Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности мотивации профессионального развития педагога в системе повышения квалификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке диагностического комплекса, направленного на выявление развивающих возможностей системы повышения квалификации и актуализации мотивации профессионального роста педагога, а также критериев выявления уровней мотивации могут использоваться в диагностике и оценке ресурсов и рисков профессионального развития, в разработке и описании… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Научная рефлексия проблемы мотиавции профессионального развития в современной психологии
    • 1. 1. Анализ проблемы мотивации в контексте отечественных и зарубежных психологических исследований
    • 1. 2. Особенности мотивации профессионального совершенствования педагога
    • 1. 3. Актуализация мотивации профессионального роста педагога в системе повышения квалификации
  • Выводы по 1-й главе
  • ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование мотивации профессионального развития педагога в системе повышения квалификации
    • 2. 1. Организация и процедура исследования
    • 2. 2. Анализ эмпирических данных выраженности мотивации профессионального роста педагогов
    • 2. 3. Программа развития мотивации профессионального роста педагога в системе повышения
  • Выводы по 2-й главе

Особенности мотивации профессионального развития педагога в системе повышения квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В ситуации существенных трансформаций всех сфер общественной жизни России XXI века особую актуальность приобретает качество профессиональной компетентности кадрового состава работников образования, их мотивированность на профессиональный рост и непрерывное развитие. Государственная политика в области образования в качестве одного из главных приоритетов выдвигает ориентацию на развитие мотивации компетентности и самосовершенствования как важного условия успешной и эффективной деятельности в инновационном образовательном пространстве. Профессиональный рост педагога, его стремление к самореализации, самоактуализации, самосовершенствованию, освоению конструктивных, компетентных стилей профессиональной деятельности, сегодня поддерживается посредством государственных программ, грантов, национальных конкурсов, ассигнования различных форм повышения квалификации. Мотивационная сфера педагога, ценности и смыслы профессиональной деятельности выступают мощным фактором, определяющим профессиональное развитие, задающим его содержание, направленность, интенсивность и тенденции использования личностного ресурса (И.В. Абакумова, А. Г. Асмолов, П. Н. Ермаков. Д.А. Леонтьев). Предметное исследование мотивации профессионального развития отражает сегодня государственный и социальный заказ в области изучения психологии педагога и его профессионализма. Важное значение имеет совершенствование системы повышения квалификации педагогов как пространства, фасилицирующего мотивацию профессионального роста. Реалии современной жизни, усложнение профессиональной деятельности человека, расширение представленности субъекта в профессиональной среде актуализируют проблематику развития устойчивой внутренней мотивации самореализации, самотворчества и самосовершенствования.

Современная психолого-педагогическая практика сегодня столкнулась со следующими противоречиями:

— между инициативами в государственной образовательной политике и уровнем мотивированности педагогических кадров на профессиональное развитие;

— между необходимостью постоянного повышения профессиональной компетентности педагога и недостаточной изученностью проблемы мотивации творческого развития и самосовершенствования педагога, условий, факторов и механизмов становления адекватной мотивации профессионального роста;

— между потребностью педагогов в психологическом сопровождении развития мотивации роста и отсутствием соответствующих программ, направленных на фасилитацию мотивации.

Состояние научной разработанности проблемы. Научный интерес к исследованию мотивации профессионального развития детерминирован развитием идей психолого-акмеологического подхода, связанного с изучением вопросов жизненного и профессионального акме. Ряд современных исследований (Н.В. Афанасьева, Н. С. Глуханюк, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В.В. Ле-шин, В. А. Селезнева, J1.A. Степнова, J1.T. Шиманская, Т. Н. Щербакова, Tafarodi, R.W. & Swann, К. Murphi, P.A. Alexander) в этой области доказывает его значимость в процессе профессионального, личностного роста и развития. Проблема компетентности получила актуализацию в отечественной (А.К. Маркова, J1.M. Митина, Т.Н. Щербакова) и зарубежной психологии (Дж. Берч, Дж. Равен, Н. Хомский, J.T. Elibson, Goodlad, Flanagar, T.G. Roos, Steinberg). В последнее десятилетие интенсивно осуществляется научный поиск в области инновационной деятельности в системе повышения квалификации, различные аспекты этой проблемы исследованы в работах С. В. Богдановой, И. П. Глинской, Т. С. Паниной, М. М. Поташника, П.В. Худоминско-го, Т. Н. Щербаковой. Значительное внимание уделяется проблеме факторов фасилитации мотивации роста в повышении квалификации (Ю.А. Василевский, A.A. Вербицкий, И. Г. Никитин, П.Г. Щедровицкий).

Несмотря на наличие определенного количества работ, посвященных данной проблеме, существует потребность в разработке конкретных моделей мотивации компетентности в системе субъективных акмеологических детерминант эффективности профессионала, позволяющих создавать программы профессионального и личностного развития педагога как субъекта профессиональной деятельности.

Вышеизложенное определяет актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной темы исследования.

Цель исследования: изучение мотивации профессионального развития педагога в условиях системы повышения квалификации.

Объект исследования: педагоги, обучающиеся на курсах повышения квалификации Ростовского областного института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Предмет исследования: особенности мотивации профессионального развития педагога в системе повышения квалификации.

Гипотезы исследования:

1. Мотивация профессионального развития педагога может являться специфическим интегральным психологическим образованием, имеющим иерархическую структуру и детерминируемым системой внутренних и внешних факторов, а также тендерными и индивидуальными различиями.

2. Система детерминации развития мотивации профессионального роста может иметь многоуровневую структуру, образуемую макросоциальными, микросоциальными и субъективными факторами.

3. В системе повышения квалификации возможно создание условий для эффективного формирования мотивации профессионального роста посредством реализации соответствующих комплексных развивающих программ.

4. Продуктивность модели развития мотивации профессиональное роста педагога может определяться смысловой идентичностью содержательного и инструментального компонентов, модульностью и мобильностью, уровнем субъектного погружения.

Цель исследования была конкретизирована в следующих задачах.

Теоретические:

— выделить и систематизировать основные подходы к исследованию проблемы содержания, структуры и функций мотивации;

— выявить основные конструкты мотивации профессионального развития педагога;

— проанализировать исследования ресурсных возможностей системы повышения квалификации в плане развития мотивации педагога;

— раскрыть основные подходы к построению продуктивных моделей повышения квалификации педагогических кадров;

— разработать теоретическую модель мотивации профессионального развития педагога;

Методические:

— разработать программу эмпирического изучения возможностей системы повышения квалификации в развитии мотивации профессионального роста педагога;

— подобрать комплекс методов и методик, адекватный целям и задачам исследования;

— сконструировать комплексную модель формирования мотивации профессионального развития в системе повышения квалификации;

— разработать алгоритм реализации комплексной программы формирования мотивации профессионального развития в системе повышения квалификации;

Эмпирические:

— исследовать содержательное своеобразие мотивации профессионального развития педагога;

— выявить тенденции мотивации профессионального развития компетентности;

— изучить особенности проявления и проекции мотивации профессионального самосовершенствования в системе повышения квалификации;

— апробировать комплексную модель формирования мотивации профессионального развития в контексте повышения квалификации;

— выявить психолого-педагогические условия оптимизации мотивации профессионального развития в системе дополнительного образования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили базовые принципы психологии: системный подход (Б.Г. Ананьев, В. Ф. Ломсв, К.К. Платонов) — концепция активного субъекта жизнедеятельности (JI.C. Рубинштейн, А.К. Абульханова-Славская) — комплексный и акмеологический подходы, основные принципы андрогогики, принцип моделирования (И.Н. Блауберг, A.A. Деркач, Г. П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин). Теоретической основой исследования выступили основные положения концепции ценностно-смысловой сферы субъекта (И.В. Абакумова, Д. А. Леонтьев, В. Франкл) — концептуальные работы в области психологии труда (Е.А. Климов,.

A.К. Маркова, В.А. Толочек) — современные концепции профессиональной компетентности (А.К. Маркова, Л. М. Митина, Дж. Равен, Т.Н. Щербакова) — концепции мотивационно-смысловых ориентаций личности в профессиональной сфере (И.В. Абакумова, K.M. Гуревич, П. Н. Ермаков, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Л.М. Митина) — идеи непрерывного профессионального образования (Л.И. Анцыферова, С. Г. Вершловский, Л. Н. Горбунова, Э. М. Никитин,.

B.Т. Фоменко) — основные положения психологической теории обучения взрослых (С.Г. Вершловский, Н. Ю. Кулюткин, Г. С. Сухобская) — концепции мотивации (Дж. Аткинсон, В. К. Вилюнас, Е. П. Ильин, К. Левин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, М.Ш. Магомед-Эминов, А. К. Марков, А. Маслоу, B.C. Мерлин, Г. Мерфи, J1.M. Митина, Ю. М. Орлов, П. М. Якобсон, X. Хек-хаузен, Г. Холл).

Методы и методики исследования. В исследовании использовался комплекс методов, позволяющих реализовать цель и задачи исследования: теоретический анализ научной литературы, моделированиеэмпирические: анкетирование, тестирование, метод экспертных оценокстатистические: методы математической обработки первичных данных (корреляционный анализ, факторный анализ, ранжирование, шкалирование). Использовался пакет психодиагностических методик: «Ценностные ориентации» (М. Рокич) — «Тест смысложизненных ориентацию) (Д.А. Леонтьев) — Мотивы выбора деятельности учителя (Е.П. Ильин) — Оценка профессиональной направленности личности учителя (Е.П. Ильин) — Тест мотивации достижения (М.Ш. Магомед-Эминов) — анкета, проективное мини-сочинение, статистическая обработка данных, содержательная интерпретация результатов.

Достоверность полученных результатов и выводов обеспечивалась обоснованностью подходов и принципов, разнообразием исходного фактологического материала, соответствием организации исследования его целям, задачам, логике изучаемой проблемыиспользованием методов и методик, адекватных замыслу исследованиярепрезентативностью выборок, статистическими методами обработки данных, полученных в ходе диагностики.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна.

Впервые комплексно представлена и описана система мотивации профессионального развития педагога, ее содержательное своеобразие и иерархическая структура.

Построены теоретические модели, отражающие содержание, структуру и детерминацию мотивации профессионального роста: «Уровневая модель детерминации развития мотивации профессионального роста», «Факторная модель мотивации профессионального развития», «Модель формирования мотивации профессионального роста в системе повышения квалификации».

Выявлены и систематизированы, качественно и количественно описаны компоненты мотивации профессионального развития педагогов и возможности их развития в системе повышения квалификации.

Впервые произведен сравнительный анализ выраженности компонентов мотивации профессионального роста педагогов по тендерному признаку и выявлены мотивационные ресурсы и риски системы инициации профессионального развития и становления компетентности педагога.

Разработана и содержательно представлена комплексная модель программы актуализации мотивации профессионального роста и алгоритм ее реализации в условиях повышения квалификации.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширено представление о специфике и роли мотивации профессионального роста педагога возможностях ее моделирования в системе повышения квалификации. Выявлены и описаны особенности проявления мотивации профессионального роста педагога, описаны содержательные характеристики системы мотивационных побуждений и их различия по тендерному принципу. Дополнено и углублено представление о педагоге как субъекте аутопсихолэ-гической деятельности, направленной на профессиональное развитие и самоактуализацию в профессиисистематизированы уровни мотивации профессионального роста и развития компетентности педагога. Описаны акмеоло-гические условия, фасилицирующие развитие данного вида мотивации в системе повышения квалификацииразработаны теоретические модели, комплексно представляющие содержание, детерминирующие факторы и возможности развития мотивации профессионального роста педагога: уровне-вая, формирующая, факторная. Разработаны комплексная программа и модель психологического сопровождения развития мотивации профессионального роста педагога в системе повышения квалификации.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке диагностического комплекса, направленного на выявление развивающих возможностей системы повышения квалификации и актуализации мотивации профессионального роста педагога, а также критериев выявления уровней мотивации могут использоваться в диагностике и оценке ресурсов и рисков профессионального развития, в разработке и описании комплексной программы и модели психологического сопровождения развития мотивации профессионального роста педагога в системе повышения квалификациив выявлении, описании и систематизации содержания и направлений влияния мотивации компетентности педагога на эффективность профессионального роста и успешность педагогической деятельностив разработке рекомендаций для психологов и педагогов-андрогогов по развитию мотивации профессионального роста и совершенствования компетентности педагога в ходе образовательного процесса в институтах повышения квалификации.

Результаты, полученные в диссертационном исследовании, могут найти широкое применение в деятельности психологической службы образования, в работе профессиональных методических объединений. Представленные материалы могут лечь в основу разработки методических рекомендаций для психологов и педагогов-андрогогов. Результаты и выводы могут быть использованы в образовательном процессе вузов при подготовке педагогов и психологов, в системе повышения квалификации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мотивация профессионального развития педагога является специфическим интегральным психологическим образованием, имеющим иерархическую структуру, которое включает внутренние побуждения:

— смысложизненные ориентации;

— цели, профессиональные ценности и смыслы;

— потребность быть компетентным.

Она детерминирована также внешними факторами (требования профессии, система контроля, транслируемые ценности и смыслы, профессиональная конкуренция, образовательная политика). В качестве фасилицирую-щих факторов выступают акмеологическая среда, изменение социального статуса, повышение материального благополучия, признание в социуме и профессиональном сообществе.

2. В индивидуальной системе детерминации развития мотивации профессионального роста выделяются макросоциальные, микросоциальные и субъективные факторы. На макросоциальном уровне представлены государственный и социальный заказ в области образования, инновационные тенденции трансформации образованияна микросоциальном уровне детерминирующим мотивацию развития потенциалом, обладают ценности профессионального сообщества, возможности карьерного роста, социально-профессиональные векторы развития активности педагогов. Приоритетное значение имеют субъективные факторы, определяющие устойчивость, глубину, уровень актуализации мотивации роста: субъектная позиция, профессиональные потребности, мотивация достижения, направленность, ценностные ориентации, потребности.

3. В системе повышения квалификации возможно создание условий эффективного формирования мотивации профессионального роста. Комплексная модель актуализации мотивации профессионального роста включает аксиологический, содержательный, инструментальный и рефлексивный компоненты. Каждый компонент имеет свою содержательную специфику с акцентом на использовании интерактивных актуализирующих технологий. Программа актуализации мотивации профессионального роста реализуется посредством последовательного прохождения мотивационного, диагностического обучающего и рефлексивно-прогностического модулей.

4. Продуктивность развития мотивации профессионального роста педагога в системе повышения квалификации обеспечивается за счет смысловой идентичности аксиологического, содержательного и инструментального компонента, а также осуществления рефлексии и построения прогноза профессионального будущего. Эффективность развития мотивации обуславливается уровнем психологической поддержки педагога в процессе повышения квалификации, погружением в систему методов активного обучения, использованием проектирования и психологического моделирования, построением индивидуальной траектории профессионального развития конкретизацией планирования карьеры на диагностической основе.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», заседаниях кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии Южного федерального университета. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях на IV Всероссийском съезде РПО (Ростов-на-Дону, 2007) — на V научно-практической конференции-выставке «Информационные технологии образования» в рамках международного конгресса конференций ИТО (Ростов-на-Дону, 2005) — на Международной научно-практической Интернет-конференции «Модели индивидуализации обучения в инновационном развитии регионального образования: опыт, проблемы, перспективы» (Ростов-на-Дону, 2009) — на I Международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» (Ростов-на-Дону, 2010) — на II Международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» (Ростов-на-Дону, 2011) — на Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Научная компетентность молодых ученых: идеи, перспективы, направления» (Армавир, 2012) на Всероссийской научно-практической конференции «Организационная психология в образовании, бизнесе и управлении» (Пятигорск, 2009) — на X Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставке (Ростов-на-Дону, 2010) — на университетских чтениях Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2006 и 2007 года) — докладывались в рамках «Недели науки» факультета психологии ЮФУ (2010 — 2012 гг.). Диссертационное исследование выполнено в рамках основной проблематики реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы по направлениям: «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей».

Данные, полученные в исследовании, используются в работе преподавателей ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» в процессе повышения квалификации, при организации семинаров, круглых столов и конференций для педагогов и руководителей образовательных учреждений Ростовской области.

Публикации. Результаты исследования нашли отражение в 11 публикациях общим объемом 3,9 п. л, из них 4 в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 250 источников, из них 10 — на английском языке. Общий объем диссертации составляет 163 страницы. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками, приложениями.

Выводы по 2-й главе.

Мотивация профессионального роста педагогов представляет собой, сложно структурированное мотивационное образование, формирующееся в ходе взаимодействия «педагог — профессия» и образующее субъектную направленность на реализацию аутопсихологической деятельности развития. В качестве индикаторов развития мотивации профессионального роста выступают показатели выраженности ряда содержательных конструктов системы мотивации: ценностные и смысложизненные ориентации, профессиональная направленность, содержание и иерархия профессиональных мотивов, мотив достижения успеха и избегания неудач, личностная значимость профессиональной деятельностипредставления о мотивации профессионального роста, представления о значимости и роли психологической компетентности как фактора успешного профессионального продвижения.

В состав мотивации профессионального развития входят внешние и внутренние мотивы и побуждения, отражающие личностно-значимые приоритеты педагогов. Кластер внешних — образуют мотивационные конструкты нормативного (требования администрации, необходимость освоения смежной профессии, аттестация), материального (квалификационная категория), социального (статус, социальный заказ), средового (детерминирующее влияние среды) характера. Кластер внутренних — социогенные потребности в признании, персонализации, самоактуализации, профессиональное призвание, профессиональные интересы, потребность в развитии, интерес к творчеству, стремление к успеху, центрация на саморазвитии, мотивы достижения, а также ценностные ориентации и смысложизненные ориентации.

Ценностные ориентации, терминальные и инструментальные, коррелируют в разной степени выраженности, так существует связь между активной деятельностью, эффективностью в делах, здоровьем, образовательной культурой, между жизненной мудростью, индивидуальностью и локусом контро-ля-Я, ценности развития, творчество наделяется более низкими рангами. Корреляционные показатели различаются в различных тендерных группах педагогов. Полученные корреляционные зависимости отражают внутреннюю содержательную и организационную структуру ценностно-смыслового компонента мотивации данной группы педагогов.

В качестве главных мотивов достижения более высокого уровня профессионального развития выделены: желание быть услышанным, быть современным, стремление расширить профессиональные возможности, необходимость соответствовать требованиям времени, удовольствие от развития, любознательность, интерес. Наиболее действенными мотивами повышения квалификации и развития являются: желание быть позитивно представленным в профессиональном сообществе, стремление к успеху, расширение индивидуальных профессиональных ресурсов, профессиональная успешность, признание со стороны коллег, родителей и учеников.

Мотивация профессионального роста педагогов может эффективно развиваться в рамках повышения квалификации при включении в целенаправленную систему актуализации мотивации роста посредством включения специально разработанную программу. Модель программы актуализации мотивации профессионального роста построена на модульной основе и включает следующие модули: мотивационный, диагностический, обучающий, рефлексивно-прогностический.

В контексте персонифицированной модели повышения квалификации в результате реализации программы возникает ряд позитивных эффектов развития мотивации профессионального роста: трансформация ценностно-смыслового компонента, обогащение системы мотивационных побуждений, упрочение установок на развитие, приоритет внутренней мотивации, выраженность личностного смысла развития, целенаправленность и осмысленность самоинициации развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мотивационная сфера субъекта включает комплекс мотивов организованных в определенную иерархическую систему, является многовершинным образованием, побуждаемым не одним, а несколькими ведущими мотивами.

Мотивационная сфера субъекта задает координаты выбора и осуществление определенной линии поведения, деятельности по достижению намеченных целей и прогнозируемых результатов. Здесь проявляется направляющая функция мотивационной сферы, осуществление которой связано, прежде всего, с устойчивостью мотивации.

Регуляция поведения и деятельности в зависимости от особенностей мотивационной сферы носит либо личный характер, либо является общественно значимой, в зависимости от приоритетных мотивов — узколичных или социальных.

Различают актуальные и потенциальные мотивы. Актуальные мотивы фактически побуждают поведение и деятельность. Потенциальные мотивыэто такие побуждения, которые сформировались у личности, но не проявляются в деятельности.

Аналитические исследования в научном поле проблематики психологии мотивации профессионального развития дают возможность выделить класс мотивационных побуждений, участвующих в инициировании, регуляции и контроле саморазвития. К ним относятся смысловые образования: образ мира, идеалы, смыслы, ценности, Я-концепция, ценностные ориентации, образ достижений, самосознание. В системе мотивации профессионального и личностного роста педагога представлены социогенные потребности: самореализации, самоактуализации, персонализации, самотворчества и ростапрофессиональные установки. В структуре мотивации содержатся специфические мотивы, стимулирующие педагогическую деятельность, внешние и внутренние.

Мотивирование педагогов на развитие эффективно посредством постановки целей. Стремление удовлетворять профессиональные, творческие потребности посредством деятельности задает мотивацию к достижению I целей. По существу, процесс постановки целей является одной из самых важных побудительных сил, воздействующих на развитие, личностное и профессиональное.

Важное значение имеют перспективы карьеры, так как профессиональное развитие не будет эффективным в ситуации ограничения возможности получить продвижение по службе.

Современная система повышения квалификации обладает большими ресурсными возможностями для стимулирования мотивации развития за счет создания определенных психолого-педагогических и андрогогических уело- ' вий, применения новых педагогических и акмеологических технологий, а также реализации индивидуализированных и персонифицированных моделей повышения квалификации.

В качестве главных мотивов достижения более высокого уровня компетентности выделены: желание быть услышанным, быть современным, стремление расширить профессиональные возможности, необходимость соответствовать требованиям времени, удовольствие от развития, любознательность, интерес. Наиболее действенными мотивами повышения квалификации и профессионального развития являются: желание быть позитивно ' представленным в профессиональном сообществе, стремление к успеху, расширение индивидуальных профессиональных ресурсов, профессиональная успешность, признание со стороны коллег, родителей и учеников.

Организованное развитие мотивации педагогов эффективно происходит при включении в целенаправленную систему актуализации мотивации роста посредством включения специально разработанную программу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. В. Акмеологические факторы и условия развития профессионализма личности педагога Текст. / Л. В. Абадалина // Вестник Тамбовского университета [Сер. Гуманитарные науки]. — 2007. — № 12 — 1. — С. 128 — 134.
  2. , Л. В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике Текст.: монография / Л. В. Абадалина. М., 2008.
  3. , И. В. Личностные смыслы в образовательном процессе. Методы психологии Текст. / И. В. Абакумова // Ежегодник Российского психологического общества. Ростов н/Д., 1997. — Т. 3.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульхано-ва-Славская. М., 1991. — 229 с.
  5. , О. В. Уроки для взрослых: пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых Текст.: учебное пособие / О. В. Агапова, С Г. Вершловский, М. Г. Ермолаева [и др.]. СПб.: Тускарора, 2007. — 80 с.
  6. , А. Очерки по индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер. М., 2002.-218 с.
  7. , А. М. Выбор мотивов деятельности Текст. / A.M. Айламазь-ян // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 123.
  8. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации Текст. / под ред. A.A. Бодалева, Г. А. Ковалева. М., 1983.
  9. , Н. А. Модели управления образованием и стили преподавания Текст. / H.A. Аминов // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 88 — 99.
  10. Ю.Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М., 1977. — 380 с.
  11. П.Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития Текст. / В. И. Андреев. 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2006.
  12. , И. В. Управление персоналом Текст. / И. В. Андреева, C.B. Кошелева, В. К. Спивак. М.: ИД Нива- СПб.: ОЛМА-Пресс, 2003.
  13. , Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования Текст. / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. 1992. — № 5. — С. 20−27.
  14. , В. Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст. / В. Г. Асеев. М., 1976. — 158 с.
  15. , А. Г. Деятельность и установка Текст. / А. Г. Асмолов. М., 1979.- 150 с.
  16. , А. Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов. М., 1984. — 105 с
  17. , А. Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии Текст. / А. Г. Асмолов. М., 2002.
  18. , А. Г. Психология индивидуальности Текст. / А. Г. Асмолов. -М., 1986.- 160 с.
  19. , А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. М., 2001.
  20. , А. Г. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий Текст. / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова. -М.: Изд-во «Смысл», 2006. 321 с.
  21. , О. М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации Текст.: автореф. дис.. канд. пед наук / О. М. Атлосова. СПб., 1995.
  22. , О. О. Влияние самоактуализации на формирование структуры компетентного стиля жизни личности Текст.: дисс.. канд. психол. наук / О. О. Бандура. Киев, 2001.
  23. , О. Г. Психологические барьеры обучения иностранному языку взрослых Текст.: дисс.. канд. психол. наук / О. Г. Барвенко. Ставрополь, 2004.
  24. , Э. П. Самосознание во временном измерении. «Я-концепция» как прошлое Текст.: сборник статей / Э.П. Бахчеева- под общ. ред. Ю. А. Шаранова // Акмеология 2007. Теоретические и прикладные проблемы. -СПб.: Изд-во СПбАА, 2007. 213 с.
  25. , М. Акме и развитие индивидуальности человека Электронный ресурс. / М. Белокурова. Режим доступа: www.terton.ru/biblioteka/akme-i-razvitie-individualnosti-cheloveka.html
  26. , Я. М. Деловые игры Текст. / Я. М. Бельчиков, М. М. Бирштейн. -Рига, 1989.
  27. , Н. Р. Психология личностного роста Текст. / Н. Р. Битянова. -М., 1995.
  28. , А. А. Вершина в развитии человека Текст. / A.A. Бодалев. М., 1998.
  29. , А. А. О психологическом понимании Я человека Текст. / A.A. Бодалев // Мир психологии. 2002. — № 2 (30). — С. 12 — 17.
  30. , А. В. Я концепция как фактор профессионализации потенциального предпринимателя Текст. / A.B. Бояринцева // Педагогика. -1995.-№ 5.-С. 24−33.
  31. , Б. С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века Текст. / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 6 — 13.
  32. , А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе Текст. / A.B. Бруцшлинский // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 6. — С. 30−37.
  33. , Т. В. Профессиональное самосознание личности учителя как условие развития профессиональной направленности Текст. / Т.В. Бурза-лова // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. — № 15.-С. 19−23.
  34. , И. А. Мотивация и контроль за действием Текст. / И. А. Васильева, М.Ш. Магомед-Эминов. М., 1991. — 144 с.
  35. , Е. Е. Вершины жизни и пути их достижения: «Самоактулиза-ция, акме и жизненный путь человека» Текст. / Е. Е. Вахромов // Прикладная психология и психоанализ. 2001. № 4.
  36. , Е. Е. Самоактуализация и жизненный путь человека Текст. / Е. Е. Вахромов // Современные проблемы смысла жизни и акме. М.: Изд-во ПИР АО, 2002. — С. 147 — 164.
  37. , П. Искусство менеджмента Текст. / П. Вейл. М.: Экономика, 1993.
  38. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / A.A. Вербицкий. М., 1991.
  39. , С. Г. Взрослый как субъект образования Текст. / С.Г. Вер-шловский // Педагогика. 2003. — № 8.
  40. , В. К. Психология развития мотивации Текст. / В. К. Вилюнас. -СПб.: Речь. 2006.-458 с.
  41. , А. С. Гигиена учителя Текст. / A.C. Вирениус. СПб., 1988. — 42 с.
  42. , Б. 3. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление Текст. / Б. З. Вульфов // Магистр. 1995. — № 1. — С. 71 — 79.
  43. , И. О. Проблема мотивационной готовности к деятельности в зарубежных исследованиях Текст. / И. О. Гилева // Вестник КрасГУ. 2004.
  44. , М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения Текст. / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. — № 5. t
  45. , О. С. Влияние психологической компетентности на профессионально-личностный рост учителя иностранного языка Текст.: дисс.. канд. пед. наук / О. С. Гришечко. Ростов н/Д., 1999.
  46. , М. Т. Актуальность проблем образования взрослых в России Текст. / М. Т. Громкова // Новые знания. 2004. — № 3. — С. 18 — 20.
  47. , Р. Менеджмент Текст. / Р. Дафт. СПб.: Питер, 2008.
  48. , В. Т. Мотивация: сущность и применение Текст. / В. Т. Денисов, Ю. П. Медведева, А. Е. Резник // Поволжский торгово-экономический журнал.-2011.-№ 1.-С. 58−67.
  49. , А. А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития Текст. / A.A. Деркач, E.B. Селезнева. -M.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.
  50. , А. А. Акмеологические основы развития профессионала Текст. / A.A. Деркач. M., 2004. [Сер. Психологи отечества]. — С. 141.
  51. , А. А. Акмеология Текст. / A.A. Деркач. M., 2006.
  52. , А. А. Психология развития профессионализма Текст. / A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М.: Изд-во Аква, 2000.
  53. , И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности Текст. / И. А. Джидарьян // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. — С. 145 — 169.
  54. , Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности Текст. / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
  55. , Ю. В. Акмеологические факторы индивидуализации мотивационной сферы личности Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук / Ю.В. Дорошенко- Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 2006.
  56. , JI. Я. Детерминированность и свобода человека Текст. / Л.Я. Дорфман- под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. -М., 1997.-С. 145- 155.
