Психотипологическая изменчивость личности учителя в современных социальных условиях и перспективы психологической помощи
Диссертация
Теоретические и экспериментальные результаты исследования представлялись и обсуждались на методологических семинарах средних образовательных школ г. Ставрополя, на научно-методических и научно-практических конференциях разного ранга: международных — «Психология образования: проблемы и перспективы» (Москва, 2004), «Психология общения: социокультурный анализ» (Ростов-на-Дону, 2003… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ.,
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОСНОВАНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКУЮ ИЗМЕНЧИВОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- 1. 1. Психологическое и психическое здоровье как проблема национальной безопасности
- 1. 2. Психологические аспекты изучения деструктивного воздействия социальной среды на психологическое здоровье учителя как субъекта образовательного пространства
- 1. 3. Проблема идентичности современного учителя: социальной, профессиональной и личностной
- ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
- 2. 1. Методология исследования. Собственный материал и методики исследования
- 2. 2. Конституционально-континуальное пространство личности
- 2. 2. 1. Психологическое обоснование градаций конституционально-типологического личностного континуума
- 2. 2. 2. Конституционально-континуальное пространство личности. Диапазон пограничной аномальной личности (ПАЛ)
- 2. 3. Особенности профессиональной деятельности педагогов, относящихся к диапазонам психологической нормы — акцентуации и пограничной аномальной личности
- ГЛАВА 3. СОБСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ
- 3. 1. Феноменология психотипологической структуры личности современных учителей в диапазоне психологической нормы — акцентуации
- 3. 1. 1. Представители работников образования с шизоидной психотипологической структурой личности конституционально-континуального диапазона психологической нормы-акцентуации
- 3. 1. 2. Работники образования с эпилептоидным психотипом, располагающиеся в диапазоне психологической нормы-акцентуации
- 3. 1. 3. Работники образования с истероидной структурой личностного психотипа диапазона психологической нормы — акцентуации
- 3. 1. 4. Работники образования с циклоидным психотипом, располагающиеся в диапазоне психологической нормы-акцентуации
- 3. 2. Диагностика конституционально-психотипологических особенностей личности учителя
- 3. 1. Феноменология психотипологической структуры личности современных учителей в диапазоне психологической нормы — акцентуации
- ГЛАВА 4. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ, РАСПОЛАГАЮЩИХСЯ В ДИАПАЗОНЕ ПОГРАНИЧНОЙ АНОМАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ
- 4. 1. Дифференциальная феноменология личности, располагающейся в диапазоне пограничной аномальной личности
- 4. 1. 1. Конституционально-континуальный диапазон ПАЛ эпилептоидный психотип
- 4. 1. 2. Конституционально-континуальный диапазон ПАЛ — циклоидный психотип
- 4. 1. 3. Конституционально-континуальный диапазон ПАЛ — истероидный психотип
- 4. 1. 4. Конституционально-континуальный диапазон ПАЛ — шизоидный психотип
- 4. 2. Эмоциональное выгорание учителя как синдром стресса
- 4. 3. Конституциональные психологические механизмы компенсации и адаптации, копинг-механизмы
- 4. 1. Дифференциальная феноменология личности, располагающейся в диапазоне пограничной аномальной личности
- ГЛАВА 5. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ
- 5. ¡-.Методологические основы специализированной психологической помощи
- 5. 2. Объективизация эффективности применяемых методов специализированной психологической помощи у учителей
- 5. 2. 1. Психотипологическая коррекция аномальной личностной изменчивости учителей с использованием личностно-ориентированных (реконструктивных) техник
- 5. 2. 2. Психологическая коррекция, основанная на принципах имаго-терапии: имагопрофилактика и имагокоррекция
- 5. 2. 3. Психологическая коррекция с использованием трансактного анализа
- 5. 2. 4. Особенности проведения патогенетической терапии у учителей с аномальной личностной изменчивостью
- 5. 3. Сравнительный анализ оценки эффективности оказания специализированной психологической помощи
- 5. 2. Объективизация эффективности применяемых методов специализированной психологической помощи у учителей
- 5. ¡-.Методологические основы специализированной психологической помощи
Список литературы
- Абрамова Г. С. Практическое консультирование: Теория и опыт. М.: Изд-во Центр «Академия», 2000. — 240 с.
- Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.-288 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения. Автореф. дисс.. докт. психол. наук.- Казань, 1988. 42 с.
- Аврамова Т.И. Личностно-ориентированные тренинги как метод коррекции самоотношения. Автореф. дисс.. канд психол. наук. Воронеж, 2000. — 18 с.
- Алейникова Т.В. Психоанализ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 352 с.
- Александер Ф., Солесник Ш. Человек и его душа. М., 1995. 256 с.
- Александров A.A. Современная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Академический проект, 1997. — 335 с.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 576с.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — 272 с.
- Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства / Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. СПб., 1992. -№ 2. С. 5−10.
- Аммон Г. Психосоматическая психотерапия. — СПб.: Речь, 2000. — 238 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. М.: Педагогика, 1980.-232 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, АН СССР, Ин-т психологии., 1977. — 380 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
- Анохин П.К. Избранные труды: Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979. — 456 с.
- Анцыферова Л.И. Создание и действия личности в трудных жизненных ситуациях //Психологический журнал. 1996. — Т. 12. — № 1.
- Анцыферова Л.И. Личность в тяжелых жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита. //Психологический журнал. 1994. -№ 1. -С. 12−25.
- Аристотель. О душе. /Собр. соч. В 4-х т.т. М.: АН СССР. Ин-т философии. Философское наследие. 1976. — Т. 1. — 550 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
- Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Автореф. дис.. докт. психол. наук. -М.3 1996.- 46 с.
- Асмолов А.Г. Психология. Нравственность. Культура. М.:Изд-во МГУ, 1994.
- Асмаковец Е.С. Психологические факторы и условия развития эмоциональной гибкости учителя. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 19 с.
- Ахвердова O.A. Личностно-характерологический континуум современного подростка. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1998. — 43 с.
- Ахвердова O.A. Экспериментально-психологическая диагностика лично-стно-характерологического континуума подростков. -М., 1998. 148 с.
- Ахвердова O.A., Боев И. В., Волоскова H.H. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. — 274 с.
- Ахвердова O.A., Боев И. В., Глушкова Н. И. Практикум по формированию стрессоустойчивости учителя общеобразовательной школы. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2004. 136 с.
- Ахмедов Т.И., Жидко М. Е. Психотерапия в особых состояниях сознания: История, теория, практика. Харьков: Фолио, М.: ACT, 2000. — 768с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. М.: Медицина, 1975. — 416 с.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на границе нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 296 с.
- Баранов A.A. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого уровня профессионального мастерства. Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1995. — 18 с.
- Баранов A.A. Механизмы стрессоустойчивости в структуре личности учителя // Женщины России. История и современность: Тезисы Всероссийской теоретической конференции. Ижевск: Изд-во Удм. Университета, 1995.-С. 104−105.
- Баранов Е.Г. Нациопатия источник конфликтов //Общественные науки и современность. — 1996. — № 6. — С 67−75.
- Барская О.Л. Социальное самочувствие в дестабилизирующейся ситуации /В кн. Образ жизни и состояние массового сознания. М., 1992. — С. 89.
- Басов М.Я. Личность и профессия. М.: Педагогика, 1926 — 146 с.
- Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите //Вопросы философии. 1969. — № 2. — С. 53−58.
- Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. Техника профессионального поведения. М.: Народное образование, 1994 — 144 с.
- Бердяев H.A. Самопознание. М.: Эксмо-Пресс- Харьков: Фолио, 2000. — 624 с.
- Березан Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -JL: Наука, 1988.-270с.
- Берн Э. Трансактный анализ в группе. М.: Лабиринт, 1994. — 176 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание,— М.: Прогресс, 1986.-422 с.
- Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. — 480 с.
- Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. — М.: Высшая школа, 2003. 64 с.
- Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель. — М.: Просвещение, 1991.- 141 с.
- Блейхер В.М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986. -279 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение,— М.: Просвещение, 1983. 244 с.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1961. — 705 с.
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Ин-т психологии РАН, 1995. — 128 с.
- Боев И.В. Пограничная аномальная личность. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.-362 с.
- Боев И.В. Информационно-стрессовое поражение личности //Материалы межрегиональной Российской научно-практической конференции по психотерапии, пограничной психиатрии и медицинской психологии. Ставрополь: Изд-во СГМА, 2000. -С. 4−13.
- Боев И.В., Ахвердова O.A. Волоскова H.H. Клинико-психологиеские аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.-383 с.
- Боев И.В. Экологическая детерминированность экзогенеза в пограничной психиатрии. //Клинические и организационные вопросы пограничной психиатрии: Материалы республиканской научно-практической конференции. М Ставрополь: Изд-во СГМА, 1994. — С. 219−222.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб.: «Светоч», 1994. 315 с.
- Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). Киев: КГПИИЯ, 1991. — 187 с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988, — 301 с.
- Братусь Б.С. Аномалии развития личности: Автореф. дис.. докт. пси-хол. наук. М., 1989. — 46 с.
- Брушлинский A.B. О соотношении биологического и социального в развитии личности. /Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
- Брушлинский A.B. Психология субъекта и его деятельности /Современная психология. М.: ИНФА, 1999. — С. 330−336.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2001. — 528 с.
- Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. М.: Академический Проект, ОППЛ, 2000. — 719с
- Былкина Н.Л. Развитие зарубежных психосоматических теорий (аналитический обзор). //Вопросы психологии. 1997. — Т. 18. — № 2. — С. 149−160.
- Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. — С.542−543.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. -М.: Изд-во «Ось-89», 2000. 242 с.
- Вачков И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя (на материале специальных тренинговых групп). Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., — 1995. — 18 с.
- Ведяев Ф.П., Воробьева Т. М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов. Киев: Здоровье, 1983. — 136с.
- Веселова Н.В. Особенности психологических конфликтов и копинг-поведения у лиц, обращающихся за психологической консультативной помощью и больных неврозами. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998.- 18 с.
- Виноградов A.A. Гетерохронность развития профессионально важных качеств личности управленцев в ходе повышения квалификации Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001. — 21 с.
- Виноградова Г. А. Теоретические основы формирования нравственно-психологического климата в профессионально-педагогических коллективах. Автореф. дис.. докт. психол. наук. СПб., 1998. — 345 с.
- Волович М.Б. Не мучить, а учить /О пользе педагогической психологии. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1992. — 232 с.
- Вострокнутова Т.Ф. Механизмы личностной и профессиональной саморегуляции у педагогов общеобразовательных и специальных школ. Авто-реф.дис.. канд. психол. наук. Казань, 2000. — 20 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР. Ин-т психологии, 1960. — 500 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.З. М.: Педагогика, 1983.-368 с.
- Васильев В.Н. Здоровье и стресс. М., 1991. — 120 с.
- Вяткин Б.А., Дорфман Л .Я. О системном анализе психических состояний // Новые исследования в психологии. М., 1987. — №№ 1−2.
- Ганнушкин П. Б. Избранные труды. /Под ред. О. В. Кербикова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-416 с.
- Генковска В.М. Особенности саморегуляции как формы психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях. Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. Киев, 1990. — 22 с.
- Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии. -М.: Крон-ПРЕСС, 1997. 571 с.
- Гиндикин В.Я. Психиатрия для клинических психологов и психотерапевтов. М.: Высшая школа психологии, 2001. — 272 с.
- Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры.Ч. I. М.: Добросает, 2001.-256 с.
- Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии: пер. с англ. /Под ред. В. Ю. Большакова, В. Н Дружинина. СПб.: Речь, 2001. — 1247 с.
- Глушкова Н.И. Динамика психотипологической структуры личности в условиях социального стрессирования. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшко-ла, 2004. 152 с.
- Глушкова Н.И. Деструктивное воздействие эндогенных и экзогенных факторов на становление профессионализма учителя общеобразовательной школы. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2003. — 224 с.
- Глушкова Н.И., Боев И. В. Личностная изменчивость учителя в структуре конкретного психотипа (психодиагностика и психологическая помощь). -М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2004. 106 с.
- Глушкова Н.И. Деструктивное воздействие стрессовых факторов на психологические характеристики личности педагога //Вестник Ставропольского государственного университета. 2002.- Вып. 30. — С.57−65.
- Глушкова Н.И. Деструктивное воздействие стресса на психическое здоровье преподавателей //Российский психиатрический журнал 2004.-№ 1.- С.8−13.
- Глушкова Н.И. К проблеме типологии личностной изменчивости учителя общеобразовательной // Известия вузов Северо-Кавказского региона. Приложение. 2005. — № 1. — С.81−87.
- Глушкова Н.И. Теоретические и методологические аспекты деструктивного влияния на индивидуально-типологические особенности личности учителя. // Вестник Ставропольского государственного университета.- 2004.-Вып. 37.-С.92−101.
- Глушкова Н.И. Развитие профессиональных акцентуаций личности учителя общеобразовательной школы. //Вестник Ставропольского государственного университета. 2003. — Вып. 32. — С. 102−109.
- Глушкова Н.И. Проблема психологической дезадаптации учителя в педагогической деятельности // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития: Материалы X годичного научного собрания СКСИ: 4.1 -М.: Илекса, 2003, — С.181−191.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
- Горелова Г. Г. Кризисы личности и педагогическая профессия. М., 2004. — 320 с.
- Горобец Т. Н. Социально-психологические и биологические факторы ау-тодеструктивного поведения: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1995.-20 с.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.
- Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. Пер. с англ.- СПб: Питер, 2002. 240 с.
- Групповая психотерапия /Под ред. Б. Д. Карвасарского. М: Медицина, 1990. — 384 с.
- Губанов О.И. Школы, которые мы выбираем //Энергия понимания. — Л.: ЛГУ, 1989.-С. 48−59.
- Губарева Л.И. Экологический стресс. СПб.: Изд-во «Лань», Ставрополь, 2001.- 448 с.
- Гулина М.А. Теоретические и методологические основы индивидуально психологического консультирования. Автореф. дис. докт. психол. наук. СПб., 1998. — 42 с.
- Гурьева В.А., Семке В. Я., Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста. Томск, 1994. 310 с.
- Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии //Психологический журнал. 1988. — № 4. — С. 22−32.
- Даниленко О.И. Культурная традиция и душевное здоровье человека //Социально-политический журнал. 1993. — № 8. — С.34−41.
- Данилова Н.И. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 287 с.
- Данилова Т.А. Формирование копинг-поведения у учителей средних школ и его роль в профилактике психогенных расстройств у школьников. Автореф. дис .канд. психол. наук. Бишкек, 1997. — 20 с.
- Деркач A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. -М.: Прогресс, 2000. 154 с.
- Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. М.: Издательская группа «Прогресс-Универс», 1995. — 336 с.
- Дмитриева Т.Б., Положий Б. С. Социальная психиатрия: современные представления и перспективы развития //Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994. № 4. — С.39−49.
- Дорожевец А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям //Журнал практического психолога. 1998. — № 4. — С. 38−42.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. -320 с.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
- Дмитроченкова И.П., Данина H.B. К вопросу о коррекции личностных особенностей педагогов //Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. Воронеж, 1990. — С. 97−101.
- Ермаченко Л.И. Формирование профессионализма учителей с истеро-идными чертами личности. Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 1997.-22 с.
- Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда, К Роджерса //Вопросы психологии. 1990. — № 4.- С. 47−51.
- Зазыкин В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М.: Прогресс, 1993. — 164 с.
- Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991. — С. 144−156.
- Заремба Г. Ф. Фрустрация в профессиональной деятельности учителя начальной школы и условия ее преодоления. Автореф. дис.. канд. психол. наук-М., 1982. 18 с.
- Зачепицкий P.A. Социальные и биологические аспекты психологической защиты /Под ред. Е. Ф. Бажина. Л: Изд-во ЛГУ, 1980.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. -216 с.
- Звонарева H.A. Формирование и коррекция профессионального стиля деятельности учителя на основе его индивидуальности. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 19 с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности //Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 6. — С. 35−44.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. 2-е изд. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., МГУ. — 1980.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. //Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 15−36.
- Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского: В 4-х кн. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
- Исаев Е.И. Основы проектирования психологического образования педагога. Автореф. дис.. докт. психол. наук М., 1998 — 44 с.
- Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. — С. 231−254.
- Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 544 с.
- Как построить свое «Я» /Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
- Калашникова О.В. Психологические особенности развития педагогической рефлексии. Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1999.- 19 с.
- Калимо Р., Мейман Т. Психологические и поведенческие реакции на стресс в условиях работы // Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья. -Женева: Изд-во ВОЗ, 1983. С. 31−43.
- Калмыкова Е.В. Эмпирическая оценка адекватности самосознания //Психологические исследования социального развития личности. М.: ИП РАН СССР, 1991. — С.138−150.
- Кан-Калик В. А Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1988. — 190с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 141 с.
- Кант И. Сочинения в 8-ми тт. Т. 3. М.: ЧОРО, 1964. — 741 с.
- Капра Ф. Уроки мудрости. — М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1996.- 318 с.
- Карапетян J1.B. Профессиональная стрессоустойчивость преподавателя колледжа как субъекта педагогической деятельности. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Екатеринбург, 2000. — 22 с.
- Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина, 1980. — 448 с.
- Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. 304 с.
- Кардашина О.В. Профессиональный тренинг в системе повышения квалификации и переподготовки социальных педагогов. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1999. — 16 с.
- Кардем Ф. Психотерапия и лидерство. СПб.: Речь, 2000. — 234 с.
- Карпенко J1.A. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. -494с.
- Кербиков О.В. Избранные труды. М.: Медицина, 1971. — 312 с.
- Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Класс, 1993.-224 с.
- Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -Л., 1986. 18 с.
- Киршбаум Э.И., Еремеева А. И. Психические состояния. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. — 143 с.
- Киршбаум Э.И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М.: Смысл, 2000.- 181 с.
- Киселева Л.А. Телесно-ориентированная психотерапия // Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов. 2001. — № 1.-С. 23 -27.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. -М.: Наука, 1983. 368с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1998. — 199 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. — С.428−435.
- Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, 1986. — 79 с.
- Клюева Н.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога: ценностно-рефлексивный подход. Автореф. дис. .докт. психол. наук. Ярославль, 2000. — 46 с.
- Ковальчук М.А., Петровская JI.A. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 140−146.
- Козлов В.В. Истоки осознания. Теория и практика интегративных психотехнологий. М.: МАПН, 1997. — 364с.
- Колеченко А.К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе. Автореф. дис.докт. психол. наук. СПб., 1999.- 43 с.
- Коломинский Я.Л., Розов А. И. Первая монография о психических состояниях человека // Вопросы психологии. 1965. — № 4. — С. 176−181.
- Колесников Л.Б. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск: Наука, 1985. — 263 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат. — 1984. — 335 с.
- Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
- Кондратьев A.B. Труд и талант учителя. М., 1989. — 178 с.
- Кондратьева C.B. Учитель ученик. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с.
- Кондратьева О.В. Психологический тип личности учителя как условие формирования профессионального стиля деятельности. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Нижний Новгород, 1997. — 18 с.
- Конюхов Н.И. Словарь справочник по психологии. — М., 1996. -160с.
- Коростелева И. С, Ротенберг B.C. Проблема алекситимии в контексте поведенческих концепций психосоматических расстройств. //Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.: Филос. общество МГУ, 1993.-С. 142−150.
- Коротеева О.В. Социальное самочувствие как критерий психического и духовного здоровья населения. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1998. — 18 с.
- Корсаков С. С. Избранные произведения. М.: Медгиз, 1954.- 772 с.
- Косицкий Г. И., Смирнов В. М. Нервная система и стресс. М.: Наука, 1970. — 200 с.
- Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Изд-во МГУ, 1997. 212 с.
- Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: Педагогика-Пресс, 1995. 608 с.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. М.: Изд. МГУ, 1991. — 207с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
- Крыжановский Г. Н. Детерминантные структуры в патологии нервной системы. М.: Медицина, 1980. — 360 с.
- Крылов А.Н. «Образ-Я» как фактор развития личности. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1984. — 20 с.
- Кряхтунов М.И. Формирование готовности учителя к управлению эмоциональным состоянием в педагогической деятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. — 18 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.- Л.: ЛГУ, 1967. 182 с.
- Кузьмина H.B. Способности, одаренность и талант учителя. Д.: Знание, 1985. — 132 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. ИЗ с.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс /Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. — С. 178−208.
- Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. М.: Наука, 1995.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л., 1924. — 290 с.
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Прогресс, 1996. -446 с.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. — 142 с.
- Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла //Психологический журнал. 1999. — Т.20. — № 3. — С. 48−58.
- Леви Л. Психосоматические заболевания как следствие профессионального стресса. //Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья. Женева: Изд-во ВОЗ, 1989. — С. 78−90.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние готовности к работе // Среднее специальное образование. М.: Высшая школа, 1973. — № 3.- 464с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.- 368 с.
- Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. -424 с.
- Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. -352 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности /Пер. с нем. В.М. Лещин-ской. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
- Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека.- М.: Изд-во МГУ, 1984. 199 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Либин A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999
- Либина Е.В., Либин A.B. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладение со сложными обстоятельствами? М.: Смысл, 1998.- 164 с.
- Либих С.С. Групповая психотерапия неврозов. Л.: Медицина, 1974.- 207 с.
- Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985. 416 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.-442 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Литвак М.Е. Психологический вампиризм. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс». — 2002, — 416 с.
- Лобзан В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка: Справочное пособие для врачей. Л.: Медицина, 1986. — 280 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984. 444 с.
- Ломов Б.Ф. О системном анализе в психологии // Вопросы психологии.1975. — № 2. — С.31−45.
- Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. — М.: Изд.-во «Компания ПАНИ», 1996. 320 с.
- Лукин-Григорьев В. В. Психологические аспекты личностного кризиса (социально-психологические проблемы). Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 1999. — 16 с.
- Лурия А.Р. Мозг и психика // Хрестоматия по психологии /Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — С. 83 — 100.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319 с.
- Лэйк Д. Как преодолеть стресс. СПб.: Норинт, 2000. — 80 с.
- Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 432 с.
- Маликова В.А. Развитие профессионального взаимодействия психолога и педагога: теория и практика. Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1999.-331 с.
- Маньян В. Курс лекций по душевным болезням. М.: Закат, 1995. 344 с.
- Маришук В.Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. — 260 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
- Маслоу А. Психология бытия. М.: Прогресс, 1997.
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Пер. с англ. на рус. язык под ред. Ю.А. Нулле-ра, С. Ю. Циркина. СПб.: АДИС, 1994. 302 с.
- Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982.-46 с.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. М.: Наука, 1981. — 278 с.
- Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М.: Мед-пресс, 1999.-592 с.
