Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрена взаимосвязь пространственно-временных представлений и содержания образа будущего старших школьников. Показано, что представления о родном городе не имеют существенных различий у юных жителей малых и больших городов, что обусловлено приоритетным восприятием среды проживания как родной независимо от величины города. Выявлено различие в восприятии времени старшеклассниками малых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности образа будущего в юношеском возрасте
  • Глава 2. Город как фактор социализации
  • Глава 3. Эмпирическое исследование образа будущего у старшеклассников большого и малого города
    • 3. 1. Программа исследования
    • 3. 2. Результаты исследования
  • Выводы

Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стремительность изменений, характеризующих современное российское общество, а также содержание этих изменений во многом определяют процесс социализации подрастающего поколения. Среди огромного многообразия проблем вхождения человека в общество можно выделить вопрос о планах, представлениях, ожиданиях на будущее, которые являются и результатом и условием развития отношений подростка с внешним миром.

Представления о будущем отражают потенциальные возможности личности, и сформированность этих представлений в младшем юношеском возрасте многими исследователями рассматривается как один из показателей успешной социализации старшеклассников [А.С.Волович, Е. М. Дубовская, Е. И. Головаха, Е. П. Белинская, И. А. Демина, Л. Пулккинен и ДР-].

В связи с этим актуальным, на наш взгляд, становится исследование особенностей образа будущего старших школьников, поскольку оно может выявить влияние изменений, происходящих в социуме, на процесс социализации. Кроме того, знание (изучение) представлений юношества о будущем и факторов, оказывающих влияние на их формирование, может предоставить возможность прогнозирования основных тенденций дальнейшего развития общества.

Ускорение темпов жизни, обострившиеся экологические проблемы приводят к выводу о том, что окружающая среда (природная- «искусственная», созданная руками человекасоциальная) имеет существенное значение для социализации индивида [А.В.Мудрик, Т. Нийт, М. Черноушек, Дж. Голд, И. Альтман, Г. М. Андреева и др.]. Изучение окружающей среды вылилось в развитие целого направления в психологии.

— экологической психологии, в рамках которой особое внимание уделяется социально-психологическим «последствиям» урбанизации.

Современному урбанизированному обществу присуще многообразие культурных форм. Условия жизни в большом и малом городе могут иметь существенные различия. Изучение процесса социализации в зависимости от величины поселения является одним из аспектов рассмотрения влияния города как особого окружающего мира на становление личности и, в частности, на формирование образа будущего.

Таким образом, целью нашего исследования является выделение, анализ и сравнение особенностей образа будущего как характеристики социализации у старшеклассников большого и малого города.

Для реализации поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:

1. Разработать методические приемы, позволяющие изучить особенности образа будущего и представления о городском пространстве и времени на юношеской выборке.

2. Выявить специфические характеристики образа будущего у старшеклассников, живущих в больших и малых городах.

3. Выявить особенности восприятия городского пространства и времени в городах разной величины.

4. Выявить взаимосвязь представлений о родном городе, пространстве, времени и особенностей образа будущего у старшеклассников большого и малого города.

Объектом исследования выступали выпускники средних школ крупных (Москва, Челябинск) и малых (Сатка Челябинской области и Обнинск Калужской области) городов. Всего в исследовании приняло участие 192 человека, из них 62 юноши и 130 девушек.

Предмет исследования — представления о будущем и пространственно-временные представления у старших школьников, проживающих в городах разной величины.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование образа будущего в юношеском возрасте связано со средой проживания (большой — малый город).

2. Формирование представлений о пространстве и времени связано с особенностями городской среды.

3. Восприятие личного будущего взаимосвязано с оценкой будущего родного города и восприятием времени в целом.

Научная новизна и теоретическая значимость.

В данной работе впервые был предпринят сравнительный анализ особенностей образа будущего, представлений о городском пространстве и времени у старшеклассников, проживающих в больших и в малых городах. Выявлена специфика образа будущего старшеклассников в зависимости от среды проживания (большой — малый город), которая связана с особенностями восприятия времени и образом жизни. Установлено, например, что для учащихся выпускных классов школы из большого города характерно планирование своего будущего, то есть, преобладание конкретных целей, в отличие от старшеклассников из малого города, в образе будущего которых представлены скорее абстрактные цели или цели-ценности.

Рассмотрена взаимосвязь пространственно-временных представлений и содержания образа будущего старших школьников. Показано, что представления о родном городе не имеют существенных различий у юных жителей малых и больших городов, что обусловлено приоритетным восприятием среды проживания как родной независимо от величины города. Выявлено различие в восприятии времени старшеклассниками малых и больших городов: у выпускников школы из малого города наблюдается тенденция воспринимать время как цикличное, периодичное, а линейное восприятие времени в большей степени характерно для старших школьников из крупного города.

В целом, теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в понимание сущности образа будущего как важной характеристики социализации на юношеском этапе развития и городской среды как фактора, оказывающего влияние на содержание представлений о будущем.

Практическая значимость.

Полученные в диссертационном исследовании результаты отражают важные аспекты восприятия личного будущего, времени в целом, а также восприятия родного города, современными старшеклассниками, проживающими в городах разной величины. Детальный анализ содержания представлений о будущем старших школьников позволяет разработать адекватную модель профориентационной и консультативной работы с учащимися в современном кризисном обществе. Результаты исследования могут быть использованы социальными работниками и • педагогами в оказании помощи учащимся выпускных классов при выборе и планировании ими жизненного пути.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в работе школьной психологической службы: в консультационной работе со старшеклассниками и просветительской работе с учителями и родителями. Щ.

Результаты исследования показывают, что старшеклассникам необходима психологическая помощь и поддержка при планировании ими жизненного пути с учетом специфики протекания процесса самоопределения у старших школьников, проживающих в больших и малых городах. Детальный анализ содержания представлений о будущем старшеклассников большого и малого города может быть использован для разработки и проведения более эффективной профориентационной и консультативной работы с юными гражданами нашего общества.

Заключение

.

Подводя итоги представленному диссертационному исследованию, необходимо отметить, что сопоставление таких факторов социализации как представления о будущем и экологические факторы является интересной и перспективной исследовательской задачей. Анализ особенностей образа будущего в раннем юношеском возрасте с учетом влияния города как особой окружающей среды на формирование социальных представлений позволяет нетрадиционно взглянуть на процесс социализации, делая знание об этом процессе более полным и адекватным.

Представления о будущем являются результатом и условием дальнейшей социализации в младшем юношеском возрасте. Поскольку социализация протекает в определенной жизненной среде, которая в нашем исследовании конкретизируется как большой и малый город, образ будущего, с одной стороны, определяется условиями жизнедеятельности личности, с другой стороны, является условием развития отношений человека с окружающим миром. Именно поэтому основное внимание исследования было направлено на выявление и детальный анализ представлений старшеклассников о будущем.

Сравнительный анализ содержательных и временных характеристик • образа будущего, а также эмоционального отношения к будущему, осуществленный в ходе данного исследования, показал, что существуют особенности представлений о будущем у выпускников школы, проживающих в большом и в малом городе. Формирование образа будущего взаимосвязано с восприятием среды проживания. В нашем исследовании показано, что город как фактор социализации играет определенную роль в формировании представлений старшеклассников о своем будущем.

Представления о личном будущем неразрывно связаны с представлениями о времени в целом. Условия социализации в большом городе задают особую ценность времени. Нами было установлено, что старшеклассники из большого города воспринимают время как линейное, динамичное, конечное. Отсюда необходимость быстрого принятия решений, выдвижения конкретных целей на будущее при недостаточном осознании смысла их достижения. Жизнь в малом городе менее насыщена событиями, наряду с линейным восприятием времени существуют представления о времени как цикличном, время не является для юношей (девушек) из малого города настолько же значимой ценностью как в крупном городе. Отсюда более «вольготное» отношение ко времени, возможность более длительных раздумий над ценностями и смыслами жизни в будущем при недостаточном планировании, осознании средств и способов достижения задуманного.

