Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов
Диссертация
Рассмотрена взаимосвязь пространственно-временных представлений и содержания образа будущего старших школьников. Показано, что представления о родном городе не имеют существенных различий у юных жителей малых и больших городов, что обусловлено приоритетным восприятием среды проживания как родной независимо от величины города. Выявлено различие в восприятии времени старшеклассниками малых… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Особенности образа будущего в юношеском возрасте
- Глава 2. Город как фактор социализации
- Глава 3. Эмпирическое исследование образа будущего у старшеклассников большого и малого города
- 3. 1. Программа исследования
- 3. 2. Результаты исследования
- Выводы
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С.137−145.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 300 с.
- Авдуевская Е.П. Особенности ценностно-нормативной социализации в юношеском возрасте в ситуации социальной нестабильности // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Т.1, Вып.2. М., 1993. С.64−82
- Авдуевская Е.П., Баклушинский С. А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том III. Выпуск IV. М., 1995. С.118−132.
- Андреева Г. А. Социальная психология. М., 1998. 374 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997. 239 с.
- Андреева Г. М., Хелкама К., Дубовская Е. М., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая О. А. Уровень социальной нестабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та, Сер. 14, Психология, 1997 № 4. С.31−41.
- Архитектура и психология: учебное пособие для вузов/ Под ред.А. В. Степанова, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаева. М.: Стройиздат, 1993. 295 с.
- Ахмеров Р.А. Опыт формирования будущей временной перспективы // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990. С.84−88.
- Баскакова И.Л., Кузьмина З. В. О динамике ценностных ориентаций студентов // Новые исследования в психологии, 1971 № 2(4). С. 85−88.
- Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник Моск. ун-та, Сер. 14. Психология. 1997 № 4, С.25−31.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.420 с. 15 .Богучарова Е. И. Ситуация выбора профессии в жизненных планах старшеклассников // Психология личности и время. Тезисы докладов. Т.2. Черновцы, 1991. С.39−41.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4, С.23−34.
- Бронфенбренер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М.: Прогресс, 1976. 166 с.
- Волович А.С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы: Дис. .канд.психол.наук. М., 1990, 168 с.
- Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. 153 с.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19−26.
- Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: Автореф. докт. дисс. М., 1996. 60 с.
- Голд Дж. Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990.304 с.
- Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. 114 с.
- Головаха Е.И. Формирование и развитие жизненной перспективы личности в юности и зрелом возрасте // Жизненный путь личности. Киев, 1987. С.225−236.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984. 207 с.
- Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 317 с.
- Демина И.А. Изучение жизненных перспектив старшеклассников в контексте субъективной картине жизненного пути: Дис. .канд. психол. наук. М., 1997. 111 с.
- Демина И.А. Место психологического времени в структуре личности подростка с асоциальным поведением как проблема дифференциации облика молодежи // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Барнаул, 1993. С. 199−200.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. 480 с.
- Заринская И.З. Эстетические ценности в «деревенской», «городской» и «полугородской» культуре // Ценности, образ жизни и жилая среда. М., 1987. С.88−98.
- Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981. 118 с.
- Иберла К. Факторный анализ. М., 1980. 398 с.
- Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1994, 256 с.
- Киричук Е.И., Лысенко О. П. Временная перспектива и тип становления профессиональной направленности личности // Психология личности и время жизни человека. Тезисы докладов. Т.2. Черновцы, 1991. С. 18−20.
- Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие/ Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. 176 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 336 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.191 с.
- Константинова Е.Е. Субъективное моделирование жизненного пути личности как основа консультирования // Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы. Тезисы докладов. 4.1. М.: Изд-во СГИ, 1999. С. 131.
- Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С.149−152.
- Круглов Б.С. Роль ценностных ориентации: в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. Сб.науч.тр. М.: АПН СССР, 1983. С. 4−11.
- Круусвалл Ю. Детерминация образа жизни семьи в городской среде. //Человек, среда, общение. Таллин, 1980, С.50−86
- Кухарчук A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск, 1976. 128 с.
- Лебедева B. JL Проблемы руководства жизненным самоопределением личности старшеклассников. Автореф. дйс. .канд.пед.наук. М., 1974, 24 с.
- Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» // История психологии. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан, М., 1992. С.198−203.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. 17 с.
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личности: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ, 1996 № 4, С.35−43- 1997 № 1, С.20−27.
- Линч К. Образ города / Пер. с англ. под ред. А. В. Иконникова. М., # 1982.328 с.
- Линч К. Совершенная форма в градостроительстве/ Пер. с англ. Под ред. А. В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1986. 264 с.
- Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. Санкт-Петербург: Питер, 1999. 688 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. 4.1. Пенза, 1994. 171 с.
- Нийт Т. Общие тенденции развития теорий о взаимоотношении человека и среды // Человек, среда, общение. Таллин, 1980, С. 5−25
- Нийт Т. Плотность людей и чувство стесненности: теории и гипотезы // Человек в социальной и физической среде. Таллин, 1983, С.128−141
- Нийт Т. Теории, объясняющие влияние пространственной стесненности //Человек в социальной и физической среде. Таллин, 1983. С.99−127
- Нийт Т., Хейдметс М., Круусвалл Ю. Психология среды в Эстонии // Средовые условия развития социальных общностей. Сб. статей. Таллинн, 1989, С. 125−170
- Орлов А.Б. Две ориентации в исследованиях мотивации за рубежом // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. С.65−78.
- Орлов А.Б. Развитие склонности и временная перспектива личности // Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. С.6−9.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. 208 с.
- Пилипенко В.Р. Психология восприятия и социальная психология в разработке проблемы «образ жизни предметная среда»// Ценности, образ жизни и жилая среда. М., 1987. С.99−110.
- Платонов К.К. Урбанизация, технизация и психика человека // Общество и здоровье человека. М.: Медицина, 1973. С.242−253.
- Пулккинен JI. Лонгитюдное исследование ориентации на будущее у подростков // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С.153−158.
- Раудсепп М. Социально-психологическая эффективность жилища // Человек, общение и жилая среда / Под ред.Ю.Орна и Т.Нийта. Таллин: Изд-во пед. ин-та им. Э.Вильде, 1986. С. 115−153.
- Раудсепп М. среда как место поведения (Школа экологической психологии Роджера Баркера)// Человек в социальной и физической среде. Таллин. 1983, С.143−166
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. T.l. М., 1989. С.293−300.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. 423 с.
- Саарнийт Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 145−148.
- Салмин Л.Ю. Жилище в городе, город в жилище // Ценности, образ жизни и жилая среда. М., 1987. С.76−82.
- Сафин Е.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. № 4. Т.5. С.65−73.
- Серенкова В.Ф. Личностная организация времени как средство реализации жизненных планов // Применение концепции С. Л. Рубинштейна в разработке общей психологии. Сб.науч.тр. М., 1989. С.165−175.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург, 1996. 349 с.
- Синисало П. Особенности трудовой карьеры и жизненные ориентации молодежи // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С.173−175.
- Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии, 1989. № 2. С.27−35.
- Сохань JI.B., Кириллова М. В. Жизненная программа личности как способ сознательной организации ее жизнедеятельности // Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982. С.228−255.
- Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред.Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 287 с.
- Струков Э.В. Социалистический образ жизни: теоретические и идейно-воспитательные проблемы. М.: Мысль, 1977. 263 с.
- Толстых Н.Н. Использование методики неоконченных предложений для изучения временной перспективы // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988. С. 96−109.
- Толстых Н.Н. Отношение к будущему // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987 / Под ред.И. В. Дубровиной. С.42−54.
- Толстых Н.Н. Роль временной перспективы в развитии личности и индивидуальности в юношеском возрасте // Научные основы прикладной психологии. Тезисы докладов. М., 1988. С. 151−152.
- Украинец В.Н. Жизненные перспективы личности // Жизненныйпуть личности. Киев, 1987. С.217−225.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. № 6. С.26−37.
- Филиппов А. Кондратьева Л. Активность личности в общении и профессиональное самоопределение. М., 1976. С. 65−76.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., 1990. С.28−41.
- Хейдметс М. Социально-психологические проблемы жилой среды // Человек, среда, общение. Таллин, 1980. С.26−49.
- Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985.240 с.
- Черноушек М. Психология жизненной среды /Пер. с чешк. М.: Мысль, 1989. 174 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.143с.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологические исследования. М., 1981. 208 с.
- Шкляр Л.Е. Пространственно-временные модели жизненного пути личности // Жизненный путь личности. Киев, 1987. С.200−216.
- Шланек М.А. Категория «жизненные планы» // Философские науки, 1974. № 5. С. 139
- Шляхтин Г. С. Возрастные особенности временной перспективы личности // Психология личности и время. Тезисы докладов. Т.2. Черновцы, 1991. С.13−15.
- Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ.
- Под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. 416 с.
- Шульга Н.А. Социально-пространственная и социально-временная структура жизнедеятельности личности // Стиль жизни личности. Киев, 1982. С.200−228.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С.6−20.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89−105.
- Ярошевский М.Г. История психологии. Изд-во 3-е. М.: Мысль, 1985. 575 с.
- Baron R.M. Ecological approaches to understanding human crowding // Journal of Population, 1979, 2(3), P.235−258
- Calhoun J.B. Crowding and social velocity// S. Arieti, G. Chrzanowski (eds.) New Dimensions in Psychiatri: A World View, Vol.2. N.Y.:Wiley, 1977. P.28−45.
- Cottle T.J. Perceiving time: a psychological studi with men and women. N.Y. 1976. 276 p.
- Douvan E., Adelson I. The Adolescent Experience. N.Y., 1966. 4711. P
- Kastenbaum R. The dimensions of future perspective an experimental analisis // Journal of General. 1961, 65. P.203−218.
- Menu M. Les mythes de la jeunesse. Paris, 1986, 242 p.
- Michelson W. Man and His Urban Environment. Ma: Addison-Wesley. 1976, 242 p.
- Nuttin J.R. Motivation et perspectives d’avenir. Louvain, 1980. 2881. P
- Nuttin J.R. Teorie de la motivation humaine. P., 230 p.
- Proshansky H.M., Ittelson W. H., Rivlin L.G. Freedom of choice and behavior in a physical setting // Proshansky H.M., Ittelson W.H., Rivlin L.G.(eds) Environmental Psychology. N.Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1970, P.173−183.
- Proshansky H.M., O’Hanlon Т. Environmental psychology: Origins and development. 1977, P. 101−129
- Saegert S. High density environments: Their personal and social consequences. Baum & Epstein, 1978, P.257−281
- Schmidt D.E., Keating J.P. Human crowding and personal control: An integration of the research.// Psychological Bulletin, 1979, 86(4), P.680−700
- Schopler J., Stockdale J.E., An interference analysis of crowding // Environmental Psychology and Nonverbal Behavior. 1977, 1(2), P.81−88
- Stokols, D. The experience of crowding in primary and secondary environments// Environment and Behavior, 1976, 8(1). P.49−86.
- Wicker A.W. An introduction to ecological psychology. Cambridge Univer.press. 1984.
- Wohlwill J.F. Human adaptation to levets of environmental stimulation// Human Ecology, 1974, 2(2). P. 127−147.
- Worchel S., Teddlie C. The experience of crowding: A twofactor theory. // Journal of Personality and Social Psychology, 1976, 34(1), P.30−40