Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие нравственной сферы личности в онтогенезе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 7 лет на основе использования этических эталонов и моральных инстанций дети правильно определяют характер нравственных действий и поступков. Большинство из них адекватно трактует сущность базисных этических понятий и выражает отношение к ним в виде соответствующих переживаний. Наряду с нравственными чувствами и переживаниями поведение ребенка обусловливается и его нравственным сознанием… Читать ещё >

Развитие нравственной сферы личности в онтогенезе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нравственное развитие дошкольника

В дошкольном возрасте развиваются все три компонента нравственной сферы личности. Развитие когнитивного компонента предполагает осознание ребенком самого себя и усвоение первичных моральных знаний (что такое хорошо и что такое плохо), понимание нравственных норм, формирование моральных суждений и оценок. Дошкольники понимают и могут объяснить, кого можно назвать жадным, злым, добрым и т. д.

Развитие эмоционального компонента связано с развитием моральных переживаний и социальных эмоций (сопереживания, эмпатии, сочувствия). Так, в период от 2 до 4 лет ребенок переживает удовлетворение и гордость за себя, если не нарушил норму, предъявляемую взрослым, и чувство вины и стыда, если нарушил. При правильном воспитании, когда ребенку предъявляются адекватные нравственные требования, его моральные переживания достигают высокой степени развития, становясь мотивами поступков, и приобретают для ребенка личностный смысл. По данным психологических исследований, в дошкольном возрасте ребенок оказывается способным проявить симпатию (антипатию), эмпатию, сочувствие и сопереживание другому человеку, нежность, любовь к близким. Исследователи отмечают, что некоторые дети уже в возрасте 4—6 лет демонстрируют высокую степень нравственной зрелости и эмоциональной отзывчивости. В то же время устойчивость проявлений или не проявлений этих качеств характерна только для половины детей дошкольного возраста1.

Развитие поведенческого компонента проявляется в возникновении новых мотивов поступков и формировании таких механизмов поведения, как саморегуляция и самоконтроль. Ребенок учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор.

Нравственное развитие — одно из ведущих направлений становления личности ребенка, его социального и психического развития.

Возрастные особенности нравственного развития дошкольника, по данным Пиаже, Колберга и других исследователей[1][2]:

  • • оценка того или иного события осуществляется в терминах физических последствий без учета намерений индивида, совершившего данное действие;
  • • склонность к категоричности в оценке любого действия (только как плохое или только как хорошее);
  • • склонность судить о тяжести проступка по серьезности наказания за него без учета значимости правила, которое было нарушено, и того, какой ущерб был нанесен;
  • • неспособность поставить себя на место другого, понять его мотивы;
  • • склонность считать, что за любой проступок надо строго наказывать;
  • • склонность видеть в своих неудачах наказание со стороны бога или другой всемогущей силы;
  • • склонность принимать правила как абсолют.

Н. В. Мельникова отмечает следующие особенности развития нравственной сферы дошкольников 4—7 лет (приведем их с некоторыми сокращениями)[3].

В 4 года у ребенка сформировано понимание хорошего и плохого поступка, но он еще не осознает последствий нарушения нравственных норм. Нравственные чувства сформированы по отношению к отцу и матери, а чувство долга — по отношению к взрослым и младшим. Поведение ребенка полностью подчинено нравственным чувствам. В этом возрасте дети склонны завышать требования к другим и занижать их по отношению к себе. Их поведение строится по образцу.

В 5 лет представления о хорошем и плохом поведении, хорошем и плохом поступке становятся более адекватными, но также нет ясного осознания последствий. Не все дети и не всегда адекватно эмоционально оценивают базисные этические понятия.

В 6 лет не все дети адекватны в представлениях и оценках поведения. Поведение в большей мере определяется нравственными знаниями и переживаниями. Общий уровень нравственного поведения повышается, на основе высших нравственных чувств, в частности чувстве долга, строится самоконтроль поведения.

В 7 лет на основе использования этических эталонов и моральных инстанций дети правильно определяют характер нравственных действий и поступков. Большинство из них адекватно трактует сущность базисных этических понятий и выражает отношение к ним в виде соответствующих переживаний. Наряду с нравственными чувствами и переживаниями поведение ребенка обусловливается и его нравственным сознанием. Самоконтроль поведения повышается, все большую роль в этом играет чувство долга и эмпатия.

  • [1] Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А. Д. Кошелевой. М., 1985.
  • [2] Нравственнось, агрессия. Справедливость. Сокращенное изложение главы из книги: Krech D., Grutchfield R., Livsoti N. Elements of psvchologi. N. Y., 1974 / пер. А. В. Александровой // Вопросы психологии. № 1. 1992.
  • [3] Мельникова II. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: автореф. дис… док. психол. наук. Курган, 2009.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой