action. // Psychonomic Bulletin and Review. 2002. Vol. 9. -№ 3.-P. 558−565.
  100. Grezes J., Fonlupt P., Bertenthal B., Delon-Martin Ch., Segebarth Ch., Decety J. Does perception of biological motion rely on specific brain regions? // Neurolmage. -2001. Vol. 13. -P. 775−785.
  101. Grezes J. Tucker M., Armony J., Ellis R., Passingham R. Objects automatically potentiate action: an fMRI study of implicit processing. // European Journal of Neuroscience. 2003. — Vol. 17. — P. 2735−2740.
  102. Gross Ch. G. Coding for visual categories in the human brain // Nature Neuroscience. 2000. — Vol. 3. — № 9. — P.855−856.
  103. Gutchess A.H., Yoon C., Luo T., Feinberg F., Hedden T., Jing Q., Nisbett R.E. Park D.C. Categorical organization in free recall across culture and age // Gerontology. 2006. — Vol. 52. — № 5. — P. 314−323.
  104. Hacking I. Aristotelian categories and cognitive domains // Synthese. 2001. -Vol. 126,-P. 473−515.
  105. Halgren E., Baudena P., Heit G., Clarke M., Marinkovic K. Spatio-temporal stages in face and word processing. 1. Depth-recorded potentials in the human occipital, temporal, and parietal lobes // Journal of Physiology. 1994. — Vol. 88.-№ 2.-P. 1−50.
  106. Harnad S. To cognize is to categorize: cognition is categorization / Handbook of categorization in cognitive science, edited by Cohen H. Lefebvre C. Elsevier science&technology books. 2005. -P. 1−15.
  107. Hauser M. D., Santos L.R. The evolutionary ancestry of our knowledge of tools: from percepts to concepts // Creations of the Mind, E. Margolis & S. Lawrence (Eds.), Oxford University Press, 2007.
  108. Hauser M.D. A nonhuman primate’s expectations about object motion and destination: the importance of self propelled movement and animacy // Developmental science. 1998. — Vol. 1. — № 1. — P.31−37.
  109. Heit G., Smith M.E., Halgren E. Neural encoding of individual words and faces by the human hippocampus and amygdala // Nature. 1988. — Vol. 333. -P. 773−775.
  110. Henson R., Shallice T., Dolan R. Neuroimaging evidence for dissociable forms of repetition priming // Science. 2000. Vol. 287. — № 5456. — P. 1269−1272.
  111. Henson R.N. Implicit memory. Human Brain Function, 2nd Edition. 2004, Frackowiak, Friston, Frith, Dolan & Price (Eds.), Elsevier, London. P. 471 486.
  112. Hernandez A. E., Fiebach Ch. J, The brain bases of reading late learned words: Evidence from functional MRI // Visual Cognition. 2006. — Vol. 13. — № 7/8. -P. 1027−1043.
  113. Johnson C., Rakison D. H. Early categorization of animate/inanimate concepts in young children with autism // Journal of Developmental and Physical Disabilities. 2006. — Vol. 18. — № 2. — P. 73−89.
  114. Johnston R.A., Bany Ch. Age of acquisition and lexical processing // Visual cognition. 2006. — Vol. 13. — № 7/8. — P. 789−845.
  115. Ito T.A., Cacioppo J.T. Electrophysiological evidence of imlicit and explicit categorization processes // Journal of Experimental Social Psychology. 2000. -Vol.36.-P. 660−676.
  116. Kalenine S., Bonthoux F. Adults differently process taxonomic and thematic semantic relations according to object kinds // Proceedings of the European Cognitive Science Conference, Delphi, Greece, Lawrence Erlbraum Associates. 2007. — P. 95−100.
  117. Karis D., Fabiani, M, Donchin E. «P300» and memory: Individual differences in the von Restorff effect // Cognitive Psychology. 1984. — Vol. 16. — P. 177 216.
  118. Kensinger E.A. Schacter D.L. Processing emotional pictures and words:
  119. Effects of valence and arousal // Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience. 2006. — Vol. 6 — № 2. — P. 110−126.
  120. Kiang M., Kutas M. Association of schizotypy with semantic processing differences: An event-related potential brain study // Schizophrenia Research. -2005. Vol. 77. — № 2−3. — P. 329−342.
  121. Kiefer M. Perceptual and semantic sources of category-specific effects: Event-related potentials during picture and word categorization // Memory and Cognition. 2001. — Vol. 29. — № 1. — P. 100−116.
  122. Kiefer M. Repetition-priming modulates category-related effects on event-related potentials: further evidence for multiple cortical semantic systems // Journal of Cognitive Neuroscience. 2005. — Vol. 17. — P. 199−210.
  123. King J. Kutas M. A Brain potential whose latency indexes the length and frequency of words // The Newsletter of the Center for Research in Language. -1995.-Vol. 10.-№ 2.-P. 1−9.
  124. King J. W., Kutas M. Neural plasticity in the dynamics of visual word recognition // Neuroscience Letters. 1998. — Vol. 244. — № 2. — P.61−64.
  125. Kolbeneva M.G. Modalities-related words: speed of pleasantness assessment // The Third International Conference on Cognitive Science, 2008.
  126. Kraut M.A., Moo L.R., Segal J. B., Hart J. Neural activation during an explicit categorization task: category- or feature-specific effects? // Cognitive Brain Research. 2002. — Vol. 13. — P. 213−220.
  127. Kreiman G., Fried I., Koch Ch. Single-neuron correlates of subjective vision in the human medial temporal lobe // PNAS, 2002. — Vol. 99. — №. 12. — P. 8378−8383.
  128. Kreiman G., Koch Ch., Fried I. Category-specific visual responses of single neurons in the human medial temporal lobe // Nature Neuroscience. — 2000. — Vol.3.-№ 9.-P. 946−953.
  129. Kutas M. Hillyard S. A. Reading Senseless Sentences: Brain Potentials Reflect Semantic Incongruity // Science. 1980. — Vol. 207. — P. 203−205.
  130. Kutas M. Hillyard S. A. Brain potentials reflect word expectancy and semantic association during reading // Nature. — 1984. Vol. 307. — P. 161−163.
  131. Kutas M., Federmeier K. D. Electrophysiology reveals semantic memory use in language comprehension // Trends in Cognitive Science. 2000. — Vol. 4. -№ 12,-P. 463−470.
  132. Kutas M., Federmeier K. D., Coulson S., King J. W., Miinte T. F. Language, In: J. T. Cacioppo, L. G. Tassinary, and G. G. Berntson (Eds.), Handbook of Psychophysiology, Cambridge University Press, 2000. — P. 576−601.
  133. Kutas M., Federmeier K. D., Staab J., Kluender R. Language In: J. T. Cacioppo, L. G. Tassinary, and G. G. Berntson (Eds.), Handbook of Psychophysiology, Third Edition Cambridge University Press, 2007. — P. 555−580.
  134. Kutas M., Iragui V. The N400 in a semantic categorization task across six decades // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. — 1998. — Vol. 108.-P. 456−471.
  135. Kutas M., McCarthy G., Donchin E. Augmenting mental chronometry: The P300 as a measure of stimulus evaluation time // Science. 1977. — Vol. 197. -P. 792−795.
  136. Kyle Simmons W., Barsalou L. W. The similarity-in-topography principle: reconciling theories of conceptual deficits // Cognitive Neuropsychology. -2003. Vol. 20. — P. 451−486.
  137. LaBar K. S., Cabeza R. Cognitive neuroscience of emotional memory // Nature. 2006. — Vol. 7. — P. 54−64.
  138. Lambon Ralph M. A., Patterson K., Garrard P., Hodges J. R. Semantic dementia with category specificity: a comparative case-series study // Cognitive Neuropsychology. 2003. — Vol. 20. — P. 307−326.
  139. Laws K.R., Leeson V.C., McKenna P.J. Domain-specific deficits in schizophrenia // Cognitive Neuropsychiatry. — 2006. Vol. 11. — № 6. — P. 537−556.
  140. Laws K.R., Neve C. A 'normal' advantage for naming living things // Neuropsychologic 1999. — Vol. 37. — P. 1263−1269.
  141. Lynch E. B., Coley J. D., Medin D. L. Tall is typical: central tendency, ideal dimensions and graded category structure among tree experts // Memory and Cognition. -2000. Vol. 28. -№ 1. — P. 41−50.
  142. Mandler J.M. Thought before language // Trends in Cognitive Science. 2004. -Vol. 8. 11. — P. 508−513.
  143. Mandryk R.L., Inkpen K.M., Calvert Th.W. Using psychophysiological techniques to measure user experience with entertainment technologies // Behaviour and Infromation Technology. 2006. — Vol. 25. — № 2. — P. 141 158.
  144. Marinkovic K., Halgren E. Human brain potentials related to the emotional expression, repetition, and gender of faces // Psychobiology. 1998. — Vol. 26. -№ 4.-P. 348−356.
  145. Martin A. The Representation of object concepts in the brain // Annual Review of Psychology. 2007. — Vol. 58. — P. 25−45.
  146. Martin A., Wiggs C.L., Ungerleider L.G., Haxby, J.V. Neural correlates of category-specific knowledge//Nature. 1996. — V. 379, — P. 649−652.
  147. McNamara T. P. Theories of priming: I. Associative distance and lag // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1992. — V. 18.-P. 1173−1190.
  148. Medin D. L., Aguilar C. M. Categorization. In R. A. Wilson & F. C. Keil (Eds.), The MIT Encyclopedia of the Cognitive Sciences Cambridge: MIT Press, 1999.-P. 104−106.
  149. Medin D.L., Atran S. The native mind: biological categorization, reasoning and decision making in development across cultures // Psychological Review. -2004. Vol. 111. — № 4. — P. 960−983.
  150. Medin D.L., Ross N., Atran S., Cox D., Coley J., Proffitt J., Blok S. Folkbiology of freshwater fish // Cognition. 2006. — Vol. 99. — № 3. — P. 237 273.
  151. Meteyard L., Zokaei N., Bahrami B., Vigliocco G. Visual motion interferes with lexical decision on motion words. // Current Biology. 2008. — Vol. 18. — P. 732−733.
  152. Mervis C.B., Catlin J. Relationships among goodness-of-example, category norms, and word frequency // Bulletin of the Psychonomic Society. 1976. -Vol. 7. — P. 283−284.
  153. D. E., & Schvaneveldt R. W. Facilitation in recognizing pairs of words: evidence of a dependence between retrieval operations // Journal of Experimental Psychology. 1971. — Vol. 90. — P. 227−234.
  154. Milner B., Squire L.R., Kandel E.R. Cognitive neuroscience and the study of memory // Neuron. 1998. — Vol. 20. — P. 445−468.
  155. Moelter S. T., Hill S. K., Hughett P., Gur R. C., Gur R. E., Raglan J. D. Organization of semantic category exemplars in schizophrenia // Schizophrenia Research. 2005. — Vol. 78. — P. 209−217.
  156. Morrison C. M., Ellis A. W., Quinlan P. T. Age of acquisition, not word frequency, affects object naming, not object recognition // Memory and Cognition. 1992. — Vol. 20. — № 6. — P. 705−714.
  157. C. M., & Ellis A. W. The role of word frequency and age of acquisition in word naming and lexical decision // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. -1995. Vol. 21. — P. 116−133.
  158. Morrison C.M., Chappell T.D., Ellis A.W. Age of Acquisition Norms for a Large Set of Object Names and Their Relation to Adult Estimates and Other Variables // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1997. — Vol. 5OA, — P. 528−559.
  159. Morrison C. M., Gibbons Z. C. Lexical determinants of semantic processing speed // Visual Cognition. 2006. — Vol. 13. — № 7/8. — P. 949−967.
  160. Neely J. H. Semantic priming and retrieval from lexical memory: roles of inhibitionless spreading activation and limited-capacity attention // Journal of Experimental Psychology: General. 1977. — Vol. 106. — № 3. — P. 226−254.
  161. Olichney J.M., Van Petten C., Palier K.A., Salmon D.P., Iragui V.J., Kutas M. Word repetition in amnesia. Electrophysiological measures of impaired and spared memory // Brain. 2000. — Vol. 123, — № 9, — P. 1948−1963.
  162. , C. & Versace, R. The representation of emotion in long term memory. In G. Ritschard, A. Berchtold, F. Duc et D.A. Zighed (Eds), Apprentissage: Des principes naturels aux methodes artificielles, Paris: Hermes. 1998. P. 111−124
  163. Paton JJ, Belova M.A., Morrison S.E., Salzman C.D. The primate amygdala represents the positive and negative value of visual stimuli during learning // Nature. 2006. — Vol. 439. — P. 865−870.
  164. Pauen, S Evidence for knowledge-based category disrimination in infancy // Child Development. 2002. — Vol. 73. — P. 1016−1033.
  165. Perani D., Schnur T., Tettamanti M., Marilu’Gorno-Tempini, Cappa S. F., Fazio F. Word and picture matching: a PET study of semantic category effects // Neuropsychologia. 1999. — Vol. 37. — P. 293−306.
  166. Pizzagalli D. A. Electroencephalography and high-density electrophysiological source localization In: J. T. Cacioppo, L. G. Tassinary, and G. G. Berntson (Eds.), Handbook of Psychophysiology, Third Edition, Cambridge University Press.-2007.-P. 56−84.
  167. Poison P.K. Age differences in implicit memory tests, 1997.
  168. Polich J., Donchin E. P300 and the word frequency effect // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1988. — Vol. 70. — P. 33−45.
  169. Pomarol-Clotet E., Oh T. M. S. S., Laws K. R., McKenna P. J. Semantic Priming in Schizophrenia: Systematic Review and Meta-Analysis // British Journal of Psychiatry. 2008. — Vol. 192. — P.92−97.
  170. Proverbio A. M., Vecchi L., Zani, A. From orthography to phonetics: ERP measures of grapheme-to-phoneme conversion mechanisms in reading // Journal of Cognitive Neuroscience. 2004. — Vol. 16. — № 2. — P. 301−317.
  171. Proverbio AM, Del Zotto M, Zani A. The emergence of semantic categorization in early visual processing: ERP indices of animal vs. artifact recognition // BMC Neuroscience. 2007. — Vol. 8(1). — P. 1−16.
  172. Pulvermuller F. Brain mechanisms linking language and action // Nature. -2005. Vol. 6. — P. 576−582.
  173. Pulvermuller F. Brain reflections of words and their meaning // Trends in cognitive Sciences. 2001. — Vol. 5. — № 12. — P. 517−524.
  174. Pulvermuller F., Hauk O., Nikulin V., Ilmoniemi R. Functional links between motor and language systems. // European Journal of Neuroscience. -2005. -Vol. 21.-P. 793−797.
  175. Quinn W.M., Kinoshita S. Congruence effect in semantic categorization with masked primes with narrow and broad categories // Journal of Memory and Language. 2008. — Vol. 58. — P. 286−306.
  176. Quiroga R.Q., Reddy L., Kreiman G., Koch C., Fried I. Invariant visual representation by single neurons in the human brain // Nature. 2005. — Vol. 435.-P. 1102−1107.
  177. Rakison D.H., Poulin-Dubois D. The developmental origin of the animate-inanimate distinction // Psychological Bulletin. 2001. — Vol. 127. — № 2. — P. 209−228.
  178. Ritter W., Simson, R., Vaughan, H. G., Jr., Macht, M. Manipulation of event-related potential manifestations of information processing stages // Science. — 1982. Vol. 218. — P. 909−911.
  179. Roberts W.A., Mazmanian D.S. Concept learning at different levels of abstraction by Pigeons, Monkeys, and People // Journal of Experimental Psychology: Animal behavior processes. 1988. — Vol. 14. — № 3. — P. 247 260.
  180. Rohrer D., Wixted J.T. An analysis of latency and interresponse time in free recall // Memory Cognition. 1994. — Vol. 22. — № 5. — P. 511−524.
  181. Rosh E. Cognitive representations of semantic categories // Journal of Experimental Psychology: General. 1975. — Vol. 104. -№ 3. — P. 192−233.
  182. Rugg M. D. Event-related brain potentials dissociate repetition effects of high-and low-frequency words // Memory and Cognition. 1990. — Vol. 18. — P. 367−379.
  183. Rugg M.D., Mark R.E., Walla P., Schloerscheidt, Birch C.S., Allan K. Dissosiation of the neural correlates of implicit and explicit memory // Nature. 1998,-Vol.392,-P.595−597.
  184. Ruts W., De Deyne S., Ameel E., Vanpaemel W., Verbeemen T., Storms G. Dutch norm data for 13 semantic categories and 338 exemplars // Behavior Research Methods, Instruments, and Computers. — 2004. — Vol. 36. — P. 506 515.
  185. Ruz M., Madrid E., Lupianez, Tudela, P. High density ERP indices of conscious and unconscious semantic priming // Cognitive Brain Research. — 2003.-Vol. 17-P. 719−731.
  186. Santos L.R., Hauser M.D., Spelke E.S. Domain-specific knowledge in human children and non-human primates: Artifact and food kinds. In: The Cognitive Animal. (Eds. M. Bekoff, C. Allen & G. Burghardt), Cambridge: MIT Press 2002.-P. 205−216.
  187. Santos L.R., Hauser M.D., Spelke E.S. Recognition and categorization of biologically significant objects in rhesus monkeys (Macaca mulatta): The domain of food // Cognition. 2001. — Vol. 82. — P. 127−155.
  188. A.P., Cicekli I. Akman V. 'Turing Test: 50 Years Later' // Minds and Machines. 2000. — Vol. 10. — № 4. — P. 463−518.
  189. Schacter D. L., Dobbins I. G., Schnyer D. M. Specificity of priming: a cognitive neuroscience perspective // Nature Neuroscience. — 2004. — Vol. 5. — № 11.-P. 853−862.
  190. Schacter D.L., Buckner R.L. Priming and the brain. Review // Neuron. 1998. -Vol. 20.-P. 185−195.
  191. Schaeffer B., Wallace R. The comparison of word meanings // Journal of Experimental Psychology. -1970. Vol. 86. — P. 144−152.
  192. Schendan H., Ganis G., Kutas M. Neurophysiological evidence for visual perceptual organization of words and faces by 150 ms // Psychophysiology. — 1998.-Vol. 35. -№ 3.-P. 240−251.
  193. Schendan H.E., Ganis G., Kutas M. Neurophysiological evidence for visual perceptual categorization of words and faces within 150 ms // Psychophysiology. 1998. — Vol. 35. — № 3. — P. 240−251.
  194. Schendan H.E., Kutas M. Neurophysiological evidence for two processing times for visual object identification // Neuropsychologia. 2002. — Vol. 40. -№ 7.-P. 931−945.
  195. Schendan H.E., Kutas M. Time course of processes and representations supporting visual object identification and memory // Journal of Cognitive Neuroscience.-2003.-Vol. 15. ~№ l.-P. 111−135.
  196. Schendan H.E., Maher S.M. Object knowledge during entry-level categorization is activated and modified by implicit memory after 200 ms // Neuroimage. 2009. — Vol. 44. — P. 1423−1438.
  197. Schunn Ch. D., Vera A. H. Cross-cultural similarities in category structure // Thinking & Reasoning. 2004. — Vol. 10. — № 3. — P. 273−287.
  198. Siekmeier P.J., Hoffman R.E. Enhanced semantic priming in schizophrenia: a computer model based on excessive pruning of local connections in association cortex // British Journal of Psychiatry. 2002. — Vol. 180. — P. 345−350.
  199. Sirevaag E. J., Kramer A. F., Coles M. G., Donchin E. Resource reciprocity: an event-related brain potentials analysis // Acta Psychologica. 1989. — Vol. 70.1. — P. 77−97.
  200. Stadthagen-Gonzalez H. Davis CJ. The Bristol norms of age of acquisition, imageability, and famiarity // Behavior Research Methods. -2006. — Vol. 38. — P. 598−605.
  201. Stewart F., Parkin A. J., Hunkin N. M. Naming im- pairments following recovery from herpes simplex encephalitis: Category-specifc? // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1992. — 44A. — P. 261−284.
  202. Storms G. Flemish category norms for exemplars of 39 categories: A replication of Battig and Montague (1969) category norms // Psychologica Belgica.-2001.-Vol.41 P. 145−168.
  203. Tainturier M.-J., Tamminen J., Thierry G. Age of acquisition modulates the amplitude of the P300 component in spoken word recognition // Neuroscience Letters. 2005. — Vol. 379. — P. 17−22.
  204. Tanaka J., Luu Ph., Wesbrod M., Kiefer M. Tracking the time course of object categorization using even-related potentials // NeoruReport. 1999. — Vol.10. -P. 829−835.
  205. Thorpe S., Fize D, Marlot C. Speed of processing in the human visual system. // Nature. 1996. — Vol. 381. — P. 520−522
  206. Thorpe S. J, Fabre-Thorpe M. Seeking categories in the brain // Science. -2001.-Vol. 291.-№ 12. -P. 260−263.
  207. Troje N. F., Westhoff C. The Inversion Effect in Biological Motion Perception: Evidence for a «Life Detector»? // Current Biology. 2006. — Vol. 16, — P. 821−824.
  208. Tucker M., Ellis R. Action priming by briefly presented objects. // Acta Psychologica.-2004.-Vol. 116.-P. 185−203.
  209. A. 'Computing Machinery and Intelligence' // Mind. 1950. — Vol. 59. -№ 236.-P. 433−460.
  210. Van Petten C, Kutas M. Interactions between sentence context and word frequency in event-related brain potentials // Memory and Cognition. — 1990. — Vol. 18. -№ 4.-P. 380−393.
  211. VanRullen R., Thorpe S.J. Is it a bird? Is it a plane? Ultra-rapid visual categorisation of natural and artifactual objects // Perception. 2001. — Vol. 30.-P. 655−668.
  212. Vitali P., Abutalebi J., Tettamanti M., Rowe J., Scifo P., Fazio F., Cappa S.F., Perani D. Generating animal and tool names: An fMRI study of effective connectivity // Brain and Language. — 2005. — Vol. 93. — P. 32−45.
  213. Werheid K., Alpay G., Jentzsch I., Sommer W. Priming emotional facial expressions as evidenced by event-related brain potentials // International Journal of Psychophysiology. 2005. — Vol. 55. — P. 209−219.
  214. Wolff P., Medin D.L., Pankratz C. Evolution and devolution of folkbiological knowledge // Cognition. 1999. — Vol. 73. — № 2. — P. 177−204.
Заполнить форму текущей работой