Особенности психологической защиты воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Диссертация
Характерные особенности форм ПЗ, «используемых» воспитателями с высшим образованием, позволяют говорить о большей зрелости личности, но меньшей эмоциональности, искренности, открытости, что можно сказать также и в отношении воспитателей специальности «учитель». Взрослому в интеллекте" трудно «спуститься» к детям, понять их, что подтверждают связи данных форм ПЗ с проявлениями… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
- 1. 1. Подходы к определению психологической защиты в разных теоретических контекстах
- 1. 2. Психологическая защита в диаде «воспитатель — ребенок»
- 1. 3. Проблема педагогических позиций в психолого-педагогической литературе
- 1. 4. Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация исследования по проблеме
- 2. 2. Объем социальной выборки и общая характеристика обследуемых
- 2. 3. Характеристика психодиагностических методов, используемых в исследовании, и их обоснование
- 2. 4. Характеристика методов математико-статистической обработки данных
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
- 3. 1. Особенности психологической защиты воспитателей
- 3. 2. Особенности педагогических позиций у воспитателей
- 3. 3. Особенности взаимосвязи психологической защиты и педагогических позиций у воспитателей
Список литературы
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. — Брест: БГПИ им. А. С. Пушкина, 1993. — 144 с.
- Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е. А. Цыпина. СПб.: Академический проект, 1997. — 256 с.
- Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2002. -681 с.
- Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа / Пер. с англ. И. С. Козыревой, И. Е. Киселевой М.: Изд-во агентства «Яхтсмен», 1995. — 604 с.
- Амонашвилли Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
- Амонашвилли Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. — 560 с.
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2. / Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. — 376 с.
- Арестова О.Н., Калинина Н. В. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 1. — С.20−29.
- Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 2000. — 26
- Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций- Новгород: НГПИ, 1992. 24 с.
- Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1990. — 20 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Аспект Пресс, 1990. — 367 с.
- Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. -М.:АСТ- Ижевск: Удмуртский ун-т, 2002. 422 с.
- Бассин Ф.В. О «силе Я» и психологической защите // Вопросы философии. 1969. № 2. — С. 118−125.
- Бассин Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. 1988. № 3. — С. 78−86.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. — 399 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -420 с.
- Бернстейн А. Справочник статистических решений / Пер. с англ. и предисловие Л. С. Кугаева. -М.: Статистика, 1968. 164 с.
- Бессознательное: Сб. статей. Новочеркасск: Агенство «Сагуна», 1994.- 224 с.
- Блюм Г. Психоаналитические теории личности / Перевод с англ. М.: КСП, 1996.-247 с.
- Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Том 1 (АО): Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 592 с.
- Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Том 2 (П-Я): Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 560 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. — С. 11−17.
- Бондаревская Е.В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.-304 с.
- Боровиков В.П., Боровиков И.П. STATISTIKA Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. — 608 с.
- Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
- Борытко Н.М. Педагог в пространстве современного воспитания / Науч ред. Н. К. Сергеев: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1991.-141 с.
- Варначева Л.В., Гусева Т. А., Джузенова Р. Б. и др. Школьные проблемы глазами психологов. М.: Российское психологическое общество, 1998. — 198 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -100 с.
- Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. — 172 с.
- Вопросы клиники и психотерапии алкоголизма и неврозов: Сб. статей / Под. ред. В. Е. Рожнова. М.: ЦОЛИУВ, 1974. — 126 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Масс Медиа, 1995.-238 с.
- Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. Л. И. Хайрусовой. М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. JL: Изд-во ЛГУ, 1988.-560 с.
- Грановская P.M., Березная И .Я. Интуиция и искусственный интеллект. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-268 с.
- Грановская P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1998. — 352 с.
- Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1994.-26 с.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
- Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: Речь, 2001.-352 с.
- Деркач А.А. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. -СПб.: Питер, 2003. 256 с.
- Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии: Учебное пособие. М.-Новгород, 1995. — 272 с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. — 205 с.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997. — 344 с.
- Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. № 4. — С. 14−22.
- Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1990. — 255 с.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1980. — 170 с.
- Захарова Ю.Б. О моделях психологической защиты на уровне межгруппового взаимодействия // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 3.-С. 11−20.
- Зачепицкий Р.А. Симптоматические методы и патогенетическая система психотерапии и психокоррекции // Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. — С. 208−231.
- Зачепицкий Р.А. Социальный и биологический аспекты психологической защиты // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. — С. 22−27.
- Зейгарник Б.В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии // Вестник МГУ. 1981. № 2. — С. 9−15.
- Земска М. Семья и личность / Пер. с польского JI.B. Васильевой. М.: Прогресс, 1986. — 133 с.
- Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей. СПб.: Детство-пресс, 1999. — 144 с.
- Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2002. — 160 с.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагенство, 1995. — 168 с.
- Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения. Методические рекомендации. М.: Всероссийский центр по проблемам общения, 1990. -31 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 196 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. -144 с.
- Карвасарский Б.Д. Неврозы: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1980.-488 с.
- Киршбаум Э.И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М.: Смысл, 2000.- 181 с.
- Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 192 с.
- Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. № 6. — С. 84−89.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Минск, 1997. — 282 с.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988. — 184 с.
- Кондрашенко В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учебное пособие. Минск: Высшая школа, 1997. — 464 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 144 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.-183 с.
- Кураленкова Н.П. Формирование качеств личности педагога как субъекта общения в процессе обучения профессиональной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1995. — 171 с.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970. — С. 178−208.
- Лаплаш Ж., Понталис Ж. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. и предисл. Н. С. Автономовой. М.: Высшая школа, 1996. — 623 с.
- Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994. -192 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 320 с.
- Лихачева Н.Л. Способность воспитателя формировать социально-психологический климат детской группы как показатель профпригодности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань. 2000. — 21 с.
- Ломов Б.Ф. Общественные отношения как общее основание свойств личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб.: Питер, 2000. С. 60−66.
- Лучшие психологические тесты. Харьков: Принтал, 1994. — 320 с.
- Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М.: Класс, 1998. -480 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. — 592 с.
- Мальковская Т.И. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. -144 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., ООО Речь, 2000.-150 с.
- Матейчек 3. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992. — 186 с.
- Менинжер В., Лиф М. Вы и психоанализ / Пер. с англ. Т. Б. Евдокимовой. СПб.: Академический проект, 1998. — 192 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 1988. — 200 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 216 с.
- Михайлов А.Н., Ротенберг B.C. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии. — 1990. № 5. -с. 106−111.
- Мы и наша семья: Кн. для молодых супругов. Сборник / Под ред. В. Зацепина и В. Цимбалюк. М.: Молодая гвардия, 1987. — 415 с.
- Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — С. 95−105.
- Налчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М.: Мысль, 1972. — 271 с.
- Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988.-262 с.
- Невротическая личность нашего времени: Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской. М.: Издательская группа «Прогресс-Универс», 1993.-480 с.
- Недосека О.Н. Особенности профессиональной деятельности воспитателя дошкольного учреждения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -СПб., 2000.-21 с.
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита детей. -СПб.: Речь, 2000. 507 с.
- Обозов Н.Н. Личность: акцентуации характера. СПб.: Международная академия психол. наук, Балтийская педагогическая академия, отделение практической психологии, 1996. — 48 с.
- Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М.: Изд-во МГУ, 1987. 303 с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для студентов вузов и практических работников. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995. — 224 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. завед. / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. -302 с.
- Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? (12 уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника). М.: Дело, 1996. -272 с.
- Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Минск: Высшая школа, 1986.- 156 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
- Педагогическая психология: Учебное пособие / В. Г. Казанская. -СПб.: Питер, 2003. 366 с.
- Педагогическое воздействие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики. Пермь, 1975. — 138 с.
- Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальт-терапии). М.: Гиль-Эстель, 1993. — 240 с.
- Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада. М.: 1993. — 176 с.
- Практическая психодиагностика: методики и тесты / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998. — 668 с.
- Практическая психология для преподавателей / Под. ред. М.К. Тутуш-киной. М.: ИНД «Филинъ», 1997. — 328 с.
- Практическая психология. Методология и методики научного исследования: Сб. статей. СПб.: Образование, 1996. — 152 с.
- Практическая психология. Учебник для студ. высш. учеб. заведений / М. К. Тутушкина, С. А. Волков и др. СПб.: Дидактика плюс, 1998. -336 с.
- Профессионально педагогическая и специальная подготовка студентов как социокультурная деятельность: Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции, 1 февраля 2000 г.: В 2 ч. -Рязань.: Изд-во РГПУ, 2000. ч. 1. — 120 с.
- Профессионально педагогическая и специальная подготовка студентов как социокультурная деятельность: Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции, 1 февраля 2000 г.: В 2 ч. -Рязань.: Изд-во РГПУ, 2000. ч. 2. — 156 с.
- Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма / Сост. и авт. предисл. А. М. Руткевич. М.: Юрист. 1995. -623 с.
- Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов / Под. ред. Л. И. Вассермана. СПб.: ПНИ им. В. М. Бехтерева, 1999. -45 с.
- Психологическая подготовка к педагогической деятельности. Практикум: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. Н. Борисов, О. Г. Ковалев, С. А. Лузгин, А. И. Ушатиков.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 144 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999. 440 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПГУ. — 152 с.
- Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов / Под ред. В. А. Петровского. М.: Аспект Пресс, 1995. — 152 с.
- Психология профессиональной подготовки / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПГУ, 1993. — 172 с.
- Психология развивающейся личности / Под. ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 238 с.
- Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1999.- 584 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. -СПб.: Питер Ком, 1999. 752 с.
- Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: учебное пособие по спецкурсу. Л.: JII НИ им. А. Н. Герцена, 1989. -84 с.
- Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб.: ВосточноЕвропейский ин-т психоанализа, 1995. — 288 с.
- Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии. 1990. № 2. — С. 77−81.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология.- СПБ.: Питер Ком, 1999. 416 с.
- Реан А.А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности: Учебно-научное издание. СПб.: Медицинская пресса, 2002. -352 с.
- Романов И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. (Введение в теорию, практику и историю психоанализа). Пособие для учителей. М.: Интерпракс, 1994. — 288 с.
- Романова Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи: Талант, 1996. -144 с.
- Рубинштейн С.Л. О личностном подходе // // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — С. 23−32.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1998. — 384 с.
- Руководство по психотерапии / Под. ред. В. Е. Рожнова. Т.: Медицина, 1985.-719 с.
- Самоукина Н.В. Игры, в которые играют.Психологический практикум. Дубна.: Феникс +, 2000. — 128 с.
- Сандлер Дж., Дер К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: основы психоаналитического процесса. М.: Смысл, 1995. — 194 с.
- Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
- Сериков в.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. т"-1994. № 5.-С. 48−50.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2000. 350 с.
- Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос, 2001. — 96 с.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: ACADEMA, 2000. — 216 с.
- Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании педагога. СПб., 1999. — 164с.
- Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Выпуск 2. Биробиджан, 2003. -104 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Словарь психолога-практика / Сост. В. Н. Щвыдренко. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.-976 с.
- Слуцкий В.М. Современное состояние детского психоанализа // Вопросы психологии. 1988. № 5.- С.161−168.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект-пресс, 1995. — 271с.
- Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В. В. Юрчук. Мн.: Элайда, 2000. — 704 с.
- Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 128 с.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 128 с.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 215 с.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви). М.: Педагогика, 1986. — 157 с.
- Стюарт Я. Современный транзактный анализ. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 330 с.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. — 432 с.
- Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития / Пер. с англ. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 528 с.
- Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами. — СПб.: Издание Санкт-Петербургского ин-та усовершенствования врачей, 1992. 23 с.
- Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. JI.: Медицина, 1984.- 192 с.
- Тютюнник В.И. Основы психологических исследований: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521 000 «Психология». — М.: УМК «Психология», 2002. — 208 с.
- Тютюнник В.И. Основы психолого-педагогического исследования творческого труда дошкольников. Учебное пособие. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1992. — 176 с.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки / Под ред. Ш. А. Надирашвили, В. К. Цаава М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1997.-448 с.
- Урбах В.Ю. Статистический анализ в биологических и медицинских исследованиях. М: Медицина, 1975. — 296 с.
- Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В. А. Петровский и др. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
- Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2000. — 288 с.
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или Переговоры без поражения. -М.: Прогресс, 1991. 158 с.
- Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В. К. Котырло. М.: Педагогика, 1987. — 141 с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1993. — 144 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции / Пер. с нем. СПб.: Питер, 2001.-381 с.
- Фрейд 3. Интерес к психоанализу. Ростов н/Д, 1998. — 192 с.
- Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций. Методика и техника психоанализа. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 2001. — 704 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. — 447 с.
- Фридман JI.M. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. М.: Ин-т практической психологии, 1997. — 287с.
- Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Г. Ф. Швейника. М.: Прогресс, 1990.-269 с.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. -162 с.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. Собр. соч. в 3-х т. М.: Смысл, 1997. — Т. 3. — 694 с.
- Хорни К. Невроз и личностный рост / Пер. с англ. Е. И. Замфир / Науч. ред. М. М. Решетникова. СПб.: Б.С.К., Восточно-Европейский ин-т психоанализа, 1997. — 318 с.
- Хрестоматии по педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов / Сост. и вступит, очерки А. Красило и А. Новгородцевой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 416 с.
- Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения исследования и применения). СПб.: Питер Ком, 1998. — 608 с.
- Чиркова Т.И. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие к спецкурсу для дошкольных педагогов-психологов. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. — 107 с.
- Чумакова Е.С. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: Дис.. канд. психол. наук. СПб. 1998.-176 с.
- Чухно А.Г. Психологическое обеспечение личностно-ориентированного образования в педагогическом училище: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1999. — 24 с.
- Шевцова Т.С. Психологические особенности деформаций педагогического общения: Дис.канд. психол. наук. СПб., 1999. — 156 с.
- Шерозия А.Е. К проблеме сознания и бессознательного психического. Т. 1, 2. Тбилиси: Мецниереба, 1969−1973.
- Шерозия А.Е. Психика. Сознание. Бессознательное. Тбилиси, Мецниереба, 1979. -171 с.
- Шерток JI. Непознанное в психике человека. М.: Прогресс, 1982. -312 с.
- Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда / Пер. с франц. М.: Прогресс, 1991. — 288 с.
- Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. В. Б. Ольшанского.- Ростов н/Д: Феникс, 1999. 544 с.
- Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. — Л.: Медицина, 1976. 224 с.
- Юнг К. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995. — 333 с.
- Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущего учителя. Киев: Вища школа, 1987. — 53 с.
- Ego defenses. Theory and Measurement / Ed By H. Conte, R. Plutchic, 1995.
- Cramer Ph. The Development of Defensive Mechanisms, 1990.
- Plutchik R., Kellerman H., Conte H. A structural theory of ego defenses and emotions // Ed Isard E. Emotions in personality and psychopathology.- N.Y.: Plenum Publishing Corporation, 1979. P. 229−257.
- Vaillant G.E. Adaptation to life. Boston, Toronto: Little, Brown and Company, 1977. — 396 p.
- Vaillant G.E. Theoretical hierarchy of adaptive ego mechanisms // Archives of General Psychiatry. 1971. № 24. — P. 107−118.X