Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности психофизиологических функций у детей дошкольного возраста с различным уровнем психического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с негрубой задержкой психического развития (ЗПР) велико и неуклонно возрастает (Бойко Ю.П., 2005; Садовничий В. А., 2005; Магомед-Эминов М.Ш., 2005). У таких детей зачастую отмечается психическая и познавательная депривация, они характеризуются замедленным темпом развития, личностной незрелостью, нарушением познавательной… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Возрастные особенности психофизиологических функций и психоэмоционального развития у детей в норме и с осложненными вариантами развития
    • 1. 1. Возрастные особенности психофизиологических функций у здоровых детей и с осложненными вариантами развития
    • 1. 2. Особенности психоэмоциональных функций у здоровых детей и с осложненными вариантами развития
    • 1. 3. Методы психофизической коррекции и оздоровления детей с осложненными вариантами развития
  • ГЛАВА. Н.Организация и методы исследования
    • 2. 1. Характеристика испытуемых
    • 2. 2. Организация и методы исследования
    • 2. 3. Характеристика программы по коррекции нейродинамических функций, психоэмоциональной сферы и психофизического оздоровления старших дошкольников с проблемами в развитии
  • ГЛАВА III. Сравнительная оценка психофизиологических реакций, психоэмоциональных функций и интеллекта у старших дошкольников с нормальным и сниженным уровнем психического развития
    • 3. 1. Возрастные особенности психофизиологических функций у детей старшего дошкольного возраста
    • 3. 2. Особенности психофизиологической структуры интеллекта с учетом показателей сенсомоторного теста у здоровых детей и детей с проблемами в развитии
    • 3. 3. Особенности межличностных отношений в семьях детей дошкольного возраста и эмоционального фона у детей с проблемами в развитии
    • 3. 4. Результаты внедрения программы по психофизической коррекции эмоционального фона и повышению функций нервной системы у детей с проблемами в развитии
  • ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Особенности психофизиологических функций у детей дошкольного возраста с различным уровнем психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с негрубой задержкой психического развития (ЗПР) велико и неуклонно возрастает (Бойко Ю.П., 2005; Садовничий В. А., 2005; Магомед-Эминов М.Ш., 2005). У таких детей зачастую отмечается психическая и познавательная депривация, они характеризуются замедленным темпом развития, личностной незрелостью, нарушением познавательной деятельностиони не готовы к началу школьного обучения, у них преобладают отрицательные эмоции, нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость и низкая работоспособностьс такими детьми трудно работать педагогам и воспитателям.

В настоящее время изучение психофизиологического развития проводится в различных направлениях: в области познавательной деятельности, личностного становления и речевого развития, особенностей психомоторики (Медникова J1. С., 2001; Бабкина Н. В., 2002; Хайртдинова Л. Ф., 2002; Изард К. Э., 2003; Фомин НА, 1999; Шляхтерман Е. В., 2004; Никитенко Ю. В., 2005; Лебединская К. С., 2006; Кинтанар Л. и соавторы, 2006).

Согласно данным исследований О. Н. Усановой (2005), ресурс развития детей с проблемами в развитии в значительной мере определяется особенностями той среды, в которой они находятся, а также функциональным состоянием ЦНС.

Как отмечал Л. С. Выготский (1956), своевременное раннее начало целенаправленной педагогической и психофизической коррекции способствует предупреждению многих вторичных отклонений в развитии детей с проблемами в развитии. Реализацию этого направления следует осуществлять с учетом особенностей нейродинамических процессов детей.

Известно, что при условии систематической коррекции, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления дети с проблемами в развитии выравниваются до уровня здоровых сверстников (Аксенова JI. И., 2002; Фотекова Т. А., 2003; Рубцов В. В., 2005).

В литературе имеется небольшое число исследований, в которых рассматриваются особенности формирования и развития нейродинамических функций в зависимости от пола и возраста (Макаренко Н.В. и соавторы, 2001; Попова Т. В., 2002; Попова Т. В и соавторы, 2002).

Единичные работы посвящены динамике формирования комплекса индивидуальных нейродинамических свойств, связи их между собой и зависимости от типологических особенностей высшей нервной деятельности (Макаренко Н.В. и соавторы, 2000).

Изучаются также взаимосвязи свойств • нервной системы с показателями интеллекта у детей дошкольного (Киселев C. IO и соавторы, 2000) и школьного возраста (Мороз М.П. и соавторы, 2000) — работоспособность детей (Максутова Г. И., 2004; Антропова М. В. и соавторы, 2006) и особенности формирования психофизиологической структуры интеллекта у детей младшего школьного возраста с разной успешностью обучения (Безруких М.М. и соавторы, 2006).

Вместе с тем до настоящего времени нет единых взглядов на проблему психофизиологического развития. Тесты и методики, на которые опираются психиатры и психологи при постановке диагноза, не всегда дают адекватное представление о причинах задержки ребенка, глубине нарушений функций ЦНС (Мороз М.П., и соавторы, 2000).

Недостаточно изучены особенности нейродинамики у детей дошкольного возраста с точки зрения психофизиологического подхода, и практически нет исследований, касающихся особенностей нейродинамических функций у детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.

Неизученной является проблема взаимосвязи свойств нервной системы с эмоциональным фоном и показателями интеллекта у дошкольников с проблемами в развитии.

Знание особенностей свойств нервной системы у детей дошкольного возраста необходимо для профилактики и психофизической коррекции вторичных нарушений, а также для ускорения нейродинамических процессов. Все вышеизложенное определило актуальность и практическую значимость темы предпринятого нами исследования.

Цель исследования — изучить особенности психофизиологических функций у детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.

В соответствии с поставленной целью определены следующие.

Задачи:

1.Изучить особенности нейродинамических, психоэмоциональных и интеллектуальных функций у старших дошкольников с проблемами в развитии.

2.Выявить характер взаимосвязей между психомоторной и психофизиологической структурой интеллекта у детей с проблемами в развитии.

3.Разработать и обосновать эффективность программы психофизической коррекции, направленной на формирование положительного эмоционального фона и ускорение нейродинамических процессов у детей с проблемами в развитии.

Научная новизна исследования — выявлены особенности нейродинамических и интеллектуальных функций у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии, заключающиеся в более низких значениях показателей интеллекта с преобладанием невербальной составляющей, слабости нервной системы, преобладании процессов торможения и инертности нервных процессов, по сравнению со здоровыми сверстниками.

Показано, что дети с проблемами в развитии характеризуются более высоким уровнем тревожности, неуверенности в себе, заниженной самооценкой, что обусловлено особенностями нейродинамических и психоэмоциональных функций.

Установлены различия нейродинамических функций у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от пола.

Показатели мальчиков по силе и подвижности нервных процессов выше, чем у девочек. У мальчиков, по сравнению с девочками, ускорены мыслительные процессы, короче время простых и сложных сенсомоторных реакций, выше темп работы.

Девочки, по сравнению с мальчиками, характеризуются более низким функциональным уровнем нервной системы, способностью переключать произвольное внимание и дифференцировать.

У детей с проблемами в развитии выявлены достоверные корреляционные связи между показателями интеллекта и временем простых и сложных сенсомоторных реакций и обнаружена достоверная корреляция между числом ошибок при простой и сложной зрительно-моторных реакциях и показателями субтестов интеллекта «Кодирование» и «Недостающие детали».

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что результаты диссертационного исследования дополняют раздел возрастной психофизиологии данными об особенностях психофизиологической структуры интеллекта и свойств нервной системы у детей с проблемами в развитии, которые заключаются в более низких показателях интеллекта, подвижности, скорости нервных процессов и силы нервной системы.

Выявлена корреляционная связь между временем простых и сложных сенсомоторных реакций и невербальным и общим интеллектуальным показателями, между ошибками и некоторыми показателями теста интеллекта у детей с проблемами в развитии.

Психофизическая коррекция, по разработанной на основе полученных данных программе, способствует ускорению развития нейродинамических процессов, формированию положительного эмоционального фона и социальной адаптации дошкольников с проблемами в развитии, что подтверждено актами внедрения в дошкольных образовательных учреждениях.

Материалы диссертационного исследования используются при проведении курсов физиологии и возрастной физиологии на кафедре общей физиологии ГОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия», в учебном процессе. на кафедре общей клинической психологии и психического развития факультета психологии ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», на кафедре начального и специального «Коррекционного образования» ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», в практике работы областного центра диагностического консультирования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Особенности нейродинамических функций у старших дошкольников с проблемами в развитии заключаются в замедлении сенсомоторных реакций, снижении выносливости нервной системы, внимания, психоэмоциональных и интеллектуальных функций, высоком уровне тревожности, неуверенности в себе и заниженной самооценке.

2.У детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии время простых и сложных сенсомоторных реакций может служить показателем интеллектуального развития.

3.Психофизическая коррекция, направленная на формирование положительного эмоционального фона, обучение релаксации, а также на перераспределение учебного материала, способствует ускорению психофизиологического развития детей с проблемами в развитии.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены на 1-ой итоговой научно-практической конференции молодых ученых (Челябинск, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Вторые Тульские педиатрические чтения» (Тула, 2003), Всероссийской научной конференции «Психологическая теория и практика в изменяющейся России» (Челябинск, 2006).

По теме диссертации опубликовано 8 научных работ, в том числе 1- в издании, рекомендуемом ВАК РФ и 1 — в центральной печати.

Структура и объем работы: диссертация изложена на 136 страницах печатного текста (общее количество страниц — 170), состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 296 источников, из них 260 отечественных и 36 зарубежных авторов, приложений и документов, подтверждающих внедрение или практическое использование научных результатов. Работа иллюстрирована 24 таблицами и 15 рисунками.

выводы.

1 .Особенности нейродинамических функций у детей с проблемами в развитии заключаются в низких значениях их показателей по сравнению со здоровыми сверстниками. Так, время простых и сложных реакций на слуховой и зрительный раздражитель у детей основной группы длиннее на 30%-70%, чем у детей контрольной группы.

2.Показатель выносливости нервной системы у детей основной группы значительно ниже, имеет отрицательный знак и составляет «-7,5» против «5,5» по сравнению со здоровыми детьми.

3.Среднегрупповые данные по субтестам интеллекта у детей основной группы на 29%-62% ниже, чем в контрольной группе.

4.У 43,5% детей основной группы преобладают отрицательные эмоции, и у каждого третьего — высокий уровень тревожности. От 10,0% до 27,0%) детей основной группы при выполнении заданий допускали фальшстарты, что может свидетельствовать о преобладании у них процессов возбуждения над торможением.

5. У старших дошкольников с проблемами в развитии выявлена корреляционная связь между временными реакциями простых двигательных актов и показателями интеллекта, а также между ошибками, допускаемыми при выполнении реакции выбора и некоторыми показателями теста интеллекта.

