Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Андрей Михайлович Достоевский вспоминал, что в детстве «Федор был слишком горяч, энергично отстаивал свои убеждения, и вообще был довольно резок на слова. При таких проявлениях со стороны брата отец неоднократно говаривал: «Эй, Федя, уймись, не сдобровать тебе. быть тебе под красной шапкой!» «(Биография, 1883, с.26). (Это выражение имело значение быть сосланным за провинность в солдаты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Феномен гения и гениальности как предмет историко-психологического исследования
    • 1. 1. Исследование проблемы гениальности в психологии и смежных с ней науках
    • 1. 2. Естественнонаучное и гуманитарное направление в психологической науке и место исторической психологии в исследовании личности
    • 1. 3. Методы психологического исследования личности в истории
      • 1. 3. 1. Изучение продуктов деятельности как способ выявления психологических особенностей человека
      • 1. 3. 2. Метод психобиографии в зарубежной психологии
      • 1. 3. 3. Метод психобиографии в отечественной психологии
      • 1. 3. 4. Комплексный метод реконструкции психологических характеристик исторической личности на основе изучения ее жизненного пути и творчества
  • Глава 2. Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф. М. Достоевского
    • 2. 1. Факторы формирования и развития личности и творческой деятельности Ф. М. Достоевского
      • 2. 1. 1. Социально — историческая ситуация в России XIX века как фактор формирования мировоззрения и идейных позиций Ф. М. Достоевского
      • 2. 1. 2. Оппонентный круг и духовные традиции русской культуры как источник личностной идентификации и условие формирования системы ценностей Ф. М. Достоевского
      • 2. 1. 3. Влияние семейного окружения на формирование и развитие личности и психологического самочувствия Ф. М. Достоевского
        • 2. 1. 3. 1. Роль родительской семьи в формировании и развитии личности писателя, его установок и ценностей
        • 2. 1. 3. 2. Женское окружение Ф. М. Достоевского и его влияние на личность и творчество писателя
      • 2. 1. 4. Психическое состояние Ф. М. Достоевского как фактор формирования и развития его личности и творчества
      • 2. 1. 5. Кризисные периоды жизни и их влияние на развитие личности и творчества писателя
    • 2. 2. Этапы творческой деятельности Ф. М. Достоевского и отражение в них личности писателя
      • 2. 2. 1. Место творчества Ф. М. Достоевского в общественном сознании
      • 2. 2. 2. Динамика проблематики творчества Ф. М. Достоевского как воплощение его исканий, установок, ценностей и противоречий
      • 2. 2. 3. Контент-анализ художественных произведений Ф. М. Достоевского как иллюстрация жизненных смыслов, переживаемых писателем на различных этапах творчества
    • 2. 3. Психологический портрет Ф. М. Достоевского

Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

и постановка проблемы. Современный мир переживает кризис и, прежде всего, кризис духовный. Это ставит общество перед необходимостью сохранения и развития тех духовных традиций, которые были заложены в русской культуре. Выразителями этих традиций были выдающиеся личности в истории нашей страны, гении. Необходимо разделить понятия «историческая личность» и «гениальная личность». Исторические личности вносили вклад в развитие цивилизации, делали выдающиеся открытия, «перекраивали» карты мира и изменяли историю народов. Они признаны, возвеличены и развенчаны потомками. Гениальные личности имели «духовное зрение», которое в совокупности с выдающимися способностями и нравственными принципами позволяло им продвигать идеи гуманизма и вести вперед культуру и человечество. В российской традиции гениальность была неотделима от духовных приоритетов народа. В связи с этим является как никогда актуальным изучение личности Ф. М. Достоевского, который, по мнению таких выдающихся деятелей культуры, как Н. Бердяев, В. Розанов, JI. Шестов, Д. Мережковский, Б. Ананьев, И. Волгин, Л. Сараскина — выразитель истинно русского и в то же время «всечеловеческого», «величайший в мире писатель, мировой гений, каких было всего несколько в истории, самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира» (Бердяев, 2002, с. 362).

Степень разработанности проблемы.

Традиционно гениальность рассматривается во взаимосвязи с творческой деятельностью. Философское осмысление этой проблемы восходит к учениям Платона и Аристотеля и далее разрабатывается в трудах Н. Бердяева, А. Камю, Ф. Ницше, В. Розанова, С. Франка и других. Более всего эта тема нашла отражение в таких областях научного знания, как психиатрия (В. Гирш, Э. Креч-мер, Ч. Ломброзо, Г. В. Сегалин, И. А. Сикорский, В. Ф. Чиж и другие), евгеника (Ф. Гальтон, Д. Н. Жбанков, Н. К. Кольцов, Ю. А. Филипченко, В.П. Эфроимсон), психология (В.М. Бехтерев, Л. С. Выготский, Н. В. Гончаренко, А. Ф. Лазурский,.

Г. И. Поляков, Б. М. Теплов и другие). Но несмотря на значительное количество работ, феномен гения и гениальности не получил четкого определения.

Исследование жизненного пути и творчества исторической личностипредмет исторической психологии. Эта проблема активно разрабатывалась в западной психологии (И. Мейерсон, JI. де Моз, 3. Фрейд, Э. Эриксон). В отечественной психологии исследования по исторической психологии и психоистории относятся к недавнему и настоящему времени (И.Г. Белявский, В. А. Кольцова, А. А. Королев, Е. Е. Соколова, JI.B. Спицина, И. Р. Федоркова, Е. В. Харитонова, В.А. Шкуратов). С недавних пор в психологической науке отводится важное место взаимосвязи различных форм знания, поэтому изучение творчества Ф. М. Достоевского как источника психологического знания отвечает задачам, поставленным в работах Г. В. Плеханова, JI.C. Выготского, Б. Г. Ананьева, И. В. Страхова. Проблема психологии искусства широко представлена в работах JI.C. Выготского, М. М. Бахтина, Б. Г. Ананьева, H. J1. Нагибиной, В. Е. Семенова, однако, специальных работ, посвященных реконструкции психологических характеристик личности творца по продуктам творчества, нет. Этим определяется цель нашего исследования.

Цель исследования: реконструкция психологических характеристик личности Ф. М. Достоевского и факторов ее формирования и развития, как гениальной личности.

Задачи исследования:

1. Осуществление анализа и обобщение имеющихся данных по феномену гениальности, выделение критериев гениальности, факторов ее формирования и развития, реконструкция психологических особенностей личности гения.

2. Рассмотрение основных направлений, принципов исторической психологии, обоснование и разработка комплексного метода изучения исторической личности.

3. Реконструкция жизненного пути Ф. М. Достоевского и выделение факторов его личностного и профессионального формирования и развития.

4. Выделение этапов творчества, как воплощение идейных исканий Ф. М. Достоевского, и рассмотрение динамики экзистенциальных ценностей и смыслов в сознании писателя.

5. Проведение анализа кризисных периодов жизненного пути Ф. М. Достоевского и их влияния на творческую деятельность и мировоззрение писателя.

6. Реконструкция личностных характеристик Ф. М. Достоевского на основе изучения продуктов творческой деятельности писателя и составление его психологического портрета.

Объектом исследования является феномен гения и гениальности, критерии гениальности, личностные характеристики гения и факторы формирования и развития гениальной личности.

Предмет исследования: психологические характеристики личности Ф. М. Достоевского и факторы ее формирования и развития.

Гипотеза исследования: личностные кризисы в жизни Ф. М. Достоевского сопровождаются глубоким переосмыслением экзистенциальных ценностей и смыслов и выступают важным источником творческой продуктивности и самореализации писателя.

Теоретико-методологическая основа исследования.

