Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Типология консультативных ошибок

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под принятием «безусловного уважения» имеется в виду безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности. «Безусловное позитивное отношение» — это терпимость ко всем аспектам субъективного мира клиента. Следует смириться с противоречивостью клиента. Позитивное отношение — очень важная составляющая процесса консультирования. Большинство специалистов способны поддерживать позитивное… Читать ещё >

Типология консультативных ошибок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На наш взгляд, консультативную ошибку можно определить как результат действий психолога, не адекватный поставленной в данной ситуации цели. Поскольку психологическая природа ошибок очень разнообразна, то не может быть какого-то единственного, общеохватывающего критерия классификации. В нашей работе предпринята попытка провести типологию консультативных ошибок следующим образом.

1. По генезису консультативные ошибки могут быть закономерными и случайными. Закономерные обусловлены, во-первых, спецификой психического развития человека (динамизм, неравномерность). Во-вторых, загруженностью психолога. Редкий психолог занимается только консультативной деятельностью.

Основной характеристикой такой закономерности является порождение ошибки предшествующей ошибкой. Причем последующая ошибка имеет более сильный эмоциональный астенический заряд и более тяжелые негативные последствия. В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида психологического мышления может быть недостаток (в силу объективных условий) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому психологу их усвоить, как его профессиональное мышление становится ясным и очевидным. Так, знание способов психологического воздействия, адекватных возрастным характеристикам развития личности клиента, позволяет консультанту выработать определенную систему консультативного взаимодействия, быть последовательным и создавать положительный психологический климат во взаимоотношениях с клиентом. Психологу ведомо, что изменение отношений между внешними (социальными) и внутренними (психологическими) факторами обусловливает эффективность консультативного взаимодействия.

Случайные ошибки возникают вследствие импульсивных, спонтанных действий консультанта и выражаются в форме мгновенной эмоциональной разрядки, срыва. Примером может служить ошибка «эффект вторичной психологической травмы (по Ялому): Клиент: «А правда, что со мной трудно общаться?» Психолог: «Откуда Вы это взяли?» Клиент: «Психолог сказал». Такие ошибки бывают в «нештатных», нетипичных, необычных ситуациях, которые застают психолога врасплох. Ошибки подобного рода в нашем исследовании фиксировались редко и характеризовались как единичные. Хотя можно предположить, что частота их проявления может носить и устойчивый, закономерный характер, если имеют место определенного рода качества консультанта (низкая стрессоустойчивость, внушаемость, уступчивость).

2. По источнику возникновения также могут быть выделены различные типы консультативных ошибок. Первичные источники ошибок характеризуются рефлексивными особенностями консультанта (ошибки рефлексивного управления поведением клиента в конкретной ситуации). Вторичные, производные источники ошибок связаны с реагированием психолога на ситуацию на уровне автоматизированных навыков, динамического стереотипа. Исходя из внешних, ситуативных характеристик консультант своими действиями препятствует развитию разностороннего и более глубокого общения с клиентом.

Полученные эмпирические данные показывают наличие у консультативной ошибки не одного, а нескольких источников. Психолог не всегда в состоянии осознавать их содержание. Может существовать причина, которой консультант уделяет больше внимания, чем другой причине. Нередко именно эта другая причина может выступать инициирующим фактором в момент возникновения ошибки.

3. Причинная обусловленность ошибок связана либо с личностными, либо с профессиональными качествами консультанта. Если задаваемые цели, которые обычно формируются в виде требования, нормы, приказа и т. п., как бы накладываются на существующие мотивы и потребности психолога, то инициативные внутренние цели сами вырастают из потребностей и мотивов. В этом случае в контексте ситуации возникает «гармоничное целое», когда цели деятельности совпадают с целями личности.

Если же имеет место отчуждение консультантом своей личности от выполняемой деятельности, то возникает деструктивное влияние деятельности на личность, что выражается в симптомах профессиональной деформации личности психолога (императивность, менторность, доминантность, безапелляционность, эмоциональная сухость, неконгруэнтность вербального и невербального воздействия, шаблонность, непоследовательность, категоричность, монологизм и многое другое). Это в свою очередь сказывается на возникновении ошибок в процессе решения ситуации, в которой всегда существует опасность преувеличения деятельностной (функциональной) либо личностной стороны.