- Мерлин B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986. 256 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 216 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. Автореф. дис. .докт. психол. наук. М., 1995. — 43 с.
- Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии. 1997. -№ 4. — С. 28−38.
- Михайлов А.Н., Ротенберг B.C. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях //Вопросы психологии 1990. -№ 5-С. 106−111.
- Морено 3. Обзор психодраматических техник//Московский психотерапевтический журнал. 1993. — № 1. — С.47−62.
- Мышление учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
- Мюррей М. Т. Стресс, тревога, бессонница. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. —224 с.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. -I960. Т. 2. -С. 110−125.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии" — Воронеж: НПО «MODEK», 1995. — 325 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. -426 с.
- Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии //Методологические проблемы психоневрологии (1966) /В кн. «Психология отношений» М.-Воронеж, 1995. — С 48−53.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 112 с.
- Наранхо К. Характер и невроз. /Пер. с англ. Информационный центр психоаналитической культуры. СПб.-Мн.: ЗАО «Диалог», 1998. — 336 с.
- Насимовская Е.Е. Возрождение характерологии // Психологический журнал. 1998.-№ 1.-С.
- Наэм Дж. Психология и психиатрия в США. М.: Прогресс, 1984. — 300 с.
- Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека /Избранные психологические труды /Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1990.
- Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2001. — 314 с.
- Немчин Т.А. Состояния нервного психического напряжения. Л., 1983.
- Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1986. 19 с.
- Обидин О. В. Влияние социально-психологического фактора на здоровье людей: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1997.- 22 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд. М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
- Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 1. Введение /Отв. ред. В. В. Петухов. М.: УМК «Психология" — Генезис, 2001. — 607 с.
- Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2. Субъект деятельности /Отв. ред. В. В. Петухов. М.: УМК «Психология" — Генезис, 2001.- 671 с.
- Общая психотерапия. /В.Т. Кондратенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов. Минск: Высш. шк., 1999. — 478 с.
- Общая психодиагностика / Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд. МГУ, 1987.-303 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996. — 352 с.
- Орлов А.Б. Перестройка психолого-педагогической подготовки учителя. // Вопросы психологии. 2002. — № 1 — С. 21−26.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С.5−18.
- Осипов В.П. Курс общего учения о душевных болезнях. РСФСР-Берлин, 1936.
- Осницкий A.B. Психологические проявления дезадаптации личности учителя в педагогической деятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 1999. — 22 с.
- Осницкий А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека. Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 2001. -45 с.
- Осколкова С.Н. Депрессивные состояния в общемедицинской практике. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.- 192 с.
- Павлов И.П. Полн. собр. соч.: В 6-ти томах. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951.
- Пазекова Г. Е. Профессионализм педагога в реализации личностно-ориентированного подхода. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Ульяновск, 2001. — 20 с.
- Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. Новосибирск: Наука, 1983. — 234с.
- Панин Л.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск: Наука, 1981. — 176 с.
- Пахомов ЮЛ. Занимательный аутотренинг (игры и упражнения в обучении технике релаксации) М.: Физкультура и спорт, 1988. — С. 165- 267.
- Пезешкиан X. Психотерапия повседневной жизни. М.: Прогресс, 1995.-336 с.
- Перов А.К. Развитие черт характера из психических процессов и временных состояний человека // Материалы совещания по психологии / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. М., 1957. — С. 79−89.
- Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальт-терапии). М.: Гиль-Эстель, 1993. — 240 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. Автореф. дис. докт. психол. наук. -М., 1985.- 48 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд. МГУ, 1982. — 168 с.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988. — 208 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив, — М.: Политиздат, 1982. 255 с.
- Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 224 с.
- Петрушихина Е.Б. Рефлексия педагога в общении со старшеклассниками как фактор эффективности руководства ученическим коллективом. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1991. — 17 с.
- Петряевская Л.Г. Непрерывное образование как условие преодоления кризисов профессионального развития учителя. Автореф. дис.. канд. психол. наук, — СПб., 1994. 19 с.
- Пограничная психическая патология в общемедицинской практике /Под ред. А. Б. Смулевича. М., 2000. — 157 с.
- Подымов H.A. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя. Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1999. — 390 с.
- Подымов H.A., Подымова Л. С. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя. Курск: Изд-во КГПУ, 1996.- 194 с.
- Положий Б.С. Этно- и социокультуральные аспекты психического здоровья в современной России // Культуральные и этнические проблемы психического здоровья. М., 1995. — 226 с.
- Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
- Попов В.Д. Социальный психоанализ в России: проблемы и перспективы. М., 1997. -232 с.
- Поварцина Л.А. Работа практического психолога с личностью учителя. -Тверь, 1996.-122 с.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Сфера, 2000. 528 с.
- Прокофьева В.А. Психолог в школе: проблемы профессиональной адаптации: Тезисы научно-практической конференции //Ананьевские чте-ния-98.- СПб.: Изд-во СПб. ГУ, 1998.- С. 117−118.
- Пронин С.П. Исследование психологических факторов деструктивной профессионализации будущего учителя. Автореф. дис. канд. психол. наук. Самара, 2001. — 19 с.
- Профессиональная деятельность молодого учителя: социально-педагогический аспект / Под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. -М.: Педагогика, 1982. 144 с.
- Прохоров А.О. Методики диагностики психических состояний личности. Казань: Ун-т экономики, управления и права, 1997. — 86 с.
- Прохоров А.О., Васильева Т. Н. Связь черт характера и психических состояний педагогов //Вопросы психологии. 2001. — № 3. — С.35−39.
- Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995.
- Психодиагностика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, Институт тренинга, 1997.
- Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гип-пенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 320 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая ред. JI.B. Куликова. СПб.: Питер, 2002. — 480 с.
- Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕРСЭ, 2002. — 368 с.
- Психотерапия: новая наука о человеке: Пер. с нем. / Под ред. А. Притца.- Екатеринбург: Деловая книга- М.: Академический проект- 1999. 397 с.
- Психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000. — 544 с.
- Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.
- Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырей. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 288 с.
- Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Под ред. Б. Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Славской. -М., 1990. -С. 18−23.
- Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 672 с.
- Психология. Словарь. / Под общей ред. A.B. Петровского, М.Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б. А. Сосновского. М., 1994. — 204 с.
- Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия.- Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. 672 с.
- Райх В. Анализ характера. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.- 528 с.
- Ральф Р.Гринсон. Техника и практика психоанализа. Воронеж: МОДЭК, 1994.-491 с.
- Реан A.A., Баранов A.A. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 68−71.
- Реан A.A. Профессионализм в межличностном познании. //Региональная акмеологическая служба в системе образования.- СПб, 1995.-С. 86−88.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология.- СПб.: Питер, 1999. 416 с.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. — М.: Владос, 1998. 528 с.
- Родионов В.А., Ступницкая М. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе.- Ярославль: Академия развития, 2001. 160 с.
- Розов А. И. Некоторые вопросы проблематики социокультурных норм. //Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С.56−61.
- Ронгинская Т.И. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям. Автореф. дис. .докт. психол. наук. СПб, 1995. — 42с.
- Романин А.Н. XIX Международный конгресс исследователей стресса и тревожности // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 2.
- Российский менталитет / Под ред. К. А. Абульхановой и др. М., 1997.
- Рубинштейн М.М. Проблема учителя. М. — JL, 1927.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 2001.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во Акад. пед. наук СССР, 1957.-328с.
- Рубинштейн C.JI. Избранные философско-психологические труды. -М., 1997.
- Рудестам М.К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
- Рукавишников A.A. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Ярославль, 2001. -18 с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. -М.: Наука, 1979.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1990. — 127 с.
- Рыльская Е.А. Влияние свойств личности учителя на особенности его конфликтов в педагогическом коллективе. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Казань, 1996. — 18 с.
- Рычкова О.В. Особенности самосознания у пациентов с ипохондрическим синдромом. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997. — 19 с.
- Саливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. СПб., 1999. -347 с.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Экмос, 1999. — 352 с.
- Свядощ А.М. Неврозы и их лечение. М.: Медицина, 1971. — 455'с.
- Селье Г. Стресс без дистресса / Общ. Ред. Е. М. Крепса. М.: Прогресс, 1982.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. — 254 с.
- Семичев С.Б. Понятие «психической нормы» в свете транскультурных исследований // Эпидемиологические исследования в невропатологии и психиатрии. М., 1982. — С. 44−46.
- Семичев С.Б. О значении нозоцентризма для понимания психической нормы // XII Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров: Тезисы. -М., 1981.-С. 142−145.
- Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987.- 184 с.
- Семке В.Я. К проблеме систематики пограничных состояний //Неврология и психиатрия. 1987. — Вып. 11. — С. 95−98.
- Семке В.Я. Основы персонологии.- М.: Академический Проект, 2001.- 476 с.
- Семке В.Я., Положий Б. С. Пограничные состояния и психическое здоровье. Томск, 1990. — 207 с.
- Семке В.Я. Транскультуральные проблемы современной психологии и психиатрии // Материалы XIII съезда психиатров России. М., 2000. -С. 33−34.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Политиздат, 1947. — 646 с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Учпедгиз, 1953. -336с.
- Симонов П.В. Проблемы классификации эмоциональных состояний в свете информационной теории эмоций // Речь, эмоции, личность. Л.: Научи. совет по комплексным пробл. физиологии человека и животных, АН СССР, 1978. — 197 с.
- Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970. — 141 с.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — 215с.
- Синицкий В.Н. Депрессивные состояния. Патофизиологическая характеристика, клиника, лечение, профилактика. — Киев: Наукова думка, 1986.-272 с.
- Сластенин В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя // Magister. 1995. — № 3. — С.52−58.
- Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М.: Академия, 2001.-480 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. -М.: Школа-Пресс, 1995.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1998. — 800 с.
- Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии: Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. —М.: Прогресс-Культура, 1995. 416 с.
- Смирнова Е. Э. Учитель, школа, общество. Социологический очерк 90-х гг.-СПб, 1995.-222с.
- Смоленская E.H. Социальный параметр школьной среды в условиях психокоррекционной работы. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993.-20 с.
- Смолова Л.В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ. Автореф. дис.. канд. психол. наук. -СПб., 1999.- 18 с.
- Собкин B.C. Учительство как социально-профессиональная группа. Российская Академия образования. М., 1996.
- Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика псхо-диагностики. СПб.: Изд-во «Речь», 2003. — 624 с.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Политиздат, 1989. 215 с.
- Сосновикова Ю.Е. Единство свойств личности и психических состояний // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. -М.: Прометей, 1998. С. 392−295.
- Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений /отв. ред. A. J1. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 284 с.
- Стрелец В.Б. Стресс: нейрофизиологические маркеры и последствия в психосоматической сфере // Вестник российского гуманитарного научного фонда. 1998.- № 3.
- Субботин C.B. Устойчивость к психологическому стрессу как характеристики межиндивидуальности учителя. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Пермь, 1992. — 18 с.
- Судаков К., Юматов Е. Стресс бич современности // Вестник высшей школы. — 1991.- № 5.-С.
- Супрун А.П. Психосоматическая адаптация молодого учителя. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Барнаул, 1983. — 16 с.
- Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медгиз, 1974.344 с.
- Сыманюк Э.Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности (на примере педагогов начального профессионального образования). Автореф. дис. .канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, РГПУ, 1999. — 16 с.
- Суворов Г. Б. Психическое состояние в экстремальных ситуациях как проявление многомерной организации психики. // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1997. -Серия 6. — Вып. 1. — С. 109 -114.
