Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Схема организации эмпирического исследования в психологии развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При поперечных срезах сравнение людей разного возраста можно провести одновременно. Подбираются группы испытуемых различного возраста, и проводится сопоставление их результатов. Например, сравнивают, как дети шести-, восьмии десятилетнего возраста понимают скрытый смысл пословиц. По данным, полученным в исследовании, строится усредненная кривая, которая наглядно демонстрирует картину… Читать ещё >

Схема организации эмпирического исследования в психологии развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существенное значение для возрастной психологии имеет схема организации (построения) эмпирического исследования. Наиболее специфичен по отношению к задачам возрастной психологии метод срезов. Метод срезов в целом представляет собой констатацию (измерение) состояния объекта на разных этапах его развития. Срезовое исследование может быть организовано двумя способами: по принципу так называемых поперечных или продольных срезов.

При поперечных срезах сравнение людей разного возраста можно провести одновременно. Подбираются группы испытуемых различного возраста, и проводится сопоставление их результатов. Например, сравнивают, как дети шести-, восьмии десятилетнего возраста понимают скрытый смысл пословиц. По данным, полученным в исследовании, строится усредненная кривая, которая наглядно демонстрирует картину совершенствования изучаемого процесса, т. е. того, как происходит улучшение понимания скрытого смысла пословиц с возрастом. При этом остается неизвестным, почему, за счет каких механизмов достигается этот результат.

Метод продольных срезов (лонгитюдинальное исследование, лонгитюд, «длинник») нацелен на прослеживание изменения психических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

Так, в лонгитюдном исследовании развития взрослых «Grant study», начатом в 1938 г., приняли участие почти 300 студентов младших курсов Гарвардского университета. Исследователей интересовало, как и почему одни люди добиваются успеха в зрелые годы, а другие терпят неудачу. Для этого подробно записали историю семьи каждого студента, тестировали, интервьюировали, анализировали поведение студентов, оценивая, но 25 чертам личности, и следили за их дальнейшим развитием. Успехи взрослых участников исследования сопоставлялись с их юношескими личностными профилями. Было установлено, что дружелюбие и общительность, интеллект, счастливое детство и материальная обеспеченность еще не гарантируют зрелой адаптации. Чертами юношей, наиболее ясно предсказывавшими будущий успех, оказались практичность, организованность и цельность личности, а также обретение наставников и ролевых моделей для подражания в ранней взрослости[1].

Исследовательницы Эмми Вернер и Рут Смит[2] пошли еще дальше и проследили жизнь целого поколения детей на Кауаи, одном из островов Гавайского архипелага, начиная с 1955 г. на протяжении более сорока лет, т. е. с младенчества (в некоторых случаях даже до рождения) до зрелого возраста. Задача, которую авторы поставили перед собой, заключалась в том, чтобы объяснить истоки жизнестойкости и эластичности психики детей. Термин «эластичность психики» означает способность противостоять неблагоприятным обстоятельствам жизни.

Почти 700 детей, принявших участие в исследовании, были в основном из семей сельскохозяйственных рабочих. Их изучали до рождения, во время рождения, сразу после рождения, в возрасте около года, двух лет, потом в десять лет, в восемнадцать, в тридцать два и, наконец, в возрасте сорока лет. Методика исследований различалась в зависимости от возраста детей.

Приблизительно 30% испытуемых столкнулись в своей жизни с разнообразными потенциальными факторами риска как биологического, так и психологического характера: дородовой стресс, страшная бедность родительской семьи, низкий уровень образования, алкоголизм или психические болезни родителей и пр. Большинство детей из группы риска к подростково-юношескому возрасту имели серьезные проблемы с успеваемостью и поведением, столкновения с законом, страдали психическими заболеваниями или беременели. Однако треть подростков, столкнувшихся с этими трудностями, все равно добивались успеха во взрослой жизни, они оказались «уязвимыми, но непобедимыми». Они превратились в серьезных, уверенных и заботливых людей, изо всех сил стремившихся ухватиться за любую возможность для самосовершенствования.

По результатам исследования были выделены такие характеристики человека и особенности его окружения, которые в совокупности обусловливают его жизненный успех и благополучие. В частности, Вернер и Смит выделили пять особенностей индивидуальности человека и пять особенностей социальной среды, в наибольшей степени способствующие развитию эластичности психики.

К личностным факторам относятся: независимость и социальная зрелость, хорошее образование, уверенность в себе, темпераментные особенности и состояние здоровья. Получается, что лучше всего противостоят житейским невзгодам активные люди, менее подверженные болезням и несчастным случаям, экстраверты, уверенные в собственных способностях, обладающие социальной зрелостью и хорошо успевающие в учебе.

К важнейшим факторам окружения относятся: забота матери, источники эмоциональной поддержки в детстве, источники эмоциональной поддержки в подростковом возрасте, источники эмоциональной поддержки в зрелом возрасте и количество пережитых событий, способных вызвать стресс.

Для некоторых областей возрастной психологии, в частности для геронтопсихологии, лонгитюдный план исследования имеет особую ценность. Так, поставлен под сомнение вывод о выраженном интеллектуальном упадке в старости, который был получен на основании поперечных срезовых исследований. Испытуемые, принадлежащие к старшей возрастной группе, помимо возраста, отличаются массой других характеристик: показателями здоровья, уровнем и качеством полученного образования, опытом тестирования, мотивацией участия и т. п. Лонгитюдные исследования продемонстрировали значительно менее выраженные негативные изменения интеллекта в ситуации старения.

Вариантом лонгитюда является психобиографический метод. Это может быть анализ биографий великих людей (таких, как Данге, Ганди или Фрейд) и реконструирование биографий обычных людей разного пола и возраста, расовой, этнической и профессиональной принадлежности на основе их интервьюирования. Данный метод предполагает изучение биографий с целью отыскания каких-то устойчивых, закономерных характеристик развития, например, показателей предсказуемости развития или периодов кризисов и переходов. Для изучения жизненного пути личности используется ряд приемов биографического метода[3].

Индивидуальная кривая развития, построенная с помощью лонгитюдного метода, точнее обозначает переломные точки, моменты качественных сдвигов, хотя внутренние причины, лежащие в основе поведенческих феноменов, по-прежнему остаются скрытыми.

Важен продуманный выбор плана и метода сбора данных в зависимости от цели исследования. Современные работы по психологии развития, как правило, проводятся с использованием целого комплекса исследовательских методов[4].

  • [1] См.: Крайг Г. Психология развития. С. 674.
  • [2] См.: Диксон У. Двадцать великих открытий в детской психологии. СПб., 2007. С. 324−341.
  • [3] См.: Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принципы развития в психологии / пол ред. Л. И. Анцыферопой. М., 1976. С. 156−166.
  • [4] См.: Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2001; Психологическая диагностика детей и подростков: учеб, пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М" 1995; Урунтаева Г. Л., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой