Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Распределение внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Распределение внимания учеников массовой и вспомогательной школы имеет существенные отличия. У учеников массовой школы высокая степень распределения внимания в сенсомоторной деятельности отмечается уже в 4 классе. Наряду с этим установлена .¡-формирующаяся способность к мышлению на понятийном уровне, сочетающаяся с развитием распределения внимания в мыслительной деятельности. У учеников 4… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.¿
  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. 1. Изучение распределения внимания отечественными и зарубежными психологами. 11−2?
    • 1. 2. Исследование распределения внимания школьников
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Обоснование выбора методик
    • 2. 2. Общая характеристика испытуемых
    • 2. 3. Апробирование методики «Отсроченное опосредованное воспроизведение», требующей распределения внимания
  • ГЛАВА 3. КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛИЩОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МАССОВОЙ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    • 3. 1. Распределение внимания в сенсомоторной деятельности
    • 3. 2. Распределение внимания в условиях проведения методики «Сравнение понятий»
    • 3. 3. Распределение внимания в условиях отсроченного опосредованного воспроизведения.91-III
    • 3. 4. Выделение групп испытуемых по степени распределения внимания в мыслительной деятельности
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 4. 1. Анализ взаимосвязи распределения внимания и мыслительной деятельности
    • 4. 2. Роль распределения внимания в познавательной деятельности школьников
  • ВЫВОДУ

Распределение внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время как никогда ранее возрастает роль школы в формировании у учеников психологических качеств, отвечающих современным требованиям научно-технического прогресса и обеспечивающих полное и прочное усвоение учебного материала, овладение основами наук и профессиональными навыками.

В материалах ХХУП съезда КПСС отмечается, что в условиях ускорения социально-экономического развития страны «необходимо решительнее добиваться повышения эффективности обучения, коренного улучшения подготовки молодежи к самостоятельной жизни и воспитания сознательных строителей нового общества» (2.1).

Реформа общеобразовательной ш профессиональной школы требует от подрастающего поколения «самого совершенного образования, высокого интеллектуального и физического развития «(2.2 с.39).

Важность всестороннего изучения психических свойств школьников, в частности внимания, очевидна, поскольку объем и качество усвоенных знаний, т. е. результаты их «целесообразной деятельности» (1.2, с.189), в большой степени определяются уровнем развития внимания.

В психологических исследованиях последних лет наметилась тенденция изучать свойства внимания нормально развивающихся и умственно отсталых школьников в сравнительном плане с целью глубокого исследования этой психической функции для совершенствования педагогической работы в массовой и вспомогательной школах. В ряде работ изучались объем, устойчивость и переключение внимания, проявляющиеся в разных видах деятельности.

Распределенность — одно из важных недостаточно изученных свойств внимания, необходимое при выполнении многих видов деятельности, и, особенно, в условиях протекания мыслительной деятельностя школьников. Произвольное распределение внимания позволяет человеку целостно воспринимать действительность во всем ее многообразии, выделять наиболее существенные ее стороны, учитывать всю необходимую информацию дая принятия решений.

Изучение распределения внимания в условиях отклонений в психическом развитии (ученики вспомогательной школы) представляет особый интерес в связи с тем, что адаптация к современным условиям этой группы детей наиболее сложнапомочь этому возможно лишь при глубоком понимании их психических особенностей: компенсаторных возможностей и сохраняющихся на протяжении развития трудностей. В то же время, именно в этой области психологии испыты-вается" ощутимый недостаток исследований.

Изучение особенностей распределения внимания учеников массовой школы дает возможность глубже оценить особенности развития внимания школьников-олигофренов и наоборот, поэтому материалы сравнительных исследований представляют значительную ценность как для общей, возрастной, так и специальной психологии (4.9,с.3).

Проблеме сравнительного изучения распределения внимания в мыслительной деятельности и его развития у учащихся массовой и вспомогательной школ, сопоставлению психологических особенностей распределения внимания в норме и при его отклонениях, являющихся следствием психического недоразвития, и посвящена настоящая работа.

В проведенном экспериментальном исследовании распределения внимания нормально развивающихся и умственно отсталых школьников большое место отводится качественному анализу полученных результатов, а также предлагается количественная обработка этих данных, позволяющая четче определять степень развития и особенности распределения внимания. Полученные устойчивые градации распределения внимания дают возможность их использовать при психологической диагностике".

Актуальность исследования. Изучение распределения внимания в условиях протеканжя мыслительной деятельности является важной задачей, во-первых, в связи с реализацией реформы школы, требующей от выпускников высокого уровня познавательной активностиво-вторых, в связи с необходимостью постоянного развития и уточнения эффективных критериев профориентационной, диагностической и коррекдаонно-педагогической работы с различными категориями учащихсявключение степени распределения внимания в группу качественных и количественных критериев для указанных задач представляется необходимым.

Общая гипотеза исследования. Распределение внимания по-разному проявляется у учеников массовой и вспомогательной школ в зависимости от характера деятельности, в которой оно реализуется (сенсомоторная и мыслительная деятельности). Подвергаясь развитию на протяжении всего периода обучения в школе, степень распределения внимания зависит от уровня развития познавательной деятельности личности и, в свою очередь, влияет на нее.

На основе общей гипотезы были выдвинуты следующие рабочие гипотезы.

1. В распределении внимания учеников массовой и вспомогательной школ имеет место положительная возрастная динамика.

2. В мыслительной деятельности у учеников массовой и вспомогательной школы сохраняются качественные и количественные различия распределения внимания, в то время как в элементарной сенсо-моторной деятельности у учеников массовой и вспомогательной школ происходит выравнивание показателей.

3. Коррекционная работа с учащимися по развитию распределения внимания позволяет компенсировать его недоразвитие и, таким образом, влиять на качество познавательной деятельности.

Работа ставит своей целью конкретизировать понятие «распределение внимания», выявить его основные качественные и количественные характеристики, на основе чего провести сравнительное изучение особенностей распределения внимания в сенсомоторной и мыслительной деятельности у двух возрастных групп здоровых и умственно отсталых школьников.

В соответствии с указанной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности распределения внимания учащихся массовой и вспомогательной школ в разных видах деятельности: сенсомоторной и мыслительной деятельности.

2. Для: изучения роли распределения внимания именно в мыслительной деятельности разработать и апробировать экспериментально-психологическую методику и использовать ее в системе известных, широко применяемых в психологической практике методик.

3. Провести сравнительный анализ возрастного изменения качест^ венных и количественных характеристик распределения внимания здоровых и умственно отсталых школьников.

4. Выработать рекомендации и систему упражнений для коррек-ционной работы с учащимися массовой школы, имеющими низкую степень распределения внимания, и школьниками-олигофренами.

Методы исследования. Основным методом исследования явился эксперимент, проводившийся индивидуально с каждым испытуемым. Вспомогательные методы — изучение документации (личных, медицинский дел), наблюдение в учебной деятельности, беседа с учениками и педагогами школ.

Объектомисследовання явились учащиеся 2 — 10 классов массовых школ, а также учащиеся 4 и 8 классов вспомогательной школыобщее количество испытуемых — 529 человек.

Предметом исследования стало сравнительное изучение распределения внимания нормально развивающихся и умственно отсталых школьников, анализ специфических ошибок, характерных для разных групп учащихся массовой и вспомогательной школ, установление возрастной динамики распределения внимания учеников.

Диссертация включает введение, четыре главы, выводы, заключение, библиографию, приложения.

вывода.

X. Распределение внимания является важной структурирующей характеристикой мыслительной деятельности, высокой степенью ее организованности, обусловливающей высокий уровень ее развития.

2. Распределение внимания в разных видах деятельности по-разному связано с мыслительной деятельностью. У нормально развивающихся школьников всех возрастов существует сильная взаимозависимость между распределением внимания в условиях отсро-г ченного опосредованного воспроизведения и сравнением понятий. У школьников-олигофренов наличие такой связи установлено также между распределением внимания в мыслительной и сенсомоторной деятельности, что указывает на нарушение единого механизма, обеспечивающего распределение внимания, свидетельствует о большой зависимости их внутренне организованной деятельности от организованной внешне.

3. На основании оценки степени распределения внимания в мыслительной деятельности у учеников массовой и вспомогательной школы в каждой возрастной категории выделены группы испытуемых. Установлено, что высокая степень распределения внимания в мыслительной деятельности соответствует хорошей успеваемости ученика, его высокой познавательной активности и такой черте характера, как общая организованность, интегрированность личности.

4. В мыслительной деятельности большинства учеников массовой школы распределение внимания выступает как контроль сознания за одновременно протекающими несколькими мыслями и оперирование ими согласно условному замыслу, как возможность одновременного учета многообразных сторон изучаемого предмета. У слабоуспевающих учащихся массовой школы и большинства школьников-олигофренов внимание в мыслительной деятельности характеризуется недостаточной степенью распределенности, выражающейся в слабой ориентировке при разрешении многопараметрических задач, неполном удержании необходимых звеньев инструкции при выполнении интеллектуальных заданий, в низкой способности к непосредственному удержанию раздражителей.

5. Распределение внимания учеников массовой и вспомогательной школы имеет существенные отличия. У учеников массовой школы высокая степень распределения внимания в сенсомоторной деятельности отмечается уже в 4 классе. Наряду с этим установлена .¡-формирующаяся способность к мышлению на понятийном уровне, сочетающаяся с развитием распределения внимания в мыслительной деятельности. У учеников 4 класса вспомогательной школы отмечается недоразвитие распределения внимания уже в сенсомоторной деятельности, выражающееся главным образом в сукцессивном восприятии и низкой степени самоконтроля. Нарушения распределения внимания в мыслительной деятельности четвероклассников-олигофренов, связанных с их интеллектуальным недоразвитием, проявляются в динамическом неудержании способа действия в условиях развертывания мыслительной деятельности, в наличии ряда патопсихологических проявлений.

У нормально развивающихся восьмиклассников отмечается высокая степень распределения внимания во всех видах деятельности, выражающаяся в симультанном восприятии, в увеличившейся возможности динамического удержания иерархизированной информации при выполнении интеллектуальных заданий, в качественно возросшем уровне собственно мыслительной деятельности. У восьмиклассников-олигофренов при значительной компенсации нарушений распределения внимания в сенсомоторной деятельности отмечаются сохраняющиеся отклонения в распределении внимания в мыслительной деятельности, препятствующие полноценному развитию познавательной деятельности в целом. Вместе с тем, отмечаемые наибольшие, по сравнению с другими категориями испытуемых, темпы роста распределения внимания в условиях проведения эксперимента свидетельствуют об истинном развитии у них высших психических функций.

6. Выявление учеников массовой школы, имеющих недостаточную степень распределения внимания в мыслительной деятельности, требует проведения коррекционной работы по развитию данного свойства внимания, начиная с младших классов. Нарушения распределения внимания в разных видах деятельности у олигофренов требует проведения систематической коррекционной работы, начиная с развития самых элементарных его форм и заканчивая распределением внимания в мыслительной деятельности,.

7. Согласованность показателей впервые предложенной оригинальной методики «Отсроченное опосредованное воспроизведение» с имеющимися данными других психологических методик и объективными наблюдениями педагогов позволяет рекомендовать ее применение в диагностических целях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог Есему изложенному, отметим, что распределенное внимание играет существенную роль в психической жизни человека, поднимая его познавательную и профессиональную деятельность на новую высоту.

Являясь одной из высших форм внимания, распределенное внимание позволяет человеку значительно быстрее, легче и более полно ориентироваться в окружающем мире, более экономно распределять собственные силы, время, ресурсы. Динамическое удержание в сознании разнообразной необходимой информации, определение последовательности принятия тех или иных решений, совершение разнообразных действий, подчиненных какой-либо идее, — все это в полной мере отражает необходимость в постоянном распределении внимания современным человеком в условиях научно-технической революции, В мыслительных процессах распределенное внимание поднимается на новую ступень, интеллектуализируясь и выполняя интегративную и регулирующую функцию. Многосторонний анализ явлений, возможность оперирования иерархизированной информацией обеспечивается высокой степенью организаций мыслительной деятельности, выражающейся в распределении внимания,.

У социально активного человека постоянно имеются главные и второстепенные цели, возникают новые задачи, мотивы, вступающие в определенные отношения с прежними. Выбор средств для достижения этих целей, увязывание воедино их друг с другом, поиск решений, отвергание одних и предпочтение других вариантов действия требует гибкости, подвижности мыслительной деятельности, хорошей переключаемости и распределяемости внимания.

При нормальном психическом развитии у ребенка уже к 9−10 годам имеются психофизиологические и психологические предпосылки к формированию распределения внимания. Доступная вначале лишь деятельность по совмещению сенсорных признаков, т. е. элементарное распределение внимания, может быть переведено на уровень мыслительной деятельности, облегчая и оптимизируя познавательную деятельность школьника, студента, любого человека.

По нашим наблюдениям, нормально развивающееся внимание ребенка проходит долгий путь, прежде чем станет произвольным распределенным. Как показали результаты экспериментов, у большинства учеников 2-го класса массовой школы распределенное внимание б мыслительной деятельности еще практически не развито.

Систематическое развитие распределения внимания е учебном процессе и реальной жизни ребенка приводит к тому, что к окончанию школы распределение внимания в мыслительной деятельности достигает у учеников своей наивысшей степени наряду с формированием таких высших отражательных процессов, как логическая память и абстрактное мышление.

Этот процесс развития распределения внимания происходит в условиях протекания учебной деятельности при формировании сложных умений и нэеыков, всестороннем охвате изучаемого, становлении понятийного мышления. В социально-психологическом аспекте распределенное внимание формируется при взаимодействии ребенка с коллективом: возможность учета мнений окружающих, развитие умения контролировать СЕое поведение, руководить им, исходя из требований ситуации и т. д., ведет к формированию собственного сознательного отношения к действительности и своему месту в жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? // Полн. собр. соч. T.I. — С.125−346.
  2. К.Маркс и Ф. Энгельс Соч. Т. 23. — 908 с.
  3. Официально-документальные материалы
  4. М.С. Политический доклад Центрального Комитета КПСС ХХЛ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза // Правда, 1986, 26 февраля.
  5. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы // 0 реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Политиздат, 1984. — 112 с. 3. Книги
  6. .Г. Воспитание внимания школьника ivl.-JI.: Мзд-во Академии пед. наук РСФСР, 1946. — 52 с.
  7. Аристотель 0 душе // Соч. В 4-х т. — М.: Мысль, 1975. — T.I. — 550 с.
  8. В.А. Изучение ребенка 2-е изд. — М.?Л.: Госиздат, Х930. — 142 с.
  9. В.А. Курс лекций по психологии 2-е изд. -Харьков: Изд-во Харьков, ун-та, 1958. — 421 с.
  10. А. Психологическое тестирование: кн.1/ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского М.: Педагогика, 1982. — 320 с.
  11. Баскакова И. Л, Внимание школьников-олигофренов М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1382. — 67 с.
  12. П.П. Память и мышление //Избранные психологические произведения М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
  13. .М. Современная когнитивная психология -М.: Изд-во МГУ, 1982. 336 с.
  14. Р. Экспериментальная психология М.: Иностр. лит-ра, 1950. — 799 с.
  15. Л.С. История развития высших психических функций //Соч. В 6-ти т. — М.: Педагогика, 1983. — Т.З. — 368 с.
  16. Выготский JI.С.Педология подростка //Соч. В 6-ти т. -М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — 432 с,
  17. I.C. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Избр. психологические исследования М., Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1956. — 520 с.
  18. JI.C. Проблема умственной отсталости //Соч. -В 6-ти т. М.: Педагогика, 1983. — Т.5. — 368 с.
  19. Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка //Соч. В 6-ти т. — М.: Педагогика, 1983. — Т.5. -368 с.
  20. Л.С. К вопросу о компенсаторных процессахв развитии умственно отсталого ребенка //Соч. В 6-ти т. — М.: Педагогика, 1983. — Т.5. — 368 с.
  21. З.Х6. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка //Соч. В 6-ти т. — М.: Педагогика, 1984. — Т.6. — 400 с,
  22. П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания М.: МГУ, 1974. — 99 с. 3.18'Гельвеций К. Об уме //Соч. В 2-х т. — М.: Мысль, 1973. — T.I. — 647 с.
  23. Е.М. Игры и упражнения для развития внимания у детей М.5 Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958. — 32 с. 320. готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента
  24. М.: Изд-во ЖГУ, 1982. 464 с.
  25. В. Научные основы психологии СПб, 1902. — 370 с.
  26. Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка М.: Учпедгиз, 1935. — 176 с.
  27. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей Л.: Медицина, 1982. — 224 с.
  28. .В. Патопсихология М.: МГУ, 1976. — 238 с.
  29. А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей М.: МГУ, 1976. — 98 с.
  30. В.М., Коробкова Э. А. Принципы и методы психологического обследования в практике ВТЭ М.: ЦИЭТЙН, 1967.54 с.
  31. Э.Б. де Опыт о происхождении человеческих знаний //Соч. В 3-х т. — М.: Мысль, 1980. — Т.I. — 334 с.
  32. Э.Б. де Трактат об ощущениях //Соч. -В 3-х т. М.: Мысль, 1983. — Т.2. — 541 с.
  33. Э.Б. де Логика или начало искусства мыслить //Соч. В 3-х т. — М.: Мысль, 1983. — Т.З. — 388 с.
  34. В.А. Психология математических способностей школьников М.: Просвещение, 1968. — 430 с. 331. Леонтьев А. Н. Развитие памяти М.: Учпедгиз, 1931. — 277 с.
  35. П., Норман Д. Переработка информации у человека М.: Мир, 1974. — 550 с.
  36. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  37. А.Р. Внимание и память М.:МГУ, 1975. — 104 с.
  38. А.Р. (ред) Умственно отсталый ребенок М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1960. — 204 с.
  39. В.Л., Блудсв Ю. М. и др. Методики психодиагностики в спорте М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
  40. У. Познание и реальность М.: Прогресс, 1981. — 230 с.- 153
  41. М.С. Дети-олигофрены М.: Изд-во Академии лед. наук РСФСР, 1959. — 486 с.
  42. М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов М.: йзд-во Академий дед. наук РСФСР, 1963. — 223.с.
  43. Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование М.: Педагогика, 1984. — 160 с.
  44. В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов м': Просвещение, 1968. — 158 с.
  45. A.B. (ред.) Общая психология М.: Просвещение, 1976. — 479 с.
  46. .И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы М.: Просвещение, 1969. — 152 с.
  47. К.К. Осистеме психологии М.: Мысль, 1972. — 216 с.
  48. К.К., Голубев Г. Г. Психология М.: Профиздат, 1976. — 247 с.
  49. Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении М.: Медицина, 1974. — 167 с.
  50. Психологическая диагностика- проблемы и исследования /под ред. Гуревича K.M. М.: Педагогика, 1981. — 232 с.
  51. Рубинштейн С, Л. Основы общей психологии М.: Гос. учеб-но-педагог. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1946. — 704 с.
  52. С.Л. Принципы и пути развития психологии -М.: Изд-вс АН СССР, 1959. 354 с.
  53. С.Я. Психология умственно отсталого школьника М.: Просвещение, 1979. 190 с. 3.5Х. Рубинштейн С. Я, Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике М.: Медицина, 1970. — 215 с.- 154
  54. Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей СПб., 1903. — 319 с.
  55. A.A. Проблемы психологии памяти М.: Просвещение, 1966. — 423 с.
  56. Й.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей М.: Просвещение, 1966. — 224 с.
  57. И.В. Воспитание внимания у школьников М.: Учпедгиз, 1958. — 128 с.
  58. И.В. Психология внимания /Лекции для студентов пединститута Саратов: Изд-во Саратовского Ун-та, 1968.-51 с.
  59. В.И. Внимание в структуре личности Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1969. — 19 с.
  60. Г. Я. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей Пг, 1915. — 959 с.
  61. Г. Руководство к исследованию физической и психической деятельности детей школьного возраста М., 1913. — 594 с.
  62. Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение)/ под ред. Певзнер М. С., Лебединской К. С. М.: Педагогика, 1979. — 232 с.
  63. К.Д. Человек как предмет воспитания //Соч. -М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1950. Т.8. — 776 с.
  64. К.Д. Психологические монографии (внимание) //Соч. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1948. — Т.2. — 656 с.
  65. К.Д. Педагогическая антропология //Соч. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1950. — Т.10. — 668 с.
  66. Шиф Ж.И. (ред). Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы М.: Просвещение, 1965. — 343 с.
  67. А.И. (ред.) Практикум по общей психологии
  68. М.: Просвещение, 1979. 302 с. 3,66. Эббингауз Г. Основы психологии СПб.: йзд-во Общественная польза, 1912. — Т.1. — Вып. 2. — 268 с. 3.6?. Ярошевский М. Г. История психологии М.: Мысль, 1976. -462 с. 4. Статьи
  69. .И. Исследование распределения внимания в умственной деятельности у олигофренов //Вопросы психологии познавательной деятельности / под ред. Баскаковой И. Л. МГПИ им. В. И, Ленина. — 1982. — С. 36 — 44.
  70. .И. Сравнительная характеристика распределения внимания в мыслительной деятельности у учащихся общеобразовательной и вспомогательной школ /Дефектология. 1984. — № 6. -С. 8 — 13.
  71. И.И. Особенности саморегуляции внимания учащихся //Вопросы психологии познавательной деятельности /Под ред. Баскаковой И. Л. МГПИ им. В. И. Ленина. — 1984. — С. 74 — 86.
  72. И.Л. Сравнительное изучение некоторых особенностей внимания нормальных школьников и олигофренов раннего юношеского возраста // Экспериментальное исследование внимания /Подред. Добрынина Н. Ф. МГПИ им. В. И. Ленина. — 1970. — С.5 — II.
  73. И.Л. Внимание умственно отсталых школьников при решении некоторых интеллектуальных задач //Вопросы психологии познавательной деятельности /под ред. Баскаковой И. Л. МГПИ им. В. И. Ленина. — 1980. — С. З — 10.
  74. И.Л. Внимание умственно отсталых школьников в деятельности, требующей совмещения нескольких признаков //Вопросы психологии познавательней деятельности /Под ред. Баскаковой И. Л. МГПИ им. В. И. Ленина. — 1982. — С. 24−29.
  75. И.Л. О переключении внимания дебилов в умственной и сенсомоторной деятельности //Психологические вопросы кор-рекционной работы во вспомогательной школе /Под ред. Шиф. Ж.И.и Головиной Т. Н. М.: Педагогика. — 1977. — С. 81 — 88.
  76. К.Л. Исследование возрастной динамики объема внимания школьников при зрительном восприятий //Вопросы психологии познавательной деятельности /Под ред. Баскаковой И. Л. -МГПИ им. В. И. Ленина. 1984. — С, 54 — 62.
  77. А.П., Кулагин Ю. А., Лубсвский В. И., Петрова В. Г., Розанова Т. В. Изучение психического развития, аномальных детей //Дефектология. 1983. -II 6. — С. 3−16.
  78. Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания //Психологическая наука в COOP. М.: АПН РСФСР. — T.I. — С.207−220.
  79. Н.Ф., Пирогова Е. Б. Внимание //Общая психология /Под ред.ПетровскогоА.В. М.: Просвещение. -1977. — C. I89−209.
  80. Н.Ф. Интеллект и внимание //Психологические исследования интеллектуальней деятельности /Под ред. Тихомирова O.K. М.:Щ?У. — Х979. — С. 198−203.
  81. Захарова Т.Г. Koppeкционные методы совершенствования переключения внимания у учащихся вспомогательной школы //Вопросы психологии познавательной деятельности /Под ред. Баскаковой И. Л. МГПИ им. В. И. Ленина. — 1984. — С. 127 — 137 .
  82. М.В., Липкина А. И. О сравнении предметов умственно отсталыми школьниками //Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы / Под ред. Соловьева И. М. -М.: АПН РСФСР. 1953. — С.95 — 133.
  83. Лиепинь С. В, Развитие внимания учащихся младших классов вспомогательной школы //Психологические проблемы коррекцисн-ной работы во вспомогательной школе /Под ред. Шиф Ж.й., Петровой В. Г. М.: Педагогика. — 1980. — С. 63−71.
  84. Л.И. Психофизиологические характеристики приема и переработки сенсорной информации //Дети с задержкой психического развития /Под ред. Власовой Т. А., ЛубовскогоВ.И. -М.: Педагогика. 1984. — С. 19 — 35.
  85. .И., Мирский С. Л. Коррекция трудовой Деятельности учащихся вспомогательной школы //Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе /Под ред. Шиф Ж. И, Петровой В. Г. М.: Педагогика. — 1980. — С. 154 — 169.
  86. К.К., Толорнина A.A. Исследование соотношения переключения и распределения внимания //ДскладыАПН РСФСР. 1961. — № I. — С. 87 — 88.
  87. Й.М. Восприятие действительности умственно отсталыми детьми //Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы /Под ред. Соловьева K.M. М.: АПН РСФСР. — 1953. — С. 5 — 72.
  88. Шиф Ж, И. О психологических проблемах коррекциснно-вос-питательной работы во вспомогательной школе /Под ред. Шиф Ж. И., Петровой В. Г. М.: Педагогика. — 1980. — С. 9.- 22.
  89. Т.Г. Индивидуальные особенности распределения внимания. Вып. УЛ. — Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та. — 1975. -С. 49 — 62.5. Диссертации
  90. И.Л. Экспериментальное исследование устойчивости внимания подростков учащихся массовой и вспомогательной школ: Дис. .канд. ¡-психол. наук — M., 1969. — 158 с.
  91. Гозова А, П. Распределение внимания у ткачих-многостаночниц: Дис. .канд. психол. наук M., 1951. — 185 с.
  92. H.II. Индивидуальные особенности внимания в младшем школьном возрасте: Дис. .канд. психол. наук. М., 1969.
  93. Р.П. Психслогичес1ше особенности переключения внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1985. 153 с.
  94. A.A. Распределение внимания в связи с особенностями нервной системы: Дис .канд. психол. наук М., 1954.- 145 с.
  95. В.А. Возрастные и индивидуальные особенности распределения внимания у студентов педагогического института: Дис. .канд. психол. наук М., 1979. — 175 с.
  96. Е.М. Исследование устойчивости и переключения внимания при решения задач в заданном темпе: Дис. .канд. психол. наук М., 1970. — 141 с.
  97. A.C. Экспериментальное исследование распределения внимания при совмещении видов деятельности у 5 8-летних детей: Дис. .канд. психол. наук — М., 1973. — 130 с.
  98. О.Г. Индивидуальные особенности внимания в мыслительной деятельности учащихся (в процессе решения арифметических задач): Дис. .канд. психол наук М., 1976. — 133 с.
  99. Binet A. Attention et adaptation //Archiv fur gesammte
  100. Psychologie. 6. — 1899 (I9oo). — p.p. 248−404
  101. Britton B. and Peice K. Use of cognitive capacity in reading: A performance characteristics. //Perceptual and Motor
  102. Scills. 1981 (Feh.). — v. 52 (I). — p.p. 291−298.
  103. Broadbent D. Perception and Communication Xondon: gamon Press. — 1958. — 338 p.
  104. Bruner H., Pisoni D., Some effects of perceptual load on spoken text comprehension. -// Journal of Verbal hearing and
  105. Verbal Bhavior, 1982 (Apr). — v. 21 (2). — p.p. 186−195.
  106. Colle H., de Maio V. Measurement of attentional capacity load using dual-task performance operating curves. -// Psychological Abstracts, 1980. v. 2. — no 2710.
  107. Deutch D., Deutch J. Attention: Some Theoretical considerations / / Psychological Revue. 1963. — 70. — p.p. 80-#0.
  108. Eysenk M.W., Eysenk M.C. Processing depth, elaboration of encoding, memory stores and expended processing capacity
  109. J. of Experimental Psychology- flsuman learning and memory. -I97S (Sept). v.5 (5). — p.p. 472−484.
  110. Hoffman J., Nelson B. Spatial selectivity in visual search. //Perception and Psychophysics. 1981 (Sept). — v. 30 (3J. — p.p. 283−290.
  111. Miller J. Divided attention- Evidence for coactivati-on with redundant sygnals //Cognitive Psychology. 1982 (Apr). — v.14 (2). — p.p. 247−249.
  112. Malligan R., Shaw M. Multimodal signal detection: IB-dependent decisions vs. integration //Perception and Psychophysics. 1980 (Nov). — v. 28 (5). — p.p. 471−478.
  113. II. Murray N. Attention in dichotic listening: Affective cues and the influence of instructions. // Q.J. of Psychology.- 1959. II. — p.p. 56−60.
  114. Sharp St. Individual Psychology. A Study in Psychological Method // Am. Journal of Psychology, no. 10. 1899. -p.p.329−391.
  115. Stager P., Laaivs G. The effect of divided attention on pro"be reaction time in multiple-task performance, //Canadian Journal of Psychology. — 1977 (Dec) — v.31 (4). — p.p. I74-/I83.
  116. X4. Treisman A. Contextual cues in selective listening // Q.J. of Psychology. I960. — 12. — p.p. 242−248.
Заполнить форму текущей работой