Отдельным аспектом диссертационного исследования являлось изучение восприятия родного города. Несмотря на то, что пространственные характеристики города старшеклассники оценивают достаточно объективно, образ родного города у юных жителей больших и малых городов имеет больше общего, чем различий: и в том, и в другом случае проявляется тенденция наделять родной город положительными характеристиками, в результате возникает картина идеального города независимо от его размера. По всей видимости, в построении образа родного города существенное значение играет механизм идентификации с городом (восприятие его как «своего», «родного»), на наш взгляд, данный механизм требует отдельного, более детального изучения.

В целом, результаты проведенного исследования вносят вклад в понимание сущности образа будущего как важной характеристики социализации в раннем юношеском возрасте, свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения всех факторов социализации для всестороннего исследования и описания процесса социализации, подчеркивают роль городской среды как фактора, оказывающего влияние на формирование представлений о будущем, затрагивают проблемы временной и средовой идентичности личности в современном кризисном обществе.

Стоит отметить, что выявление специфики восприятия городского пространства и времени может принести значительную пользу при оказании помощи подросткам при адаптации к изменившимся условиям жизни, в частности, при перемене места жительства, что немаловажно, поскольку в современном обществе наблюдается устойчивая тенденция роста миграции населения из села в город и из малых городов в большие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С.137−145.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 300 с.
  3. Е.П. Особенности ценностно-нормативной социализации в юношеском возрасте в ситуации социальной нестабильности // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Т.1, Вып.2. М., 1993. С.64−82
  4. Е.П., Баклушинский С. А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том III. Выпуск IV. М., 1995. С.118−132.
  5. Г. А. Социальная психология. М., 1998. 374 с.
  6. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997. 239 с.
  7. Г. М., Хелкама К., Дубовская Е. М., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая О. А. Уровень социальной нестабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та, Сер. 14, Психология, 1997 № 4. С.31−41.
  8. Архитектура и психология: учебное пособие для вузов/ Под ред.А. В. Степанова, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаева. М.: Стройиздат, 1993. 295 с.
  9. Р.А. Опыт формирования будущей временной перспективы // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990. С.84−88.
  10. И.Л., Кузьмина З. В. О динамике ценностных ориентаций студентов // Новые исследования в психологии, 1971 № 2(4). С. 85−88.
  11. Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник Моск. ун-та, Сер. 14. Психология. 1997 № 4, С.25−31.
  12. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.420 с. 15 .Богучарова Е. И. Ситуация выбора профессии в жизненных планах старшеклассников // Психология личности и время. Тезисы докладов. Т.2. Черновцы, 1991. С.39−41.
  13. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
  14. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4, С.23−34.
  15. У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М.: Прогресс, 1976. 166 с.
  16. А.С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы: Дис. .канд.психол.наук. М., 1990, 168 с.
  17. В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. 153 с.
  18. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19−26.
  19. М.Р. Психология личностного самоопределения: Автореф. докт. дисс. М., 1996. 60 с.
  20. Дж. Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990.304 с.
  21. Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. 114 с.
  22. Е.И. Формирование и развитие жизненной перспективы личности в юности и зрелом возрасте // Жизненный путь личности. Киев, 1987. С.225−236.
  23. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984. 207 с.
  24. А .Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 317 с.
  25. И.А. Изучение жизненных перспектив старшеклассников в контексте субъективной картине жизненного пути: Дис. .канд. психол. наук. М., 1997. 111 с.
  26. И.А. Место психологического времени в структуре личности подростка с асоциальным поведением как проблема дифференциации облика молодежи // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Барнаул, 1993. С. 199−200.
  27. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. 480 с.
  28. И.З. Эстетические ценности в «деревенской», «городской» и «полугородской» культуре // Ценности, образ жизни и жилая среда. М., 1987. С.88−98.
  29. .В. Теория личности Курта Левина. М., 1981. 118 с.
  30. К. Факторный анализ. М., 1980. 398 с.
  31. В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1994, 256 с.
  32. Е.И., Лысенко О. П. Временная перспектива и тип становления профессиональной направленности личности // Психология личности и время жизни человека. Тезисы докладов. Т.2. Черновцы, 1991. С. 18−20.
  33. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие/ Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. 176 с.
  34. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 336 с.
  35. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
  36. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.191 с.
  37. Е.Е. Субъективное моделирование жизненного пути личности как основа консультирования // Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы. Тезисы докладов. 4.1. М.: Изд-во СГИ, 1999. С. 131.
  38. А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С.149−152.
  39. .С. Роль ценностных ориентации: в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. Сб.науч.тр. М.: АПН СССР, 1983. С. 4−11.
  40. Ю. Детерминация образа жизни семьи в городской среде. //Человек, среда, общение. Таллин, 1980, С.50−86
  41. A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск, 1976. 128 с.
  42. Лебедева B. JL Проблемы руководства жизненным самоопределением личности старшеклассников. Автореф. дйс. .канд.пед.наук. М., 1974, 24 с.
  43. К. Определение понятия «поле в данный момент» // История психологии. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан, М., 1992. С.198−203.
  44. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. 17 с.
  45. Д.А. От социальных ценностей к личности: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ, 1996 № 4, С.35−43- 1997 № 1, С.20−27.
  46. К. Образ города / Пер. с англ. под ред. А. В. Иконникова. М., # 1982.328 с.
  47. К. Совершенная форма в градостроительстве/ Пер. с англ. Под ред. А. В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1986. 264 с.
  48. Д. Социальная психология / Пер. с англ. Санкт-Петербург: Питер, 1999. 688 с.
  49. А.В. Введение в социальную педагогику. 4.1. Пенза, 1994. 171 с.
  50. Т. Общие тенденции развития теорий о взаимоотношении человека и среды // Человек, среда, общение. Таллин, 1980, С. 5−25
  51. Т. Плотность людей и чувство стесненности: теории и гипотезы // Человек в социальной и физической среде. Таллин, 1983, С.128−141
  52. Т. Теории, объясняющие влияние пространственной стесненности //Человек в социальной и физической среде. Таллин, 1983. С.99−127
  53. Т., Хейдметс М., Круусвалл Ю. Психология среды в Эстонии // Средовые условия развития социальных общностей. Сб. статей. Таллинн, 1989, С. 125−170
  54. А.Б. Две ориентации в исследованиях мотивации за рубежом // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. С.65−78.
  55. А.Б. Развитие склонности и временная перспектива личности // Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. С.6−9.
  56. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. 208 с.
  57. В.Р. Психология восприятия и социальная психология в разработке проблемы «образ жизни предметная среда»// Ценности, образ жизни и жилая среда. М., 1987. С.99−110.
  58. К.К. Урбанизация, технизация и психика человека // Общество и здоровье человека. М.: Медицина, 1973. С.242−253.
  59. JI. Лонгитюдное исследование ориентации на будущее у подростков // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С.153−158.
  60. М. Социально-психологическая эффективность жилища // Человек, общение и жилая среда / Под ред.Ю.Орна и Т.Нийта. Таллин: Изд-во пед. ин-та им. Э.Вильде, 1986. С. 115−153.
  61. М. среда как место поведения (Школа экологической психологии Роджера Баркера)// Человек в социальной и физической среде. Таллин. 1983, С.143−166
  62. C.JI. Основы общей психологии. T.l. М., 1989. С.293−300.
  63. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. 423 с.
  64. Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 145−148.
  65. Л.Ю. Жилище в городе, город в жилище // Ценности, образ жизни и жилая среда. М., 1987. С.76−82.
  66. Е.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. № 4. Т.5. С.65−73.
  67. В.Ф. Личностная организация времени как средство реализации жизненных планов // Применение концепции С. Л. Рубинштейна в разработке общей психологии. Сб.науч.тр. М., 1989. С.165−175.
  68. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург, 1996. 349 с.
  69. П. Особенности трудовой карьеры и жизненные ориентации молодежи // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С.173−175.
  70. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии, 1989. № 2. С.27−35.
  71. JI.B., Кириллова М. В. Жизненная программа личности как способ сознательной организации ее жизнедеятельности // Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982. С.228−255.
  72. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред.Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 287 с.
  73. Э.В. Социалистический образ жизни: теоретические и идейно-воспитательные проблемы. М.: Мысль, 1977. 263 с.
  74. Н.Н. Использование методики неоконченных предложений для изучения временной перспективы // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988. С. 96−109.
  75. Н.Н. Отношение к будущему // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987 / Под ред.И. В. Дубровиной. С.42−54.
  76. Н.Н. Роль временной перспективы в развитии личности и индивидуальности в юношеском возрасте // Научные основы прикладной психологии. Тезисы докладов. М., 1988. С. 151−152.
  77. В.Н. Жизненные перспективы личности // Жизненныйпуть личности. Киев, 1987. С.217−225.
  78. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. № 6. С.26−37.
  79. А. Кондратьева Л. Активность личности в общении и профессиональное самоопределение. М., 1976. С. 65−76.
  80. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., 1990. С.28−41.
  81. М. Социально-психологические проблемы жилой среды // Человек, среда, общение. Таллин, 1980. С.26−49.
  82. Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985.240 с.
  83. М. Психология жизненной среды /Пер. с чешк. М.: Мысль, 1989. 174 с.
  84. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.143с.
  85. В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологические исследования. М., 1981. 208 с.
  86. Л.Е. Пространственно-временные модели жизненного пути личности // Жизненный путь личности. Киев, 1987. С.200−216.
  87. М.А. Категория «жизненные планы» // Философские науки, 1974. № 5. С. 139
  88. Г. С. Возрастные особенности временной перспективы личности // Психология личности и время. Тезисы докладов. Т.2. Черновцы, 1991. С.13−15.
  89. П. Социология социальных изменений / Пер. с англ.
  90. Под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. 416 с.
  91. Н.А. Социально-пространственная и социально-временная структура жизнедеятельности личности // Стиль жизни личности. Киев, 1982. С.200−228.
  92. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С.6−20.
  93. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89−105.
  94. М.Г. История психологии. Изд-во 3-е. М.: Мысль, 1985. 575 с.
  95. Baron R.M. Ecological approaches to understanding human crowding // Journal of Population, 1979, 2(3), P.235−258
  96. Calhoun J.B. Crowding and social velocity// S. Arieti, G. Chrzanowski (eds.) New Dimensions in Psychiatri: A World View, Vol.2. N.Y.:Wiley, 1977. P.28−45.
  97. Cottle T.J. Perceiving time: a psychological studi with men and women. N.Y. 1976. 276 p.
  98. Douvan E., Adelson I. The Adolescent Experience. N.Y., 1966. 4711. P
  99. Kastenbaum R. The dimensions of future perspective an experimental analisis // Journal of General. 1961, 65. P.203−218.
  100. Menu M. Les mythes de la jeunesse. Paris, 1986, 242 p.
  101. Michelson W. Man and His Urban Environment. Ma: Addison-Wesley. 1976, 242 p.
  102. Nuttin J.R. Motivation et perspectives d’avenir. Louvain, 1980. 2881. P
  103. Nuttin J.R. Teorie de la motivation humaine. P., 230 p.
  104. Proshansky H.M., Ittelson W. H., Rivlin L.G. Freedom of choice and behavior in a physical setting // Proshansky H.M., Ittelson W.H., Rivlin L.G.(eds) Environmental Psychology. N.Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1970, P.173−183.
  105. Proshansky H.M., O’Hanlon Т. Environmental psychology: Origins and development. 1977, P. 101−129
  106. Saegert S. High density environments: Their personal and social consequences. Baum & Epstein, 1978, P.257−281
  107. Schmidt D.E., Keating J.P. Human crowding and personal control: An integration of the research.// Psychological Bulletin, 1979, 86(4), P.680−700
  108. Schopler J., Stockdale J.E., An interference analysis of crowding // Environmental Psychology and Nonverbal Behavior. 1977, 1(2), P.81−88
  109. Stokols, D. The experience of crowding in primary and secondary environments// Environment and Behavior, 1976, 8(1). P.49−86.
  110. Wicker A.W. An introduction to ecological psychology. Cambridge Univer.press. 1984.
  111. Wohlwill J.F. Human adaptation to levets of environmental stimulation// Human Ecology, 1974, 2(2). P. 127−147.
  112. Worchel S., Teddlie C. The experience of crowding: A twofactor theory. // Journal of Personality and Social Psychology, 1976, 34(1), P.30−40
Заполнить форму текущей работой