Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности детерминант социального поведения студентов в разноэтнических группах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. В соответствии с целью исследования был применен комплексный инструментарий, направленный на выявление психологических особенностей детерминант социального поведения и его проявлений, включающий в себя методику Ш. Шварца для изучения ценностей личности, адаптированную В. Н. Карандашевым, методику ценностных ориентации М. Рокича, методику исследования социального интеллекта… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологические особенности проявления детерминант социального поведения в разноэтнических группах
    • 1. 1. Проблема социального поведения в психологической и философской литературе
    • 1. 2. Проблема изучения этносов
  • Глава 2. Исследование особенностей детерминант социального поведения в разноэтнических группах
    • 2. 1. Описание и обоснование методов исследования
    • 2. 2. Анализ исследования по изучению психологических особенностей детерминант социального поведения в разноэтнических группах

Психологические особенности детерминант социального поведения студентов в разноэтнических группах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в последние десятилетия в российском обществе, оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Этот процесс не только отражается на психологической атмосфере в обществе, но и обуславливает характер и динамику общественных отношений. Стремительными темпами происходит социальная дифференциация, осложняется полиэтническая обстановка, идет развитие культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма, снижается интерес к национальным культурным традициям. Подобные трансформации в обществе настоятельно требуют внимания к проблемам социального поведения представителей различных социальных слоев и этнических общностей.

Интерес к данной проблеме в Волгоградской области вызван необходимостью учета национально-психологических особенностей населения, выработки принципов межнационального и межкультурного общения, преодоления возможных межнациональных барьеров. По официальным данным областной миграционной службы, в Волгоградской области проживает около 120 национальностей.

Детерминантами, определяющими социальное поведение, являются ценностные ориентации личности, ее коммуникативные и организаторские склонности, уровень социального интеллекта. Ценностные ориентации в контексте проблем регуляции и прогнозирования социального поведения рассматриваются в исследованиях В. А. Дцова, О. С. Дейнеки, В. А. Хащенко, Э. Г. Черновой, Е. П. Белинской, О. А. Тихомандрицкой, И. Р. Алтуниной, Ю. П. Платонова, В. А. Бобневой и других ученыхдинамика ценностных ориентации исследовалась A.JI. Журавлевым, Н. А. Журавлевой, Ю. Ю. Колягиным, В. А. Ядовым, А. Ф. Лазурским, В. Н. Мясищевым, А. Г. Ковалевым и другими. В работах Ш. А. Амонашвили, А. А. Деркача, И. В. Дубровиной, М. И. Бобневой, К. П. Платонова, Е. В. Шороховой подчеркивается необходимость целенаправленного формирования ценностных ориентаций, развитие толерантного отношения в разноэтнических группах.

Роль этничности в общественных процессах, отношение к культуре, языку и традиционному образу жизни рассматриваются в ряде работ (В.Ю. Хотинец, B.C. Мухина, Н. М. Лебедева, A.M. Гуревич, Г. В. Палаткина и др.).

Переоценка ценностей, развитие социального интеллекта и социально-коммуникативной компетентности характерно для студенческого возраста, являющегося периодом интенсивного становления личности в целом. Студенты стремятся определить важнейшие цели, идеалы, смыслы жизни, в соответствии с которыми осуществляют свою жизнедеятельность и выбирают основные средства для реализации планов.

В условиях новых темпов жизни, углубления взаимосвязи различных культур и этносов становится чрезвычайно актуальным изучение психологических особенностей детерминант социального поведения в разноэтнических группах студентов. В связи с этим в качестве проблемы исследования выступает противоречие между потребностью психологической теории и практики в изучении детерминант социального поведения в разноэтнических группах и недостаточная изученность данной проблемы в научной литературе. Названное противоречие и определило тему диссертационного исследования «Психологические особенности детерминант социального поведения студентов в разноэтнических группах».

Цель исследования: выявить психологические особенности детерминант социального поведения в разноэтнических группах.

Объектом исследования являются ценностные ориентации, социальный интеллект, коммуникативные и организаторские склонности студентов в разноэтнических группах.

Предмет исследования: психологические особенности социального поведения в разноэтнических студенческих группах.

Гипотеза исследования. Социальное поведение в разноэтнических группах обусловлено его внутренними психологическими детерминантами (ценностными ориентациями личности, социальным интеллектом, коммуникативными и организаторскими склонностями) и проявляется в межличностных отношениях.

Задачи исследования:

1. на основе теоретического анализа психологической и философской литературы определить содержание понятия «социальное поведение», описать его детерминанты;

2. выявить психологические особенности детерминант социального поведения, его проявлений в разноэтнических студенческих группах;

3. раскрыть взаимосвязь между внутренними психологическими детерминантами социального поведения и этническим составом студенческих групп;

4. разработать рекомендации по развитию детерминант социального поведения студентов в разноэтнических группах.

Методологической основой исследования являются: ' принцип детерминизма (C.J1. Рубинштейн) — принцип развития психики в деятельности (А.Н. Леонтьев) — принцип единства сознания и деятельности (C.JI. Рубинштейн) — принцип системного и целостного подхода к изучению личности (Б.Г. Ананьев, В. А. Барабанщиков, В. М. Бехтерев, Б.Ф. Ломов) — принцип личностно-ориентированной направленности (К.А. Абульханова, Л. И. Божович, Е. И. Исаев, В. Н. Мясищев, В.И. Слободчиков) — концепция социализации и индивидуализации (А.В. Дмитриева, С. Н. Иконникова, В.Т. Лисовский). Были использованы теоретические положения исследований в области изучения ценностей личности (Н.А. Журавлева, Г. Олпорт, В. Б. Ольшанский, М. Рокич, В. П. Тугаринов, Ш. Шварц), основные идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франки).

Методы исследования. В соответствии с целью исследования был применен комплексный инструментарий, направленный на выявление психологических особенностей детерминант социального поведения и его проявлений, включающий в себя методику Ш. Шварца для изучения ценностей личности, адаптированную В. Н. Карандашевым, методику ценностных ориентации М. Рокича, методику исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда, адаптированную Е. С. Михайловой (Алешиной), методику КОС В. В. Синявского и Б. А. Федоришина, методику субъективной оценки межличностных отношений С. В. Духновского, методику диагностики межличностных отношений Т. Лири, опросник социально-коммуникативной компетентностиматематико-статистические методы обработки данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, непараметрический Н-критерий Крускала — Уоллиса.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлены психологические особенности детерминант социального поведения студентов в разноэтнических группах, традиционно проживающих в условиях межэтнического взаимодействияустановлена взаимосвязь между внутренними психологическими детерминантами социального поведения и этническим составом студенческих групп, проявляющаяся в наличии общих ценностей, определяемых «психологией выживания» Расширено понимание роли этничности в становлении личности студентов как субъекта жизнедеятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в углублении представлений о внутренних психологических детерминантах социального поведения в разноэтнических группах, их проявлениях в студенческом возрасте. Уточнено и конкретизировано как через что понятие внутренних психологических детерминант определяющих социальное поведение студентов, проживающих в полиэтническом регионе.

Практическая значимость работы состоит в расширении методологической базы психологической практики для решения вопросов социализации личности. Результаты исследования позволяют дополнить содержание учебных курсов «Психология развития», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Этнопсихология», спецкурсов «Психология развития взрослого человека», «Проблемное психологическое консультирование», «Психологическое консультирование по проблемам жизненного пути». Материалы диссертационного исследования нашли отражение при проведении тренинговых и консультативных занятий со студентами по развитию детерминант социального поведения в разноэтнических группах. Результаты исследования могут быть использованы в практике психологического консультирования, в организации психологической помощи в адаптации представителей различных этнических групп.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью его исходных теоретических предположений, внутренней логикой исследования, применением надежных и апробированных методов, адекватных сущности изучаемого явления, а также поставленной цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, качественной интерпретацией и количественным анализом полученных данных с использованием методов математической статистики.

База диссертационного исследования. В исследовании принимали участие 286 студентов в возрасте от 17 до 23 лет, обучающихся на I—IV курсах факультета педагогики и психологии начального образования Волгоградского государственного педагогического университета и представляющих различные этнические группы (русские — 42%, украинцы -19%, казахи — 14%, калмыки — 8%, татары — 6%, немцы — 2%, грузины -2%, узбеки — 1,6%, башкиры — 1%, чеченцы — 1%, белорусы — 0,8%, осетины — 0,8%, гагаузы — 0,5%, китайцы — 0,5%, лезгины — 0,4%, эстонцы -0,4%).

Этапы исследования: Исследование проводилось в течение 2005;2007 гг. и состояло из трех этапов. На первом этапе (2005 г.) была сформулирована тема исследования, разработан план диссертации, обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цели, задачи и гипотеза, выбраны методы исследования и обработки данных. На втором этапе (2006 г.) осуществлялся теоретический анализ психологической и философской литературы по проблеме исследования. Третий этап (2006;2007 гг.) включал эмпирическое изучение психологических особенностей детерминант социального поведения, анализ и систематизацию исследовательских материалов, техническое оформление диссертационного исследования.

Апробация результатов исследования. Теоретические и эмпирические результаты диссертационного исследования обсуждались на Международной межвузовской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 2007 г.) — Международном студенческом форуме (Волгоград, 2007 г.) — Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 2007 г.) — Региональной научно-практической конференции (Волгоград, 2007 г.) — Всероссийской научно-практической конференции (Саратов, 2007 г.) — докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального обучения Волгоградского педагогического университета (Волгоград, 2006— 2007 гг.), кафедры психологии развития, акмеологии Астраханского государственного университета (Астрахань, 2006;2007 гг.). Материалы исследования нашли отражение в 7 опубликованных работах автора.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения лекционных и семинарских занятий в Волгоградском педагогическом университете на факультетах социальной и коррекционной педагогики, дошкольного и начального обучения по курсам «Психология развития», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Этнопсихология», спецкурсам «Психология развития взрослого человека», «Проблемное психологическое консультирование», «Психологическое консультирование по проблемам жизненного пути" — в ходе консультационной работы со студентамив ходе воспитательной работы в Государственном специализированном учреждении социального обслуживания «Волгоградский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток" — в ходе учебно-воспитательной работы в Волгоградском государственном институте повышения квалификации работников образованияв работе психологической службы Муниципального образовательного учреждения «Лицей № 8 «Олимпия» г. Волгограда», Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Волгограда».

Положения, выносимые на защиту.

1. Социальное поведение — поведение человека, которое формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни. Детерминанты, опосредующие социальное поведение, разделяются на внутренние психологические и внешние социальные. К внутренним психологическим детерминантам социального поведения относятся ценностные ориентации личности, социальный интеллект, коммуникативные и организаторские склонности.

2. Ценностные ориентации студентов в разноэтнических группах имеют следующую специфику: доминирующее положение занимают категории «здоровье», «доброта», «воспитанность», проявляющиеся в «психологии выживания». Ценностные ориентации «любовь», «наличие хороших и верных друзей», значимые в данных студенческих группах, определяются возрастными особенностями. Социальный интеллект обеспечивает умение анализировать ситуацию общения, предвидеть последствия социального поведения. Наличие развитых коммуникативных склонностей позволяет студентам занять активную жизненную позицию, стремиться к коммуникативной деятельности. У студентов проявляется стремление к гармоничным межличностным отношениям.

3. Разные этнические группы имеют свои особенности, которые проявляются в общих внутренних психологических детерминантах, включающих ценностные ориентации личности, социальный интеллект, коммуникативные и организаторские склонности. Помимо общих ценностей для каждой этнической группы характерны свои ценности, составляющие ценностное сознание студентов.

4. Психологическая работа, направленная на развитие внутренних детерминант социального поведения, будет оптимальна, если она осуществляется с учетом уровня развития социального интеллекта, ценностных ориентаций, коммуникативных и организаторских склонностей, и направлена на оптимизацию межличностных отношений, в основе, которых лежит деятельностный подход, принцип системного и целостного изучения личности, принцип личностно-ориентированной направленности, концепция социализации и индивидуализации, основные идеи гуманистической психологии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основное содержание диссертации изложено на 211 страницах, сопровождается 27 таблицами, 3 гистограммами, 23 рисунками и 4 приложениями. Список использованной литературы содержит 182 источника.

Заключение

.

Большое количество научно-технических изысканий принес нам ушедший XX век и вместе с тем войны и разрушения принесли огромное количество человеческих страданий. Многие конфликты носили и до сих пор имеют яркую национальную окраску. Ушедший век был веком войн террора и насилия, на которое жители Земли обрекли себя не желая понимать, и уважать друг друга. Но в тоже многие люди хотят жить в мире и согласии друг с другом, видеть общечеловеческие ценности, идеалы, реализовать себя в этом мире и оставить его для потомков. Не случайно ЮНЕСКО объявило начало XXI века десятилетием культуры мира и ненасилия. Для этого необходимо в каждом из нас в наших детях воспитывать интерес к ценностям, идеалам других этносов, межрасовую толерантность по отношению к ним, желание узнать как можно больше об особенностях культуры разных народов.

Воспитание этнической толерантности актуально именно для нашего региона. Волгоградская область является пересечением мигранских путей с востока на запад и наоборот. По данным областной миграционной службы в 2000 году количество людей представляющих следующие этносы было таким: 12 000 чеченцев, 3800 грузин, 19 000 армян, 12 400 азербайджанцев, 26 000 татар, 2350 узбеков, казахов 46 400. В 2006 году произошли изменения в численности данных этнических групп в сторону как увеличения так и уменьшения: 14 256 чеченцев, 1027 грузин, 26 970 армян, 14 267 азербайджанцев, 28 640 татар, 45 300 казахов. Поэтому исследователей интересуют особенности социального поведения людей как фактора, влияющего на межличностные отношения и регулирующего нормы и ценности личности.

Современное состояние общества характеризуется осложнением полиэтнической и социально — экономической обстановкой в мире. Вместе с тем идет повышение уровня межэтнической агрессии, развитие культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма, потеря интереса к культурным традициям. В условиях новых темпов жизни, углубления взаимосвязи разных культур, этносов и расширение возможностей самостоятельного роста изучение особенностей проявления социального поведения в обществе внутри групп становиться наиболее актуальным. Существует необходимость изучения российского менталитета: совокупности умонастроений, традиций, знаний, представления, принятых норм, ценностных предпочтений, основных национальных и этнических характеристик народов, населяющих Россию. В процессе анализа психологической, философской и социологической литературы выяснили, что регуляторами, определяющими социальное поведения являются ценностные ориентации личности, коммуникативные и организаторские склонности, а так же уровень социального интеллекта. Ряд авторов рассматривают ценностные ориентации в контексте проблем регуляции и прогнозирования социального поведения, практически утрата идеалов как опор духовности личности и народа ведет, не только к исчезновению множества ценностных ориентиров, приводящим к жизни полной только развлечений и примитивным потребностям. Переоценка ценностей, развитие социального интеллекта и социально — коммуникативной компетентности более всего проявляется в юношеском возрасте. Студенческие годы являются периодом интенсивного становления характера и личности в целом. Молодые люди стремятся определить важнейшие цели, идеалы, смыслы жизни, в соответствии с которыми осуществляют свою жизнедеятельность и выбирают основные средства для реализации планов. На сегодняшнем этапе развития Российского общества в ценностном сознании студентов преобладает «психология выживания», но в то же время «традиции» как ценностные ориентации являются не значимыми, что говорит о потере интереса к культурологическим особенностям.

Изменения, происходящие в межнациональных отношениях по всей стране, затрагивают и процессы, происходящие на местном уровне. Именно эта проблема делает актуальным изучение этнических особенностей, проявляющихся в социальном поведении студентов. Таковой особенностью является наличие общих ценностей в разноэтнических группах, проживающих в полиэтническом регионе.

Предположение что, что социальное поведение в разноэтнических группах обусловлено его внутренними психологическими детерминантами (ценностными ориентациями личности, социальным интеллектом, коммуникативными и организаторскими склонностями) и проявляется в межличностных отношениях, доказано в процессе эмпирического исследования, доказано.