6.Внедрение коррекционно-реабилитационной программы, разработанной с учетом психофизиологических функций, у детей с проблемами в развитии сопровождается повышением нейродинамических процессов и улучшением эмоционального статуса, что свидетельствует о ее эффективности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.А. Психология развития ребенка: конспект лекций / В. А. Аверин. СПб., 2000. — 152 с.
  2. , О.В. Особенности функционального состояния школьников различных классов при психоэмоциональном стрессе / О. В. Авилов // Тезисы докладов XVII съезд Всерос. физиологического общества им. И. П. Павлова. Ростов н/Д.: РГУ, 1998. — 60 с.
  3. , Г. Интеллект: новый взгляд / Г. Айзенк // Вопр. психологии. -1995.-№ 1.-С. 111−131.
  4. , Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики / Л. И. Аксенова // Дефектология. 2002. — № 3. — С. 9−20.
  5. , З.С. Вызванные потенциалы в диагностике нарушения слуха у детей раннего возраста / З. С. Алиева // Опыт применения вызванных потенциалов в клинической практике. -М., 2001.-С. 350−371.
  6. , З.С. Электрофизиологические методы в ранней и дифференциальной диагностике нарушений слуха у детей / З. С. Алиева // Дефектология. 1998. — № 1. — С. 10−17.
  7. , З.С. Слуховые вызванные потенциалы детей различного возраста / З. С. Алиева, Л. А. Новикова // Сенсорные системы. 1988. -Т. 2, № 1. — С. 83−89.
  8. , Я.А. Влияние разных форм депрессивных состояний на эмоциональную оценку коротких музыкальных отрывков человеком / Я. А. Альтман, Б. М. Гузиков, А. А. Голубев // Физиология человека. -2004. Т.30, № 4. — С. 46.
  9. , И.П. О единстве биологических механизмов индивидуальной предрасположенности к злоупотреблению различнымипсихоактивными веществами / И. П. Анохина, А. Г. Веретинская // Физиология человека. 2000. — Т.26, № 6. — С.74−82.
  10. Ю.Антропова, М. В. Психофизиологические вегетативные показатели у медлительных и подвижных подростков (лонгитудинальные исследования) / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина // Физиология человека. 1995. — Т.21, № 5. — С.68−74.
  11. , М.В. Умственная работоспособность ее особенности в связи с половым созреванием у школьников 11−13 лет / М. В. Антропова, JI.M. Кузнецова, Т. М. Параничева // Физиология человека. 2006.-Т. 32,№ 1,-С. 37−44.
  12. , Ю.Л. Вызванные потенциалы коры мозга на неосознаваемые мотивационно значимые раздражители у больных героиновой наркоманией / Ю. Л. Арзуманов, Д. Б. Белинская // Вопр. наркологии. 2001. — № 5. — С.44−51.
  13. , Т. А. Психологические и физиологические причины сниженного уровня интеллекта детей в общеобразовательной начальной школе / Т. А. Артёмова, А. В. Ковалёва // Дефектология. -2000. -№ 1.-С.З-9.
  14. , И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. М.: Наука, 1982. -270 с.
  15. , В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В. М. Астапов. М., 1994. — 216 с.
  16. , Л.И. Отражение знака эмоции в эффектах вызванной синхронизации и десинхронизации ЭЭГ / Л. И. Афтанас, А. А. Варламов // Рос. физиологический журн. 2002. — Т.88, № 6. — С. 15−17
  17. , Т.В. Нейропсихологическое обследование детей / Т. В. Ахутина // Психолого медико — педагогическое обследование ребенка / под ред. М. М. Семаго. — М.: Аркти, 1999. — С. 134.
  18. , Т.В. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки / Т. В. Ахутина, Л. В. Яблокова,
  19. Н.Н. Полонская // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / под ред. Е. Д. Хомской, В. А. Москвина. -М.- Оренбург, 2000. С. 137−152.
  20. , Т.В. Диагностика развития зрительно вербальных функций / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. — М: Academia, 2003. — С. 61.
  21. , Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина // Дефектология. 2002. — № 5. — С. 40−43.
  22. P.M. Донозологическая диагностика и медицинское прогнозирование/ P.M. Баевский // Новое в физиологии.-1973.- № 11.-С.17
  23. , П.П. Характеристика эмоциональных расстройств в абстинентный период у больных опийной наркоманией / П. П. Балашов, Н. В. Лабунька // Паллиативная медицина и реабилитация. 2000. — № 1. — № 2. — С. 45.
  24. , А.С. Возникновение психики в дородовый период: краткий обзор современных исследований / А. С. Батуев // Психологический журн. -2000. Т.21, № 6. — С. 51−57.
  25. , Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. М.: Прогресс, 1985.-63 с.
  26. , М.М. Речевое развитие и трудности обучения письму и чтению учащихся первых и третьих классов / М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко // Новые исследования. 2002. — № 1. — С. 68.
  27. , М.М. Возрастная динамика и особенности формирования психофизиологической структуры интеллекта у учащихся начальнойшколы с разной успешностью обучения / М. М. Безруких, Е. С. Логинова // Физиология человека. 2006. — Т.32, № 1. — С. 15−25.
  28. , И.С. Структуры и функции коры большого мозга / И. С. Беритов. М.: Наука, 1969. — 170 с.
  29. , М. Что ты видишь. Новые методы арт-терапии / М. Бетенки- пер. с англ. М. Злотник. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 256 с.
  30. , Т.Г. Исследования механизмов классификации изображения у детей с различным стилем когнитивной деятельности / Т. Г. Бетелева, Н. Е. Петренко // Физиология человека. 2004. — Т.30, № 1. — С. 38.
  31. , П.П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. -М.: Воронеж, 1997.-574 с.
  32. , Е.И. Механизмы умственной деятельности. Избранные психологические труды / Е.И. Бойко- под. ред. А. В. Брушнинского, Т. Н. Ушаковой. М.: МОДЭК, 2002. — 688 с.
  33. , Ю.П. Стратегия развития психотерапевтической и медико-психологической помощи в Москве / Ю. П. Бойко, Н. Е. Кыров // Здоровье нации основа процветания России: материалы конгр. Всерос. форума. — М., 2005. — С. 100−101.
  34. , Е.В. Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе формирования цветомузыкальной синестезии: монография / Е. В. Болотова. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. — 180 с.
  35. , Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития: Учебно-методическое пособие / Н. Ю. Боряков.- М.: Гном-Пресс, 1999.- 56с.
  36. , В.К. ЭЭГ-анализ тревожных расстройств при пограничных состояниях / В. К. Бочкарёв // Рос. психиатрич. журн. 2000. — № 3. -С. 23−28.
  37. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г. М. Бреслав. М.: Просвещение, 1990. — 140 с.
  38. , И.Л. " Латерализация" нарушений нервно-психического развития у детей / И. Л. Брин, М. Л. Дунайкин // Новое в изучении пластичности мозга: материалы конф. М., 2000. — С. 32.
  39. , В.Г. Практическое решение проблемы школьной дезадаптации / В. Г. Бугров // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: материалы I регион, конф. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.- 149 с.
  40. , С.К. Состояние сердечно сосудистой системы у детей 8 — 9 лет в норме и при нарушениях интеллектуального развития / С. К. Быструшкин, Р. И. Айзман // Физиология человека. — 2006. — Т.32, № 2. -С. 130−132.
  41. , Ф.П. Физиологические и медико-социальные аспекты реалистических моделей эмоциональных стрессов / Ф. П. Ведяев // Эмоции и поведение: системный подход. М., 1984. — С.72−74.
  42. , А.Л. Психологические рисуночные тесты / А. Л. Венгер. М.: Владос Пресс, 2002. — 159 с.
  43. , Е.В. Вклад социальных и индивидуальных факторов в формирование самооценки детей 6−7 лет: автореф. дис. канд.мед. наук / Е. В. Веревкина. СПб., 2003. — 21 с.
  44. , В.В. Уроки психологического здоровья / В. В. Ветрова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 192 с.
  45. , Е.А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития / Е. А. Винникова, Е. С. Слепович // Дефектология. 1999. — № 1. — С. 1824.
  46. Т.А. Дети с задержкой психического развития / Т. А. Власова, В. И Лубовский., Н. А. Цинина.-М., 1984,-256с.
  47. ВолкОвская, Т. Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР: дис. канд. психол. наук / Т. Н. Волковская. М., 1999. — 171 с.
  48. , Л.С. Избранные психологические исследования /Л.С. Выготский. -М, 1956.-С. 117
  49. , Н.Е. Обусловленность профессионально значимых для артиста балета качеств свойствами темперамента и нервной системы / Н. Е. Высотская // Психофизиология: сб. науч. тр. Л., 1979. — С. 20 -31.
  50. Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы / Н. И. Въюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. М.: Акад. Проект.-2003.-253с.
  51. , А.А. Соотношение латентного периода и параметров моторной фазы простой двигательной реакции / А. А. Газеев // Вопр. психологии. 1980.-№ 4.-С. 137−139.
  52. , В.Я. Медицинская информатика: практикум / В. Я. Гельман. -СПб.: ПИТЕР, 2001.-480 с.
  53. , Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. Нейропсихологические аспекты / Т. Б. Глезерман .- М.: Наука, 1983.- 231с.
  54. , Л.П. Вклад нейропсихофизиологических исследований в разработку теоретических и прикладных проблем дефектологии / Л. П. Григорьева // Дефектология. 2003. — № 3. — С. 11−18.
  55. , Л.П. Зрительная память при сенсорно-перцептивном дефиците / Л. П. Григорьева // Исследование памяти. М.: Наука, 1990. -С. 171−192.
  56. , Л.П. Проблема компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей: экспериментально-теоретический аспект / Л. П. Григорьева // Дефектология. 1999. — № 2. — С. 9−18.
  57. , Jl.П. Проблемы комплексной диагностики и компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей с ограниченными возможностями / Л. П. Григорьева // Дети с проблемами в развитии: комплексная диагностика и коррекция. М., 2002.-С. 10−74.
  58. , Л.П. Проблемы психофизиологии развития познавательных процессов у детей со сложными нарушениями / Л. П. Григорьева, З. С. Алиева, М. Э. Вернадская и др. // Дефектология. -2002.-№ 4.-С. 3−14.
  59. , О.В. Возрастные особенности недельной динамики функционального состояния организма младших школьников / О. В. Григорьева, Ф. Г. Ситдиков // Физиология человека. 2000. — Т.26, № 6. -С. 116−119.
  60. , Е.А. Эмоциональная память и её механизмы / Е. А. Громова. -М.: Наука, 1980.- 180 с.
  61. , В.А. Электрофизиологические и вегетативные показатели эмоционального восприятия человеком динамической цветомузыки / В. А. Гуменюк, Я. С. Семёнова // Физиология человека. 2002. — Т.28, № 3.-С. 57−66.
  62. , М.Б. Когнитивные процессы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / М. Б. Гурьева // Рос. педиатрич. журн. -2001.-№ 6.-С.39−40.
  63. , Н.Н. Психофизиология / Н. Н. Данилова. М.: Аспект Пресс, 2000. — 373 с.
  64. , В.М. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребёнка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей / В. М. Даринская // Журн. прикладной психологии. 2000. — № 2. — С. 37−39.
  65. , Г. Б. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития 6−7 летнего возраста: автореф. дис.. канд. психол. наук / Г. Б. Диас. -М., 1985. 17 с.
  66. , Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: автореф. дис. д-ра. психол. наук / Л. Г. Дикая. М., 2002. — 40 с.
  67. , Е.Т. Духовный кризис в современной России как религиозная и психологическая проблема / Е. Т. Дубова // Прикладная психология. -1999.-№ 3.-С. 71−89.
  68. , Н.В. Особенности функционирования ЦНС детей 7−8 лет, учащихся 1 класса / Н. В. Дубровинская, Е. В. Богина, Н. Г. Салмина // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990. — Ч. I. — С. 71 -75.
  69. , Н.В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких.- М.: ВЛАДОС, 2000. 144 с.
  70. , В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В. П. Дядичкин. Минск, 1990. — 119 с.
  71. , С.П. Внутреннее восприятие и механизмы развития зависимости от ПАВ / С. П. Елшанский // Вопр. наркологии. 2002. -№ 4.-С, 40−45.
  72. , Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностыо и синдромом дефицита внимания? / Н. Н. Заваденко. М.: Школа — пресс, 2001.- 128 с.
  73. , Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченнымивозможностями / Д. В. Зайцев // Педагогика. 2003. — № 1. — С. 21−30.
  74. , И.А. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи / И. А. Залысина, Е.О. Смирнова//Вопр. психологии. 1965.-№ 2.-С. 129−141.
  75. , М.В. Комплексная реабилитационная программа для детей с задержками психического развития / М. В. Злоказова, Н. И. Клековкина // Паллиативная медицина и реабилитация. 2000. — № 1−2. — С. 89−90.
  76. Иваницкая, J1.H. Взаимосвязь развития тонкой моторики кисти и высших психических функций у детей 7 лет / JI.H. Иваницкая, М. И. Леднова // XVII съезд физиологического обществава им. И. П. Павлова: тез. докл. Казань: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — 519 с.
  77. , А.В. Критерии донозологической диагностики пограничных нервно-психических расстройств у детей младшего школьного возраста / А. В. Иванов, А. А. Королёв // Гигиена и санитария. 2001. — № 1. — С. 68−70.
  78. , К. Психология эмоций / К. Изард. СПб.: Питер, 2003. — 464 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  79. , К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. СПб.: Питер, 2003 — 464 с. — (Серия «Мастера психологии»),
  80. , Г. Г. Изучение закономерностей проявления индивидуального стиля деятельности у велосипедистов / Г. Г. Илларионов // Психофизиология: сб. науч. тр. Л., 1979. — С. 6−20.
  81. , Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2001. — 454 с.
  82. , Е.П. Методические. указания к практикуму по психофизиологии (экспресс методы для изучения свойств нервной системы)/Е.П. Ильин.-Л., 1981.- 56 с.
  83. , Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии / Е. П. Ильин. Л., 1981. — С. 23−72.
  84. , Е.П. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Е.П. Ильин- под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2000. — С. 232−238.
  85. , И.Р. Динамика спектральных характеристик тета- и альфа-диапазонов ЭЭГ при негативной эмоциональной реакции / И.Р.
  86. , А.Н. Савостьянов // Журн. высшей нервной деятельности. -2001.-Т. 51,№ 5.-С. 563−571.
  87. , А.П. Психофизиологический потенциал и физическое состояние человека в современных образовательных учреждениях (экология, валеология, педагогический менеджмент) / А. П. Исаев, С. И. Кубицкий,
  88. A.З.Мишаров- под общ. ред. А. П. Исаева. Челябинск, 1997. — 98 с.
  89. , В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии /
  90. B.Г. Каменская. М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 2005. — 283 с.
  91. , В.Г. Психофизиологические критерии нормативности развития интеллектуальных функций ребенка / В. Г. Каменская // Мозг, психика, поведение. СПб., 2001.- С. 38
  92. , Г. Т. Основы электроэнцефалографии / Г. Т. Каминская. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 87 с.
  93. , Ю.А. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками / Ю. А. Катыгин, В. П. Умнов, А. А. Чунаев // Психофизиология: сб. науч. тр. -Л., 1979.-С. 39−46.
  94. , JI.M. Нейрофизиологические корреляты темпа усвоения знаний / J1.M. Качалова, С. Ф. Боголепова // Журн. прикладной психологии. 2000. — № 2. — С. 58−61.
  95. , JI. Анализ зрительно пространственной деятельности у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания / JI. Кинтанар, Ю. Соловьева, Р. Бония // Физиология человека. — 2006. -Т.32, № 1.-С. 51−55.
  96. , С.Ю. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста / С. Ю. Киселёв, В. И. Лупандин, И. Е. Ткачук // Вопр. психологии. 2000. — № 4. — С. 38−45.
  97. , Т.Г. ЭЭГ-корреляты эмоциональных расстройств и отклонений в поведении у школьников / Т. Г. Князев, Е. Р. Слободская // Физиология человека. 2002. — Т. 28, № 3. — С. 16−22.
  98. , М.В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболевания шизофренией: автореф. дис. канд. психол. наук / М. В. Колоскова.-М., 1989.-21 с.
  99. , Е.А. Осбенности метаболизма головного мозга больных с невротическими расстройствами / Е. А. Корабельникова, A.M. Вейн // Альманах клинической медицины. 2001. — Т. 34. — С. 112 114.
  100. , Н.В. Ведущие показатели зрелости биоэлектрической активности головного мозга у детей в возрасте от 1 до 7 лет / Н. В. Королёва, С. Н. Небера, И. Н. Гутник // Физиология человека. 2002. -Т.28, № 6. — С. 57−63.
  101. , Т.Ф. Комплексная оценка состояния ЦНС подростков с нарушениями умственного развития / Т. Ф. Костина // Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция. М., 2002.-С. 350−368.
  102. , И. А. Психофизиологическая характеристика функционального состояния подростков на разных стадиях полового созревания в условиях напряженной информационной нагрузки / И.А.
  103. , В.К. Сухецкий // Физиология человека. 2005. — Т. 31, № 6.-С. 13−25.
  104. Кряжева, H. JL Кот и пес спешат на помощь / H. JL Кряжева. -Ярославль: Академия развития, 2000. 176 с.
  105. , Н.Н. Нейробиологические корреляты преднамеренной (обученной) агрессии: поиски экспериментальных подходов / Н. Н. Кудрявцева // Успехи физиологических наук. 2001.-Т.32, № 4. — С. 23−35.
  106. , Т.В. Формирование общетрудовых умений у младших школьников с задержкой психического развития в условиях организации групповых форм обучения / Т. В. Кузьмичева // Дефектология. 1998. — № 4. — С. 24−32.
  107. , В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы / В. Р. Кучма. М., 2002. — 280 с.
  108. , И.Г. Теоретические и методические основы медицинской статистики / И. Г. Лаврова // Социальная гигиена и организация здравоохранения / под ред. А. Ф. Серенко, В. В. Ермакова.- М.: Медицина, 1984.-С. 102−168.
  109. , Г. Ф. Биометрия: учеб. пособие для биологич. спец. вузов / Г. Ф. Лакин. М.: Высшая школа, 1990. — 351 с.
  110. , Е.Д. Особенности умственной работоспособности и эмоционального состояния младших школьниц / Е. Д. Лапонова // Рос. педиатрич. журн. 2001. — № 6. — С. 43−44.
  111. , В.В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 167с.
  112. , В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др. -М., 1990.- 170 с.
  113. , К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / К.С. Лебединская- под ред. К. С. Лебединской. М., 1982. — 125 с.
  114. , К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. -2006.-№ 3.-С. 15−27.
  115. , В.А. К вопросу об изучении подвижности нервных процессов у человека / В. А. Леках // Журн. высшей нервной деятельности. 1963. -Т. XIII, Вып. 3. — С. 445−451.
  116. , Е.В. Психотравма в контексте субъективного опыта ребенка / Е. В. Лисина // Дефектология. 2002. — № 1. — С. 75−80.
  117. , М.И. Психология самопознания у дошкольников / М. И. Лисина. Кишинёв, 1983. — 111 с.
  118. , С.В. Особенности формирования наркомании в группах риска в детско-подростковом возрасте / С. В. Литвинова, А. В. Надеждин // Паллиативная медицина. 2000. — № 1−2. — С. 42.
  119. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1984. -254 с.
  120. , Т.Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции / Т. Д. Лоскутова // Физиологический журн. СССР им. И. М. Сеченова. -1975. № 61(1). — С. 3−11.
  121. , Т.Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки функционального состояния центральной нервной системы / Т. Д. Лоскутова // Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности. Л.: Медицина, 1978. — С. 165−183.
  122. , В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развития / В. И. Лубовский // Дефектология. 1972. — № 4. — С. 10−16.
  123. , И.П. Исследование нейрофизиологических механизмов ЗПР у детей. Структурный анализ ЭЭГ / И. П. Лукашевич // Физиология человека. 1998. -№ 1. — С. 16−20.
  124. , И.П. Диагностика функционального состояния детей -младшего школьного возраста с трудностями обучения / И. П. Лукашевич, Р. И. Мачинская, М. Н. Фишман // Физиология человека. -1994.-Т. 20,№ 5.-С. 34−45.
  125. , А.Р. Некоторые проблемы изучения высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / А. Р. Лурия // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. М.: АПН РСФСР, 1956. — С. 3−17.
  126. , А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 176 с.
  127. Магомед-Эминов, М. Ш. Теоретические аспекты психологической помощи / М.Ш. Магомед-Эминов // Здоровье нации основа процветания России: материалы конгр. Всерос. форума. — М., 2005. — С. 104−105.
  128. , Н.В. Латентный период сенсомоторных реакций у лиц с различной функциональной подвижностью нервной системы / Н. В. Макаренко // Журн. высшей нервной деятельности. 2000. — Т.34, Вып. 6.-С. 1041−1046.
  129. , Н.В. Время сложной сенсомоторной реакции выбора у лиц с различной функциональной подвижностью нервных процессов / Н. В. Макаренко // Журн. высшей нервной деятельности. 1989. — Т. 39, Вып. 5.-С. 813−818.
  130. , Н.В. Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе / Н. В. Макаренко // Физиология человека. 1999. -№ 2. — С. 39−45.
  131. , Н.В. Сенсомоторные функции в онтогенезе человека и их связь со свойствами нервной системы / Н. В. Макаренко, B.C.
  132. , Т.И. Борейко и др. // Физиология человека. 2001. — № 6. -С. 52−58.
  133. , Г. И. Возрастные особенности показателей нейродинамики у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями зрения: дис. канд. биол. наук / Г. И. Максутова. -Челябинск, 2004.- 105 с.
  134. , Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: дис. канд. пед. наук / Е. В. Мальцева. М., 1991.- 203 с.
  135. , Е.В. Организация подготовительных занятий по коррекции дефектов речи у детей с задержкой психического развития / Е. В. Мальцева // Дефектология. 1993. — № 2. — С. 20−23
  136. , И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. М., 1993 — С. 240
  137. , Т.М. Введение в психофизиологию / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев, — М.: Флинта, 2002.- 400 с.
  138. , Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова // Дефектология. 1996. — № 5. — С. 3−9.
  139. , В. Антисоциальное поведение детей: нейробиологический подход / В. Маттис, С.Г. М. Ван Гоозен // Социальная и клиническая психиатрия. 2001. № 1. — С.55−60.
  140. , Р.И. ЭЭГ- анализ функционального состояния глубинных регуляторных структур мозга у гиперреактивных детей 7−8 лет / Р. И. Мачинская, Е. В. Крупская // Физиология человека. 2001. -Т. 27, № 3.-С. 122−124.
  141. , Р.И. Формирование нейрофизиологических механизмов произвольного избирательного внимания у детей младшего школьного возраста: дис. д-ра. биол. наук/Р.И. Мачинская. М., 2001. — 405 с.
  142. , Р.И. Нейрофизиологические механизмы внимания. Аналитический обзор / Р. И. Мачинская // Журн. высшей нервной деятельности. 2003. — Т.53, № 2. — С. 133.
  143. В.И. Методологические аспекты изучения функциональных состояний / В. И. Медведев // Методологические проблемы обработки медико-биологической информации. JL, 1983.175 с.
  144. , Е.А. Изучение особенностей развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх / Е. А. Медведева // Дефектология. 1998. — № 4.-С. 32−37.
  145. , JT.C. К проблеме развития ритмической способности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / JI.C. Медникова // Дефектология. 2001. — № 6. — С. 48−58.
