Психофизиологические характеристики и психолого-педагогические условия интеллектуальной готовности к обучению в школе мальчиков и девочек 6-7 лет
В рамках комплексного диагностического подхода апробирован психодиагностический блок методик, включающий инструментальный подход, который позволяет диагностировать психофизиологические характеристики, такие, как: скорость и качество сенсомоторного реагирования, а также выявить тип индивидуального профиля функциональной межполушарной асимметрии. Этот комплекс позволяет прогнозировать пути… Читать ещё >
Содержание
- I. Введение
- Глава I. Литературный обзор
- 1. Готовность к обучению в школе и интеллектуальная готовность
- 2. Взгляды зарубежных и отечественных исследователей на природу и развитие интеллекта. ft
- 3. Взгляды зарубежных и отечественных исследователей на специфику гендерных различий в познавательной сфере
- 4. Изучение функциональной межполу тарной асимметрии и ее связи с когнитивным развитием
- Глава II. Методика проведения исследования
- 1. Характеристика объекта исследования
- 2. Методика исследования
- 3. Методы статистической обработки результатов
- Глава III. Результаты исследования
- 1. Результаты диагностики интеллектуального развития и психофизиологических характеристик девочек и мальчиков
- 6−7 лет независимо от образовательных условий
- 1. 1. Результаты диагностики развития общего, невербального и вербального интеллекта у девочек и мальчиков 6−7 лет
- I. 1.2 Результаты диагностики развития высших психических функций: кратковременной зрительно-пространственной и слухоречевой памяти у девочек и мальчиков 6−7 лет
- 1. 3. Результаты диагностики скоростных свойств сенсомоторного реагирования, качества сенсомоторной
- I. интеграции и механизмов произвольного внимания у девочек и мальчиков 6−7 лет
1.4. Результаты оценки профиля функциональной межполу тарной асимметрии у старших дошкольников и распределение типов профилей функциональной межполу тарной асимметрии у мальчиков и девочек 6−7 лет из двух дошкольных учреждений.
1.5. Показатели развития интеллектуальных функций у девочек и мальчиков 6−7 лет с различными типами профилей функциональной межполушарной асимметрии из двух дошкольных учреждений.
1.6. Результаты корреляционного анализа показателей выполнения диагностических заданий девочками и мальчиками 6−7 лет из двух дошкольных учреждений.
§ 2. Обусловленность развития когнитивных функций, процессов сенсомоторной интеграции и произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста психолого-педагогической программой.
2.1. Сравнительная характеристика выполнения диагностических заданий дошкольниками ДОУ № и ДОУ № 107 (независимо от пола детей).
2.2 Сравнительная характеристика выполнения диагностических заданий дошкольниками ДОУ №
I и ДОУ № 107 в зависимости от пола детей.
Глава IV. Обсуждение и
выводы.
Список литературы
- Аверин В. А. Психология детей и подростков. — С-Пб., 1998.
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. -№ 1. — С. 111−131.
- Адрианов О. С. Актуальные проблемы учения об организации функций мозга: Методологические аспекты науки о мозге. М., 1983.
- Айрапетянц В. А. Латеральная характеристика школьников Москвы // Леворукость у детей и подростков. М., 1987. — С. 21−35.
- Акимов М. К. Изучение индивидуальных различий по интеллекту // Вопросы психологии. 1977. — № 2. — С. 10−15.
- Ананьев Б. Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения // Вопросы психологии. 1963. — № 5. — С. 5−28.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. -М., 1977.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1980.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
- П.Антонова Г. П., Антонова И. П., Икунина 3. И. Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 12−16.
- Аршавский В. Различия, которые нас объединяют. Рига, 2001.
- Багрунов В. П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1981.
- Баскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. -М. Воронеж, 1995.
- Безруких М. М. Ступеньки к школе. М., 2000.
- Берн Ш. Тендерная психология. С-Пб.- М., 2001.
- Берулава Г. А. Психодиагностика умственного развития учащихся. -Новосибирск, 1990.
- Бианки В. Л., Филиппова Е. Б., Шрамм В. А., Магнитская К. Б. Слухоречевая и зрительно-пространственная память у младших школьников с различным латеральным профилем // Физиология человека. 1996. — Т. 22. — № 3. — С. 38−44.
- Бине А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности. С-Пб., 1998.
- Бияшева 3. Г., Шахова Т. В., Алтынцева О. В. Межполушарная асимметрия по информационным показателям ЭЭГ детей школьного возраста при умственной работе // Проблемы нейрокибернетики. Ростов-на-Дону, 1983. -С. 190−191.
- Бияшева 3. Г., Шахова Т. В., Швецова Е. В. Информационный анализ электроэнцефалограмм детей в возрасте 10−11 лет при решении арифметических задач // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981.
- Белкин А. С. К вопросу о мерах борьбы со школьной неуспеваемостью // Психология младшего школьника. — Воронеж, 1988.
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов-на-Дону., 1983
- Божович JI. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению И Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. Леонтьева А. Н., Запорожца А. В. -М., Л., 1948. С. 122−131.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович JI. И. Развитие воли в раннем и дошкольном возрасте // Семья и школа. 1981. — № 1. — С. 16−23.
- Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. -М., 1981.
- Бруннер Дж. Психология познания. М, 1977.
- Брушлинский А. В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления // Мышление: Процесс деятельности общения. М., 1982. — С. 549.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка М., 1967.
- Веккер Л. М. Психические процессы. Т.2. Л., 1981.
- Величковский Б. И. Современная когнитивная психология. М., 1982.
- Венгер Л. А. Психологическая готовность ребенка к школе // Дошкольное воспитание. 1974. — № 7. — С. 13−17.
- Веревкина Е. В. Социальная среда семьи как один из факторов развития интеллекта ребенка // Природные и социальные основания интеллектуального развития и деятельности: Материалы всероссийской конференции. -С-Пб., 2000.- С. 54−55.
- Вильдавский В. Ю., Князева М. Г. Метод определения и характеристики мануальной асимметрии в онтогенезе // Физиология человека. 1989. — № 1.
- Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительные исследования познавательных процессов у мужчин и у женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. — № 2. — С. 63−71.
- Воронин Л. Г., Бурковецкая Ж. И., Коновалов В. Ф. О функциональной асимметрии головного мозга детей и объеме их кратковременной памяти // Функциональная асимметрия и адаптация человека. — М., 1976. С. 187−188.
- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Выготский Л. С. Развитие речи и мышления // История развития высших психических функций. М., 1960.
- Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. Дубровиной И. В. -М&bdquo- 1995.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М., 2000.
- Два пола: зачем и почему? / Сост. и редактор Соколова Е. И. С-Пб., 1992.
- Деглин В. J1. Функциональная асимметрия мозга человека: Автореф. дис. доктора медицинских наук. JL, 1984.
- Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Левши. -М., 1994.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
- Дощицина 3. В. Оценка готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М., 1994.
- Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М., С-Пб., 2001.
- Дружинин В. Н. Метафорические модели интеллекта // Психологический журнал. 1999. — № 6. — С. 13−15.
- Дружинин В. Н. Психология интеллекта // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 3237.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. С-Пб., 2000.
- Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М.Психофизиология ребенка. М., 2000.
- Дьяченко О. М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 138−145.
- Егорова М. С. Развитие как предмет психогенетики: Роль генотипа и среды в возрастных изменениях структуры психологических признаков. Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 2000.
- Еремеева В. Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 6128−135.
- Ефимова И. В., Будыка Е. В. Межполушарная асимметрия и обучение двигательным навыкам // Сравнительная физиология высшей нервной деятельности. -М., 1988. Ч. 2. — С. 27−28.
- Зайцев А. В. Возрастная динамика времени когнитивных процессов при дифференцировке двух зрительных стимулов // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка: Коллективная монография. С-Пб., 1999.-С. 143−145.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М., 1986.
- Захаров А. И. Неврозы у детей. С-Пб., 1996.
- Иванов В. В. Чет и нечет. -М., 1978.
- Измерение интеллекта детей / Под ред. Гильбуха Ю. 3. Киев, 1992. — С. 715.
- Икунина 3. И. Формирование мыслительных операций у старших дошкольников в условиях управления их познавательной деятельностью. — Славянск, 1995.
- Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. С-Пб., 2001., С. 263 325.
- Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. -С-Пб., 2002.
- Ильин Е. П. О возрастных особенностях функциональной асимметрии у человека // Труды VI научной конференции по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1965. — С. 262−266.
- Ильин Е. П. О функциональной асимметрии ног // Теория и практика физической культуры. 1963. — № 1. — С. 22.
- Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981.
- Каменская В. Г. Дифференциальная психодиагностика развития речи у детей и ее девиаций с опорой на специфику динамических процессов сенсомоторной интеграции // Материалы конгресса по детской психиатрии 25−28 сентября 2001. М., С. 316−317.
- Каменская В. Г., Зверева С. В., Шапиро Е. И., Томанов JL В. Вербальные ассоциации как показатель специфики развития ребенка // Материалы межвузовской конференции «Проблемы детской речи». С-Пб., 1994, — С.
- Каменская В. Г., Зверева С. В., Шапиро Е. И., Томанов JI. В. Готов ли Ваш ребенок к школе? Определение уровня психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста. Методические разработки. С-Пб., 1996.
- Каменская В. Г., Косолапов В. Н. Критерии нормального развития сенсомоторной сферы детей дошкольного возраста // Ребенок в современном мире: Здоровье ребенка. С-Пб., 1993. — С. 66−67.
- Каменская В. Г., Морозова А. В. Динамические особенности слухо-моторной интеграции детей младшего дошкольного возраста // Тезисы докладов и сообщений IV Международной конференции «Ребенок в современном мире». С-Пб., 1997. — С. 35−36.
- Каменская В. Г. Психофизиологические подходы к оценке степени зрелости когнитивных механизмов // Психология, акмеология, педагогика — образовательной практике: Сб. статей / Под ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. С-Пб., 2001. — С. 34−37.
- Каменская В. Г. Психофизиология детей дошкольного возраста (в рукописи)., 2003.
- Каменская В. Г. Скорость и качество сенсомоторной интеграции как факторы интенсивного развития интеллекта у дошкольников // Тезисы сообщений «А. Р. Лурия и психология XXI века» II Международная конференция. -М.: Россия, 2000. — С. 213.
- Кантонистова И. С. Особенности интеллектуального развития детей // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. -С. 178.
- Кимура Д. Половые различия в организации мозга // В мире науки. 1992. -№ 11−12. -С. 73−80.
- Кисилев С. Ю., Лупандин В. И. Время сенсомоторной реакции у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Журнал высшей нервной деятельности. 1997. — Т. 47. — № 1.
- Кисилев С. К)., Лупандин В. И. Динамика развития времени реакции на зрительные стимулы у детей дошкольного возраста // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка: Коллективная монография. С-Пб., 1999. — С. 130−136.
- Кисилев С. Ю., Лупандин В. И., Ткачук И. Е. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2000. — № 4. — С. 38−44.
- КлецинаИ. С. Тендерная социализация. С-Пб., 1998.
- Козак Л. М. Коробейникова Л. Г. Коробейникова Г. В. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. 2002. — Т. 28. — № 2. — С. 35−43.
- Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. -М., 1988.
- Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. -№ 2.
- Коновалов В.Ф., Журавлев Г. И., Сериков И. С. Особенности простых и сложных форм памяти в зависимости от возраста и пола // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 139−144.
- Коновалов В.Ф., Сериков И. С. Половые особенности проявления функциональной асимметрии полушарий головного мозга при мнестической деятельности // Проблемы нейрокибернетики, Ростов-на-Дону, 1983. — С. 207−208.
- Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. -М., 1997.
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. -М., 1991.
- Крулехт М. В., Грядкина Т. С. Особенности проявления старших дошкольников в деятельности в зависимости от пола ребенка // Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия. С-Пб., 1999.
- Куликов JI. В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. С-Пб., 1995.
- Левотин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. -М., 1993.
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
- Леонтьев а. Н. Избранные психологические произведения в 2 т. М., 1983.
- Леонтьев А. Н. Об историческом подходе в изучении психики человека // Психологическая наука в СССР. Сб. научн. трудов. Т. 2. М., 1959. — С. 945.
- Леутин В. П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации человека и функциональная асимметрия мозга. — Новосибирск. 1988.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1978.
- Лурия А. Р. Речь и мышление. -М., 1973.
- Марютина Т. М., Замахин А. Г. Вызванные потенциалы как предикторы показателей интеллекта // Материалы всероссийской конференции «Природные и социальные основания интеллектуального развития и деятельности». С-Пб., 2000.
- Марютина Т. М., Ермолаев Введение в психофизиологию. -М., 1997.
- Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду / Под ред. Михайловой 3. А. Л., 1990. — С. 3−4.
- Михайлова Я. И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6−7 лет. Автореф. дис.. канд. наук. С-Пб., 2001.
- Наследова Г. А., Тихомирова Е. М. К вопросу о психологическом обосновании целесообразности раздельного обучения // Женский вопрос вконтексте национальной культуры. Психологический подход. — С-Пб., 1999., вып. 4., С. 27−35.
- Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к обучению в школе. — М., 2001.
- Николаева Е. И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Новосибирск, 2001. С. 71−94, 329 354. (функциональная асимметрия мозга, психофизиология пола)
- Основные направления исследования мышления в капиталистических странах / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1966.
- Павлова JI. П., Романенко А. Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. — Л., 1988.
- Павлович К. Э., Брике М. Д. Особенности силы нервной системы в возрасте 15−18 лет // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. -М., 1981.
- Пантина Н. С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. — М., 1996.
- Перре-Клермо А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.
- Петроченко Г. Г. Развитие детей 6−7 лет и подготовка их к школе. Минск, 1982.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. М, 1996.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932.
- Пожарская Е. Н. Психофизиологические характеристики лиц с разным профилем функциональной межполушарной асимметрии мозга: Автореф. Ростов-на-Дону., 1996.
- Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1973.
- Психодиагностическая работа в начальной школе: определение готовности к обучению в школе. С-Пб., 1994.
- Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. Тихомирова О. К. -М., 1979.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова. М, 1983. — С. 136.
- Равен Дж. Прогрессивные цветные матрицы. Исследование интеллекта у детей. Методическое пособие. С-Пб., 1992.
- Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. -М., 1999. С. 211−267. (генотип и среда в изменчивости психологических признаков)
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л. А. М., 1986.
- Развитие психофизиологических функций взрослых людей // Под ред. Ананьева Б. Г., Степановой Е. И. -М., 1972.
- Развитие психофизиологических функций взрослых людей // Под ред. Ананьева Б. Г., Степановой Е. И. — М., 1977.
- Ратанова Т. А. Психофизиологические основы индивидуальности. М., 1999.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М., 1998.
- Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
- Рудкевич Л. А. Связь скорости полового созревания с антропометрическими и психологическими характеристиками школьников // Вестник Балтийской академии. 1999а. — Вып. 28. — № 4. — С. 42−44.
- Рудкевич Л. А. Психологические особенности детей и подростков с доминирующей левой рукой (левшей) // Вестник Балтийской академии. -19 996. Вып. 28. — № 4. — С. 48−50.
- Рыбакова Л. Н. Кудрякова Е. М. Социально-педагогическая поддержка социально-дезадаптированных детей // Материалы конгресса по детской психиатрии 25−28 сентября 2001. М., 2001. — С. 359.
- Семенович А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. М., 1998.
- Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2001.
- Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М&bdquo- 1995.
- Сиротюк A. JI. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М., 2003.
- Сиротюк A. JI. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.
- Стрелков Р. Б. Методика изучения стандартной ошибки и доверительных интервалов средних арифметических значений с помощью таблицы. -Сухуми, 1966.
- Тадж Д. Влияние коммуникации между сверстниками на их развитие // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 29−34.
- Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 1984.
- Фатьянова Е. А. Некоторые особенности нейродинамики у сельских школьников 12−15 лет // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981.
- Филиппова Е. Б. Психические особенности детей с доминированием левого и правого полушария мозга // Коллективная монография: «Психофизиологические особенности социальной адаптации ребенка». СПб., 1999.-С. 199−205.
- Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М. Томск, 1996.
- Холодная М. А. Психология интеллекта. С-Пб. 2002.
- Хомская Е. Д., Ефимова И. В. и др. Нейропсихология индивидуальных различий. -М., 1997.
- Хризман Т. П. Особенности когнитивных стилей у мальчиков и девочек, имеющих разные профили латеральности // Социальные и биологические факторы в психофизиологическом развитии ребенка: Материалы Всероссийской конференции. С-Пб., 1995. — С. 33−35.
- Хризман Т. П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991.
- Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов. -Братислава, 1988. Т. 2.
- Чуликов В. А. Программа психологического тестирования по методике Равена // Образовательные технологии 4.2. Воронеж, 1995,
- Чуприкова Н. И. Время реакции и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) // Вопросы психологии. 1995. — № 4. -С. 49−54.
- Чуприкова Н. И., Ратанова Т. А. Связь интеллекта и когнитивной дифференцированности // Вопросы психологии. 1995. — № 3.
- Шванцара Й. и коллеги. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
- Эльконин Д. Б.Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. -М, 1981.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. .1989.
- Chen J., Ding М., Kelso J. A., Origin of timing errors in human sensorimotor coordination // Journal of motor behavior. 2001. — V. 33. — № 2. — P. 3−8.
- Deary J. Auditory IT and intelligence: What is the causation? // Developmental Pcychology. 1995. -V. 31. — № 2. -P. 237−250.
- Deary J., Stough C., Intelligence and inspection time // American Pcyhologist. 1996. — V. 6. — № 51. — P. 599−608.
- Kenricr D. T. Biology: Si! Hard-wired ability: Maybe no. Behavioral and Brain Sciences. — 1988. — C. 199−200 (Цит. по Ш. Берн, 2001).
- Lusher M. The Lusher color test. Washington square Press., 1971.
- Maccoby E. E., Jaklin C. N. Psychology of sex differences.- 1974.- V. 1, 2. -Stanford, Calif., Stanford University Press.
- Nikolaeva E. 1. Intellectual Peculiarities of boys and girls at the age of 7 with different laterality. 8th Biannual Meeting of ISSID. Program and abstracts. University of Aarhus, Denmark, 1997. — P. 67.
- Nikolaeva E. I. Intellectual peculiarities of boys and girls with different laterality indices // International Journal of psychophysiology. 1998. -V. 30, № 1−2.-P. 219.
- Riley M. A., Terney M. T. Variability and determinism of motor behavior // Journal of motor behavior. 2002. — V. 34. — № 2.
- Spearmen С. E. The nature of intelligence and the principles of cognition. N. Y.: MacMillan, 1927 (цит. по Дьяченко О. M., 1997).
- Sternberg R. J. The model of human intelligence. // Handbook of intelligence. Cambridge, 1999. p. 45−62.
- Waber D. P. Sex differences in cognition: A function of maturation rate? // Science, 1976, v. 192, № 4239, p. 572−574. (цит. по E. П. Ильин, 2002).