Мотивы учебной деятельности как фактор эффективности обучения взрослых в период профессиональной переподготовки
Диссертация
Основу психолого-педагогических рекомендаций по организации психологического сопровождения процесса обучения взрослых в условиях дополнительного профессионального образования составили: понимание того, что мотивы учебной деятельности взрослых имеют динамический характер и определяются сознанием первичной профессиональной подготовки, содержанием и формами учебной деятельности в период… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теория мотивации учения в системе непрерывного образования
- 1. 1. Теория мотивации: история и сущность
- 1. 2. Исследование мотивов учебной деятельности в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 3. Методы научного исследования мотивов учения и особенности формирования профессионального самоопределения в процессе профессиональной переподготовки
- Глава II. Экспериментальное исследование взаимодействия мотивов учебной деятельности взрослых в период профессиональной переподготовки
- 2. 1. Модель соотношения мотива с эффективностью учебной деятельности слушателей факультета профессиональной переподготовки
- 2. 2. Связь мотивов учебной деятельности взрослых с потребностью в познании, в достижении, в аффилиации, в доминировании
- 2. 3. Мотивы и отношение к учению взрослых в период профессиональной переподготовки
- Глава III. Дополнительное экспериментальное исследование влияния мотивов на эффективность учебной деятельности взрослых в период профессиональной переподготовки
- 3. 1. Организация исследования и постановка задачи
- 3. 2. Исследование мотивационной природы «легкости -^ трудности» учения взрослых в период профессиональной переподготовки
- 3. 3. Исследование мотивационной природы удовлетворенности учением и отношения к новой профессии
- Выводы
Список литературы
- Абрамов, Г. С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков//Вопросы психологии. — 1985. — № 6. -С.38−45.
- Абульханова Славская, К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
- Алхазишвили, A.A. О разнородном характере мотивационной основы процесса учения// Материалы III Всесоюзного съезда психологов.- М., 1968. Т.1. — С.172−173.
- Аминов, H.A. Некоторые теоретические аспекты дифференциальной психодиагностики специальных способностей//Типологическая диагностика и образование/ Под. ред. Е. П. Гусевой. М., 1994.
- Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки//Уч. зап. ЛГУ, № 265. Серия философских наук, вып. 16. Психология, — Л.: Изд-во Ленинградского у-та, 1959. С.41−60.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания//Избранные психологические труды. М., Изд-во Педагогика, 1980. Т.1. — С. 17 178.
- Анцыферова, Л.И. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969.
- Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. -М.: Мысль, 1976. 158 с.
- Асеев, В.Г. О диалектике детерминированного психического развития в психологии. М.: Наука, 1979. — С.21−38.
- Божович, Л.И. Морозова, Н.Г., Славина, Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР, 1951.- № 36. 36 с.
- Божович, Л.И. Отношение школьников к учению какпсихологическая проблема//Известия АПН РСФСР. 1951. № 36.
- Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка//Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
- Бровина, JI.B. Мотив как регулятор общественно-политической деятельности студентов. Сб. «Мотивы жизнедеятельности студентов. Каунас, 1971. С.335−337.
- Брунер, Д. Процесс обучения. М., Изд-во АНН РОСТ. 1992. -84с.
- Вайсман, P.C. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. 1973. — № 4, -С.30−39.
- Вайсман, P.C. Мотивация учебной деятельности и научно-познавательные интересы студентов//Новые исследования в психологии. М., 2002, вып.2, — С.39−41.
- Вартанова, И.И. К проблеме диагностики мотивации//Вестник МГУ. Психология. Сер 14, 1998. — № 2.
- Вербицкий, A.A., Платонова, Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М., 1986.
- Вилюнас, В.К. Психологические механизмы в мотивации человека. М., 1990.
- Вопросы повышения эффективности и качества обучения в медицинском вузе (методическая разработка для преподавателей) / Под ред. Сыченкова И. А. М., — 1978. — 78 с.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология. М.: Работник просвещения, 1926, — 348 с.
- Выготский, JI.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПНРСЗСР, 1960. — 500 с.
- Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Московский университет, 1988.
- Габдреев, Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М.: Наука, 2001. — 167 с.
- Гальперин, П. Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Москв. ун-та, 1976. — 149 с.
- Гебос, А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению//Воспитание, обучение и психологическое развитие. М., 1999. — 4.1. — С. 54.
- Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2-х т. М., 1992.
- Гусева, Н.Д. Исследование успеваемости студентов (факторный анализ)//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во СПбГУ, 2003. — С. 92−96.
- Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1974. — 424 с.
- Давыдов, В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы психологии. 1976, — № 4, — С.3−15.
- Джидарьян, И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. М., 1974.
- Дмитриева, И.О. Мотивация познавательной деятельности студента в учебном процессе//Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас, — 1991. Вып. 3. — С.263−270.
- Додонов, Б.И. Потребность, отношение и направленность личности//Вопросы психологии. 1973. — № 5. — С. 18−29.
- Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, A.M. Учебник по общей психологии. М.: Академия, 2002.
- Жданова, P.A. Процесс развития мотивации учения в свете современных философских концепций развития//Стимулы и мотивы познавательной деятельности учащейся молодежи. Владимир, 2000, с.62−66.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2005. -384 с.
- Ильин, B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов н/Дону, 1971. 224 с.
- Ильин, Е П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
- Казанцева, Г. Н. Влияние дальности цели на активность личного и общественного мотивов учебной работы у старшеклассников//Экспериментальные исследования личности и темперамента. Пермь, 1972. — Вып.7. — С.71−100.
- Кемеров, В.Е. О двойственном характере детерминации мотивов поведения личности//Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас, 2001. — Вып.4. — С.33−38.
- Климов, Е.А. Выбор профессии и профконсультация // Профессионально-техническое образование. 1972. — № 7. -С.50−51.
- Кобыляцкий, И.И. Социальные и личные мотивы, определяющие отношение студентов университета к высшему образованию//Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас, 2001. Вып. 4.- С.302−307.
- Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 192 с.
- Колесова, A.M. О факторах, влияющих на учебную успешность студентов младших курсов//Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Спб ГУ, 2003. — С. 29−30.
- Корчагина, Т.Д. Уверенность в успехе и эффективность учебной деятельности студентов педвуза//Психолого-педагогические исследования организации и оптимизации обучения. М., 1980. — С.111−113.
- Костюков, П.Н. Методика формирования познавательного интереса у студентов медицинского вуза. М., 1978. — 20 с.
- Кузнецова, И.В. //Потребность человека в эмоционально -доверительном общении. Психология XXI века: Тезисы Международной Межвузовской научно — практической студенческой конференции. — СПб., 1999.
- Кулюткин, Ю.Н., Сухобская, Г.С. Мотивация познавательной деятельности. JL, 1972. — 117 с.
- Лапкин, М.М., Яковлева, Н.В. Мотивация учебной деятельности и успешности обучения студентов в вузе// Психологический журнал. 1996. — Т. 14, — № 4.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность и сознание//Вопросы философии. 1972, № 9. — С.12.
- Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. Изд-во МГУ, 1971. — 40 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 495с.
- Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. -Известия АПН ВЖР. 1947. Вып.7. — С.3−40.
- Лефрансуа, Г. Психология для учителя. Прикладная педагогическая психология. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003.- 416 с.
- Лингарт, И. Процесс и структура человеческого учения.' М., Прогресс. — Изд. 2. — 2004. — 854 с.
- Лисовский, В.Т., Дмитриев, A.B. Личность студента СпбГУ, 1994. — 184 с.
- Лукавский, Ц. Методы измерения мотивации достижения // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: Мецниереба, 1994. С. 153−157.
- Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 479 с.
- Ляудис, В .Я., Мещерякова, А.И. К вопросу об адаптации и формировании личности студента в высшей школе//Проблемы педагогики высшей школы. М., 1993. — С. 1 ?81 -188.
- Магомед Эминов, М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. .канд. — М., 1987.
- Магомед Эминов, М. Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика. — М., 1987.
- Майер, Э.А., Морозова, Н.П. // Факторы, влияющие на успеваемость студентов I и П курсов. Вопросы научной организации учебного процесса. Труды Сибирского автомобильно-дорожного института. Сб. 1, вып. 39, Омск, 1993.- С. 11−19.
- Маркова, А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников//Вопросы психологии. 1980. — № 5. -С. 47−60.
- Маркова, А.К., Абрамова, Г.С. Психологические исследования учебной деятельности школьников//Воспитание, обучение и психическое развитие, М., 1977.- ч.2, — С.32−441.
- Маркова, А.К., Матис, Т.А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990, — 191 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. — 352с.
- Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников. -М., 1984.
- Менчинская, H.A. Психологические основы обучения//Орновы дидактики. М., Просвещение, 1967. — 170с.
- Мерлин, B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие для спецкурса. Пермь, 1991. — 220с.
- Михайлов, H.H. О потребностях человека, их возвышении и формировании. Изд-во Знание, М., 1981. — 64 с.
- Михальчик, Т.С. Некоторые особенности влияния мотивации на успешность обучения студентов//Мотивация учения. Волгоград, 1976.- С.102−108.
- Моральное стимулирование учения студентов (методическая разработка в помощь преподавателю вуза). Орлов Ю. М., Творогова Н. Д., Шарай В. Б., Шкуркин В. П., Изд-во I ММИ им. И. М. Сеченова, 1998. — 31с.
- Моргун, В.Ф. Проблемы воспитания познавательной мотивации личности в учебной деятельности. Спецкурс лекций. — М., Ф-т психологии МГУ, 1997. — 75с.
- Моргун, В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии.- 1976. № 6, — С.54−68.
- Москвичев, С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях Киев, Наукова думка, 1975. — 144 с.
- Непомнящая, Н.И. и др. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. -1980. -№ 1. С. 20−30.
- Низамов, P.A. Диалектические основы активизации учебной деятельности студентов. Изд-во Казанского ун-та, 1975. 304 с.
- Никиреев, Е.М. К теории вопроса изучения мотивационной сферы личности. В сб.: Личность в системе коллективных отношений. М., 1990. — С. 178.
- Нюттен, Е. Мотивация // Экспериментальная психология / Ред. -сост. П. Фресс, Ж. Пиаже / Пер. с франц. М. 1986. Гл. XV.
- Обуховский, К. Психология влечений человека М.: Прогресс, 1972. — 246 с.
- Орлов, Ю.М. Академическая успешность и социальные потребности личности//Потребности и мотивы учении-деятельности студентов медвуза. М., 1976. — С.4−26.
- Орлов, Ю.М. Измерение социогенных потребностей с помощью тестов тематической апперцепции//Проблемы сформирования социальных потребностей. Тбилиси, 1994. — С. 159−161.
- Орлов, Ю.М. Положение учащихся в группе и его мотивы к учению//Третий Всесоюзный съезд общества психологов СССР. М., 1968. т.2.
- Орлов, Ю.М. Шкала отношения к учению и шкала экзаменационной тревоги, для студентов//Психолого-педагогические исследования организации и оптимизации обучения в медицинском вузе. М., 1980. — С.97−106.
- Орлов, Ю.М., Творогова, Н.Д., Шкуркин, В. И. Стимулирование побуждения к учению. М., 1988.
- Орлов, Ю.М., Шкуркин, В.И., Орлова, Л. П. Построение тест-вопросника для измерения потребности в достижениях// Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М., 1974. — С.76−95.
- Пахальян, Д.Э. Личностно ориентированное консультирование в образовании. — М.: ПЕР СЭ, 2003. — 192 с.
- Петровский, A.B. Возрастная педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973. 288с.
- Петровский, A.B. Мотивация как проявление потребностей личности//Общая психология (учебник для студентов пед. институтов) / Под ред. А. В. Петровского. Изд.2-е. доп. и переработан. М., Просвещение. 1977. — С.110−129.
- Петровский, A.B. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности // Вопросы психологии. 1973. — № 5, — С.3−17.
- Петровский, В.А. К пониманию личности в психологии// Вопросы психологии. 1981. — № 2. — с. 40−46.
- Прогнозирование социальных потребностей молодежи / Под ред. Бестужева И. В. и Орлова Ю. М. М.: Наука, 1998. 207 с.
- Рубинштейн, C.JI. Бытие и сознание. М., 1975. — С.307−320.
- Рубинштейн, C.JI. Принципы и пути развития психологии. -М.: Изд-во АН СССР, 1959. 354 с.
- Рубинштейн, C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
- Саражинский, И.Х. Процесс формирования отношения студентов к академической деятельности в вузе//Мотивы жизнедеятельности студента. Каунас, 1991. — С. 289−294. '
- Северухина, Г. А. Мотивация деятельности студента как один из факторов, влияющих на бюджет времени студента// Мотивация жизнедеятельности студента, Каунас. 1991. С. 394 402.
- Сибгатуллина, И.Ф. Одаренные интеллектуально. Казань, Издательство Казанского Университета. — 2003. — 255 с.
- Сибгатуллина, И.Ф. Психологический компонент профессиональной компетентности // М.: Методист, 2002. — № 5. — с.27−29.
- Славина, JI.C. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотив деятельности школьника: Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1997. 800 с.
- Творогова, Н.Д. Техника общения студента и его успешность на экзамене//Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза, М., 1976. — С. 62−65.
- Телегина, Э.Д. Мотивы и задачи интеллектуальной деятельности. М., 1983. С.53−62.
- Торндайк, Э. Процесс учения у человека. М.: Учпедгиз, 1935. — 159 с.
- Торндайк, Э. Психология обучения взрослых. М.: Учпедгиз, 1931. 164 с.
- Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 450 с.
- Форутнатов, Г. А., Петровский, А. В. Проблема потребностей в психологии личности // Вопросы психологии. 1965. — № 8. -С. 12−20.
- Фридман, JI.M., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. — 392 с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ И. И. Ильясов, В. А. Ляудис и др.- под ред. И. И. Ильясова, В .Я. Ляудис. М., 1980.
- Чалдинин, Р. Психология влияния. СПб., 1999.
- Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991.
- Чирков, В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. — № 3.
- Чхартишвили, Ш. А. Роль и место социогенных потребностей в учебно-воспитательной деятельности/УНекоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. Тбил.: Мецниереба, 1994.- С. 5−32.
- Чхартишвили, Ш. Н. Проблема мотивации волевого поведения. Тбилиси, 1958.
- Шадриков, В.Д. Деятельности и способности. М.: Логос, 1994.
- Шадрина, Т.В. Динамика профессиональной мотивации молодогоучителя / Под ред. С. Г. Верийловского. Л. — 1978. -С.54−71.
- Шарай, В.Б. Личностные особенности и экзаменационный стресс//Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974. С. 87.
- Шкуркин, В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность/ЛПотребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. М., 1976. С.91−102.
- Шкуркин, В.И., Аврамков, Д.В. Мотивы, активизирующие учебную деятельность студентов//Психолого-педагогические исследования организации и оптимизации обучения в медицинском вузе. М., 1980. С.141−145.
- Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 2002. 351с.
- Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969, — 317с.
- Allport, G.W. The nature of personality. Cambridge, 1990. — p. 78.
- Anderson, H. E., White, W. R, Waloh, J.A. Generalized, effects of praise and reproof. Journal of Educational Psychology, 1966. -vol.57, — p. 169−179.
- Atkinson, J.W. Motivational Determinants of Rislctalcing behavior.- Psychol. Eev.v.64, 1997. p. 559−572.
- Atkinson, J.W. The achievement motive and recall of interrupted and complete Tasks. J. Bexp. Psychol., 1935. — p. 584−590.
- Baker, R.W., Madell, Т.О. A continued investigation of susceptibility to destraction in academically underachieving and achieving male college students. Journal of Educational Psychology. 1995. vol. 56, — p. 254−258.
- Berlyne, D.E. Conflict, arousal and curiosity. N.Y., 1960.
- Boyd, R. Measuring need of achievement and need of affiliation in the classroom. Australian Psychologist, 1996. — v. 11, — N 2, -p.185−192.
- Bryan, J. F., Lock, E.A. Goal setting as a means of increasing motivation.- Journal of Applied Psychology, 1997. vol. 51, -p.274−277.
- Buck, R. Human Motivation and Emotion. N.Y., 1976.
- Cattell, R.B. Personality and Motivation: Structure and Measurement. N. Y., 1957.
- Entwistle, D.E. Attensity factors of specific set in school learning. — Harvard Educations. — Review, 1991. — vol. 51, — p. 84 101.
- Entwistle, N.J. Academic motivation sand school attainment. -British Journal of Educational Psychology, 1998. vol. 58, — p. 181 188.
- French. E.G. Some characteristics of achievement motivation. J. Exp. Psychol, 1995. — p. 252−526.
- Hall, G. Psychology of Motivation. N.Y., 1961.
- Heckhausen, H. Motivationsanalyse der Ansprchsniveau. Setzung, psychologische Forschung. 1 955.
- Heckhausen, H. Hofmung und Furcht in der Leistungsmotivation. Meisenheim am Glan, Hain, 1993. p.587.
- Heckhausen, H. Motivation und Handeln. Lehrbuch der otivationspsychologie. Berlin, Springerverlag, 1990. — 785 S.
- Heckhausen, H. The anatomy ofachievent motivation. N.Y., Academic Press, 1997. — p. 215.
- Henning, W. Lemmotive bei Schulern. Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1998. — 98 S.
- Heyns, B., Veroff, J., Atkinson, I. A scoring manual for the affiliation motives. In «Motives in Fantasy Action and Society». N.7., 1998. p.205−218.
- Kennedy, W.A., Willieiat, H.G. Praise and blame as incentives. Psychological Bulletin, 1994. vol. 62, — N 5, — p. 525−552.
- Kelley, H. H. Atribution in social interaction. N. Y., 1955.
- Lewin, K. A dynamic theory of personality. N.Y.: Me Grau-Hill, 1995. 286 S.
- Lewin, K. Principles of topological psychology. -New York, London: MeCrow-Hill, 1996. 251 S.
- Lorf, M., Rosenfeld, G. Padagogische Psychologie und sozialistische Bildung. Berlin, 1996. — 28 S.
- Madsen, K.B. Modern Theories of Motivation. Copenhagen: Muksgard, 1991. p. 3 — 55.
- Maslow, A.H. Motivation and Personality. K.7., 1994. 411 S.
- Maslow, A.H. Toward a psychology of being. Princeton, 1968. -240 S.
- Me Clelland, D. C., Atkinson, J. W., Clank, R. A. et all. A Scoring manual for the achievement motive. In: Motives in fantasy action and society. J. Atlcinson (red). N. Y: D. Van, Nostrand Company, 1998. — p. 179−204.
- Me Clelland, D.C. Power: the inner experience. N.Y., Irvington publ., 1995. 427 S.
- Me Clelland, D.C. Bisk taking in Children with high and low Meed for Achievement. In: Motivation in fantasy Action and Society. D. Van Nostrand Company. N.Y. 1996. — p. 506−521.
- Me Glelland, D., Dark, E., ICoby, Th. and J. Atkinson. The effect of the Need for Achievement in Thematic apperception: «Motives in Fantasy Action and Society». N. Y, 1998. — p. 64−82.
- Mehta, P. The achievement motive in high school boys. New. Delhi, 1999. — p.202.
- More, A. Delay of feedback and. the acquisition and. retention of verbal material in the classroom. Journal of Educational Psychology, 1999. — vol. 60, — p. 559−542.
- Morgan, G.D., Murray, H.A. A method for investigating fantasies: the thematic apperception test. «Archives of Neurology and Psychiatry"-, 1995. — vol. 54, — N 2, — p. 289−506.
- Murray, H.A. (Ed). Explorations in personality. N.Y., Oxford Univ. Press, 1998. — p. 761.
- Nuttin J. Motivation et perspectives dvenir. Louvain: Presses Tjniv. d-e Louvain, 1990. p. 288.
- Nuttin, J. Theorie de la motivation humaine. Du besoin au projet daction. P.: Presses Tiniv. d-e Prance, 1990. — p. 504.
- Rosenfeld, G. Theorie und Praxis der Lemmotivation.-Berlin: V3B Deutsehe Terlager Wissenschaften, 1997. 216 S.
- S. Freud. New Introductory Lectures on Psychjo-Analysis. -N.Y., 1995. p. 25−105.
- Veroff. J. A scoring manual for the Power motive. -In: «Motives in Fantasy Action and Society». N.Y., 1998. — p. 219−255.
- Winterbotton, M. R. The relation of need for achievement to learning experiences in independence, and mastery. In: Motives in Fantasy, Action, and Society. Princeton. N.Y., 1998. — p. 455−478.
- Woodworth, R.S. Dynamic Psychology. N. Y, 1998. — p. 405.