Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Внимание. 
Психология. 
Часть 1

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ф. Добрынин. Посленроизвольным он назвал такое внимание, которое появляется у человека спустя некоторое время после того, как он произвольно удерживал свое внимание на чем-либо. Если, к примеру, человек чем-либо начал заниматься и продолжает это делать в течение достаточно длительного времени, то со временем ему уже не нужно будет прилагать дополнительные волевые усилия для того, чтобы и дальше… Читать ещё >

Внимание. Психология. Часть 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ключевые слова: внимание как познавательный процесс, свойства внимания, виды внимания, развитие внимания.

Функции внимания, его свойства и виды

Одной из характерных особенностей нашей духовной жизни, писал известный американский психолог Э. Титченер, является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть[1]. Только небольшая часть непрерывно поступающих в мозг внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием сознания.

Внимание — это один из тех познавательных процессов человека, в отношении права на самостоятельное существование которого среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то что его исследования ведутся уже много десятков лет. Одни ученые утверждают, что внимания как особого, независимого познавательного процесса не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне самостоятельный психический процесс и особое психологическое состояние человека.

Для обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения приводят следующие аргументы. Во-первых, внимание имеет свои собственные свойства, которых нет у других психических процессов. Это распределение, концентрация, переключение, устойчивость и объем (в последнем случае имеется в виду, что объем внимания — не то же самое, что объем памяти). Во-вторых, утверждается, что в мозге человека можно выделить структуры и процессы, связанные именно со вниманием. Они анатомически и физиологически автономны от тех структур и процессов, которые связаны с другими познавательными функциями. Указывается в этой связи на роль нейронов-детекторов новизны, ретикулярной формации и доминанты[2] в обеспечении внимания, а также на ориентировочный рефлекс как врожденный механизм его регуляции. Нейроны-детекторы новизны включают внимание человека, автоматически обращая его на те изменения, которые происходят во внешней или во внутренней среде.

Роль ретикулярной формации в управлении вниманием заключается в следующем. Она анатомически и физиологически (по характеру происходящих в ней процессов) находится на пути распространения нервных импульсов, связанных практически со всеми остальными сенсорными системами (неспецифические пути афферентного и эфферентного проведения сенсорной информации). Те отделы ретикулярной формации, которые своей активностью порождают общий эффект возбуждения КГМ, входят в структуры, связанные с ориентировочным рефлексом, появляющимся при любых неожиданных и заметных изменениях стимуляции органов чувств. В свою очередь те отделы ретикулярной формации, которые вызывают специфический эффект возбуждения, функционируют в рамках анатомо-физиологической системы доминанты. С ней же соотносится избирательный механизм регуляции внимания через актуализацию потребностей, а также механизм волевого управления вниманием через кортикально-подкорковые связи.

Среди психологических процессов внимание занимает особое положение. Оно включено в работу всех остальных психических процессов и состояний человека, выступает как их момент, и отделить внимание от них, выделить и изучать его в «чистом» виде не представляется возможным. Внимание не существует как полностью отдельный познавательный процесс, но его свойства все же можно изучать отдельно от свойств других психических процессов.

Таким образом, правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы учесть обе точки зрения, увидеть во внимании и сторону других познавательных процессов, и нечто самостоятельное, относительно независимое от них. Это означает встать на точку зрения, согласно которой внимание представляет собой особенный психический процесс и одновременно с этим особенное психическое состояние человека (ни один другой познавательный процесс человека нельзя одновременно рассматривать и как процесс, и как психическое состояние).

Формально внимание можно определить как познавательный процесс, обеспечивающий избирательное восприятие, переработку, запоминание и использование человеком разнообразной информации: ощущений, образов, мыслей, переживаний и т. п. Действие внимания выражается в сосредоточенности психики человека на сравнительно узком участке внешней действительности или внутренней среды организма. Внимание — это процесс, который способствует отбору одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорированию другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, концентрацией, распределением, переключаемостыо и объемом. Рассмотрим каждое из этих свойств в отдельности.

Устойчивость внимания проявляется в его способности в течение длительного времени сохраняться на более или менее постоянном уровне. Строго говоря, абсолютно устойчивого внимания не существует и быть не может. В каждый момент времени в силу разных причин, постоянно отвлекающих внимание человека от того, чем он занят, его внимание незначительно колеблется. Тем не менее мы называем внимание устойчивым, если случайные его колебания существенно не влияют на работоспособность и успешность деятельности человека. Устойчивость (и, соответственно, незначительные колебания внимания) может зависеть от разных причин. Одни из них связаны с индивидуальными, физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени (возбужденность, спокойствие, заторможенность и т. п.); вторые соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для человека); третьи — с внешними обстоятельствами, в которых выполняется деятельность (наличие внешних факторов, отвлекающих внимание человека).

Люди со слабой нервной системой или находящиеся в состоянии нервного возбуждения могут быстро утомляться, и их внимание вследствие этого становится неустойчивым. Человек, который в данный момент времени не очень хорошо чувствует себя физически, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к выполняемой деятельности способствует частому отвлечению внимания от ее содержания; наличие интереса к деятельности, напротив, сохраняет внимание к ней в течение длительного времени, даже если человек при этом утомляется. В обстановке, которая характеризуется отсутствием внешних отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества отвлекающих раздражителей внимание колеблется и становится неустойчивым.

Концентрация внимания (другое ее название — сосредоточенность внимания) проявляется в способности внимания собраться, ограничиться, сконцентрироваться на чем-то одном, отвлекаясь от всего остального. Степень концентрации внимания на объекте может быть различной: от полного игнорирования всего того, что происходит вокруг, до параллельного наблюдения за тем, что происходит вокруг (распределение внимания).

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного предмета на другой, переключение с одного вида деятельности на другой. Данная характеристика внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда следует рассматривать как нарушение внимания. Она нередко способствует отдыху организма, сохранению и восстановлению его работоспособности.

Распределение внимания проявляется в его способности разделяться между несколькими объектами или распространяться на значительную часть пространства. Когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, то это не всегда означает, что они выполняются человеком одновременно в буквальном смысле этого слова. Такое в практике случается редко, и ошибочное впечатление одновременности выполнения разных видов деятельности создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая при этом сохранять в памяти следы от прерванной деятельности и возвращаться к ее продолжению до того, как наступит забывание[3]. Распределение внимания зависит от психологического и физического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область распределения внимания обычно сужается.

Объем внимания — это его количественная характеристика, определяемая числом предметов, которые человек одновременно способен удержать в сфере своего внимания. Средний объем внимания взрослых людей — от 5 до 7 разных объектов.

Основными видами внимания являются непроизвольное и произвольное, непосредственное и опосредствованное внимание. Иногда отдельно выделяют и рассматривают так называемое послепроизвольное внимание.

Непроизвольным называют внимание, которое не предполагает участие воли человека в процессах, управляющих вниманием и регулирующих его. Такое внимание может возникать, изменяться и исчезать само по себе, помимо желания и сознания человека. Он не в состоянии управлять соответствующими процессами, поскольку они связаны с действием ориентировочного рефлекса и ориентировочно-исследовательсткой деятельностью, протекающей (в ее элементарных формах) на подсознательном уровне. Например, мы невольно обращаем внимание на необычные звуки, неожиданные вспышки света, экзотические и острые запахи, внезапные прикосновения к поверхности тела и т. п. Все это примеры действия непроизвольного внимания.

Произвольным называют такое внимание, которое связано с участием воли. В данном случае человек сознательно и целенаправленно обращает свое внимание на какой-либо объект, удерживает внимание на нем в течение определенного времени и сам переключает свое внимание на новый объект. Все эти процессы происходят сознательно и находятся под волевым контролем со стороны человека. Например, в какой-то момент времени у него может возникнуть необходимость найти определенную мысль в читаемом тексте. Сам процесс чтения в данном случае будет сознательной, разумной и целенаправленной деятельностью, которая на произвольной основе будет регулироваться вниманием человека. Внимание будет удерживаться на тексте и его содержании до тех пор, пока нужная мысль не будет найдена.

Непосредственным называют такое внимание, которое порождается, удерживается и регулируется только тем объектом, на который оно направлено. Между соответствующим объектом и сознанием человека в данном случае нет никаких других объектов, выступающих в качестве посредников, — тех, с помощью которых его внимание регулируется. К примеру, если мы случайно посмотрели на что-либо, и то, что в данный момент времени оказалось в поле нашего зрения, привлекло внимание к себе, то это и будет непосредственным вниманием.

Опосредствованным называют такое внимание, которое привлекается и регулируется не тем объектом, на который оно направляется, а чем-либо другим. Например, мы может попросить человека обратить па что-либо внимание; оставить на видном месте какой-либо предмет с сознательным расчетом на то, чтобы увидевший его человек обратил внимание не только на данный предмет, но и на что-либо другое, связанное с ним. Мы можем нарисовать символ внимания — стрелку, направив ее в сторону объекта, на который желательно обратить внимание, и т. д.

Представление о послепроизвольном внимании ввел в научный оборот.

11.Ф. Добрынин. Посленроизвольным он назвал такое внимание, которое появляется у человека спустя некоторое время после того, как он произвольно удерживал свое внимание на чем-либо. Если, к примеру, человек чем-либо начал заниматься и продолжает это делать в течение достаточно длительного времени, то со временем ему уже не нужно будет прилагать дополнительные волевые усилия для того, чтобы и дальше удерживать свое внимание па соответствующем объекте. Внимание в конечном счете может стать послепроизвольным, и соответственно будет напоминать уже непроизвольное и непосредственное внимание. Однако не все ученые согласны с утверждением о существовании послепроизвольного внимания. Критики позиции Н. Ф. Добрынина утверждают, что-то, что он называет посленроизвольным вниманием, на самом деле представляет собой непроизвольное внимание, а приводимые им примеры свидетельствуют о том, что произвольное внимание со временем может переходить в непроизвольное внимание.

  • [1] Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. М., 1976.
  • [2] Доминантой называется очаг повышенного возбуждения в коре головного мозга, отвечающий за концентрацию внимания человека на чем-либо. Гипотезу о существованиидоминанты сформулировал русский физиолог А. Ухтомский, и он же описал предполагаемые свойства доминанты, которые соответствуют свойствам внимания. Это — ее сохранениев течение длительного времени, способность подавлять активность соседних участков мозгаи за счет этого усиливаться.
  • [3] Известно, что память на прерванные действия способна сохраниться в течение определенного времени. За это время человек может без особого труда возвратиться к продолжению ранее прерванной деятельности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой