Характеристики нравственной и ценностно-смысловой сфер личности в контексте психологической готовности к выбору профессии
Диссертация
Если старшие школьники принимают совесть и смысл жизни как важнейшие ценности их жизнедеятельности, то они более психологически готовы к выбору профессии. Старшие школьники с позитивной нравственной направленностью морального выбора и зрелостью ценностной сферы личности, а также у более волевые и терпеливые более психологически готовы к выбору профессии по когнитивно-оценочному компоненту… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. РОЛЬ НРАВСТВЕННОЙ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ
- 1. 1. Нравственная сфера личности и ее характеристики
- 1. 1. 1. Исследования характеристик нравственной сферы личности
- 1. 1. 2. Совесть как регулятор поведения
- 1. 1. 3. Особенности нравственной сферы личности старшего школьника
- 1. 2. Роль ценностно-смысловой сферы в профессиональном самоопределении личности
- 1. 3. Психологическая готовность к выбору профессии как начальный этап профессионального самоопределения
- 1. 3. 1. Понятие «психологической готовности» в трудах отечественных психологов
- 1. 3. 2. Психологическая готовность к выбору профессии и ее место в структуре профессионального самоопределения личности
- 1. 1. Нравственная сфера личности и ее характеристики
- 2. 1. Программа, этапы и модель эмпирического исследования
- 2. 2. Методики исследования нравственной сферы личности
- 2. 2. 1. Методика исследования характеристик нравственной сферы личности
- 2. 2. 2. Методика исследования индивидуальных представлений о совести
- 2. 2. 3. Методика исследования эмоционального отношения к кактегории «совесть»
- 2. 3. Методики исследования ценностно-смысловой сферы личности
- 2. 3. 1. Методика исследования ценностных ориентаций
- 2. 3. 2. Методика исследования ценностного отношения ко времени
- 2. 3. 3. Методика исследования мировоззренческих позиций
- 2. 4. Анкета для диагностики психологической готовности к выбору профессии
- 2. 5. Математические методы обработки результатов
- 3. 1. Исследование характеристик нравственной сферы личности в контексте психологической готовности к выбору профессии
- 3. 1. 1. Результаты исследования нравственной сферы личности
- 3. 1. 2. Результаты исследования показателей психологической готовности к выбору профессии
- 3. 1. 3. Сравнительный анализ показателей нравственной сферы испытуемых с разным уровнем готовности к выбору профессии
- 3. 1. 4. Взаимосвязь индивидуальных представлений о совести с показателями психологической готовности к выбору профессии
- 3. 2. Исследование характеристик ценностно-смысловой сферы личности в контексте психологической готовности к выбору профессии
- 3. 2. 1. Результаты исследования показателей ценностно-смысловой сферы личности
- 3. 2. 2. Взаимосвязь показателей нравственной и ценностно-смысловой сфер личности
- 3. 2. 3. Сравнительный анализ характеристик ценностно-смысловой сферы личности с разным уровнем психологической готовности к выбору профессии
- 3. 3. Исследование взаимосвязи характеристик нравственной и ценностно-смысловой сфер личности с показателями психологической готовности к выбору профессии
- 3. 3. 1. Взаимосвязь показателей психологической готовности к выбору профессии с характеристиками нравственной и ценностно-смысловой сфер личности
3.3.2 Исследование особенностей взаимосвязей характеристик нравственной, ценностно-смысловой сфер личности с показателями профессионального самоопределения в группах с низким и высоким уровнем готовности к выбору профессии.
3.3.3 Исследование взаимосвязи характеристик нравственной сферы личности у старших школьников с выбором профессии.
ВЫВОДЫ.
Список литературы
- Аболин A.B. Развитие духовно- нравственной личности в учебно-событийной деятельности/ Мир психологии.- 2005.- № 1.- С. 199−210.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М: Наука, 1980.- 335 с.
- Авдулова Т.П. Исследование психологических особенностей нравственного развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в православной традиции.// Вестник моек, унив-та. Сер. 14. Психология. 1996. — № 1.- с.50−51.
- Азбука нравственного воспитания. /Под ред. Комарова А. И. и Богданова О.С.- М: Просвещение, 1979.- 123 с.
- Алексеев В. А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов. Дисс. канд. псих. н. — М. 1985. — 187 с.
- Альбуханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1988. — С. 137 — 145.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах. —T.I. М.: Педагогика, 1980. 232 с.
- Ангелов С. Марксистская этика как наука/ Пер. с болг. A.B. Федотова.- М.: Прогресс, 1973.- 264 с.
- Ангеловская М.А. Формирование готовности подростков к профессиональному самоопределению в условиях учреждений дополнительного образования: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. н./ 13.00.01.Магнитогорск. Гос. ун-т, 2002. 196 с.
- Антилогова JI.H. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности. Дисс. докт. псих, н./ 19.00.07 — Новосибирск, 1999. — 434 с.
- Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы)// Психологический журнал. 1999.- том 20.- № 3.- С.5−17.
- Арсеньев A.C. Парадоксальная универсальность человека и некоторые проблемы психологии и педагогики// Мир психологии.- 1999.- № 1.- С. 245.263.
- Архангельский JI.M. Социально-этические проблемы теории личности. -М: Мысль, 1974.-221 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического познания анализа: Учебн. для ВУЗов по специальности «Психология».- М.: Изд- во МГУ, 1994.- 367 с.
- Бакшеева З.А. Формирование идейно- нравственной готовности старшеклассников к выбору профессии: Автореф. на соиск. уч ст. канд. пед. н. Челябинск, 1979 — 18 с.
- Бакштановский В. И др. Становление новой российской государственности.- М.: Изд-во УРССД996.- 229 с.
- Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений. // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 1997. — № 4. — с. 19
- Белякова Е.Г. Психологические особенности развития правдивости при переходе из подросткового в юношеский возраст.// Мир психологии и психология в мире. -1995.-№ 3(4).- с. 52−63. 21.
- Бердяев H.A. О назначении человека.- М.: Республика.- 1993.- 383 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание М.: Прогресс, 1986. -420 с.
- Блюмкин в.А. Мир моральных ценностей.- М.: Знание, 1981.- 64 с.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения — М.: Наука, 1978.-311 с.
- Богданова О.С. и др. Нравственное воспитание старшеклассников.- М.: Просвещение, 1988.- 204 с.
- Бодалев A.A. Психолого- педагогические аспекты нравственного воспитания// Вопросы психологии.- 1979.- № 5.- С.30- 39.
- Бодров В. А. Психологические исследования проблемыпрофессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М., 1991. С. 3—26.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.- 352 с.
- Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности.// Психология формирования и развития личности./ Под ред. Л. И. Анцыферовой.- М., 1981.- с.257−284.
- Бондаревская Е.В. Проблемы формирования нравственного сознания личности старшего школьника// Советская педагогика.- 1980.- № 1.- С. 42- 49.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессионализм. -М.: Знание, 1991.- 80 с.
- Боцманова М.Э., Захарова A.B. Психологические условия формирования нравственных понятий у младших школьников. // Новые исследования в психологии. 1985. — № 2 (33). — С. 14−18.
- Бранд Т.А., Лобок A.M. Преодоление морали, или парадоксы «нравственного искусства».- М.: Знание, 1991.- 64 с.
- Братусь Б. С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии.// Вопросы психологии. -1998. № 4.- с.71−79.
- Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века// Вопросы психологии.- 1993.- № 1.- С. 6−13.
- Братусь Б.С. Психология, нравственность, культура. М.: Менеджер. Роспедагенство. — 1994.- 265 с.
- Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система.// Психологический журнал. 1999.- том 20. — № 5. — с.38−45.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь справочник по психологической диагностике. — Киев: Наук, думка, 1989. — 200 с.
- Вардомацкий А.П. Моральная регуляция поведения личности. — Минск: Наука и техника, 1987. 128 с.
- Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни: Для школьников старшего возраста: Пер. с/фр. Минск: Юнацва, 1994.- 526 с.
- Вергиловский С., Лесохина Л. Формирование нравственного самосознания. // Народное образование. 1968. — № 11. — С.42−45.
- Веселова Е.К. Направленность на православные ценности как основа психологического здоровья молодежи// Православие, молодежь и будущее России/ отв. Ред. А. Н. Швечиков, ред. Т. Н. Федорова. СПб., 2005.- С. 137 138.
- Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2002.- 316 с.
- Веселова Е.К. Смысл жизни в контексте личностной идентичности// Вестник университета СПб.- Сер.6. -Вып. 3(22), 2001- С.51−64.
- Веселова Е. К. Черняева С.А. Бейсембиева М. К. Мировоззрение и нравственный выбор (тезисы)// Ананьевские чтения- 2000.- СПб: Изд-во СПб Ун-та, 2000.- С. 199−221.
- Веселова Е.К. Мировоззрение и формирование нравственной личности// Ананьевские чтения 2002/ Тезисы научно- практической конференции 22−24 октября 2002 г. Изд-во С.- Петерб. ун-та. СПб., 2002. с. 319−321.
- Веселова Е.К. Нравственность специалиста в контексте профессионального здоровья (Глава 6)// Психология профессионального здоровья. Учебное пособие /Под ред. проф. Г. С. Никифорова.- СПб.: Речь, 2006 с. 141−159.
- Волков Б.С. Психология ранней юности: Учебное пособие.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 96 с.
- Воловикова М.И., Ребеко Т. А. Соотношение когнитивного и морального развития.// Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь./ Ред. Б. Ф. Ломов, К.К. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1990.-С.81−87.
- Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности: Экспресс информация./ Отв. Ред. Ю. К. Васильев. — М., 1978.- 46 с.
- Гаврилов Т.П. Учитель и семья школьника.- М.: Знание, 1988.- 80 с.
- Галажинский Э.В. Методологические проблемы историко-психологического исследования феномена самоопределения личности// Психологические проблемы самореализация Вып.5./ Под ред. Г. С. Никифорова, JI.A. Коростолевой. СПб.: Изд- во СпбГУ, 2001.- С.45−59.
- Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2-х т.- Т.2.- М.: Мысль, 1971.- 630 с.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 43 — 52.
- Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.- 189 с.
- Гримак .Л.П. Совесть- эволюционно сложившийся вид аутогипноза// Прикладня психология.- 2002.- № 5,6.- С. 112−119.
- Гришпун С.С. Психолого- педагогическое изучение личности как основа формирования готовности старшеклассников к выбору профессии.// Политическое образование и профориентация в общеобразовательной школе. -М., 1975.- С.54−56.
- Грызлова И.Н., Трушина H.H. Психологическая готовность учащихся к профессиональному выбору и труду.// Школа и производство. 1988. — № 12. — С.15−17.
- Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970, — 271 с.
- Гурин Н.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассника.-М.: Педагогика, 1988.- 136 с.
- Гуркина А.П. Представления старшего школьника о ценностях/ЯТедагогика.- 1995. № 4.- С.45−48.
- Гусейнов A.A., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998 -472с.
- Дворецкая М.Я. Взаимосвязь жизненного и профессионального самоопределения// Интегративный подход в психологии: Сб. научных трудов СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2003 г. — С. 116−124.
- Дергач A.A. Проблемы смысла жизни. //Вопросы психологии. № 1.1999.-е. 119−122.
- Джеймс У. Психология. М.: Педагогика. — 1991−367 с.
- Джидарьян И.А. О соотнесении нравственных и эстетических чувств в мотивации личности// Теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1979.- С.146−169.
- Додонов В.А. Потребности, отношения и направленность личности. //Вопросы психологии. 1973. — № 5.- с.
- Донцов А.И. Самосовершенствование личности. Ростов-н/Дону.: Изд-во Ростовского Унив-та, 1977.- 152 с.
- Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом периоде. // Вопросы психологии. 1972.- № 2. — с. 25- 38.
- Дробницкий О.Г. Понятие морали. -М.: Наука. 1974. — 387 с.
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. -М.: Просвещение, 1977.-с.
- Дубов И.Г., Хвостов A.A. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения.// Вопросы психологии.2000.- №−5.-с. 87−99.
- Дубровина И.В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период. // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1997.-181 с.
- Дьяченко H.H. Процесс воспитания учащийся молодежи. — М.: Высшая школа, 1988.- 144 с.
- Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. — № 5. — С. 69 — 78.
- Журкина А .Я. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Кн. для учителей. Кемерово: Изд-во КемОбИУУ, 1999.- 149 с.
- Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений.-М.:МГУ, 1982.- 119 с.
- Запорожец A.B., Неверович Я.3. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребенка.// Вопросы психологии. -1974.-№ 6. -с. 59−73.
- Засимовский A.B. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте.- М.: Изд-во Моск. Ун- та, 1981.- 343 с.
- Звонкова Н.В., Скляров В. А. Универсальный характер морали в пространстве культуры// Вестник СПбГУ.- Сер.6- Вып. З- 1996.- № 20.- С.4−14.
- Зимбули А.Е. Нравственная оценка: парадоксы и алгоритмы: Монография.- Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.- 169 с.
- Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры.// Вопросы психологии. — 1998. № 3. -с.104−115
- Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы исследования.- Киев: Выща школа, 1998.- 292 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности.- СПб.: Петрополис, 1997.205 с.
- Калинин B.C. Природа нравственных убеждений.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990.- 148 с.
- Каменев A.JI. Практическая нравственная психология для молодежи. -М.: МПУ «Сигналь», 1998. 140 с.
- Касаткина Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Дисс. на соиск. уч.ст. док. пед. н. -М., 1995.- 351 с.
- Касьянов В.В. и др. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции. Краснодар, 1994.- 24 с.
- Кирилова H.A. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников.//Вопросы психологии. 2000. -№ 4. -с.29−38.
- Кирьянова A.B. Ориентация личности в мире ценностей// Magister: Международный психолого- педагогический журнал.- 1998.- № 4, — С.37−50.
- Климин C.B. Некоторые особенности нравственного развития подростков в России 90-х годов.// Мир психологии и психология в мире. -1995.-№ 3(4). с. 49−52.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 — 400 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. 512 с.
- Комаров В.В. Совесть как фактор нравственной саморегуляции личности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психол. н. по специальности 19.00.07. Тамбовский Гос. Университет им. Г. Р. Державина.- Тамбов: Б.И., 2004.- 26 с.
- Комплексная методика изучения личности в целях выявления способностей школьников к профессиональному самоопределению/ Науч. рук. С. Н. Чистякова. Ярославль, 1993 — 187 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 225 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1980. -192 с.
- Кон И. С. Этапы подросткового и раннего юношеского возраста// Возр. и пед. психология: Хрестоматия/ Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан.- М.: Академия, 2001. 327 с.
- Конникова Т.Е. Проблема методов нравственного воспитания школьников. // Советская педагогика. 1975. — № 1.-е.
- Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.-246 с.
- Коржова Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации// Психологические проблемы самореализации личности.- СПб., 2000- Вып.4-С.155−160.
- Косова Л.Б. Динамика ценностных ориентации: анализ результатов эмпирического исследования. / / Социологические исследования. № 2 -1994.-С. 25−34.
- Коч JI. А. Креативная этика. Психология освоения подростками этических норм и понятий. — М.: Московский психолого-педагогический институт, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 192 с.
- Коч И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры. // Социальная психология личности. М. 1979. — с.
- Кошелева А.Н. Ценностно- профессионального ориентации различных социальных групп в условиях безработицы. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. псих.н. СПб., 2001.- 177 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Изд. «Питер», 2000. — 992с.
- Краснобаев И.И. Формирование нравственных убеждений у старших школьников.- М.: Учпедгиз, I960, — 160 с.
- Круглов Б.С. Роль ценностный ориентации в формировании личности школьника.// Психологические особенности формирования личности школьника. Сб. научных трудов. М., 1983.- с. 4 -11.
- Крутецкий В.А. Характеристика некоторых моральных понятий у старших школьников.// Сб. Вопросы психологии нравственного развития школьников. М.:. — 1962, — с.34- 37.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. -1983.-№−2.-С. 51−59.
- Лавриненко А.И. Изучение устойчивости моральный суждений у школьников. // Вопросы психологии. — 1970. № 2. — С.21- 26.
- Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России.// Социологические исследования. № 5. — 1994. -с.41−44.
- Лапкина А.И. Проблемы индивидуальной нравственности// Мораль и этическая теория. Некоторые актуальные проблемы.- М.: Наука, 1980.- С. 106 143.
- Левитов Н.Д. Психология характера.- М.: Просвещение, 1969.- 424 с.
- Левкович В.П. Моральная регуляция поведения и активности личности. // Социальная психология личности./ Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — с. 63- 84.
- Леонтович К.Ф. Стадия морального развития личности и художественный вкус// Психологические механизмы регуляции социального поведения.- М.: Наука, 1979.- С.20−28.
- Леонтьев Д. А. Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего// Вопросы психологии, 2001.-№ 1- с. 57.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1977.-3 04с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.- 214 с.
- Лямкина Е.Ф. Формирование нравственной готовности старшеклассников к выбору профессии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. н. по специальности 13.00.01 Моск. Гос. Пед. Университет им. Шолохова.- Москва, 1998.- 24 с.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников.- М.: Педагогика, 1988.- 144 с.
- Манеров В.Х. Мониторинг духовно- нравственного состояния современной студенческой молодежи// Православие, молодежь и будущее России/ отв. Ред. А. Н. Швечиков, ред. Т. Н. Федорова. СПб., 2005.- С. 178 180.
- Манеров В.Х. Нравственная направленность и другие качества личности будущих практических психологов //Психология в школе: практический психолог наука XXI века. 1−3 ноября 2001 г. СПб: Иматон, 2001.
- Манеров В.Х. Нравственные и ценностно- смысловые координаты личности. Ананьевские чтения 2001//Образование и психология: Тезисы научно- практической конференции. 23−25 октября 2001 г. СПб., 2001.
- Маркова А.К. Психология профессионализма, 1996.- 204 с.
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника.- М.: Педагогика, 1985.- 104 с.
- Махлах Е.С. Некоторые данные об отношении детей подросткового возраста к различным положительным качествам личности. // Вопросы психологии. 1968. — № 2. — с.36−40.
- Менчинская H.A. Проблема учения и умственного развития школьника: Избран, психол. труды.- М.: Педагогика, 1989.- 224 с.
- Мокроусов H.H. Проблемы нравственных поступков (поведения)// Вопросы философии.- 1965.- № 9.- С.37−46.
- Молчанов C.B. Моральная ориентация подростков// Психология и школа.- 2003.- № 1 С. 68- 87.
- Монахов И. А. Кайгородов Б.В. Психология самопонимания старшеклассаников: Учебно- методическое пособие.- Изд- во Астрахан. Гос. ун-та, 2003.- 107 с.
- Монахов C.B. Совестливость как показатель личностного развития на рубеже перехода из подросткового в юношеский возраст// Мир психологии.-2002.-№−2.- С. 12−26.
- Мудрик A.B. Социализация и «смутное время».- М.: Знание, 1991. 78 с.
- Муздыбаев К. Переживание вины и стыда.- СПб.: филиал института социологии РАН, 1995.- 39 с.
- Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии. — 1998. — 488 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996. — 448 с.
- Немов P.C. Психология Кн.З: Психодиагностика. Введение в научно-психологическое исследование с элементами мат. статистики. М.: ВЛАДОС, 1998.- 632 с.
- Непомнящая Н.И. и др. Ценность как центральный компонент психологической культуры личности// Вопросы психологии.- 1980.- № 1.- С. 22−30.
- Николаичев Б.О. Эмоциональное и рациональное как поведенческая установка личности// Рациональное и эмоциональное в морали.- М.: МГУ, 1983.- С.63−87.
- Нойманн Э.Г. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический/ Пер. В. М. Донец. Научн. ред. и послесл. В. В. Зеленскийц.-СПб.: Академический проект, 1999- 206 с.
- Нравственные проблемы развития личности (Под ред. А.И. Титаренко).- М.: Изд-во Моск. Унив-та, 1982.- 143 с.
- Обозов H.H. Возрастная психология: Юность и зрелость. СПб.: Сан Веда-2000, 136 с.
- Обухова JI.B. Возрастная психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство .- 1996. -374 с.
- Обуховский К. Психология влечений человека.- М.: Прогресс, 1972.247 с.
- Общая психодиагностика./ Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во Моск. Унив-та, 1987.- 291с.
- Овчинникова О.В. Внутренняя деятельность выбора в ситуации профессионального самоопредления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психол. н. по специальности 19.00.07. Уральский Гос. Пед. Университет Екатеринбург, 2004.- 26 с.
- Олпорт Г. В. Личность в психологии. М.: Ювента, 1998, — 345 с.
- Орлов А.Б. «Эмпирическая» личность и ее структура.// Вопросы психологии.-1995. № 2. — с. 23−27.
- Осницкий А.К. Умения самореализации в профессиональном самоопределении учащихся// Вопросы психологии, 1992. № 1−2.- с. 52.
- Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии/ Под ред. Б. А. Федоршина.- Киев: Рад. школа, 1980.- 144 с.
- Панфёров В.Н. Психология человека: Учебное пособие. 2-е издание. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 253 с.
- Парамонова СП. Динамика морального сознания. Пермь, 1997.- 158 с.
- Парынгин Б.Д. Психологическая готовность к работе в новых условиях: проблемы, тенденции и пути решения// Психологический журнал. 1986. № 6.- С.14−19.
- Петров И.Г. Знаки, значения и смыслы как элементы образования сознания, единицы его строения, состояния и как устроен «человеческий дух».// Мир психологии. 1999. — № 1(17). — с. 118- 128.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М: Политиздат, 1982.-255 с.
- Петровский A.B., Петровский В. А. Категориальная система психологии. // Вопросы психологии. -2000. -№ 5. -с.3−18.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. — Р.: Феникс, 1996.- с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М.: Просвещение, 1969.- 659 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
- Полищук Ю.И. Некоторые духовные причины и предпосылки разрушения психического здоровья.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996.- № 3.- с.71−77.
- Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2002.- 694 с.
- Практическая психология образования/ Под ред. И. В. Дубровиной: Учеб. для студ. высш. и ср. спец. уч. зав.- М.: Сфера.- 2000.- 298 с.
- Прихожан A.M. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей.// Вопросы психологии. 1981. — № 2.- с. 139−143.
- Прихожан A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1980.- 258 с.
- Пробст Л.Э. Проблемы нравственного сознания молодежи в рыночных условиях: аспекты социализации и воспитания.- Челябинск: Фотохудожник, 2001.- 267 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-256 с.
- Пряжников Н. С. Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. — М.: Издательский центр «Акакдемия», 2001.- 480 с.
- Психологические проблемы нравственного воспитания детей. Сборник научных трудов. М., НИИ общей педагогики АПН СССР, 1977. — 158 с.
- Психологический словарь/ Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- М.: Педагогика, 1983.- 448 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов (серия «Хрестоматия по психологии»)./ Сост. Куликов Л.В.- СПб: Изд-во «Питер», 2000- 480 с.
- Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности./ Ред.-составитель Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом «Бахрам-М», — 2000, 672 с.
- Раев А.И. Нравственное убеждение как объект психологического исследования// Психологические проблемы развития нравственных убеждений.- Л.: ЛГПИ, 1987.- С.3−10.
- Редькина М.В. Молодежь в деловом мире// Православие, молодежь и будущее России/ отв. Ред. А. Н. Швечиков, ред. Т. Н. Федорова. СПб., 2005,-С. 178−180.
- Ретивых М.В., Симоненко В. Д. Как помочь выбрать профессию. -Тула: Приок. книжное издательство, 1990. 132 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.688 с.
- Рубцова T.B. Особенности осознания моральных свойств личности школьниками разного возраста. // Вопросы психологии. 1956.- № 4. — с. 1418.
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1981.- 184 с.
- Рувинский Л. И. Соловьева А.Е. Психология самовоспитания: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. Ин- тов.- М.: Просвещение, 1982.143 с.
- Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям. // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С.21−25.
- Сапожникова Л.С. Воспитание нравственного поведения подростков. // Вопросы психологии. — 1985. -№ 1. — С.19- 23.
- Сафин В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования. — Уфа: Гилем, 2004.- 258 с.
- Сейтешев А.П. Пути профессионального становления учащейся молодежи М.: Высшая школа, 1988. — 336 с.
- Сидоренко Ю.М. Нравственные чувства, их место и роль в структуре морального сознания// Вестник МГУ. Сер.14."Психология». 1979.- № 5.- С. 48−56.
- Сидоренков A.B. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России. // Вопросы психологии. -2000. -№ 5. с. 48−56.
- Скрипник А.П. О гармонии и дисгармонии основных уровней моральной регуляции поведения// Рациональное и эмоциональное в морали.-М.: МГУ, 1983.- С.50−53.
- Слепухина Г. В. Нравственное развитие старшеклассников во взаимодействии субъектов образовательного процесса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. н. по специальности 13.00.01 БГПУ Барнаул, 2006.- 24 с.
- Словарь по этике/ Под ред. A.A. Гусейнова и И. С. Кона.- М.: Политиздат, 1989.- 754 с.
- Снегирева T.B. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте/ТВопросы психологии.- 1989, — № 2.- С.27−35.
- Смиронов Л.А. Убеждение как философская категория.- Калинин: КГУ, 1973.- 140 с.
- Современный словарь иностранных слов.- М.: Изд-во «Русский язык», 1993.- 740 с.
- Соковикова Э.Б. Формирование социальной ответственности подростков и юношества в современных условиях.// Мир психологии и психология в мире. 1995. — № 3(4). — с.123−132.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989.- 215 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.- 303 с.
- Стецкевич М.С. Свобода совести: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.- 299 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -284 с.
- Субботский Е.В. Исследование морального развития ребенка в зарубежной психологии. // Вопросы психологии. 1975. — № 6. — с. 149−155.
- Тарасов СВ. Психологический анализ категориальных структур мировосприятия школьников. // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — с. 14−21.
- Титаренко Т.М. Функции эмоций в нравственном развитии дошкольника. Дисс. канд. псих. н. — 1979. -с. 187.
- Тихонова Н.Е. Зависимость взглядов и поведения от ценностных ориентации.// Куда идет Россия. Альтернативы общественного развития./ Междисциплинарный академический центр социал. наук. М., 1994. — с.34
- Трубникова H.H. Самоопределение как проблема психологического исследования// Сибирский психолог, журнал, 2002.- № 16−17.- С. 28−31.
- Ухтомский A.A. Доминанта.- СПб.: Питер, 2002- 448 с.
- Фельдштейн Д. И Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: МПСИ: Флинта, 1999. — 672 с.
- Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека// Вопросы психологии, 2003.- № 6. С. 7−16.
- Филиппов Ю. В. Фирсова A.M. Юношеская возрастная инициация в структуре социальной самоидентификации личности/ мир психологии.-2005.- № 3 С.90−103.
- Философский словарь/ Под ред. Фролова И.Т.-М., 1991.
- Формирование профессиональной направленности учащихся: Сб. научн. трудов. Минск, 1985.- 125 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.- 364 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика.- М.: Республика, 1993.-415 с.
- Фридман JIM. Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.-М.: Просвещение, 1991.- 288 с.
- Фридман JI.M., Пушкина Т. А. Канлунович И.Я. Изучение личности и ученических коллективов.- М.: Просвещение, 1988.- 207 с.
- Харчев А.Г. Мораль и нравственное воспитание// Материалы Всесоюзной научной конференции М., 1974. С. 11−12.
- Худик В. А. Малышева Е.В. Психолого- педагогические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников: роль семьи и школы.- Санкт- Петербург: Изд-во СПбАППО, 2003.- 144 с.
- Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.- 608 с. — (Серия «Мастера психологии»).
- Целикова О.П. Нравственная целостность личности.- М.: Наука, 1983.157 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.- 143 с.
- Чечерина О.Б. Особенности функционирования совести людей с различным религиозным опытом// Православие, молодежь и будущее России/ отв. Ред. А. Н. Швечиков, ред. Т. Н. Федорова. СПб., 2005.- С. 231 233.
- Чистяков H.H., Захаров Ю. А., Новикова Т. Н., Белюк JI.B. Профессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие. Кемерово: КГУ, 1988.-85 с.
- Чистякова С.Н., Захарова H.H. Профессиональная ориентация школьников: Организация управления. -М.: Педагогика, 1987.-160 с.
- Чоросова О.М. Особенности отношения младших, средних и старших подростков к себе и другим людям как показатель уровня развития нравственного поведения.// Мир психологии. 1996. — № 4(9). — с. 152−158.
- Чоросова О.М. Парадигмы изучения нравственного поведения ребенка в современной психологии.//Мир психологии. 1996. — № 3(8). -с. 124−128.
- Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии становления убеждений.//Вопросы психологии. 1990. -№ 5. — с.40−48.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Писхологическое исследование.- М.: Педагогика, 1981.- 208 с.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
- Шакирова Г. М. О целенаправленном формировании нравственных убеждений у школьников// Вопросы психологии.- 1981.- № 6 с. 47−58.
- Шаров A.C. Рефлексия в развитии и становлении человека// Ежегодник РПО, Психология в системе наук (Междисциплинарные исседования). — М., 2002.- Т.9.- Вып.1. С.47−49.
- Шевандрин П.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.-М.: ВЛАДОС, 1999.- 512 с.
- Школа и выбор профессии/ Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Т. Г. Агаповой. -М.: Педагогика, 1987.- 176 с.
- Щадриков В.Д. Происхождение человечности Учебное пособие для высших учебных заведений.- Издание 2-е перераб. и дополн. М.: Логос, 2001.- 296 с.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993.
- Щербак Ф.Н. Мораль и общественная практика.- М.: Знание, 1988.64 с.
- Экман П. Почему дети лгут? М.: Педагогика -Пресс, 1993. -271 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.
- Юркина Л.Ю. Исследования совести как психологического феномена// Психология и мораль/ Сост. и научн. ред. В. Н. Куницина.- СПб.: Речь, 2004.224 с.
- Якобсон П.М. Экспериментальное изучение нравственных чувств и нравственной оценки у дошкольников.// Вопросы психологии. 1960. -№ 4.-е.
- Якобсон С.Г. Анализ психологических механизмов регуляции этического поведения детей.// Вопросы психологии. — 1979. -№ 1.- с.28−37.
- Якобсон С.Г. Проблемы этического развития ребенка.// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 -1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. -М.: Изд-воМоск. Унив-та, 1981.-304 с. с. 174−179.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. -М.: Педагогика., 1984. 144 с.
- Якубанец В.А. Нравственность внутри нас: структура индивидуального сознания.- Р.: Авотс, 1986.- с. 293.
- Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка.// Вопросы психологии. 1999. — № 6. -с. 54−59.
- Allport G.W. Pattern and grouth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston. 1961.
- Allport, Gordon. Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality. New Haven: Yale University Press, 1955. Repr, 1966.
- Gibbs J.S., Basinger K.S., Fuller D. Moral maturity: Measuring the development of sociomoral reflection. Hillsdale, N.Y., Lawnce Erlbaum association, 1992, 218 p.
- Gilligan C. In a different voice: Psychological theory and women’s development. Cambridge, 1982.
- Haan N., Smith B., Block I. The moral reasoning of young adult// Journal of Personality and Social Psychology. 1968. v. 10. p. 183.
- Horney K. Neurosis and Human Growth.- N.Y., 1950.
- Krebs D. L. Evolutionary games and morality. In L. D. Katz (Ed.) Evolutionary Origins of Morality: Cross-disciplinary approaches (pp. 313−321). UK: Imprint Academic. 2000.
- Kohlberg, L. Moral stages and moralization. In T. Lickona (Ed.), Moral development and behavior. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1976.
- Rubin K.H., Schneider F.W. The relationship between moral judgment, egocentrism and altruistic behavior// Child develop. 1973.- V.44.- p. 661−667.
- Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values// Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 53. N3. p. 550 562.