Воображение в структуре школьной зрелости
Диссертация
В то же время сам характер занятий: возможность свободно обсуждать свои идеи и замыслы, отсутствие оценок и жёстких ограничений для проявления индивидуальности — по всей видимости существенно влияет на процесс, который Пиаже называл «децентрацией». На экспериментальных уроках дети постоянно находились в условиях, при которых необходимо было сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения своих… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические подходы к исследованию проблемы школьной зрелости
- 1. 1. Роль воображения в психическом развитии ребёнка
- 1. 2. Современные научные представления о структуре школьной зрелости
- 1. 3. Методы определения готовности ребёнка к обучению
- 1. 4. Креативность как компонент обучаемости
- ГЛАВА 2. Методы исследования
- 2. 1. Объект исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Описание тестов
- 2. 4. Формирующий эксперимент
- ГЛАВА 3. Результаты экспериментального исследования
- 3. 1. Адекватность методов
- 3. 2. Статистические таблицы
- ГЛАВА 4. Обсуждение результатов
- 4. 1. Оценка формирующего эксперимента
- 4. 2. Влияние формирующего эксперимента на интеллектуальную сферу испытуемых
Список литературы
- Агафонова И.Н. Экспресс диагностика готовности к школе. СПб, 1997.
- Альманах психологических тестов, 1997, с.301−302, 306−307.
- Анастази. Психологическое тестирование, В.2т. М., 1982 г.
- Анищенко О.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание 1979 г., № 5 стр. 39−44
- Арсеньев А. С., Библер В. С., Кедров Б. М. Анализ развивающего понятия. М.:Наука, 1967 г.
- Багдасарова Н.А. Психологические особенности понимания учебного материала в школьном возрасте. Бишкек, 1996, 124 с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Ребёнок идёт в школу. М., 1996.
- Берон Р., Ричардсон Д. «Агрессия», Изд. Питер Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск, 1997.
- Блейхер В.М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика «ЗДОРОВЬЯ», Киев, 1986 г., 89 с.
- Ю.Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд. Ростовского ун-та. 1983.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968 г., с. 210.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка.// Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972 г., с.23−24.
- Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М.:Высш школа, 1966
- Брунер Д.Ж. Психология познания. М., Прогресс, 1977.
- Венгер А. Л. Формирование операций и организация действий у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: 1977 г.
- Венгер Л. А. Психологические вопросы. подготовки детей к школе.// Дошкольное воспитание. 1970, № 4, стр. 36−41.1.l
- Воронова А. А. «Причины школьный неврозов» руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. Дубровиной И. В., М, Академия 1995.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.-1956,-519 с.
- ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте М., 1967.
- Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Развитие высших психических функций. М., 1960.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6т., т.З. «История развития высших психических функций" — М: Педагогика, 1982−1984 гг.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. П.с.с. т.2. «Педагогика» М., 1982, с. 444, с. 254, 379, 380.
- Габидуллина С.Э. К обоснованию методики «Рисунок несуществующего животного» //Вест. Моск. ун-та сер. 14. Психология 1986-№ 4 с.56−57.
- Гильтбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1998.
- Готанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Первый год обучения (для детей 6−10 лет)/ Изд-во «ИМАТОН» Санкт-Петербург. 1996.
- Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6−7 лет к школьному обучению. //Психологическая наука и образование. Международный образовательный и психологический колледж. № 2, 1997.
- Гутьсина Н.И. «Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний». Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. Дубровиной И. В. М., Академия 1995.
- ДавидчукА.Н. Конструктивное творчество дошкольника. М.: 1973,149с.
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте.// Вопр. психол. 1992. № 1−2, с.22−23
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986 г.
- Давыдов В. В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения.
- Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: Теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней.// Вопр. психол. 1977, № 15 с.4−7
- Доронова Т.Н. Формирование действий контроля на занятиях рисованием у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 1979 г. 17 с.
- Дружинин В. И. Психология общих способностей. М., 1995.
- Дьяченко О.И. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1990.
- Дьяченко О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1980 № 239.3акс JI. Статистическое оценивание // М: Статистика 1976 — 598 с.
- Запорожец А.И. Избранные психологические труды. В 2 т. М., 1986.
- Запорожец А.И. Интеллектуальная подготовка детей к школе.//Дошкольное воспитание, 1977, № 8, с. 30−34
- Запорожец А.И. Психофизиологические возможности ребёнка-дошкольника и оптимальные педагогические условия их реализации. // Функциональные и адаптационные возможности детей и подростков. Тез. докл. конф. Петрозаводск т.2, М., 1974, с.93−95
- Запорожец А.И. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности// Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.
- Запорожец А.И. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М., 1978.
- Захаров А.В. Как преодолеть страхи у детей. М., «Педагогика». 1986.
- Захаров А.В. Психотерапия у детей и подростков// М., Медицина, 1982.
- Иванова Г. М. Структура психологической готовности к школе детей 6-летнего возраста. М, 1986, с. 14.
- Ильенков Э. В. О воображении // Нар. образование. 1968. № 3
- Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
- Имедадзе И.В. Изучение эмоционально-волевой готовности шестилеток к школьному обучению. Тбилиси, 1978, с. 22.
- Капчеля Г. И. Общение со взрослыми как фактор формирования детей к школьному обучению М, 1983, с.23.
- Князева О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач. //Вопр.психол. 1987. — № 5.
- Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. М, Медицина, 1979. Стр. 607.
- Ковалёв В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., Медицина. 1995.
- Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., «Просвещение», 1988.
