Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предмет и задачи психологии

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отечественный психолог М. С. Роговин утверждал, что можно выделить три этапа становления психологии как науки. Это этапы донаучной психологии, философской психологии и, наконец, научной психологии. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология — наука о душе («психе» — душа, «логос» — учение, наука). Общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи… Читать ещё >

Содержание

  • Ведение
  • Что такое психология
  • Задачи структура и методы современной психологии
  • Возникновение психологии
  • Предмет психологии
  • Заключение
  • Литература

Предмет и задачи психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Что такое психология

Что же представляет собой психология как наука? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии. Психология очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология — наука о душе («психе» — душа, «логос» — учение, наука).

Слово «психология» многозначно. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психологического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: «у него (у них) такая психология». [2, 5]

Другое значение слова «психология», которое зафиксировано в его этимологии: психология — учение о психике.

Отечественный психолог М. С. Роговин утверждал, что можно выделить три этапа становления психологии как науки. Это этапы донаучной психологии, философской психологии и, наконец, научной психологии. [2, 8]

Донаучная психология — это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают:

• личный опыт, возникающий из наблюдения за другими людьми и самим собой;

• общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи, представления, передаваемые из поколения в поколение.

Такое знание не систематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание.

Философская психология — знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом размышления по аналогии. На уровне философской психологии первоначально смутное, целостное понятие души подвергается анализу и мысленному расчленению с последующим объединением. По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для философской психологии характерным является не только поиск некоторого объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все природные стихии.

Научная психология возникла относительно недавно — во второй половине XIX века. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. Некоторые основания для этого, несомненно, есть: «создатель» научной психологии В. Вундт писал, что если определять разработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можно охарактеризовать как «экспериментальную». Однако, сам Вундт неоднократно подчеркивал, что экспериментальная психология — это далеко не вся психология, а лишь ее часть.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Д., История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  2. Общая психология под редакцией Карпова А. В, М., Гардарики, 2002.
  3. А.Н., История психологии. От античности до наших дней, М., 2002.
  4. А.В., Вопросы истории и теории психологии, Москва, 2001.
  5. Д.П., Шульц С. Э., История современной психологии. С-Петербург, 2000.
  6. Р.С., Психология, М., 1998.
  7. Психологический словарь под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г., М., Педагогика-Пресс, 1997.
Заполнить форму текущей работой