Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
Диссертация
Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, которым характерен высокий уровень проявления «проблемности». Существенные изменения, происшедшие в последние десятилетия в России в плане гуманизации отношения к лицам с отклонениями в развитии, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребенок. Практика свидетельствует о том… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Исторические, теоретико-методологические и правовые предпосылки к созданию системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
- 1. 1. Исторические и правовые аспекты развития проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
- 1. 2. Философские подходы к пониманию природы человеческого отношения к дефекту
- 1. 3. Личность, стресс и психология отношений
- 1. 4. Проблема личности в семье
- 1. 5. Роль семьи и родителей в воспитательном процессе в разные исторические эпохи
- Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
- 2. 1. Теоретическое обоснование необходимости организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии
- 2. 2. Основные концептуальные положения
- 2. 3. Направления психологической помощи семьям
- 2. 4. Психологическое изучение проблем семей. Цели, задачи, принципы и направления диагностической работы
- 2. 5. Психологическое консультирование семей. Направления консультативной работы
- 2. 6. Коррекционная работа с детьми и их родителями. Цели, задачи, принципы
- 2. 6. 1. Психолого-педагогическая коррекция
- 2. 6. 2. Психокоррекция
- 3. 1. Характеристика участников эксперимента
- 3. 2. Программа экспериментального исследования
- 3. 2. 1. Технологии психологического изучения
- 3. 2. 1. 1. Изучение эмоционально-личностной сферы ребенка, его отношения к родителям и социуму
- 3. 2. 1. 2. Изучение личностных особенностей родителей
- 3. 2. 1. 3. Изучение внутрисемейных отношений и воспитательских позиций родителей
- 3. 2. 1. 4. Изучение ценностных ориентаций родителей в отношении ребенка с отклонениями в развитии
- 3. 2. 1. 5. Беседа и дополнительные методы
- 3. 2. 1. Технологии психологического изучения
- 3. 2. 2. 1. Этапы консультирования семьи
- 3. 2. 2. 2. Тактика психолога
- 3. 2. 2. 3. Схема психологического изучения семей и модель психологического заключения
- 4. 1. Уровни деформации внутрисемейных отношений
- 4. 2. Характеристика психофизических особенностей детей, оказывающих фрустрирующее воздействие на психику их родителей
- 4. 3. Анализ личностных особенностей детей и детско-родительских отношений
- 4. 4. Результаты психологического исследования личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии. Типология психологических портретов родителей
- 4. 5. Особенности мотивационно-потребностной сферы и ценностных ориентаций родителей
- 4. 6. Анализ моделей семейного воспитания
- 4. 7. Причины нарушения взаимоотношений в семьях детей с отклонениями в развитии
- 5. 1. Структура и основные направления деятельности
- 5. 2. Образовательно-просветительская работа с родителями
- 5. 2. 1. Административно-информационный блок
- 5. 2. 2. Медицинский блок
- 5. 2. 3. Педагогический блок
- 5. 2. 4. Блок социально-правовой поддержки
- 5. 2. 5. Психологический блок
- 5. 3. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
- 5. 3. 1. Диагностический блок
- 5. 3. ^.Консультативный блок
- 5. 3. 4. Коррекционный блок
- 5. 4. Роль психолога в организации работы специалистов с родителями
- 5. 5. Формы работы специалистов учреждения с родителями воспитанников
- 6. 1. Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии
- 6. 2. Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей
- 6. 2. 1. Психолого-педагогическая коррекция
- 6. 2. 2. Психокоррекция (индивидуальная и групповая)
- 6. 2. 2. 1. Индивидуальная форма
- 6. 2. 2. 2. Групповая форма
Список литературы
- Личность, стресс и психология отношений
- А.П.Федоров, Э. Г. Эйдемиллер, А. М. Ялов и другие продолжили его идеи в своих исследовательских работах.
- С 1985 года патогенетическая психотерапия носит и еще одно название, предложенное Б. Д. Карвасарским личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия.
- Однако следует отметить, что патогенетическая психотерапия, основателем, которой был В. Н. Мясищев, создавалась, а затем и развивалась (личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия) как психотерапия для лечения больных неврозами.
- Невроз, в силу социальных причин его возникновения, является обратимым состоянием, особенно, в начальной стадии своего развития. В отличие от психопатий, невроз выступает как относительно временное нарушение жизнедеятельности личности.
- Развиваясь на стыке таких предметных областей как общая психология, социальная психология, психология семьи, проблема психологического совладания в отечественной науке также превратилась в важную область психологического знания.
- Исследования Р. В. Овчаровой (2003) и Г. Г. Филипповой (2002) посвящены проблеме психологии формирования родительства, родительской любви как психологическому феномену, исследованию материнства.
- Роль семьи и родителей в воспитательном процессе в разные исторические эпохи
- Важность семейного воспитания и воспитательной функции родителей подчеркивали педагоги и в последующие исторические эпохи: Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Д. Дьюи, М. Монтессори, О. Декроли и др.
- Только в последние десятилетия появились работы (в основном, за рубежом), субъектом исследования в которых являются психологические особенности родителей больных детей. По данной проблеме имеются также и отдельные отечественные исследования.
- ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
- Теоретическое обоснование необходимости организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии
- A.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна- теория отношений Б. Г. Ананьева, М. М. Кабанова, В.Н.Мясищева- теория личности и концепции неврозов
- B.Н.Мясищева- учение об акцентуациях характера К. Леонгарда и А. Е. Личко.
- Концепция психологической помощи семьям, воспитывающимдетей с отклонениями в развитии, включает концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления деятельности специалистов.
- C.Я.Рубинштейн, У.В.Ульенкова).
- Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимаются внутрисемейные условия, которые создаются родителями и которые обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками.
- Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.
- Учитывается, что личность родителей, испытывающая воздействие сильного длительного психогенного фактора, оказывается на грани проявления своих возможностей и реализации жизненных целей.
- Интерпретация особенностей личности родителей детей с отклонениями в развитии осуществляется с позиций целостного подхода, в рамках которого личность понимается как единство биологических и социальных факторов (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия).
- Все это в совокупности обуславливает острую необходимость в оказании семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, специальной психологической помощи.
- К сожалению, отсутствие государственной системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями вразвитии, и единой политики государства в данной области, не позволяет разрешать многочисленные трудности этой категории лиц.
- В этом контексте разработка концептуального подхода по оказанию психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии обретает приоритетное значение.
- Каждая семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, имеет право на получение комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику, консультирование и психокоррекционные мероприятия.
- Концепту ал ьн ые положения
- Психологическая помощь семьям важнейшее условие, обеспечивающее необходимый уровень социально-психологической адаптации детей с отклонениями в развитии и реабилитации их семей.
- Оптимизация внутрисемейной атмосферы и трансформация ее в коррекционную позволяет решать проблему адресной помощи ребенку с отклонениями в развитии.
- Формирование гармоничной атмосферы, учитывающей психофизические особенности ребенка, оптимизирует его развитие и способствует адекватной социальной адаптации.
- Психологическая помощь позволяет нейтрализовать фрустрацию самосознания родителей, вызванную воздействием ведущего дефекта ребенка.
- Рисунок 1. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
- Рисунок 2. Модель социально-психологической реабилитации семьи, воспитывающей ребенкас отклонениями в развитиисемьи должно осуществляться постоянно в течение всей жизни лица с психофизическими нарушениями и в развитии.
- Направления психологической помощи семьям
- Психологическое изучение проблем семей
- Цели, задачи, принципы и направления диагностическойработы
- Цели и задачи психологического изучения семей
- Основная цель психологического изучения семьи выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
- Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии
- Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные критерии, на которые должны опираться специалисты при проведении психодиагностических мероприятий.
- Основные направления психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Первый блок. Психологическое изучение ребенка с отклонениями в развитии.
- В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты диагностики.
- Второй блок. Психологическое изучение родителей (лиц их замещающих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии.
- В каждом конкретном случае могут возникнуть и другие направления диагностики.
- Третий блок. Психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с отклонениями в развитии и факторов, влияющих на его социальную адаптацию.
- Спектр проблем, представленных в третьем блоке, может быть включен в разряд междисциплинарных исследований. Он может изучаться не только психологом, но и социальным педагогом и социальным работником.
- Психологическое консультирование семей. Направления консультативной работы
- Консультирование семей с проблемными детьми может осуществляться в следующих направлениях:-психолого-педагогическое консультирование, -семейное консультирование, -профориентированное консультирование.
- Психолого-педагогическое и семейное консультирование.
- Первый этап: знакомство, установление контакта, необходимого уровня доверия и взаимопонимания.
- Второй этап: определение проблем семьи со слов родителей или лиц их замещающих.
- Третий этап: психолого-педагогическое изучение психофизических особенностей ребенка.
- Четвертый этап: определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств.
- Пятый этап: формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье.
- Шестой этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.
- Седьмой этап: подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.
- Профориентированное консультирование.
- Особое значение в профессиональном становлении молодого человека играет семья, ее позиция к ребенку-инвалиду, понимание перспектив профессионального будущего.
- Коррекционная работа с детьми и их родителями. Цели, задачи, принципы
- Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии.
- Принципы коррекционной работы с детьми и га родителями.
- Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие.
- Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития.
- Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы. Этот принцип позволяет ориентировать психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.
- Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.
- Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным коррекционным образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.26.1.Психолого-педагогическая коррекция
- Психокоррекционное направление (II) реализуется в виде индивидуальной и групповой психокоррекции.
- ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
- Характеристика участников эксперимента
- Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 274 полные семьи, что составило 62,13%, и 167 неполных семей, представленных соответственно 37,87% .
- Исследование проводилось на базе специализированных учреждений г. Москвы, Московской области, Республики Башкортостан.
- Программа психологического исследования32.1.Технологии психологического изучения
- В диагностический блок исследования отбирались методики соответствующие изучаемым параметрам, а также принципам валидности и
- Состав семей экспериментальной группы (п 441)
- Категория семей Полные семьи Неполные семьиабс. число % абс. число %
- Семьи детей с нарушениями слуха, зрения, речи и ЗПР 189 42,86% 63 14,29%
- Семьи детей с ДТЩ, УО, РДА 85 19,27% 104 23,58%
- ВСЕГО: 274 62,13% 167 37,87%
- Социальный статус родителей экспериментальной группы (п -715)
- Категории родителей абс. ч. В%
- Родители одиночки 167 23,4%
- Семьи, в которых ребенок-инвалид является единственным 57 12,9%3. Матери 441 61%4. Отцы 274 39%
- Родители с высшим образованием 273 38,2%
- В том числе матери с высшим образованием 139 19,4%
- Матери, имеющие или получающие второе дефектологическое образование 27 3,7%
- Матери с высшим образованием, не работающие из-за ребенка 105 14,7%
- Родители со средним и средним специальным образованием 442 61,8%
- Матери со средним и средним специальным образованием, не работающие из-за ребенка 98 13,7%
- Матери, являющиеся сотрудниками учреждений, в которых воспитываются и обучаются их дети 137 19,1%1. Взрослые 715 чел. (62%)1. Дети 441 чел.38%)1. Оо U"
- Научное наблюдение осуществлялось нами в соответствии с целями исследования, отбором нужных фактов, системой регистрации и записи результатов.
- Психолого-педагогическое наблюдение за эмоционально-личностными особенностями детей экспериментальной группы
- Психолого-педагогическое наблюдение за родителями детей (лицами их заменяющими) экспериментальной группы
- Объективное изучение предмета психологического исследования осуществлялось с помощью экспериментальных стандартизированных и проективных методик.
- Экспериментальные методики
- Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов. Среди них выделяют: личностные опросники, опросники состояния и настроения, опросники-анкеты. В нашем исследовании широко использовалась категория личностных опросников.
- Для изучения эмоционально-личностной сферы детей, их взаимоотношений с родителями и другими субъектами внешнего мира нами использовались разнообразные проективные методики.
- Методика «Фильм-тест «Р. Жиля
- С целью интерпретации детских рисунков мы пользовались тестовыми показателями, разработанными А. Л. Венгером (2002, С. 142−153).
- Методика «Два дома» (И.Вандвик и П. Экбланд)
- Методика «Лесенка для детей»
- CAT (Children's Apperception Test) Детский апперцептивный тест
- Анкета «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития «
- Анкета позволяет раскрыть особенности контакта между детьми с тяжелыми отклонениями в развитии и значимыми для них взрослыми, а также дает возможность определить перспективы развития ребенка по ряду параметров.
- С целью определения характера реакций родителей на сложившуюся психогенную ситуацию (рождение в семье ребенка с недостатками в развитии) использовались методики, направленные на изучение их психических свойств.
- Для реализации целей и задач исследования были использованы следующие методики.1. СМОЛ (С МИЛ) MMPI
- Методика СМИЛ русскоязычный вариант MMPI — получила широкое распространение в нашей стране (Ф.Б. Березин, 1976- Л. Н. Собчик, 1971, 1990, 2002).
- Методика «16 -ФЛО 105 — С» (16-факторный личностныйопросник, 105 вопросов, форма «С») Р.Б.Кеттелла
- Методика аутоидентификации акцентуаций характера пословесным характерологическим портретам (13 СХП)
- А меланхолический, Б — гипертимный, В — циклоидный, Г -эмоционально-лабильный, Д — неврастенический, Е — сензитивный, Ж -психастенический, 3 — шизоидный, И — паранойяльный, К — эпилептоидный, Л — истерический, М — неустойчивый, Н — конформный.
- Результаты аутоидентификации обязательно сопоставлялись с данными других экспериментальных методик.
- Анкета «Психологический тип родителя»
- Клинико-психологические методы
- С целью углубления и расширения полученных данных о личностных особенностях родителей в исследовании также использовались:-методика определения уровня невротизации и психопатизации1. УНП),-тест М.Люшера.
- Основная цель применения клинико-психолого-диагностических методов в данном исследовании определить лиц, предрасположенных к нервно-психическим расстройствам, т. е. лиц «группы риска».
- Методика определения уровня невротизации и психопатизации1. УНП)
- Данная методика разработана в 1974 г. сотрудниками отдела медицинской психологии Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.
- В нашем исследовании использовался «Краткий» тест М. Люшера, состоящий из четырех основных (красного, синего, зеленого и желтого) и четырех дополнительных цветов (фиолетового, коричневого, серого и черного).
- Тест «Семейная социограмма «
- В связи с этим испытуемый заполняет три бланка: «Моя семья до рождения проблемного ребенка», «Моя семья после рождения проблемного ребенка», «Моя семья в настоящее время».
- Изучение воспитательских позиций родителей осуществлялось с помощью стандартизированных методик и разработанной нами анкеты.
- Методика «Анализ семейных взаимоотношений»
- Тест-опросник родительского отношения (ОРО)
- Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии»
- Методика «Лесенка для родителей»
- Адаптированный Тематический апперцептивный тест
- Родителям предлагалось описать каждую из картинок и определить свое отношение к изображенным на них детям и перспективам их будущего (см. приложение 2).
- Методика «История жизни с проблемным ребенком «
- Психолого-педагогическое изучение когнитивных процессов детей экспериментальной группы осуществлялось традиционными в специальной психологии методами. Однако в силу известности этих методов и приемов исследования в данной главе они не представлены.
- Первый этап. Знакомство. Установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания.
- Второй этап. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц их замещающих.
- Третий этап. Психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка.
- Четвертый этап. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств.
- Одновременно родителям сообщалось, что вся информация, которую они доверяют психологу, строго конфиденциальна и никогда не будет использована во вред ребенку или его семье, что предписано этическим кодексом психолога.
- Пятый этап. Формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье.
- Пример 2. Мать Коли М., страдающего нарушением слуха, не согласна с тем, что ее сына перевели на обучение по вспомогательной программе. Она считает, что учительница в школе уделяет Коле мало внимания, поэтому он и отстал в учебе.
- Пример 3. Мать Тани К. обращается за помощью к психологу, чтобы узнать, как наладить отношения Тани, страдающей детским церебральным параличом, с ее старшей сестрой.
- Во втором случае, матери Коли тактично демонстрировались его трудности и несостоятельность при обучении по массовой программе и успешность при обучении по специальной коррекционной программе.
- Шестой этап. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.
- Одновременно психолог осуществлял поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основных проблем.
- Седьмой этап. Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.
- Установление контакта на уровне «обратной» связи
- Коррекция понимания родителем проблемы ребенка
- Одновременно коррекция понимания родителем проблемы ребенка проводилась с учетом материнской и отцовской позиций родителей ребенка.
- Особенности консультирования отцов
- Чрезвычайно актуальная для отцов проблема наследования решалась через ознакомление с международными правовыми нормативными актами в отношении прав детей-инвалидов.
- Особенности консультирования матерей
- Коррекция межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка отец ребенка) отношений.
- Раздел I. Сведения о семье
- Сведения о семье выявляются из документации о ребенке, в процессе беседы с родителями, а также в результате наблюдения.
- Раздел II. Определение структуры семьи, психологического типа родителей, особенностей внутрисемейных отношений, преобладающей модели воспитания в семье.
- ОРО (методика А. Я. Варги и В.В.Столина):-определение характера родительского отношения к ребенку (принятие отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник).
- История жизни с проблемным ребенком».-определение причин субъективных переживаний родителей, их особенностей и оттенков.
- Модель психологического заключения по результатамдиагностики
- В первой части заключения кратко отражаются общие сведения о семье конкретного ребенка, излагаются жалобы, опасения и потребности родителей.
- Каждый из испытуемых, ребенок, отец, мать (или лица их замещающие), характеризуется отдельно.
- Примеры психологических заключений представлены в приложении 4.
- ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ (результаты констатирующего эксперимента)
- Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений
- Различны образовательные уровни родителей. Согласно нашему исследованию среднее или среднее специальное имеют 61,8% родителей, а высшее образование 38,2%, в том числе матери с высшим образованием составляют 19,4%.
- По мере взросления больных детей переживания их матерей могут лишь несколько сглаживаться и то не всегда, однако это вовсе не означает, что переживание завершается и отключается от настоящего, как это имеет место в некоторых случаях у больных неврозами.
- Характеристика психофизических особенностей детей, оказывающих фрустрирующее воздействие на психикуродителей
- Дети с детским церебральным параличом
- Нарушения при детском церебральном параличе (ДЦП) характеризуются сочетанием триады расстройств: двигательных, психических и речевых, с сопутствующими нарушениями зрения, слуха и расстройствами сенсо-моторной чувствительности (Л.А.Данилова,
- М.В.Ипполитова, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Н.В.Симонова).
- Особая недостаточность энергетического потенциала ребенка травмирует личность родителя, повышает его собственную ранимость и часто превращает родителя в эмоционального донора.
- Дети с задержкой психического развития с выраженнымипсихопатоподобными расстройствами поведения
- Тяжело переживают состояние здоровья своих детей и родители детей с длительно протекающими инвалидизирующими соматическими заболеваниями (пороки внутренних органов, рак, ВИЧ-инфекция).1. Дети с речевой патологией
- Дети с сенсорными нарушениями
- Глубина эмоциональных переживаний родителей и потребность в обретении психологического покоя отражается в некоторых зарубежных публикациях, переведенных на русский язык (Н.Браун, 1997).
- Родительско-детские отношения в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения, также характеризуются как неадекватные
- С другой стороны, у детей с нарушениями зрения часто формируются инфантильные и эгоистические черты личности, проявляется «эмоциональная глухота» к потребностям близких.
- Итак, анализ жалоб родителей, включающих переживания по поводу основного дефекта ребенка, раскрывает характер и глубину травматизации их личности.
- Анализ личностных особенностей детей и детскородительских отношений
- Изучение личностных особенностей детей осуществлялось с помощью известных психодиагностических методов: наблюдения, личностных опросников, проективных методик (параграф 3.2.1.1.).
- Ниже приведено описание наметившихся тенденций в личностном развитии детей и в их отношениях с родителями.
- Первое: результаты экспериментальных данных (92%) подчеркивают высокую потребность всех детей в эмоционально-положительных контактах с родителями, их тепле и близости.
- Из беседы с Мишей П.: «Я бы хотел, чтобы мама чаще бывала дома.». Из беседы с Костей Н.: «Я хочу пойти с папой в парк, но он все время в командировке. Поэтому я всегда хожу гулять с тетей Таней (гувернанткой) «.
- Сводные данные по изучению детско-родительских отношений и личностных характеристик детейна этапе констатирующего эксперимента (п-441)
- Качественные параметры оценки Методы изучения Количественные данные
- Потребность детей в эмоционально-положительных контактах с родителями наблюдение, беседа 92%
- Отсутствие образа отца в ответах детей беседа, методика Р. Жиля 15%
- Доминирование брата, сестры методика Р. Жиля 27,5%
- Доминирование друзей методика Р. Жиля 34,8%
- Доминирование друзей методика «Лесенка для детей» 23%
- Доминирование друзей методика «Два дома» 39,5%
- Доминирование друзей, брата/сестры, других лиц (не родителей), животных, игрушек методика «Два дома» 25,6%
- Доминирование друзей, брата/сестры, других лиц (не родителей), животных, игрушек рисуночный тест «Моя семья» 65%
- Доминирование агрессивности методика Р. Жиля 17%
- Доминирование тревожности методика Р. Жиля 21%
- Доминирование отгороженности методика Р. Жиля 11%
- Оценка детско-родительских иродительско-детских взаимоотношений (констатирующий эксперимент, п-441)
- Характеристика детско-родительских отношений по результатам анализа продуктов деятельности детей Количественный показатель Количественный показатель Модели взаимодействия родителей с детьми
- Гармоничные отношения с родителями 35% 28% МОДЕЛЬ «СОТРУДНИЧЕСТВО»
- Дизгармоничные детско-родительские отношения 65% 72% МОДЕЛЬ «ОТКАЗ ОТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
- Результаты исследования, полученные по методике CAT, свидетельствуют о том, что наказания, которые применяют к детям родители, воспринимаются ими в силу их психической недостаточности как адекватные.
- Из беседы с Никитой Ар. по картинке, изображающей наказание щенка матерью-собакой за неумение пользоваться туалетом: «На картинке собака а-та-та, а-та-та. щенок маленький (показывает рукой). Ай, ай, нельзя! Мама будет ругать».
- Пример беседы с Машей П. по картинке, изображающей зайчика, одиноко сидящего в кроватке в темной детской комнате: «Это зайчик, маленький. Мне его жалко. Я кричу: мама, мама! А мама ушла!».
- Второе: недостаточность и неадекватность родителъско-детского общения проявляется в замещении родителей другими субъектами.
- Третье: взаимодействие детей с социальной средой приобретает неадекватные формы, возникают коммуникативные проблемы. Отношения с людьми окрашиваются в сознании ребенка в неблагоприятные оттенки: отгороженность, тревожность, агрессию.
- Изучение личностных особенностей детей с помощью методики Р. Жиля выявило следующие характеристики: доминирование агрессивности и конфликтности проявляется у 17% детей, тревожности 21%, отгороженности — 11% (табл.3).
- Четвертое: неадекватное отношение родителей (других лиц) к детям отражается в их продуктивной деятельности.
- Итак, собранные нами многочисленные примеры показывают, что дети, неосознанно ранжируя качество отношения к себе разных людей, в том числе и родителей, могут оставлять их в иерархии межличностных контактов на последнем месте (от 23% до 65%).
- Все это в совокупности обуславливает стойкую предрасположенность к нарушению личностного развития детей и в связи с этим острую необходимость оказания им психологической помощи.1. ВЫВОДЫ
- Недостаточность детско-родительских отношений, окрашенная в эмоционально-неблагоприятные оттенки (отвержение, изолированность, агрессия, страх) проявляется в промежутке от 23% до 65% случаев.
- Лишь у одной трети детей (35%) формируются гармоничные и адекватные отношения с близкими лицами.
- Результаты психологического исследования личностныхособенностей родителей детей с отклонениями в развитии.
- Типология психологических портретов родителей
- Осуществленное нами психологическое исследование семей, воспитывающих детей с нарушениями психофизического развития, позволило обобщить основные характерологические черты исследуемой категории родителей.
- Далее представлены материалы, полученные с помощью стандартизированных методик.
- Результаты исследования родителей с использованиемметодики СМОЛ (СМИЛ) ММР1
- Психологическое исследование стандартизированныммногофакторным методом СМОЛ (СМИЛ) ММР1 позволило выделить и ранжировать по количественному признаку несколько преобладающих личностных тенденций у родителей детей обследуемой категории (табл. 5).
- Доминирующими оказались личностные тенденции, характеризующие сверхконтроль 45%. Пессимистичные составили 13%, а импульсивные и индивидуалистичные 12% и 11% соответственно.
- Результаты психологического исследования родителей с помощью методики СМОЛ (п-715)
- Группы родителей Тип реагирования 1 2 3 4 6 7 8 9 ИТОГОподверженные сверхконтролю Пессимистичные эмоционально-лабильные импульсивные ригидные тревожные индивидуалистичные оптимистичные кол-во человек в %
- Стенический 12% 2% 6% 143 20%
- Гипостенический 13% 9% 157 22%
- Смешанный 45% 2% 11% 415 58%
- Общее число лиц 322 93 14 86 14 64 79 43 715 100%
- В% 45% 13% 2% 12% 2% 9% 11% 6% 100%
- Абсолютное число лиц группы «РИСКА» 9 29 0 28 8 17 0 16 107
- В% 1,2% 4% 0% 4% 1,20% 2,4% 0% 2,2% 15%
- Процент акцентуированных родителей от числа лиц в подгруппе 2,7% 31,0% 0% 32,6% 57,2% 26,5% 0% 37,2%
- В результате обобщения качественных характеристик удалось выделить три группы родителей по признаку сходства. В качестве критерия выделения групп был положен тип реагирования родителей на эмоционально значимую для них ситуацию дефект ребенка.
- Вторая группа родителей представлена лицами с пессимистичной и тревожной симптоматикой. Это родители, имеющие слабый тип реагирования на стресс. Такие родители составляют 22%.
- В третью группу родителей вошли импульсивные, ригидные и оптимистичные родители. Это лица, имеющие сильный тип реагирования на стресс. Они составили 20%. Ниже приведены наиболее яркие психологические портреты родителей, ранжированные по группам.
- Личностные особенности родителей первой группы
- Об этом свидетельствуют и цифровые коды, а также профили испытуемых, полученные в результате обследования, которые определяют степень выраженности той или иной личностной тенденции.
- Код 1 2 встречается у лиц с ипохондрической фиксацией болезненных ощущений, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
- Код 1 3 чаще встречается у женщин. При показателях 1-й шкалы, превалирующей над 3-й, выявляется эгоцентричность, пассивное отношение к конфликту, уход от решения проблем.
- Код 1 4 выявляет тенденцию к ипохондрической симптоматике, но с проявлениями импульсивности.
- Мама Маши П. (профиль 1/43 678:29#) также как и мама Алеши X. работает дефектологом. В ее характере в большей степени проявляется тенденция к импульсивности и принятию спонтанных решений, одновременно с элементами истероидности.
- Код 1 6 выражает тенденцию к «застреванию», фиксации на ипохондрической симптоматике.
- Код 1 9 является одним из вариантов, представляющих структуру «язвенного типа «личности.
- Внимание некоторых родителей из этой подгруппы чаще всего было сосредоточено на себе, что и объясняет перенесение ими проблем с межперсональных отношений на процессы, происходящие в собственном организме.
- В результате исследования в этой подгруппе выявлены 1,2% акцентуаций по ипохондрическому типу от общего числа обследованных.
- Одновременно этим лицам свойственна неустойчивость самооценки: от самой высокой до самой низкой. Имеющиеся проблемы в эффектной форме декларируются, но их осмысление и переживания, связанные с ними, несколько поверхностны.
- Код 3 6 выявляет трудности в межличностных взаимоотношениях.
- В некоторых случаях проявления эмоциональной привязанности родителей к больному ребенку имеют оттенок поверхностности чувств, при наличии большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисованию и позерству.
- Код 3 7 выявляет истероидно-тревожные тенденции и невротические и неврозоподобные расстройства.
- Акцентуации по данной шкале не выявлены.
- Код 8 2 выявляет черты замкнутости, интровертированности, некоммуникабельности, выделяет пассивную позицию и холодность в межличностных контактах, склонность к мистическому пониманию действительности.
- Код 8 4 характеризует черты индивидуалистичности, которые усугубляются при противодействии окружения, подчеркивает нонконформистские установки, жесткие и субъективно-эгоцентрические суждения.
- Мама Димы П. (профиль 84−62/197:3#) отличается неконформным поведением с тенденцией к асоциальное&trade-, противопоставлением своих субъективных установок окружению.
- В данной подгруппе акцентуации выявлены не были.
- В целом, в первой группе родителей выявлен низкий уровень акцентуированных лиц (1,2%), что свидетельствует о нормативности их поведения.
- Личностные особенности родителей второй группы
- Код 2 1 выявляет подавленное настроение, тревожность и напряженность.
- Код 2 3 выявляет тенденцию к эмоционально-личностной незрелости и плохой приспособляемости к семейной жизни.
- Код 2 4 выявляет депрессивные настроения с оттенком ажитации и общего беспокойства.
- Код 2 б выявляет повышенную чувствительность, ранимость злопамятность, враждебность к окружающим, при высоких показателях может свидетельствовать о выраженности параноидных тенденций.
- Код 2 7 выявляет депрессивную симптоматику, сопровождаемую потерей инициативности, трудностями во взаимоотношениях с окружающими.
- Код 2 8 выявляет в личности беспокойство и растерянность.
- В результате обследования в этой подгруппе выявлены 4% акцентуаций по гипотимному типу.
- Код 7 2 характеризует нерешительность, подавленность и напряженность личности.
- Код 7 4 6 характеризует «застреваемостъ» на тревожных состояниях.
- У мамы Лены Ф. (профиль 7'4628−319) выявляется акцентуация по психастеническому типу. В поведении особенно ярко ощущается мнительность и неуверенность, в мыслях о будущем дочери преобладают депрессивные настроения.
- Код 7 8 выявляет склонность к волнениям, нервозность, раздражительность, общую слабость, выявляет ананкастньге и сензитивные черты личности.
- В этой подгруппе выявлено 2,4% акцентуаций по психастеническому типу от общего числа принявших участие в обследовании.
- Во второй группе число акцентуированных лиц заметно повысилось и составило 6,4%.
- Личностные особенности родителей третьей группы
- В стрессовых ситуациях эти родители ведут себя активно и мужественно. Потребность в психологической помощи в большинстве случаев ими отрицается. Они считают себя сильными и, по их мнению, не нуждаются в поддержке со стороны специалистов.
- Одной из особенностей, характеризующих родителей данной подгруппы, является предрасположенность к проявлению асоциальных поведенческих реакций, как правило, связанных с проблемой больного ребенка. Чаще это проявляется у матерей.
- Код 4 1 выявляет превалирование характеристик 4-й шкалынад 1-й.
- Код 4 3 выявляет спонтанность поведенческих реакций, сопровождаемых истеричностью.
- Код 4 6 выявляет плохую социальную приспособляемость и трудности в контактах с противоположным полом (вплоть до разводов).
- Код 4 7 выявляется у лиц с избыточной решительностью.
- У мамы Наташи П. (профиль 47 892−6/31:) многое в личной жизни не устроено. Однако она стремится измениться самой и помочь дочери. По характеру импульсивна, спонтанна, имеет акцентуацию по гипертимному типу.
- Код 4 8 выявляет предрасположенность к непредсказуемым, неконформным и импульсивным поступкам.
- Код 4 9 встречается у лиц, проявляющих сверхактивность и спонтанность в поведенческих реакциях, с одновременной безответственностью и поверхностностью в привязанностях.
- Мама Жени П. (профиль 491:8237#6) в большей степени озабочена проблемами с супругом. Однако не забывает и о сыне, хотя часть забот о нем перекладывает на свою мать, в чем и проявляется ее некоторая легкомысленность и личностная незрелость.
- В группе импульсивных выявлен высокий процент лиц, имеющих акцентуации по гипертимному типу 4%.
- Родители с личностной доминантой ригидности
- Код 6 4 рассматривается как характеристика лиц, которым свойственна предиспозиция к проявлению конфликтности, потребность в правдоискательстве, установлению истинных виновников происшедшего.
- Коды 689 и 698 выявляют захваченность доминирующей идеей с оттенком индивидуалистичности, эксплозивный характер реакций.
- Код 6 8 выявляет склонность к дисфории, повышенную раздражительность, ригидность мышления, иногда тенденцию к параноидным проявлениям.
- Поведение мамы Сережи М. (профиль 689*42 -173/), имеющей также акцентуацию по эпилептоидному типу, характеризуется проявлением «навязчивых» идей в межличностных отношениях.
- Мама Сережи Л. (профиль 6'9−8/4713:2#) имеет акцентуацию по эпилептоидному типу. В ее поведении проявляются эгоцентризм, отсутствие осторожности и осмотрительности в поступках, пониженная откликаемость на проблемы социального микроклимата.
- Эта подгруппа единственная, где наблюдается самый высокий уровень акцентуаций от числа лиц в подгруппе 57,2%. От общего числа обследованных акцентуированные лица составляют 1,2%.
- Родители с личностной доминантой оптимистичности
- Код 9 2 выявляет склонность к аутохтонным перепадам в настроении, возникающим с определенной переодичностью.
- Код 9 4 выявляет тенденцию к отрицанию матерью существующих сложных проблем, отражает эмоционально-конституциональную незрелость ее личности. В поведении некоторых матерей этой группы проявляется беспечность.
- Код 9 6 выявляет предиспозицию к закреплению негативного жизненного опыта, несмотря на оптимистичные настроения в целом.
- У мамы Оли М. (профиль 9'6—4/38 271:) выявляется предиспозиция к маниакальной тенденции. Она твердо убеждена в своей правоте. Во всех спорах по любому поводу она всегда очень жестко отстаивает свою позицию.
- Код 9 7 выявляет две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, стремление противопоставить себя окружающим, некритичность, незрелость суждений и поступков, с другой — неуверенность в своих силах, поиск поддержки.
- Мама Андрюши С. (профиль 9−781/236:#4) внешне ведет себя как очень самостоятельная и сильная женщина, но в действительности выборправильного решения, ее очень волнует, и она нуждается в одобрении своих действий.
- Личностные особенности других матерей связаны с некоторым подчеркиванием собственного Я и с акцентуированием собственных жизненных установок и позиций.
- Код 9 8 выявляет индивидуалистические взгляды, своеобразные манеру поведения и интересы. Поведенческие реакции этих лиц трудно прогнозируемы и эгоцентричны.
- Акцентуации в данной подгруппе выявлены у 2,2% родителей. В третьей группе родителей выявлен самый высокий процент акцентуированных лиц -7,4%.
- Результаты исследования родителей с применением методики УНП (определение уровня невротизации и психопатизации)
- В связи с тем, что уровень невротизации может отражать как динамически изменяющиеся особенности человека, так и относительно более статичные его свойства, то невротизацию можно представить как вариативную личностную переменную.
- Рисунок 4. Результаты исследования родителей с помощью методики УНП (п-715)16,8%9Л%7,6%
- Всего лиц группы «риска» (120 ч.)