- Сырицо Т.Г. Эмоциональность как профессионально важное качество учителя. Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1997. — 16 с.
- Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса,— СПб.: Питер, 2001.-272 с.
- Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1973. — 20 с.
- Тигранян Р.И. Стресс и его значение для организма. М.: Наука, 1988.- 176 с.
- Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания: Опыт этико-философского исследования. М.: Мысль, 1974. — 278 с.
- Тополянский В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. М.: Медицина, 1986. — 384с.
- Умняшкина C.B. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Томск, 2001. 22 с.
- Уолш Р. Основания Духовности. — М.: Академический проект, ОППЛ- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 320 с.
- Урсова Л.Г. Симптомы психических нарушений / Н. М. Жариков, Л. Г. Урсова, Д. Ф. Хритинин. Психиатрия: Учебник. М.: Медицина, 1989.- С. 183 — 196.
- Урванцев Л.П. Влияние профессиональной деятельности на психику: факты, гипотезы, проблемы // Психологические закономерности профессионализации. /Под ред. Н. П. Анисимовой. Ярославль, 1991.
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1987. — 304 с.
- Фантина С.Г. Развитие профессиональных акцентуаций личности в сфере государственной службы. Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2001.- 19 с.
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя //Вопросы психологии. 1994. -№ 6.-С. 35−41.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
- Федотов Д. Д. О сохранении психического здоровья.- М., 1975.
- Франки В. Доктор и душа. СПб.: Изд-во СПб. ун-ва, 1997. 274 с.
- Франкл В. В поисках смысла. М.: Прогресс, 1995. — 368 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. — 456 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. -М.: Просвещение, 1989. 448 с.
- Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. Минск: Полифакт, 1991. — 78 с.
- Хананашвили М.М. Информационные неврозы. Л.: Медицина, 1978. — 143 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 тт. Т. 1. М., 1986. — 232 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ.- М.: Прогресс-Универс, 1993. 480 с.
- Хорни К. Собрание сочинений: В 3 тт. Т. 1. Психология женщины. Невротическая личность нашего времени. — М., 1997. — 222 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 2000. — 608 с.
- Харитонова И.В. Дезадаптивные проявления у людей с различным типом темперамента при эмоциональном стрессе. Автореф. дис.. канд. мед. наук. Санкт-Петербург, 1997.
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н. Г. Эмоциональные расстройства и современная культура (на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств) // Московский психотерапевтический журнал. 1999. — № 2. -С. 61−70.
- Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В. Ю. Баскаков. М.: НПО «Психотехника», 1992. — 108 с.
- Черносвитов Е. В. Социальная медицина. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 624 с.
- Чудина Е.А. Психологические особенности проявления эмоциональной неустойчивости личности. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999. — 22 с.
- Чудновский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический Журнал. 1993. — Т. 14. — С.3−12.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипиро-ванности от «внешнего» и «внутреннего» //Психологический журнал. -1995. -Т.16. С 15−26.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М., 1982.
- Шафранова A.C. Из опыта изучения труда работников просвещения. -М., 1925.
- Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1996.
- Щербаков А.И., Мудрик A.B. Психология учителя // Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1979.
- Шорохова Е.В. Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. — 220 с.
- Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. -М, 1966.-С.217−228.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990. — 192 с.
- Эльконин Д.Б. Об одном из путей психологического изучения рефлексии // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск: Ин-т филологии, истории и философии СО АН СССР, 1987. -С. 49−54.
- Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С.20−31.
- Юдин Т.И. Психопатические конституции. М., 1926. — 166 с.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс. Универс, 1994.-329 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Прогресс, 1995. 716 с.
- Юрченко Е. В. Содержание и методы преодоления профессиональной деформации учителя в работе педагога-психолога. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Уральский гос. пед. университет, 2000. — 18 с.
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: «Класс», 1999. — 576 с.
- Якиманская И.С. Особенности психологического консультирования в работе со школьными учителями. Автореф. дис.. канд. психол. наук. -СПб, 1997.- 135 с.
- Ярославцева Г. В. Психолого-педагогический тренинг как средство коррекции межличностных отношений в педагогическом коллективе школы. Автореф. дисс.канд. психол. наук. -М., 1999.
- Ясперс К. Общая психопатология. М.: Медицина, 1997. 1056 с.
- Abraham Karl Leonard and Virginia Woolf, editors, Seltcted Papers on Psi-choanalysis. London: Hogarth Press, 1965.
- Adler A. Social interest: a shallenge to manking.- New York: Capricorn Books, 1964.
- Adler A. Der Sinn des Lebens.- Frankfurt: Fisher Verlag, 1983.
- Alexander F. Studies in psychosomatic Medicine.- New York, 1948.- 562 p.
- Aspy D. The effect of teachers inferred self-concept upon student ashieve-ment. Journ. of Educational Research, 1978.
- American Psychiatric Association Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders 4-e (DSM-IV). Washington, DC, American Psychiatric Association, 1994.
- Benson H. and W. Proctor, Beyond the Relaxation Response: How to Harness the Healing Power of Your Personal Beliefs. East Rutherford, NJ.: Berkley Publishing Group, 1994.
- Bleuler E. Lehrbuch der Psychiatrie. 3 Aufl.- Berlin: Springer, 1920. P 539.
- Braaten LJ. The Effects of Person-Centered Group Therapy. Person-Centered Review. Vol. 4 No. 2 May 1989. 183−209.
- Budzynski Thomas, Stoyva Johann, and C. Adler, «Feedback-Induced Muscle Relaxation: Application to Tension Headache, Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry (1970): 205−11.'
- Brown G. Human Teaching for Human Learning: An Introduction to Confluent Education. N.Y.: Viking Press, 1971.
- Bugental J The Art of the psycho-terapist. New York-London, 1987
- Bugental J. Intimate Journeys. Stories from Life-Changing Theraphy.-San Francisco, 1990
- Cannon W.B. Stresses and strains of homeostasis. American Journal Medicine Science, vol.35−189,pp.l-14
- Cherniss C. Beyond burnout: helping teachers, nurses, therapists, and lawyers recover from stress and disillusionment.- New York- London, 1995.
- Chelune G J. Self-disclosure: Origine, patterns and implication of openness in interpersonal relationships.- San-Francisco. 1979.
- Clain E.W. Personal growth for teachers in training through self-study. Journal of Teacher Education, 1970, 21,372−7.
- Cleckly H. The Mask of Sanity. St. Louis: Mosby, 1941
- Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders DSM-III. 3 Ed. Substance use disorders //Amer. Psychiatry Association, 1980.
- Diagnostic criteria from DSM-III American Psychiatric Association. Washington, 1987.
- Duhnam I. Stress in teaching L. Syd: Croom Helm, 1966
- Erikson E.H. Joung Man Luther. A study in Psychoanalysis and History. -New York, 1962.
- Eysenk H.J.Aniedes for personality.- Berlin, 1981.- 287 p.
- Foulkes S.H. Therapeutic Group Analysis. Maresfield Reprint, 1984.
- Fairbairn W.R.D. Borderline Conditions and Pa thological Narcissism .New York, 1985.
- Freud A. Das Ich und die Abwehrhmedchanismen. Wien: Internationaler psychoanalytisher Verlag, 1936.
- Greenberg L.S. Clarke KM. Differential effectiveness of the two-chair experiment and empathie reflections at a conflict marker. Journal of Counseling Psychology, 1979.- 26, 1−8.
- Hall G.C. Senescence: the last half of life.- Appleton.- № 4.- 1922.- 525p.
- Harold G. Wolff, Stress and Disease: Springfield, 111.- Charles C Thomas, 1953.
- Horney K. Feminine psychology.- New York, 1967.
- Horney K. The neurotic personality of ourtime.- New York, 1969.
- Horney K. Self-analysis.- New York, 1965.
- Jaspers K. Allgemeine Psychopathologie.- Berlin, 1965, — P. 748.
- Jung, Carl Gustav. Wandlungen und Symbole der Libido. Ein Beitrag zur Entwicklungsgeschichte des Denkens.- Deuticke, Leipzig und Wien, 1938.
- Kaminski G. Einige Reflexionen uber Forscher-Reflexionen uber LehrerReflexionen. Unterrichtswissenschaft, 1987.- p. 321−331.
- Kessel W. Selbstbild-Fremdbild-Differenzen der Lehrer und Identifikationsbereitsschaft der Schuler. Beitrag zum 22 JCP. -Leipzig, 1980.
- Kleince C.L. Self-perception. San-Francisko, 1978.
- Kondo K. Burnout syndrome //Asian Medican J.- 1991.- № 34. p. 11.
- Lazarus Richard S. Puzzles in the Study of Daily Hassles, Journal of Behavioral Medicine. -1984. 1.- p. 375−89.
- Lazarus Richard S. Psychological Stress and the Coping Process.- New York: McGraw-Hill Book Co, 1966.
- Lazare A., Klerman S.L. Obsessive and Hysterical Personality Patferus: Replication of Factor Fnalysis in an Independent Sample. 1970, p.275−290.
- Luft J. Group Processes: An Introduction to Group Dynamics. Palo Alto, Ca: National Press Book, 1970.
- Maslach C. Burnout. The Cost of caring.- New Jersey, 1982.
- Matte Blanko Ignatio, Psicologia Dinamica. Santiago, de le Universidad de Chile, 1955.
- Mechanic D. Students under stress.- New York: Free press, 1962
- Millon Theodore. Disorders of Personality. New York: John Wiley Sons, 1981.
- Moreno J.L. Psychodrama. In Comprehensive Group Psychotherapy. Eds. Kaplan, H.I. and Sadock, B.J. Williams and Wilkins, Baltimore, 1983.
- Newman R. Psychological Consultations in the Schools- New York: Back Books, 1967.
- Perls F., Hefferline R., Goodman P. Gestalt Therapy. Excitement and Growth in the Human Personality. N.Y. 1951.
- Paykel E.S. Recent life events clinical depression //Life stress & illness EJLErie, Gunderson? j Jlahe, Springsfield, ill., fl- 1974.
- Plutchik R., Kellerman H. & Conte H.R. A structural theory of ego defenses emotions. In E.K. Izard Emotions in personality psychopatho Jogy. -N.Y., 1979.
- Pines A, Aronson E. Career Burnout.- New York, London, 1983.
- Rogers C.R. Freedom to learn for the 80's. N.Y. Toronto-Sydney. 1983.
- Schmuck R. Schmuck P. Group Process in the Classroom. -Dubuque, Jowa: C. Brown, 1971.
- Solomon L. Berzon B. Nev Perspectives on Encounter Groups. San-Francisco: Jossey Bass, 1972.
- Selye Hans, The Stress of Life (New York: Mc Graw-Hill Book Co., 1956)
- Selye Hans, Stress Without Distress New York: J.B.Lippincott, 1974.
- Scheineider Kurt. Las Personalidades Psicopaticas (Madrid: Ediciones Morata, 1961
- Sheldon W. H. and Stevens S.S. The varietieis of temperament: a psychology of constitutional differences (New York: Harper Brothers, 1942)
- Thornton P.I. The relation of coping, appraisal & burnout in mental health workers//J. Psychol. 1992 № 126 (3) 182.
- Yalom ID. Theory and Practice of Group Psychotherapy. Basic Books. 3rd edition. (Clear, full and practical account. Essentially eclectic. 1986.
- Yalom I. Existential Psychotherapy, New York. 1980.