Социально-педагогическая компетентность педагога-психолога как фактор оптимизации работы с детьми в начальной школе
Итоги диссертационного исследования позволяют утверждать, что разработанная нами технология создания системы жизнедеятельности педагогического пространства для младших школьников, представляющем собой развивающую и развивающуюся общность младших школьников, педагогапсихолога, учителя начальной школы и родителей детей, организатором и координатором которой является педагог-психолог, обладающий… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема профессиональной компетентности педагога-психолога в современной педагогической психологии
- 1. 1. Сущность понятий компетентность и компетенция, профессиональная компетентность и профессиональная компетенция
- 1. 2. Структура профессиональной компетентности учителя и педагога-психолога
- 1. 3. Развитие профессиональной компетентности педагога-психолога в процессе профессионального взаимодействия с учителем
- 1. 4. Анализ современных направлений деятельности педагога-психолога в начальной школе
1.5. Постановка проблемы исследования. Цели, задачи изучения социально-педагогической компетентности психолога образования. Структура и уровни развития социально-педагогической компетентности педагогапсихолога.
Глава II. Исследование особенностей профессиональной деятельности психолога образования в начальной школе
2.1. Цели и задачи констатирующей части работы. Общая характеристика испытуемых.
2.2. Обоснование экспериментальной программы изучения особенностей деятельности педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста, их родителями, а также с учителями начальной школы.
2.3. Результаты констатирующего исследования, их интерпретация.
Выводы по главе.
Глава III. Развитие социально-педагогической компетентности педагога-психолога в условиях функционирования системы «педагогического пространства».
3.1. Задачи данной части работы. Обоснование программы развития социально-педагогической компетенции педагогов-психологов.
Структура, особенности функционирования и этапы развития системы педагогического пространства как полисубъектной общности взрослых и детей.
Динамика изменения особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога. Развитие социально-педагогической компетентности психолога образования в условиях инновационной психологопедагогической среды.
Выводы по главе.
Список литературы
- Абрамова Г. С. К проблеме диагностики педагогической позиции //Психология учителя. М., 1989.
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994.
- Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив //Вопросы психологии. 1985. -№ 5.
- Альманах психологических тестов. М., 1995.
- Алексеева О. Кто помогает детям? М., 1994.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1982.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети. М., 1983.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1986. Ю. Ануфриев А. Ф. К анализу диагностического мышления учителя
- Психология учителя, М., 1989. С. 7 8. П. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1997.
- Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. Т.2. № 2.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.105 с.
- Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1993.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., 1993.
- П.Бехтерев В. Вопросы общественного воспитания. М., 1910.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. M., 1998.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1983.272 с.
- Бодалев A.A., Столин В. В. Общая психодиагностика. МГУ, 1987.
- Бодалев A.A. Психология общения. М., 1996.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1984.464с.
- Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 1. С. 63 — 67.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
- Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
- Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике.-СПб., 2000.
- Варга А.Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношения детей и родителей //Вест. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология -1986. -№ 1.
- Вачков И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя: Дис.,.канд. Психол. Наук. М. 1995.180 с.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2ч. М., 2001.
- Вербова К. В. Кондратьева C.B. Психология труда и личности учителя: Учебное пособие. Минск-Гродно, 1991. 81с.
- Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5−7 лет: Метод. Пособие. — СПб., 1992.
- Волкова E.H. Психология субъектности педагога: Монография, Н. Новгород, 2001.
- Волкова Г. А. Диагностические материалы по обследованию психического здоровья ребенка. СПб., 1993.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Основные закономерности психического развития ребенка, М., 1994.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Методы изучения психики ребенка. М., 1994.
- Выготский JI.C. Собрание сочинения в 6 томах. М., 1983. Т. 3.368с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1926.
- Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 1995.
- Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М., 1986.
- Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. М., 1989.
- Гильяшева И.Н., Игнатьева Н. Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка: Методическое пособие. М., 1994.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997.
- Головей JI.A., Грищенко H.A. Психологическая служба в школе. М., 1990.
- Гришина И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: Монография. СПб., 2002.95 с.
- Гуськова С.К. Педагогическое управление процессом самопознания младших подростков в образовательном пространстве школы. Авто-реф.дисс.канд.психол.наук. М., 2006.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.
- Диагностическая коррекционная работа школьного психолога /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
- Дубровина И.В., Акимова М. К. и др. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991.232с.
- Дубровина И.В. Психологическая служба образования //Психологическая наука и образование. 2001. № 2. С. 89 94.52.3абрамная С.Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках. М., 2000.
- Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие детей. Л., 1982.
- Исаева Н.И. Развитие профессиональной культуры психолога образования. Автореф.дисс.д-ра.психол.наук. Ставрополь, 2002.
- Каган В.Е. Неконтактный ребенок. Л., 1989.
- КазаковаЕ.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике //Психолого педагогическое медико — социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 1998 С. 4 — 6.
- Кан Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.190с.
- Кан Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.141с.
- Кикеева В.Н. Некоторые пути реализации системы непрерывного социально профессионального воспитания будущих психологов // Лич-ностно — ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 2004, с. 170−173.
- Кикеева В.Н. Некоторые особенности развития социально педагогической компетентности педагога — психолога //Личностно — развивающее профессиональное образование. Екатеринбург, 2005, с. 113 -116.
- Кикеева В.Н. Структура и особенности развития социально педагогической компетентности педагога — психолога //Актуальные проблемы психолого — педагогической подготовки специалистов. Н. Новгород, 2005, с. 65 — 67.
- Климов Е.А. Психология профессионализма. М., 1996.
- Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М., 1986. 79 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество: Историко этнографическая перспектива. М., 1988.
- Коновалова НЛ. Предупреждения нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьника. СПб., 2000.
- Конюхов Н.И. Словарь справочник практического психолога Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
- Кочнева Е.М. Психологические условия профессионального взаимодействия практического психолога и педагога в едином образовательном пространстве: Дис .канд. психол. наук. Н. Новгород, 2004.
- Краткий психологический словарь /Сост. JI.A. Карпенко- под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д, 1998.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
- Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий профессионального развития учителя. Автореф. дисс.канд.психол.наук. М., 1997.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя. М., 1989.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL, 1967.183с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя Л., 1985. 32с.
- Кулюткин Ю Н. Психологическое знание и учитель //Вопросы психологии. 1983. № 3 С. 54 61.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. Л., 1979.
- Курс общей, возрастной и педагогической психологии /Под ред. М. В. Гамезо. М., 1982.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М., 1979.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.144с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. М.: Наука, 1984.
- Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания М., 1997.
- Лукьянова М.И. Психолого педагогическая компетентность учителя. М., 2004.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции мозга. М, 1969.
- Лучшие психологические тесты /Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.
- Люблинская A.A. Детская психология. М., 1970.
- Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977.
- Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: Образование, 1997.
- Максимова В. Н, Акмеология школьного образования. СПб., 2000.
- Мальковская Г. Н. Учитель ученик. М., 1977.
- Мамайчук И. И., Киреева Л. А. Психолого педагогическая помощь семье: В помощь лектору. Л., 1986.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами развития. СПб., 2003.
- Маркова А. К. Актуальные проблемы психология труда учителя //Советская педагогика. 1986. № 6.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.192с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Маркова А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия детей с родителями. СПб., 2000.
- Маслова В.И. Психологические условия развития творческого потенциала одаренных детей дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. психол. наук. Н. Новгород, 2003.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
- Матюшин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
- Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой. М., 1981.
- Митина JI.M. Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991.178 с.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя: Дис. докт. психол. наук. М., 1995.
- Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально- экономических условиях // Вопросы психологии.1997. № 4. С.28−38.
- Митина Л.М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя //Вопросы психологии.1998. № 3.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
- Моделирование педагогических ситуаций /Под ред. Ю.Н. Кулют-кина, Г. С. Сухобской. М., 1981.
- Мухина B.C. Детская психология. М., 1985.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.
- Мышление учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1990.104 с.
- Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М., 1997.
- МясищевВ.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
- Немов P.C. Психология. М., 2003.
- Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1990.
- Никитенко А. Я. Синтез психолого педагогических знаний в практической деятельности учителя. Дис. канд. психол. наук. М., 1978.
- Никонова А .Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1986.19 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1997.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2003.
- Общая психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. A.A. Бодале-ва, АВ.В. Столина. М., МГУ, 1987.
- Справочная книга школьного психолога. М., 1993.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 2-ое изд. М., 1995.
- О путях повышения эффективности труда учителя /Под ред. А. К. Марковой. М., 1987.104 с.
- Орлов A.A. Формирование педагогического мышления //Советская педагогика. 1990. № 1.
- Педагогический поиск // Сост. И. Н. Баженова. М., 1987.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально педагогический тренинг. М., 1989.216 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982, 255с.
- Петровский В.А. и др. Учимся общаться с ребенком. М., 1993.
- ПлатоновК.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.
- Плюснин Ю. М., Богатырев.О.А., Быченков О. Е. Пространственное поведение и социальный статус ребенка в группе // Вопросы психологии. 1993. № 2.
- Поддьяков H.H. Мышление дошкольника. М., 1977,
- Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М., 1983 128 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
- Практикум по возрастной психологии / Под ред. JI.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СП6.2001.
- Практикум по психодиагностике / Под ред. A.A. Бодалева. М., 1988.
- Практикум по психологии / Под ред. А. Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппен-рейтер. М., 1972.
- Практическая психодиагностика: Методики и тесты: Учебное пособие. Самара, 1998.
- Практическая психология образования /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
- Практическая психология для педагогов и родителей / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПБ., 2000.
- Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога //Научно методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М., 1988.
- Психологические рекомендации о путях повышения эффективности труда учителя / Под ред. А. К. Марковой. М., 1987.104 с.
- Психологическая диагностика /Под ред. К. М. Гуревича. М., 1981.
- Психолого медико — педагогическое обследование ребенка / Под ред. М. М. Семаго. М., 1999.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Г. С. Никифоров и др. Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991.
- Психология развития: Учебник для студ. Высш. психол. и пед. учебн. Заведений /Т.М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова и др- Под ред. Т. Д. Марциновской. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Психологическая служба школы //Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
- Психолого педагогическая диагностика // Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной.М., 2003. 320 с.
- Раттер M Помощь трудным детям. М., 1987.
- Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы // Школьные технологии. 1999. № 1. С. 178 206.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /Пер. с англ. М., 2002.396 с.
- Реан A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
- Реан A.A. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.
- Реан A.A. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер КОМ, 1999. (Серия «Мастера психологии»).
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов на Дону, 1994.240 с.
- Рогов Е.И. Многоуровневость профессиональных деформаций личности в педагогической деятельности // Становление личности учителя профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1993. С 60−61.
- Рогов Е.И. Проблема диагностики развития личности в профессиональной деятельности //Психолого педагогические условия развития личности учащихся. Воронеж, 1990. С. 193.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
- Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1990. № 2. С. 58 65.
- Роджерс К. Кпиентоцентрированный /человекоцентрированный подход в психотерапии/ / Вопросы психологии. 2001. «2 С. 48 58.
- Романова Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы по психологической диагностике. M, 1991.
- Рубинштейн. М.М. Проблема учителя. M. JL, 1927.173 с.
- Рубинштейн C. JI, Проблемы общей психологии. М., 1976.415 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2. 322 с.
- Рубцов В.В., Селявина JI.K., Малых С. Б. Система психологической поддержки образования //Психологическая наука и образование. 1999. № 1С. 5−32.
- Рябова Е. В.Познавательная активность как условие развития профессиональной креативности в подготовке будущих педагогов. Авто-реф. дис.канд. психол. наук, H Новгород, 2006.
- Самоукина. Н. Практический психолог в школе. М., 1997.
- Сборник нормативно правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов Российской Федерации. Екатеринбург, 1997.
- Седова С.С. Акмеологические технологии развития социально-профессионального мышления будущих педагогов-психологов. Авто-реф.дисс.канд.психол.наук. Шуя, 2002.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. М., 2000.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально психологический центр, 1996.
- Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М., 1983.
- Славина JI.C. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1959.
- Сластенин В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя //Magister. 1995.№ З.С.52 58.
- Сластенин В.А., Филиппенко Н. И. Профессиональная культура учителя. М., 1993.
- Сластенин В.А. Учитель и время // Советская педагогика. 1990. № 9.
- Слободчиков В.И. Периодизация развития как основа проектирования образовательного пространства. М.-Рига, 1995.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. M., 1995.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М: Школьная пресса, 2000.
- Современный словарь иностранных слов. M., 1993.
- Собкин B.C., Писарский П. С., Коломиец Ю. О. Учительство как социально профессиональная группа. М., 1996.
- Сонин В.А. Психолого педагогические проблемы профессионального менталитета учителя. Смоленск, 1997.
- Сорокина Т.М. Развитие психологической компетенции у будущих учителей начальной школы //Педагогическое обозрение. 2000. № 3.
- Сорокина Т.М. Интеграция дидактики и психологии как средство формирования методологической позиции учителя /Сб.: Проблемы интеграции в современном образовании. Самара. М., 2001.
- Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы. Монография. Н. Новгород, 2002.
- Сорокина Т.М. Психологические условия развития профессиональной компетенции учителя начальной школы. Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 2003.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 1994.
- Стрюков Г. А. Эксперимент и ответственность / Педагогическое обозрение. 1998.№ 1 С. 19−29.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.
- СухомлинскийВ.А. Сто советов учителю. Киев, 1984.254 с.
- Талызина Н.Ф. Активизация познавательной деятельности младших школьников. М., 1974.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
- Толстой JI.H. О воспитании / Педагог. Соч. М., 1953.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990.
- УльенковаУ.В., Лебедева О. В. Л. С. Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня. Н. Новгород, 2001.196с.
- Ульенкова У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002.
- Ульенкова У.В. Научно методическая подготовка психологов образования: проблемы и перспективы /Сб. Актуальные проблемы психологии образования. Н. Новгород, 2004.
- Успенский В.Б., Чернявская А. П. Введение в психолого педагогическую деятельность. М., 2003.
- Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучий / Под ред. Ю. З. Гильбуха. Киев, 1993.
- Ушинский К.Д. Избранные труды. 4 Т. М., 2005.
- Федорец Г. Ф. Межпредметные связи педагогики с психологией. Л., 1988.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996.
- Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М., 1986.
- Фридман Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович ИЛ. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
- Фукин А.И., Иванов Б. М., Фукина Л. И. Методики исследования психического развития детей при отборе их в школу. Набережные Челны, 1993.
- Ханин Ю.Л. Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков: Методы, рекомендации. Вильнюс, 1988.
- Харитонова Т.Г. Психологические условия оптимизации психопрофилактической деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении. Автореф.дисс.канд.психол.наук. Н. Новгород, 2004.
- Хоменаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1993.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, ВЛ. Ляудис. М., 1981.
- Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка /Ред. состав. Г. В. Бурменская. М., 2005.
- Худик В.А. Исследование интеллекта и личности. Исключение предметов. Киев, 1994.
- Цукерман ГЛ. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. М., 1992.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.
- Чиркова Т.И. Теоретические основы дошкольной психологической службы. Автореф. дис. докт. психол. наук, М., 1999.
- Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. М., 2000.
- Чиркова Т. И. Состояние и перспективы развития психологической службы образования //Деятельность педагога психолога в системе образования: научно — методическое и нормативно — правовое обеспечение. Н. Новгород, НГЦ, вып. № 1,2000, с. 5 — 16.
- Чиркова Т.И. О гранях опасности в деятельности педагога психолога //Деятельность педагога — психолога в системе образования. Научно — методическое и нормативно — правовое обеспечение. Н. Новгород, НГЦ, вып.№ 3, с. 25 — 35.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М., 1995.
- Шадриков В.Д. Способности человека. М., 1997.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1995.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1996.
- Шилов И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи): Практикум СПб., 2000.
- Шипицина Л.Ф. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995.
- Шипицина Л.М., Воронова А. Б., Защиринская О. В., Нилова Т. А. Основы коммуникации: Программа развития личности ребенка, навыков его общения со взрослыми и со сверстниками для детей от 3 до 6 лет. СПб., 1998.
- Шумакова Н. Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 34 43.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., 1967.
- Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого педагогического образования будущего учителя // Вопросы психологии. 1981.№ 5.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий Г. Т. Семейная психотерапия. JL, 1990.
- Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация /Избр. Психол. труды. М., 1989.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.
- Эльконин Д.Б. О теории начального обучения /Избр. психол. труды. М., 1989. С. 199.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1973. 304 с.
- Эриксон Э. Детство и общество СПб., 2000.
- Юрчова М. Психолого педагогические проблемы развития творческого мышления учащихся // Психолого — педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения //Педагогика. 1995. № 2.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
- ЯкиманскаяИ.С. Развивающее обучение. М., 1979.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л., 1988.
- Ямбург Е.А. Школа для всех. М., 1996.
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация. М., 1998.
- Яценко Т.С. Активная социально психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. Киев, 1993.207 с.
- Adler A. Praxis und Theorie der individual Psycho logie. N.Y., 1927.260. 260. Adler A. Social Interes: a challenge to manking. New York: Capricorn Books, 1964.
- Lewin К. Dynamic theory of personality. N. Y., 1935.
- MaslowA. A tyeory of human motivation//Psychological Review. 1943.
- Maslow A. Toward a psychology of Being. N. Y.: Van Nostrand, 1968.
- Newman R. Psychological Consultation in the Schools. N. Y.: Back Books, 1967.
- Rogers C. Client centered therapy: its current practice, implications and theory. Boston, Haughton Mifflin, 1965.
- Rogers C. Freedom to learn for the 80 s. N. Y.: Toronto — Sydney. 1983.