Опросник «Эмоциональное выгорание» В. В. Бойко
Загнанность в клетку": проявляется в чувстве безысходности, остро переживается, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно. Развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. Личностная отстраненность, или деперсонализация: проявляется в широком диапазоне умонастроений… Читать ещё >
Опросник «Эмоциональное выгорание» В. В. Бойко (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В. В. Бойко дает следующее определение эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание — это выработанный личиостыо механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ па избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще — профессионального, поведения. С одной стороны, оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой — выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с партнерами. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как профессиональную деформацию личности, которая возникает иод воздействием ряда факторов — внешних и внутренних.
- 1. Внешние факторы
- 1. Хронически напряженная психоэмоциональная деятельность. (Это происходит в тех случаях, когда профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты деятельности.)
- 2. Дестабилизирующая организация деятельности. (Дестабилизирующая обстановка сказывается не только на самом профессионале, но и на субъекте общения — клиенте, пациенте, партнере.)
- 3. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. (Прежде всего это касается медиков, педагогов, социальных работников, юристов и работников судебных учреждений.)
- 4. Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. (Она определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью «по вертикали», т. е. между начальником и подчиненным, и конфликтностью «по горизонтали» — между коллегами.)
- 2. Внутренние факторы
- 1. Склонность к эмоциональной ригидности. (Эмоциональное выгорание чаще возникает у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами, формирование симптома выгорания происходит медленнее. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать этот механизм психологической защиты.)
- 1 Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999.
- 2. Интенсивная интериоризация. (У людей с повышенной ответственностью больше шансов подвергнуться синдрому, но нередко случается, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты.)
- 3. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. (В этом случае вероятны два варианта:
- ? профессионал не считает для себя необходимым или по какой-то причине не заинтересован проявлять сопереживание к объекту деятельности;
- ? человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые к субъектам деятельности.)
- 4. Нравственные дефекты и дезориентация личности.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания как динамического процесса, возникающего поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда присутствуют три фазы такового. Уровень эмоционального выгорания оценивается по 12 шкалам, которые группируются в соответствии с тремя фазами:
- ? фаза «Тревожное напряжение»: предвестник и «запускающий механизм» в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов;
- ? фаза «Резисте!щия»: сопротивление нарастающему стрессу;
- ? фаза «Истощение»: характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.
Фаза «Тревожное напряжение». Нервное напряжение — этот запускающий механизм — обнаруживается в четырех симптомах.
- 1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности.
- 2. Неудовлетворенность собой: проявляется в чувстве недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью; развивается при невозможности конструктивно разрешить ситуацию.
- 3. «Загнанность в клетку»: проявляется в чувстве безысходности, остро переживается, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно. Развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.
- 4. Тревога и депрессия: обнаруживаются в тревожно-депрессивной симптоматике, касающейся профессиональной деятельности в особо осложненных обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги.
Фаза «Резистенция» (сопротивление). Формирование защиты на данной фазе проявляется в следующих симптомах выгорания.
- 1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: наблюдается в случаях, когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. То есть профессионал неадекватно «экономит» па эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочною реагирования на ситуации субъектов деятельности; эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами, а по принципу «хочу-не хочу» — неадекватным или избирательным образом.
- 2. Эмоционально-нравственная дезориентация: проявляется в том, что у работника эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к своему подопечному (ученику, клиенту, покупателю и др.), он защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину па субъекта, вместо того чтобы адекватно признать свою вину. В эмоционально сложных ситуациях используются суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Таким людям нельзя сочувствовать».
- 3. Расширение сферы экономии эмоций: проявляется вне профессиональной деятельности — дома, в общении с приятелями и знакомыми. На работе специалист так устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими.
- 4. Редукция профессиональных обязанностей: обнаруживается в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
Фаза «Истощение». Характеризуется более или менее выраженным падением общего тонуса и ослабленностыо нервной системы.
Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности. Данная фаза также проявляется в ряде симптомов.
- 1. Эмоциональный дефицит: заявляет о себе в ощущении, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своей деятельности.
- 2. Эмоциональная отстраненность: работник почти полностью исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Его почти ничто не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства.
- 3. Личностная отстраненность, или деперсонализация: проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в сфере общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессиональной деятельности.
- 4. Психосоматические и нсиховегетативные нарушения: обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия. Данный симптом обычно образуется, но условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических и психических состояниях.
Таблица 5.3
Фазы стресса и симптомы выгорания по В. В. Бойко.
Фаза. | Симптом. |
Тревожное напряжение. | Переживание психотравмирующих обстоятельств Неудовлетворенность собой Ощущение «загнанности в клетку». Тревога и депрессия. |
Рсзистснция. | Неадекватное (избирательное) эмоциональное реагирование Эмоционально-нравственная дезориентация Экономия эмоций Редукция профессиональных обязанностей. |
Истощение. | Эмоциональный дефицит Эмоциональная отстраненность Деперсонализация Психосоматические и психофизиологические нарушения. |
В соответствии с ключом определяется сумма баллов отдельно для каждого из симптомов выгорания.
Показатель выраженности симптомов колеблется в пределах от О до 30 баллов.
Симптом нс сложился. | Складывающийся симптом. | Сложившийся симптом. |
9 и менее. | 10−15. | 16 и более. |
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — подсчет суммы показателей симптомов, осуществляемый для каждой из трех фаз формирования выгорания.
Для каждой фазы оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. По количественным показателям можно судить только о том, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени.
Фаза не сформировалась. | Фаза в стадии формирования. | Фаза сформировалась. |
36 и менее. | 37−60. | 61 и более. |
В соответствии с ключом проводятся следующие подсчеты:
- ? определяется сумма баллов для каждого из 12 симптомов выгорания;
- ? подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования выгорания;
- ? устанавливается итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания, т. е. сумма 12 симптомов.