Динамика этико-психологических характеристик личности учащихся подросткового и юношеского возраста
Диссертация
Уровень этико-психологических характеристик в экспериментальных группах у учащихся приобретает позитивные изменения в сторону увеличения показателей по функциям «Добро» и уменьшения по функции «Зло», особенно заметная положительная динамика наблюдается в подростковом возрастепериоде особенно сенситивном к воздействиям, направленным на изменение личности. Так, у учащихся подросткового возраста… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Представления об этико-психологических характеристиках в психологии
- 1. 1. Проблема исследования этико-психологических характеристик в работах зарубежных ученых
- 1. 2. Проблема исследования этико-психологических характеристик в работах отечественных ученых
- 1. 3. Психологические исследования развития этико-психологических характеристик в работах зарубежных и отечественных авторов
- Глава II. Экспериментальное изучение этико-психологических характеристик у учащихся подросткового и юношеского возраста
- 2. 1. Проблема метода изучения этико-психологических характеристик. Психометрические требования к построению и проверке методик
- 2. 2. Исследование этико-психологических характеристик у учащихся подросткового и юношеского возраста
- Глава III. Исследование динамики этико-психологических характеристик в условиях технологии (тренинга с элементами дискуссии)
- 3. 1. Технология организации и проведения тренинга с элементами дискуссии
- 3. 2. Актуализация этико-психологических характеристик у учащихся подросткового и юношеского возраста в условиях тренинга с элементами дискуссии
- 3. 3. Исследование динамики этико-психологических характеристик у учащихся подросткового и юношеского возраста
Список литературы
- Абульханова К. А. Ретроспектива и перспектива / К. А. Абульханова, С. Л. Рубинштейн // Проблема субъекта в психологической науке: сб. науч. ст. / отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. — М., 2000. — С. 13−26.
- Абульханова К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.
- Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. СПб.: Питер, 2003.-272 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977.-380 с.
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев- под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. -230 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С.Урбина. 7-е изд., междунар. — СПб.: Питер, 2007. — 687с.
- Андреев В. И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. — 273 с.
- Анисимов С. Ф. Мораль и поведение / С. Ф. Анисимов. 2-е изд., доп. -М.: Мысль, 1985.- 144 с.
- Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: избр. тр. / П. К. Анохин. М.: Наука, 1978. — 400 с.
- Антилогова Л. Н. Нравственное сознание личности: (этико-психол. аспект) / Л. Н. Антилогова. Омск: Интеллектика, 1998. — 192 с.
- Анцыферова Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. -1981.-№ 2.-С. 8−18.
- Анцыферова JI. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека: (по материалам исследований Л. Кольберга и его школы) / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1999. — № 3. -С. 5−17.
- Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихол. анализа / А. Г. Асмолов. -М.: Смысл, 2001. -416 с.
- Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-ист. понимание развития человека / А. Г. Асмолов. 3-е изд. — М.: Смысл: Академия, 2007. — 528 с.
- АсташоваН. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н. А. Асташова. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: МОДЭК, 2000. -272 с.
- Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтере. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 512 с.
- Батурин H.A. Психодиагностика в России / H.A. Батурин // Вестник практической психологии образования. 2004. — № 1. — С. 24−27.
- Батурин H.A. Компендиум психодиагностических методик России (19 972 007гг): описание и первичный анализ / H.A. Батурин, A.B. Пичугова // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия «Психология»,-2008,-Вып. 1 № 31(131).-С. 63−68.
- Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: аналит. обзор / Н. Р. Битянова. М.: МПСИ: Флинта, 1998. — 48 с.
- Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
- Бодалев А. А. Познание человека человеком / А. А. Бодалев, Н. В. Васина. СПб.: Речь, 2005. — 324 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психол. исслед. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Большой энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1981. — 719 с.
- Бондырева С. К. Нравственность / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. 2-е
- Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Е. М. Борисова // Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анциферовой. -М., 1981. С. 159−177.
- Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988. -301с.
- Братусь Б. С. Психология нравственного сознания в контексте культуры / Б. С. Братусь. М.: Менеджер: Рос. пед. агенство, 1994. — 60 с.
- Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 3−19.
- Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. 1991. — № 6. — С. 6−10.
- Брылева О. А. Социально-психологический тренинг как средство улучшения взаимопонимания учителя и учащихся: автореф. дис.. канд. психол. наук / О. А. Брылева- Ин-т молодежи. М., 1995. — 19 с.
- Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
- Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия / Ф. Бурнард. -СПб.: Питер, 2002. 304 с.
- Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга: психотехники: учеб. пособие / И. В. Вачков. М.: Ось-89, 2000. — 224 с.
- Вачков И. В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Вачков. М.: ЭКСМО, 2007. — 416 с.
- Воловикова М. И. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете: дис.. д-ра психол. наук / М. И. Воловикова- ИП РАН. М., 2005. — 384 л.
- Воробьева А. Е. Личностные и групповые факторы нравственного самоопределения молодежи: автореф. дис.. канд. психол. наук /
- A. Е. Воробьева- ИП РАН. М., 2010. — 26 с.
- Выготский JT. С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский- под ред.
- B. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
- Выготский JI. С. Психология развития как феномен культуры / JT. С. Выготский- под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 512 с.
- ГарбузовВ.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В. И. Гарбузов. СПб.: Сфера, 1994. — 160 с.
- Голдберг Э. Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация / Э. Голдберг. М.: Смысл, 2003. — 335 с.
- Голубева О. Ю. Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности: автореф. дис.. канд. психол. наук / О. Ю. Голубева- Казан, гос. ун-т. Казань, 2005. — 18 с.
- Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание / А. Грецов. СПб.: Питер, 2011. — 416 с.
- Гусейнов А. А. Этика: учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М.: Гардарики, 2000. — 472 с.
- Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности / А. А. Гусейнов. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Молодая гвардия, 1998. — 269 с.
- Дергач А. А. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих / А. А. Дергач, В. Г. Зазыкин, Ю. В. Синягин. М.: Изд-во РАГС, 1999. -144 с.
- Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. — 176 с.
- ДюкВ. А. Компьютерная психодиагностика / В. А. Дюк. СПб.: Братство, 1994. — 364 с.
- Елисеев О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. 2-е изд., испр. и перераб. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
- Желдак И. М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания / И. М. Желдак. М.: Ин-т общегуманит. исследований, 2001. — 240 с.
- Журавлев А. Л. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. — 480 с.
- Журавлев А. Л. Концептуальные основы исследования нравственной элиты в российском сообществе / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Знание. Понимание. Умение. 2010. — № 2. — С. 75−82.
- Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры / В. В. Знаков // Вопросы психологии. 1998. — № 3. -С. 104−105.
- Знаков В. В. Половые, тендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы / В. В. Знаков // Психологический журнал. 2004. -Т. 25, № 1.-С. 41−51.
- Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы: учебник / Е. В. Золотухина-Аболина. Ростов н/Д: МарТ, 2000. — 408 с.
- Зотов Н. Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление / Н. Д. Зотов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. — 247 с.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. -204 с.
- Ильин Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. — 368 с.
- Кашапов М. М. Психология творческого мышления профессионала / М. М. Кашапов. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 688 с.
- Келли Дж. Теория личности. Теория личностных конструктов / Дж. Келли. СПб.: Речь, 2000. — 249 с.
- Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. 224 с.
- КобляковВ. П. Этическое сознание / В. П. Кобляков. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. — 223 с.
- Ковалев А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1970.- 168 с.
- Коваль Н. А. Психология духовности личности / Н. А. Коваль. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1996. — 152 с.
- Коган Л. Н. Зло / Л. Н. Коган. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. -110 с.
- Кольцова В. А. История разработки проблемы психологии зрелости / В. А. Кольцова // Феномен и категория зрелости в психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М., 2007. — С. 108−127.
- Кон И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1982. — 207 с. — (Б-ка кл. руководителя).
- Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
- Коч Л. А. Креативная этика: психология освоения подростками этических норм и понятий / Л. А. Коч. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, Воронеж: МОДЭК, 2000.- 192 с.
- Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2001. — 992 с.
- Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / Л. В. Куликов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 464 с.
- Купрейченко А. Б. Роль нравственной элиты в российском обществе:
- Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов / Я. Лаак. -М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. 384 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев Д. А. Психология смысла / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2007. -512 с.
- Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие / А. Г. Лидере. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2004. — 256 с.
- Личность: этические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 143 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов- отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984.-444 с.
- Магсумова А. О. Нравственно-этические детерминанты личности: автореф. дис.. канд. психол. наук / А. О. Магсумова- Казан. (Приволж.) федерал, ун-т. Казань, 2010. — 19 с.
- Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей / Г. И. Макартычева. СПб.: Речь, 2007. — 368 с.
- Мантонина О. И. Нравственно-этические характеристики в структуре формирующейся личности: автореф. дис.. канд. психол. наук / О. И. Мантонина- Казан, гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева. Казань, 1998.-19с.
- Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997.- 178 с.
- МачуроваН. Н. Жизненные ценности в понимании студентов: дис.. канд. психол. наук / Н. Н. Мачурова- С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2000. -175 л.
- Мельникова Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: автореф. дис. д-ра психол. наук / Н. В. Мельникова- Казан, гос. ун-т. -Казань, 2009. 40 с.
- Мельников В. М. Введение в экспериментальную психологию личности / В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
- Методики психодиагностики в спорте / сост. В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 1984.- 192 с.
- Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности / В. С. Мерлин. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1970. — 87 с.
- Методики для изучения особенностей личности школьников / Н. М. Пейсахов, А. П. Кашин, Г. Ш. Габдреева, М. Н. Шевцов. Казань: б. и., 1991.-37 с.
- Микляева А. В. Я подросток: встречи с самим собой: программа уроков психологии (8 класс) / А. В. Микляева. СПб.: Речь, 2003. — 119 с.
- Милаева Т. В. Черты характера от, А до Я: словарь-справ. / Т. В. Милаева.- Ростов н/Д: Феникс, 2009. 305 с.
- Миллер С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. -СПб.: Питер, 2002. 464 с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1983. — 240 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник / В. С. Мухина. 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 608 с.
- Мясищев В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.-426 с.
- Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев- под ред. А. А. Бодалева. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1995. -356 с.
- Назарчук А. В. Этика глобализирующегося общества / А. В. Назарчук. -М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. 809 с.
- Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных: учеб. пособие / А. Д. Наследов. 3-е изд., стер. — СПб.: Речь, 2007. — 392 с.
- Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: теория и практика: учеб. пособие / Н. И. Непомнящая. М.: ВЛАДОС, 2001.- 192 с.
- Непомнящая Н. И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование / Н. И. Непомнящая. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: МОДЭК, 2000. — 176 с.
- Николаичев Б. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности / Б. О. Николаичев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -96 с.
- Общая психология: учеб.-метод, пособие / под общ. ред. М. В. Гамезо. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2008. — 352 с.
- Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 304 с.
- ОвчароваР. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника / Р. В. Овчарова, Н. В. Мельникова. СПб.: Амалтея, 2008. — 335 с.
- ОллпортГ. Личность в психологии / Г. Оллпорт. М.: КСП± СПб.: Ювента, 1998.-354 с.
- Осипова А. А. Общая психокоррекция: учеб. пособие / А. А. Осипова. -М.: Сфера, 2008.-512 с.
- Основы психологии: практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. 4-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 704 с.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет / под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М.: Педагогика, 1998. — 192 с.
- Пейсахов Н. М. закономерности динамики психических явлений / Н. М. Пейсахов. Казань: Изд-во КГУ, 1984. — 235с. .
- Пейсахов Н. М. Практическая психология / Н. М. Пейсахов, М. Н. Шевцов. Казань: Изд-во КГУ, 1991, — 119 с.
- Петрова А. Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: практ. рук. / А. Б. Петрова. М.: Флинта: МПСИ, 2008. — 152 с.
- Петренко В. Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. СПб.: Питер, 2005.-480 с.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Пиркова О. Д. Проблема основания типологии этического сознания / О. Д. Пиркова // Журнал практического психолога. 2007. — № 13. — С. 82−97.
- Платонов К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-255 с.
- Попов Л. М. Психология самодеятельного творчества студентов / Л. М. Попов. Казань: Изд-во КГУ, 1990. — 236 с.
- Попов Л. М. Добро и Зло в психологии человека / Л. М. Попов, А. П. Кашин, Т. А. Старшинова. Нижнекамск- Казань: Изд-во Казан, унта, 2000.- 176 с.
- Попов Л. М. Добро и Зло в этической психологии личности / Л. М. Попов, О. Ю. Голубева, П. Н. Устин. М.: Ин-т психологии РАН, 2008.-240 с.
- Практикум по психологии состояний / под ред. А. О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004. — 480 с.
- Принцип развития в психологии / под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1978.-219 с.
- Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А. О. Прохоров. М.: ПЕР СЭ, 2005. — 352 с.
- Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе / А. С. Прутченков. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -640 с.
- Пряжников Н. С. Этические проблемы в психологии: учеб.-метод, пособие / Н. С. Пряжников. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та- Воронеж: МОДЭК, 2002. — 488 с.
- Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
- Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психология личности в трудах зарубежных психологов / сост. и общ. ред.
- A. А. Реана. СПб.: Питер, 2000. — 320 с.
- Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. А. А. Реана.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 656 с.
- Психология подростка: учебник / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.-480 с.
- Психологическая диагностика: учеб. пособие / под ред. М. К. Акимовой.- СПб.: Питер, 2005. 304 с.
- Психология: разработка занятий: 11 класс / сост. Р. М. Мухаметова. -Волгоград: Корифей, 2005. 128 с.
- Психология: разработка занятий: 10 класс / сост. Р. М. Мухаметова. -Волгоград: Учитель-ACT, 2005. 112 с.
- Психология: разработка занятий: 7 класс / сост. Р. М. Мухаметова. -Волгоград: Корифей, 2006. 112 с.
- Психология: разработка занятий: 8 класс / сост. Р. М. Мухаметова. -Волгоград: Корифей, 2006. 112 с.
- Психология личности: учеб. пособие / под ред. П. Н. Ермакова,
- B. А. Лабунской. М.: ЭКСМО, 2008. — 653 с,
- Психология нравственности / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. -М.: Ин-т психологии РАН, 2011. 508 с.
- Психология нравственной и этической психологии в современной России / отв. ред. М. И. Воловикова. М.: Ин-т психологии РАН, 2011. — 320 с.
- Психологические программы развития личности в подростковом истаршем школьном возрасте: пособие для школьных психологов / под общ. ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1995. — 125 с.
- Психология самосознания: хрестоматия. Самара: БАХРАМ-М, 1999. -544 с.
- Психодиагностика: теория и практика: пер. с нем. / общ. ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Прогресс, 1986. — 206 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. -СПб.: Питер, 2000.-616 с.
- Реан А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 2000. — 416 с.
- Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / А. Ребер. -М.: Вече: Изд-во ACT, 2000. Т. 1: А-О. — 591 е.- Т. 2: П-Я. — 559 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности: пер. с нем. / X. Ремшмидт. М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс. М.: Рельефл-бук, Киев: Ваклер, 1997. — 78 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. Т. 1. — 488 е.- Т. 2. — 323 с.
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2003.-512 с.
- Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинг / Н. В. Самоукина. М.: ИНТОР, 1997. — 192 с.
- Сахарова Т. Н. Особенности эмоционально-нравственной сферыличности на поздних этапах онтогенеза: автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. Н. Сахарова- Моск. пед. гос. ун-т. М., 2004. — 22 с.
- Селигман Мартин Э. П. Новая позитивная психология: науч. взгляд на счастье и смысл жизни / Э. П. Мартин Селигман. М.- Киев: София, 2006. -368с.
- Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика психотехнологии / А. П. Ситников. М.: Технол. школа бизнеса, 1996. -428 с.
- Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2007. — 350 с.
- СкуратГ. Г. Подростки: как помочь им стать настоящими людьми / Г. Г. Скурат. СПб.: Речь, 2008. — 122 с.
- Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
- Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. М.: Политиздат, 1975. — 392 с.
- Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-284 с.
- Субботский Е. В. Некоторые особенности представлений ребенка о психике человека / Е. В. Субботский // Вопросы психологии. 1986. — № 5.-С. 45−53.
- Токарева В. А. Психология нравственного развития личности студента: феноменология, закономерности, типология: дис.. д-ра психол. наук / В. А. Токарева- Ташкент, гос. ун-т им. В. И. Ленина. Ташкент, 1991. -287 л.
- Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий / авт.-сост. Ю. А. Голубева и др. Волгоград: Учитель, 2009. — 206 с.
- Фельдштейн Д. И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. М.: Междунар. пед. академия, 1994. — 192 с.
- Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. тр. /
- Д. И. Фельдштейн. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1999. — 672 с.
- Фельдштейн Д. И. Человек в современной ситуации: тенденции и потенциальные возможности развития / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии. 2005. -№ 1. — С. 15−24.
- Ферхнем А. Личность и социальное поведение / А. Ферхнем, П. Хейвен. -СПб.: Питер, 2001.-368 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. -559 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1983. -840с.
- Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. -368 с.
- Фромм Э. Душа человека: ее способность к добру и злу // Душа человека Э. Фромм. М., 1992. — С. 13−108.
- Фромм Э. Человек для себя: пер. с англ. / Э. Фромм. М.: ACT, 2008. -350с.
- Хаузер М. Д. Мораль и разум: как природа создала наше универсальное чувство добра и зла: пер. с англ. / М. Д. Хаузер- под ред. Ю. А. Александрова. М.: Дрофа, 2008. — 639 с.
- Хвостов А. А. Типология морального сознания студенческой молодежи /
- A. А. Хвостов // Развитие личности. 1999. — № 3. — С. 121−151.
- Хвостов А. А. Онтогенез морального сознания / А. А. Хвостов // Развитие личности. 2000. — № 3. — С. 75−100.
- Человек: характер и поведение: толковый словарь / авт.-сост. С. А. Фридман. М.: Мнемозина, 2003. — 430 с.
- Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности /
- B. Э. Чудновский. -М.: Педагогика, 1981. 208 с.
- Чудновский В. Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смыслажизни / В. Э. Чудновский // Мир психологии. 2001. — № 2. — С. 82−89.
- Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методол. основания и психодиагностические возможности / А. Г. Шмелев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 158 с.
- Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 976 с.
- Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт / А. Г. Шмелев. СПб.: Речь, 2002. — 480 с.
- Эксакусто Т. В. Тренинг позитивного мышления: коррекция счастья и благополучия / Т. В. Эксакусто. Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 427 с.
- Эксакусто Т. В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, игры / Т. В. Эксакусто. Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 339 с.
- ШадриковВ.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.-316 с.
- Шемшурина А. И. Основы этической культуры / А. И. Шемшурина. М.: ВЛАДОС, 1999.- 112 с.
- Шемшурина А. И. Этика: курс занятий в 9 классе: учеб.-метод, пособие / А. И. Шемшурина. М.: ВЛАДОС, 2001. — 96 с.
- Щербатых Ю. В. Психология личностных качеств: популяр, энцикл. / Ю. В. Щербатых. М.: ЭКСМО, 2007. — 464 с.
- Щербатых Ю. В. Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неверующих / Ю. В. Щербатых. М.: Астрель: ACT, 2010. — 480 с.
- Якобсон П. М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности / П. М. Якобсон // Психологический журнал. 1981. — № 4.-С. 142−147.
- Я сам строю свою жизнь / М. А. Алиева и др.- под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2001. — 216 с.
- Ball J. Time reguirements of Psuchological Testing: A Survey of Practitioners / J. Ball, R. Archer, E. Imhof // Jornal of Personality Assesment. 1994. — № 63(2). -P. 239−249/
- Blasi A. What Should Count as Moral Behavior? The Nature of «Early Morality» in Children’s Development / A. Blasi // Morality in context / ed. by W. Edelstein, G. Nunner Winkler. Amsterdam et al., 2005. — P. 119−140.
- Blasi A. Bridging moral cognition and moral action / A. Blasi // Psychological Bulletin. 1980. — V. 88, № 7. — P. 593−637.
- Damasio A. Descarte’s error / A. Blasi. New York: G.P.Putnam, 1994. -XIX, 312 p.
- WaaldeF. В. M. Good Natured / F. В. M. de Waal. Cambridge, MA: Harvard Universitu Press, 1996. — VIII, 296 p.
- Goodal J. Through a window: My thirtu years with the chimpanzees of Gombe / J. Goodal. Boston: Houghton Mifflin, 1990. — 268 p.
- Haidt J. The moral emotion / J. Haidt // Handbook of Affective Sciences / eds. R. J. Davidson, K. R. Scherer, H. H. Goldsmith. Oxford, 2003. — P. 852−870.
- Hoffman M. L. Empathy and Moral Development / M.L.Hoffman. -Cambridge: Cambridge Universitu Press, 2000. X, 331 p.
- Hoffman M. L. Parend discipline and the child’s moral development / M. L. Hoffman, H. D. Saltzstein // Jornal of Personality and Social Psychology. 1967. — V. 5. — P. 45−57.
- Hauser M. D. Evolutionary and developmental foundations of human knowledge: A case study of mathetmatics / M. D. Hauser, E. Spelke // The Cognitive Neurosciences. Cambridge, 2004. — P. 853−865.
- Kohlberg L. Essau on Moral Development / L. Kohlberg. N. Y.: Harper and Row, 1981. -V. 1: The Philosophu of moral Development. — 441 p.
- Kohlberg L. Moral development and identification / L. Kohlberg // Child psychology. Chicago, 1963. — P. 277−332.
- KaganJ. Morality, altruism, and love // Altruism & altruistic love: science, philosophy, & religion in dialogue / J. Kagan. New York, 2002. — P. 40−50. Поставьте по алфавиту
- Labouvie-Vief G. Logic and self-regulation from youth to maturity: a model /
- G. Labouvie-Vief // Beyond formal operations: Late adolescence and adult cognitive development / ed. by M. L. Commons, F. A. Richards, C. Armon. -N. Y., 1985.-P. 158−180.
- Maslow A. H. Motivation and Personality / A. H. Maslow. New York: Harper & Row, 1954. — XIV, 411 p.
- Munsterberg H. Philosophie der Werte: Grundzuge einer Weltan-schauung /
- H. Munsterberg. Leipzig: Barth, 1908. — VIII, 486 p.- 2-te aufl. — Leipzig: Barth, 1921.-VIII, 486 p.
- Nunner-Winkler G. Changes in Moral Understanding An Intergenerational Comparison / G. Nunner-Winkler // Morality in context / ed. by W. Edelstein, G. Nunner Winkler. — Amsterdam et al., 2005. — P. 273−291.
- Piaget J. The moral judgment of the child / J. Piaget. New York: Free Press, 1965.-410 p.
- Reduced prefrontal gray matter volume and reduced autonomic activity in antisocial personality disorder / A. Raine et al. // Archives of General Psychiatry. 2000. — V. 57, № 2. — P. 119−129.
- Rokeach M. The nature of human values / M. Rokeach. New York: Free Press, 1973.-X, 438 p.
- Дев-ки Дев-ки Квадрат Квадрат
- Добро" «Зло» 12−15 лет 12−15 лет Х (*, -х) отклонений отклонений
- Сумма 6316,00 4420,00 0,00 0.00 328 827,82 141 761,821. Среднее 287,09 200,91
- Дев-ки Дев-ки Квадрат Квадрат
- Добро" «Зло» 12−15 лет 12−15 лет Т.(х,-х) отклонений отклонений
- Сумма 8902,00 4651,00 0,00 0,00 545 039,09 171 497,321. Среднее 404,64 211,41
- Маль-ки Маль-ки Квадрат Квадрат
- Добро" «Зло» 12−15 лет 12−15 лет ?(*, -х) ЫУ,-У) отклонений отклонений
- Сумма 4476,00 3273,00 0,00 0,00 113 467,45 75 443,861. Среднее 203,45 148,77
- Юноши Юноши Квадрат Квадрат
- Добро" «Зло» 16−17 лет 16−17 лет отклонений отклонений
- Сумма 6255,00 4291,00 0,00 0,00 364 922,77 138 834,951. Среднее 284,32 195,05
- Дев-ки Дев-ки Квадрат Квадрат
- Добро" «Зло» 12−15 лет 12−15 лет 2.(у,-у) отклонений отклонений
- Сумма 6377,00 4774,00 0,00 0,00 177 432,59 157 918,001. Среднее 289,86 217,00
- Сумма 8807,00 4900,00 0,00 0,00 596 732,77 218 178,361. Среднее 400,32 222,73
- Маль-ки Маль-ки Квадрат Квадрат
- Добро" «Зло» 12−15 лет 12−15 лет К*, -х) 2.(У,-У) отклонений отклонений
- Сумма 4801,00 3430,00 0,00 0,00 147 833,86 97 013,821. Среднее 218,23 155,91
- Юноши Юноши Квадрат Квадрат
- Сумма 6024,00 4233,00 0,00 0,00 306 067,27 91 215,321. Среднее 273,82 192,41
- Вопрос X Дев-ки УМаль-ки XX*, ~х) Квадрат Квадрат отклонений Ыу.-У)
- Сумма 6316,00 4476,00 0,00 0,00 328 827,82 113 467,451. Среднее 287,09 203,45
- Вопрос X Дев-ки УЮноши ?(*, -х) Квадрат Квадрат
- Сумма 8902,00 6255,00 0,00 0,00 545 039,09 364 922,771. Среднее 404,64 284,32
- Сумма 4420,00 3273,00 0,00 0,00 141 761,82 75 443,861. Среднее 200,91 148,77
- Сумма 4651,00 4291,00 0,00 0,00 171 497,32 138 834,951. Среднее 211,41 195,05
- Сумма 10 736,00 7749,00 0,00 0,00 552 290,00 221 802,431. Среднее 244,00 176,1 1
- Сумма 13 553,00 10 546,00 0,00 0,00 1 127 240,98 591 423,551. Среднее 308,02 239,68
- Сумма 6377,00 4801,00 0,00 0,00 177 432,59 147 833,861. Среднее 289,86 218,23
- Вопрос X Дев-ки У Юноши 10>,-у) Квадрат отклонений ?(*/ -*) Квадрат отклонений Т (у,-У)
- Сумма 8807,00 6024,00 0,00 0,00 596 732,77 306 067,271. Среднее 400,32 273,82
- Сумма 4900,00 4233,00 0,00 0,00 218 178,36 91 215,321. Среднее 222,73 192,41
- Сумма 4774,00 3430,00 0,00 0,00 157 918,00 97 013,821. Среднее 217,00 155,91
- Сумма 11 268,00 8231,00 0,00 0,00 375 203,64 287 566,801. Среднее 256,09 187,07
- Сумма 13 707,00 10 257,00 0,00 0,00 1 161 834,98 470 184,431. Среднее | 311,52 233,11
- Сумма 8902,00 6316,00 0,00 0,00 545 039,09 328 827,821. Среднее 404,64 287,09
- Сумма 4651,00 4420,00 0,00 0,00 171 497,32 141 761,821. Среднее 211,41 200,91
- Сумма 4476,00 6255,00 0,00 0,00 113 467,45 364 922,771. Среднее 203,45 284,32
- Сумма 3273,00 4291,00 0,00 0,00 75 443,86 138 834,951. Среднее 148,77 195,05
- Вопрос ХДев-ки УДев-ки 1Ь>,-у) Квадрат отклонений ХК -х) Квадрат
- Сумма 8807,00 6377,00 0,00 0,00 596 732,77 177 432,591. Среднее 400,32 289,86
- Сумма 4900,00 4774,00 0,00 0,00 218 178,36 157 918,001. Среднее 222,73 217,00
- Вопрос ХМаль-ки УЮноши 10>,-у) Квадрат Квадрат отклонений 1(у,-у)
- Добро" 12−15 лет 16−17 лет1 92,00 101,00 -126,23 -172,82 15 933,32 29 866,123 202,00 224,00 -16,23 -49,82 263,32 2481,855 396,00 402,00 177,77 128,18 31 603,14 16 430,588 402,00 294,00 183,77 20,18 33 772,42 407,319 204,00 326,00 -14,23 52,18 202,42 2722,94
- Сумма 4801,00 6024,00 0,00 0,00 147 833,86 306 067,271. Среднее 218,23 273,82
- Вопрос ХМаль-ки УЮноши Квадрат отклонений Квадрат
- Сумма 3430,00 4233,00 0,00 0,00 97 013,82 91 215,321. Среднее 155,91 192,41
- Сумма 6377,00 6316,00 0,00 0,00 177 432,59 328 827,821. Среднее 289,86 287,09
- Сумма 4774,00 4420.00 0,00 0,00 157 918,00 141 761,821. Среднее 217,00 200,91
- Сумма 11 268,00 10 736,00 0,00 0,00 375 203,64 552 290,001. Среднее 256,09 244,00
- Сумма 4801,00 4476,00 0,00 0,00 147 833,86 113 467,451. Среднее 218,23 203,45
- Сумма 3430,00 3273,00 0,00 0,00 97 013,82 75 443,861. Среднее 155,91 148,77
- Чел-ть" Маль-ки 12−15 лет Маль-ки 12−15 лет ЕС*, -*) ї.іу.-у) Квадрат отклонений Квадрат отклонений
- Сумма 8231,00 7749.00 0.00 0,00 287 566,80 221 802,431. Среднее 187,07 176,11
- Сумма 8807,00 8902,00 0,00 0,00 596 732,77 545 039.091. Среднее 400,32 404,64
- Сумма 4900,00 4651,00 0,00 0,00 218 178,36 171 497,321. Среднее 222,73 211,41
- Сумма 13 707,00 13 553.00 0,00 0,00 1 161 834,98 1 127 240,981. Среднее 311,52 308,02
- Сумма 6024,00 6255,00 0,00 0,00 306 067,27 364 922,771. Среднее 273,82 284,32
- Сумма 4233,00 4291,00 0,00 0,00 91 215,32 138 834,951. Среднее 192,41 195,05
- Сумма 10 257,00 10 546,00 0,00 0,00 470 184,43 591 423,551. Среднее 233,11 239,68 oo a о — (N — D г-- ОО о о — CNо 'о 3 «о О о ¦з o o О о U о о т> «о о о О О о О
- Гест2 Вопросб 0 068 0 214 0 174 0 003 0 169 0,239 0 260 0015 0 067 0 083 0 117 0 035 0 12з 0 239 0 043 0 143 0 053 0 062 0 287 0 052 0 201 0 142
- Гесг2 Вопрос7 0 202 0 173 0 328 0 102 0 296 0 006 0,257 0 073 0 093 0 109 0 330 0 129 0 008 0 087 0 020 0 053 0 02з 0 209 0 041 0 110 0 006 0 276
- Гсст2 Вопрос24 0 253 0 027 04зІ 0 065 0 467 0 168 0 286 0 271 0 203 0 037 0 063 0019 0 341 016 0 312 0 259 0 131 0 207 0 007 0 0з4 0 114 0019
- Гесг2 Вопрос31 0 006 0 Т> 0 201 0 031 0017 0 040 0 026 0 173 0 060 0 334 0 099 0017 0015 0 085 0 070 0 148 0 111 0 067 0 117 0 181 0 21 з 0 193
- Гсст2 Bonpocj2 0 184 0 005 0 317 0010 0 212 0 050 0 030 0 252 0 087 0019 0 004 0 048 0 236 0 388 0 036 0 190 0 159 0 231 0 195 0 059 0 061 0 127
- Тест 2 ВопросЗ^ 0 065 0 129 0 055 0 239 0 041 0 223 0 153 0 162 0 038 0 120 0 188 0 328 0 066 0 185 0 082 0 116 0 154 0 218 0 231 0 203 0 335 0 176
- Тсст2 Вопрос"М 0 127 0 060 0 074 0 001 0 083 0 022 0 167 0 163 0 084 0 026 0 064 0 041 0 208 0 184 0 056 0 026 0 140 0 002 0 033 0 161 0 031 0 128
- Тест2 Вопрос35 0 033 0 133 0 060 0 191 0 252 0 131 0 464 0 052 0 000 0 160 0 211 0 141 0 020 0010 0 114 0 021 0 080 0 109 0 307 0 096 0 185 0 063
- Тест7 ВопросЗб 0017 0 056 0012 0 106 0 047 0 070 0 090 0 091 0 168 0 062 0 103 0 128 0 143 0 051 0 251 0 031 0 189 0 030 0 110 0 064 ООП 0 135
- Тсст2 Вопрос37 0 044 0019 0 292 0 231 0 066 0 029 0 049 0 232 0 109 0 253 0013 0 176 0 186 0 116 0 086 0 198 0 106 0 163 0 209 0 104 0 230 0 237
- Тест 2 Вопрос38 0 169 0 054 0 266 0 115 0 387 0 087 0 459 0 115 0 137 0 193 0 182 0 028 0 376 0 163 0 032 0017 0 052 0 088 0016 0 103 0 147 0 079
- Тест2 Вопрос39 0 149 0 117 0 242 0 128 0 069 0 078 0 026 0 032 0 087 0 I 13 0 087 0 177 0 098 0 000 0 072 0012 0 028 0 124 0 208 0 070 0 099 0 371
- Тест2 Вопрос40 0 029 0 134 0 062 0 198 0 122 0 109 0019 0016 0 132 0 261 0 032 0 038 0 284 0 130 0 167 0016 0 065 0 170 0 097 0 029 0 037 0 299
- Тест 2 Вопрос41 0 200 0 064 0 457 0 128 0 170 0 173 0 054 0 493 0 092 0 249 0 108 0 194 0 368 0 358 0 084 0 326 0 225 0 371 0 186 0 270 0 127 0415
- Тест 2 Вопрос42 0 140 0014 0 233 0012 0 071 0 045 0 162 0 072 0 099 0 176 0 276 0 109 0 025 0 123 ООП 0 052 0 190 0 154 0 108 0 185 0 023 0 043
- СО (О СП СО CQ Ш, а m m СО СО CQ СО СО СО СО m со СО Ш СО о СОн н н и Ї «н «ь О «н н о и н Н «н О о 5 н, а 5 о о
- Н н н Н Н? К ь н Н Н Н н н »? н н 1- н Н н1сст2 Вопрос! 0 229 0 240 0 209 0 392 0 094 0 153 0 096 0 188 0017 0 023 0 025 0 085 0311 0 201 0 603 0 023 0 024 0 012 0 171 0 184 0 189 0 175
- Гест2 Вопрос7 0 072 0 197 0 179 0 008 0 088 0 090 0 022 0 317 0 196 0 260 0 133 0219 0 117 0 164 0 057 0 149 0 082 0 031 0 187 0 071 0 055 0 025
- Гсст2 Вопрос8 0 147 0 368 0 329 0 191 0 045 0 249 0 135 0 339 0 198 0 063 0 066 0 376 0 101 0215 0 258 0 270 0 091 0 087 0 407 0 039 0 317 0 266
- Гсст2 Вопрос9 0 1>2 0 113 0 052 0 02з 0 077 0 051 0 039 0 ПО 0 236 0 208 0 166 0 141 0 18з 0 028 0 333 0 147 0 1 16 ООП 0 103 0 020 0 377 0 180
- Тсст2 Вопрос28 0 173 0 183 0 029 0 137 0 084 0,307 0 034 0 145 0 360 0 024 0 202 0 112 0 264 0 046 0 229 0 352 0 092 0 029 0 139 0 240 0 595 0 149
- Тест2 ВопросЗб 0 008 0 123 0 007 0 072 0 101 0 189 0 172 0 159 0012 0 038 0 113 0017 0 141 0,287 0 098 0 080 0 031 0 003 0 063 0 196 0 094 0 031
- Тест2 Вопрос37 0 266 0 ЗОэ 0 163 0 267 0 152 0 083 0 122 0 215 0 139 0 139 0 240 0 124 0 199 0 139 0,240 0 036 0 112 0 121 0 285 0 065 0 098 0 057
- Тест2 Вопрос4 0 292 0 108 0 166 0 135 0 039 0 032 0 003 0 123 0 161 0 146 0 096 0 030 0 047 0 076 0 037 0 110 0 089 0 180 0 163 0 222 -0,278 0 060