Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Типы решаемых задач и классификация видов мышления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перечисленное показывает, что существуют ряд родственных задач и способностей их решать, общим для которых является то, что их решение осуществляется как особая активность субъекта либо во внешнем, либо во внутреннем плане. И у нас есть выбор: либо каждую из этих способностей назвать своим именем, оставив термин мышление за познанием, либо все их назвать одним словом, понимая под этим решение… Читать ещё >

Типы решаемых задач и классификация видов мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перечисленное показывает, что существуют ряд родственных задач и способностей их решать, общим для которых является то, что их решение осуществляется как особая активность субъекта либо во внешнем, либо во внутреннем плане. И у нас есть выбор: либо каждую из этих способностей назвать своим именем, оставив термин мышление за познанием, либо все их назвать одним словом, понимая под этим решение различных задач, или, другими словами, — мышление. В истории психологии традиционно все эти способности, наряду с познанием, часто рассматривались как мышление, и мы примем предварительно такое определение мышления, как решение субъектом различных задач в процессе своей деятельности.

В этом случае данное понятие в психологию вводится уже не по факту самонаблюдения человека, а как теоретический конструкт, объясняющий получение результатов решения различных задач, или как сам процесс решения задач, который может осуществляться различными способами, в том числе отличными от тех, которые человек совершает «в уме». При этом мы должны учитывать содержание задач — решение всех ли задач можно назвать мышлением?

Эволюционное оправдание мышления заключается в том, что оно обслуживает поведение, как и вся психика. Оно должно было сохраниться и развиваться в эволюции для решения таких задач деятельности животных и человека, которые без него не могут быть решены.

Первый тип таких задач, которые должны решать субъекты природной и социальной деятельности, — это задачи практические, прагматические из реальной жизни (приспособительные по конечному итогу). Прежде всего, эго поиск новых адекватных ситуации способов поведения на основе ориентировки в ситуации.

Этот главный тип порождает второй, производный тип задач, одинаковых для животных и человека, — исследовательские задачи по созданию образа ситуации (поля действий) с выделением ориентиров предметов потребностей и путей, ведущих к ним. Построение образа ситуации является необходимым условием, которое позволяет создавать новые способы поведения.

Третий тип, присущий только человеку, — это задачи познавательные, направленные па создание образа мира, с выделением законов его функционирования. Такие задачи становятся необходимыми из-за требований трудовой созидательной деятельности человека, что неоднократно отмечалось в предыдущих главах. Этот вид мыслительной деятельности приводит к коллективным усилиям по исследованию мира и созданию особого пространства знаний (фактов, гипотез, теорий) и особой деятельности — науки.

Соотношение исследовательских и познавательных задач — предмет особых размышлений, об этом кратко говорилось в главе «Потребности». Еще раз отметим, что необходимо выделять две самостоятельные задачи:

  • 1) задача создания образа ситуации (поля действия), включающего предметы потребностей, ориентиры поведения и вспомогательные средства, на основе которого ищутся (создаются) новые способы поведения, когда имеющиеся (заданные генотипом) или приобретенные при жизни навыки не справляются с задачей удовлетворения потребности;
  • 2) задача построения образа мира, конструируемого в познавательной активности; образа, без которого невозможна созидательная трудовая деятельность человека (создание новых орудий и технологий, запуск космического корабля на Луну и посадка на нее и т. д.).

Четвертый тип задач — это созидательные, конструктивные задачи в различных сферах жизни человека (конструирование, изобретение, создание книг, картин, музыкальных произведений, изготовление скульптур, изображение персонажей в театре, кино и др.).

В табл. 18.1. систематизированы эти типы задач и их наличие у животных и человека.

Таблица 18.1

Задачи деятельности животных и человека

Типы задач.

Наличие.

у животного.

у человека.

Практические, в том числе приспособительные.

Исследовательские.

Творческие.

познавательные.

;

созидательные.

;

художественное творчество.

;

С учетом всех особенностей решения задач строятся различные классификации видов мышления по разным основаниям. Например:

  • 1) по типу задач: практическое, исследовательское, познавательное, конструктивное (созидательное) мышление, художественное творчество;
  • 2) по характеру задач: практическое и теоретическое мышление;
  • 3) по типам деятельности: задачи реальной практической деятельности, игровой деятельности, художественной деятельности;
  • 4) по средствам мышления: наглядно-действенное, образное, знаковое словесно-логическое и символическое мышление (например, оперирование математическими знаками);
  • 5) по результату и характеру: творческое, репродуктивное, критическое (аналитическое) мышление;
  • 6) по числу участников: индивидуальное, групповое, коллективное мышление;
  • 7) по характеру осознания: рациональное-логическое, интуитивное-неосознаваемое мышление.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой