Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рефлексивно-ценностная детерминация идентичности личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Состояние достигнутой идентичности в большей мере согласуется с ценностями достижения, самостоятельности, традиции, гедонизма, что характерно всей выборке испытуемых. Мы предполагаем, что ценностные ориентиры личности с достигнутой идентичностью в качестве мотивационной цели определяются, прежде всего, потребностью в личном успехе через проявление компетентности в соответствии с социальными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. История изучения феномена идентичности в психологии
    • 1. 2. Виды и структура идентичности
    • 1. 3. Развитие идентичности личности
      • 1. 4. Методы исследования идентичности
  • ГЛАВА 2. РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТЫЙ КОМПОНЕНТ СТАНОВЛЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Рефлексивная составляющая идентичности личности. 2.2. Ценностная составляющая идентичности личности
    • 2. 3. Взаимосвязь рефлексивной и ценностной составляющих идентичности личности
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
    • 3. 1. Организация и методы исследования. г
    • 3. 2. Исследование влияния рефлексии и ценностей на становление идентичности личности
    • 3. 3. Исследование влияния рефлексивного тренинга на становление идентичности личности

Рефлексивно-ценностная детерминация идентичности личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка проблемы идентичности личности, на наш взгляд, актуальна не только по причине отмечаемого кризиса идентичности современного человека, но и в связи с насущными психокоррекционными задачами, призванными найти средства преодоления непродуктивного выхода из этого кризиса. Следует отметить и факт того, что стремительные социальные изменения, происходящие в современном мире, приводят к тому, что тождественность, устойчивость и непрерывность индивидуального опыта личности, составляющих суть идеи идентичности, нередко переживаются как проблемные и требуют соответственного осмысления и отношения.

Обращение к проблеме идентичности как западными, так и отечественными психологическими школами привело к современному пониманию идентичности как интегративного феномена, сложной психической реальности, включающей различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические, этнические и поло-ролевые основания.

Несмотря на появление в отечественной психологии отдельных работ, посвященных анализу самого понятия, структуры, условий и генезиса идентичности (В.В.Столин, 1986; С. Р. Пантилеев, 1993; Н. В. Антонова, 1996; М. В. Заковоротная, 1999; В. А. Ядов, 2000; О. Н. Павлова, 2001; Л. Б. Шнейдер, 2002; Ц. П. Короленко, 2003; Н. В. Дмитриева, 2004) не достаточно, на наш взгляд, изучен и экспериментально исследован аспект рефлексивно-ценностной детерминации становления идентичности личности.

Актуальность изучения и экспериментального исследования рефлексивно-ценностной детерминации становления идентичности личности обусловлена необходимостью исследования возможностей личности конструировать собственную идентичность, позволяющих «Я» быть объектом самоанализа и самоизменения, что в современной ситуации изменения прежних ценностных ориентиров, социальных норм и образцов поведения, становится важнейшей задачей.

Интенсивность социально-экономических изменений характеризует условия во многом определяющие особенности юношеского самоопределения. Проявления неуверенности в себе, повышение общей тревожности, страх ответственности за свое будущее, инфантильность поведения, а также различные формы психологической зависимости свидетельствуют о росте дезадаптации среди молодежи и проблемном переживании идентичности своего «Я».

Таким образом, в настоящее время в рамках изучения проблемы идентичности личности выявляются следующие противоречия между:

— постоянно возрастающим уровнем требований к самоопределению личности со стороны социума и фактической инфантильностью установки молодежи на соответствие этим требованиям;

— потребностью в практико-ориентированных подходах к проблеме идентичности личности и недостаточностью такого рода научно-методических разработок.

Необходимость поиска способов разрешения этих противоречий и определило проблему нашего исследования как вариант решения вопроса о возможности личности конструировать собственную идентичность в условиях усложнения многомерного мира.

Исходя из вышеизложенного понимания проблемы становления идентичности личности, мы сформулировали объект, предмет и цель нашего исследования.

Объект исследования: идентичность личности.

Предмет исследования: рефлексивно-ценностная детерминация идентичности личности.

Цель исследования: выявление рефлексивно-ценностной детерминации идентичности личности.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо было решить следующие основные задачи:

1. Провести анализ научно-методической литературы по данной проблеме.

2. Определить значение рефлексивно-ценностного компонента становления идентичности личности.

3. Выявить особенности рефлексивно-ценностной детерминации идентичности личности.

4. Разработать вариант психологического тренинга идентичности личности и оценить его эффективность.

Гипотеза исследования заключается в следующих допущениях:

1. Значимой детерминантой становления идентичности личности является мера ее рефлексивности и совокупность ценностных ориентаций, характеризующих качественную определенность «Я» в переживании своей целостности.

2. Процесс становления идентичности личности может быть оптимизирован посредством целенаправленного психологического воздействия и обучения.

Методологическую основу исследования составляют общепринятые принципы детерминизма и системного подхода (Б.Ф.Ломов, 1984; Э. Г. Юдин, 1989; К.А.Абульханова-Славская, 1981; Л. И. Анцыферова, 1993; А. В. Брушлинский, 1993), единства сознания и деятельности (А.Н.Леонтьев, 1980; С. Л. Рубинштейн, 1989), культуро-историческая концепция (Л.С.Выготский, 1972), концепции рефлексивной психологии (А.А.Бодалев, 1983; В. В. Давыдов, 1989; Н. Г. Алексеев, 1991; Ф. Е. Васелюк, 1997), а также теоретические положения по проблеме идентичности, сформулированные в работах Д. Марсиа, 1973; Э. Эриксона, 1997; В. В. Столина, 1986; С. Р. Пантилеев, 1993; Н. В. Антоновой, 1996; М. В. Заковоротной, 1999; Л. Б. Шнейдер, 2001; О. Н. Павловой, 2002; Ц. П. Короленко, 2003; Н. В. Дмитриевой, 2004.

В работе использовался следующий комплекс методов:

1) теоретические, включающие анализ научно-теоретических философских, психологических и педагогических источников по проблеме исследования;

2) эмпирические, включающие формирующий эксперимент, тестирование с помощью комплекса психодиагностических методик;

3) интерпретационно-описательные;

4) методы математической статистики: вычисление средних, t-критерий Стьюдента, коэффициент линейной корреляции Пирсона, факторный анализа также качественный анализ данных и способы графического представления результатов.

Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа SPSS 12.0.

Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2002 по 2005 годы и включало три этапа.

На первом этапе (2002;2003 гг.) осуществлялась теоретическая разработка проблемы на основе изучения философской, психологической, педагогической литературы, определялась тема, объект и предмет исследования, его цели, гипотеза, задачи, методы, а также составлялся план эмпирического исследования.

На втором этапе (2003;2004 гг.) разрабатывалась программа эксперимента и определялась база его проведения. Формировался и разрабатывался банк диагностических методик исследования. Проводилось экспериментальное исследование, качественный и количественный анализ его результатов.

На третьем этапе (2004;2005 гг.) были обобщены основные результаты теоретического и практического исследования, сделаны выводы, завершено оформление диссертации.

Экспериментальная база исследования: Новосибирский государственный педагогический университет, средняя образовательная школа № 4, № 165 г. Новосибирска. Участниками исследования являлись студенты 1−5 курсов и учащиеся 10−11 классов. Общее число испытуемых составило 210 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые:

— раскрыто значение рефлексивно-ценностного компонента идентичности как детерминанты ее становления, обусловливающей контекст субъектности идентичности, характеризующий качественную определенность «Я» в переживании своей целостностивыявлены особенности рефлексивно-ценностной детерминации идентичности личности;

— разработан и апробирован рефлексивный тренинг идентичности личности для учащихся 10−11 классов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что рефлексивная составляющая идентичности личности описана в двух проявлениях: как компонент кризиса идентичности и как составляющая ее нормативного развития в ходе взаимодействия между «Я» и «Другим», а ценностная составляющая идентичности личности рассмотрена как отражение коллективной и индивидуальной репрезентации «Я». В работе установлено, что рефлексивно-ценностная детерминация идентичности обусловливает контекст ее субъектности на индивидуальном и групповом уровнях, что может способствовать дальнейшей разработке проблемы возможностей личности конструировать собственную идентичность.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1) результаты, полученные в ходе теоретического и эмпирического исследования, могут быть использованы в обучающих курсах высших учебных заведений, колледжей и лицеев с целью улучшения качества образования при подготовке и повышении квалификации специалистов гуманитарного профиля;

2) совокупность экспериментальных результатов исследования может найти успешное применение во всех сферах психолого-педагогической практики, психологического консультирования и психокоррекционной работы.

Надежность и достоверность полученных результатов обусловлены внутренней согласованностью всех методологических уровней исследованиявыбором надежных и валидных методик, адекватных предмету исследованияорганизацией экспериментальной работы в соответствии с теорией и методологией экспериментанадежными стратегиями формирования выборки испытуемыхприменением соответствующих методов математической обработки полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.

Апробация результатов исследования Основные теоретические положения и материалы экспериментального исследования докладывались и обсуждались на аспирантских семинарах и заседании кафедры психологии личности и специальной психологии НГПУ, научно-практических конференциях НГПУ, Международной научно-практической конференции «Социализация молодежи в условиях развития современного образования», проходившей в г. Новосибирске в 2004 г., Всероссийской научно-прикладной конференции (Борисовские чтения) «Образование — фактор духовного и социального развития общества», проходившей в г. Новосибирске в 2005 г.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) рефлексивно-ценностный компонент идентичности личности является детерминантой ее становления и обусловливает контекст субъектности идентичности, характеризующий качественную определенность «Я» в переживании своей целостности;

2) рефлексивно-ценностная детерминация идентичности личности характеризуется следующими особенностями: а) в наибольшей степени проявления рефлексивности личности соотносятся со статусом моратория идентичности, а в наименьшей степени со статусом предрешенной идентичностиб) статусы идентичности личности: диффузия, мораторий, предрешенность, достигнутая идентичность соотносятся с совокупностью типов ценностей, характеризующих мотивационную направленность личности.

3) тренинг идентичности с акцентом на рефлексию и ценностное содержание личности является эффективным средством оптимизации продуктивной идентичности личности.

Структура диссертационной работы обусловлена логикой исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения. Общий объем диссертации составляет 153 страницы. Работа содержит 8 таблиц, 3 графика, 4 приложения. Библиография включает 218 наименований литературных источников, в том числе 21 на иностранном языке.

139 ВЫВОДЫ.

1. Изучение научно-методической литературы показало, что идентичность личности в современной психологии рассматривается как широкая концепция, обусловленная большим массивом факторов и проявляющаяся как сложный социально-психологический феномен, «многослойная» психическая реальность, вместе с тем рефлексивно-ценностный компонент идентичности личности и его значение в процессе становления идентичности изучены недостаточно.

2. Значимой детерминантой становления идентичности личности является мера ее рефлексивности и совокупность ценностных ориентаций, обусловливающие, субъектность идентичности на индивидуальном и групповом уровне, которая характеризует качественную определенность «Я» в переживании своей целостности.

3. Связь рефлексивности и идентичности личности в большей мере проявляется со статусом моратория идентичности и менее всего выражена со статусом предрешенности идентичности (имеет обратный характер).

4. Статусы идентичности личности соотносятся с типами ценностей, характеризующих мотивационную цель личности. Статус диффузии идентичности — с ценностями гедонизма, т. е. желанием наслаждения и удовольствия. Статус моратория идентичности — с ценностями доброты, т. е. благополучием взаимодействия с близкими людьми. Статус предрешенности идентичности — с ценностями конформности, т. е. сдерживанием побуждений и действий, несоответствующих социальным ожиданиям. Статус достигнутой идентичности — с ценности достижения, т. е. желанием личного успеха через проявление социальной компетентности.

5. Рефлексивный тренинг идентичности в группах 10−11 класса обеспечивает развитие позитивного самоотношения, самопонимания, рефлексивности личности, что снижает психологическую диффузность и оптимизирует становление продуктивной идентичности личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На сегодняшний день психологический феномен идентичности личности рассматривается как широкая концепция, включающая все качества личностных сочетаний, обусловленная большим массивом биологических, психологических, социальных и культурных факторов и проявляющаяся как сложный социально-психологический феномен, «многослойная» психическая реальность, характеризующая качественную определенность «Я» в переживании своей целостности (Шнейдер. Л.Б., 2001) .

В рамках зарубежных психологических направлений идентичность личности изучается в психоанализе (Д.Винникотт, 1971; М. Таргет, 1984; О. Кернберг, 1990; Дж. Бьюдженталь, 1996), интеракционизме (Дж.Мид, 1975; Ч. Кули, 1979; И. Гоффман, 1998; Ф. Барт, 1990; Р. Дженкинс, 1997), ф когнитивизме (Г.Тэджфел, 1982; Дж. Тернер, 1979; Ж. Дешамп, 1987;

Т.Девос, У. Дойс, 1995; М. Яромовиц, 1997), современных феноменологических и герменевтических исследованиях.

В отечественной психологии направление исследования феномена идентичности личности только формируется на базе релевантных исследований самосознания (Столин В.В., 1989; Кон И. С. 2001; Чеснокова И. И, 1993), самоотношения (Пантилеев С.Р., 1996; Соколова Е. Т., 2002), самоопределения (Авдуевская Е. П, 1994; Гинзбург М. Р., 1996), «Я-концепции» (Налчаджян А.А., 2003).

Исследование феномена идентичности личности в отечественной психологии сопряжено с терминологической неопределенностью самого понятия «идентичность», сложностями перевода и адаптирования к отечественной культурной среде теоретических материалов зарубежных исследований и психодиагностических средств, а также с недостаточным изучением прикладного аспекта этой проблемы. Вместе с тем, анализ литературных источников показывает, что исследуемая проблема лежит на.

• пересечении многих психологических дисциплин и направлений практической деятельности: общей психологии, психологии личности, психологии рефлексии, социальной психологии.

Современные исследования феномена идентичности личности (Н.В.Антонова, 1996; М. В. Заковоротная, 1999; В. А. Ядов, 2000; О. Н. Павлова, 2001; Л. Б. Шнейдер, 2002; Ц. П. Короленко, 2003; Н. В. Дмитриева, 2004) убедительно показывают, что субъективный компонент индивидуальной и групповой идентичности находится в отношении напряженного противопоставления объективному компоненту, поскольку в объективирующем смысле главная функция идентичности заключается в преодолении изменений и установлении стабильности, лежащей в основе разнообразных видов поведения, тогда как в субъективном аспекте идентичности мы находим источник изменений и вариаций.

В этой связи актуальным для психологической науки, на наш взгляд, является вопрос детерминации развития и стабильности идентичности личности, поскольку раскрывает значение собственного «Я» в процессе самостановления. Реалии сегодняшнего времени, того социокультурного пространства, которое определяет жизнь современного человека, по словам Абушенко B.JI. (2004), поставили перед индивидом проблему несамотождественности самому себе, проявляющуюся в «сбое», дисбалансе авто и социо коммуникации, что в свою очередь, создало ситуацию поиска возможностей личности конструировать собственную идентичность и производить самоизменения.

Анализ литературных источников, посвященных изучению психологического феномена идентичности личности, а именно значению рефлексивной и ценностной составляющих идентичности личности в процессе ее становления, позволил нам, во-первых, обнаружить недостаточную изученность этого вопроса, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах, во-вторых, открыл существенную роль рефлексивной и ценностной «природы» личности в обусловленности становления ее идентичности. Это позволило нам сделать предположение о том, что индивид, проявляя рефлексивную активность, предполагающую самоопределение посредством анализа, оценки и выбора какого-либо ценностного содержания, достигает субъектности своей идентичности на индивидуальном и групповом уровне — том, на котором осознает себя и чувствует возможным для себя определиться в рамках его оценок и правил.

Субъектность идентичности позволяет индивиду встать в позицию внутреннего наблюдателя, понимающего, переживающего выражение своего субъективного, особенного, изменчивого «Я». Субъектность идентичности, реализуемая в самовыражении и ощущении собственного существования, характеризуется пластичностью субъектного способа существования, строится на самопринятии, стремлении «быть самим собой» и расширении «диапазона приемлемости» возможных способов действия в мире.

Таким образом, мы предположили, что рефлексивно-ценностный компонент идентичности личности обусловливает контекст ее субъектности на индивидуальном и групповом уровне, т. е. задает качественную определенность «Я» в переживании своей целостности. Контекст субъектности собственной идентичности, отражающий качественную сторону рефлексивности личности и ее ценностного содержания, на наш взгляд, дает возможность личности производить самоизменения и быть активным участником процесса своего развития.

В ходе проведенного нами экспериментального исследования, направленного на выявление рефлексивно-ценностной детерминации идентичности личности были получены следующие результаты:

Взаимосвязь рефлексивности личности и состояний идентичности наблюдается во всех группах выборки и имеет некоторые особенности.

Так наибольшая связь рефлексивных способностей личности наблюдается с состоянием моратория идентичности и характерна всей выборке испытуемых, поскольку именно период моратория идентичности личности связан с поиском и выбором возможных альтернатив развития.

Связь рефлексивности личности и состояния предрешенной идентичности выражена менее всего и имеет обратный характер во всех группах выборки, поскольку принятие «готовой» системы ценностей, предлагаемой со стороны значимого окружения, на наш взгляд, в большей мере требует от личности проявления конформности, лояльности, и в меньшей степени рефлексивности.

Наибольшая связь рефлексивности личности с диффузным состоянием идентичности наблюдается в группах 10−11 класса, имеющих низкий уровень развития рефлексивных способностей. При этом связь статуса достигнутой идентичности и рефлексивности в этих же группах имеет отрицательное направление, что позволяет нам сделать предположение о том, что чем меньше у учащихся 10−11 классов выражены рефлексивные способности, тем больше возможностей обрести состояние достигнутой идентичности.

Связь рефлексивности личности с состоянием достигнутой идентичности также имеет различную направленность. Так в группах 10−11 класса, имеющих низкий уровень рефлексивности, эта связь имеет отрицательное направление. В группах 1−2, 3, 5 курсов показатель связи рефлексивности и достигнутой идентичности растет и имеет положительное направление, при этом связь рефлексивности и состояния диффузии идентичности в этих группах имеет отрицательное направление, что позволяет нам сделать предположение о том, что чем больше выражены у личности рефлексивные способности, тем в меньшей степени она подвержена состоянию диффузности идентичности собственного «Я».

В ходе экспериментального исследования было также установлено, что состояния идентичности личности — диффузия, мораторий, предрешенность, достигнутая идентичность соотносятся с определенным ценностным содержанием личности, отражающим ее мотивационную направленность.

Так состояние диффузной идентичности в большей мере соотносится с ценностями гедонизма, безопасности, традиции и доброты, что характерно всей выборке испытуемых. Можно предположить, что ценностные ориентиры личности с диффузной идентичностью в качестве мотивационной цели определяются, прежде всего, наслаждением, чувственным удовольствиемпотребностью в безопасности для себя и для другихследованием принятым обычаямблагополучием в общении с близким окружением.

Состояние моратория идентичности соотносится с ценностями доброты, достижения, безопасности, стимуляции, что характерно всей выборке испытуемых. Мы предполагаем, что ценностные ориентиры личности в период моратория на достижение идентичности в качестве мотивационной цели определяются, прежде всего, сохранением благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактахжеланием личного успеха через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартамипотребностью в стабильности взаимоотношений, стремлением к новизне и глубоким переживаниям.

Состояние предрешенности идентичности согласуется с ценностями конформности, власти, универсализма и самостоятельности, что характерно всей выборке испытуемых. Можно предположить, что ценностные ориентиры личности с предрешенной идентичностью в качестве мотивационной цели определяются, прежде всего, сдерживанием и предотвращением действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиямдостижением социального статуса, уважения и престижа, контроля или доминирования над людьми и средствамипониманием, терпимостью и защитой благополучия всех людей и природыпотребностью в самоконтроле и самоуправлении.