Перспектива дальнейших исследований в данном направлении предполагает изучение психологических особенностей, определивших низкую значимость такой ценности, как «традиция», для представителей различных этносоввлияние роли этнического фактора на формирование ценностей, значимых для профессиональной деятельностидинамику проявлений детерминант социального поведения студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. И. Политология. Энциклопедический словарь. Publishers. М., 1993. С. 212.
  2. И.Р. Математическая модель мотивации социального поведения человека / Мир на СК. Сим.№ 11. Интегративная антропология, когнитивная психология, этнопсихология. 2004 г.
  3. И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения: учеб пособие / Алтунина Инна Альбертовна- Моск. Психол-социал. ин-т, гл. ред. Д. И. Фельдштейн, редкол. А. Г. Асмолов и др. М.: Изд во Моск. Психол. — социал. Ин-та, 2006. — 130 с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб, Питер, 2001. — 272 с. — (Серия «Мастера психологии»)
  5. Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психол. журн. 1991. Т. 2. № 2. С. 8.
  6. В.В. Проблемы детской и педагогической психологии в творчестве А.П. Нечаева: Учебное пособие. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. Пед. Ун-та, 1999 — 105 с.
  7. С. Н. Об абсолютной ценности личности // Вестник ЛГУ. Сер. 6. Вып. 3. № 20.1988. С. 23—31.
  8. С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.243 с. России // Учит. газ. 1994. № 25—26. 7 июня.
  9. А. Стратегия развития вариативного образования в России // Учит. газ. 1994. № 25—26.7 июня.
  10. А.Г. Установка. В кн.: Психологический словарь./ Под ред. А. В. Петровского. — М., 1990.
  11. П.Атутов П. Р., Будаева М. М. Методологические проблемы национально-регионального образования // Этнопедагогика — педагогика жизни. Элиста, 2001. С. 13—24.
  12. В. Г., Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). М., 1996. 70 с.
  13. Е.М. Поведение социальное / Энциклопедия социологии / Под ред. Грицанова А. А. 2003 (электронный ресурс)
  14. Н. М., Панькин А. Б. Формирование этногума-нитарной учебно-воспитательной системы в условиях городской средней школы // Личностно ориентированная парадигма развития системы образования Республики Калмыкия. Элиста, 1999. С. 49—61.
  15. Э. А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969.292 с.
  16. М.М. Эстетика словестного творчества. М., Искусство, 1979.
  17. Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.
  18. Введение в психологию./ Под общ. ред. А. В. Петровского. Москва, 1996
  19. О.М. Проблема ценностей в современном мире // Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества. М., 1990. с. 85−90
  20. JI.C. Психология. М.: Изд во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с. (Серия «Мир психологии»)
  21. О.В. Этнопсихология. Конспект лекций. М.: Приор -издат, 2005
  22. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова JI.M. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, Издательский дом «Ноосфера», 1999.
  23. М.В., Петрова Е. А., Орлова JI.M. Возрастная и педагогическая психология: Учеб пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2004. -512 с.
  24. В.Г. История философии. Брянск, 1998
  25. И.М. Безработица как социально-психологическая проблема: Ценностно-мотивационный аспект // Актуальные проблемы развития психологии на современном этапе общественного развития. Казань, 2003.с. 63 83
  26. Ю.П. Введение в энциклопедию здоровья и долголетия. М., 1993.
  27. Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л.: Лениздат, 1990.
  28. A.M., Кпокова Л. Н., Павлова В. В. Словарь языка жестов. М.: Русские словари: Астрель, ACT, Ермак, 2003.
  29. В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.
  30. С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. СПб.: Речь, 2006. — 54 с.
  31. Ю.И., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л.: ЛГУ, 1983.
  32. .С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. М, 2002.
  33. О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
  34. А. А. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). М.: Изд-во ИПРАН, 2004.
  35. Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.- Изд во «Институт психологии РАН», 2006.
  36. Е.В. Вопросы этнопсихологии в работе гида-переводчика. М., 1990.37.3имняя И. А. Педагогическая психология. М., 2000
  37. К. Психология эмоций. СПб., 1999.
  38. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992. Т. 1.
  39. О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. 375 1. е.: ил. — (Психологический практикум)
  40. Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. М., 2003.
  41. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  42. В.К. Кросс-культурные аспекты психологической помощи // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М., 2001. С. 40 — 65.
  43. В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004
  44. А.Д., Трофимова Е. А. От экономической антропологии к экономической этнопсихологии // Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во ИПРАН, 2004. С. 545−566.
  45. КарнышевА.Д., Одинец С. А. Истоки и детерминанты негативных стереотипов российских предпринимателей за рубежом // Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во ИПРАН, 2004. С. 567 588.
  46. Классики менеджмента. Энциклопедия / Под ред. У Малькольм. СПб.: Питер, 2001.
  47. Н.В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность». Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль, Академия развития, 1996
  48. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия. — Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. Сб. научных трудов.-М., 1988. с. 7−21
  49. Н.В. Психометрическая проверка методики по выявлению ценностей-целей русских // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (Краткосрочные и долгосрочные горизонты). М., Кострома, 2003. С. 52.
  50. Н.В. Эмпирическая валидизация метода описания ценностей-целей русского народа // XXX Гагаринские чтения. Москва, 2004. С. 80.
  51. Кон И. С. Дружба. М., 1987.
  52. Е.Д. Межкультурные особенности потребительского поведения // Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во ИПРАН, 2004. С. 589−614.
  53. В. Психология межкультурных различий. М., 2002.
  54. Краткий психологический словарь/ Сост. JI.A. Карпенко- Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1885. -431
  55. В.Г. Влияние национально-психологических особенностей на боевую деятельность личного состава армий империалистических государств. М., 1987.
  56. Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений. Дис. канд. психол. наук. М., 1985.
  57. Т.У. Межэтническое общение: Когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М., 1988. С. 111 — 125.
  58. В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1996.
  59. В.А. Психология затрудненного общения. «Академия» 2003
  60. В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.
  61. Н.М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г., Мартынова М. Ю. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности. М., 2003.
  62. Н.М., Стефаненко Т. Г., Лунева О. В. Межкультурный диалог в школе. Кн. 1. Теория и методология- Кн. 2. Программа тренинга. М., 2004.
  63. Н.М., Стефаненко Т. Г., Лунева О. В. Тренинг этнической толерантности для школьников. М., 2004.
  64. Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. СПб., 2002.
  65. В.П. Социально-психологическая диагностика супружеских отношений. М.: Московская гуманитарно-социальная академия, 2002.
  66. О.В. Методические основы психологического тренинга в школе // Межкультурный диалог в школе. М., 2004. Кн. 1. С. 119 — 148.
  67. Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 2001
  68. А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
  69. Маслоу Абрахам Харольд // Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс, 1996. С. 183.
  70. П.И. Исследование индивидуальности стиля общения детей. Журнал «Вопросы психологии» 1997, № 3.
  71. Д. Психология и культура. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
  72. Межкультурный диалог: Исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. М., 2004.
  73. С.В. Психологические особенности ценностныхориентации современных студентов. Автореферат диссертации. кандидата психологических наук. Астрахань, 2007 г. Издательский дом «Астраханский университет».
  74. Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг / Под ред. Ю. М Жукова. М.: Аспент Пресс, 2004.
  75. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гифорда и М. Салливена: Руководство по использованию. СПб., ГП «Иматон», 1996.-56с.
  76. А. Т. Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личности. Новосибирск: Наука. Сб. отд-ние, 1989.205 с.
  77. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности. В сб.: Доклады на совещании по воросам психологии личности. Изд. АПН РСФСР. -М., 1956. С. 10−14.
  78. А.Я. Международный опыт социальной работы. М., 1994.
  79. Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека Образование на рубеже веков. Минск, 2000.
  80. М., Холл Д. Мимика, жесты, движения, позы. Невербальное общение. Учебник. СПб.: Прайм-Еврознак, М.: Олма-Пресс, 2004.82.0вчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2004.-480 с.
  81. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Автореф. докт. психол. наук. М., 1989.
  82. В.Н., Таглин С. А. Общая и прикладная этнопсихология. М., 2005.
  83. Г. В., Пятин В. А. Проблемы современной этнической педагогики: Учебное пособие. Астрахань: Изд — во Астраханского гос. Пед. Ун-та, 2000 -120 с.
  84. .Д. Культура, транснациональные аспекты // Управление человеческими ресурсами. СПб., 2002. С. 27−54.
  85. А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. — 446 с.
  86. Парадигма социального поведения / Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру (электронный ресурс)
  87. Т. О социальных системах / Под ред. В. Ф. Чесноковой и А. С. Белановского. -М.: Академический проект, 2002. 832 с.
  88. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
  89. Ю.П. Основы этнической психологии. СПб., 2003.
  90. Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2006. 464 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  91. Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. -СПб.: «Речь», 2002.
  92. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональные аспекты) / Под. Ред. А. А. Бодалева, Н.В.
  93. А.П. Русская модель управления. М. 2002.
  94. Процесс социального исследования. М., 1975.
  95. Психологическая помощь мигрантам / Под ред. Г. У. Солдатовой. М., 2002.
  96. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Г. У Солдатовой. М.: Смысл, 2002.479 с.
  97. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. Г. У. Солдатовой. М., 2001.
  98. ЮО.Резников Е. Н. Восприятие и понимание человека человеком // Психология XXI века / Под ред. В. Н. Дружинина. Учебник для вузов. М., 2003. С. 663 — 673.
  99. Ю2.Резников Е. Н. Концептуальное представление о структуре этнопсихологических характеристик // Социальная психология. XXI век. Т. 1. Ярославль: Международная академия психологических наук, 1999 г. С. 230−234.
  100. Е.Н. Психология межличностного познания // Социальная психология. М., 2002. С. 146- 164.
  101. Юб.Резников Е. Н., Марасанов Т. Н. Психологическая подготовка к межэтническому общению // Психология и практика. II съезд Российского Психологического общества. Ярославль, 1998. С. 148— 149. Т. 4. Вып. 1.
  102. Ю8.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Учеб. Пособие В. 2КН-М.: Из во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2001.
  103. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. -713 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»))
  104. ПО.Советский энциклопедический словарь / научно-редакционный совет: А. М. Прохоров (пред.). М.: «Советская энциклопедия», 1981. — 1600 с. -С. 1259.
  105. ГУ. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
  106. Ш. Социальная психология личности. / Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. М., 1979
  107. Социальное поведение / Словарь по общественным наукам. Глоссарий, ру (электронный ресурс)
  108. В.П. Марксистская философия и проблема ценности // Проблемы ценности в философии. М. Л., 1966.
  109. Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. Ред. А. Л. Журавлев, е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 223 с. (Труды Института психологии РАН)
  110. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.
  111. Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий. / Перевод с англ.- Предисловие П. С. Гуревича. М.: Айрис-пресс, 2005.
  112. Дж. Социальное поведение как обмен. В кн.: Современная социальная психология на Западе (тексты). М., 1985.
  113. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
  114. О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  115. Л., Зиглер Д. Теориии личности. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006.
  116. В.Б. Рабочий словарь психолога-консультанта /В.Б. Шапарь, О. В. Шапарь, В.Е. Россоха- под общ. ред. В. Б. Шапаря. Ростов н/Д.: Феникс, 2005
  117. Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 544 с.
  118. Е.И., Ениколопов С. Н. Методы исследования этнической толерантности личности // Стефаненко Т. Г., Шпягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. Изд-во МГУ, 1993. С. 28 — 54.
  119. В.В. Социальное поведение личности и его регуляция / в кн. Социальная психология: учебное пособие / Отв ред А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351с.
  120. Энцикпопедический словарь. / Под редакцией В. Г. Крысько. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999 — 343 с.
  121. Юм Д. О национальных характерах. СПб., 1992.128Дцов В. А. Социологические исследования. М., 1972.
  122. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987.
  123. В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.
  124. R. В. General Theory of Values. N. Y., 1926
  125. Allport G. W. Personaliti: A Psychologikal Interpretation. NY, 1937, P. 313−516
  126. Schwartz, 1992,1994- Smith, Schwartz, 1997
  127. Munsterberq H. Philosophie der Werte: Grundzuqe einer Weltanschaununq/Leipziq. 1908.
  128. Spranqer E. Lebensformen. Halle: Niemeyer. 1922.403 p.
Заполнить форму текущей работой