Если речь идет о негативном влиянии личностной стороны, то здесь можно выделить такую часть ошибок, которые объясняются неосознанной враждой. При этом психолог исходит из личных, эгоистичных интересов, хотя часто и мотивированных консультативными соображениями. Преодолеть такой отрицательный профессиональный опыт очень трудно. Например, неудача в консультативной ситуации — это ещё не основание для огорчения, расстройства психолога, так как неудача может быть по разным причинам, а не только как проявление профессиональной некомпетентности, поэтому не надо принимать происходящее на свой счёт. При осознанном анализе первоначальных причин и последствий ошибки необходимо:

  • • представить последствия своих возможных действий;
  • • уметь ставить себя на место человека, с которым может возникнуть конфликтная ситуация;
  • • уметь понимать и принимать точку зрения другого человека.
  • 4. По степени коррекции ошибки бывают легко поддающимися и трудно поддающимися исправлению. Легко поддающиеся коррекции ошибки можно рассмотреть на примере тех затруднений, которые возникают в результате неадекватных действий консультанта по распознаванию и учету условий ситуации. Ошибки, возникающие из-за тех или иных ситуационных факторов взаимодействия, потенциально всегда могут быть урегулированы в рамках этой консультативной ситуации за счет возможной коррекции параметров взаимодействия.

Трудно поддающиеся коррекции ошибки вызывают чрезмерные сомнения консультанта, которые сопровождаются остро переживаемым «эмоциональным шлейфом». Неумение поставить акценты на положительном в определенной мере можно объяснить тем, что консультативные неудачи слишком часто приписываются недостаткам клиента и слишком редко несовершенству методов консультирования и психотерапии.

  • 5. По консультативному эффекту ошибки могут подразделяться на масштабные и локальные. Величина ошибки определяется содержанием вызываемых ею последствий. Причем одна и та же ошибка может быть воспринята по-разному консультантом и клиентом. Важно воспитывать правильное, адекватное отношение к ошибкам в своих и чужих действиях. Ибо с увеличением цепи ошибок появляется неприемлемая «технология» работы, которая снижает эффективность консультативной деятельности, даже при высоких затратах времени и сил.
  • 6. Процессуальные ошибки имеют отношение к процессу решения консультативной ситуации, поэтому могут быть рассмотрены в соответствии с основными мыслительными этапами: анализ ситуации, принятие решения, реализация решения и оценка полученного результата.

На этапе анализа ситуации и поиска решения в процессе ее решения выделены следующие ошибки.

  • 1. Неверное расчленение консультативной ситуации заранее обрекает психолога на неудачу, так как отсутствует основание для членения. Неумение разделять целое на составные части затрудняет дифференцирование признаков на главные и второстепенные. Это приводит к отождествлению проблемы и личности клиента. Например, на основании двух-трех качеств формируется мнение о личности в целом.
  • 2. Неполный учет условий ситуации, имеющих значение для успешного ее решения, приводит к одностороннему видению ее. Так, если клиент отказывается выполнить предложенное ему задание, то консультант воспринимает это как личный вызов, хотя истинные причины такого поведения могут иметь совершенно другие причины.
  • 3. Неадекватное распознавание причинно-следственных связей в возникшей ситуации: неумение отделить причину от ее повода. Следствием данной группы ошибок является то, что консультант редко ищет причину случившегося в самом себе.
  • 4. Несвоевременное обнаружение тех явлений, которые свидетельствуют о возникновении сложной консультативной ситуации; инертность понимания текущей ситуации.
  • 5. Недостаточный учет или неправильное восприятие эмоционального состояния клиента; неспособность проникнуть во внутренний мир другой личности.

Результаты исследования позволяют отметить, что консультанты нередко не имеют простых и надежных приемов анализа своего взаимодействия с учащимися. Очень часто в их решениях проявляется ограниченность восприятия, осмысления и понимания ситуации. Следствием этого является затруднение в получении адекватной и оперативной информации, необходимой для организации и коррекции консультативного взаимодействия и превращения его в содержательное сотрудничество.

На этапе принятия решения консультативные ошибки оказываются связанными с невысокой готовностью к изменению собственных установок, позиций, решений; с однозначностью, категоричностью решения («или-или»). На данном этапе возникают следующие помехи, которые не всегда удается своевременно нейтрализовать.

1. Аналогия как мыслительная операция, направленная на реконструирование незнакомой ситуацию в знакомую. Это следствие затруднений, возникших в опознании структуры незнакомой ситуации.

Всякая аналогия характеризуется тем, что путем исследования некоторой упрощенной модели ситуации можно сделать выводы относительно той системы, которая отображена в модели. Так, если консультативная задача сложна для психолога, то он её упрощает, надеясь, порой интуитивно, что решение упрощенной задачи наведет его на идею решения основной задачи.

  • 2. Редукция как сведение множества отдельных признаков к одному основному признаку. Сведение сложного явления к простой схеме её объяснения характерно для психологов, которые ограничиваются поверхностным познанием консультативной ситуации.
  • 3. Драматизация ситуации. Порой консультант оказывается в состоянии «эмоционального облака», обусловленного его реакцией на фрустрирующую ситуацию. Следствием такого состояния является недостаточная саморегуляция, проявляющаяся в неадекватном управлении ситуацией.
  • 4. Концентрация на второстепенных параметрах консультативной ситуации.
  • 5. Невысокий уровень прогнозирования возможных трудностей реализации решения.
  • 6. Дезориентированность в степени приемлемости и экономичности принятого решения.

Неумение преодолевать указанные затруднения приводит к возникновению целого ряда ошибок. Одной из них является отождествление консультантом своих взаимоотношений с клиентом в целом с конкретной проблемой.

На этапе реализации решения наиболее распространенными признаками неэффективных, а порой и ошибочных консультативных действий выступают следующие.

  • 1. Трудности принятия точки зрения другого человека (в том числе и своих коллег).
  • 2. Некритичность мышления психолога. Консультант принимает любые возникающие у него (или предложенные ему) объяснения и решения, не испытывая потребности проверить их.
  • 3. Тенденция к униформизму и конформизму мышления. Склонность к униформизму означает использование одних и тех же профессиональных заготовок в ситуациях разного типа. Если психолог в консультативной ситуации проявляет подобного рода склонность, например к юмору, то клиент может оценить это как «плоские шутки».

Тенденция к конформизму выражается в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей (например, коллег или известных консультантов), не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

  • 4. Нечувствительность мышления консультанта к проблемам, которые возникают в процессе реализации решения.
  • 5. Эгоцентризм мышления психолога. Такая особенность мышления проявляется в тех случаях, когда консультант рассматривает себя как центральную фигуру в консультативном процессе. Клиент оказывается отчужденным от консультативного процесса и занимает поэтому не активную, творческую, а пассивную позицию.
  • 6. Стереотипность мышления психолога, когда определенное понятие или решение используется по привычке, на основании соответствия предвзятым ожиданиям или отношениям к действительности. Оказываясь в плену профессиональных стереотипов, он часто оправдывает свое поведение в консультативных ситуациях суждениями типа: «…клиент не хочет работать над своей проблемой». Стереотипность профессионального мышления проявляется особенно ярко в знакомой, ранее встречавшейся ситуации. Происходит включение консультативных заготовок. Поэтому важно за поверхностными, внешне видимыми явлениями видеть сущность проблемы.
  • 7. «Замкнутый интеллект», когда консультант не понимает того, чего не хочет понять. Например, жесткая привязанность к первоначально выбранной гипотезе. Для того чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, обсуждения одной конкретной ситуации, по мнению Ю. Е. Алешиной, недостаточно; необходимы хотя бы два — три таких примера. И только в том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся или опровергнутой.
  • 8. Непродуктивный способ, в процессе реализации которого психолог ограничивается имеющимися у него представлениями о клиенте и знанием о средствах проведения консультативной ситуации.

К числу ошибок, возникших на этапе опенки полученного результата. можно отнести следующие.

  • 1. Диффузная, абстрактная оценка решенной консультативной ситуации, в том числе личности клиента.
  • 2. Односторонность оценки личности клиента, понимания ситуации и определения своей позиции в ней.
  • 3. Объяснение успехов в разрешении консультативной ситуации собственными усилиями, а не действиями клиента.
  • 4. Неумение делать для себя выводы о необходимости дальнейшего развития конструктивных способов разрешения затруднений.

Знакомство с наиболее типичными ошибками, которые имеют место в процессе распознавания и осмысления консультативной ситуации, позволяет психологу более целенаправленно сформулировать адекватную стратегию профессионального поведения. Стратегия разрешения консультативной ситуации состоит из последовательной реализации соответствующих приемов: диагностических; исполнительных (корректирующих); контролирующих, включающих в себя оценочные.

7. По уровню консультативной рефлексии можно выделить ситуативные и надситуативные ошибки. Рефлексия помогает психологу управлять своим поведением в нештатных ситуациях. Самая большая ошибка — упорствовать в своей неправоте. Консультативная рефлексия может быть направлена на выигрыш и полезные уроки. Особенно важно консультанту при анализе ошибок воздержаться от поспешного заключения, что какие-то промахи и проступки как-то «классифицируют» его, поэтому полезно максимально быстро осознать и исправить свою ошибку. В случае необходимости консультанту приходится переступать через профессиональное самолюбие, поскольку первая ошибка, правильно проанализированная и исправленная, предохраняет психолога от последующих консультативных ошибок, подобных ей.

Под ситуативными ошибками можно понимать неуспех (провал) в результате деятельности консультанта. Ошибки, входящие в данную группу, связаны с неумением психолога преодолевать трудности в организации общения с клиентом, что играет значительную роль в возникновении отрицательного отношения к профессии консультанта. Если психолог в своей работе главным считает личные интересы клиента, то в таком случае он «плетется» в хвосте его развития, и имеет невысокую эффективность консультирования. Это проявляется прежде всего в укреплении мнения клиента в своей правоте, что нередко приводит лишь к усугублению волновавшей и беспокоившей его проблемной ситуации.

Если консультант по неопытности или по незнанию (или из-за недобросовестности), незаинтересованности в судьбах своих клиентов, не представляет себе консультативный процесс в целом, то в этом случае доминирует уровень обыденного сознания, а не профессиональный. Существенную роль играет при этом недальновидность, т. е. неумение «подняться над фактом», «выйти за пределы» ситуации в процессе ее разрешения и прогнозировать ход развития события. Ситуативные ошибки можно исправить, не изменяя себя.

Какие же это ошибки?

Ошибки в структурировании психологического консультирования.

Отсутствие структуры консультирования: клиент говорит о своей проблеме, а психолог сразу переходит к ее решению, не спрашивая, например, а «чего хочет клиент». Не установлен необходимый психологический контакт; не проработана процедура заключения контракта; переход к решению проблемы без достаточного установления ее сути. Работа сразу с несколькими проблемами. Не подведен итог проведенному консультированию. Психологу-то понятно, что получилось на выходе, а клиент не всегда бывает в состоянии осознать и принять это. Неверное заключение психолога-консультанта о сути проблемы: консультант либо не видит реальной проблемы у клиента (когда такая имеется), или приписывает клиенту проблему, которой у него в действительности нет.

  • 1. Неправильные рекомендации клиенту: а) односторонние рекомендации, обращенные на конкретные части проблемы; б) правильные рекомендации, но практически невыполнимые; в) проблема воспринимается правильно, но предлагаются не вполне верные практические рекомендации по ее решению — такая реализация которых в действительности ничего или почти ничего полезного не даст.
  • 2. Неправильные действия клиента по выполнению рекомендаций, получаемых от психолога-консультанта. Действия клиента порождены его неадекватным пониманием; непониманием того, что ему порекомендовали; объективными причинами.
  • 3. Неверные заключения психолога о проблеме клиента (приписывание клиенту такого, чего в действительности нет) в силу а) недостаточной точности информации, полученной от клиента; б) неполноты информации (клиент искажает информацию или не говорит всю информацию); в) неправильной интерпретации психологом тех фактов, которые ему были сообщены; г) склонности психолога делать преждевременные выводы; д) не учитываются эмоциональные состояния клиента; е) недостаточное, а поэтому неубедительное комментирование, например, почему ребенок направляется к психоневрологу, психиатру.
  • Технические ошибки в общении консультанта.

Увлечение «беспроигрышными» техниками в психотерапии и консультировании. Постановка прямых вопросов («вопросов в лоб»). Клиент не понимает психолога: зачем он это спрашивает.