Состояние достигнутой идентичности в большей мере согласуется с ценностями достижения, самостоятельности, традиции, гедонизма, что характерно всей выборке испытуемых. Мы предполагаем, что ценностные ориентиры личности с достигнутой идентичностью в качестве мотивационной цели определяются, прежде всего, потребностью в личном успехе через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартамисамостоятельностью мышления и выбора способов деятельности, потребностью в автономности и независимостиуважением, принятием обычаев и идей, проявлениями групповой солидарностинаслаждением и полнотой эмоций, чувственным удовольствием.

В результате факторного анализа ценностная составляющая проявили себя как самостоятельная компонента развития идентичности «Я». Рефлексивная составляющая самостоятельно себя не проявила, а вошла в фактор вместе с ценностной, что позволило нам сделать предположение о их существенной значимости в процессе становления идентичности личности и связанности, соответственно мы можем сделать вывод о том, что становление идентичности личности обусловливается ее ценностным содержанием и рефлексивными возможностями.

Предложенный нами рефлексивный тренинг идентичности личности, проведенный в группах 10−11 класса, обеспечивает развитие позитивного самоотношения, самопонимания, рефлексивности личности, что снижает психологическую диффузность и оптимизирует становление продуктивной идентичности личности.

Таким образом, мы можем сказать о том, что выдвинутая гипотеза подтверждена, а поставленные задачи решены.

Вместе с тем, необходимо отметить, что проведенное нами исследование не исчерпывает всего многообразия проблемы, и представляет собой лишь один из вариантов ее решения, намечает направления возможного дальнейшего изучения и экспериментального исследования феномена идентичности личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А.Абульханова-Славская. М., 1981. — 385 с.
  2. , В.Л. Идентичность. Новая Философская энциклопедия: В 4 т. / В. Л. Абушенко. М., 2001. — Т. 1. — 480−490 с.
  3. , Е.П. Проблема юношеского самоопределения в практике работы школьной психологической службы: Учебное пособие для вузов / Е. П. Авдуевская, Т. А. Араканцева. -М.: Наука, 1994. 146−157с.
  4. , Е.П. Вверх по лестнице, ведущей вниз. Особенности социализации в нестабильном обществе / Е. П. Авдуевская // Магистр. -1992.-№ 3.-С. 10−15.
  5. , Е.П. Особенности ценностно-нормативной социализации в юношеском возрасте в ситуации социальной нестабильности / Е. П. Авдуевская // Труды по социологии образования. М.: Центр социологи образования РАО, 1993. — Т. 1. вып. 2. — С. 64−76.
  6. , B.C. Межгрупповое взаимодействие / В. С. Агеев. М.: МГУ, 1999.-112 с.
  7. , А. Индивидуальная психология / А. Адлер // История зарубежной психологии в 30−60-е годы XX в. М., 1989. — 457 с.
  8. Алексеев, Н. Г Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения / Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, И. С. Ладенко, И. Н. Семенов. Новосибирск, 1991. — 74 с.
  9. , В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В. Г. Алексеева // Психологический журнал. 1984. -Т. 5. № 7.-С. 63−70.
  10. , Л.Ф. Проблема активности личности в психологии: Автореф. дисс. .докт. психол. наук / Л. Ф. Алексеева. Томск, 1997. — 43 с.
  11. , Г. А. Биофизиология индивидуальности: мембраны и модели. / Г. А. Аминев // Итоги науч.-практ. конференции межфакультетского центра психологии БГУ Уфа, БОРПО, БашГУ, 1998. — 208 с.
  12. , Г. Психосоматическая терапия / Г. Амон. СПб.: Речь, 2000. — 507 с.
  13. , Б.Г. Теория ощущения /Б.Г.Ананьев. Л.: ЛГУ, 1961. — 250 с.
  14. , Б.Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. 1963. — № 5. — С. 3−18.
  15. , Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии /Г.М.андреева // Вопросы психологии. 1979. — № 6. — С. 2638.16.
Заполнить форму текущей работой