Динамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения
Диссертация
Структурными составляющими представлений о профессиональной карьере являются: а) профессиональные представления (о профессии и личности профессионала) — б) представления о себе как субъекте профессиональной деятельности, отраженные в элементах профессионального самосознания (самооценка, уровень притязаний и др.) и профессиональной мотивации (определенное сочетание содержательных и адаптивных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен
- §-1.Современные представления о профессиональной карьере в отечественной и зарубежной психологии
- 2. Активность личности и ее жизненный путь
- 3. Юность — сензитивный период для формирования представлений о профессиональном будущем
- 4. Профессиональная карьера в контексте личностного и профессионального самоопределения
- 5. Представления о профессиональной карьере
- Глава 2. Организация и методы исследования
- Глава 3. Содержание представлений о профессиональной карьере и их динамика у будущих школьных психологов
- §-1.Содержание представлений о профессиональной карьере у абитуриентов
- 2. Содержание представлений о карьере у студентов на разных этапах профессионального обучения
- 3. Динамика представлений о карьере у будущих школьных психологов на разных этапах профессионального самоопределения
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.- 335с.
- Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности.// Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.- С. 137−145.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.- 299 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977.- 380 с.
- Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования.// Психологический журнал. Том 13.- № 5 -1992.- С. 12−25.
- Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности.// Вопросы психологии. 1978. — № 1. — С. 37−50.
- Анцыферова Л.И., Завалишина Д. Н., Рыбалко Е. Ф. Категория развития в психологии.//Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988.-С. 22−55.
- Асеев В.Г. Структура мотивации поведения.// Мотивационная регуляция^ деятельности и поведения личности: Темат. сб. науч. работ. М.: ИП АН, 1988.-С. 5−8.
- Ю.Асеев В. Г. Категории формы и содержания в психологии.// Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. — С. 138−153.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М: Изд-во МГУ, 1984. — 104 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
- Богомолова Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 60с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности./ Под ред. Фельдштейна Д.И.-М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1995.- 352 с.
- Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) Гл. ред. А. М. Прохоров., Изд. 3-е.- М., Советская энциклопедия, 1973. Т.11 — 608 с.
- Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика.// Московский психотерапевтический журнал.- 1993. № 1 — С.63−76.
- Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. док. дис. М.- 1995.- 46 с.
- Бороздина Л.В., Спиридонова И. А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта.// Психологический журнал. Т. 19 — № 2 — 1998. — С.40−50.
- Братина В. Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Автореф. канд. дис.-М.- 1976.- 21 с.
- Вавилов Ю.П. Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников средней школы: Автореф. канд. дис. Ярославль, 1971.- 20 с.
- Васюкова Е.Е. Развитие познавательной потребности и креативности мышления шахматиста.// Психологический журнал. -Том 16.- № 1 1995. — С.91−100.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991.-207 с.
- Вербицкий А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. М., Просвещение, 1986.
- Власенко А.С. Некоторые вопросы воспитания советского студенчества на современном этапе.// Учен. зап. Моск. обл. ин-та им. Н. К. Крупской., Т. 306, вып. 4. М.: Научный коммунизм, 1971. — С.53−57.
- Волков Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педвузов: Автореф. канд. дис. М., 1983.-16 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.З.-М.: Педагогика, 1982.368 с.
- ГаулдР., Левинсон Д., Вейлант Д. Ступени жизни.//Наука и жизнь.-1977.-№ 2-С.135−136.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема.// Вопросы психологии.- 1988. № 2 — С. 19−26.
- Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: Автореф. док. дис.-М.-1996.- 60 с.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения.// Вопросы психологии. 1994.- № 3. — С.43−52.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988.-144 с.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984.- 208 с.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время наших читателей.//3нание-сила.-1985.-№ 1.- С. 44−46.
- Гришин В.В., Лунин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М.: ИКА"Москва", 1990. — С.26−27.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.: Изд-во иностранных и национальных словарей, 1955.- Т.2 779 с.
- Донцов А.И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов.// Вопросы психологии. 1990.- № 2 — С.42−49.
- Дубровин Д.Н. Профессиональная ориентация современных старшеклассников.// Практическая психология образования. Часть 2. Материалы 1 съезда практических психологов образования России. М., 1994.- С. 322−327.
- Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки.//Вопросы психологии,-1989.-№ 1.- С. 5−14.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997.- 480 с.
- Золотарева Л.И. Влияние самооценки способностей на профессиональные намерения старшеклассников: Автореф. канд. дис. М.-1989.-18 с.
- Ищенко Т.В. Место студенчества в социальной структуре советского общества.// В кн. Молодежь как общественная группа.(Тезисы докладов ко 2 Всесоюзной конференции по проблеме изменения социальной структуры советского общества).- М., 1972. С.55−65.
