Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современное состояние психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй раз бихевиористическое учение было подвергнуто модификации уже во второй половине XX в., когда стало ясно, что ни первый, ни второй варианты бихевиоризма не в состоянии удовлетворительно объяснить социальное поведение человека. Б. Скиннером и А. Бандурой был провозглашен так называемый неонеобихевиризм, или социальный бихевиоризм, в котором поведение человека и животных и, соответственно… Читать ещё >

Современное состояние психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время состояние мировой и российской психологической науки характеризуется следующими чертами. Во-первых, благодаря развитию средств электронной связи существенно улучшился обмен информацией между учеными из разных странах. В связи с этим распространение новых научных знаний в мире пошло более быстрыми темпами, чем это было раньше, и эти знания стали доступными многим ученым в самых разных странах. В результате начало складываться новое, более интегрированное, общенаучное глобальное психологическое мировоззрение.

Во-вторых, за время, прошедшее с момента их возникновения, существенно изменились и те направления в психологии, которые на рубеже XIX и XX вв. породил мировой кризис психологической науки. Например, за прошедшие восемь десятков лет бихевиоризм успел дважды измениться. Первый раз это произошло еще в 1930;е гг., когда вместо ортодоксального уотсоновского бихевиоризма был предложен необихевиоризм, развиваемый его последователями Э. Толменом и К. Халлом. Они признали зависимость поведения организма не только от внешних стимулов, но и от внутренних состояний, описываемых в психологических терминах. Обновленный вариант бихевиоризма в отличие от прежнего получил название «целенаправленный бихевиоризм».

Второй раз бихевиористическое учение было подвергнуто модификации уже во второй половине XX в., когда стало ясно, что ни первый, ни второй варианты бихевиоризма не в состоянии удовлетворительно объяснить социальное поведение человека. Б. Скиннером и А. Бандурой был провозглашен так называемый неонеобихевиризм, или социальный бихевиоризм, в котором поведение человека и животных и, соответственно, способы их объяснения были разделены. Кроме того, в трудах социальных бихевиористов психологические термины при объяснении поведения стали использоваться гораздо чаще и свободнее, чем в научных исследованиях их предшественников. Другими словами, современный социальный бихевиоризм оказался ближе к традиционной психологии, чем к ортодоксальному бихевиоризму Д. Уотсона.

Не менее существенные изменения за эти годы произошли и в психоанализе. Классическое учение 3. Фрейда было подвергнуто критике уже вскоре после его появления. Ближайшие ученики и последователи Фрейда К. Юнг и А. Адлер критиковали Фрейда за то, что он придавал слишком большое значение сексуальному инстинкту в детерминации социального поведения человека, и за то, что он не признавал положительного влияния общества на развитие личности. Эти два ученых вместе с К. Хорни, Э. Фроммом и Г. Салливаном своими трудами положили начало новому направлению в психоанализе — неофрейдизму.

Третий раз изменения в психоанализе произошли уже в последней четверти двадцатого столетия. Они оказались связанными с возникновением новых учений, весьма далеких от фрейдизма, но также признающих наличие и роль бессознательного в психике, поведении и жизни человека в целом. В связи с этим современные последователи Фрейда, за исключением небольшой группы тех, кто по-прежнему придерживается строгих канонов его учения, предпочитают называть себя не фрейдистами или неофрейдистами, а представителями глубинной психологии.

Более драматичной, исторически прослеживаемой вплоть до настоящего времени оказалась судьба гештальтпсихологии. В свое время это направление в развитии психологии вынуждено было прекратить свое существование в Германии в связи с приходом к власти фашистов и эмиграцией ведущих представителей данного направления за границу. Оказавшись в других странах, ученые, представлявшие немецкую гештальтпсихологию, еще некоторое время продолжали развивать ее идеи. К примеру, К. Левин, эмигрировавший в США, пытался реализовать идеи гештальтпсихологии в созданной им теории поля, области психологических исследований мотивации и экспериментальной социальной психологии малых групп. Последние годы научной деятельности К. Левина и других гештальтнсихологов за рубежом совпали с появлением интереса психологов к проблемам, связанным с использованием компьютеров. В США под влиянием гештальтпсихологических идей стала зарождаться новая наука — когнитивная психология, которая и вобрала в себя многие ранее высказанные гештальтпсихологами идеи.

Единственным направлением в мировой психологии, которое, возникнув в первой половине XX в., не претерпело значительных изменений до конца столетия, оказалась гуманистическая психология. Ее основные идеи, сформулированные А. Маслоу еще в первой половине XX в., сохранились до его окончания, и сама гуманистическая психология как наука была дополнена новыми гуманистическими учениями. Среди них оказались учение К. Роджерса о развитии личности, реализованное в новом, созданном им направлении психотерапии — клиенто-ориентированной психотерапии, а также учение В. Франкла, представленное в его варианте психотерапии, обозначенном как логотерапия.

Развитие и общее состояние дел в российской психологической науке в конце XX в. можно охарактеризовать следующим образом. До конца 1970;х гг. изоляция российской психологии от мировой психологической науки еще продолжала существовать, и оказываемое на нее идеологическое давление проявлялось, в частности, в том, что для ряда вновь возникших и получивших в эти годы интенсивное развитие отраслей психологии, особенно социальной психологии и психологии личности, по-прежнему считалось обязательным критиковать гак называемую западную, или буржуазную, психологию, противопоставляя ей якобы более современную и передовую советскую психологию1. С начала перестройки (конец 1980;х гг.) противопоставление «советского» и «западного» («коммунистического» и «буржуазного») перестало существовать, и российская психология вновь начала интегрироваться в мировую психологическую науку. Это время совпало с уходом из жизни многих из тех людей, которые олицетворяли собой научные школы, возникшие после Октябрьской революции. Сами школы стали терять свои четкие очертания. Открытая борьба между представителями различных школ и направлений в российской психологии, например между Московской и Ленинградской школами, между школой Л. С. Выготского и школой С. Л. Рубинштейна, которая активно велась в 1970—1980;е гг., фактически прекратилась. Начался процесс интеграции и перестройки российской психологической науки, который можно охарактеризовать такими особенностями, как:

  • • открытость к восприятию и конструктивному использованию всех достижений, накопленных мировой психологической наукой;
  • • переход от дискуссий и борьбы мнений между представителями разных российских школ в психологии к развитию новых направлений в науке, напрямую не связанных с соответствующими школами;
  • • поворот от изучения проблематики познавательных процессов к исследованиям проблем личности и общества (социально-психологическим проблемам);
  • • смещение акцента с научных, чисто академических исследований на прикладные; существенное повышение интереса к практической психологии и ее распространение;
  • • возникновение повышенного спроса на профессию психолога, в первую очередь практического психолога;
  • • проникновение психологических знаний во многие сферы деятельности людей, в том числе в политику, экономику, бизнес и рекламу.

Все эти процессы активно продолжаются в настоящее время, и в ближайшие годы нас, скорее всего, ожидает появление новой отечественной психологической науки и практики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой