Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структурными составляющими представлений о профессиональной карьере являются: а) профессиональные представления (о профессии и личности профессионала) — б) представления о себе как субъекте профессиональной деятельности, отраженные в элементах профессионального самосознания (самооценка, уровень притязаний и др.) и профессиональной мотивации (определенное сочетание содержательных и адаптивных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен
  • §-1.Современные представления о профессиональной карьере в отечественной и зарубежной психологии
    • 2. Активность личности и ее жизненный путь
    • 3. Юность — сензитивный период для формирования представлений о профессиональном будущем
    • 4. Профессиональная карьера в контексте личностного и профессионального самоопределения
    • 5. Представления о профессиональной карьере
  • Глава 2. Организация и методы исследования
  • Глава 3. Содержание представлений о профессиональной карьере и их динамика у будущих школьных психологов
  • §-1.Содержание представлений о профессиональной карьере у абитуриентов
    • 2. Содержание представлений о карьере у студентов на разных этапах профессионального обучения
    • 3. Динамика представлений о карьере у будущих школьных психологов на разных этапах профессионального самоопределения

Динамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения в идеологической, политической, экономической сферах жизни, происходящие в нашей стране, создают новую социальную ситуацию, в соответствии с требованиями которой человек выстраивает свой жизненный путь. Сознательное планирование профессиональной карьеры4 выступает при этом психологической основой самореализации личности в сфере у профессиональной деятельности. До недавнего времени слово «карьера» употреблялось чаще всего в негативном смысле, ассоциируясь с «карьеризмом», в жертву которому приносятся лучшие человеческие качества. В последние годы это понятие приобрело другое содержание, в котором акцент делается на стремлении к профессиональному успеху, определенному статусу в обществе за счет собственных усилий, способностей и профессионализма. Сегодня особенно актуальны проблемы понимания профессиональной карьеры как социально-психологического феномена.

Процесс профессионального самоопределения происходит в период юности. Система профессиональных представлений, возникающих на начальных его этапахвыбор профессии и профессиональное обучение — в дальнейшем определяет особенности движения человека в профессии и возможности его самореализации. В связи с этим изучение психологического содержания представлений о профессиональной карьере на этапе юности приобретает особую значимость.

Наше исследование посвящено изучению представлений о профессиональной карьере у школьного психолога. Популярность этой специальности в данный момент очень высока. Содержание и специфика самой профессии задает совершенно особую ' траекторию карьерных ориентаций человека. Кроме того, профессиональные представления и представления о карьере психолога крайне редко выступали предметом специального изучения. Поэтому исследование особенностей и динамики развития представлений о карьере психолога является актуальным.

Объект исследования — профессиональная карьера как социально-психологический феномен. t.

Предмет исследования — психологическое содержание представлений о профессиональной карьере и динамика их развития у будущих психологов образования на этапах выбора профессии и профессионального обучения.

Цель работы — в процессе эмпирического исследования изучить содержание представлений о профессиональной карьере и динамику их развития у будущих психологов образования на начальных этапах профессионального самоопределения.

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что представления о профессиональной карьере в период юности являются интегральным образованием, включающим в себя представления о профессии, о себе и о своем профессиональном будущем.

Психологическое содержание и динамика развития представлений о профессиональной карьере детерминированы процессом профессионального самоопределения.

Структурные составляющие представлений о профессиональной карьере специфично проявляются на каждом этапе профессионального самоопределения.

Мы предположили, что специфика профессии школьного психолога определяет особенности «карьерных ориентаций» будущих специалистов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить сложившиеся в современной психологии подходы к проблеме карьеры как социально-психологическому феномену.

2. Рассмотреть специфические особенности процесса профессионального самоопределения в период юности.

3. Изучить содержание представлений о профессиональной карьере у будущих психологов образования на начальных этапах профессионального самоопределения.

4. Выявить основные тенденции развития представлений о профессиональной карьере у будущих психологов образования на каждом этапе профессионального самоопределения.

5. Разработать методические рекомендации для преподавателей по развитию у студентов представлений о профессиональной карьере и интереса к раскрытию себя в профессиональной деятельности через выстраивание стратегии индивидуального движения в ней.

Теоретическим основанием исследования являются фундаментальные положения отечественных и зарубежных психологов по проблемам личностного и профессионального самоопределения (Л.И.Божович, Е. М. Борисова, И. В. Дубровина, ¦ М. Р. Гинзбург, Е. А. Климов, И. С. Кон, Н. И. Крылов, Т. В. Кудрявцев, Е. С. Романова, В. Ф. Сафин, Т. В. Снегирева, А. В. Сухарев и др), жизненного пути (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Ш. Бюллер, Е. И. Головаха, Н. А. Логинова, С. Л. Рубинштейн и др.), возрастных особенностей периода юности (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, И. С. Кон, Н. Н. Толстых, Д. И. Фельдштейн и др.), карьеры (Л.В.Брендакова, В. Г. Колесников, Е. Г. Молл, И. Н. Мошкова, А. Р. Фонарев, Е. А. Скрипунова, В. А. Чикер, D. Super, P. Bourdieu, S. Spilerman и др.).

Организация и методы исследования. В работе использован комплекс методов ф. в соответствии с целями и задачами исследования: методика неоконченных предложений, разработанная с целью изучения особенностей представлений о профессии психолога образования и карьере у абитуриентовсочинение с целью выявления карьерных ориентацийнаша модификация метода мотивационной индукции Нюттена с целью диагностики структуры мотивационной сферы будущего психолога образованиямодификация методики «Мои жизненные планы» (Н.Н.Толстых), с помощью которой выявляется временная и содержательная перспектива личностного развитиястандартные тестовые методики, направленные на выявление особенностей самосознания (методика изучения самооценки — вариант методики Дембо-Рубинпггейн в обработке А. М. Прихожан, 1980; моторная проба Шварцландера с целью определения целевого отклонения В. В. Гришин, П. В. Лунин, ^ 1990 г.) — методы статистической обработки результатов исследования и качественного анализа полученных данных.

В исследовании участвовало 150 абитуриентов, поступающих на психологический факультет КГПУ- 150 студентов, обучающихся на 1, 3 и 5 курсах психологического факультета КГПУ.

Научная, новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что в данном исследовании представления о профессиональной карьере были рассмотрены в контексте профессионального самоопределения в период юности. Раскрыто ^ психологическое содержание понятия представления о профессиональной карьере, выделены его структурные элементы и выявлена динамика их развития у студентов на этапах выбора профессии и профессионального обучения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что решаемые в нем вопросы непосредственно связаны с актуальными задачами профессионального обучения и становления будущего профессионала-психолога. Полученные в результате исследования данные позволили определить содержание зоны ближайшего развития будущего специалиста-психолога и отразить ее в содержании учебных курсов, обозначить особенности индивидуальной работы со студентами. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Представления о профессиональной карьере в период юности являются сложным интегральным образованием.

2. Психологическое содержание представлений о профессиональной карьере и динамика их развития в период юности детерминированы процессом профессионального самоопределения.

3. Структурными составляющими представлений о профессиональной карьере являются профессиональные представления (о профессии и личности профессионала), о себе как субъекте профессиональной деятельности (профессиональное самосознание и профессиональная мотивация), о профессиональном будущем (жизненные перспективы и карьерные ориентации).

4. Структурные составляющие представлений о профессиональной карьере у будущих психологов образования специфично проявляются на каждом этапе профессионального самоопределения. Этап выбора профессии характеризуется репрезентацией профессиональных намерений и профессиональных представлений. Этап профессионального обучения характеризуется репрезентацией представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности и образа профессионального будущего.

5. Каждый этап профессионального самоопределения — выбор профессии и профессиональное обучение — создает необходимые предпосылки для развития представлений о профессиональной карьере и определяет их переход на более сложный уровень.

6. Специфика профессии психолога выражается в особенностях карьерных ориентаций будущих специалистов.

Итак, результаты исследования свидетельствуют о наличии определенной динамики в развитии представлений о профессиональной карьере у студентов на разных этапах обучения.

Наиболее вариативными составляющими представлений о профессиональной карьере являются: потребности в самореализации, профессиональном самоопределении, обучении, условиях деятельности, общении, достижениях и экзистенциональная мотивацияжизненные и профессиональные планывременная перспектива.

Происходят серьезные изменения во взаимосвязях структуры мотивации и самосознания.

К устойчивым показателям представлений о профессиональной карьере относятся самооценка, уровень притязаний, потребности в деятельности, достижениях, познании и материальном благополучии, а также карьерные ориентации.

По мере погружения в учебно-профессиональную деятельность представления о себе и своем профессиональном будущем становятся более адекватными и насыщенными с точки зрения содержания, отражая специфику каждой стадии обучения, с одной стороны, и объективные и субъективные характеристики труда психолога, с другой стороны.

Заключение

.

Таким образом, анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. Представления о профессиональной карьере — это динамичное интегральное образование, психологическое содержание и динамика развития которого детерминированы процессом профессионально-личностного самоопределения.

2. Структурными составляющими представлений о профессиональной карьере являются: а) профессиональные представления (о профессии и личности профессионала) — б) представления о себе как субъекте профессиональной деятельности, отраженные в элементах профессионального самосознания (самооценка, уровень притязаний и др.) и профессиональной мотивации (определенное сочетание содержательных и адаптивных мотивов профессиональной деятельности) — в) представления о своем профессиональном будущем — жизненные перспективы (совокупность содержательных и временных характеристик пространства самореализации) и карьерные ориентации (модель профессиональной карьеры).

3. Структурные составляющие представлений о профессиональной карьере у будущих психологов образования специфично проявляются на каждом этапе профессионального самоопределения.

• Этап выбора профессии характеризуется репрезентацией профессиональных намерений и профессиональных представлений, в которых находят отражение содержание профессиональной деятельности психолога образования и профессионально важные качества специалиста-психолога.

• Этап профессионального обучения характеризуется репрезентацией представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности и образа профессионального будущего.

Наиболее вариативными параметрами этих представлений у будущих психологов являются целевое отклонениепотребности в самореализации, профессиональном самоопределении, обучении, условиях деятельности, общении, достижениях и экзистенциональная мотивацияжизненные и профессиональные планывременная перспектива.

Устойчивыми параметрами являются самооценка, уровень притязаний, потребности в деятельности, достижениях, познании и материальном благополучии, а также карьерные ориентации.

4. Основные тенденции развития представлений о профессиональной карьере проявляются в:

• повышении адекватности и реалистичности представлений о себе;

• формировании оптимального сочетания содержательных и адаптивных мотивов профессиональной деятельности;

• сосредоточении жизненных перспектив в профессиональной деятельности и, прежде всего, повышении профессионального мастерства;

• развитии умения структурировать временную проекцию профессионального! будущего;

• повышении положительного эмоционального отношения к карьере и видении ее различных сторон.

5. Каждый этап профессионального самоопределения — выбор профессии и профессиональное обучение создает необходимые предпосылки для развития представлений о профессиональной карьере и определяет их переход на более сложный уровень.

6. Специфика профессии психолога образования выражается в особенностях карьерных ориентаций будущих специалистов, где доминирует субъективная составляющая (как образ собственного развития в профессии) и слабо дифференцируется объективная составляющая карьеры (как последовательность занимаемых должностей).

Полученные в ходе исследования данные позволили разработать методические рекомендации для преподавателей, направленные на развитие у студентов представлений о профессиональной карьере и стремления к раскрытию себя в профессиональной деятельности через выстраивание стратегии индивидуального движения в ней.

В зависимости от существующих и возможных проблем, трудностей, возникающих на начальных этапах процесса профессионального самоопределения комплексная программа работы с будущими школьными психологами включает в себя соответствующие стадии, каждая из которых имеет свои конкретные задачи и направления.

Довузовский этап (этап допрофессиональной подготовки) направлен на формирование профессиональных намерений и первичных представлений о профессиональной карьере. Главная задача этого этапа заключается не только и, может быть, не столько в ориентации потенциальных абитуриентов в профессиональной деятельности школьного психолога. Конечно, лишь ориентируясь в деятельности, личность может осознавать себя ее субъектом. Но, кроме того, большое влияние на процесс профессионального самоопределения в этот период оказывают такие субъективные факторы как жизненные перспективы личности, реализуемые в представлениях о профессиональном будущем, о возможных достижениях, о профессиональном успехе, т. е. профессиональной карьере.

В связи с этим, возникает проблема не просто профпросвещения, но активного управления процессом профориентации, профессионального самоопределения молодых людей. Эта проблема может быть решена путем особым образом проводимой профессиональной консультации, психодиагностики с использованием специально подобранных методик и основанного на них профессионального отбора.

Необходима единая система работы со старшеклассниками, основными направлениями которой являются следующие:

1. Психологическое просвещение возможных студентов по вопросам содержания профессиональной деятельности школьного психолога с точки зрения ее объективных и субъективных характеристик.

2. Психологическая диагностика с целью изучения профессиональной пригодности, особенностей самосознания, особенностей профессиональных представлений и представлений о своем профессиональном будущем.

3. На основе проведенного диагностического исследования проведение развивающей и коррекционной работы по развитию профессионально важных качеств и личностных свойств абитуриентов.

4. Психологические консультации по вопросам выбора профессии и выстраиванию стратегии собственной профессиональной жизни.

Работа по этим направлениям нацелена на формирование адекватных профессиональных представлений как совокупности субъектной и предметной подсистемопределение степени соответствия своих способностей и возможностей требованиям, предъявляемым профессией к личности и, на основе этого, осуществление коррекции и развития профессионально важных качеств, представлений о профессиональном будущем, раскрывающихся в жизненных планах, временных перспективах и карьерных ориентациях.

Проведенное исследование позволило определить те качества, которые необходимо развивать у школьников: особенности самосознания (осознание своих качеств и их реалистическая оценка, развитое представление о своем реальном и идеальном «Я», целевая саморегуляция деятельности, эффективная тактика целеполагания), осознание своих ценностей и целей, сознательное формирование образа своего будущего, умение планировать и организовывать свою деятельность во времени, способность сочетать дальнюю и ближнюю перспективу, позитивная программа жизни (наличие целей, жизненных и профессиональных планов) и т. д.

В целом необходимо отметить, что у абитуриентов должна быть сформирована установка на будущее, готовность к профессиональному самоопределению, позитивная программа жизни во всех ее аспектах. В настоящее время разработаны специальные психологические технологии по развитию представлений о будущем (Н.Н.Толстых, 1990 и др.), программы комплексной диагностики готовности к самоопределению (М.Р.Гинзбург, 1990 и др.), которые можно использовать в работе со школьниками как частично, так и полностью.

Вузовский этап (этап профессиональной подготовки) направлен на формирование адекватных представлений о профессиональной карьере, в которых особое значение приобретают представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и образ собственного профессионального будущего. Результаты нашего исследования позволили выделить три основных стадии профессионального обучения: стадию адаптации в ВУЗе, погружения в учебно-профессиональную деятельность и стадию готовности к самостоятельному профессиональному труду, на каждой из которых представления имеют определенную специфику. На основании полученных данных были определены основные направления работы со студентами.

В период адаптации в ВУЗе особое внимание должно уделяться следующим направлениям:

1. Обеспечение психологической поддержки и сопровождения процесса адаптации к учебно-профессиональной деятельности. Проведение социально-психологических тренингов в студенческих группах с целью развития социальнопсихологической компетентности личности и формирования групповой сплоченности.

2. Проведение психодиагностического обследования первокурсников с целью f изучения особенностей их представлений о себе, о профессии и (профессиональном будущем. Исследование всех перечисленных составляющих представлений о профессиональной карьере может быть проведена с помощью разработанной в диссертации программы. На основе полученных в процессе психодиагностического исследования данных, проводится индивидуальная работа ф по развитию и коррекции личностных свойств и качеств, способствующих*^ эффективному профессиональному самоопределению с помощью специально разработанных программ.

3. В содержании учебных курсов предусматривается информация, способствующая расширению представлений студентов о профессии школьного психолога с точки зрения ее объективных и субъективных характеристик и развитию карьерных ориентаций, отражающих как объективную, так и субъективную составляющие карьеры.

4. Предварительное включение студентов в избранную область деятельности или в условия, моделирующие эту деятельность. С этой целью в учебном плане факультета психологии предусматривается организация и проведение непрерывной практики в школе, начиная с первых дней обучения в ВУЗе.

Студенты погружаются в школьное пространство и в процессе выполнения практической деятельности происходит развитие и расширение представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности.

В период погружения в учебно-профессиональную деятельность работа со студентами проводится работа по следующим направлениям:

1. Профессиональная подготовка будущих специалистов должна осуществляться на основе оптимального сочетания теоретической и практической подготовки. Поэтому практическое освоение деятельности школьного психолога должно быть постоянным, т. е. необходима определенная система практик, позволяющих поэтапно и равномерно осваивать необходимые умения и навыки профессиональной деятельности на основе теоретических знаний. Предложенная система включает в себя различные виды практик (ознакомительные, психодиагностические, производственные и др.), каждая из которых наполнена определенным содержанием и решает конкретные задачи.

2. В содержании учебных курсов и практик предусматривается материал, способствующий развитию у студентов профессиональных представлений и образа собственной карьеры с точки зрения ее объективной и субъективной составляющей.

3. Особое внимание уделяется проблеме осознания будущими специалистами своей личности как субъекта конкретной профессиональной деятельности. В этом плане необходимо предусмотреть:

• Индивидуальные и групповые программы по развитию и коррекции у судентов профессионально значимых личностных качеств и способностей, в том числе по развитию способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми.

• Включение в учебно-профессиональную деятельность специальных программ, развивающих ориентацию на предстоящий профессиональный труд и реализацию себя в профессиональной деятельноста.

• Особое внимание уделить проведению программ, способствующих развитию у студентов временной перспективы, умения сочетать кратковременное и долговременное планирование профессионального движения.

• Создавать условия для самостоятельного решения проблем с помощью методов активации (Н.С.Пряжников, 1996 и др.).

• В развитии мотивационной сферы акцентировать внимание на оптимальном для профессионального самоопределения сочетании адаптивных и содержательных мотивов профессиональной деятельности.

В период формирования готовности к самостоятельному профессиональному труду работа со студентами сосредотачивается в следующих сферах:

1. Подготовка студентов к периоду адаптации в профессиональной деятельности. С этой целью в содержании учебных курсов предусматривается соответствующая информация и проводятся практические занятия по развитию определенных умений и навыков.

2. Проводится комплексное диагностическое обследование будущих выпускников, на основе результатов которого разрабатываются рекомендации для самостоятельной работы студентов по развитию и коррекции представлений о профессиональной карьере.

3. Организуются и проводятся тренинговые занятия с целью развития уверенности в себе, адекватности самооценки и выработки эффективных стратегий поведения в напряженных жизненных ситуациях.

В результате реализации обозначенных направлений работы к окончанию обучения в ВУЗе у студентов должна быть сформирована психологическая готовность к переходу на новый этап профессионального самоопределения — этап s адаптации к конкретной профессиональной деятельности, которая наряду с другими компонентами включает в себя адекватные представления о профессиональной карьере как систему профессиональных представлений, представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности и о собственном профенссиональном будущем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.- 335с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности.// Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.- С. 137−145.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.- 299 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977.- 380 с.
  6. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования.// Психологический журнал. Том 13.- № 5 -1992.- С. 12−25.
  7. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности.// Вопросы психологии. 1978. — № 1. — С. 37−50.
  8. Л.И., Завалишина Д. Н., Рыбалко Е. Ф. Категория развития в психологии.//Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988.-С. 22−55.
  9. В.Г. Структура мотивации поведения.// Мотивационная регуляция^ деятельности и поведения личности: Темат. сб. науч. работ. М.: ИП АН, 1988.-С. 5−8.
  10. Ю.Асеев В. Г. Категории формы и содержания в психологии.// Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. — С. 138−153.
  11. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М: Изд-во МГУ, 1984. — 104 с.
  12. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  13. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  14. Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 60с.
  15. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
  16. Л.И. Проблемы формирования личности./ Под ред. Фельдштейна Д.И.-М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1995.- 352 с.
  17. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) Гл. ред. А. М. Прохоров., Изд. 3-е.- М., Советская энциклопедия, 1973. Т.11 — 608 с.
  18. А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика.// Московский психотерапевтический журнал.- 1993. № 1 — С.63−76.
  19. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. док. дис. М.- 1995.- 46 с.
  20. Л.В., Спиридонова И. А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта.// Психологический журнал. Т. 19 — № 2 — 1998. — С.40−50.
  21. В. Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Автореф. канд. дис.-М.- 1976.- 21 с.
  22. Ю.П. Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников средней школы: Автореф. канд. дис. Ярославль, 1971.- 20 с.
  23. Е.Е. Развитие познавательной потребности и креативности мышления шахматиста.// Психологический журнал. -Том 16.- № 1 1995. — С.91−100.
  24. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991.-207 с.
  25. А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. М., Просвещение, 1986.
  26. А.С. Некоторые вопросы воспитания советского студенчества на современном этапе.// Учен. зап. Моск. обл. ин-та им. Н. К. Крупской., Т. 306, вып. 4. М.: Научный коммунизм, 1971. — С.53−57.
  27. Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педвузов: Автореф. канд. дис. М., 1983.-16 с.
  28. JI.C. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.З.-М.: Педагогика, 1982.368 с.
  29. ГаулдР., Левинсон Д., Вейлант Д. Ступени жизни.//Наука и жизнь.-1977.-№ 2-С.135−136.
  30. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема.// Вопросы психологии.- 1988. № 2 — С. 19−26.
  31. М.Р. Психология личностного самоопределения: Автореф. док. дис.-М.-1996.- 60 с.
  32. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения.// Вопросы психологии. 1994.- № 3. — С.43−52.
  33. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988.-144 с.
  34. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984.- 208 с.
  35. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время наших читателей.//3нание-сила.-1985.-№ 1.- С. 44−46.
  36. В.В., Лунин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М.: ИКА"Москва", 1990. — С.26−27.
  37. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.: Изд-во иностранных и национальных словарей, 1955.- Т.2 779 с.
  38. А.И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов.// Вопросы психологии. 1990.- № 2 — С.42−49.
  39. Д.Н. Профессиональная ориентация современных старшеклассников.// Практическая психология образования. Часть 2. Материалы 1 съезда практических психологов образования России. М., 1994.- С. 322−327.
  40. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки.//Вопросы психологии,-1989.-№ 1.- С. 5−14.
  41. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997.- 480 с.
  42. Л.И. Влияние самооценки способностей на профессиональные намерения старшеклассников: Автореф. канд. дис. М.-1989.-18 с.
  43. Т.В. Место студенчества в социальной структуре советского общества.// В кн. Молодежь как общественная группа.(Тезисы докладов ко 2 Всесоюзной конференции по проблеме изменения социальной структуры советского общества).- М., 1972. С.55−65.
  44. Ф.З. Влияние уровня достижений в учебно-производственной деятельности на устойчивость профессиональных намерений учащихся ПТУ: Автореф. канд. дис. М. — 1984.- 19 с.
  45. Е.А. Путь в профессию. -JL: Лениздат, 1974.-190 с.
  46. Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии.// Вопросы психологии. 1984.- № 4.- С. 5−14.
  47. Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии.// Вопросы психологии. 1985. — № 4, — С. 5−8.
  48. Е.А. Основы психологии: Учебник для ВУЗов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 295 с.
  49. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.-382 с.
  50. Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978.-376 с.
  51. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.- 255с.
  52. Кон И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования.// Человек в системе наук. М.: Наука, 1989.- С. 471−483.
  53. Кон И. С. Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение.// Популярная психология для родителей: 2-е изд., испр./ Под ред. А. С. Спиваковской, — СПб.: Союз, 1997.- 304 с.
  54. А. А., Ахметов Р. А. Мотивационная недостаточность как критерий деформации картины жизненного пути.// Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности: Темат. сб. науч. работ. М.: ИП АН, 1988.-С.136−140.
  55. Н.И. Подготовка учащихся средних школ к выбору профессии.// Вопросы психологии. 1985.- № 5.- С.86−87.
  56. Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения.// Вопросы психологии. 1985. — № 1 — С.86−93.
  57. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы.// Вопросы психологии.-1981.- № 2 С. 20−30.
  58. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности.//Вопросы психологии. 1983.-№ 2. — С.51−59.
  59. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
  60. А.Н. Избранные психологические труды.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983.
  61. А.Н. Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности.// Вопросы психологии.-1986.- № 5 С. 183−185.
  62. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л: Изд-во ЛГУ, 1974.-183с.
  63. М.Е. Профессия психолог. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999.352 с.
  64. Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии.//Вопросы психологии.-1985.-№ 1-С. 103−109.
  65. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь.//Принципы развития в психологии./ Под ред. Анцыферовой Л.И.- М.: Наука, 1978. С.156−172.
  66. Н.А. Шарлотта Бюлер представитель гуманистической психологии.// Вопросы психологии.-1980.-№ 1 — С.154−158.
  67. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 445 с.
  68. А.К. Психология профессионализма. М.: Б.и., 1996.
  69. Е.Г. Управленческая карьера в России.// Проблема теории и практики управления. 1996. — № 6 — С.117−120.
  70. Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем.// Вопросы психологии.-1998. № 3 — С.85−91.
  71. В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии.: Учебное пособие. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 84 с.
  72. Д., Джовард Д. Рожденные выигрывать. М.: «Прогресс-Универс», 1993. — 336с.
  73. В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию.// Вопросы психологии. 1986. — № 6 -С.28−32.
  74. В.Н. Индивидуально-психологические особенности профессиональных представлений и их влияние на профессиональное самоопределение учащихся ПТУ.// Новые исследования в психологии. 1987. — № 2 — С.25−28.
  75. В.Н. Представление о профессии как фактор профессионального самоопределения учащихся ПТУ: Автореф. канд. дис. М.-1998.-20 с.
  76. В.В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности: Автореф. канд. дис. Л., 1982.- 20 с.
  77. С.Н. Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с англ./ Сост. И авт. Предисл. В. С. Муравьев. М: Прогресс, 1989. — 448 с.
  78. Познавательные процессы и способности в обучении./ Под ред. Шадрикова В.Д.-М.: Просвещение, 1990.- 142 с.
  79. Практическая психология образования./ Под ред. Дубровиной И. В.: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. -М.: ТЦ «Сфера», 1997.- 528 с.
  80. A.M. Притязания и зрелость личности.// Формирование личности старшеклассника./ Под ред. Дубровиной И.В.- М.: Педагогика, 1989.- С. 67−90.
  81. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.256 с.
  82. Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе.// Вопросы психологии.-1996. № 1 — С.62−72.
  83. Психология. Словарь./ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.-494 с.
  84. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов: М. К. Акимова, Е. М. Борисова, Н. И. Гуткина и др./ Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-222 с.
  85. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности./ Пособие для специалистов, работающих с персоналом. -М.: Изд. Дом «Красная площадь», 1996.-400 с.
  86. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1984. — 320 с.
  87. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1990. — 182 с.
  88. Е.С. Психологический тренинг в области предпринимательства (Метод, пособие для работы со старшеклассниками) М.: Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки населения, 1994.-63 с.
  89. ., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов., 1968.
  90. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.- 416 с.
  91. C.JI. Основы общей психологи: В 2-х т. Т.2.-М., Педагогика, 1989.328 с.
  92. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во ЭКМОС, 1999. — 352 с.
  93. В.Ф. Психология самоопределения личности: учебное пособие к спецкурсу. Свердловск: М-во просвещения РСФСР, Свердл. пед. ин-т, 1986.142 с.
  94. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности.// Психологический журнал. Т.5 — № 4 — 1986, — С.65−73.
  95. А.Н. Художественные потребности студентов, пути и средства их формирования.: Автореф. канд. дисс. Днепропетровск., 1969.-93 с.
  96. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург.: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. — 349 с.
  97. П. Особенности трудовой карьеры и жизненные ориентациимолодежи.// Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.- С. 173 175.
  98. А.Г. Профессиональное самоопределение старших школьников и его влияние на отношение к учению: Автореф. канд. дис. Л., 1975.- 23 с.
  99. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте.// Вопросы психологии. 1989.- № 2 — С. 27−35.
  100. .А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979. — 156 с.
  101. Толковый словарь русского языка./ Под ред. Ушакова Д. Н. М.: Советская энциклопедия, 1934. — Т. 1.
  102. Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей.// Вопросы психологии.-1984.- № 3 С. 79−86.
  103. Н.Н. Жизненные планы старшеклассников.// Формирование личности старшеклассника./ Под ред. Дубровиной И.В.- М.: Педагогика, 1989.- С. 25−56.
  104. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе.// Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С. 26−37.
  105. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте.//Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С.31−40.
  106. А.Р., Мошкова И. Н. Возможности прогнозирования успешности профессиональной карьеры.// Практическая психология образования. Часть 2. Материалы 1 съезда практических психологов образования России. М., 1994.- С. 347−352.
  107. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации.//Вопросы психологии. 1997.- № 2 — С.42−49.
  108. X. Мотивация и деятельность.: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.
  109. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.- 368 с.
  110. Фрейд 3. «Я» и «Оно»: Труды разных лет.: В 2-х т. Тбилиси: «Мерани», -1991.
  111. Л., Яаккола Р. Исследование научной карьеры.// Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.- С. 162−165
  112. Ю.П. Некоторые проблемы лонгитюдинального исследования жизненного пути и профессиональной карьеры.// Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.- С. 166−172.
  113. И.И. К вопросу о единстве самосознания и мотивационной сферы личности.// Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности: Темат. сб. науч. работ. М.: ИП АН, 1988.- С. 73−77.
  114. В.А. Социальная психология в организациях: Учебное пособие. С-Пб.: Изд-во С-Пб Университета, 1998.- 67 с.
  115. ПА. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981.- 96 с.
  116. Школьный психолог: Учебно-методическое пособие. С-Пб.: Изд-во ЛОИУУ, 1995.-102с.
  117. Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп./ Пер. с англ. -СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
  118. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
  119. Р. & Wacquant L. Reflecsiiviseen sosiologiaan tutkimus, kaytanto ja yhteiskunta.- Joensuu Univesity Press., 1985.
  120. Bourdieu P. Comprendre. Teoksessa La Misere du Monde, s. 903−939. Paris: Editions du Seuil, 1993.
  121. Bourdieu P. Distinction. A social critique of the judgement of taste.- London: Routledge & Kegan Paul., 1984.
  122. Bourdieu P. The theory of practice. Cambrige: Polity Press, 1990.
  123. Brown, D. Brooks, L. and Associates (eds.) Career choice and development. San Francisco Washington — London: Jossey-Bass Publishers, 1984.
  124. Buhler Ch. Basic theoretical concepts of humanistic phsychology.- Amer. Phsycol.-1971, v.26, № 4.
  125. Buhler Ch. Das Seelenleben des Yugendlichen.4.Aufl., 1927.
  126. Buhler Ch. Der menshliche Lebenslauf als psyhologisches Problem. Gottingen: Hogvefe, 1959.- 181 s.
  127. Buhler Ch. Genetic aspects of the self.- In: Fundamentals of phsychology of the self.
  128. Annals of the New York Academy of Sciences, v.96, art.3.N.Y., 1962.
  129. Buhler Ch. Meaningful living in the mature years.- In: Aging and leisure.(Ed. by R.W.Kleemeir).N.Y., 1961.
  130. Buhler Ch. Psychologie im Leben unserer Zeit.- Munchen/Zurich, 1962.
  131. Buhler Ch. Wenn das Leben gelingen soil.- Munchen/Zurich, 1969.
  132. Buhler Ch. Zielstrebungen als Prozesse.- Psychologische Rundschau, 1967,№ 2.
  133. Buhler Ch. Zur Psycologie des menschlichen Lebenslaufes.- Psychologische Rundschau, 1957, № 1.
  134. Frank L.K. Time perspective.// J. of Philosophy.-1939. V.4.P. 293−312.
  135. , L. & Hayrynen, Y.-P. Akateeminen kentta ja elamanrata. Seoksessa H. Perho & P. Sinisalo (toim.) NakOkulmia elamankulun ja ammattiurien tutkimukseen. Acta Psycholbgica Fennica, Soveltavan psykologian monografioita 7, 1994.
  136. , L. & Haytynen, Y.-P. Kuka kipuaa vaikuttajaksi. Tiede 2000. 1/1986, 2226.
  137. Hayrynen, L. Women in the changing medical profession in Finland a longitudinal study of 34 female physicians. Paper red in the International Congress on History of Science- 31.7.-8.8.1985. Berkely, USA.
  138. Hayrynen, L. Akateemisen naisen elamankulku. Naistutkimus 1/1988: 3−18.
  139. Hayrynen, L. Luovan ammatin omakuva arkkitehtien luovuuden arviointiulottuvuuksista ja kentasta. Lisensiaattitutkimus, Joensuun yliopisto, 1992.
  140. Hayrynen, L. The life course of the academic woman. Ks. Bjeren, G. & Elgqvist-Saltzman, I. (totm.), 1994: 47−72.
  141. Hayrynen, Y.-P. & L. Career patterns of Finnish academics and the intellectuals. A longitudinal study of the 1965 student generation. Higher Education in Europe, XVIII, 1993, 59−77.
  142. Hayrynen, Y.-P. Tuleva psykologi: tutkimus psykologian opiskelijain erikoistumispyrkimyksista minakuvan ja roolihavainnon maaraamana. Psykologia 1, 1966: 147−159.
  143. Hayrynen, Y.-P. Ammatillisten intressien ja minakuvan tutkimus. Ammatinvalinnanohjauksen monistesaija n-o 13. Uusintapainos 1983 (Ty6ministeri<3)
  144. Hayrynen, Y.-P. The flow of new students to different university fields. Annales Academiae Scientarium Fennicae. Serie B, 1970, TOM 168.
  145. Hayrynen, Y.-P. Suomalainen miesylioppilas: yliopistoon valinta ja valikoituminen. Helsingin yliopiston sosiaalipolitiikan laitos, 1970, Bull. 8.
  146. Hayrynen, Y.-P. Elamankulun tutkimuksesta ja dialektisesta nakokulmasta. Psykologia 19, 1984: 248−253.
  147. Hayrynen, Y.-P. The Finnich university from 1965 to 1985: Expansion as reflected in the subsequent life of university entrants. European Journal of Education, 21, 1986, 2541.
  148. Hayrynen, Y.-P. ElSmSnura ja ammatinvalinta. Teoksessa P. Niemela ja J.-E, Ruth (toim.): Ihmisen elamankaari. Helsinki-Keuruu: Otava, 1988.
  149. Hayrynen, Y.-P. Les determinants sociaux des valeurs et des interets des jeunes au cours de la periode post-industrielle. L"0rientation Scolaire et Professionel, 20, 1991, 357−376.
  150. Hayrynen, Y-P. Eiamankulku ja elaman valinnat -yksilon psykologiasta yhteiskunnallisissa puitteissa. Studia Generalia esitelma 29.3.1984 Helsingin yliopistossa.
  151. Holland J.L. Making vocational choice: a theory of careers.-New York: Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1973.
  152. Holland J.L. The psychology of occupational choice.-Waltham. Mass.: Blaisdell, 1966.
  153. Nuttin J. Motivation et Perspectives d’Avenir.-Louvain:Presses Univ. de Louvain, 1980.
  154. Mead G.H. Mind, self and Society. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1975.
  155. K. & Tornes K. Studier i kvinners livslop. Oslo: Universitetsforlaget, 1983.
  156. Spilerman S. Careers, labor marcet structure, and socioeconomicachievement.//American Journal of Sociology,-1977,v.83,№ 3,551−593.
  157. Super D.E. Career and life development.-San Fransisco ym.: Jossey-Bass Pablishers, 1987.- s.133−192.
  158. Super D.E. Career development: self-concept theory.-New York: College Entrance Examination Board, 1963.
  159. Super D.E. The psychology of careers. An introduction to vocational development.-New York and Evanston: Harper&Row.-1957.
  160. Super D.E. Theory of vocational development.- J.Amer.Phsychol.- 1953, v.8, № 5.
  161. Maanen, J. van Organizational careers: some new perspectives. London ym.: John Wiley & Sons, 1977.
  162. Sinisalo, P. Peruskoulutuksesta tySelamaan. Nuorten ammattija koulutusuratutkimuksen II osaraportti. TySvoimaministeriS, suunnitteluosasto, ty6voimapoliittisia tutkimuksia no 24. Helsinki, 1979.
  163. Sinisalo, P. Salpautunut ura. Tutkimus pohjoiskaijalaisten nuorten ammatillisesta kehittymisesta. Psykologian lisensiaattitutkimuksen yhteenvetoraportti. Joensuun yliopisto. (Julkaisematon.), 1981.
  164. Sinisalo, P. Ty5voimaura ja yksilOn kehitys. Seurantatutkimus pohjoiskaijalaisista nuorista. (Painosssa.), 1986.
  165. P. (1986). Tyovoimaura ja yksil6n kehitys. Tyovpimaministe-riB, Suunnitteluosasto: Ty6voimapoliittisia tutkimuksia nro 63, 1986.
Заполнить форму текущей работой