Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мотивация выбора психологии (как предмета для изучения) у студентов филологического факультета Йеменского университета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При выявлении взаимосвязи мотивации достижения и ответов студентов на вопросы анкеты, такие как «Нравится ли Вам выбранная профессия?», «Если бы Вам заново пришлось выбирать профессию, выбрали бы Вы ее вновь?», вопрос об отношении к профессии в процессе учебы, вопрос о влиянии на выбор профессии психолога, вопрос о регулярности изучения дополнительной литературы, вопрос о степени проявления… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. щ
  • Глава 1. Проблема мотивации выбора учебного предмета студентами высшего учебного заведения
    • 1. Проблема мотивации выбора в современной психологии
    • 2. Мотивация выбора в юношеском возрасте
    • 3. Мотивация выбора учебного предмета студентами высших учебных заведений
  • Выводы
  • Глава 2. Исследование мотивации выбора учебного предмета (психологии) студентами филологического факультета Йеменского университета
    • 1. Организация психологического исследования
    • 2. Выборка и методики исследования
    • 3. Методы обработки данных
  • Глава 3. Анализ и интерпретация результатов исследования мотивации выбора психологии студентами филологического факультета Йеменского университета
    • 1. Результаты математической обработки данных
    • 2. Интерпретация полученных результатов
  • Выводы

Мотивация выбора психологии (как предмета для изучения) у студентов филологического факультета Йеменского университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Проблема профессионально-педагогической мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные.

9 моменты взаимодействия индивида и общества. Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями, происходящими в йеменском образовании. В обществе появились новые ценности — саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности, ставшие основой новой парадигмы в педагогике — личностно-ориентированного образования. Существенно расширилось пространство педагогической деятельности. В новых социально-педагогических условиях требуется педагог-профессионал. Эта социальная потребность и необходимость разработки модели нового педагогического образования и программ профессионализации будущих педагогов стимулирует и актуализирует психолого-педагогические исследования в данной области. Изучение мотивации выбора психологии у студентов филологического факультета Йеменского университета, а также знание мотивов, побуждающих к работе в сфере образования, позволит решить немало задач повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществить отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру. A.A. Реан отмечает: «Педагогическая деятельность — это деятельность специфическая. Основным ее объектом является личность другого человека. На этом основании педагогическая профессия относится к широкому классу профессий социономического типа, в которых главным объектом труда является человек». Студенческий возраст представляет особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева. В исследованиях самого Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, A.A. Реана, Е. И. Степановой, а также в работах П. А. Просецкого, Е. М. Никиреева, В. А. Сластенина, В. А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме. Данные этих многочисленных исследований позволяют охарактеризовать студента как особого субъекта учебной деятельности с социально-психологической и психолого-педагогической позиций. Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которые являются следствием правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. В то же время студенчество — социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости и высоким уровнем познавательной мотивации.

Одними из важнейших компонентов педагогической деятельности является мотивационный комплекс личности, мотивация учебной и профессиональной деятельности, факторы привлекательности профессии для студентов, обучающихся на филологическом факультете Йеменского университета. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности — одна из стержневых в психологии. Неудивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы ученых, ей посвящено не поддающееся учету количество публикаций и среди них — монографии российских авторов: В. Г. Асеева, И. А, Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, В. К. Вилюнаса, И. А. Джидарьяна, Б. И. Додонова, В. А. Иванникова, Е. П. Ильина, Д. А. Кикнадзе, Л. П. Кичатинова, В. И. Ковалева, А. Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С. Г. Москвичева, Л. И. Петражицкого, П. В. Симонова, A.A. Файзуллаева, Ш. Н. Чхартишвили, П. М. Якобсонаа также зарубежных авторов: X. Хекхаузена, Д. В. Аткинсона, Д. Хала, У. Клейнбека, К. В. Мадсена, А. Г. Маслоу, Ж. Нюттена, P.C. Петерса, М. Д. Вернона, П. Т. Янга.

В российской психологии разработан ряд плодотворных концепций деятельности и методических подходов к ее изучению. Это прежде всего работы общетеоретического плана С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, В. П. Зинченко, В. Н. Мясищева, Г. В. Суходольского, Е. Б. Старовойтенко. Большой вклад в понимание психофизиологической сущности трудовой деятельности внесли работы И. М Сеченова, И. П. Павлова, A.A. Ухтомского, H.A. Бернштейна, П. К. Анохина, В. Б Швыркова. Сущностному раскрытию деятельности, выводящему на уровень социально-философского понимания-, способствовали работы H.A. Бердяева, М. Н. Бахтина, В. П. Кузьмина, В. В. Давыдова. Изучали педагогическую деятельность В. И. Гинецинский, И. А. Зимняя, А. Л. Коломинский, A.A. Реан, В. А. Якунин и другие. Важным моментом в изучении деятельности явилось осознание ограниченности традиционных методов ее изучения и применение новой методологии системного подхода.

В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы четко основные понятия. Однако запросы практики: производства, обучения и воспитания — настоятельно требуют разработки данной области психологии и в ответ на эти требования проводятся многочисленные исследования, которые складываются в конкретные направления.

В Йемене особенно малоизученной оказалась проблема мотивации выбора психологии у студентов в процессе подготовки специалистов в вузе. В частности, нет работ по мотивации выбора психологии у студентов филологического факультета в Йеменском университете, хотя для Йемена эта тема в настоящее время очень актуальна в связи с решением правительства о совершенствовании системы высшего педагогического образования.

Цель исследования — изучение мотивов выбора психологии как предмета для изучения студентов филологического факультета Йеменского университета.

Предметом исследования являются проблемы и особенности мотивации выбора психологии.

Объект исследования — студенты с различными мотивами выбора психологии как учебного предмета. Выборка: студенты 1 и 3 курсов Йеменского филологического факультета (г. Сана’а) — 200 человек (из них обучающихся на 1 курсе 100 человек, на 3 курсе — 100 человек). Всего в исследовании приняли участие 50 девушек первого курса и 50 девушек третьего курса, 50 юношей первого курса и 50 юношей третьего. Возраст опрошенных от 18 до 24 лет.

Гипотеза исследования.

1. Существует специфика внутренних и внешних мотивов выбора психологии как учебного предмета студентами Йеменского университета.

2. Мотивация выбора психологии как учебного предмета студентами о.

Йеменского университета связана с их личностными особенностями.

Задачи исследования.

1. Теоретический анализ процесса мотивации выбора психологии у студентов.

2. Определение метода выявления мотивации выбора психологии у студентов.

3. Определение особенностей мотивации выбора психологии у студентов филологического факультета.

4. Анализ полученных результатов и разработка рекомендаций для оценки мотивации выбора психологии у студентов филологического факультета Йеменского университета.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач мы использовали метод теоретического анализа имеющихся в литературе фактов и положений. Было проведено эмпирическое исследование с использованием следующих методов: 1) анкета, 2) «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» 3) «Мотивы выбора деятельности преподавателя» 3) методы статистической обработки данных: двухфакторный дисперсионный анализ, однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ, а также критерий X 2 Пирсона.

Научная новизна исследования.

Выявлены особенности проблемы мотивации выбора психологии у студентов высшего учебного заведения Йеменского университета, получены экспериментальные данные: определены факторы привлекательности педагогической профессии для студентов вузов, мотивация достижения учебной и профессиональной деятельности, а также мотивационный комплекс студентов филологического факультета в Йемене.

Научная новизна заключается в том, что впервые на основе сравнительного изучения мотивов выбора психологии как предмета для изучения у студентов филологического факультета Йеменского университета проведен кросс-культурный анализ особенностей мотивации, рассмотрены проблемы мотивации у студентов в их обусловленности культуральными и профессиональными специфическими факторами.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования полученных в работе данных в профилактической, консультационной и психокоррекционной работе психологической службы высшего педагогического образования, профессиональной ориентации и профотбора будущих педагогов. Результаты исследования могут быть учтены в планировании учебного процесса в Сана’анском педагогическом университете на филологическом университете Республики Йеменвыявленные особенности мотивации в педагогической деятельности студентов, принадлежащих к йеменской этнокультурной группе, позволяют осуществить дифференцированный подход в процессе подготовки к предстоящей профессионально-педагогической деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в профконсультационной работе Республиканского Института усовершенствования учителей и методического объединения учителей в Республике Йемен.

Выводы.

Воспитание у студентов в высшем учебном заведении устойчивого интереса и формирование положительного отношения к выбранной профессии занимает важное место и является фактором повышения успеваемости студентов. Удовлетворенность выпускников полученной специальностью, автоматически переносится на удовлетворенность всем процессом полученного образования, кроме того, успех в карьере зависит от того насколько человеку нравится то дело, которым он занимается. Это и обусловило направление нашего исследования. Полученные результаты исследования мотивации выбора психологии у студентов филологического факультета Йеменского университета свидетельствуют о том, что в общем конечные цели обучения студентами принимаются, а потребности студентов, связанные с пребыванием в вузе удовлетворяются в значительной степени. Таким образом, можно говорить о среднем уровне профессиональной направленности личностных ценностей студентов.

Согласно и результатам других современных исследований по психологии высшей школы, характер мотивационных установок студентов зависит от этапа обучения в вузе.

При исследовании мотивации достижения в зависимости от курса и пола статистически значимых эффектов влияния курса и пола на мотивацию достижения не обнаружено.

При выявлении взаимосвязи мотивации достижения и ответов студентов на вопросы анкеты, такие как «Нравится ли Вам выбранная профессия?», «Если бы Вам заново пришлось выбирать профессию, выбрали бы Вы ее вновь?», вопрос об отношении к профессии в процессе учебы, вопрос о влиянии на выбор профессии психолога, вопрос о регулярности изучения дополнительной литературы, вопрос о степени проявления волевой активности при овладении профессией в качестве «зависимой» переменной выступал признак «Мотивация достижений», в качестве градаций «независимой переменной» каждый раз выступали выбранные студентами альтернативы по соответствующему вопросу. Статистически достоверный результат был получен в отношении вопроса «Что в большей степени повлияло на Вас при выборе профессии психолога?». Более высокая мотивация достижения характерна для студентов, которые желают серьезно изучать предмет и, особенно для тех, кто ориентирован на «советы учителей, родителей, друзей». Более низкая мотивация достижения характерна для студентов, для которых важнее «желание работать с детьми». Подтвердились влияние на взаимосвязь мотивации достижения и ответов на вопросы анкеты таких переменных, как пол и курс. Статистически значимый результат был получен в отношении взаимодействия вопроса «Насколько часто Вы пропускаете занятия» х «Пол». Юноши с более высокой мотивацией достижения отмечают, что «Занятия посещаю, так как этого требуют кафедры, деканат», а девушки с более высокой мотивацией достижения выбирают «Занятия не пропускаю без уважительных причин, так как на кажцом из них мы получаем что-то новое».

Н, а базе общей мотивации учебной деятельности (профессиональной, познавательной, прагматической, социально-общественной и лично престижной) у студентов появляется определенное отношение к разным учебным предметам. Оно обуславливается:

— важностью предмета для профессиональной подготовки;

— интересом к определенной отрасли знаний и к данному предмету как е части;

— качеством преподавания (удовлетворенностью занятиями по данному предмету);

— мерой трудности овладения этим предметом исходя из собственных способностей;

— взаимоотношениями с преподавателями данного предмета.

Все эти мотиваторы могут находиться в различных отношениях друг с другом (взаимодействие или конкуренция) и иметь различное влияние на учебу, поэтому полное представление о мотивах учебной деятельности можно получить, только выявив значимость для каждого учащегося всех этих компонентов сложной мотивационной структуры.

Изучение мотивов выбора студентами преподавательской деятельности показало следующее. Наиболее существенными оказались половые различия, о чем свидетельствуют статистически значимые главные эффекты фактора «Пол» в отношении некоторых переменных. У юношей, по сравнению с девушками: мотив «стремление к общению с молодежью, быть всегда с молодежью» выше, мотив «стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа», «вынудили обстоятельства» ниже, мотив «не надо находиться на работе от звонка до звонка» ниже, и мотив «второстепенные интересы» ниже. Влияние половых различий на соотношение мотивов «педагогическое призвание» и «второстепенные интересы» проявляется в том, что у юношей сильнее, чем у девушек, выражен мотив «педагогическое призвание», а у девушек сильнее, чем у юношей, выражен мотив «второстепенные интересы». Педагогические призвание выражено в целом существенно сильнее, чем второстепенные интересы.

В целом можно сказать: сегодня студенты ориентированы, в основном, на прагматические ценности. Образование для современных студентов имеет ценность в инструментальном плане — оно позволяет в перспективе улучшить качество жизни, завоевать определенный социально-экономический статус.

Заключение

.

Подводя итоги всему изложенному, отметим следующее.

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является мотивация. Мы рассматриваем мотивацию как динамический процесс формирования мотива, которая присуща всем людям, однако существует ее специфика, которая зависит от культуры, воспитания, традиций, возраста, рода занятий и особенностей личности.

В работе выявлены особенности структуры профессиональной мотивации у студентов филологического факультета Йеменского университета, получены экспериментальные данные: определены факторы привлекательности профессии психолога для студентов ВУЗа, мотивация достижения, мотивация учебной деятельности, а также мотивационный комплекс профессиональной деятельности студентов филологического факультета Йеменского университета.

Воспитание у студентов в высшем учебном заведении устойчивого интереса и формирование положительного отношения к выбранной профессии занимает важное место и является фактором повышения успеваемости студентов. Удовлетворенность профессией является тем интегративным показателем, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Мы представляем профессиональный интерес как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием внешней среды на субъекта и проявляющееся в его отношении к выбранной профессии. Положительные эмоции в отношении к профессии служат источником возникновения мотивов выбора профессии. У йеменских студентов доминируют профессиональные мотивы и познавательные мотивы. Мы предполагаем, что с изменением представлений студентов о своей будущей профессиональной деятельности меняется и структура мотивации учения.

Далеко не все студенты руководствуются профессионально значимыми мотивами, что указывает на необходимость управления процессом формирования профессиональной мотивации у студентов.

Полученные результаты исследования мотивации выбора психологии у студентов филологического факультета Йеменского университета свидетельствуют о том, что в общем конечные цели обучения студентами принимаются, а потребности студентов, связанные с пребыванием в вузе удовлетворяются в значительной степени. Таким образом, можно говорить о среднем уровне профессиональной направленности личностных ценностей студентов.

Согласно и результатам других современных исследований по психологии высшей школы, характер мотивационных установок студентов зависит от этапа обучения в вузе.

В целом можно сказать: сегодня студенты ориентированы, в основном, на прагматические ценности. Образование для современных студентов имеет ценность в инструментальном плане — оно позволяет в перспективе улучшить качество жизни, завоевать определенный социально-экономический статус. Эта ориентация направлена в будущее, а не на сегодняшний день. Образование ценится студентами прежде всего за возможность получения реальных знаний, возможность стать профессионалом, а не только за его формальный атрибут — диплом. Усилилось инструментальное, утилитарное отношение к высшему образованию. Высшее образование все чаще воспринимается как необходимое условие получения работы, не обязательно по осваиваемой специальности. При этом высшее образование воспринимается не столько как средство занять высокое положение в обществе, а скорее как способ получения работы. В результате студенты, обучающиеся по специальностям, востребованным на рынке труда (относительно конъюнктурным), более сориентированы на работу по своей специальности и характеризуются высокой степенью удовлетворенности профессией (в основном социально-экономического образования).

Но йнтерес к высшему образованию, стремление получить современную профессию, тенденция к гуманитаризации образования сохраняются. Остается превалирующей высокая потребность в самореализации, творческом труде, который при оценке профессии доминирует над доходом.

На основании проведенного исследования можно высказать ряд рекомендаций:

1.Необходимо формировать у студентов педагогических вузов более глубокое и широкое представление о будущей профессиональной деятельности, а также устойчивое отношение к выбранной профессии психолога в соответствии с определенной структурой мотивации.

2. Необходимо учитывать и развивать возможности сдвига мотива на цель, что будет способствовать повышению смыслообразования учебной и дальнейшей профессиональной деятельности, развитию внутренней мотивации и целостности мотивационной сферы.

3. Способствовать формированию и развитию у студентов мотивации на успех, осознанию ими себя субъектом профессиональной деятельности, носителем определенных ценностей, социально полезной личностью.

4. Необходимо создавать систему обучения, формирующую у студента активную жизненную позицию, стремление расширять свою субъективность посредством включения в коллективные формы учебной и социальной активности, усваивать новые знания как обобщенный способ действия в социуме и мире.

Полученные результаты исследования и рекомендации могут быть учтены в планировании учебного процесса в Йеменском университете на филологическом факультете. Выявленные особенности мотивации выбора психологии как предмета изучения у студентов, принадлежащих к йеменской этнокультурной группе, позволяют осуществить дифференцированный подход в процессе подготовки к предстоящей профессионально-педагогической деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в профконсультационной работе Республиканского института усовершенствования учителей и методического объединения учителей в Республике Йемен.

Результаты проведенного исследования и высказанные на их основе рекомендации предлагают изменение характера и условий труда учителя, их гуманизацию, что, безусловно, будет способствовать выработке определенного отношения к своему труду, формированию и укреплению внутренней мотивации педагогической деятельности. В свою очередь, это будет обязывать преподавателя думать об усилении диалогичности обучения, специальной организации педагогического общения, создавать для студентов условий и возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе учебно-воспитательной работы в учебном заведении и чувствовать себя социально полезной личностью и гражданином государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. О профессиональном самоопределении школьников // Советская педагогика. — 1985. — № 7. с. 25−28.
  2. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под общ. ред. Ф. И. Иващенко, Я. Л. Коломинского. М.: Высшая школа, 1980.- 176 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. Т.1.-232 с.
  4. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. 367 с.а. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М: Мысль, 1976.-158 с.
  5. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М: Мысль, 1976.-158 с.
  6. Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск: ОГИФК, 1990. — 186 с.
  7. М.Ф. Психология интеллекта: Диссерт. док. психол. наук. -Иркутск, 1944. 769 с.
  8. C.B. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический вуз. Психологическая служба образования: Материалы докладов конференции в г. Сочи. — СПб., 1997.
  9. В.В. Психология воспитания школьника. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Л., 1974. — 164 с.
  10. Ю.Бодалев A.A. Некоторые задачи возрастной и педагогической психологии // Вопросы психологии. 1983. — № 4.
  11. П.Божович Л. И. Избранные психологические труды / Под. ред. Д. И. Фельдпггейна. М., 1995.
  12. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М, 1972.
  13. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. М.: Педагогика, 1972. — 420 с.
  14. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976. — № 6.
  15. P.C. Развитие мотивационной сферы в старшем (студенческом) возрасте: Автореф. дис. канд. псих. наук. М.: Изд. МГУ. 1973.-28 с.
  16. Вовчик-Блакитная М. В. Мотивационный аспект развития учебной деятельности студентов // Воспитание, обучение, психологическое развитие: Тезисы докладов к IV Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Ч. 2. М., 1983.
  17. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПМ РСФСР, 1956.-519 с.
  18. Л.С., Геллерштейн С., Фигнер Б., Ширвинд М. Основные течения современной психологии. М., Л., 1930.
  19. Л.А. Психология и педагогика интереса. Киев: Ряданьска школа, 1940.-254 с.
  20. H.A., Балакирева Л. А. Психология профессионального выбора. СПб., ООО «СЛП», 1998. — 144 с.
  21. .И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. -1984. № 4.
  22. В.М. Особенности перестройки мотивационной подсистемы личности в процессе профессиональной подготовки // Проблемыиндустриальной психологии. Ярославль: Ярославский гос. университет, 1981. — 141 с.
  23. A.A. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991. -159 с.
  24. В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск, 1978.-204 с. 25.3имняя И. А. Педагогическая психология. М., 2000. — 382 с.
  25. Е.П. Мотивация и мотивы // Мастера психологии. СПб.: Изд-во «Питер». 2000. — 512 е.: ил.
  26. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание / Под. ред. и при участии В. Г. Афанасьева. М.: Мысль, 1968. — 148 с.
  27. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  28. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1979. -175 с.
  29. В.А. Психология: Учебник. -М., 1980.
  30. О. Мотивация выбора профессии и специальности студентами пединститута и ее роль в процессе дидактической адаптации // Проблема адаптации студентов. Вильнюс: Пединститут, 1978.-190 с.
  31. Е.С. Из истории учений о потребностях // Психология и педагогика: Уч. зап. ЛГУ. Л., Изд-во ЛГУ, 1957. — Вып. 11 — № 224.
  32. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970.-114 с.
  33. Л.В. Методология и методы психологического исследования // Учебное пособие. СПБ., 1999.-100 с.
  34. А.Н. Потребности и мотивы деятельности: глава в книге Психология: Учебник для пединститутов / Под ред. Л. А. Смирнова и др. М.: Учпедгиз, 1962. — 500 с.
  35. Jl.H. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  36. А.К., Матис Г. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М., 1990.- 120 с.
  37. B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие для спецкурса. Пермь, 1971. — 120 с.
  38. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. — № 5.
  39. И. Мотивация и направленность личности // Психология мышления. -М.: Прогресс, 1965.
  40. Т.П. Психологические условия формирования профессионально-педагогической направленности будущего учителя в студенческом коллективе: Дисс. канд. психол. наук. М., 1984. -170с.
  41. О.В. Акмеологические основы профессионального самосознания личности. Астрахань. 2000. С. 188.
  42. Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. Волгоград, 1976.
  43. Мотивы учебной и общественно-полезной деятельности школьников и студентов.-М., 1980.
  44. В.Н. Способности и потребности // Психология: Учеб. зап. ЛГУ. Л.: Изд. ЛГУ, 1960. — Вып. 19. — № 287.
  45. P.C. Психология. -М.: Просвещение. 1995. 239 с.
  46. P.C. Психология. Кн. 1: -М., 1994.
  47. Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев, 1980.
  48. Л.В. Мотивы выбора профессии: Книга для учителя. Минск, 1986.
  49. A.B. О некоторых проблемах социально-психологических /исследований // Вопросы психологии. 1970. — № 4.
  50. H.A. Биометрия. 2-е изд. М.: МГУ, 1970. 368 с.
  51. Психология. Учебник / Под ред. A.A. Крылова. М.: Проспект, 1998. 584 с.
  52. Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности: Психологическая служба в вузе. -Казань, 1981.
  53. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология // Мастера психологии СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 416 с.
  54. М.Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: социально-психологический аспект. Казань, 1999.
  55. Л.Я. Советское студенчество. М.: Мысль, 1991. — 205 с.
  56. СЛ. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -703 с.
  57. C.JI. Основы общей психологии: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Госучпедгиз, 1946. — 704 с.
  58. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  59. O.E. Мотивация в основе познавательной деятельности студентов // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.
  60. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2001.-349 с.
  61. Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека: Автореф. дис. д-ра наук. Л., 1975.
  62. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1975.- 198 с.
  63. Д.И. Основы формирования интереса учащихся к учебному предмету ботанике: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л., 1969. — 19 с.
  64. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1989.
  65. Г. А., Петровский A.B. Проблема потребностей в психологии личности // Вопросы психологии. 1956. — № 4.
  66. Л.Ф., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Изд-во «Совершенство». 1998. -411 с.
  67. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека//Вопросы психологии. 1996. -№ 3. — С. 116−132.
  68. В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970. — 288 с.
  69. А.И. Психологическая характеристика личности // Практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979.
  70. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  71. Д.В. Детская психология. М., 1960.
  72. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Просвещение, 1969. 317 с.
  73. В.А., Мешков Н. И. Психолого-педагогические факторы, учебной успешности студентов // Вестник ЛГУ, Серия: Экономика философ, право. 1980. — № 11.1. На арабском языке
  74. Али Худ по-Абад. Системы образования и их философия в странах мира (сравнительное изучение). Ливан, 1992. 245 с.
  75. Амин Усман. К лучшему университетов. Каир, 1952. 151 с.
  76. Ахмед Ал-Гармузи Салех Ал-Санабани. Психология и педагогика. Сана’а, 1994.-215 с.
  77. М. Системное поведение. Кувейт, 1982. — 157 с.
  78. А. Педагогика и психология. Аман, 1982. 320 с.
  79. Бубтана Абдуллах. Роль оценки и развития педагогического процесса. Региональное отделение ЮНЕСКО по просвещению в арабских странах // Новое просвещение. 1986. — № 89. — с.17−23.
  80. Ван Далини. Методы обучения в педагогии и психологии. Каир, 1997. 200 с.
  81. Гаилан Ал-Шаргаби. Психологические основания преподавания. Сана’а, 1997.-298 с.
  82. Ибрахим Кашкуш Талхат Мансур. Мотивация исполнения и ее измерение. Каир, 1979. 180 с.
  83. Иззат Ахмад. Принципы психологии и педагогики. Каир, 1985. 134 с.
  84. Иззат Ахмад. Психология и педагогика. Египет, 1980. — 98 с.
  85. Исави Абдуррахман. Развитие арабского высшего образования. Александрия. Б.г. 208 с.
  86. Махмуд абд аль-Кадир Мухаммад. Изучение мотивов достижения и психология речи молодежи. Каир, 1977. 370 с.
  87. Мустаф Фахми. Психологические мотивы. Каир, 1968. 198 с.
  88. Мустафа Хосни Амина Шалаби. Мотивация: теория и практика. Каир, 1998. -219 с.
  89. Мухи ад-Дин Ахмад Хусейн. Изучение мотивации и мотивов. Каир, 1988.-269 с. о
  90. Республика Йемен. Программа высшего образования. Сана’а, 1990. -180 с.
  91. Сабир Мухьиддин. Роль высшего образования в культурном саморазвитии // Просвещение. 1982. — Т.2. — № 2. — 250 с.
  92. Сана’анский университет. Факультет наук за 10 лет. Каир, 1984. 90 с.
  93. Хишам Ал-Холи. Методы познания и их правила в психологии. Каир, 2001. 285 с.
  94. Чайльд Деннис. Психология и преподаватель. Пер. Абд аль-Халим Сайид и др. Лондон, 1983. 218 с. 1. На английском языке
  95. Allport G.W. Trend in Motivations Theory // Am Journal of Ortopsychiatry. 1953. V. 23.-P. 38−51.
  96. Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. N.Y., 1965. P. 350.
  97. Atkinson J.W. The achievement motive and recall of interrupted and completed tasks. J. Exp. Psychology, 1953,46. P. 381−390.
  98. Buck R. Human Motivation and Emotion. N.Y., 1976. P. 175.
  99. Cattel R.B. Personality and Motivation: structure and Measurement. N.Y., 1957. P. 290.
  100. Child D. Psychology and the Teacher (4 nd ed) Holt. London, 1983. P. 340.
  101. Deci E.L. Intrinsic motivation. N.Y.: Plenum, 1975. 325 p.
  102. Dionne E.D. Motivating workers with incentives // National safety News. -1980.-Nl.
  103. Franken, R.E. Human Motivation. California, 1982. P. 123.
  104. Gage N.L. and Berliner D.C. Educational Psychology. Chicago: Rand Mc. Nally, 1979. P. 256.
  105. Guilford J.P. General Psychology. N.Y., 1956. P. 240.
  106. Hall G. Psychology of Motivation. N.Y., 1961. P. 280.
  107. Lynn, R. An Achievement Motivation Questionnaire, British Journal of Psychology. 1969. P. 529−534.
  108. Travers J.F. Educations Psychology. N.Y. Harper & Raw Publishers. 1979. P. 320.131
Заполнить форму текущей работой