- Короленко Ц. П. Фролова Г. В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). Новосибирск, Изд. «Наука», 1975.
- Костикова М.Н. Психологические особенности готовности детей к школьному обучению М, 1985, с.27.
- Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе. М., 1987.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
- Кравцова Е.Е. Зависимость психологической готовности к школьному обучению от особенностей общения ребёнка с окружающей средой. М, 1981, с. 20.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. КТТМ. М.: Педагогика, 1971.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., «Педагогика», 1986.
- Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. М., 1982, с.51−52.
- Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: МГУ, 1975, 120 с.
- Малера О.В. Воображение в познавательной деятельности дошкольника. Л., 1990, с. 16.
- Матюшкин A.M. Загадка одарённости. В 2 томах М.: Педагогика, 1982.
- Мапошкин A.M., Сиск Д. Одарённые и талантливые дети // Вопр. психологии. 1988, — № 4.
- Мухина B.C. Близнецы М.: Просвещение, 1969.
- Неверович Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М. 1965. -с.396−419.
- Обухова А.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Привола, 1995.
- Особенности и закономерности формирования познавательных способностей в процессе воспитательных образовательной работы / Александрян Э. А., Багдасарян Б. A., JI. А. Венера. Ереван, 1982
- Особенности психического развития детей 6−7 летного возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988.
- Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Бишкек. «Илим», 1992.
- Парамонова Л.А. Дошкольное учреждение и начальная школа: вопросы преемственности / Дошкольное воспитание № 4, с. 99. 1997.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
- Подготовка детей к школе в детском саду / под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М. 1978. 160 с.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, — 1977.
- Пономарев Я. А., Психология творчества и педагогика М., 1976
- Пономарёв Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Педагогика, 1964.
- Пороцкая Е.Л. Роль вербальных средств в развитии воображения / Автореферат. Москва. 1992, 17 с.
- Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов //Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина М., 1964
- Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб.: Изд. Пантелеева, 1901.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Валес, 1995.
- Родари Дж. Грамматика фантазии / Пер. с итал. М., 1978.
- Романова Е. В. Сытько Т.И. Проективные графические методики. Санкт-Петербург 1992.
- Ротанова Г. А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей / М., Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.
- Рубинпггейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940, с. 269.
- Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. 2-ое изд. Под ред. Дубровской И. В. М: Академия, 1995.
- Собчик J1.H. Методы психологической диагностики. М. 1990.
- Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. Мгу, 1988.
- Самсонов Н.В. Развитие воображения у детей. М.: Изд.В. В. Думнов, 1923.
- Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6−7 лет. М. 1986. — 46 с.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Ярославль «Академия развития», 1996.
- Туник Е.Е. Диагностика креативности тест П. Торренса. Методическое руководство. Санкт-Петербург. 1998 г.
- Усова А. П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 1981.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
- Хеллер К. А., Перлет К., Спервальд В. Лонгитюдное исследование одарённости. //Вопросы психологии. 1991, № 2, с.120−127.
- Художественное творчество и ребёнок // Под. общей ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1972.
- Цеханская Л. И. Диагностика уровня овладения некоторыми элементами предпосылок учебной деятельности: Дипломная работа. М., 1970.
- Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе. М., 1985.
- Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одарённость: дар или испытание. -М.: Знание, 1990.
- Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
- Шванцара Л., Шванцара Й. // Развитие детских графических проявлений/ Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты// М. Изд. «КСП» 1997. Стр.301−302.
- Шепко Е.Л. Особенности готовности к школьному обучению детей 67 лет, проживающих в различных экологических условиях Севера и Сибири. М. 1987, с. 24.
- Шушакова Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одарённости с использованием тестов Торренса у младших школьников при специальном обучении. // Вопросы психологии. 1991, № 1, с. 27−32.
- Щебланова Е.И., Аверина И. С. Современные зарубежные лонгитюдные исследования одарённости. //Вопросы психологии. 1994, № 6, с.134−140.
- Щебланова Е.И., Аверина И. С. Краткий тест творческого мышления фигерная форма. Пособие для школьных психологов МИНТЕР 1995.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Ш. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей//Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М. 1960, 328 с.
- Яковлева E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психол. 1997, № 4.
- Яныпин П.В. Исследования законов порождения образов в проективной ситуации. // Принцип историзма и психологическая наука. Рукоп дис ИНИОН от 27.11.87 № 31 894 с. 22.
- Яныпин П.В. Семантика проективного рисунка в контексте языка невербальных знаний // Вест Моек ун-та сер 14 Психологияб 1989 № 1
- Ausubel D. P. Theory and problems of child development. N.Y. 1958.
- Caroll J. B. Human cognitive abilities. Gambride: Ganbr. Univ. Press. 1993.
- Catalogue of Psychological, Tests, 1988−89, Instructional Materials, Books andJurnals, 1991
- Catell R. B. The structure of intelligence relation to the nature /nurture controversy. //Cancro R. (ed). Intelligence: Genetic and environmental in flounces. N. Y. Crune and Stratton, 1971.
- Crutchfield R. S. Creative thinking in children: its teaching and testing/ Intelligence: perspectives. 1965. Ed. By O.G. Brim, R.S. Crutchfield and W.H. Holtzman. N.Y., 1966.
- Dunn R., Dunn K. Teaching students through their individual learning styles: a practical approach. Reston Publishing. Co 1978.
- Golleman D. Emotional intelligencs N.Y. Bantam Books, 1995
- Goslin D., Epstein R., Hallok B. The use of standardized tests in elementary schools. //Technical Report.№ 2. The social consequences of testing. N.Y., 1965.