Влияние совместимости перцептивного и моторного полей на формировании инструментальных пространственных действий
В этом направлении наиболее продуктивным представляется системный подход, позволяющий выработать новые средства анализа и описания сложных форм деятельности, что было показано в исследованиях строения познавательной деятельности методами микроструктурного анализа развитых форм познавательных действий (В.П.Зинченко I 55,56,57,63 I). Применение принципов и методов микроструктурного анализа для… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Актуальные проблемы формирования исполнительных действий
- 1. 1. Инженерно-психологическая проблема совместимости перцептивного и моторного полей
- 1. 2. Проблемы формирования исполнительного действия
- 1. 3. Проблемы моторной инверсии, тренировки и переноса в связи с проблемой формирования исполнительных действий
Глава II. Исследование последовательного формирования исполнительных действий в условиях совместимости и несовместимости перцептивного и моторного полей 54 П. 1. Постановка задач исследования 54 П. 2. Экспериментальная установка и методика исследования
П.З. Результаты исследования последовательного формирования исполнительных действий в условиях нормы и инверсии
П. 4. Сравнительный анализ последовательного формирования нормального и инвертированного действия
Глава III. Исследование последовательного формирования исполнительных действий в условиях несовместимости и совместимости перцептивного и моторного полей 98 ШЛ. Результаты исследования последовательного формирования исполнительных действий в условиях инверсии и нормы 99 Ш. 2. Сравнительный анализ формирования инвертированного и нормального действий III
Глава 1У. Исследование формирования исполнительных действий в условиях частичной инверсии и сравнение действий при попеременной работе в условиях нормы и инверсии 118 1У.1. Результаты исследования последовательного формирования исполнительных действий в условиях частичной инверсии 118 1У.2. Сравнительный анализ последовательного формирования действий в условиях частичной инверсии 124 1У.З. Сравнительный анализ нормального и инвертированного действий при попеременной работе в условиях нормы и инверсии
Список литературы
- АПРАПЕТЬЯНЦ Э.Ш., БАТУЕВ А. С. Принцип конвергенции анализаторных систем. — Л.: Наука, 1969,-84 с.
- АНАНЬЕВ Б. Г. Пространственное различение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1955. -188 с.
- АНОХИН П. К. Проблема центра и периферии в современной физиологии нервной деятельности. В кн.: Проблема центра и периферии в нервной деятельности. — Горький: Кн. изд-во, 1935, с.11−79.
- АНОХИН П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. — 547 с.
- АНОХИН П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. В кн.: Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. — М.: Наука, 1978, с. 49−106.
- АСНИН В. И. Особенности двигательных навыков в зависимости от условий их образования. В кн.: Научные записки Харьковского педагогического института, 1939, т.1, с.37−63.
- БАТУЕВ А. С. Функции двигательного анализатора. Л.:Изд-во ЛГУ, 1970. — 224 с.
- БАТУЕВ А. С. Эволюция лобных долей и интегративнаядеятельность мозга. Л.: Медицина, 1973. * 127 с.
- БАТУЕВ А. С. Обратная связь в системе управления движением. В кн.: Теория функциональных систем в физиологии и психологии. — М.: Наука, 1978, с.195−219.
- БАТУЕВ- А.С., ТАИРОВ О. П. Мозг и организация движений.- Л.: Наука, 1978. 140 с.
- БЕРИТОВ И. С. Структура и функции коры большого мозга.- М.: Наука, 1969. 532 с.
- БЕРНШТЕЙН Н. А. Проблема взаимоотношения координации и' локализации. Арх. биол. наук, 1935, т.38, вып.1, с. I--34.
- БЕРНШТЕЙН Н.А., 0 построении движений. М.: Медгиз, 1947.- 255 с.
- БЕРНШТЕЙН Н. А. Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов. Вопр. психол., 1957, JS 6, с.70−90.
- БЕРНШТЕШ Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
- БЕЧТОЛД Х. П. Отбор. В кн.: Экспериментальная психология. — М.: Изд-во иностр. лит., 1963, т. П, с.879−916.
- БРУНЕР Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.412 с.
- Введение в эргономику (под ред. В.П.Зинченко). М.: Советское радио, 1974. — 352 с.
- ВЕККЕР Л.М. О перестройке сенсорных и моторных функции оператора в процессе развития дистанционного, управления. железнодорожным транспортом. В кн.: Проблемы общей и индустриальной! психологии. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1963, с.87
- ВЕККЕР Л. М. Инженерная психология и проблема структурыи регулирующей функции перцептивного образа. Ученые записки ЛГУ, 1973, № 368, вып.5, с.7−29.
- ВЕККЕР Л.М., СУРКОВ Е.Н. К сравнительной характеристике сенсомоторных компонентов деятельности оператора в разных системах управления. В кн.: Проблемы общей и инженернойпсихологии. JI.: Изд-во ЛГУ, 1964, с.109−119.
- ВЕККЕР Л.М., СУРКОВ Е.Н. О соотношении структуры и локализации сенсорного и моторного полей в управляющих операциях. В кн.: Проблемы инженерной психологии. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1966, вып.4, с.108−118.
- ВУДВОРТС Р. Экспериментальная психология. М.: Изд-во иностр. лит., 1950. — 799 с.
- ВЫГОТСКИЙ Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 500 с,
- ГАЛЬПЕРИН П. Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 150 с.
- ГАЛЬПЕРИН П.Я., ПАНТИНА Н. С. Зависимость двигательного навыка от типа ориентировки в задании, В кн.: Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, с.322−328.
- ЩЩК0 В А. А. Кибернетика и кортикальная регуляция движений. София: Изд-во АН, 1964, с, 217.
- ГИДИК0 В А. А. Микроструктура произвольных движений человека. София: Изд-во АН, 1970, с. 195.
- ГОРДЕЕВА Н.Д., ДЕВИШЕ1ЛИ В.М., МИРЗ АД М.А. К проблеме микроструктурного анализа исполнительной деятельности. -В кн.: Проблемы инженерной психологии и эргономики. -Ярославль: ЯГУ, 1974, вып.1, с. ПО-112.
- ГОРДЕЕВА. Н.Д., ГРЕЧИНА А.П., МНАЦАКАНЯН С. А. Этапы по- ' строения сенсомоторного образа пространства. Труды ВНИИТЭ. Эргономика, вып.16, 1978, с.76−93.
- ГОРДЕЕВА Н.Д., ДЕВЛШВИЛИ В.М., ЗИНЧЕНКО В. П. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности. М.: Изд-во ВНИИТЭ, 1975. — 174 с.
- ГОРДЕЕВА Н.Д., ЗИНЧЕНКО В.П., РЕБРИК С.Б. О формировании сложных пространственных действий, Вопр. психол., 1978, 1Ь 3, с.98−107.
- ГОРДОН В.М., ЗИНЧЕНКО В.П. Структурно-функциональный анализ психической деятельности. В кн.: Системные исследования. Ежегодник 1977. — М.: Наука, 1978, с.136−151.$ 6. ГРАНИТ Р. Основы регуляции движений. М.: Мир, 1973. -368 с.
- ГУРЬЯНОВ Е. В. Навык и действие. Ученые записки МГУ, 1945, вып.90, с.133−148.
- ГУРЬЯНОВ Е. В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-264с.
- ДЕЕИШВ/ШИ В.М., МИРЗАД М. А. Экспериментальный стенд для исследования пространственных двигательных навыков. В кн.: Проблемы инженерной психологии и эргономики. — Ярославль: ЯГУ, 1974, вып. П, с.158−163.
- ДЕИ Р.Н., СИНГЕР Дж. Основа изменений поведения в условиях пространственно-трансформированного зрения. В кн.: Восприятие пространства и времени. — Л.: Наука, 1969, с.60−67.
- ЕВСЕВИЧЕВА И.В., МНАЦАКАНЯН С.А., РОМАНЮТА В. Г. Исследования соотношения структурных компонентов действия в зависимости от внешних средств деятельности. Труды ВНИИТЭ. Эргономика, 1980, вып.19, с.28−37.
- ЗАБРОДИН Ю.М., ЧЕРНЫШЕВ А. П. Исследование адаптивных процессов в обучении операторов. В кн.: Психологические цроблемы взаимной адаптации человека и машины в системах управления. — М.: Наука, 1980, с.273−289.
- ЗАВАЛОВА Н.Д., П0Н0МАРЕНК0 В. А. Структура и содержание психического образа как механизма’внутренней регуляции предметных действий. Психологический журнал, 1980, т.1, № 2, с.37−51.
- ЗАПОРОЖЕЦ А. В. Изменение моторики ребенка в зависимости от условий и мотивов его деятельности. Известия АПН РСФСР, 1948, вып.14, с.125−166
- ЗАПОРОЖЕЦ А.В. К вопросу о возникновении так называемых произвольных движений. Доклады АПН РСФСР, 1958, № 2, с.69−72.
- ЗАПОРОЖЕЦ А. В. Проблема произвольных движений в свете трудов И. М. Сеченова. Вопр. психол., 1956, № I, с.3−10.
- ЗАПОРОЖЕЦ А. В. Происхождение и развитие сознательного управления движениями у человека. Вопр. психол., 1958, № I, с. 24−96.
- ЗАПОРОЖЕЦ А. В. Развитие произвольных движений. М.- Изд-во АПН РСФСР, I960. 430 с.
- ЗАПОРОЖЕЦ А. Б. Развитие восприятия и деятельность. -Вопр. психол., 1967, № I, с.11−16.
- ЗАПОРОЖЕЦ А.Б., ВЕНГЕР Л.А., ЗИНЧЕНКО В.П., РУЗСКАЯ А. Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. — 324 с.
- ЗАПОРОЖЕЦ А.В., НЕВЕРОШЧ Я. З. Динамика восстановления двигательных функций руки после ранения. Ученые записки МГУ, 1947, вып. Ш, с.96−103.
- ЗИНЧЕЖО В. П. Некоторые особенности ориентировочных движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков. Вопр. психол., 1956, JS 6, с.50−64.
- ЗИНЧЕНКО В.11. О роли ориентировочных движений руки и глаза в формировании двигательных навыков. Доклады АПН РСФСР, 1957, № I, с.89−92.
- ЗИНЧЕНКО В. П. Формирование ориентирующего образа в процессе выработки двигательного навыка. В кн.: Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, с.333−339.
- ЗИНЧЕНКО В.11. О мшсроструктурном методе исследования познавательной деятельности. Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. З, 1972, с.5−11.
- ЗИНЧЕНКО В. П. Микроструктурный анализ перцептивных процессов. -В сб.: Психологические исследования. М.: Изд-во МГУ, 1976, вып.6, с.19−31.
- ЗИНЧЕНКО В.П., ГОРДОН В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности. В кн.: Системные исследования. Ежегодник. 1975. -М.: Наука, 1976, с.82−127.
- ЗИНЧЕНКО В.П., ЛЕОНТЬЕВ А.Н., ПАНОВ Д. Ю. Проблемы инженерной психологии. В кн.: Инженерная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1964, с.5−23.
- ЗИНЧЕНКО В.П., МУТШОВ В. М. Методологические проблемы эргономики. -М.: Знание, 1975, 64 с.
- ЗИНЧЕНКО В.II., МУНИПОВ В. М, Эргономика и проблемы комплексного подхода к' изучению трудовой деятельности. Эргономика-: Труды ВНИИТЭ, 1976, вып. 10, с.28−59.
- ЗИНЧЕНКО В.П., МУНИПОВ В. М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 1979, — 344 с.
- ЗИНЧЕНКО В.П., МУНИПОВ В.М., СМОЛЯН Г. Л. Эргономические основы организации труда. М.: Экономика, 1974. — 240 с.
- ЗИНЧЕНКО В.П., СТРЕЛКОВ Ю. К. На пути разработки микроструктурного анализа деятельности человека.'- Эргономика: Труды ВНИИТЭ, 1974, вып.7, с.3−9.
- Инженерная психология (под ред. Г. К.СЕРЕЩЫ") — Киев: Вища школа, 1976. 308 с.
- Инженерная психология (под ред. Д.Ю.ПАНОВА И В.П.ЗИНЧЕНКО) — М.: Прогресс, 1964. 695 с.
- Инженерно-психологические требования к системам управления. М.: Изд-во ВНИИТЭ, 1967. — 264 с.
- Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение. М.: Наука, 1977. — 304 с.
- Инженерная психология в применении к проектированию оборудования. (Под ред Б.Ф.ЛОМОВА и В.И.ПЕТРОВА, пер. с англ.-).- М.: Машиностроение, 1971. 488 с.
- КОЖ А. Г. Исследование симультанной координации движения.- Ученые записки МГУ, 1947, вып. III, с.80−86.
- КОНОПКйН О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 256 с.
- КОНОРСКИ Ю. Интегративная деятельность мозга. М.: Мир, 1970. — 362 с.
- КОТИК М. А, Краткий курс инженерной психологик. Таллин, Валгус, 1971. 308 с. I
- КОП Я. М. Организация произвольных движений.- М.: Наука, 1975. 248 с.
- КУКУЕВ Л. А. Структура двигательного анализатора. Л.: Медицина, 1968. — 279 с.
- ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Психологическое исследование движений после ранения руки, Ученые записки МГУ, 1945, вып.90, с, 91−100.
- ЛЕОНТЬЕВ А.Н., ЗАПОРОЖЕЦ А. В. Восстановление движения.- М.: Советская наука, 1945. 231 с.
- ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. -.574 с.
- ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. М.: Политиздат., 1975. — 304 с.
- ЛЕПЛЯ S. Сенсомоторные связи. В кн.: Экспериментальная психология. — М.: Прогресс, 1966, вып.½, с, 375−428.
- ЛИСЕНКОВА В. П. Зависимость времени простой сенсомоторноии дизъюнктивной реакции от фактора тренировки. Ученые записки Ленинградского университета, 1973, № 368, с.60−67.
- ЛИСИНА М.И. О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные. Доклады АПН РСФСР, 1957, }Ь I, с.85−87.
- ЛИСМНА М. И. Некоторые проблемы переноса в работах зарубежных авторов. Бопр. психол., I960, 1 5, с.153−161.
- ЛЕШИ К. С. Мозг и интеллект. М.-Л.: Огиз-Соцэкгиз., 1933.- 222 с.
- ЛОИШЕНКО А. Д. Перцептивная деятельность при инверсии сетчаточного образа. В кн.: Восприятие и деятельность.- М.: Изд-во ЮТ, 1976, с.209−267.
- ЛОГВИНЕНКО А.Д., СГОЛИН В. В. Исследование восприятия в условиях инверсии поля зрения. Эргономика. Труды ВНИИТЭ, 1973, вып.6, с.151−180.
- ЛОМОВ Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 270 с.
- ЛОМОВ Б. Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии. Л,': Изд-во ЛГУ, 1963. — 266 с.
- ЛОМОВ Б.Ф., СУРКОВ Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. — 280 с.
- ЛУРИЯ А. Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. T.I. Нейропсихологические исследования. — 479 с.
- МАЙЗЕЛЬ Н.И., НЕБЫЛИЦЫН В.Д., ТЕПЛОВ Б. М. Психологические вопросы отбора. В кн.: Инженерная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1964, с.387−396.
- МИЛЛЕР Дж., ГАЛАНТЕР 10., ПРИБРАМ К. Планы и структура поведения. М.: Прогресс, 1965.
- МОНМОЛЛЕН М. Системы «человек и машина». М.: Мир, 1973.- 256 с.
- МОНПЕПЬЕ Ж. Научение. Б кн.: Экспериментальная психология. -М.: Прогресс, 1973, вып.1У, с.59−137.
- МОРГАН К. Психофизиология i, g^ff сттаучения. — В кн.: Экспериментальная психология (под^редГ~С.С.СТ>ГВЕНСА). — М.:
- Изд-во ИЛ, 1963, с.308−34−7.* * «
- МУНШОВ В.М., ЗИНЧЕНКО В. П. Человеческий фактор в современной технике. Вопр. филос-., -1972, JS II, с.41−55.
- НАЗАРОВ А. И. Изучение сенсомоторных реакций и двигательных навыков. В кн.: Инженерная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1964, с.326−339.
- НАЗАРОВ А.И., СОСНОВСКИИ А. Б. Латентность и длительность ручных движений оператора при двух режимах наблюдения, — В кн.: Психологические исследования. М.: Изд-во МГУ, 1975, вып.5, с.121−132.101. НЕВЕРОВИЧ Я.З.
- Овладение предметными движениями в преддошкольном и дошкольном возрасте. Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 14, с.167−195.
- НОВИКОВ A.M. Динамика формирования трудовых умений и навыков. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1973. — 136 с.
- ОЛЕРОН Ж. Перенос. В кн.: Экспериментальная психология. Вып.1У. -М.: Прогресс, 1973, с. 138−208.
- Основы инженерной психологии (под ред. Б.Ф.ЛОМОВА). М.: Высшая школа, 1977.336 с.
- ОШАНИН Д.А. 0 психологическом изучении производственных операций. Вопр.психол., 1959, № I, с.64−75.
- ПАВЛОВ И. П. Полн.собр.соч. 2-е изд. М.-Л.: Изд-во АН COOP, 1951. Т. З Кн.1, 2- 1952. Т.4.
- ПАУЖАЙТЕ С. А. Экспериментальное исследование сенсорной и моторной структуры в дозировочных реакциях. В кн.: Проблемы общей- и инженерной психологии. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1964, с.120−125.
- ПИАЖЕ Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- ПОДЩэЯКОВ Н. Н. Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и автоматизации практических действий. Вопр.психол., I960, № 2, с.96−106.
- НО. ПОДДЬЯКОВ Н. Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. — 272 с.
- ПОЛЯКОВ Г. И. О принципах нейронной организации мозга. -М.: Изд-во МГУ, 1965. 166 с.
- ПОПОВ В.А., ПОПОВ А.К. О сохранности навыков управления космическим кораблем в условиях длительных полетов. В кн.: Психологические проблемы космических полетов. — М.: Наука, 1979, с.123−129.
- ПУШКИН В.Н., НЕРСЕСЯН Л. С. Железнодорожная психология. -М.: Транспорт, 1972. 240 с.
- РЕБРИК С.Б., ГОРДЕЕВА Н.Д., КРИЧЕВЕЦ А. Н. Типы связей между когнитивными и исполнительными компонентами в инс- -трументальном пространственном действии. В кн.: Эргономика: Труды ВНИИТЭ, 1978, вып.16, с.115−128.
- РОЗЕ Н. А. Психомоторика взрослого человека. Л.: Изд-во1. ЛГУ, 1970. 128 с.
- PKH1 °F.TORA З.А., ЧЕРНЕНИЛОВ В. И. Психологические особенности формирования скоростных производственных двигательных навыков. В кн.: Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. — М.: Изд-во МГУ, 1979, с.143−183.
- P0K0T0BA Н.А., БЕРЕЖНАЯ Е.К., БОГИНА М. Д, и др. Моторные задачи и исполнительная деятельность. Л.: Наука, 1971. — 180 с.
- САЧКО Н.Н., ГАЛЬПЕРИН П. Я. Формирование двигательных навыков. В кн.: Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. — М.: Изд-во МГУ, 1968, с.3−71.
- СЕЧЕНОВ И. М. Очерк рабочих движений человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1906. — 139 с.
- СЕЧЕНОВ И. М. Избранные произведения. М.: Учпедгиз, 1958. — 413 с.
- СИШОР Р. Х. Работа и ее моторное исполнение. В кн.: Экспериментальная психология (под ред.С.С.СТИВЕНСА). Т.П. -М.: Изд-во ИЛ, 1963, с.1008−1036.
- СОКОЛОВ А. Н. Роль осознания движений в выработке двигательных навыков. Ученые записки Ин-та психологии, 1941. Т. П, с.217−259.
- СОКОЛОВ Е.Н. О моделирующих свойствах нервной системы. -В кн.: Кибернетика, мышление, жизнь. М.: Мысль, 1964, с.242−279.
- СПЕНС К. У. Теоретический анализ процесса научения. В кн.: Экспериментальная психология (под ред. С.С.СТИВЕНСА).
- Т.П. М.: Изд-во ИЛ, 1963, с.224−273.
- ТОРНДАЙК Э. Процесс обучения взрослых. М.: 1931. -• 164 с.
- УОЛФЛГД. Тренировка. В кн.: Экспериментальная психология (под ред. С.С.СТИВЕНСА). Т.П. — М.: Изд-во Ш% 1963, с.917−940.
- УХТОМСКИЙ А. А. Доминанта. М.-Л.: Наука, 1966. — 273 с.
- УЭЛФОРД А. Т. Измерение сенсомоторики. — В кн.: Инженерная психология. -М.: Прогресс, 1964, с.617−671.
- Физиология сенсорных систем (под ред. А.С.БАТУЕВА). -Л.: Медицина, 1976. 400 с.
- ФИТТС П. М. Инженерная психология и конструирование машин. В кн.: Экспериментальная психология (под ред. С.С.СТИВЕНСА). Т.П. — М.: Изд-во ИЛ, 1963, с.941−1007.
- ФИТТС П., ПЕТЕРСОН Дж. Пропускная способность дискретных двигательных реакций. В кн.: Инженерная психология за рубежом. — М.: Прогресс, 1967, с.408−424.
- ХОМСКАЯ Е. Д. Динамика латентных периодов двигательных реакций у детей. Доклады АПН РСФСР, 1957, № I, с.133−137.
- ХАКЕР В. Точное зрительное восприятие пространства. (Микроанализ основной роли движения руки). В кн.: Восприятие-пространства и времени. — Л.: Наука, 1969, с.42−45.
- ХОДЖАВА З. И. Проблема навыка в психологии. Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, I960. — 40 с.
- ХИЛГАРД Э. Р. Методы и приемы анализа процесса научения. -В кн.: Экспериментальная психология (под ред. С.С.СТИВЕНСА). Т.П. -М.: Изд-во ИЛ, 1963, с.11−65.
- ХОВЛАНД К. Научение и сохранение заученного у человека.- В кн.: Экспериментальная психология (под ред. С.С.СТИ-ВЕНСА). Т.П. М.: Изд-во ИЛ, 1963, с.124−223.
- ЦВЕТКОВА Л. С. Роль ориентировочно-исследовательской деятельности и различных подкреплений в образовании двигательных навыков. Доклады АПН РСФСР, 1958, № 2, с.82−84.
- ЦИБУЛЕВСКИЙ И. Е. Ошибочные реакции человека-оператора в системе управления. Автоматика и телемеханика, 1977, № 6, с Л12−144.
- ЦИБУЛЕВСКИЙ И. Е. Ошибочные реакции человека-оператора. -М.: Советское радио, 1979. 208 с.
- ЧЕБЫШЕВА В. В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1969. — 303 с.
- ЧХАИДЗЕ Л. В. Об управлении движениями человека. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 136 с.
- ШВАРЦ Л. М. Сознание и навык. Советская педагогика, 1940, № 2, с.89−92.
- ШВАРЦ Л.М. К вопросу о навыках и их интерференции. Ученые записки Ин-та психологии, т. П, М.: 1941, с.173−192.
- ШЕРРИНГТОН Ч. С. Интегративная деятельность нервной системы. Л.: Наука, 1969. — 392 с.
- ШОШОЛЛЬ В. Время реакции. В кн.: Экспериментальная психология (под ред. П. ФРЕССА и Ж. ПИАЖЕ). — М.: Прогресс, 1966, вып.1 и П, с.314−374.
- BAKER K.E., WYLIE R.C. Transfer of a verbal training to a motor task. „J.exp.Psychol.“, v.40, 1950, p.p.632−638.
- BOOK W.F. The psychology of skill. By William Frederich Book. New-York. The Gregg publ.co. 1925, 257 P»
- BRYAN W.L., HARTER N. Studies in the phisiology and psychology of the telegraphic language. «Psychol.Rev.», 1P97, v.4, p.p.27−53*
- DIEWERT G.L., STELMACH G. E* Perceptual Organization Зл Motor Learning. In: Information processing in motor control and learning. Ed.G.E.Stelmach, Academic Press, New-York, 1978, p. p.241−265.
- DUNCAN C.P. Transfer in motor learning as a function of degree of first task learning and inter task similarity. «J.exp.Psychol.», v.45, 1953, p"p.1−11.
- ESTES W.K. Toward a statistical theory of learning. «Psychol .Rev.», 1950, v.57, p.p.94−107.
- PITTS P.M., DEININGER R.L. S-R compatibility: Correspondemce*among paired elements. within stimulus and response-codes. «J.exp• Psychol. „, 1954, v.48, Ж 6, p.p.483−492.
- FITTS P.M., SEEGER G.M. S-R compatibilitys Spatial characteristics of stimulus and response codes. „J.exp. Psychol.“, 1953, v.46, Л 3, p.p.199−210.