  146. , З.А. Особенности переработки зрительно-пространственной информации у детей в норме и с задержкой психического развития: дис. канд. психол. наук / З. А. Меликян. М., 2002.- 183 с.
  147. A.M. Санитарная статистика / A.M. Мерков, JT.E. Поляков.-JT.: Медицина.-1974.-378 с.
  148. , В.М. Развитие эмоций дошкольников / В. М. Минаева. -М., 1999.-С. 57.
  149. , Е.Г. О совокупности условий, необходимых и достаточных для формирования зависимости от ПАВ / Е. Г. Минков // Вопр. наркологии. 2000. — № 3. — С. 51−60.
  150. , Л.Г. Динамика изменений чувства ритма у школьников с задержкой психического развития от 7 до 16 лет / Л. Г. Митрякова // Дефектология. 2001. — № 6. — С. 19−23.
  151. , А.А. Дискуссионные аспекты психологии и физиологии зрения / А. А. Митькин // Психологический журнал. 1982. — Т. 3, № 1. -С. 12−18
  152. , Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6−7 лет: автореф. дис. канд. психол. наук / Я. И. Михайлова. СПб., 2001.-23 с.
  153. , М.П. Прогнозирование работоспособности операторов с помощью метода многомерного статистического анализа / М. П. Мороз, М. Н. Тихонов // Физиология человека. 1992. — Т. 18, № 2. — С. 55−63.
  154. , Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска / Р. Ж. Мухамедрахимов // Вопр. психологии. -1998.-№ 2.-С. 18−33.
  155. , Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца / Р. Ж. Мухамедрахимов // Вопр. психологии. 1994. — № 6. — С. 16−25.
  156. , Р.Ж. Шкалирование громкости и оценка предпочтения тона при одностороннем поражении височной области у человека / Р. Ж. Мухамедрахимов // Сенсорные системы. 1991. — Т. 5, № 1.-С. 80−88.
  157. , Р.Ж. Исследование сенсорной и эмоциональной психофизиологических функций в структуре индивидуальности / Р. Ж. Мухамедрахимов, И. М. Палей // Психологические проблемы индивидуальности. -JI.: Изд-во ЛГУ, 1984. Вып. 2. — С. 173−176.
  158. , С.А. Показатели свойств основных нервных процессов школьников в зависимости от возраста и пола / С. А. Нетопина // Гигиена и санитария. 1998. — № 6. — С. 16.
  159. , Л.А. Нейрофизиологические механизмы зрительной и слуховой депривации / Л. А. Новикова // Физиология человека. 1986. -Т. 12, № 5. с. 844−856.
  160. Основы психофизиологии: учеб. / отв. ред. Ю. И. Александров. М.: ИНФРА-М., 1997.-432 с.
  161. , Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития / Т. Н. Павлий // Дефектология. 2000. — № 4. — С. 36−42.
  162. , Р.А. Спектральный анализ ЭЭГ человека при прослушивании музыки / Р. А. Павлыгина, Д. С. Сахаров, В. И. Давыдов // Физиология человека. 2004. — Т. 30, № 1. — С. 62.
  163. , А.Ю. О возможности использования адаптированного варианта методики Векслера при психологическом исследовании детей с интеллектуальной недостаточностью / А. Ю. Панасюк // Адаптированный вариант методики Векслера (WISC).- М., 1973. С. 1538−1543.
  164. , М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М. С. Певзнер // Дефектология. 1980. — № 3. -С. 10−18.
  165. , М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития / М. С. Певзнер // Дефектология. 1972. — № 3. — С. 3−9.
  166. , Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. Психофизиологическое исследование / Л. И. Переслени. М.: Педагогика, 1984. — 160 с.
  167. , Л.И. Психофизиологические механизмы дефицита внимания у детей раннего возраста с трудностями обучения / Л. И. Переслени, Л. А. Рожкова // Физиология человека. 1993. — Т. 19, № 4. -С. 5−13.
  168. , В.И. Музыкальная психотерапия / В. И. Петрушин. М.: ВЛАДОС, 2004. — 176 с.
  169. , Б.С. Здоровье нации основа процветания России / Б. С. Положий // Здоровье нации — основа процветания России: конгр. Всерос. форума. — М., 2005. — С. 27.
  170. , Т.В. Основы психофизической регуляции / Т. В. Попова. -Челябинск: ЮуРГУ, 2002. 129 с.
  171. , Т.В. Эффективность применения программы психофизиологической регуляции в занятиях с лицами разного возраста / Т. В. Попова, Н. Б. Пястолова // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 1. — С. 44−46.
  172. , С.Н. Здоровье нации и экономическое развитие страны / С. Н. Пузин // Здоровье нации основа процветания России: конгр. Всерос. форума. — М., 2005. — С. 65.
  173. Равич-Щербо, И. В. Психогенетика: учеб. для ВУЗов по спец. «Психология» / И.В. Равич-Щербо, Т. М. Мартюнина, E.JI. Григоренко. -М, 1999. -С. 25
  174. , Т.А. Психофизическое шкалирование и объективные физиологические реакции у взрослых и детей / Т. А. Ратанова. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та- Воронеж: МОДЭК, 2002. — 320с.- (Серия «Библиотека психолога»).
  175. , Т.А. Психофизическое шкалирование интенсивности стимулов в зависимости от силы нервной системы у старших подростков / Т. А. Ратанова // Психологический журнал. 1997.- Т. 18, № 6.- С. 106−120.
  176. , JI.A. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики / JI.A. Рожкова, Л. И. Переслени // Дефектология. 2001. — № 4. — С. 3−14.
  177. , В.В. Проблема утомления / В. В. Розенблат. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1975. — 240 с.
  178. , Е.С. Графические методы в психодиагностике / Е. С. Ромацов, О. Ф. Потемкина. -: Дидакт. -М., 1991. С. 25.
  179. , М.Г. Здоровьесохраняющее образование-новое качество обучения XXI века / М. Г. Романцов. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2002. — 82 с.
  180. , А.С. Активное самовнушение в общем комплексе реадаптации, реабилитации больных с психоневрологическими расстройствами / А. С. Ромен // Психическая саморегуляция. Алма-Ата: Изд-во КГУ, 1974. — С. 202−204.
  181. , В.В. Служба практической психологиии образ9вания:состояние и перспективы развития / В. В. Рубцов // Здоровье нации основа процветания России: материалы конгр. Всерос. форума. — М., 2005. — С. 106−107.
  182. , JI.A. Конституция и развитие ребенка / JI.A. Рудкевич. -СПб., 1999.- 125 с.
  183. , В.М. Природные предпосылки индивидуального поведения как фактор становления индивидуальности человека / В. М. Русалов // Журн. высшей нервной деятельности. 1989. — Т. 39, Вып. 3. — С. 403.
  184. , М. Потребностно-информационная теория эмоций / М. Русалова, М. Костюнина // Прикладная психология и психоанализ. -1999.-№ 4.-С. 67−80.
  185. , М.Н. Отражение в межполушарном распределении частотно-амплитудных параметров ЭЭГ силы эмоционального переживания, величины потребности и вероятности её удовлетворения / М. Н. Русалова // Физиология человека. 2000. — Т. 26, № 1. — С. 32−39.
  186. , М.Н. Пространственное распределение коэффициентов асимметрии биоэлектрической активности мозга при переживаниинегативных эмоций / М. Н. Русалова, М. Б. Костюнина // Рос. физиологический журн. им. Сеченова. 2002. -Т. 88, № 3. — С. 318−323.
  187. , В.А. Здоровье нации основа процветания России / В. А. Садовничий // Здоровье нации — основа процветания России: конгр. Всерос. форума. — М., 2005. — С. 16−17.
  188. , Д.С. Межцентральные отношения ЭЭГ человека при прослушивании музыки / Д. С. Сахаров, В. И. Давыдов, Р. А. Павлыгина // Физиология человека. 2005. — Т.31, № 4. — С. 27−32.
  189. , М.Н. Влияние обучения по программе J1.B. Занкова на функционирование и адаптационные возможности учащихся 2−3 классов/М.Н. Силантьев, Т.В. Глазун//Валеология. 2001. — № 3. — С. 29−30.
  190. , Т.М. Социально-психологические и педагогические аспекты взаимоотношений тренеров с учениками (на примере изучения симпатии и антипатии) / Т. М. Симарева, А. А. Томчук, Л. П. Шульга // Психофизиология: сб. науч. тр. Л., 1979. — С. 93−100
  191. , Э.Г. Нейропсихологический анализ мозговой организации психических процессов у детей / Э. Г. Симерницкая // Вопр. психологии. 1978. — № 1. — С. 28−32
  192. , П.В. На страгетических направленияхизучения высшей нервной деятельности / П. В. Симонов // Журн. высшей нервной деятельности. 1987. — Т. 37, № 1. — С. 3−12.