В качестве методологической основы выступили: субъектно-деятельностный подход, принцип единства сознания и деятельности (C.JI. Рубинштейн) — деятельностный подход (А.Н. Леонтьев) — принципы комплексного (В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев) и системного (Б.Ф. Ломов) изучения человекаосновные положения герменевтики (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Г. Гада-мер). В качестве теоретической основы использованы психоисторические и медико-клинические исследования, раскрывающие сущность личности гениев (Ф. Гальтон, Ч. Ломброзо, В. Гирш, Э. Кречмер, 3. Фрейд, Э. Эриксон и т. д.), наработки медико-клинического направления исследований личности в отечественной психологии (П.И. Ковалевский, И. А. Сикорский, В.Ф. Чиж), теоретические разработки принципов метода историко-психологической реконструкции (В.А. Кольцова), основные положения экзистенциального направления в психологии (М. Хайдегер, JL Бинсвангер, В. Франкл, А. Лэнгле).

Методы исследования: в теоретической части работы был использован метод классификации позиций различных авторов. В эмпирической части исследования использовались основные принципы метода историко-психологической реконструкции, психолого-биографический метод, пракси-метрический метод, или метод «анализа продуктов деятельности», метод контент-анализа, метод экспертной оценки.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

• В результате целостного анализа природы гения и гениальности выделены факторы формирования и развития гениальности, проведена реконструкция психологических особенностей гениальной личности на основе обобщения полученных данных. Ранее подобные исследования проводились в основном в рамках медико-клинического изучения гениальных личностей, с точки зрения психиатрии.

• Наряду с признанными в научной литературе критериями гениальности универсальность, высокое мастерство в определенной сфере деятельности, провидческий дар), впервые выделен показатель высокой духовности личности как важнейшая характеристика гениальности.

• Разработан комплексный метод составления психобиографии исторической личности, ориентированный на изучение ее психологических характеристик и путей формирования личности с учетом всех детерминант ее развития и многообразия проявлений.

• Разработкой комплексного метода реконструкции психологических характеристик личности прошлого вносится вклад в развитие методологических основ исторической психологии.

• Впервые сделана попытка воссоздания целостного психологического портрета Ф. М. Достоевского. Наряду с исследованием психологических идей, нашедших свое выражение в творчестве Ф. М. Достоевского, в работе раскрыта уникальность его личности, воссоздаваемая на основе многочисленных творческих материалов и личных документов.

• Разработан и операционализирован конкретный вариант метода анализа продуктов деятельности.

• Впервые в психологической науке проведена реконструкция психологических характеристик личности творца по продуктам творческой деятельности.

• В работе наряду с качественным анализом использован количественный, что свидетельствует о взаимодополнительности идиографического и номоте-тического методов в исследовании динамики духовно-нравственных смыслов в жизни и творчестве исторической личности.

• Использование контент-анализа для оценки мировоззренческих и ценностных составляющих структуры личности расширяет представления о возможностях данного метода.

• Проведенное исследование открывает новый взгляд на изучение личности в процессе ее исторического развития и, являясь междисциплинарным, позволяет объединить проблемы истории, литературы и психологии.

Эмпирическая база исследования. Тексты, посвященные особенностям культурно-исторического развития России XIX столетияхудожественные и публицистические произведения Ф. М. Достоевскогодневники писателя, эпистолярное наследиевоспоминания современников и ближайшего его окружениялитературоведческие и философские работы, исследующие творчество Ф. М. Достоевскогоработы, посвященные описанию биографии писателя, его психического здоровья.

Положения, выносимые на защиту.

1. Важнейшим критерием гениальности (наряду с универсальностью, высоким мастерством в определенной сфере деятельности, провидческим даром) является показатель высокой духовности личности: нравственная основа личности, ее мировоззрение, система ценностей, духовный опыт, которые в совокупности со способностями личности обеспечивают ее деятельность на уровне, превышающем нормативные показатели, и позволяют достигать вершин творчества.

2. Комплексный метод воссоздания психологического портрета творца в контексте его целостной жизнедеятельности и на основе анализа продуктов творчества включает:

— психолого-биографический анализ, направленный на изучение жизненного пути исторической личности и выявление факторов ее формирования и развития;

— анализ продуктов деятельности с целью выявления: тематики произведений писателя, характеристики героев, особенностей идейного содержания произведений, психологических идей, этапов творчества, социальной и политической позиции как отражения сознания автора, динамики его мировоззрения, ценностей и идеалов;

— контент-анализ художественных произведений писателя для иллюстрации жизненных смыслов, переживаемых на протяжении биографии личности и нашедших выражение в творчестве;

— реконструкция психологических характеристик исторической личности на основе обобщения полученных данных с позиции современной науки.

3. При анализе гениальной личности главным критерием оценки становится творчество, так как именно в нем объективируется личность творца, в его произведениях воплощаются установки, ценности и идеалы, раскрывается мировоззрение и отражается мировосприятие.

4. Личностные кризисы являются важнейшим фактором формирования и психологического развития Ф. М. Достоевского. Разрешения внутренних противоречий и конфликтов становятся поворотными моментами в биографии писателя и выступают источником творческой продуктивности и самореализации.

5. Выявленные посредством контент-анализа и представленные в произведениях Ф. М. Достоевского на разных этапах творчества экзистенциальные ценности отражают динамику восприятия, понимания и переживания им окружающей действительности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации были представлены на Международной научной конференции, посвященной проблемам истории психологии «IV Московские встречи» (Москва, 2006 г.), научной конференции по вопросам философии «Современная картина мира» (Москва, 2007 г.), научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Б. Г. Ананьева (Москва, 2008 г.), «V Московские встречи» (Москва, 2009 г.). Обсуждены на заседаниях лаборатории истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН, кафедры общей психологии и истории психологии ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет». Результаты диссертационного исследования использовались при чтении лекций по курсам «История психологии» и «Историческая психология» на кафедре общей психологии и истории психологии ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет».

Практическая значимость исследования. Полученный материал может быть использован в курсах психологии искусства, исторической психологии, дает возможность более глубокого изучения, понимания и преподавания творчества Ф. М. Достоевского.

Надежность, достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечивается проработанностью теоретико-методологических оснований исследования, соответствием организации исследования содержанию выдвинутой гипотезы, поставленных цели и задач, применением адекватных методических приемов сбора и обработки эмпирических данных.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Выводы.

1. Проведенный частотный анализ показал, что в сознании Достоевского совокупность экзистенциальных представлений, мыслей и идей менялась на протяжении всего его творчества. Распределение частот упоминания каждой категории значимо отличается от равномерного распределения в каждом произведении и при сравнении двух эмпирических значений, то есть от произведения к произведению, что отражает динамику творчества и мировоззрения писателя.

2. Художественные произведения Ф. М. Достоевского отражают жизненные смыслы и ценностные ориентации писателя, и главными ценностями для Достоевского были человек, вера и страдание.

3. Сопоставление данных контент-анализа, результатов анализа продуктов деятельности писателя, а также психолого-биографического анализа позволяет предположить, что Ф. М. Достоевский был глубоко религиозным человеком и гуманистом.

4. В произведениях писателя находят свое отражение экзистенциальные ценности и смыслы, важные для понимания проблем экзистенциальной психологии.

5. Проведение контент-анализа подтвердило возможность использования количественного метода в психолого-историческом исследовании динамики духовно-нравственных смыслов в жизни и творчестве исторической личности.

После проведения психолого-биографического анализа, анализа продуктов творческой деятельности Ф. М. Достоевского и контент-анализа его произведений мы можем сделать вывод, что в продуктах творческой деятельности писателя объективируется его личность. Было доказано на примере анализа жизни и творчества Ф. М. Достоевского, что личность писателя имеет свое выражение на каждом этапе творчества и отражает идеалы, ценности и смыслы, переживаемые писателем на каждом этапе его жизнедеятельности. Приведенные выше методы исследования позволили доказать, что Достоевский был высоко духовной личностью, религиозным человеком и гуманистом, глубоко переживающим боль и страдания другого человека. Главным ценностным ядром в его сознании, выявленном при помощи контент-анализа, являлись человек, страдание и вера. Внутренние конфликты, присущие автору, нашли свое выражение в его творчестве. Динамика творчества отразила динамику трансформации жизненных смыслов в сознании писателя на всем протяжении его жизнедеятельности. В произведениях писателя находят свое отражение экзистенциальные ценности и смыслы, важные для понимания проблем экзистенциальной психологии. Следовательно, духовная составляющая, как фактор развития ценностей и идеалов и мировоззрения в целом, является неотъемлемой частью гениальной личности.

2.3. Психологический портрет Ф. М. Достоевского.

В предыдущих главах был проведен психологический анализ творческого пути и контент-анализ произведений Достоевского, в которых опосредованно отразились психологические особенности его личности, ценности, идеалы, внутренние противоречия, мучительно переживаемые им в течение жизни.

Чтобы во всей полноте воссоздать образ Ф. М. Достоевского, передать особенности его личности, необходимо обратиться к воспоминаниям людей близко его знавших.

Андрей Михайлович Достоевский вспоминал, что в детстве «Федор был слишком горяч, энергично отстаивал свои убеждения, и вообще был довольно резок на слова. При таких проявлениях со стороны брата отец неоднократно говаривал: «Эй, Федя, уймись, не сдобровать тебе. быть тебе под красной шапкой!» «(Биография, 1883, с.26). (Это выражение имело значение быть сосланным за провинность в солдаты). Мальчиком он отличался живым и впечатлительным характером. Он был «настоящий огонь», как выражались его родители, очень любил подвижные игры, был любознательным и увлекающимся ребенком. Его привлекали беседы с крестьянами и выполнение их поручений. «Все крестьяне любили нас очень, в особенности брата Федора. — Он по своему живому характеру, — брался за всето попросит водить лошадь с бороной, то погонять лошадь, идущую в сохе и т. п. Любил он так же вступать в разговоры с крестьянами, которые всегда охотно с ним говорилино верхом удовольствия его было исполнить какое-либо поручение, или сделать одолжение, и быть чем-нибудь полезным» (Достоевский, 1999, с. 15). Дети Достоевских редко общались с другими детьми и играли между собой. Будущий писатель был всегда заводилой в играх и братья, Михаил и Андрей, подчинялись ему. Детей водили гулять в сад при больнице и Федор Михайлович «как-нибудь украдкою, вступал в разговоры с больными, в особенности если попадались мальчикино это строго преследовалось и отец был весьма недоволен, если до него доходили об этом слухи» (Биография, 1883, с.12). Данные эпизоды говорит о том, что уже в раннем детстве Федор Михайлович проявлял познавательную активность в отношении окружающего мира, а именно к окружающему его миру людей. Через несколько лет он раскроет этот мир во всем его многообразии, и выступит как писатель, глубоко понимающий особенности людской психологии.

Психика Достоевского была очень восприимчива, и это было характерно для него с раннего детства. В этой связи можно привести случаи как описанные самим писателем, так и его биографом О. П. Миллером. Во-первых, в «Дневнике писателя» глава — Мужик Марей: встреча с волком, которая, по мнению некоторых исследователей творчества писателя, послужило началом его болезниэпилепсии. Во-вторых, в биографии Достоевского Миллером описывается болезнь Достоевского, потеря голоса после смерти матери накануне его отъезда из родного дома в Петербург. Никакие лечебные средства не помогали. Голос постепенно восстановился сам собой, но своеобразная осиплость голоса осталась с ним на всю жизнь.

Доктор Ризенкампф оставил нам описание Ф. М. Достоевского, относящееся ко времени его учебы в Главном инженерном училище: «.довольно кругленький, полненький светлый блондин с лицом округленным и слегка вздернутым носом. Светло-каштановые волосы были коротко острижены, под высоким лбом и редкими бровями скрывались небольшие, довольно глубоко лежащие серые глазащеки были бледные, с веснушкамицвет лица болезненный, землистый, губы толстоватые. Он был далеко живее, подвижнее, горячее степенного своего брата. Он любил поэзию страстно, но писал только прозою, потому что на обработку формы не хватало у него терпения. Природа прекрасной его декламация выходила из границ артистического самообладания» (Биография, 1883, с.25). То есть мы можем констатировать, что это был подвижный, порывистый, эмоциональный и очень впечатлительный мальчик.

В юношеском возрасте характер Ф. М. Достоевского начинает меняться. Взрывчатость и импульсивность, характерные для раннего детства, уходят во внутренний план, а на поверхности остается сдержанность и задумчивость. Эта двойственность его натуры, начинавшая проявляться в период его учебы в Инженерном училище, сохраняется на всю жизнь. Сторонящийся людей, с одной стороны, он, с другой, упорно стремиться к общению. К. Г. Юнг назвал бы эту черту характера интроверсией, своей полярностью имеющую выраженную экстраверсию.

А вот как описывает Достоевского А. И. Савельев один из старших дежурных офицеров Инженерного училища: «. задумчивый, скорее, угрюмый, можно сказать, замкнутый, он редко сходился с кем-либо из своих товарищей, хотя и не удалялся, даже часто делился с ними своими учебными записями, которые он составлял за лекциями преподавателейнередко писал товарищам сочинения на заданные темы по русской литературе, но никогда нельзя было его видеть праздным и веселым. Любимым местом его занятий была амбразура окна в угловой (так называемой круглой каморе) спален роты, выходящей на Фонтанку. В этом изолированном от других столиков месте, сидел и занимался Ф. М. Достоевскийслучалось нередко, он не замечал ничего, что кругом его делалось» (Биография, 1883, с.43). Поступив в 1838 году в Инженерное училище по настоянию отца, Ф. М. Достоевский тяготился своей жизнью в учебном заведении, особенно строевой подготовкой и нахождением в лагерях.

В Инженерном училище проявляется еще одна черта Достоевского — подозрительность, которая будет присуща ему и в дальнейшем. Он чаще держался в одиночестве, другим ученикам казался мечтателем и идеалистом.

Интересно, что вся живость и импульсивность, характерная для Достоевского в детстве, прорывается в письмах к брату. Обсуждая литературу, свое будущее в ней Федор Михайлович проявляет импульсивность, страстность, надежда чередуется с отчаянием, меланхолия тут же переходит в стремление к успеху и в мечты о счастливом будущем. «Не знаю стихнут ли когда мои грустные идеи? Одно только состояние и дано в удел человеку: атмосфера души его состоит от слияния неба с землеюкакое же противузаконное дитя человекзакон духовной природы нарушен. Мне кажется, что мир наш — чистилище духов небесных, отуманенных грешною мыслью. Мне кажется, что мир принял значение отрицательное и из высокой духовности вышла сатира. Попадись в эту картину лицо, не разделяющее ни эффекта, ни мысли с целым, словом совсем постороннее лицо, что ж выйдет?.» (Биография, 1883, с.7). И далее: «Брат грустно жить без надежды. Смотрю вперед и будущее меня ужасает. Я давно не испытывал взрывов вдохновения. Мне кажется, что слава так же содействует вдохновению поэта. Но одно помышление о том, что некогда вслед за твоим былым восторгом вырвется из праха душа чистая, возвышенно-прекрасная, мысль, что вдохновенье, как таинство небесное, освятит страницы, над которыми плакал ты и будет плакать потомство, не думаю, чтобы эта мысль не закрадывалась в душу поэта и в самая минуты творчества. -Пустой же крик толпы ничтожен. Ах! Я вспомнил 2 стиха Пушкина, когда он описывает толпу и поэта:

И плюет (толпа) на алтарь, где твой огонь горит И в детской резвости колеблет твой треножник! Не правда ли прелестно! Прощай. Твой друг и брат" (там лее, с.11).Эти рассуждения шестнадцати летнего юноши о предназначение поэта показывают уже зрелую, сформировавшуюся личность, выбравшую свой путь и понимающего всю полноту ответственности взятой на себя роли.

Для писем Достоевского 40-х годов характерно то воодушевление, вера в себя, то апатия, грусть. В одном письме он полон надежд и замыслов: «Никогда еще не был я так богат деятельностью, как теперь. Все кипит, идет. Что же касается до меня, то я даже на некоторое мгновение впал в уныние. У меня есть ужасный порок: неограниченное самолюбие и честолюбие. Идея о том, что я обманул ожидания и испортил вещь, которая могла бы быть великим делом, убивала меня» (Биография, 1883, с.46). Разность ощущений в одном и том же письме «Брат, я возрождаюсь не только нравственно, но и физически. Никогда не было во мне столько ясности, столько ровности в характере, столько здоровья физического» (там же, с.58).

В другом письме он подавлен и недоволен собой: «Я решительно никогда не имел у себя такого тяжелого времени. Скука, грусть, апатия и лихорадочное судорожное ожидание чего-то лучшего мучает меня» (там же, с.58).

Для понимания личности Достоевского большое значение имеют воспоминания доктором С. Д. Яновским лечащего врача и друга писателя. Вот какое описание дает он в своих воспоминаниях Достоевскому второй половины 40-х годов: «.роста он был ниже среднего, кости имел широкие и особенно широк был в плечах и грудиголову имел пропорциональную, но лоб чрезвычайно развитой с особенно выдававшимися лобными возвышениями, глаза небольшие светло-серые и чрезвычайно живые, губы тонкие и постоянно сжатые, придававшие всему лицу выражение какой-то сосредоточенности и ласкиволосы у него были более чем светлые, почти беловатые и чрезвычайно тонкие или мягкие, кисти рук и ступни ног примечательно большие. Одет он был чисто и, можно сказать, изящнона нем был прекрасно сшитый из превосходного сукна черный сюртук, черный казимировый жилет, безукоризненной белизны голландское белье и циммерменовский цилиндресли что и нарушало гармонию туалета, это не совсем красивая обувь и то, что от держал себя как-то мешковато, как держат себя не воспитанники военно-учебных заведений, а окончившие курс семинаристы. Легкие при самом тщательном осмотре и выслушивании оказались совершенно здоровыми, но удары сердца были не совершенно равномерны, а пульс был не ровный и замечательно сжатый, как бывает у женщин и у людей нервного темперамента» (Яновский, http://chulan.narod.ru/hudlit/dost/janovsky.htm). Яновский отмечает нервность темперамента Достоевского.

Если сравнивать этот портрет с приведенными выше портретами Ризен-кампфа и Савельева, то можно сказать, что живость, присущая Достоевскому в юности, постепенно уходит из внешних проявлений и становится глубинной частью его личности. Вот как в описании разных лиц происходит эта трансформация: он был «настоящий огонь" — он был далеко живее, подвижнее, горячее степенного своего братазадумчивый, скорее, угрюмый, можно сказать, замкнутый, он редко сходился с кем-либо из своих товарищей, хотя и не удалялсяглаза небольшие светло-серые и чрезвычайно живые, губы тонкие и постоянно сжатые, придававшие всему лицу выражение какой-то сосредоточенности и ласки.

То есть сначала живость, импульсивность, возбудимость проявлялась в поведении Достоевского как свойство его темперамента, но постепенно переходит во внутренний план личности и становиться чертой характера, наряду с внешней сдержанностью, замкнутостью и склонностью к меланхолии. Уже в 60-е годы, познакомившись с Достоевским Н. Н. Страхов отмечает, что Достоевский «первенствовал не только по своей известности, но и по обилию мыслей и горячности, с которой их высказывал. Он часто говорил со своим собеседником в пол голоса, почти шепотом, пока что-нибудь его не возбуждалотогда он воодушевлялся и круто возвышал голос. Впрочем, в то время его можно назвать довольно веселым в обыкновенном настроениив нем было еще много мягкости, изменявшей ему в последние годы, после всех понесенных им трудов и волнений» (Биография, 1883, с.271). То есть горячность и импульсивность проявлялась обычно в ситуациях особенно значимых для писателя.

Достоевский был очень чувствителен к неудачам, об этом упоминается в главе посвященной началу его творческой деятельности в данной работе, а также эта черта проявлялась в его журналистской полемике, любую критику «собратьев по перу» он воспринимает болезненно. Он самолюбив, тщеславен и честолюбив, но, с другой стороны, очень наивен и доверчив.

Достоевский практически не пил вина, так как это приводило его в возбуждение и часто провоцировало припадок, даже чай пил холодный и очень не крепкий, не играл в карты, необходимость сосредоточиваться для него была трудна, он не испытывал страсти к еде, любил только сладости. «Жалобы на особенные головные дурноты, галлюцинации, муть в голове. Зная много из его рассказов о нервных явлениях, которые бывали с ним в детстве, а так же принимая во внимание его темперамент и телосложение, постоянно допускал у него какую-нибудь нервную болезнь — Яновский констатирует, — .будучи от природы чрезвычайно мнительным (что у него было несомненным признаком известных страданий мозга и именно такого рода, которые в последствии обнаружились чистой формой падучей болезни) и состоя под страхом кондрашки, он всячески воздерживался от всего возбуждающего» (Яновский, http://chulan.narod.ru/hudlit/dost/janovsky.htm). С. Д. Яновский отмечает мнительность, присущую Достоевскому, доходящую до ипохондрии.

Другая особенность его характера — скрытность и замкнутость, которые были наследственными чертами Федора Михайловича. Подпитываясь жизненными неудачами, эти черты приобретают четкие формы и становятся неотъемлемыми свойствами его личности.

Еще одна интересная деталь, которую отмечает С. Д. Яновский — это любовь Достоевского к красивым вещам. Данную особенность подчеркивает и жена Достоевского, А. Г. Достоевская. Однажды в Дрездене Федор Михайлович с женой зашли на аукцион, и его внимание привлекла коллекция богемского стекла: «Федор Михайлович, любитель изящных вещей, любовался на вазы и говорил: «Вот бы нам приобрести эти прелестные вазы. Хочешь, Анечка, купим?» Я смеялась, зная, что хоть у нас и есть деньги в эту минуту, но их не так много. Рядом с нами восхищалась хрусталем какая-то француженкаона говорила своей спутнице, что жалеет, что так много вещей, а то бы она купила часть из них. Это услышал Федор Михайлович и мигом обратился к ней со словами: «Мадам, купимте пополам» «(Достоевская, 2002, с. 166). Таким образом, вазы были приобретены и в дальнейшем привезены в Россию. Вообще он с большим вниманием относится как к своим вещам, так и к тому, как одеты его жены. Это подтверждается тем фактом, что, приехав из Семипалатинска в Тверь, Федор Михайлович, несмотря на стесненность своих средств, в письме к брату выражает просьбу заказать шляпку Марии Дмитриевне (при отъезде все шляпки были проданы) и точно и подробно описывает фасон, цвет. Из этого эпизода можно сделать вывод, что Достоевский большое значения уделял нормам и приличиям, существующим в обществе (Донов, 2004, с. 36).

Сойдясь с Достоевским довольно коротко, С. Д. Яновский подпадает под обаяние его ума и отмечает присущий мышлению писателя чрезвычайно тонкий и глубокий анализ и «необыкновенную гуманность»: «Федор Михайлович был человек сосредоточенный, мыслитель глубокий, наблюдатель или, лучше сказать, нравственный химик-аналитик неудовлетворимый, писатель самолюбия большого и в то же время патриот из патриотов и верующий. Ему нужен был человек, который понимал бы его вечно роющийся в анализе ум и, сочувствуя его неутомимой работе, ценил бы его по достоинству» (Яновский, http://chulan.narod.ru/hudl it/dost/janovsky.htm).

Тяжелые условия и гнетущая обстановка каторги, постоянное нахождение среди людей, да еще под конвоем, вырабатывают у него привычку к одиночеству, зародившуюся у него еще в юношеском возрасте. Вот как он пишет об этом брату из Семипалатинска: «Я пять лет был под конвоем, а потому мне величайшее наслаждение очутиться иногда одному. Вообще каторга многое вывела из меня и многое привела ко мне» (Биография, 1883, с. 143). Данная привычка, приобретенная вследствие тяжелых условий жизни, подкрепляет природную застенчивость и мнительность писателя.

Еще один интересный факт характерный для Достоевского, как отмечают близко знавшие писателя люди, он всегда оттягивал написания своих произведений и писал их в последний момент перед сдачей в издательство. Одни связывали это с ленью, умением работать только в экстремальных условиях. Другие, например, Страхов, давали этому несколько иное объяснение: «В нем постоянно совершался внутренний труд, происходило нарастание и движение мыслей, и ему всегда трудно было оторваться от этого труда для писания. Оставаясь, по-видимому, праздным, он, в сущности, работал неутомимо. Федор Михайлович с тем обилием мыслей и чувств, которое он носил в голове, никогда не скучал праздностью и дорожил ею чрезвычайно. Мысли его кипелибеспрестанно создавались новые образы, планы новых произведений, а старые планы росли и развивались» (Биография, 1883, с.125). По-видимому, оба предположения были верны. Но оттягивание написания произведения происходило не от лени, а от бессознательного стремления к экстремальным, неординарным ситуациям, к которым был склонен Достоевский. Это можно проследить на всем протяжении его жизненного пути. Первичным стимулом, повлиявшим на всю его творческую и личную судьбу, был конечно же арест и приговор к смерти, недаром Достоевский так упорно вспоминает о нем в разговорах с людьми и в своих произведениях. Арест и приговор послужили для него своеобразным стимулом, той стрессовой ситуацией, которая избавила его от начинающегося психического расстройства и дала возможность выйти из кризиса как жизненного, так и творческого. И в последующей жизни Достоевский прибегает бессознательно к тем же методам разрешения кризисов, то есть к экстремальным решениям. Отсюда его затягивание написания романов, страсть к игре. Как было отмечено ранее, врачи рекомендовали Достоевскому воздержаться от интенсивной литературной деятельности. Но, несмотря на это, писатель стремился как можно больше успеть сделать. И можно сказать, что жизнь его оборвалась на пике творческой активности.

Крайняя непрактичность, свойственная Достоевскому в молодости (как вспоминал С. Д. Яновский, он мог нанять дорогую квартиру без обстановки только потому, что ему понравился хозяин квартирызная, что денщик его обворовывает, он закрывал на это глаза), сохраняется как стойкая черта на протяжении всей жизни. Несмотря на то, что его дневниковые записи и письма изобилуют денежными расчетами и финансовыми планами, Федор Михайлович постоянно находится в стесненном положении. Сложность материального положения семьи была в течение десяти лет еще и обусловлена игрой на рулетке. Проиграв все, он писал жене: «Аня, милая, друг мой, жена моя, прости меня, не называй меня подлецом! Я сделал преступление, я все проиграл, все, все до последнего крейцера, вчера же получил и вчера же проиграл. Аня, как я буду теперь глядеть на тебе, что скажешь ты про меня теперь! Одно и только одно ужасает меня: что ты скажешь, что подумаешь обо мне? Один твой суд мне и страшен! Можешь ли, будешь ли ты теперь меня уважать! А что и любовь без уважения! Ведь этим весь брак наш поколебался. О, друг мой, не вини меня окончательно! Но не от того я истратил, что был легкомыслен, жаден, не для себя, о! у меня были другие цели! Да что теперь оправдываться. Теперь поскорее к тебе. Присылай скорей, сию минуту денег на выезд, — хотя бы были последние» (Достоевский, 2001, с.84). Далее он жалуется, что если бы не скверная погода, заставившая его задержаться, никогда бы он не проигрался. В другом письме к А. Н. Майкову он пишет, что действительно «скверно», что он все проиграл, но ведь он проиграл свои, а не чужие. В этой связи можно привести тот факт, что в среде литераторов того времени, как упомянуто в воспоминаниях Н. Н. Страхова, было принято иметь четкие и высокие нравственные позиции, но не стыдно было придаваться всякого рода излишествам. «Безобразие духовное судилось тонко и строгобезобразие же плотское не ставилось ни во что. Эта странная эмансипация плоти действовала соблазнительно и в некоторых случаях повела к последствиям, о которых больно и страшно вспомнить» (Биография, 1883, с. 174). Это представление о морали, бытовавшее в литературной среде, объясняет и взаимоотношения Достоевского с Сусловой.

Как уже упоминалось выше, Достоевский был очень ревнив, в наиболее сильно это качество проявилось уже во втором браке. Эта черта характера передалась Федору Михайловичу по наследству от отца.

Ему были присущи такие качества как злость, подозрительность, вспыльчивость. В письмах часто встречаются реплики в адрес знакомых с обвинениями в их адрес в забывчивости, неуважении к нему как писателю и человеку. Ему были свойственны сильнейшие переживания собственных неудач и в связи с этим поиск вины за них в окружающих людях. Причем наряду с перечисленными качествами в нем уживалось и осознание собственных поступков, и возможность повиниться за них, признать в себе дурные качества. «В это последнее время недоразумения, происшедшего от моей мнительности, я не капли не потерял к нему своего сердечного расположения», — пишет он в письме к Н. Н. Страхову о А. Н. Майкове, которого заподозрил в плохом отношении к себе (Биография, 1883, с. 79). То есть критичность в нем была развита в достаточной степени. Что же до его самоуверенности, стремлении поучать окружающих и участие в постоянных «литературных дрязгах», то, например, Страхов в своих воспоминаниях объясняет это, во-первых, спецификой самой журналисткой деятельности, а, во-вторых, «он имел на это и не малые права, да и без уверенности в себе нельзя было выступать на поприще проповедничества, к которому он чувствовал такое влечение» (там же, 319). Присутствие неизменной веры в себя позволило Достоевскому превозмочь все жизненные неудачи и испытания (успех и поражение первого вступления в литературу, каторгу, возвращение к литературному творчеству после почти десятилетнего «молчания») и это, не смотря на все особенности его характера.

Сам творческий процесс отнимал у Достоевского огромное количество сил. Он сам признается в этом в письме к И. С. Аксакову: «Вы не поверите, до какой степени я занят, день и ночь, как в каторжной работе! Именно — кончаю Карамазовых, следовательно, подвожу итог произведению, которым, я, по крайней мере, дорожу, ибо много в нем легло мне и моего. Я же и вообще-то работаю нервно, с мукой и заботой. Когда я усиленно работаю, — то болен даже физически. Верите ли, не смотря, что уже три года записывалось, — иную главу напишу, да и забракую, вновь напишу и вновь напишу. Только вдохновенные места выходят за раз, залпом, а остальное все претяжелая работа» (Биография, 1883, с. 345). Из этого отрывка можно сделать вывод, что творческий процесс для Достоевского — это не только деятельность мышления, интеллектуальная деятельность, но и эмоциональная. И если рассматривать случающиеся припадки с Достоевским в момент работы, то можно говорить о высоком эмоциональном накале в момент погружения в творческий процесс. Н. Н. Страхов писал о Достоевском: «Скажу только, что это был один из самых искренних писателей, что все, им писанное, было им переживаемо и чувствуемо, даже с великим порывом и увлечением. Достоевский — субъективнейший из романистов, почти всегда создававший лица по образу и подобию своему» (там же, с.226). Отсюда можно сделать предположение, что творчество Достоевского это некая переработка мыслей и чувств писателя, всего того, что сознательно и бессознательно владело его душой. И эта творческая сублимация помогала ему преодолевать самые «темные» свои стремления и желания. Все его герои: и положительные, и отрицательные — это разнообразные воплощения личности Достоевского. Это Достоевский разных временных периодов своей жизни. Все его творчество — это внутренний диалог с самим собой в разных лицах, постоянный анализ своих поступков и мыслей. Он то собирает их в единый узел, то разматывает его, рассматривает, взвешивает все за и против. Достоевский как никто другой хорошо знал человека, осознавал его, сравнивал с собой. Разбирая себя, рефлексируя, собирая в памяти события и лица, соединяя их, трансформируя, отбрасывая второстепенное и оставляя важное, он создавал своих героев. И. таким образом, прорабатывал свои комплексы и страсти. Именно творчество не позволило ему «перейти за черту».

Проведя анализ исторической эпохи и окружения Ф. М. Достоевского, психолого-биографический анализ особенностей личности писателя, выделив факторы формирования и развития его личности, выполнив тщательный психологический анализ его наследия и вычленив этапы творчества и тематику произведений, основные характеристики героев, их идейную и нравственную направленность, проведя контент-анализ художественных произведений, который позволил выделить динамику творчества и мировоззрения писателя, жизненные смыслы и ценностные ориентации, можно составить его психологический портрет.

Психологический портрет Ф. М. Достоевского.

В детстве это живой, очень впечатлительный и увлекающийся ребенок, проявляющий интерес к окружающему его миру людей, умеющий заражать своими идеями и имеющий значительное влияние на окружающих. Его психика отличалась большой подвижностью и восприимчивостью. С возрастом взрывчатость и импульсивность, характерные для Достоевского в детстве, постепенно уходят во внутренний план, проявляясь в ситуациях особо значимых, а на поверхности остается сдержанность и задумчивость, под влиянием жизненных обстоятельств перерастающая в скрытность и замкнутость. Несмотря на все эти особенности характера, он испытывает постоянную потребность в общении, точнее, имеет склонность к проповедничеству. Для Достоевского характерны: амбивалентность чувств, переживаний и стремлений, повышенная чувствительность к неудачам, тщеславие, честолюбие, но в тоже время наивность, доверчивость, непрактичность, глубочайшее сострадание к людям и склонность к мучению как себя, так и других людей, реалистичность в восприятии окружающего мира и страстное увлечение игрой, самобичевание и постоянное недовольство окружающими, подозрительность, щепетильность. Жизненные неудачи делают его желчным, злым и несдержанным, особенно к собратьям по перу. Эти качества в совокупности с самоуверенностью и огромным талантом позволили писателю оставаться в кругу самых известных литераторов даже после десятилетнего молчания. Как наследственную черту можно выделить в его характере вспыльчивость и ревнивость. Для писателя свойственна мнительность в отношении собственного здоровья, а также в отношении к людям его окружающим. Она в свою очередь усугубляется тяжелыми условиями жизни и состоянием здоровья Достоевского. Но благодаря своему таланту, ставшему источником большой сопротивляемости гениального художника и мыслителя, он до конца жизни сохраняет «ядро личности», творческие способности, осознание своей болезни и критическое отношение к себе. Основным увлечением в жизни писателя было изучение человека во всех аспектах его жизнедеятельности и его душевных исканиях. Мышлению Достоевского присущ тонкий и глубокий анализ, склонность к рефлексии. Творческий процесс имел у Достоевского характерную особенность: он долгое время вынашивал свои замыслы, прорабатывал их внутри себя, а только затем воплощал на бумаге. Этот процесс был не только интеллектуальным, но и глубоко эмоциональным. Для писателя характерна работа в постоянном «накале» и напряжении. Достоевский был глубоко чувствующий, эмоциональный человек. Ему была присуща сострадательность к ближнему, особенно к детям, готовность помогать всем нуждающимся несмотря на свое постоянно стесненное положение. Поиск веры сопровождает писателя на протяжении всей его жизни. Человек, страдание и вера были главным выбором Достоевского. Пересечение этих трех векторов помогло ему найти смысл человеческого существования. Вера в Бога и отрешение от собственного «Я» позволяет достичь истинной глубины и оставаться человеком. Пройдя через страдания, очистившись ими, человек может преодолеть присущий ему эгоизм, возвыситься до высших границ своего существования, понять и принять мир. Именно эта глубина была присуща самому писателю и нашла отражение в его творчестве.

Во второй главе при помощи метода комплексного исследования исторической персоналии, включающего психолого-биографисческий анализ, прак-симетрический метод, или метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, метод экспертной оценки, было проведено исследование жизненного пути и творчества Ф. М. Достоевского. Данный метод позволил выделить факторы формирования и развития личности писателя, этапы творчества, динамику экзистенциальных смыслов в сознании автора, а также составить его психологический портрет. Обобщая данные первой и второй глав, мы можем утверждать, что Ф. М. Достоевский отвечает тем критериям гениальности, которые представлены в работе.

Универсальность присуща творчеству писателя. Ф. М. Достоевский не только выдающийся писатель XIX века, но и мыслитель, идеи которого легли в основу русской религиозной и экзистенциальной философии. Размышления Достоевского о русском человеке можно рассматривать как воплощение православного сознания в определении ментальности русского народа. Бесспорен вклад Достоевского в познание внутреннего мира человека и развитие психологического знания в целом: он раскрывает такие феномены, как внутренний диалог, динамика состояний, а именно состояние напряжения, поляризованность чувств или их амбивалентность, становление характера, роль случайной семьи, возникновение душевной болезни как средство протеста, склонность к деспотизму, его представления и рассуждения о сновидениях, типы личности, представленные в работах писателя. Все это позволяет говорить о творчестве писателя как о всеобъемлющем, охватывающем многие вопросы бытия.

Несомненен вклад Ф. М. Достоевского в русскую и мировую литературу (высокое мастерство в определенной сфере деятельности), который подтверждается многими исследователями и почитателями таланта писателя. Значение творчества Ф. М. Достоевского состоит в постижении глубин человеческого бытия, в обращении к самым тонким и глубинным пластам человеческой души, независимо от национальной принадлежности. В нем ставятся вопросы о смысле человеческого существования, о роли и смысле страдания в жизни личности, об ответственности за себя и других людей, о путях свободы, о значении веры в сознании человека. С этой точки зрения мы можем говорить о том, что творчество Ф. М. Достоевского является «всечеловеческим».

Провидческий дар Ф. М. Достоевского состоит в том, что в своих произведениях он предсказал многое в развитии человечества XX столетия. Данный критерий подтверждается актуальностью и востребованностью его романов в наше время как в нашей стране, так и за рубежом.

На примере Ф. М. Достоевского мы можем с уверенностью утверждать, что духовность является основополагающим, критерием в определении гениальности. Было доказано, что Достоевский — высоко духовная личность, религиозный человек и гуманист, глубоко переживающий боль и страдания другого человека. Главным ценностным ядром в его сознании, выявленном при помощи контент-анализа, являлись Человек, Страдание и Вера. Внутренние конфликты, присущие автору, нашли свое выражение в его творчестве. Динамика творчества отразила динамику трансформации жизненных смыслов в сознании писателя на протяжении всей его жизни. В произведениях писателя находят свое отражение экзистенциальные ценности и смыслы, важные для понимания проблем экзистенциальной психологии.

Изучение феномена гениальности является перспективным направлением в психологической науке, так как дает возможность раскрыть творческие возможности человека, а именно высшие их проявления. Проведенный анализ природы гения и гениальности позволил выделить факторы формирования и развития гениальности, ее критерии, личностные характеристики гениев. Мы можем констатировать, что одним из важнейших факторов формирования и развития гениальности, подтвержденных на примере Ф. М. Достоевского, является наличие кризисов в жизни гения. Именно кризисы способствуют пересмотру экзистенциальных ценностей и смыслов гениальной личностью и выступают источником ее творческой продуктивности и самореализации. Критерий гениальности, выделенный в работе при исследовании жизни и творчества Ф. М. Достоевского — его высокая духовность, соответствует тем духовным традициям, которые заложены в русской культуре и является важнейшей характеристикой гениальности. Данное положение требует подтверждения в дальнейших исследованиях на примере других гениальных личностей. Предложенный комплексный метод изучения исторической персоналии в контексте ее жизнедеятельности и на основе анализа продуктов творчества позволил реконструировать психологические характеристики личности Ф. М. Достоевского и воссоздать его психологический портрет. В перспективе он может быть использован для изучения других исторических личностей прошлого. Обобщая все выше сказанное, мы можем сделать следующие выводы.

1. В результате всестороннего теоретического анализа феномена гения и гениальности были выделены факторы формирования и развития гениальности: генетически обусловленная природная одаренность, выраженная в задатках, которые, в свою очередь, развиваются под воздействием окружающей среды (общества в целом, семейного окружения) — наличие кризисов как катализаторов развития гениальности, способствующих мобилизации всех сил гения, в том числе и творческихналичие психической патологии как фактора формирования особой психической организацииналичие в юности объекта подражания, являющееся необходимым условием для выхода на путь самостоятельного творчества.

2. Реконструированы личностные характеристики гениев: впечатлительность, оригинальность, зависимость настроений и представлений, чувствительность и аффективная неустойчивость, импульсивность, восприимчивость, внутренние противоречия, лабильная нервная система, высокоразвитые специальные способности, емкость памяти, избирательность внимания, образное и конкретное мышление, объем лексического запаса, богатство представлений, колоссальная работоспособность и стремление к совершенству, культурный и жизненный опыт, высокая самооценка и эгоцентризм, целеустремленность, витальность (внутренняя энергия и жизнеспособность), дар предвидения, склонность к риску, одиночество, тщеславие, рассеянность, непрактичность.

3. С помощью комплексного метода изучения исторической персоналии выделены факторы формирования и развития личности Ф. М. Достоевского:

— На творчество и личность писателя огромное влияние оказала социальная среда — как общество в целом, так и близкое семейное окружение.

— Накопление на протяжении нескольких поколений большого интеллектуального ресурса становится залогом появления гения. Семья Ф. М. Достоевского имела высокий уровень образования и стремилась привить своим детям религиозность, активное стремление к знаниям, любовь к истории своей страны, что воплотилось в личности Ф. М. Достоевского и наложило отпечаток на его собственную семью. В Ф. М. Достоевском отразились особенности личности его родителей: религиозность матери и мнительность, импульсивность, ревнивость отца.

— Подражание в юности является источником творческой идентификации начинающего писателя и становится началом его дальнейшего самоопределения. В юности Ф. М. Достоевский имел образец подражания в лице А. С. Пушкина и.

Н.В. Гоголя, творчество которых оказало огромное влияние как на жизненную позицию писателя, так и на его творчество.

— Кризисы стали поворотным моментом в жизни Ф. М. Достоевского, катализатором формирования внутреннего стержня, той внутренней силы, которая будет источником новых средств к жизни, послуживших изменению мировоззрения писателя, формированию новых ценностей и идеалов, ставших основой его творческой самореализации. Каторга, смерть близких и смерть детей были важными вехами в направлении творчества и формировании личности Достоевского. Их следствием явились пересмотр и дальнейшая фундаментализация христианских ценностей и идеалов, укрепление мировоззренческих и жизненных позиций. Они стали мерилом в выборе идейной направленности произведений писателя.

— Наличие у Достоевского эпилепсии стало главным фактором в развитии очень тонкой и болезненной психической организации, способной воспринять окружающий мир людей с большой глубиной и достоверностью, что в совокупности с высокими моральными принципами дало возможность проникнуть в самые глубины человеческой души и предсказать многое в развитии современного ему общества.

4. Личность писателя объективируется в продуктах его творчества. На примере психологического анализа жизни и творчества Ф. М. Достоевского доказано, что личность писателя имеет свое выражение на каждом этапе творчества и отражает идеалы, ценности и смыслы, переживаемые Достоевским в процессе его целостной жизнедеятельности.

5. Проведенный контент-анализ художественных произведений Ф. М. Достоевского подтвердил наличие динамики в творчестве и мировоззрении писателя на каждом этапе и позволил выделить динамические смысловые структуры в его сознании: 1 этап — Страдание, Труд, Свобода- 2 этап — Человек, Страдание, Вера, Рациональность- 3 этап — Страдание, Вера, Человек. Было выявлено наличие ценностного ядра в сознании Достоевского (Человек, Вера и Страдание).

Проведение контент-анализа подтвердило возможность использования количественного метода в психолого-историческом исследовании духовно-нравственных смыслов в жизни и творчестве исторической личности прошлого.

6. Подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что личностные кризисы в жизни Ф. М. Достоевского привели к пересмотру экзистенциальных ценностей и смыслов в сознании и, как следствие, выступили важным источником творческой продуктивности и самореализации писателя посредством разрешения внутренних конфликтов и постановки новых целей и задач, являясь источником огромной душевной силы и глубины, нетривиальности мысли и дара предвидения. Именно в пограничной ситуации, перед лицом страдания и смерти, происходит высвобождение экзистенции и обретение человеком свободы, позволяющей выйти за рамки обыденного и через страдания постичь сущность бытия.

7. На примере Ф. М. Достоевского было доказано, что духовность является основополагающим критерием в определении гениальности. Творчество Достоевского является воплощением духовных устремлений, динамики ценностей и смыслов, борьбы и разрешения противоречий личности самого писателя. Ценностным ядром сознания Достоевского были Человек, Страдание и Вера, что определяет его как высоко духовную личность.

8. Комплексный метод исследования исторической персоналии позволяет реконструировать психологические характеристики личности Ф. М. Достоевского и воссоздать его целостный психологический портрет. С.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Достоевский и психология.// Ананьев Б. Г. Психология человека. Избранное. СПб., 1997. С. 79 89.
  2. .Г. Человек как предмет познания. Ленинград, 1968.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-272с.
  4. .С. О таланте и способностях (очерк о самовоспитании). М.: «Знание», 1970. 174с.
  5. Г., Верткин И. «Как стать гением? Жизненные стратегии творческой личности». Минск: «Беларусь», 1994. 478с.
  6. Е.Я. Двуликий Янус (о природе творческой личности). М.: Изд-во Магистрат, 1996. 171с.
  7. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: 2000.
  8. Н.А. Духовные основы русской революции. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: 2006. 444с.
  9. Н.А. Русская идея. «Эксмо-пресс» Москва «Фолио» Харьков 2000. 248с.
  10. Н.А. Смысл творчества. Харьков «Фолио» Москва «АСТ» 2002. 677с.
  11. А.С. Загадки и странности великих. М.: ACT: Зебра Е, 2008. -349с.
  12. Л. Бытие-в-мире. М., СПб., 1999. 300с. http//psylib.myword.ru
  13. Биография. Письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского с приложениями. С-Петербург. Типография А. С. Суворина. 1883. 829с.
  14. Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве искусство творчества — Москва: Наука- Смысл, 2000. С.186−198.
  15. Большая Российская энциклопедия. СПб.: «Норинт» 2000. 1434 с.
  16. C.JI. Экзистенциальная психология глубинного общения, http ://hpsy .ru/link/2 .htm.
  17. C.H. Героизм и подвижничество. М.: «Русская книга» 1992. -66с.
  18. М.И. Лик великих или знаменитые безумцы. М.: Российское общество медиков литераторов, 1994.
  19. И.О. Умейте мыслить гениально. СПб.: Питер, 2001.
  20. М.И. О возможностях применения микросемантического анализа в исследованиях личности // Современная психология: состояния и перспективы исследования. Ч.З.М., 2002.
  21. .И. Гениальность, неуравновешенность и преступность. Казань: типо-лит, имп. Уп-та, 1889.
  22. А.Е. Воспоминаний о Достоевском в Сибири, http ://chulan.narod.ru/hudlit/dost/j anovsky. htm
  23. В. Проблемы психологии народов. http://www.magister.msk.ru/library/philos/vundt04.htm
  24. Л., Зиновьев П. Гениальность // БМЭ, 1929. С.612−613.
  25. Л.С. Психология искусства. М., 1968.
  26. Ф. Наследственность таланта: ее законы и последствия М.: «Мысль» 1996. 270с.
  27. В. Гениальность и вырождение // Синдром гения. Сборник произведений по «философии гениальности». М.: Алгоритм, 2009.-288с.
  28. Н.В. Гении в искусстве и науке. М.: «Искусство», 1991. -430с.
  29. Д. Черепахи до самого низа: предпосылки личностной гениальности. СПб.: Прайм-Еврознак- М.: Олма -Пресс, 2005.
  30. Н.А. Достоевский. Воспоминания, письма, дневники. М.:"Аграф", 2000. -230с.
  31. Л.П. Казнь Достоевского. М.: Акц. Изд. О-во. «Огонек», 1928. -47с.
  32. В. Описательная психология. СПб., 1996.
  33. А.А. Мария Констант, жена Достоевского. СПб., 2004. 157с.
  34. A.M. Воспоминания. М.: «Аграф», 1999. 415с.
  35. А.Г. Воспоминания. М.: Захаров, 2002. 391с.
  36. Ф.М. Собрание сочинений. Художественные произведения. Тома I XVII. Ленинград. Изд-во «Наука». 1973.
  37. Ф.М. Дневник писателя. 2 тома. М.: Астрель. ACT, 2004. -1015с.
  38. Ф.М. Письма из игорного дома. Спб.: 2001. 158с.
  39. В.Н. Психология способностей. Избранные труды. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 541с.
  40. Д.Н. Потомство выдающихся людей годов // Родословная гениальности: из истории отечественной науки 20-х гг. М.: Старая Басманная, 2008. — 350 с.
  41. И. А. Почему мы верим в Россию. М.: 2007. 912с.
  42. Историческая психология: предмет, структура и методы. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2004. — 165с.
  43. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М.: Изд-во «Русский язык», 2001. 1180с.
  44. А. Убийство истинного творца // Синдром гения. Сборник произведений по «философии гениальности». — М.: Алгоритм, 2009. 28с.
  45. П.И. Иоанн Грозный. СПб Типография М. И. Анкифьева, 1901. 159с. http://www.psyh-portret.ru/biblio/kovalevs.htm
  46. В.А. История психологии: Проблемы методологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. — 510с.
  47. В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 414с.
  48. Н.К. Родословные наших выдвиженцев // Родословная гениальности: из истории отечественной науки 20-х гг. — М.: Старая Басманная, 2008.-350с.
  49. Н.К. О потомстве великих людей // Родословная гениальности: из истории отечественной науки 20-х гг. М.: Старая Басманная, 2008. -350с.
  50. Г. П., Клюжев В. М., Лакосина Н. Д., Журавлев Г. П. Экспедиция в гениальность. М.: «Новь», 1999. 430 с.
  51. Э. Гениальные люди. СПб.: Гуманитарное агентство Академический проект, 1999. 243с.
  52. Критика 70-х годов XIX века. М.: ACT. Изд-во Олимп, 2002. 460с.
  53. О.Н., Лебедев В. И. Достоевский над бездной безумия. «Кон-тро-центр», 2003. — 226с.
  54. Ландрам Джин Н. Четырнадцать гениев, которые ломали правила. Рос-тов/нД. Феникс, 1997. 640с.
  55. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: «Смысл», 2004. -357с.
  56. Д.А. Психология смысла. М., «Смысл», 1999.
  57. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского. 3 тома. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. 1727с.
  58. Ч. Гениальность и помешательство // Синдром гения. Сборник произведений по «философии гениальности». М.: Алгоритм, 2009. 288с.
  59. .Ф. Проблемы и стратегии психологического исследования. М., «Наука», 1999.-203с.
  60. А. Жизнь, наполненная смыслом. М., 2008.
  61. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860−1881гг. М.: «Наука», 1971. 726с.
  62. Н.Н. Самоубийство Достоевского. М.: «Алгоритм», 2002. -446с.
  63. Н.Н. Психология творчества: Учебное пособие // Под ред. Л. М. Щипицыной. СПб.: Речь, 2005. 277с.
  64. Я.А. Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 480с.
  65. А.А. Мысль и язык. Киев: «Синто» 1993. 190с.
  66. Переписка Бинсвангера Л. с Франком С. Л. http://hpsy.ru/link/2.htm.
  67. Е.В. Евгеника и генеалогия в отечественной науке 1920-х годов // Родословная гениальности: из истории отечественной науки 20-х гг. М.: Старая Басманная, 2008. — 350 с.
  68. Ш. Р. Гениальность и помешательства. Одесса: Г. Бейленсон и И. Юровский, 1895.
  69. В.В. Миниатюры. М.: Прогресс Плеяда, 2004. — 544с.
  70. В.В. О Достоевском, http://www.vehi.net/rozanov/dost.html
  71. С.Л. Основы общей психологии. СПб.-М.-Харьков-Минск, 2000.
  72. С.Л. Человек и мир. Москва, 1997.
  73. В.П. Тайна курочки рябы. Безумие и успех в культуре. М.: Класс, 2004.
  74. Л.И. Достоевский в созвучиях и притяжениях: (от Пушкина до Солженицына). М.: Русский путь, 2006. 608с.
  75. Д. Гениальность и помешательство. СПб.: В. И. Губинский, 1895.
  76. В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л.: Изд-во Ленинградского Университета. 1988. 168с.
  77. .Ф. Стать гением. От инстинкта к разуму, Лениздат, 1991. -220с.
  78. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2007.
  79. И.А. Антропологическая и психологическая генеалогия Пушкина // http://xpomo.com/ruskolan/avdeev/arppushkin.htm
  80. И.Е. Мозг гения // http://vivovoco.rsl.mArv/PAPERS/lVffiN/GENBRAIN.HTM
  81. B.C. Три речи в память о Достоевском. OCR: TextShare.da.ru
  82. М.Л. Посмертная диагностика гениальности: Эдуард Багрицкий, Андрей Белый, Владимир Маяковский в коллекции Института мозга (материалы из архива Г. И.Полякова). М.: «Аграф», 2001. 496с.
  83. И.В. Психология творчества. Саратов, 1968.
  84. А.П. Годы близости с Достоевским. Коммерческое издательство РУСС ЛИТ, 1991.- 189с.
  85. .М. О композиторах // Психология музыкальных способностей. М., 2003. С.261−265.
  86. .М. Опыт психологического исследования мышления полководца по военно — историческим материалам // Психология музыкальных способностей. М., 2003. С.281−351.
  87. .М. Творчество М.А.Балакирева // Психология музыкальных способностей. М., 2003. С.266−272
  88. Ю.А. Интеллигенция и таланты годов // Родословная гениальности: из истории отечественной науки 20-х гг. — М.: Старая Басманная, 2008. 350с.
  89. СЛ. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию, http ://azbyka.ru/dictionary/05/ frankdushachelo veka01 -all. shtml
  90. В. Человек в поисках смысла. М.: 1990.
  91. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства // Психоаналитические этюды. Минск: 2001. 455с.
  92. Э. Искусство любить. СПб., 2007. 224с.
  93. Э. Бегство от свободы. Москва Минск, 2007. — 384с.
  94. М. Бытие и время. Сайт http://hpsy.ru/link/2.htm.
  95. Е.А. Феноменология гениальности: от антропной к социокультурной детерминации. Диссертационное исследование. 2007.
  96. Е.Н. Использование контент-анализа в идеографическом исследовании. Российский научный журнал. 2009. № 5(12). С. 213 -221.
  97. Е.Н. Комплексный метод изучения исторических персоналий. Знание. Понимание. Умение. 2010. № 1. С. 214−216.
  98. Хроника человечества. М.: Слово. 2000. 1222с.
  99. Чиж В. Ф. Болезнь Н.В. Гоголя. М.: Республика. 2001. 512с.
  100. Г. И. Императоры. Психологические портреты. Москва. 1993. 382с.
  101. П.П. Род графов Толстых // Родословная гениальности: из истории отечественной науки 20-х гг. М.: Старая Басманная, 2008. -350с.
  102. JI. Достоевский и Киргегард // Киркегард и экзистенциальная философия. http://hpsy.ru/link/2.htm
  103. JI. На весах Иова. Странствие по душам. М.: Эксмо, 2009. -560с.
  104. В.А. Историческая психология. Москва. 1997. 505с.
  105. В. Дифференциальная психология и ее методические основы // Памятники психологической мысли. М., 1998.
  106. Эриксон Эрик Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. Москва. 1996. 506с.
  107. В.П. Предпосылки гениальности. http://www.pseudology.org/science/Ephraimsonpredposylki.htm
  108. С.Д. Воспоминания о Достоевском. http://chulan.narod.ru/hudlit/dost/janovsky.htm
Заполнить форму текущей работой