Общение происходит не на языке клиента. Попытка подстраивания собственного языка под язык клиента превращается в неадекватное использование профессиональной терминологии. Следовательно, создается препятствие для объяснения и обоснования собеседнику своей точки зрения. Неадекватное сопровождение консультирования со стороны психолога: например, «ужасно», «прекрасно».. Психолог перебивает клиента, не дослушивает, не позволяет сформулировать проблему достаточно четко. Неосознанно создаются препятствия клиенту для выражения своей точки зрения. Например, ошибкой консультанта являются: длинные, особенно сложно развернутые предложения. Это достигается употреблением деепричастных и причастных оборотов. Слушающий не в состоянии справиться с подобными предложениями и забывает начало предложения, что вызывает переспрос. Сложно организованные предложения нарушают нормы разговорной речи, делают ее книжной, несколько искусственной: «перескок» от одной темы к другой, непоследовательность; неправильная организация предложений, фраз. Морфологическая норма речи состоит в специфическом для нее соотношении частей речи. В связи с этим ошибкой консультанта является: употребление деепричастий, приводящее к нарушению грамматических норм русского языка; употребление кратких форм прилагательных; ошибки в словах.

1. Неправильные действия клиента, порождаемые его неверным пониманием того, что ему советует делать психолог.

Причина: предлагая рекомендации, психолог недостаточно учитывает индивидуальные особенности, например, уровень его культуры, интеллектуальное развитие.

Устранение: на каждом этапе работы с клиентом проверять правильность понимания клиентом того, что ему говорит психолог-консультант (с помощью вопросов).

2. Неправильное поведение клиента, порождаемое его желанием поступать именно так, как ему рекомендует психолог-консультант.

Устранение: с помощью наблюдения установить, как клиент относится к даваемым рекомендациям. Если его отношение отрицательное, то лучше отказаться от таких рекомендаций.

3. Неправильное поведение клиента, вызванное объективной невозможностью вести себя так, как ему советуют, например в силу изменившихся условий жизни и т. д.

Каждый из перечисленных типов ошибок способен существенно снизить эффективность психологического консультирования, поэтому их следует всячески избегать.

В целях профилактики ситуативных ошибок можно руководствоваться идеей Г. Гессе о том, что нужно помнить все время о целом и помнить все время о том, что оплошность в какой-либо частности сейчас не имеет большего значения.

Под надситуативными ошибками можно понимать неуспех (провал) в результате влияния личности консультанта. Часто психолог не осознает, что его удачи и ошибки в конечном итоге обусловлены степенью его личностной включенности в контекст консультативного взаимодействия. Для того, чтобы осознать все это, консультанту необходимо обладать психологической пытливостью ума, психологической проницательностью. В связи с этим полезно будет вспомнить слова Мираба Мамардашвили о том, что нужно не гнаться за исправлением отдельных ошибок или пороков, а рвать корень, их порождающий, менять систему координат [12, с. 35], т. е. менять систему профессионального видения решаемых консультативных ситуаций. Имеется в виду, что консультант должен стремиться к внутренней интеграции — синтезу профессиональных навыков с личной идентичностью. Для этого необходимо принятие себя как личности и как психолога. В идеальном случае, как говорят опытные консультанты, не существует разницы между тем, что делает хороший человек, и тем, что делает хороший консультант. Консультанту необходимо ориентироваться на более углубленное и всестороннее осмысление своей деятельности и своей личности.

Важно уметь находить себе сверхзадачу, структурируя консультативную ситуацию. Если поступают запросы, связанные с поиском выхода из конфликтной ситуации, то в качестве сверхзадачи в деятельности школьного психолога может быть цикл мероприятий превентивного плана (организация родительских собраний, психолого-консультативных семинаров, тренингов для учащихся по прикладным аспектам конфликтологии, направленным на формирование умений предупреждать возникновение деструктивных конфликтных ситуаций). Такой надситуативный подход в психологическом консультировании позволяет инициировать психологизацию консультативного процесса в целом. Нередко психолог в консультативной ситуации дает необходимый импульс и закладывает основы самоорганизации клиента на личностном уровне. Об этом можно судить по отсроченной реакции клиента: «Я теперь книжки читаю на другом уровне».