  193. , АЛ. Обучение детей с учётом психофизиологии / A.JI. Сиротюк. М: Сфера, 2000. — 120 с.
  194. , В.Б. Изменение функционального состояния головного мозга при христианской молитве / В. Б. Слезин, Н. И. Музалевская // Независимый психиатрический журн. 1999. — № 4. — С. 28−32.
  195. , Е.С. Формирование у дошкольников с задержкой психического развития представлений о себе и других людях / Е. С. Слепович, С. С. Харин.-Минск, 1989.
  196. , А.Г. Динамика временных параметров сенсомоторных реакций в зависимости от типа движения человека / А. Г. Смирнов, М.В. Полякова// Журн. высшей нервной деятельности. 1989. — Т.39, Вып. 5.-С. 836−843.
  197. , В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В. М. Смирнов. М.: Академия, 2000.-400 с.
  198. , Е.О. Влияние условий воспитания на становление нравственных качеств дошкольника (материал анализа вальдорфской педагогики) / Е. О. Смирнова // Прикладная психология. 2001. — № 2. -С. 71−78.
  199. , Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) / Е. О. Смирнова // Вопр. психологии. 1999. — № 6. — С. 1828.
  200. , Е.Ф. Когда в семье ребенок инвалид / Е.Ф. Смирнова// Социс. — 1997. — № 1. — С. 52.
  201. , О.Е. Индивидуально-типологические особенности развития восприятия цвета в подростковом возрасте / О.Е.
  202. Собещанская // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии: материалы конф. -М., 2001. С. 156−157.
  203. , И.В. Исследование особенностей функционального состояния школьников в динамике образовательного процесса / И. В. Соболева, Н. К. Казазаева // Валеология. 2001. — № 3. — С. 33−38.
  204. , Л.И. Снижение результативности умственной деятельности и школьного обучения среди детей с нарушениями зрения / Л. И. Солнцева // Дефектология. 2000. — № 1. — С. 27−33.
  205. , Д.А. Наркотики и общество / Д. А. Соломзес, В. Чеурсон. -М., 1998.- 192 с.
  206. , М.И. Авторитарная педагогика как фактор риска для здоровья школьников / М. И. Степанова // Гигиена и гигиенические проблемы охраны здоровья населения Сибири. Кемерово, 2002. -Вып. 4. — С. 490.
  207. , В.Б. Психофизиологические механизмы стресса у лиц с различной выраженностью активации / В. Б. Стрелец, Ж. В. Голикова // Журн. высшей нервной деятельности. 2001. — Т.51, № 2. — С. 166.
  208. , Я. Местоположение регулятивной теории темперамента среди, других теорий темперамента / Я. Стреляу // Иностранная психология. 1993. — Т. 1, № 2. — С. 378.
  209. , Т.А. Психофизиологические характеристики индивидуальных особенностей темперамента детей первых лет жизни, перенесших раннюю зрительную депривацию / Т. А. Строганова, М. М. Цетлин // Физиология человека. 1998. — Т.24, № 3. — С. 27−33.
  210. , В.К. Эмоциональный стресс в современной жизни / В. К. Судаков.-М., 1991.-82 с.
  211. , К.В. Системный анализ эмоциональных реакций / К. В. Судаков, О. В. Дашкевич // Физиология человека. 1975. — Т. 1, № 2. — С. 283−295.
  212. , А.Е. Оценка и прогнозирование психофизиологического состояния человека- оператора / А. Е. Сухов, Г. М. Чайченко // Журн. высшей нервной деятельности. 1989. — Т. XXXIX, Вып. 5. — С. 828−834.
  213. , В.А. Влияние сенсорной депривации и сенсорной стимуляции на функциональное состояние мозга детей и подростков / В. А. Толстова // Оптимизация функций сердца и мозга немедикаментозными средствами. -Тамбов, 2000. С. 120−123.
  214. , У.В. Коррекция задержек в умственном развитии дошкольников как условие предупреждения отставания в школе / У. В. Ульенкова // Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития. М., 1986. — С. 22−43.
  215. , О.Н. Межведомственный и межпрофессиональный подход к помощи детям с проблемами в развитии / О. Н. Усанова, В. Б. Никишина // Здоровье нации основа процветания России: материалы конгр. Всерос. форума. — М., 2005. — С. 107−108.
  216. , Л.П. Содержание психокоррекционной работы с младшими соматически ослабленными школьниками / Л. П. Уфимцева, Т. К. Окладникова // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2002. — № 1. — С. 30−40.
  217. , Д.А. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности) / Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская // Физиология человека. 1991. — Т. 17, № 5. — С. 17.
  218. , Д.А. Функциональная организация коры больших полушарий при выполнении произвольных движений / Д. А. Фарбер, И.О. Анисимова// Физиология человека. 2000. — Т. 26, № 5. — С. 35−44.
  219. , Д.А. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребёнка / Д. А. Фарбер, М. М. Безруких // Физиология человека. -2001.-Т.27,№ 5.-С. 8.
  220. , Д.А. Функциональная организация мозга в процессе реализации рабочей памяти / Д. А. Фарбер, Т. Г. Бетелева, И. С. Игнатьева // Физиология человека. 2004. — Т. 30, № 2. — С. 5.
  221. , Д.А. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе / Д. А. Фарбер, Т. Г. Бетелева // Физиология человека. 2005. -Т.31,№ 5.-С. 26−36.
  222. , Н.П. Баланс нервных процессов и индивидуальные различия в двигательной активности / Н. П. Фетискин // Психофизиология: сб. науч. тр. Л., 1979. — С. 31−35.
  223. , Л.И. Основы ранней психологической коррекции сенсорного развития детей с нарушениями зрения: автореф. дис. д-ра психол. наук / Л. И. Фильчикова. М., 1999. — 43 с.
  224. , А.Н. Физическая работоспособность и её связь с морфофункциональными характеристиками у различных этносов Якутии//Физиология человека. -2005.-Т. 31, № 3.-С. 124−130.
  225. , Л.И. Вызванные потенциалы в диагностике нарушений зрения у детей раннего возраста / Л. И. Фильчикова, И. М. Мосин // Опыт применения вызванных потенциалов в клинической практике. -М., 2001.-С. 372−398.
  226. , М.Н. Функциональное состояние коры и регуляторных структур ствола мозга у детей с нарушениями речевого развития / М. Н. Фишман // Физиология человека. 2001. — Т. 27, № 5. — С. 30−34.
  227. , Н.А. Психофизиология / Н. А. Фомин. Челябинск, 1999. -312 с.
  228. , Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкойпсихического развития / Т. А. Фотекова // Дефектология. 2003. — № 1. -С. 23−33.
  229. , Л.Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта / Л. Ф. Хайртдинова // Дефектология. 2002. — № 1. — С. 81−89.
  230. , И.В. Особенности реакции эндокринной и сердечнососудистой систем людей с различным типом темперамента на эмоциональный стресс / И. В. Харитонова,. ЕЛО. Горнушкина // Физиология человека. 2000. — Т.26, № 33. — С. 121−125.
  231. , А.А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы: автореф. дис.канд. пед. наук / А. А. Хохлова. СПб., 1999. -16 с.
  232. , Л.П. Психология развития субъектности / Л. П. Хохлова // Здоровье нации основа процветания России: материалы конгр. Всерос. форума. — М., 2005. — С. 109−110.
  233. , А.Н. Нейрофизиологические характеристики компенсаторно-восстановительных процессов мозга при реабилитации нейросенсорных нарушений зрительной и слуховой систем / А. Н. Чибисова, А. Б. Федоров // Физиология человека. 2001. — № 3. — С. 1422.
  234. , Ю.А. Реакция сердечно сосудистой системы у студентов — авиадиспетчеров во время работы и после применения холодо -гипоксического воздействия / Ю. А. Чилигина // Физиология человека. — 2005. — Т. 31, № 4. — С. 96−101.
  235. , М.И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. М.: Просвещение, 1990. — 126 с.
  236. , Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связаны / Н. И. Чуприкова // Вопр. психологии. 1995. — № 4. — С. 65−114.
  237. , О.Е. Использование проективных методик при изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью / О. Е. Шаповалова // Дефектология. 2001. — № 4. — С. 15−21.
  238. , О.Е. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному / О. Е. Шаповалова // Дефектология. -1998. г № 1. С. 37−43.
  239. , А.В. Влияние вариативных образовательных программ на уровень здоровья младших школьников / А. В. Шаханова, Н. Н. Хасанова // Валеология. 2001. — № 3. — С. 23−28.
  240. , И.А. Волновые процессы в зрительной коре мозга / И. А. Шевелев // Природа. 2001. — № 12. — С. 28−35.
  241. , JI.E. Педагогические условия индивидуализации обучения учащихся начальных классов с особенностями развития: автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.E. Шевчук. Челябинск, 1997. — 25 с.
  242. , Е.В. Электроэнцефалографические особенности развития эмоционального стресса у людей с разной степенью внушаемости / Е. В. Шляхтерман // Актуальные проблемы патофизиологии: межвузовская конф. молодых учёных. СПб., 2004. -С. 197−198.
  243. Akhutina, T.V. Acerca de la disgfafia visuo- espacial: Analisis neuropsicologico у metodos de coreccion / T.V. Akhutina, E.V. Zolotariova // Metodos de intervention en la neuropsicologicainfantil / ed by. L.
  244. Quintanar, Yu. Solovievf. Mexico: Universidad Autonoma de Puebla, 2001. — P. 39.
  245. Barnard, K.E. Assessment of parent child interaction / K.E. Barnard, J.F. Kelly // Handbook of early childhood intervention / ed by. S.J. Meisels, J.P. Shonkoff.- Cambridge- New-York: Cambr. Univ. Press, 1990. — P. 278 302.
  246. Beckwith, L. Adaptive and maladaptive parenting: Implications for intervention / L. Beckwith // Handbook of early childhood intervention / ed by. S.J. Meisels, J.P. Shonkoff. Cambridge- New-York: Cambr. Univ. Press, 1990.-P. 53−77.
  247. Blum, K. Reward deficiency syndrom: a biogenetic model for the diagnosis and treatment of impulsive, addictive and compulsive behaviours / K. Blum, E.R. Braverman, J.M. Holder et al. // J. Psychoactive Drygs. -2000.-Vol. 32.-P. 1−112.
  248. Brachfeld, S. Parent infant interaction in free-play at 8 and 12 months: Effects of prematurity and immaturity / S. Brachfeld, S. Goldberg, J. Sloman // Infant Behav. and Devel. — 1980. — Vol. 3. — P. 289−305.
  249. Cohn, S.J. Speed information processing in academically gifted youts / S.J. Cohn, J.S. Carlson, A.R. Jensen // Person, and Individ. Differences. -1985. .-Vol. 5.-P. 621−629.
  250. Crittenden, P.M. The relationship between maternal risk status and maternal sensitivity / P.M. Crittenden, J.D. Bonvillian // Am. J. of Orthophychiat. 1984. -Vol. 54. — P. 250−262.
  251. Dunn, J. Becoming a family member: Family conflict and the development of cocial understanging / J. Dunn, P. Munn // Child Development. 1985. — Vol. 56. — P. 480−492.
  252. Eheart, B.K. Mother child interactions with nonretarded and mentally retarded preschoolers / B.K. Eheart // Am. J. of Mental Deficiency. — 1982,-Vol. 87.-P. 20−25.
  253. Elbert, Т. Imagig in the fourth dimension / T. Elbert, A. Keil // Nature.- 2000. Vol. 404, N 2. — P. 29.
  254. Field, T. Pregnancy problems, postpartum depression and early mother infant interactions / T. Field // Devel. Psyhol. — 1985. — Vol. 21. — P. 1152−1156.
  255. Gaensbauer, T.J. Social and affective development in infants with a manic-depressive parent / T.J. Gaensbauer // Am. J. of Psychiat. 1984. -Vol. 141.-P. 223−229.
  256. Galin, D. Two modes of consciousness and two halves of the brain / D. Galin // Symposium on consciousness (AAAS, 1974) / ed by. P.R. Lee, R.E. Ornstein, D. Galin, A. Deukman, C.T. Tart. New York: Viking, 1976.- P. 26−66.
  257. George, C. Social interactions of young abused children: Approach, avoidance and aggression / C. George, M. Main // Child Devel. 1979. -Vol. 50.-P. 306−318.
  258. Goldberg, S. Maternal behaviors and attachment in low-birth-weight twins and singletons / S. Goldberg // Child Devel. 1986. — Vol. 57. — P. 3446.
  259. Isen, A.M. Positive affect facilitates creative problem solving / A.M. Isen, K.A. Daubman, G.P. Norwicki // J. of Personality and Social Psychology. 1987. -Vol. 52, N 6. — P. 1122−1131.
  260. Isen, A.M. The influence of positive affect on decision making strategy / A.M. Isen, B. Means // Cocial cognition. — 1983. — N 2. — P. 1831.
  261. Isen, A.M. Affekt, accessibiliti of material in memory, and behavior: A cognitive loop? / A.M. Isen, Т.Е. Shalker, M.S. Clark // J. of Personality and Social Psychology. 1978. — Vol. 36. — P. 1−12
  262. Jones, O.H.M. Mother child communication with pre-linguistic Down’s syndrom and normal infants / O.H.M. Jones // Studies in motherinfant interaction / ed by. H.R. Schaffer. San Francisko: Acad. Press, 1977. -P. 379−401.
  263. Kunt, E. Intelligence as an information processing concept / E. Kunt // Brit. J. Psichol. — 1980. — Vol. 71, Pt. 4. — P. 449−474.
  264. Muller, K. Action timing in anisochronous tapping task / K. Muller, D. Aschersleben // Advances in psychology. 1999. — Vol. 29. — P. 205
  265. Plunkett, J.M. Patterns of attachment among pretem infants of varying biological risk / J.M. Plunkett // J. of the Am. Acad. Of Child Psychiat. 1986. — Vol. 25. — P. 794−800.
  266. Quintanar, L. Manual de evaluation neuropsicologica infantile / L. Quintanar, Yu. Solovieva. Mexico: Universidad Autonova de Puebla, 2003.-P. 208.
  267. Richard, N.B. Interaction between mothers and infants with Down syndrom: Infant characteristics / N.B. Richard // Topics in Early Childhood Special Education. 1986. — Vol. 6. — P. 54−71.
  268. Riley, M. Variability and determinism of motor behavior / M. Riley, M. Turney // J. of motor behavior. 2002. — Vol. 34, N 2. — P. 428−434
  269. Solovieva, Yu. Programma de correction neuropsicologica del deficit de atencion / Yu. Solovieva, L. Quintanar, R. Bonilla et al. Mexico: Universidad Autonoma de Puebla, 2002. — 235 p.
  270. Sroufe, L.A. Attachment and the construction of relationship / L.A. Sroufe, J. Fleeson // The nature and development of relationships / ed by. W. Hartup, Z. Rubin. Hillsdale: L. Erlbaum Press, 1986. — P. 51−71.
  271. Spalding, T.W. Vagal and cardiac reactivity to psychological stressors in trained and untrained men / T.W. Spalding, L.S. Jeffers, S.W. Poges et al. // Med. Sci. Sports Exerc. 2000. — Vol. 32, N 3. — P. 1320.
  272. Straus, M.A. Stress end child abuse / M.A. Straus // The batteredchild / ed by. C.H. Kempe, R.E. Heifer. Chicago: Chicago Univ, Press, 1980. -P. 86−103.
  273. Suwaki, H. Alcohol-induced facial flushing and drinking behavior in Japanese men / H. Suwaki, H. Ohara // Studies on alcohol. 1985. — Vol. 46. -P. 196−198.
  274. Termine, N.T. Infants' responses to their mothers' expressions of joy and sadness / N.T. Termine, C.E. Izard // Development Psychology. 1988. -Vol. 24, N2.-P. 223−229.
  275. Tervaniemi, M. Lateralized automatic auditory processing of phonetic versus musical information: a PET study / M. Tervaniemi, S.V. Medvedev, K. Alho et el. // Human Brain Mapping. 2000. — Vol. 10. — P. 74.
  276. Tyndale, R.F. Genetically deficient CYP2D6 metabolism provides protection against oral opiate dependence / R.F. Tyndale, K.P. Droll, E.M. Sellers // Pharmacogenetics. 1997. — Vol. 7, N 5. — P. 375−379.
  277. Vietze, P. Transaktionalapproach to prediction of child maltreatment / P. Vietze // Infant Mental Health J. 1980. — Vol. 1. — P. 248−261.
  278. Wessel, P. Music training impoves verbal memory / P. Wessel, L.W. Kroenke // Nature. 1998. — Vol. 396, N 12. — P. 128.
  279. Willoughby, J.O. Mental tasks induce gamma EEG with reduced responsive- ness in primary generalized epilepsies / J.O. Willoughby, S.P. Fitzgibbon, K.I. Pope et el. // Epilepsy. 2003. — Vol. 44, N 11. — P. 1406.
Заполнить форму текущей работой