  57. , И. И. Кодирование и интерпретация экспрессии эмоциональных состояний субъектами педагогического общения Текст.: дисс.. канд. психол. наук / И. И. Дроздова. Ростов н/Д., 2003.
  58. , С. А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития Текст. / С. А. Дружилов. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. 242 с.
  59. , Т. В. Когнитивно-эмоциональные детерминанты формирования мотивационных функций Текст.: дисс.. канд. психол. наук / Т. В. Дубинина. Новосибирск, 1995.
  60. , Э. Б. Мотивация профессионально-личностного развития и саморазвития педагога как психолого-педагогическая проблема Текст. / Э. Б. Дунаевская // Психология образования в поликультурном пространстве. 2008. — № 1 — 2. — С. 80 — 84.
  61. , Ю. Н. Активное социально- педагогическое обучение Текст. / Ю. Н. Емелячнов. JL: Изд-во Лен. ун-та, 1985. — 167 с.
  62. , П. Н. Модель обучения в контексте других дидактических моделей Текст. / П. Н. Ермакова, И. В. Абакумова, В. Т. Фоменко // Модели образовательного процесса. Ростов н/Д., 2005.
  63. , А. Г. Технология оценки деятельности учителя средней общеобразовательной школы Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Г. Зырянов. -Барнаул, 1995.
  64. , В. А. Психологические механизмы волевой регуляции Текст. / В. А. Иванников. М., 1991.
  65. , Е. М. Технология психологической оценки профессионала Текст. / Е. М. Иванова // Вопросы психологии. 1991. — № 4.
  66. , Г. А. Стуационно-позиционная модель профессионального развития педагога Текст. / Г. А. Игнатьева // Психология обучения. -2007.-№ 5.-С. 4- 17.
  67. , Е. П. Сущность и структура мотива Текст. / Е. П. Ильин // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. -№ 2. — С. 27 — 41.
  68. Использование деловых игр в обучении взрослых / Сост. J1.H. Лесохина, И. Г. Абрамова. Л., 1983.
  69. , Л. М. Дистанционная форма педагогического взаимодействия как условие профессионального саморазвития учителя Текст. / Л.М. Кал-нинш // Человек и образование. 2009. — № 4.
  70. , Л. М. Педагогическая поддержка личностно-профессионального становления будущего учителя в профессионально-динамической системе Текст. / Л. М. Калнинш // Человек и образование. -2009. -№ 3.
  71. , Л. М., Теоретическая модель саморазвития учителя в профессионально-динамической системе Текст. / Л. М. Калнинш // Мир науки, культуры, образования. -2010.-3 (22). С. 248 — 251.
  72. , М. В. Педагогическая деятельность как феномен культуры Текст. / М. В. Каминская // Психологическая наука и образование. 2002. — № 3. — С. 53 -68.
  73. , Б. Деловая стратегия. Концепция, содержания, символы Текст. / Б. Карлофф. М.: Экономика, 1991.
  74. , Е. А. История психологии труда в России Текст. / Е. А. Климов, О. Г. Носкова. М., 1992. — 221 с.
  75. , В. А. Тренинг внутренней мотивации Текст. / В. А. Климчук. -СПб.: Изд-во «Речь», 2005. 76 с.
  76. , М. В. К проблеме профессионального развития Текст. / М. В. Клишевская // Вестник московского университета [Сер. 14. Психология]. 2002.-№ 4. — С. 3 — 11.
  77. , В. И. К проблеме мотивов Текст. / В. И. Ковалев // Психологический журнал. 1981.-Т. 2.-№ 1.-С. 29−44.
  78. , В. И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений Текст. / В. И. Ковалев // Психологический журнал. 1984. — Т. 5. — № 4. — С. 3 — 13.
  79. , В. И. Профессия и мотивация Текст. / В. И. Ковалев // Психологические вопросы профессиональной пригодности. Вильнюс, 1981. — С. 53 -56.
  80. , В. И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки Текст. / В. И. Ковалев, В. Н. Дружинин // Психологический журнал. 1982. — Т. 3. — № 6. — С. 35 — 44.
  81. , Н. Н. Психологические условия применения активных методов обучения в процессе подготовки социальных педагогов Текст.: дисс.. канд. психол. наук / H.H. Коваленков. Ставрополь, 1998.
  82. , А. Ю. Педагогический словарь Текст.: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
  83. , О. А. Компетентность современного учителя: Современная проблема определения понятия Текст. / O.A. Козырева // Стандарты и модернизация образования. 2004. — № 2. — С. 48 — 51.
  84. Коломинский, Я. JL, Березовин H.A. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии Текст. / Я. Л. Коломинский, H.A. Березовин. М., 1977.
  85. , А. М. Психология самоотношения Текст. / A.M. Колышко. -Гродно: Изд-во ГрГУ, 2004. 102 с.
  86. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание Текст. / И. С. Кон.-М., 1984.-335 с. '
  87. , И. В. Субъект в социокультурном пространстве своего осуществления Текст. / И. В. Кондаков // Субъект действия, взаимодействия, познания: Психологические, философские, социокультурные аспекты. -М.- Воронеж, 2001.
  88. , О. Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности Текст. / О. Н. Коптяева. М., 2001.
  89. , А. В. Особенности андрогогической модели в системе повы- ^ шения квалификации педагогических и руководящих работников образования Текст. / A.B. Копылова // Вестник Томского государственного университета. 2010. — № 10. — С. 43 — 47.
  90. , Н. Е. Методологические основания разработки компетентност-но-развивающей модели повышения квалификации научно-педагогических кадров Текст. / Н. Е. Копытова // Вопросы психологии. 2011. — № 1. -С. 97- 105.
  91. , Л. Н. Профессиональная психология личности Текст. / Л.Н. Корнеева- под ред. Г. С. Никифорова // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб., 1991.
  92. , И. Г., Горчакова Е. Б. Проявление мотивационного кризиса в профессиональной деятельности Текст. / И. Г. Косенкова, Е. Б. Горчакова // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2007. — № 146.-С. 3- 10.
  93. , И. Б. Педагог: профессия и личность Текст. / И. Б. Котова, E.H. Шиянов. Ростов н/Д., 1997.
  94. , И. Б. Психология личности в России. Столетие развития Текст. / И. Б. Котова. Ростов н/Д., 1994. — 290 с.
  95. , В. В. Проблемы научного обоснования обучения Текст. методологический анализ / В. В. Краевский. M., 1977. — 164 с. '
  96. , Н. В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста Текст. / Н. В. Кузьмина, С. Д. Пожарский, JI.E. Паутова. -СПб.- Коломна- Рязань, 2008.
  97. , Н. В. Профессионализм педагогической деятельности" Текст. / Н. В. Кузьмина, A.A. Реан. СПб.: Изд-во «Евразия», 1993.
  98. , Ю. Н. Психология обучения взрослых Текст. / Ю.Н. Кулют-кин.-М., 1985.- 128 с.
  99. , Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя Текст. / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1986. -№ 4.-С. 22−30.
  100. , В. Н. Потребности и мотивы личности Текст. / В.Н. Куници- t на//Психология.-M.: Проспект. 2001. С. 188 — 195.
  101. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев.-М., 1975.-303 с.
  102. , А. Н. Избранные психологические произведения Текст.: в 2 т. Т. 2 / А. Н. Леонтьев. М., 1983.
  103. , А. Н. Потребности, мотивы, эмоции Текст. / А. Н. Леонтьев. ' М.: изд-во МГУ, 1971. — 40 с.
  104. , Д. А. Выбор как деятельность: Личностные детерминанты и возможности формирования Текст. / Д. А. Леонтьев, Н. В. Пилипко // Вопросы психологии. 1995. — №. 1. — С. 97−110.
  105. , Д. А. Психология смысла Текст.: монография / Д. А. Леонтьев.-М., 1999.
  106. , Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Текст.: монография / Д. А. Леонтьев. 2-е испр. изд. -М.: Смысл, 2003. 487 с.
  107. , А. В. Стиль человека: психологический анализ Электронный ресурс. / A.B. Либин. Режим доступа: http://www.koob.ru
  108. , Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии Текст. / Б.Ф. Лоtмов // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № 5. — С. 3 — 22.
  109. , М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие Текст. / М. И, Лукьянова. Ульяновск, 2002.
  110. , Т. В. Содействие построению карьерной стратегии молодого учителя Текст. / Т. В. Лучкина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. — № 62. — С. 262 -271.
  111. Магомед-Эминов, М. Ш. Мотивационная регуляция поведения Текст.: тезисы докладов / М.Ш. Магомед-Эминов // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: XI Всесоюзный семинар молодых ученых. М., 1986. — С. 58 — 59.
  112. Магомед-Эминов, М. Ш. Мотивация общения Текст.: материалы чтений / М.Ш. Магомед-Эминов // Материалы Луриевских чтений. М., 1985.
  113. , М. И. Современные персонал-технологии Текст. / М. И. Магура, М. Б. Курбатова. М.: Интел-Синтез, 2003.
  114. , Е. А. Смысл жизни как фактор педагогического творчества (психологический аспект) Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук / Е. А. Максимов. М., 2001.
  115. , Т. В. Смысложизненные ориентации как фактор становления индивидуального стиля педагогической деятельности Текст.: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Т. В. Максимова. М., 2000.
  116. , О. П. Повышение квалификации педагога: проблемы и перспективы акмеологического развития Текст. / О. П. Малютина // Вестник ТГУ. 2010. — Вып. 7 (87). — С. 107−110.
  117. , О. П. Повышение квалификации педагога: проблемы и перспективы акмеологического развития Текст. / О. П. Малютина // Вестник Тамбовского университета [Сер. Гуманитарные науки]. 2010. -Вып. 7 (87).-С. 107−110.
  118. , С. В. Психологические аспекты успешности профессиональной деятельности Текст. / C.B. Марихин // Мир человека. 2009. — № 1. -С. 155 — 163.
  119. , В. Н. Детерминанты формирования индивидуальной карьерной стратегии Текст. / В. Н. Маркин // Социальная психология и общество. -2011,-№ 4.-С. 27−49.
  120. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М.: Знание, 1996.
  121. , А. К. Психология труда учителя Текст. / А. К. Маркова. М., 1993.
  122. , А.К. Формирование мотивации учения Текст. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. -М.: Просвещение, 1990.
  123. , Е. В. Мотивационно-волевые особенности личности как фактор успешности деятельности Текст.: дисс.. канд. психол. наук / Е. В. Маркова. Л., 1984. — 216 с.
  124. , А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. М., 1989.
  125. , В. С. Лекции по психологии мотивов человека Текст. / B.C. Мерлин. Пермь, 1971. — 119 с.
  126. , А. М. Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых Текст. / A.M. Митина // Вестник МГУ [Сер. 14. Психология]. 2004. -№ 12.-С. 56−65.
  127. , Л. М. Психологические аспекты труда учителя Текст.: учебное пособие / Л. М. Митина. Тула, 1991.
  128. , Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя Текст. / Л. М. Митина. М., 2004.
  129. , В. Норма и мотив поведения Текст. / В. Момов // Вопросы философии. 1972. — № 8. — С. 113.
  130. , А. Т. Смысл жизни и личность Текст. / А. Т. Москаленко, В. Ф. Сержантов. Новосибирск, 1989. — 199 с.
  131. , М. И. Особенности структуры мотивации достижения в профессиональной деятельности государственных служащих Текст.: дисс.. канд. психол. наук / М. И. Мурзабеков. М., 2002. j
  132. , П. Психология. Профессия. Карьера Текст. / П. Мучински. -СПб.: Изд-во «Питер», 2004. 539 с.
  133. , Г. Психология и учитель Текст.: пер. с англ. / Г. Мюн-стерберг- пер. A.A. Громбаха. 3-е изд., испр. М., 1997.
  134. , В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности. Психология личности Текст.: тексты / В.Н. Мясищев- под ред. Ю. Б. Гипперейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. — С. 35 — 38.
  135. , Э. Организационное консультирование Текст.: пер. с англ. / Э. Невис. СПб.: изд-во Пирожкова, 2002. [Сер. Новый импульс]. — 224 с.
  136. , Е. Ю. Психология мотивов и действий в обновляющемся мире Текст. / Е. Ю. Новикова. М., 1996. — 176 с. '
  137. , Т. Н. К вопросу об истоках направленности личности Текст. / Т. Н. Овчинников // Психология личности и образ жизни. М., 1987.1. С. 14−15.
  138. , А. Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации Текст. / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1989.5.-С. 27−34.
  139. , С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система Текст. / С. Р. Пантелеев. М., 1991.
  140. , Е. Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации Текст. /
  141. Е.Ю. Патаева // Вестник МГУ Сер. 14. Психология. 1983. — № 4. -С. 23−32.
  142. , JI. А. Компетентность в общении Текст. / Л. А. Петровская. -М., 1989. 216 с.
  143. , А. В. Вопросы истории и теории психологии Текст. / A.B. Петровский. М. 1984. — 271 с.
  144. , А. В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / A.B. Петровский. М.,. 1982. — 254 с.
  145. , В. А. Принцип отраженной субъективности в психологическом исследовании личности Текст. / В. А. Петровский // Вопросы психологии. 1985.-№ 4. — С. 17−30.
  146. , В. А., Личность: феномен субъектности Текст. / В. А. Петровский. Ростов н/Д., 1993
  147. , В.А. Активность субъекта в условиях риска Текст.: авто-реф. дис.. канд. психол. наук/В.А. Петровский. -М., 1977.
  148. Е. В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя Текст. / Е. В. Пискунова. СПб., 2005.
  149. , Н. С. Психология труда и человеческого достоинства Текст. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Изд-во Академия, 2001.
  150. Психологическое исследование проблемы формирования личности профессионала Текст. / под ред. В. А. Бодрова [и др.]. М., 1991.
  151. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Текст. / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991.
  152. , Дж. Компетентность в современном обществе Текст. / Дж. Равен. -М, 2002. -393 с.
  153. , Е. Р. Направленность педагога в профессиональной педагогической деятельности Текст. / Е. Р. Разумовская // Омский научный вестник. 2009. — № 76. — С. 175 — 178.
  154. , А. А. Психология человека от рождения до смерти Текст. / A.A. Реан. СПб., 2002 г. — 656 с.
  155. Роджерс, К Становление личности Текст. / К. Роджерс. М., 1994.
  156. , С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн.-М., 1973.-423 с.
  157. , Н. Е., Темиров Т. В. Духовный смысл психологического обеспечения профессионального самоопределения Текст. / Н. Е. Рубцова, Т. В. Темиров // Мир психологии. 2002. — № 3.
  158. , Г. А. Методологические аспекты подготовки учителя в системе повышения квалификации Текст. / Г. А. Русских // Образование и саморазвитие. 2009. — Т. 3. — № 13. — С. 52 — 57.
  159. , Л. И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов Текст. / Л. И. Рюмшина // Вопросы психологии. 2000. — № 1.
  160. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. — 264 с.
  161. , В. Ф. Психологические аспекты самоопределения личности Текст. / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. 1984. -№ 3. — С. 65−74.
  162. , В. Ф. Психология самоопределения личности Текст. / В.Ф. Са-фин. Свердловск. 1986.
  163. , Е. В. Развитие акмеологической культуры личности Текст. / Е.В. Селезнева- под ред. A.A. Деркача. М., 2004. — С. 149.
  164. , В. И. Волевая регуляция активности личности Текст. / В. И. Селиванов // Психологический журнал. 1982. — Т. 3. — № 4. — С. 14 — 25.
  165. , Ю. В. Психолого-акмеологические особенности формирования жизненных ценностей руководителя Текст. / Ю. В. Синягин. М., 1997.
  166. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска Текст.: в 2 ч. / под ред. A.A. Бодалева, Г. А. Вайзер, H.A. Карповой, В. Э. Чудновского. М.: Изд-во «Смысл», 2004.
  167. Сохань, J1. В., Кириллова М. В. Жизненная программа личности как способ сознательной организации ее жизнедеятельности Текст. / JI.B. Сохань, М. В. Кириллова // Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982. — С. 223 — 255.
  168. , О. И. Моделирование самообразования педагогов средствами информационно-комуникационных технологий в системе повышения квалификации Текст. / О. И. Статирова // Мир науки, культуры, образования. 2009.-№ 2. — С. 188- 192.
  169. , JT. А. Управление акмеологическим ресурсом профессионала Текст. / JI.A. Степнова // Акмеология. 2002. — № 2.
  170. , В. В. Мотивация и самосознание Текст. / В. В. Столин // Мотивация личности. М., 1982. — С. 58 — 67.
  171. , В. В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М: Изд-во МГУ, 1983.
  172. , Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развития воспитательной активности взрослых учащихся Текст. / Г. С. Сухобская // Вопросы психологии. 1984. — № 5.
  173. , Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности Текст. / Э. Э. Сыманюк // Мир психологии. М.-Воронеж, 2005. — № 1.-С. 156- 162.
  174. , Н. Д. Я. Моя самооценка, самозначимость и движения моего я Текст. / Н. Д. Творогова // Мир психологии. М.-Воронеж, 2003. — № 2.-С. 53−60.
  175. Теоретические основы непрерывного образования Текст. / под ред. В. Г. Онушкина. М., 1987. — 208 с.
  176. , В. А. Современная психология труда Текст. / В. А. Толочек. -СПб.: Изд-во «Питер», 2005.
  177. , В. А. Стили профессиональной деятельности Текст. / В.А. То-лочек. М.: Изд-во «Смысл», 2000. — 199 с.
  178. , В. В. Менеджмент персонала предприятия Текст.: учебно- ' практическое пособие / В. В. Травин, В. А. Дятлов. М.: Дело, 2003.
  179. , Г. JI. Разум, воля, успех: о философии поступка Текст. / Г. Л. Тульчинский. Л., 1990.
  180. , Д. Н. Мотивация период, предшествующий волевому акту. Психология личности Текст.: тексты / Д.Н. Узнадзе- под ред. Ю. Б. Гипперейтер, A.A. Пузырея. — М., 1982. — С. 80 — 84.
  181. , Д. Н. Экспериментальные основы психологической установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси. 1961. — 210 с.
  182. , Э. А. Мотивационный менеджмент Текст. / Э. А. Уткин. М.: Теис, 2004.
  183. , А. А. Мотивационная саморегуляция личности Текст. /, A.A. Файзуллаев. Ташкент, 1987 >
  184. , А. А. Мотивационные кризисы личности Текст. / A.A. Файзуллаев // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 3. — С. 23 -31.
  185. , А. А. Принятие мотива личностью Текст. / A.A. Файзуллаев // Психологический журнал. 1985. — Т. 6. — № 4. — С. 87 — 96.
  186. , Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост Текст.: пер. с англ. / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. Вып. 2. — М., 1992. — 136 с.
  187. , А. Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала Текст. / А. Р. Фонарев // Мир психологии. 2001. — № 2. -С. 104- 108.
  188. , А. Р. Психологическое становление личности профессионала Текст. / А. Р. Фонарев. М., 2001.
  189. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М., 1990. -366 с.
  190. Фрейд, 3. Психология бессознательного Текст.: сборник произведений / 3. Фрейд. М., 1990. — 448 с.
  191. , Э. Иметь или быть? Текст. / Э. Фромм. М., 1990. — 336 с.
  192. , Э. Человек для себя Текст. / Э. Фромм. Минск, 1992. — 235 с.
  193. , X. Мотивация и деятельность Текст.: пер. с нем.: в 2-х т. / X. Хекхаузен- под ред. Б.М. Величковского- предисл. Л.И. Анцыферо-вой, Б. М. Величковского. М., 1986. — 408 с.
  194. , Л. Теории личности Текст. / Л. Хьел, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 1997.-608 с. ,
  195. , Я. А. Понятие «профессиональная карьера»: потребностно-мотивацонная характеристика Текст. / Я. А. Чернышов // Мир психологии. 2008. — № 2. — С. 221 — 233.
  196. , В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека Текст. / В. И. Чирков // Вопросы психологии. 1995. — № 3. -С. 116−132.
  197. , С. Трансформация массового сознания: на пути к глобальному, мышлению Текст. / С. Чугров // Мировая экономика и международные отношения. 1993. — № 7. — С. 77 — 87.
  198. , Э. С. Связь профессиональной мотивации и творческой активности инженеров Текст. / Э. С. Чугунова // Вопросы психологии. -1985.-№ 4.-С. 136- 142.
  199. , В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипиро-ванности от «внешнего» и «внутреннего» Текст. / В. Э. Чудновский // 1 Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 2. — С. 15 — 26.
  200. , P. X. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив Текст. / Р. Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1990.
  201. , Г. П. Система педагогических исследований (методоло- | гический анализ) Текст. / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. -М., 1992.-С. 16−201.
  202. , Ю. В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов (психологическое исследование) Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук / Ю. В. Шереметова. М., 1990.-22 с.
  203. , X. Т. Психологические основы профессиональной подготовки педагогов и психологов Текст.: дисс.. д-ра психол. наук / Х. Т. Шерьязданова. М., 1999.
  204. , С. Е. Школа: мониторинг качества образования Текст. / С. Е. Шишов, В. А. Калней. М., 2000. — 320 с.
  205. , Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы Текст. / E.H. Шиянов. М., 1991.
  206. , Е. В. О естественной природе и социальной сущности человека Текст. / Е. В. Шорохова // Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1980. — 288 с.
  207. , Ю. Сознание и его имитация Текст. / Ю. Шрейдер // Новый / мир, 1989,-№ 11.-С. 244−255.
  208. , А. Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности Текст.: дисс.. д-ра психол. наук / А. Э. Штеймец. СПб., 1999.
  209. , П. Социология социальных изменений Текст.: пер. с англ. / П. Штомпка. М., 1996.
  210. , Т. Н. Психологическая компетентность педагога: транслирование личностных характеристик в общении с учениками Текст. / Т. Н. Щербакова, Р. Х. Ганиева. Ростов н/Д., 2003.
  211. , Т. Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития Текст. / Т. Н. Щербакова. Ростов н/Д., 2005. -320 с.
  212. Х.Э., Еленский В. И. Психология жизненного пространства Текст. / Х. Э. Штейнбах, В. И. Еленский. СПб: Речь, 2004. 239 с.
  213. , Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности Текст. / Р. Эммонс. М.: Смысл. 2004. — 416 с.
  214. И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 64−77.
  215. , П. М. Психологические проблемы мотивации поведения чело-, века Текст. / П. М. Якобсон. -М., 1969. 317 с.
  216. , М. Г. Психология в XX столетия: Теоретические проблемы развития психологической науки Текст. / М. Г. Ярошевский. 2-е изд. -М., 1974.
  217. Alderfer, C. P. Existence, Relatedness and Growth: Human needs in Organizational Settings. New York: The Free Press, 1972. — 432 p.
  218. Athinson, J. W. An Introduction to Motivation. Priston. — New Jersey, 1964. -360 p.
  219. Guilford, J. P. A Factor Analysis Study of Human Interests // Psychological Monographs. 1967. — № 68. — P. 78 — 96.
  220. Madsen, K. B. Modern Theories of Motivation. Copenhagen. Verl Psychology, 1999.
  221. McClelland, D. C. Invested Self-expression: A Principal of Human Motive // Psychology Review, 1963. 460 p.
  222. McClelland, D. C., Atcinson J.W., Dark R.A., Lowell E.L. The Achievement Motive. New York: Appleton-Century-Crofts, 1976. — 386 p.
  223. Nutten, Y. R. Motivation, Planning and Action // A Relational Theory of Behavior Dynamics. Hillsdale, 1984. — 206 p.
  224. Robinson, W. P. The Measurement of Achievement Motivation. Doctoral the- ' sis. University of Oxford, 1961. 314 p.
  225. Steers, R. M., Porter L.W. Motivation and Work Behavior. New York, 1983.-327 p.
  226. Veroff, J. Theoretical background for studying the Origins of Human Motivational Dispositions. Merrill-Palmer Quart. Behavior Development, 1965. -230 p.
  227. Vrom, V. H. Work and Motivation. Chichester: John Wiley, 1964.
Заполнить форму текущей работой