Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Представления об агрессии и агрессивном поведении: понятия и сущность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В многочисленных справочных источниках и учебниках анализируется термин «агрессивное поведение». Так, например, Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко рассматривают агрессивное поведение как производное от «агрессии» и «агрессивности», отражающееся в действиях и поступках. Авторы определяют агрессивное поведение как «одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом… Читать ещё >

Представления об агрессии и агрессивном поведении: понятия и сущность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное человечество имеет богатейший опыт агрессии в самых разных ее проявлениях и во всех видах жизнедеятельности людей. История убедительно демонстрирует, что агрессия является неотъемлемой частью жизни как отдельной личности, так и общества в целом. Ярким примером агрессии являются создаваемые веками жестокие способы казни, причем в разных странах и цивилизациях (утопление, колесование, разрывание тела, залитие горла расплавленным металлом, посажение на кол, поедание крысой, замораживание и др.). Кроме того, вся история человеческой жизни и современная ситуация связаны с войнами, начиная от мировых и заканчивая локальными, которые, безусловно, являются наиболее ярким доказательством проявления человеческой агрессии.

Притча Давным-давно один король построил огромный дворец. Это был дворец с миллионами зеркал. Абсолютно все стены, полы и потолки были покрыты зеркалами. Как-то во дворец забежала собака. Оглядевшись, она увидела множество собак вокруг себя. Собаки были повсюду. Будучи весьма разумной, она оскалилась, чтобы на всякий случай защитить себя от этих миллионов окруживших ее собак и испугать их. Все собаки оскалились в ответ. Она зарычала — они с угрозой ответили ей. Теперь собака была уверена, что жизнь ее в опасности, и стала лаять. Ей пришлось напрячься, она стала лаять изо всех сил, очень отчаянно. Но когда она залаяла, те миллионы собак тоже начали лаять. И чем больше она лаяла, тем больше отвечали ей они. Утром эту несчастную собаку нашли мертвой. А она была там одна, в том дворце были лишь миллионы зеркал. Никто не дрался с ней, вообще не было никого, кто мог бы драться, но она увидела саму себя в зеркалах и испугалась. И когда она начала сражаться, отражения в зеркалах тоже вступили в борьбу. Она погибла в борьбе с миллионами собственных отражений, окружавших ее. Если нет никаких препятствий внутри вас, то не может быть никаких препятствий и вовне, ничто не может встать на вашем пути. Таков закон. Мир — это всего лишь отражение, это огромное зеркало.

На дворе уже XXI в., однако мир не перестает поражаться нарастанию агрессии и появлению все новых видов жестокости, деструктивности и насилия, проявляющихся в социуме. Это касается практически всех общественных сфер жизни общества, в независимости от социального статуса, возраста и условий проживания отдельного человека или группы. В связи с тем, что поведенческие отклонения нередко приводят к разрушению (здоровья, отношений, норм и правил общественной жизни), а агрессия предполагает в основном угрозу и разрушение, то агрессивные действия и поступки рассматриваются в качестве одного из наиболее сложнейших видов отклоняющегося поведения.

Известно, что детская среда копирует все, что происходит во взрослом мире. Поэтому, казалось бы, взрослые должны воспринимать агрессивность несовершеннолетних как должную и адекватно на нее реагировать. Тем не менее агрессивные поступки, совершаемые современными детьми и подростками, остаются фактами, наиболее потрясающими, тяжело переживающимися и плохо понимающимися общественным сознанием.

Как следствие, до сих пор агрессия несовершеннолетних считается проблемой, которая не в полной мере изучена в науке и чрезвычайно злободневна для педагогов и родителей. В этой связи остаются наиболее востребованными исследования, посвященные: а) изучению причин и предпосылок возникновения проявлений агрессии несовершеннолетних; б) выявлению оптимальных путей, условий и способов преодоления и профилактики проявлений агрессивного поведения у детей и подростков.

  • 1. В полицию сообщили, что в квартире находится трое взрослых с ножевыми ранениями. Следствие выявило, что 15-летняя несовершеннолетняя нанесла ножевые ранения своим близким (родителям и бабушке). В результате получили множество колото-резаных ран 42-летняя и 74-летняя женщины, а также 43-летний мужчина. Пострадавшие были госпитализированы, пенсионерка скончалась до приезда скорой помощи. Девочка напала на своих родных, когда они спали. Судебно-медицинская экспертиза показала, что она психически вменяемая.
  • 2. Подвыпившие молодые люди (две девушки и юноша)16—17 лет остановили на улице 12-летнего мальчика, отобрали у него деньги, затащили в подвал, нанесли тяжелые увечья, в результате которых он скончался. Перепрятать тело мальчика им помогали, ни о чем не спрашивая, две одноклассницы юноши, к которым он обратился за помощью.

В рамках анализа поставленной проблемы вначале рассмотрим понятия «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение», основываясь на подходах, представленных в психологических словарях и научных работах. Следует подчеркнуть, что, несмотря на многочисленные точки зрения, исследователи в основном не противоречат друг другу. Напротив, разноаспектные позиции взаимно дополняют и обогащают друг друга, что способствует более углубленному изучению обозначенных феноменов. Это подтверждают исследования зарубежных и отечественных специалистов Г. Э. Бреслава, Л. Берковица, Р. Бэрона, А. Г. Долговой, С. Н. Ениколопова, Е. В. Змановской, К. Лоренца, Н. М. Платоновой, Н. В. Перешеиной, А. Б. Петровой, Т. П. Смирновой, Э. Фромма, И. А. Фурманова и ми. др.[1]

В современной науке и практике термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко и далеко неоднозначно. «Агрессия» происходит от лат. aggression (нападение) или, точнее, от слова adgradi (ad — на, gradus — шаг), которое буквально означает «двигаться на», «наступать». Родственными словами этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад). В этом смысле правомерно привести точку зрения Фромма, который считал, что изначально «быть агрессивным» предполагает «движение в направлении цели без промедления, страха и сомнения». Достаточно большой объем исследований агрессии позволяет выявить разные точки зрения, оценивающие данное явление как с позитивной стороны, так и с негативной.

В связи с этим следует обратить внимание на концептуальный подход Г. Паренса[2], выделяющего следующие два вида агрессии. I^деструктивная агрессия — настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели. Это врожденный механизм, служащий для адаптации в среде, удовлетворения желаний, достижения целей развития познаний и способности положиться на себя. Он начинает работать с момента рождения и побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите им своих прав. Враждебная деструктивность — злобное поведение, неприятие, ненависть, ярость, мстительность. Это тоже разновидность самозащиты, которая активизируется в результате сильных неприятных переживаний (боль, дистресс). Сюда же относится желание причинить боль и получаемое от этого удовольствие (садизм).

Исторический экскурс Позитивную роль агрессии оправдывает историческое прошлое человечества. Дело в том, что агрессия в человеке заложена на биологическом уровне, так как она позволяла ему в давние времена выживать среди более сильных и приспособленных представителей животного мира. В последующем выживший как вид человек продолжал жить с уже приобретенными способами агрессии в социальной среде, в которой уровень агрессии стал определяться степенью социализации, социальными нормами и правилами. Получается, что сама агрессия не исчезла, но она приобрела более цивилизованные виды и формы.

Вся история развития цивилизации и ее современное состояние направлены на преодоление и ограничение агрессии с помощью нравственных, культурных и социальных санкций и требований. Тем не менее биологические предпосылки в человеческой сущности не исчезли, что проявляется в устойчивой агрессии. Во всяком случае, сегодня любые человеческие отношения содержат элементы агрессии. Например, дружба, кооперация все равно предполагают борьбу за власть, за лидерство, что не обходится без агрессии.

Пути социализации агрессии предложены Г. Э. Бреславом1:

  • — на уровне общественных групп (соревновательность вместо вражды; стремление разрешить конфликт вместо попыток уничтожить или подчинить другую сторону; сублимирование негативной энергии сильных эмоций на позитивные цели);
  • — уровне отдельного человека (осознание и принятие своих переживаний; признание возможности существования различных точек зрения; стремление к диалогу; установка на компромисс и позитивную самореализацию).

Можно сделать вывод, что позитивная (конструктивная) агрессия нужна и приносит благо человеку при необходимости защиты чести и достоинства (собственного и близких людей), сохранности и неприкосновенности своего жилища, необходимости спасения своей жизни. Такая агрессия используется индивидом, группой, обществом с целью выживания, безопасности и развития. Причем условия, когда «агрессия» рассматривается в положительном смысле, относится к наименее исследованной области психологии. Например, спортивная ситуация, спортивные соревнования (тренер целенаправленно дает неоднократные советы спортсмену «Работать над агрессией!», обучая его при этом специфическим техникам).

1 Агрессия у детей и подростков: учеб, пособие / Г. Э. Бреслав [и др.]; под ред. II. М. Платоновой. СПб., 2006.

Негативная агрессия направлена на удовлетворение стремлений посредством причинения вреда окружающим. Однако границы между ними тонкие и плохо различимые. Примерами являются художественные фильмы, герои которых, служа социально значимым целям, долгу, совершают агрессивные действия и наносят материальный и моральный ущерб окружающему миру и людям.

По мнению Бреслава, агрессия — это естественное свойство человека, неотъемлемая часть его жизни, а вовсе не социальная или клиническая патология, как считают некоторые. Отрицательное отношение к агрессии связано с тем, что постоянно происходит путаница между двумя понятиями — агрессией и насилием. Насилие — не только и не столько проявление биологических поведенческих стереотипов, сколько специфический человеческий феномен: оно выходит за пределы целесообразности и является целевым, осознанным воздействием на других. Следовательно, деструктивная (негативная) агрессия обязательно содержит самые разные проявления насилия. С точки зрения Бреслава, искоренять проявления агрессии не только бессмысленно, но и вредно. Скорее необходимо добиваться, чтобы они оказывались соразмерными обстоятельствам и социально допустимыми, а также не ограничивали без необходимости права и свободы человека.

Однако в большинстве исследовательских работ агрессия связана с негативными эмоциями и чувствами и разрушительными действиями. Поэтому в многочисленных современных источниках доминируют характеристики агрессии в основном деструктивной направленности. Соответственно, агрессия понимается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессия — тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании с целью подчинить себе других или доминировать над другими. Агрессия сопряжена с мотивированным поведением (действиями, поступками), противоречащим нормам (правилам) сосуществования людей в обществе и наносящим вред как одушевленным, так и неодушевленным объектам нападения. Зачастую агрессия приносит физический ущерб людям или вызывает у них психологический дискомфорт, сопровождающийся состоянием напряженности, страха, подавленности и др.

Таким образом, в психологической науке феномен агрессии в основном понимается как:

  • — любое действие, имеющее целью нанесение физического или психологического ущерба другому человеку;
  • — насильственные, захватнические действия, поведение;
  • — реакция на стресс, вызванная угрозой;
  • — акт, принимающий разные формы с целью нанесения ущерба;
  • — любой вид поведения, приносящий вред другому человеку, любое действие, имеющее целью нанесение вреда другому субъекту, поведение, при котором имеют место «губительные» для жертвы последствия;
  • — индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на уничтожение другого человека или группы людей;
  • — реакция на возбуждение, вызванное фрустрацией;
  • — инструментальный акт, направленный на достижение различных целей.

Существенное место специалисты отводят разработке классификаций агрессии. Так, А. Басс предложил трехосевой подход к видам агрессии: физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — непрямая.

Авторская классификация Г. Э. Бреслава выделяет виды агрессии, но различным основаниям[3].

  • 1. По направленности на объект:
    • — гетероагрессия — направленность на окружающих (убийства, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и др.);
    • — аутоагрессия — направленность на себя (самоуничижение, вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания).
  • 2. По причине появления:
    • — реактивная агрессия представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.);
    • — спонтанная реакция появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).
  • 3. По целенаправленности:
    • — инструментальная агрессия совершается как средство достижения результата (спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку, и пр.);
    • — целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого — нанесение вреда или ущерба объекту (школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену, и пр.).
  • 4. По открытости проявлений:
    • — прямая агрессия направляется непосредственно на объект, вызывающая раздражение, тревогу или возбуждение (открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.);
    • — косвенная агрессия обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны, и проявление агрессии в их адрес безопасно). Примеры: отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и up. Эго могут быть действия, для которых характерны ненаправленность и неупорядоченность (взрывы ярости, крики, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п. при отсутствии конкретного объекта), а также действия, опосредованно направленные на другое лицо (злобные шутки, сплетни).
  • 5. По форме проявления:
    • — вербальная агрессия выражена в словесной форме (угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику);
    • — экспрессивная агрессия проявляется невербальными средствами — жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику;
    • — физическая агрессия — прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

Обычно человек проявляет одновременно несколько видов агрессии. С точки зрения Бреслава, для подростков нередко характерны следующие виды агрессии: прямая, реактивная, вербальная и физическая гетероагрессия, т. е. реакция на окружающую обстановку в основном словами и спонтанно.

В отечественной психологии традиционно выделяются следующие виды агрессии:

  • — враждебная агрессия (действия, имеющие целью причинение вреда объекту агрессии);
  • — аутоагрессия, проявляющаяся в заниженной самооценке, низком уровне притязаний, а также в самообвинении, самоунижении, вплоть до нанесения себе телесных повреждений и даже совершения самоубийства;
  • — альтруистическая агрессия, имеющая целью защиту других от чьих-то агрессивных действий;
  • — явная агрессия и латентная агрессия, которая проявляется во внутренней репрезентации агрессии, сопряженной с идеями и фантазиями вынашивания форм и способов насилия над кем-нибудь;
  • — индивидуальная и групповая агрессии. Следует отметить, что агрессия, совершаемая одним человеком или целой группой при противозаконном поведении, влияет на меру наказания (см. Уголовный кодекс РФ);
  • — патологическая агрессия, связанная уже с садисткими действиями личности или группы. Так, в работах ряда исследователей[4] предлагается дифференциация двух разновидностей патологической агрессии: психотической и поведенческой. Психотическая агрессия связана с патологией различных сфер психики (нарушениями восприятия, мышления, настроения, влечений). Это проявляется в галлюцинациях, сверхцепных идеях, тревоге, немотивированных вспышках агрессии, импульсивности, садизме и др. Поведенческая (непсихотическая) агрессия встречается, например, при неврозах и психопатиях, неврозои психопатоподобных состояниях, в рамках других заболеваний и связана с личностными чертами человека. Причем поведенческая агрессия усиливается отсутствием морально-этических норм, низким уровнем воспитанности. Непсихотическая агрессия протекает в виде различных нестойких поведенческих и аффективных расстройств. Однако четкое разделение психотической и непсихотической агрессии невозможно. Поведенческая агрессия может проявляться у страдающего психическими расстройствами (в виде реакции на конкретную ситуацию). У психопатических личностей наряду с тревогой, депрессией, может появляться психотический вид агрессии.

Именно в этой связи представляют особый интерес исследования И. А. Фурманова[5], который предлагает делить агрессивное поведение детей на две формы, сходные с поведенческой и психотической.

1. Социализированная форма. Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер. Враждебные действия быстро сменяются на дружелюбные, а выпады против сверстников — готовностью сотрудничать с ними.

Дети обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников — их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: «Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают». Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно.

2. Несоциализированная форма. Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.

Понимая под агрессией отдельные действия и поступки, можно определить понятие «агрессивности».

Агрессивность — это индивидуальная особенность и устойчивое свойство человека, отражающие его личностные агрессивные качества и черты характера; тенденция к совершению агрессивных действий и поступков; готовность, предрасположенность человека к реализации агрессивной модели поведения.

Причем системные и последовательные исследования доказали, что агрессивность формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте, а уже в подростковом возрасте становится устойчивой чертой характера и зачастую сохраняется в течение всей дальнейшей жизни. Агрессивность всегда связана с внутренней побудительной тенденцией, неотъемлемой частью личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности). В качестве наиболее привычных проявлений агрессивности выделяются определенные качества и способы поведения: конфликтность, злословие, угрозы, принуждение, негативное оценивание, применение физической силы и насильственных действий. Также в повседневной жизни наблюдаются такие проявления агрессии как задиристость, драчливость, озлобленность, враждебность, раздражение, зависть, нетерпимость, ненависть и др.

В многочисленных справочных источниках и учебниках анализируется термин «агрессивное поведение». Так, например, Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко рассматривают агрессивное поведение как производное от «агрессии» и «агрессивности», отражающееся в действиях и поступках. Авторы определяют агрессивное поведение как «одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения кем-либо значимой цели; 2) способа психологической разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении[6].

Необходимо подчеркнуть, что об агрессии и агрессивном поведении нельзя судить лишь по внешнему поведению субъекта. Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевой компонент — это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность (качества сами по себе вполне положительные). Степень выраженности компонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свойствами личности — темпераментом, интраверсией и экстраверсией и др.

Формы агрессивного поведения могут быть самыми разными. Сюда включаются детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты; у юношей и взрослых — от таких вполне социально одобряемых форм, как дискуссии, спортивные соревнования, до социальной патологии: войны, убийства, оскорбления, насилия и изнасилования, терроризм и ир.

Агрессивное поведение — это одна из форм поведения, представляющая опасность для окружающего мира и объединяющая различные (по форме и результатам) акты поведения (от враждебных фантазий, деструктивных действий и поступков вплоть до бандитизма и убийств). Агрессивное поведение обусловлено социальными связями и отношениями и противоречит нравственным нормам и принципам.

Агрессивное поведение является одним из видов и форм отклоняющегося поведения. Агрессивные действия и поступки являются существенной базой для более сложных и тяжелых видов отклоняющегося поведения.

  • [1] См., например: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001; Долгова А. Г. Агрессивностьу детей младшего школьного возраста: диагностика и коррекция. М., 2011; Профилактикаагрессивных и террористических проявлений у подростков: метод, пособие / С. II. Ениколо-пов [и др.]; под ред. И. Соковни. М, 2005; Агрессия детей и подростков / под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004; Петрова А. Б. Психокоррекция и профилактика агрессивных формповедения несовершеннолетних с девиантным поведением. М., 2008; Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д, 2004.
  • [2] См.: Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997.
  • [3] См.: Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.СПб., 2002.
  • [4] См., например: Гурьева В. А., Семке В. Я., Гиндикин В. Я. Психопатология подростковоговозраста (теоретический, клинический и судебно-психиатрический аспекты). Томск, 1994;Агрессия и психическое здоровье / под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. В. Шостакович. М., 2002.
  • [5] См.: Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
  • [6] Большой психологический словарь. С. 11.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой