Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Шкала оценки трудности и неопределенности ситуации (ОТНС)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценке подвергаются те ситуации, которые при пилотажном исследовании (первичное анкетирование или интервью) были выделены работниками как трудные, стрессовые, проблемные, конфликтные и др. Это может быть одна ситуация или несколько. Инструкция: пожалуйста, оцените типичные для вашей работы (или для организации) затруднительные ситуации («X», «У» и др.) с помощью нижеописанных параметров. Для… Читать ещё >

Шкала оценки трудности и неопределенности ситуации (ОТНС) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Н. Водопьянова

Вводные замечания

Шкала ОТНС построена на основе трансакционной теории стресса, согласно которой стрессовое реагирование (стрессовая динамика) детерминируется первичной и вторичной когнитивной оценкой ситуации. При первичной оценке решается вопрос об угрожающем характере ситуации: в какой мере данная ситуация определяет «потери» или «угрозу потери»? При вторичной оценке — вопрос о ресурсах возможности справиться с ситуацией (копинга): какие есть возможности (внешние и внутренние ресурсы) для избавления от опасности, снижения вероятности потерь, изменения ситуации или адаптации к ней? Понятно, что первичная оценка может влиять на вторичную и наоборот. Однако оба вида оценочных процессов касаются разных аспектов стрессогенной ситуации и связаны в некоторой мере с разными источниками информации.

Как и в случае первичной оценки, отнюдь не предполагается, что в процессе вторичной оценки индивид занят продолжительной рефлексией ситуации, хотя это может иметь место. Процесс этот часто происходит почти мгновенно. Кроме того, индивид может не осознавать в полной мере как свои оценки, так и факторы, на основе которых они производятся. Первичная и вторичная оценка детерминирует эмоциональные реакции и копинг, которые, в свою очередь, оказывают влияние на динамику изменения последующих когнитивных оценок ситуации — субъективную репрезентацию. Методика содержит три субшкалы первичной когнитивной оценки профессионально-трудных ситуаций (ПТС), соответствующих основным типам стрессовых ситуаций («потеря», «угроза», «вызов»), и пять субшкал вторичной оценки ситуации относительно собственных ресурсов. Получаемые с помощью шкалы ОТНС восемь параметров когнитивной репрезентации могут быть использованы для категоризации (таксономии) стрессовых ситуаций, расчетов их комплексной оценки стрессогенности и выявления наиболее сильных ситуационных детерминант рабочих стрессов. На основании этого производится разработка мероприятий по профилактике или минимизации стрессовых ситуаций для конкретных лиц или профессиональных групп.

Оценке подвергаются те ситуации, которые при пилотажном исследовании (первичное анкетирование или интервью) были выделены работниками как трудные, стрессовые, проблемные, конфликтные и др. Это может быть одна ситуация или несколько.

Шкала ОТНС

Инструкция: пожалуйста, оцените типичные для вашей работы (или для организации) затруднительные ситуации («X», «У» и др.) с помощью нижеописанных параметров. Для этого в каждой строке поставьте.

«+» в той ячейке, пространственное расположение которой ближе всего отражает ваше мнение о ситуации.

Бланк для ответов для ситуации «X».

Ничем мне не опасна.

Грозит мне большими потерями.

Не причиняет мне никакого вреда.

Ситуация сопряжена с моей огромной утратой (потерей).

В данной ситуации требования ко мне и моим энергетическим затратам больше, чем «отдача» (вознаграждение).

Нет противоречий между моим вкладом (затратами) и морально-материальным вознаграждением.

Я всегда имею возможность контролировать подобные ситуации.

Я не имею возможности контролировать подобные ситуации.

Я всегда понимаю причины возникновения подобных ситуаций и возможные способы их урегулирования.

/JJJJJJ

Подобные ситуации являются очень трудными для понимания и разрешения.

Подобные ситуации всегда как-то меняются к лучшему (без моих усилий).

Без моих усилий подобные ситуации только ухудшаются.

Данные ситуации встречаются редко.

Данные ситуации постоянно повторяются.

Я имею опыт и знания для преодоления подобных ситуаций.

Моего опыта и знаний недостаточно для преодоления подобных ситуаций.

Обработка результатов и их интерпретация. В соответствии с «ключом» подсчитывается общий показатель стрессогенности ситуации «X» как среднее значение всех субшкал или отдельные показатели по каждой субшкале: «степень угрозы»; «степень утраты/потери»; «степень вызова или несправедливости»; «возможность контроля»; «сложность понимания и управления ситуацией»; «автономность ситуации»; «повторяемость»; «осведомленность (опыт)».

«Ключ»

Низкая степень стрессогенности.

Параметры субъективной репрезентации.

Высокая степень стрессогенности.

Ничем мне не опасна.

Степень угрозы (первичная оценка).

Грозит мне большими потерями.

Не причиняет мне никакого вреда.

Степень утраты/потери (первичная оценка) 1 234 567.

Ситуация сопряжена с моей огромной утратой/потерей.

Требования ко мне и мои энергетические затраты больше, чем «отдача» (вознаграждение).

Степень вызова или несправедливости (первичная оценка).

Нет противоречий между затратами и морально-материальным вознаграждением.

Я всегда имею возможность контролировать подобные ситуации.

Возможность контроля — степень неконтролируемости ситуации (вторичная оценка).

Я не имею возможности контролировать подобные ситуации.

Я всегда понимаю причины возникновения подобных ситуаций и возможные способы их урегулирования.

Сложность понимания и управления ситуацией (вторичная оценка) 1 234 567.

Подобные ситуации являются очень трудными для понимания и разрешения.

Подобные ситуации всегда самостоятельно меняются к лучшему (без моих усилий).

Автономность ситуации — вера в позитивную изменчивость (вторичная оценка).

Без моих усилий или вмешательства подобные ситуации только ухудшаются.

Данные ситуации встречаются редко.

Повторяемость (вторичная оценка).

Данные ситуации постоянно повторяются.

У меня есть опыт разрешения таких ситуаций.

Осведомленность (вторичная оценка).

Я не знаю, как поступать в подобных случаях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой