Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности мышления у детей с речевыми нарушениями

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совер-шенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О.И. Кукуш-кина, Е. А. Стребелева, Г. В. Чиркина и др.). Одним… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
    • 1. 1. Понятие мышления в психологии
    • 1. 2. Особенности формирования мышления в онтогенезе
    • 1. 3. Особенности формирования мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Вывод по главе I
  • ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
    • 2. 1. Характеристика контенгента
    • 2. 2. Организация и методы исследования
    • 2. 3. Анализ результатов проведенного исследования
    • 2. 4. Рекомендации к коррекционной работе по формированию мышления у детей с ОНР
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Особенности мышления у детей с речевыми нарушениями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совер-шенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О.И. Кукуш-кина, Е. А. Стребелева, Г. В. Чиркина и др.). Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии. Иссле-дователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим не-доразвитием речи (ОНР).

Исследователи в области логопедии и специальной психологии отме-чают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познава-тельной деятельности детей и становление их личностных качеств (И. Т. Власенко, Ю. А. Гаркуша В. А. Ковшиков, Е. Ф. Соботович, Л. И. Тигранова,. Н. Усанова и др.). Изучение особенностей познавательной деятельности детей с ОНР позволяет определить пути педагогической коррекции психиче-ских процессов, усугубляющих речевое недоразвитие. Такой подход оказы-вает положительное влияние на сознательное овладение детьми программ-ным материалом, что приводит к высокой роли коррекционно-развивающего обучения.

Эффективность целенаправленной педагогической работы во многом зависит от разработки научно-обоснованной системы фронтального специ-ального обучения для групп с однородными отклонениями в речевом разви-тии. Специальная работа по формированию лексико-грамматического строя языка должна строиться на активизации познавательной деятельности, на-правленной на осмысление групп явлений окружающего мира и осознанное усвоение морфологических средств языка, их выражающих.

В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л.А. Венгер, А. В. Запорожец, B.C. Мухина, Н. Н. Поддьяков и др.). Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет сущест-венное значение для всей последующей жизни человека. Наглядно-образное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошколь-ного возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вно-сит в общий процесс психического развития. Степень сформированности на-глядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления.

В современных программах обучения и воспитания дошкольников с ОНР в условиях специального детского сада указывается, что, обладая пол-ноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дос-тупными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного мышле-ния и без специального обучения с трудом овладевают основными мысли-тельными операциями: анализом, синтезом, сравнением (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).

Вместе с тем, анализ литературных источников в области коррекцион-ной педагогики и логопедии показал недостаточность научно-обоснованных методик по проведению педагогической работы, направленной на формиро-вание мыслительной еятельности этих детей.

Актуальность работы. Учет дошкольного возраста как сензитивного периода в становлении наглядных форм мышления, а также недостаточность научно-методических рекомендаций по формированию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ОНР определяют актуальность те-мы исследования в области коррекционной педагогики.

Таким образом, актуальность и значимость этих вопросов, их недоста-точная теоретическая и практическая разработанность позволили обозначить проблему исследования поиск путей и способов формирования наглядно-образного мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.

Разработка данной проблемы, в свою очередь, определила цель иссле-дования: разработать содержание, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по формированию наглядно-образного мышления де-тей дошкольного возраста с ОНР.

Объект исследования — коррекционно-педагогическое воздействие на процесс формирования наглядно-образного мышления у дошкольников с ОНР.

Предмет исследования — педагогические условия, способствующие формированию наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольно-го возраста с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном уч-реждении компенсирующего вида.

Методы исследования подбирались с учетом цели исследования:

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и
  2. усвоении устной речи. М., 1997.
  3. Т.П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. М.: «Аркти», 1998.
  4. Т.П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследова-нию речи детей. М., 2004.
  5. А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., 2001.
  6. А.М. Методика развития речи детей. — М., 2004.
  7. И.Т., Чиркина Г. В. Методы обследования речи у детей. — М., 1996.
  8. Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений — М., 1982.
  9. Л.С. Педагогическая психология. — М., 1997.
  10. А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 2001.
  11. Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1990.
  12. Н.С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.
  13. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего не-доразвития речи у дошкольников. М., 2000.
  14. М. Растройство речи в детском возрасте. / Пер. с чешского; Под ред. и с предесловием В. К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М., 2002.
  15. А.Я., Мандрусова Э. С. Принципы психологических исследо-ваний умственной деятельности дошкольников с патологией речи. М., 2002.
  16. О. Б. Альбом для логопеда. М., 1998.
  17. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. — СПб., 2002.
  18. Г. А., Фамичева Т. Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М., 2000.
  19. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Составитли: Сековец Л. С., Разумова Л. И., Дюнина Н. Я., Ситникова Г. П. Нижний Новгород, 1999.
  20. Р.И., Серебрякова Н. В. Коррекция ОНР у дошкольников. СПб, 1999.
  21. В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 2005.
  22. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1999.
  23. И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалиями психического развития. М., 1998.
  24. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // Под ред. Мироновой С. А. М., 1997.
  25. В. И. Речевые игры с детьми. М., 2004.
  26. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1995.
  27. Т.Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. Екатерин-бург, 1996.
  28. Т.Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1997.
  29. Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., 1999.
  30. Т.Б., Чиркина Г. В. Коррекционное воспитание и обучение детей пяти летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 2001.
  31. С.Н., Худенко Е. Д. Планы занятий логопедов в детском са-ду для детей с нарушениями речи. М., 2002.
Заполнить форму текущей работой