- Невротизация (54 ч.) Психопатшация (66 ч.)
- Преобладающее число отрицательных оценок по шкале психопатизации (П) было выявлено у родителей, относимых к группе импульсивных.
- Общее число лиц группы риска по результатам методики УНП составило 120 чел. (16,8%). Это означает, что, практически, у каждого шестого родителя имеется предрасположенность к развитию одной их форм нервно-психической патологии.
- Данные исследования родителей с помощью теста МЛюшера
- Одновременно важной является характеристика выборов цвета на первые позиции. Цветовые предпочтения родителей отразились в четырех вариантах, три из которых были связаны с определенными сочетаниями цветов (рисунок 5).
- Результаты изучения проявления интенсивности стресса у родителей с помощью методики МЛюшера (п-715)
- СМОЛ Диапазон проявления стресса
- Подверженные сверхконтролю 2!-7!2. Пессимистичные 0!-5!
- Эмоционально-лабильные 3!-5!4. Импульсивные 0!-10!6. Ригидные 2!-8!7. Тревожные 2!-5!8. Индивидуалистичные 3!-6!9. Оптимистичные 2!-10!л о»
- Выбор с желтым цветом 333 ч. (46,6%)
- Выбор с зеленым цветом 162 ч. (22,7%)
- Выбор с коричневым цветом 137 ч.(19,1%)
- Выбор с другими цветами 83 ч. (11,6%)
- Согласно исследованию Л. Н. Собчик (1990), зеленый цвет на уровне типа реагирования выявляет у обследуемых сопротивляемость и упорство, на уровне ведущего мотива — удержание позиции, на уровне эмоций — ригидность, на уровне личностной позиции зрелость.
- Выборы остальных лиц в количестве 83 человек (11,6%) представлены другими цветосочетаниями. Общее число лиц, избравших определенные сочетания цветовых выборов 88,4%.
- Данные исследования родителей методикойауто идентификации словесных характерологических портретов (13 СХП)
- Результаты исследования родителей с помощью методики 13 СХП (п-715)
- Словесные портреты Группы родителей абс. число в%
- Результаты исследования родителей с помощью опросника Р.Б.Кеттелла
- Исследование родителей с помощью методики Р. Кеттелла, с одной стороны, подтвердило данные, полученные с помощью методики СМОЛ относительно выделенных групп, а с другой расширило спектр личностных характеристик обследуемых.
- В других группах родителей, ранжированных согласно шкалам СМОЛ, максимальная выраженность признаков проявилась следующим образом.
- Группой родителей с личностной доминантой пессимистичности
- Родители с личностной доминантой ригидности предпочли в 75% случаев факторы ОН-, и С+ (эмоциональная устойчивость и неизменность интересов и позиций).
- Группой индивидуалистичных в 100% случаев был избран фактор М+ (мечтательность, развитое воображение и идеалистичность представлений об окружающем мире).
- Сравнительный анализ и обсуждение полученных результатов
- Для определения направлений коррекционной помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии, необходимо учитывать как присущие им характеристики индивидуальных различий, так и особенности реагирования на стрессовую ситуацию.
- Сопоставительный анализ данных, полученных в ходе исследования, позволил выделить группы лиц со сходными типологическими особенностями (табл.5).
- Эта группа родителей занимает второе место по числу акцентуированных лиц 6,3%.
- В этой группе самый высокой процент акцентуированных лиц7,5%.
- Для доказательства статистической разницы между выделенными группами был использован Н-критерий Крускала-Уоллиса (Е.В.Сидоренко, 2004, С.56−61). С этой целью были сформулированы две гипотезы:
- Н-о: между выборками «стенический тип», «гипостенический тип» и «смешанный тип» существуют лишь случайные различия по уровню исследуемого признака (сумма баллов в каждой группе).
- Н-1: между выборками «стенический тип», «гипостенический тип» и «смешанный тип» существуют неслучайные различия по уровню исследуемого признака.
- Были определены ранговые суммы по трем группам испытуемых (см. приложение 1).
- Суммы рангов в группах испытуемых: «смешанный тип» Т.1 = 129 733, при п.1= 415- «гипостенический тип» Т.2 =63 964, при п.2=157- «стенический тип» Т. З = 62 273, при п.3=143- Т.общ. = 255 970, при п.общ.=715.
- Затем было определено эмпирическое значение Н:212 Т
- Н. эмп. = Ых (N+1) х Е п. 3 х (N+1)2 2 2 12 129 733 63 964 62 273 Н. эмп. = 715 х (715+1) х (415 + 157 + 143). 1. Зх (715+1) = 49,12
- Полученное эмпирическое значение Н было сопоставлено с критическим значением Х2. Для этого было установлено количество степеней свободы V для С=3. У= С-1 =22 /5,991 (р <0,05) X кр.= «9,210 (р ?0,01)2
- Н.эмп. = 49,12- Н.эмп. >Х кр.
- Родители с тенденцией к асоциальным формам взаимодействия были названы «авторитарными». Родители с тревожно-сензитивными личностными тенденциями получили название «невротичные» (рисунок 6).
- В качестве наиболее многочисленной группы (две трети) оказались представлены психосоматичные родители, характеризующиеся лабильно60%-г50%40%30%20%