Распределение внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы
Диссертация
Распределение внимания учеников массовой и вспомогательной школы имеет существенные отличия. У учеников массовой школы высокая степень распределения внимания в сенсомоторной деятельности отмечается уже в 4 классе. Наряду с этим установлена .¡-формирующаяся способность к мышлению на понятийном уровне, сочетающаяся с развитием распределения внимания в мыслительной деятельности. У учеников 4… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ.¿
- ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
- 1. 1. Изучение распределения внимания отечественными и зарубежными психологами. 11−2?
- 1. 2. Исследование распределения внимания школьников
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Обоснование выбора методик
- 2. 2. Общая характеристика испытуемых
- 2. 3. Апробирование методики «Отсроченное опосредованное воспроизведение», требующей распределения внимания
- ГЛАВА 3. КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛИЩОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МАССОВОЙ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
- 3. 1. Распределение внимания в сенсомоторной деятельности
- 3. 2. Распределение внимания в условиях проведения методики «Сравнение понятий»
- 3. 3. Распределение внимания в условиях отсроченного опосредованного воспроизведения.91-III
- 3. 4. Выделение групп испытуемых по степени распределения внимания в мыслительной деятельности
- ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 4. 1. Анализ взаимосвязи распределения внимания и мыслительной деятельности
- 4. 2. Роль распределения внимания в познавательной деятельности школьников
- ВЫВОДУ
Список литературы
- Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? // Полн. собр. соч. T.I. — С.125−346.
- К.Маркс и Ф. Энгельс Соч. Т. 23. — 908 с.
- Официально-документальные материалы
- Горбачев М.С. Политический доклад Центрального Комитета КПСС ХХЛ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза // Правда, 1986, 26 февраля.
- Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы // 0 реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Политиздат, 1984. — 112 с. 3. Книги
- Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника ivl.-JI.: Мзд-во Академии пед. наук РСФСР, 1946. — 52 с.
- Аристотель 0 душе // Соч. В 4-х т. — М.: Мысль, 1975. — T.I. — 550 с.
- Артемов В.А. Изучение ребенка 2-е изд. — М.?Л.: Госиздат, Х930. — 142 с.
- Артемов В.А. Курс лекций по психологии 2-е изд. -Харьков: Изд-во Харьков, ун-та, 1958. — 421 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: кн.1/ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского М.: Педагогика, 1982. — 320 с.
- Баскакова И. Л, Внимание школьников-олигофренов М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1382. — 67 с.
- Блонский П.П. Память и мышление //Избранные психологические произведения М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
- Величковскяй Б.М. Современная когнитивная психология -М.: Изд-во МГУ, 1982. 336 с.
- Вудворто Р. Экспериментальная психология М.: Иностр. лит-ра, 1950. — 799 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Соч. В 6-ти т. — М.: Педагогика, 1983. — Т.З. — 368 с.
- Выготский JI.С.Педология подростка //Соч. В 6-ти т. -М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — 432 с,
- Выготский I.C. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Избр. психологические исследования М., Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1956. — 520 с.
- Выготский JI.C. Проблема умственной отсталости //Соч. -В 6-ти т. М.: Педагогика, 1983. — Т.5. — 368 с.
- Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка //Соч. В 6-ти т. — М.: Педагогика, 1983. — Т.5. -368 с.
- Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессахв развитии умственно отсталого ребенка //Соч. В 6-ти т. — М.: Педагогика, 1983. — Т.5. — 368 с.
- З.Х6. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка //Соч. В 6-ти т. — М.: Педагогика, 1984. — Т.6. — 400 с,
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания М.: МГУ, 1974. — 99 с. 3.18'Гельвеций К. Об уме //Соч. В 2-х т. — М.: Мысль, 1973. — T.I. — 647 с.
- Гельфан Е.М. Игры и упражнения для развития внимания у детей М.5 Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958. — 32 с. 320. готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента
- М.: Изд-во ЖГУ, 1982. 464 с.
- Лжемс В. Научные основы психологии СПб, 1902. — 370 с.
- Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка М.: Учпедгиз, 1935. — 176 с.
- Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей Л.: Медицина, 1982. — 224 с.
- Зейгарняк Б.В. Патопсихология М.: МГУ, 1976. — 238 с.
- Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей М.: МГУ, 1976. — 98 с.
- Коган В.М., Коробкова Э. А. Принципы и методы психологического обследования в практике ВТЭ М.: ЦИЭТЙН, 1967.54 с.
- Кондильяк Э.Б. де Опыт о происхождении человеческих знаний //Соч. В 3-х т. — М.: Мысль, 1980. — Т.I. — 334 с.
- Кондильяк Э.Б. де Трактат об ощущениях //Соч. -В 3-х т. М.: Мысль, 1983. — Т.2. — 541 с.
- Кондильяк Э.Б. де Логика или начало искусства мыслить //Соч. В 3-х т. — М.: Мысль, 1983. — Т.З. — 388 с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников М.: Просвещение, 1968. — 430 с. 331. Леонтьев А. Н. Развитие памяти М.: Учпедгиз, 1931. — 277 с.
- Линдеей П., Норман Д. Переработка информации у человека М.: Мир, 1974. — 550 с.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
- Лурия А.Р. Внимание и память М.:МГУ, 1975. — 104 с.
- Лурия А.Р. (ред) Умственно отсталый ребенок М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1960. — 204 с.
- Марищук В.Л., Блудсв Ю. М. и др. Методики психодиагностики в спорте М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
- Найссер У. Познание и реальность М.: Прогресс, 1981. — 230 с.- 153
- Певзнер М.С. Дети-олигофрены М.: Изд-во Академии лед. наук РСФСР, 1959. — 486 с.
- Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов М.: йзд-во Академий дед. наук РСФСР, 1963. — 223.с.
- Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование М.: Педагогика, 1984. — 160 с.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов м': Просвещение, 1968. — 158 с.
- Петровский A.B. (ред.) Общая психология М.: Просвещение, 1976. — 479 с.
- Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы М.: Просвещение, 1969. — 152 с.
- Платонов К.К. Осистеме психологии М.: Мысль, 1972. — 216 с.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология М.: Профиздат, 1976. — 247 с.
- Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении М.: Медицина, 1974. — 167 с.
- Психологическая диагностика- проблемы и исследования /под ред. Гуревича K.M. М.: Педагогика, 1981. — 232 с.
- Рубинштейн С, Л. Основы общей психологии М.: Гос. учеб-но-педагог. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1946. — 704 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии -М.: Изд-вс АН СССР, 1959. 354 с.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника М.: Просвещение, 1979. 190 с. 3.5Х. Рубинштейн С. Я, Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике М.: Медицина, 1970. — 215 с.- 154
- Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей СПб., 1903. — 319 с.
- Смирнов A.A. Проблемы психологии памяти М.: Просвещение, 1966. — 423 с.
- Соловьев Й.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей М.: Просвещение, 1966. — 224 с.
- Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников М.: Учпедгиз, 1958. — 128 с.
- Страхов И.В. Психология внимания /Лекции для студентов пединститута Саратов: Изд-во Саратовского Ун-та, 1968.-51 с.
- Страхов В.И. Внимание в структуре личности Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1969. — 19 с.
- Трошин Г. Я. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей Пг, 1915. — 959 с.
- Уиппл Г. Руководство к исследованию физической и психической деятельности детей школьного возраста М., 1913. — 594 с.
- Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение)/ под ред. Певзнер М. С., Лебединской К. С. М.: Педагогика, 1979. — 232 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания //Соч. -М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1950. Т.8. — 776 с.
- Ушинский К.Д. Психологические монографии (внимание) //Соч. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1948. — Т.2. — 656 с.
- Ушинский К.Д. Педагогическая антропология //Соч. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1950. — Т.10. — 668 с.
- Шиф Ж.И. (ред). Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы М.: Просвещение, 1965. — 343 с.
- Щербаков А.И. (ред.) Практикум по общей психологии
- М.: Просвещение, 1979. 302 с. 3,66. Эббингауз Г. Основы психологии СПб.: йзд-во Общественная польза, 1912. — Т.1. — Вып. 2. — 268 с. 3.6?. Ярошевский М. Г. История психологии М.: Мысль, 1976. -462 с. 4. Статьи
- Айзенберг Б.И. Исследование распределения внимания в умственной деятельности у олигофренов //Вопросы психологии познавательной деятельности / под ред. Баскаковой И. Л. МГПИ им. В. И, Ленина. — 1982. — С. 36 — 44.
- Айзенберг Б.И. Сравнительная характеристика распределения внимания в мыслительной деятельности у учащихся общеобразовательной и вспомогательной школ /Дефектология. 1984. — № 6. -С. 8 — 13.
- Ахтамьянова И.И. Особенности саморегуляции внимания учащихся //Вопросы психологии познавательной деятельности /Под ред. Баскаковой И. Л. МГПИ им. В. И. Ленина. — 1984. — С. 74 — 86.
- Баскакова И.Л. Сравнительное изучение некоторых особенностей внимания нормальных школьников и олигофренов раннего юношеского возраста // Экспериментальное исследование внимания /Подред. Добрынина Н. Ф. МГПИ им. В. И. Ленина. — 1970. — С.5 — II.
- Баскакова И.Л. Внимание умственно отсталых школьников при решении некоторых интеллектуальных задач //Вопросы психологии познавательной деятельности /под ред. Баскаковой И. Л. МГПИ им. В. И. Ленина. — 1980. — С. З — 10.
- Баскакова И.Л. Внимание умственно отсталых школьников в деятельности, требующей совмещения нескольких признаков //Вопросы психологии познавательней деятельности /Под ред. Баскаковой И. Л. МГПИ им. В. И. Ленина. — 1982. — С. 24−29.
- Баскакова И.Л. О переключении внимания дебилов в умственной и сенсомоторной деятельности //Психологические вопросы кор-рекционной работы во вспомогательной школе /Под ред. Шиф. Ж.И.и Головиной Т. Н. М.: Педагогика. — 1977. — С. 81 — 88.
- Баскакова К.Л. Исследование возрастной динамики объема внимания школьников при зрительном восприятий //Вопросы психологии познавательной деятельности /Под ред. Баскаковой И. Л. -МГПИ им. В. И. Ленина. 1984. — С, 54 — 62.
- Гозова А.П., Кулагин Ю. А., Лубсвский В. И., Петрова В. Г., Розанова Т. В. Изучение психического развития, аномальных детей //Дефектология. 1983. -II 6. — С. 3−16.
- Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания //Психологическая наука в COOP. М.: АПН РСФСР. — T.I. — С.207−220.
- Добрынин Н.Ф., Пирогова Е. Б. Внимание //Общая психология /Под ред.ПетровскогоА.В. М.: Просвещение. -1977. — C. I89−209.
- Добрынин Н.Ф. Интеллект и внимание //Психологические исследования интеллектуальней деятельности /Под ред. Тихомирова O.K. М.:Щ?У. — Х979. — С. 198−203.
- Захарова Т.Г. Koppeкционные методы совершенствования переключения внимания у учащихся вспомогательной школы //Вопросы психологии познавательной деятельности /Под ред. Баскаковой И. Л. МГПИ им. В. И. Ленина. — 1984. — С. 127 — 137 .
- Зверева М.В., Липкина А. И. О сравнении предметов умственно отсталыми школьниками //Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы / Под ред. Соловьева И. М. -М.: АПН РСФСР. 1953. — С.95 — 133.
- Лиепинь С. В, Развитие внимания учащихся младших классов вспомогательной школы //Психологические проблемы коррекцисн-ной работы во вспомогательной школе /Под ред. Шиф Ж.й., Петровой В. Г. М.: Педагогика. — 1980. — С. 63−71.
- Переслени Л.И. Психофизиологические характеристики приема и переработки сенсорной информации //Дети с задержкой психического развития /Под ред. Власовой Т. А., ЛубовскогоВ.И. -М.: Педагогика. 1984. — С. 19 — 35.
- Пинский Б.И., Мирский С. Л. Коррекция трудовой Деятельности учащихся вспомогательной школы //Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе /Под ред. Шиф Ж. И, Петровой В. Г. М.: Педагогика. — 1980. — С. 154 — 169.
- Платонов К.К., Толорнина A.A. Исследование соотношения переключения и распределения внимания //ДскладыАПН РСФСР. 1961. — № I. — С. 87 — 88.
- Соловьев Й.М. Восприятие действительности умственно отсталыми детьми //Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы /Под ред. Соловьева K.M. М.: АПН РСФСР. — 1953. — С. 5 — 72.
- Шиф Ж, И. О психологических проблемах коррекциснно-вос-питательной работы во вспомогательной школе /Под ред. Шиф Ж. И., Петровой В. Г. М.: Педагогика. — 1980. — С. 9.- 22.
- Якушева Т.Г. Индивидуальные особенности распределения внимания. Вып. УЛ. — Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та. — 1975. -С. 49 — 62.5. Диссертации
- Баскакова И.Л. Экспериментальное исследование устойчивости внимания подростков учащихся массовой и вспомогательной школ: Дис. .канд. ¡-психол. наук — M., 1969. — 158 с.
- Гозова А, П. Распределение внимания у ткачих-многостаночниц: Дис. .канд. психол. наук M., 1951. — 185 с.
- Диева H.II. Индивидуальные особенности внимания в младшем школьном возрасте: Дис. .канд. психол. наук. М., 1969.
- Лаптиева Р.П. Психслогичес1ше особенности переключения внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1985. 153 с.
- Макогонова A.A. Распределение внимания в связи с особенностями нервной системы: Дис .канд. психол. наук М., 1954.- 145 с.
- Маликова В.А. Возрастные и индивидуальные особенности распределения внимания у студентов педагогического института: Дис. .канд. психол. наук М., 1979. — 175 с.
- Никиреев Е.М. Исследование устойчивости и переключения внимания при решения задач в заданном темпе: Дис. .канд. психол. наук М., 1970. — 141 с.
- Рещук A.C. Экспериментальное исследование распределения внимания при совмещении видов деятельности у 5 8-летних детей: Дис. .канд. психол. наук — М., 1973. — 130 с.
- Солодухова О.Г. Индивидуальные особенности внимания в мыслительной деятельности учащихся (в процессе решения арифметических задач): Дис. .канд. психол наук М., 1976. — 133 с.
- Binet A. Attention et adaptation //Archiv fur gesammte
- Psychologie. 6. — 1899 (I9oo). — p.p. 248−404
- Britton B. and Peice K. Use of cognitive capacity in reading: A performance characteristics. //Perceptual and Motor
- Scills. 1981 (Feh.). — v. 52 (I). — p.p. 291−298.
- Broadbent D. Perception and Communication Xondon: gamon Press. — 1958. — 338 p.
- Bruner H., Pisoni D., Some effects of perceptual load on spoken text comprehension. -// Journal of Verbal hearing and
- Verbal Bhavior, 1982 (Apr). — v. 21 (2). — p.p. 186−195.
- Colle H., de Maio V. Measurement of attentional capacity load using dual-task performance operating curves. -// Psychological Abstracts, 1980. v. 2. — no 2710.
- Deutch D., Deutch J. Attention: Some Theoretical considerations / / Psychological Revue. 1963. — 70. — p.p. 80-#0.
- Eysenk M.W., Eysenk M.C. Processing depth, elaboration of encoding, memory stores and expended processing capacity
- J. of Experimental Psychology- flsuman learning and memory. -I97S (Sept). v.5 (5). — p.p. 472−484.
- Hoffman J., Nelson B. Spatial selectivity in visual search. //Perception and Psychophysics. 1981 (Sept). — v. 30 (3J. — p.p. 283−290.
- Miller J. Divided attention- Evidence for coactivati-on with redundant sygnals //Cognitive Psychology. 1982 (Apr). — v.14 (2). — p.p. 247−249.
- Malligan R., Shaw M. Multimodal signal detection: IB-dependent decisions vs. integration //Perception and Psychophysics. 1980 (Nov). — v. 28 (5). — p.p. 471−478.
- II. Murray N. Attention in dichotic listening: Affective cues and the influence of instructions. // Q.J. of Psychology.- 1959. II. — p.p. 56−60.
- Sharp St. Individual Psychology. A Study in Psychological Method // Am. Journal of Psychology, no. 10. 1899. -p.p.329−391.
- Stager P., Laaivs G. The effect of divided attention on pro"be reaction time in multiple-task performance, //Canadian Journal of Psychology. — 1977 (Dec) — v.31 (4). — p.p. I74-/I83.
- X4. Treisman A. Contextual cues in selective listening // Q.J. of Psychology. I960. — 12. — p.p. 242−248.