- Кабиров Ф.З. Влияние уровня достижений в учебно-производственной деятельности на устойчивость профессиональных намерений учащихся ПТУ: Автореф. канд. дис. М. — 1984.- 19 с.
- Климов Е.А. Путь в профессию. -JL: Лениздат, 1974.-190 с.
- Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии.// Вопросы психологии. 1984.- № 4.- С. 5−14.
- Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии.// Вопросы психологии. 1985. — № 4, — С. 5−8.
- Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для ВУЗов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 295 с.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.-382 с.
- Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978.-376 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.- 255с.
- Кон И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования.// Человек в системе наук. М.: Наука, 1989.- С. 471−483.
- Кон И. С. Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение.// Популярная психология для родителей: 2-е изд., испр./ Под ред. А. С. Спиваковской, — СПб.: Союз, 1997.- 304 с.
- Кроник А. А., Ахметов Р. А. Мотивационная недостаточность как критерий деформации картины жизненного пути.// Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности: Темат. сб. науч. работ. М.: ИП АН, 1988.-С.136−140.
- Крылов Н.И. Подготовка учащихся средних школ к выбору профессии.// Вопросы психологии. 1985.- № 5.- С.86−87.
- Кудрявцев Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения.// Вопросы психологии. 1985. — № 1 — С.86−93.
- Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы.// Вопросы психологии.-1981.- № 2 С. 20−30.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности.//Вопросы психологии. 1983.-№ 2. — С.51−59.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983.
- Леонтьев А.Н. Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности.// Вопросы психологии.-1986.- № 5 С. 183−185.
- Лисовский В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л: Изд-во ЛГУ, 1974.-183с.
- Литвак М.Е. Профессия психолог. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999.352 с.
- Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии.//Вопросы психологии.-1985.-№ 1-С. 103−109.
- Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь.//Принципы развития в психологии./ Под ред. Анцыферовой Л.И.- М.: Наука, 1978. С.156−172.
- Логинова Н.А. Шарлотта Бюлер представитель гуманистической психологии.// Вопросы психологии.-1980.-№ 1 — С.154−158.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 445 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Б.и., 1996.
- Молл Е.Г. Управленческая карьера в России.// Проблема теории и практики управления. 1996. — № 6 — С.117−120.
- Молл Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем.// Вопросы психологии.-1998. № 3 — С.85−91.
- Моргун В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии.: Учебное пособие. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 84 с.
- Мюриел Д., Джовард Д. Рожденные выигрывать. М.: «Прогресс-Универс», 1993. — 336с.
- Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию.// Вопросы психологии. 1986. — № 6 -С.28−32.
- Обносов В.Н. Индивидуально-психологические особенности профессиональных представлений и их влияние на профессиональное самоопределение учащихся ПТУ.// Новые исследования в психологии. 1987. — № 2 — С.25−28.
- Обносов В.Н. Представление о профессии как фактор профессионального самоопределения учащихся ПТУ: Автореф. канд. дис. М.-1998.-20 с.
- Овсянникова В.В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности: Автореф. канд. дис. Л., 1982.- 20 с.
- Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с англ./ Сост. И авт. Предисл. В. С. Муравьев. М: Прогресс, 1989. — 448 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении./ Под ред. Шадрикова В.Д.-М.: Просвещение, 1990.- 142 с.
- Практическая психология образования./ Под ред. Дубровиной И. В.: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. -М.: ТЦ «Сфера», 1997.- 528 с.
- Прихожан A.M. Притязания и зрелость личности.// Формирование личности старшеклассника./ Под ред. Дубровиной И.В.- М.: Педагогика, 1989.- С. 67−90.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.256 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе.// Вопросы психологии.-1996. № 1 — С.62−72.
- Психология. Словарь./ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.-494 с.
- Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов: М. К. Акимова, Е. М. Борисова, Н. И. Гуткина и др./ Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-222 с.
- Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности./ Пособие для специалистов, работающих с персоналом. -М.: Изд. Дом «Красная площадь», 1996.-400 с.
- Рендшмидг X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1984. — 320 с.
- Романова Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1990. — 182 с.
- Романова Е.С. Психологический тренинг в области предпринимательства (Метод, пособие для работы со старшеклассниками) М.: Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки населения, 1994.-63 с.
- Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов., 1968.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.- 416 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологи: В 2-х т. Т.2.-М., Педагогика, 1989.328 с.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во ЭКМОС, 1999. — 352 с.
- Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: учебное пособие к спецкурсу. Свердловск: М-во просвещения РСФСР, Свердл. пед. ин-т, 1986.142 с.
- Сафин В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности.// Психологический журнал. Т.5 — № 4 — 1986, — С.65−73.
- Семашко А.Н. Художественные потребности студентов, пути и средства их формирования.: Автореф. канд. дисс. Днепропетровск., 1969.-93 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург.: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. — 349 с.
- Синисало П. Особенности трудовой карьеры и жизненные ориентациимолодежи.// Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.- С. 173 175.
- Смирнов А.Г. Профессиональное самоопределение старших школьников и его влияние на отношение к учению: Автореф. канд. дис. Л., 1975.- 23 с.
- Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте.// Вопросы психологии. 1989.- № 2 — С. 27−35.
- Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979. — 156 с.
- Толковый словарь русского языка./ Под ред. Ушакова Д. Н. М.: Советская энциклопедия, 1934. — Т. 1.
- Толстых Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей.// Вопросы психологии.-1984.- № 3 С. 79−86.
- Толстых Н.Н. Жизненные планы старшеклассников.// Формирование личности старшеклассника./ Под ред. Дубровиной И.В.- М.: Педагогика, 1989.- С. 25−56.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе.// Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С. 26−37.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте.//Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С.31−40.
- Фонарев А.Р., Мошкова И. Н. Возможности прогнозирования успешности профессиональной карьеры.// Практическая психология образования. Часть 2. Материалы 1 съезда практических психологов образования России. М., 1994.- С. 347−352.
- Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации.//Вопросы психологии. 1997.- № 2 — С.42−49.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.- 368 с.
- Фрейд 3. «Я» и «Оно»: Труды разных лет.: В 2-х т. Тбилиси: «Мерани», -1991.
- Хяюрюнен Л., Яаккола Р. Исследование научной карьеры.// Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.- С. 162−165
- Хяюринен Ю.П. Некоторые проблемы лонгитюдинального исследования жизненного пути и профессиональной карьеры.// Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.- С. 166−172.
- Чеснокова И.И. К вопросу о единстве самосознания и мотивационной сферы личности.// Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности: Темат. сб. науч. работ. М.: ИП АН, 1988.- С. 73−77.
- Чикер В.А. Социальная психология в организациях: Учебное пособие. С-Пб.: Изд-во С-Пб Университета, 1998.- 67 с.
- Шавир ПА. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981.- 96 с.
- Школьный психолог: Учебно-методическое пособие. С-Пб.: Изд-во ЛОИУУ, 1995.-102с.
- Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп./ Пер. с англ. -СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
- Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
- Bourdieu Р. & Wacquant L. Reflecsiiviseen sosiologiaan tutkimus, kaytanto ja yhteiskunta.- Joensuu Univesity Press., 1985.
- Bourdieu P. Comprendre. Teoksessa La Misere du Monde, s. 903−939. Paris: Editions du Seuil, 1993.
- Bourdieu P. Distinction. A social critique of the judgement of taste.- London: Routledge & Kegan Paul., 1984.
- Bourdieu P. The theory of practice. Cambrige: Polity Press, 1990.
- Brown, D. Brooks, L. and Associates (eds.) Career choice and development. San Francisco Washington — London: Jossey-Bass Publishers, 1984.
- Buhler Ch. Basic theoretical concepts of humanistic phsychology.- Amer. Phsycol.-1971, v.26, № 4.
- Buhler Ch. Das Seelenleben des Yugendlichen.4.Aufl., 1927.
- Buhler Ch. Der menshliche Lebenslauf als psyhologisches Problem. Gottingen: Hogvefe, 1959.- 181 s.
- Buhler Ch. Genetic aspects of the self.- In: Fundamentals of phsychology of the self.
- Annals of the New York Academy of Sciences, v.96, art.3.N.Y., 1962.
- Buhler Ch. Meaningful living in the mature years.- In: Aging and leisure.(Ed. by R.W.Kleemeir).N.Y., 1961.
- Buhler Ch. Psychologie im Leben unserer Zeit.- Munchen/Zurich, 1962.
- Buhler Ch. Wenn das Leben gelingen soil.- Munchen/Zurich, 1969.
- Buhler Ch. Zielstrebungen als Prozesse.- Psychologische Rundschau, 1967,№ 2.
- Buhler Ch. Zur Psycologie des menschlichen Lebenslaufes.- Psychologische Rundschau, 1957, № 1.
- Frank L.K. Time perspective.// J. of Philosophy.-1939. V.4.P. 293−312.
- Hayrynen, L. & Hayrynen, Y.-P. Akateeminen kentta ja elamanrata. Seoksessa H. Perho & P. Sinisalo (toim.) NakOkulmia elamankulun ja ammattiurien tutkimukseen. Acta Psycholbgica Fennica, Soveltavan psykologian monografioita 7, 1994.
- Hayrynen, L. & Haytynen, Y.-P. Kuka kipuaa vaikuttajaksi. Tiede 2000. 1/1986, 2226.
- Hayrynen, L. Women in the changing medical profession in Finland a longitudinal study of 34 female physicians. Paper red in the International Congress on History of Science- 31.7.-8.8.1985. Berkely, USA.
- Hayrynen, L. Akateemisen naisen elamankulku. Naistutkimus 1/1988: 3−18.
- Hayrynen, L. Luovan ammatin omakuva arkkitehtien luovuuden arviointiulottuvuuksista ja kentasta. Lisensiaattitutkimus, Joensuun yliopisto, 1992.
- Hayrynen, L. The life course of the academic woman. Ks. Bjeren, G. & Elgqvist-Saltzman, I. (totm.), 1994: 47−72.
- Hayrynen, Y.-P. & L. Career patterns of Finnish academics and the intellectuals. A longitudinal study of the 1965 student generation. Higher Education in Europe, XVIII, 1993, 59−77.
- Hayrynen, Y.-P. Tuleva psykologi: tutkimus psykologian opiskelijain erikoistumispyrkimyksista minakuvan ja roolihavainnon maaraamana. Psykologia 1, 1966: 147−159.
- Hayrynen, Y.-P. Ammatillisten intressien ja minakuvan tutkimus. Ammatinvalinnanohjauksen monistesaija n-o 13. Uusintapainos 1983 (Ty6ministeri<3)
- Hayrynen, Y.-P. The flow of new students to different university fields. Annales Academiae Scientarium Fennicae. Serie B, 1970, TOM 168.
- Hayrynen, Y.-P. Suomalainen miesylioppilas: yliopistoon valinta ja valikoituminen. Helsingin yliopiston sosiaalipolitiikan laitos, 1970, Bull. 8.
- Hayrynen, Y.-P. Elamankulun tutkimuksesta ja dialektisesta nakokulmasta. Psykologia 19, 1984: 248−253.
- Hayrynen, Y.-P. The Finnich university from 1965 to 1985: Expansion as reflected in the subsequent life of university entrants. European Journal of Education, 21, 1986, 2541.
- Hayrynen, Y.-P. ElSmSnura ja ammatinvalinta. Teoksessa P. Niemela ja J.-E, Ruth (toim.): Ihmisen elamankaari. Helsinki-Keuruu: Otava, 1988.
- Hayrynen, Y.-P. Les determinants sociaux des valeurs et des interets des jeunes au cours de la periode post-industrielle. L"0rientation Scolaire et Professionel, 20, 1991, 357−376.
- Hayrynen, Y-P. Eiamankulku ja elaman valinnat -yksilon psykologiasta yhteiskunnallisissa puitteissa. Studia Generalia esitelma 29.3.1984 Helsingin yliopistossa.
- Holland J.L. Making vocational choice: a theory of careers.-New York: Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1973.
- Holland J.L. The psychology of occupational choice.-Waltham. Mass.: Blaisdell, 1966.
- Nuttin J. Motivation et Perspectives d’Avenir.-Louvain:Presses Univ. de Louvain, 1980.
- Mead G.H. Mind, self and Society. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1975.
- Skrede K. & Tornes K. Studier i kvinners livslop. Oslo: Universitetsforlaget, 1983.
- Spilerman S. Careers, labor marcet structure, and socioeconomicachievement.//American Journal of Sociology,-1977,v.83,№ 3,551−593.
- Super D.E. Career and life development.-San Fransisco ym.: Jossey-Bass Pablishers, 1987.- s.133−192.
- Super D.E. Career development: self-concept theory.-New York: College Entrance Examination Board, 1963.
- Super D.E. The psychology of careers. An introduction to vocational development.-New York and Evanston: Harper&Row.-1957.
- Super D.E. Theory of vocational development.- J.Amer.Phsychol.- 1953, v.8, № 5.
- Maanen, J. van Organizational careers: some new perspectives. London ym.: John Wiley & Sons, 1977.
- Sinisalo, P. Peruskoulutuksesta tySelamaan. Nuorten ammattija koulutusuratutkimuksen II osaraportti. TySvoimaministeriS, suunnitteluosasto, ty6voimapoliittisia tutkimuksia no 24. Helsinki, 1979.
- Sinisalo, P. Salpautunut ura. Tutkimus pohjoiskaijalaisten nuorten ammatillisesta kehittymisesta. Psykologian lisensiaattitutkimuksen yhteenvetoraportti. Joensuun yliopisto. (Julkaisematon.), 1981.
- Sinisalo, P. Ty5voimaura ja yksilOn kehitys. Seurantatutkimus pohjoiskaijalaisista nuorista. (Painosssa.), 1986.
- Sinisalo P. (1986). Tyovoimaura ja yksil6n kehitys. Tyovpimaministe-riB, Suunnitteluosasto: Ty6voimapoliittisia tutkimuksia nro 63, 1986.