- GAGKfi R., BAKER K., FORSTER H. On the relation between similarity and transfer of training in the learning of discriminative motor tasks. „Psychol.Rev.“, 1950, v.57, p.p.67−79.
- GAGHfi R., FORSTER H., OROWLBY M. The measurement of transfer of training. „Psychol.Bull.“, 1948, v.45, p.p.97−130.
- GARVEY W.D., KNOWbES W.B. Response time patterns associated with warious display-control relationships. „J.exp. Psychol.“, 1954, v.47, p.p.315−322.
- GRATTY B.J. Transfer* In: Movement Behewior and Motor Learning. Philadelphia, 1967“ p.p.381−401.
- HAUTY J.T. Response similarity, dissimilarity and differential motor transfer effeot. „J.Psychol.“, 1953, v.36,p.p.363−379.
- HUMPHRIES M. Performance as a function of control-display relations, positions of the operator and location of the control. „J.Appl.Psychol.“, 1958, 42, p.p.311−316.'
- JTJDD 0. The relation of special training to general intelligence. „Educ.Rew.“, 1908, v"36, p.p.28−42.
- KITOWEES W#B., GARVEY W.D., NEWLIN E.P. The effect of „Speed“ and „Iioad“ on display-control relationships. „J.Exp.Psychol.“, 1953, v.46, IT 2, p.p.65−76.
- LOVELESS U.E. Direction-of-motion stereotypes: a review. „Ergonomics“, 1962, 5» P.P.357−383.
- MITCHELL M. J*H., VINCE M.A. The direction of movement of machine controls. «Quart.J.exp.Psychol.», 1951, v"5, p.p.249−256.i
- MORIS' R.E., GRANT D.A. Learning and performance on a key-pressing task as function of the degree of spatial S-R correspondence* «J.exp.Psychol.», 1955, v.49, p.p.39−47.
- POULTOU E.G. On prediction in skilled movements. «Psychol. Bull.», 1957, v#54, p.p.467−478.
- SCHMIDT R.A. A Schema theory of discrete motor skill learning. «Psychol.Rev.», 1975, v.82, H 4, p.p.225−260.
- SCHMIDT R.A. The schema as a solution to some persistent problem in motor learning theory. Ins Motor Control (Issues and trends). Academic Press (by G.E.Stelmach) Hew York, San Francicco, London, 1976, p.p.41−65.
- SHERIDAN M.R. Effects of S-R compatibility and task diffu-culty on Tinimanual movement time. «J.of Motor Behavior», 1973, 5(4), p.p.199−205.
- SMITH K.U. Delayed sensory feedback and behavior. W.B.Sanders со., Philadelphia, Loudon, 1962, 109 p.
- SMITH M.J., GOSS A.E. The role of the acquired distinctiveness of cues in the acquisition of a motor sld. ll in children. «J.Genet.Psychol.», 1955, 87, 11−24.
- STARCH D. A demonstration of the trial and error method of learning. «Psychol. Bull.», 1910, v.7, p.p.20−23.
- STRATTON G. Some preliminary experiments in vision without inversion of the retinal image. «Psychol.Rev.», 1896, v.3, p.p.611−617.
- TURVET M.T., SHAW R., MACE W. Issues in the theory of actions degrees of freedom, coordinative structures and coalitions. (ed.G.Reguin), Attention and Performance, 7, Lanrence Erlbaum: Hillsdale, New Tork, 1978, p.p.557−595.
- VAN DER VELDT J. L*apprentissage du mouvement et l’auto-matiste. Paris, J. Vrin, 1928, 350 p.
- VINCE M.A. Corrective movements in a pursuit task.- «Quart.J.exp.Psychol.», 1946, v.1, p.p.85−103.189* VINCE M. A* The part played by intellectual processes ina sensori-motor performance* «Quart.J.exp.Psychol.», 1955, v.5, p.p.75−85.1. Р И С У к к и
- Рис. I. Блок-схема стенда для исследованияцр ос транс тв’енных: исполнительных: действий: 1-й. 1а телевизионный индикатор, • 2 — ручка-манипулятор, 3. — система преобразователей, ¦ 4 — блок’регистрации-и. анализа.-Ii. • -'