Цена ошибки определяется зоной ее влияния. Ситуативные ошибки локализованы границами ситуации консультирования. От таких ошибок страдает клиент, что сказывается на результатах психологического консультирования в конкретной ситуации. Последствия надситуативных ошибок проявляются, прежде всего, в личности психолога: происходят неуловимые изменения в личности. Так, с увеличением цепи ошибок появляется неприемлемая «технология» личностной работы, что обусловливает низкую эффективность консультативной деятельности, даже при высоких затратах времени и сил. По мере накопления подобных изменений возникают устойчивые личностные образования, которые оказывают подспудное влияние на процесс и результат консультирования. В итоге страдает уже не один клиент, а, в той или иной мере, все клиенты, которые обращаются за психологической помощью к такому консультанту.

Большой ошибкой в работе консультанта является путание своих действий с собственным «Я». Если психолог говорит сам себе: «Я неудачник», то следствием такого патогенного мышления будет вывод: «поскольку я поступил именно таким-то образом, то я отношусь к людям определенного сорта». А если консультант занимает позицию: «Я ошибся (потерпел неудачу)», то следствием его саногенного мышления будет следующий ход рассуждений: «Если я совершаю ошибку, то это совершенно не значит, что ошибка „делает“ меня». Важно отделить себя, свою личность от проблемы. Свою ошибку, неверный шаг следует признавать быстро и решительно, опережая возможную критику. Признание и анализ собственных ошибок избавляет человека от самоуспокоенности, завышенного самолюбия, чувства собственной непогрешимости, а главное — позволяет предупредить появление новых ошибок.

  • • Самая опасная ошибка, по мнению Р. Мэя, которую допускают профессиональные консультанты — это стремление втиснуть своего клиента в одну из известных категорий, как правило, в ту, к которой принадлежит сам консультант. Всегда существует опасность того, что консультант будет взирать на клиента со своей колокольни, т. е. руководствуясь своими взглядами, нравственными установками и своей личностной моделью, перенося все это на своего клиента и, тем самым, вторгаясь в его личностную автономию.
  • • «Мне кажется, что большинство ошибок в межличностных отношениях, которые я допустил, большинство случаев, когда я не мог помочь другому человеку, могут быть объяснены тем, что внешне я вел себя по одному, в действительности же чувствовал совсем другое» (К. Роджерс).
  • Ошибки в отношении к клиенту.

Высокомерие, авторитарность; навязывание своего видения проблемы; не дает четко выговориться клиенту; навязывание своего мнения; дискредитация мнения клиента. Мнение клиента не выслушивается или дискредитируется. Занятие психологом эгоцентрической позиции. «Наигранность» психолога. Психологическая экспансия: дам клиенту не то, о чем он просит, а то, что ему нужно, но о чём он может не знать.

Демонстрация психологом собственного превосходства в профессиональном плане и, как следствие, отношение к клиенту не как к равному. Отсюда клиенту непонятно, почему у психолога возникают именно такие вопросы (например, женщина жалуется на ребенка, а психолог спрашивает, какие у нее отношения с мужем).

Неадекватное делегирование ответственности за решение проблемы. Психолог не должен нести ответственности за проблемы клиента. Часто клиенты приходят к психологу с установкой на волшебство, поэтому психологу следует вырабатывать у клиента установку на то, что психологическое консультирование — это длительный процесс. По Р. Кочюнасу, пагубно само предложение решений клиенту. Консультант проявит претенциозность, если будет думать, что знает решение любых проблем, с которыми сталкиваются клиенты. Предложение клиенту непосредственных решений нередко означает сведение сложностей его жизни к элементарным проблемам. К. Роджерс утверждает, что если консультант уже взялся за внимательное выслушивание клиента, он должен уважать и сложности его жизни. Попытки решать проблемы вместо клиента свидетельствуют о неверии в него как человека, способного самостоятельно ответить на вопросы, поставленные жизнью.

  • • Стремление быть совершенным. «Мужество быть несовершенным — значит принять проявления своей профессиональной и человеческой несостоятельности как часть жизни и часть себя». Но на это могут уйти годы.
  • • Готовность давать советы, особенно когда клиент активно к этому подталкивает.

Под принятием «безусловного уважения» имеется в виду безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности. «Безусловное позитивное отношение» — это терпимость ко всем аспектам субъективного мира клиента. Следует смириться с противоречивостью клиента. Позитивное отношение — очень важная составляющая процесса консультирования. Большинство специалистов способны поддерживать позитивное отношение с самыми разными людьми — консультативный контакт позволяет «переступить» через преграды, которые обычно считаются непреодолимыми. Если в каком-либо случае консультант не в состоянии перебороть себя, он обязан направить клиента к коллеге. Безусловное позитивное отношение — это сложное явление; в нем можно выделить несколько независимых факторов: уровень отношения и безусловность отношения. Уровень отношения определяется как общая выраженность эмоционального реагирования одного человека на другого. Позитивное отношение включает симпатию, оценку клиента без стремления контролировать и управлять. Безусловность отношения подразумевает постоянство принятия клиента, т. е. отношения без всяких «если». Безусловность означает, что базовая установка консультанта не колеблется в зависимости от эмоционального состояния и поведения клиента. Безусловное позитивное отношение является противоречивым феноменом. Многие психологи считают, что позитивное отношение — это теоретическое понятие, и с точки зрения повседневной практики правильнее говорить о безусловном позитивном отношении во множестве ситуаций консультирования. При консультировании безусловность направлена только на принятие чувств, фантазий, мыслей, желаний клиента, но не на приемлемость любого поведения. Если консультант не одобряет и отвергает поведение клиента, то важно понять, что скрыто за поведением, которое не одобряется.

Психологическая экспансия консультанта.

Консультанту легко попасть в западню раздачи советов, потому что чаще всего страдающий клиент обращается к нему, буквально требуя советов. Клиента не удовлетворяет обсуждение возможных альтернатив решения проблем — он хочет, чтобы консультант сам решил его проблемы. Раздача советов нарушает автономию личности — даже из этических соображений мы не вправе решать за других. Подобная тактика ставит консультанта в положение человека, который берет на себя ответственность за выбор вариантов жизни другого человека. Задача консультанта — помочь клиенту найти собственное решение и осознать свободу действий. Когда клиент настойчиво спрашивает, как ему вести себя, правомерны встречные вопросы: «Что Вы сами об этом думаете?», «Какие Вы видите возможности для разрешения проблемы?» Когда консультант поощряет ответственное поведение клиента и помогает ему, клиент склонен самостоятельно решать свои проблемы. Такая экспансия мешает правильно воспринимать действительность и обусдавливает то, что клиенты становятся для консультанта средством удовлетворения самолюбия и достижения успеха, а не людьми, угнетенными проблемами, ищущими понимания и помощи.

Эгоцентрическая позиция психолога может привести к нарушению реализации такого основополагающего принципа консультирования, как «отношения партнерства». Они складываются удачно в том случае, когда психолог способен отождествить себя с личностью клиента и с этой позиции понять его затруднения. Только встав на позицию другого, можно правильно проанализировать его состояние, мотивы поведения, образ жизни. Не обязательно, конечно, пройти весь этот путь образования личной проблемы, для этого может не хватить ни времени, ни душевных сил. Но проследить узловые моменты образования у клиента затруднений — задача психолога-консультанта. Поставив себя на место клиента, психолог может совместно с ним выработать варианты исходов в сложившихся затруднениях. Очевидно, что психолог, занимающий эгоцентрическую позицию, не сможет поставить себя на место клиента, а следовательно, не сможет проработать с клиентом возможные решения его проблемы.

В заключение можно отметить, что проведенный психологический анализ консультативных ошибок является одним из перспективных средств структурирования ситуации в соответствии со своими потребностями и социально-полезными целями. А самое главное — реализованный нами подход позволил выделить и описать следующие инструментальные признаки оптимального консультативного мышления.

  • 1. Наличие специфических стратегий деятельности:
    • • выдвижение новых целей консультативной деятельности, ведущее к новому видению ситуации;
    • • использование и изобретение способов деятельности в условиях реализации новой консультативной цели;
    • • выход за пределы ситуации и требований выполняемой деятельности;
    • • творческое переосмысление собственной личности, иначе можно бороться со своими ошибками, но ничего не делать с самим собой.
  • 2. Сформированность стиля консультативного мышления: самодостаточная система саморегуляции.
  • 3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемую ситуацию в системе: способность видеть в сложном простое, а в простом — сложное.

Таким образом, нами предложен подход, согласно которому в процессе всестороннего рассмотрения сложной консультативной ситуации, как правило, удавалось найти слабые места и просчеты в анализе ситуации психологом и помочь ему осознать, что дело не столько в его профессиональной непригодности, сколько в иных обстоятельствах, и наметить план первоочередных действий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой