Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние родительской любви на ориентировку женщины в конфликте

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Eсли родительство сопровождается нестабильной, конфликтной ситуацией, воспитание личности ребенка будет сопряжено со специфическим, неблагоприятным развитием. Человек учится выполнять мужскую и женскую роли в значительной степени от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей. Он обучается супружеской роли на основе отождествления себя с родителем того же… Читать ещё >

Содержание

  • I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТ
    • I. 1. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
  • I. 1.1. ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
  • I. 1.2. ЛЮБОВЬ МАТЕРИ
  • I. 1.3. ЛЮБОВЬ ОТЦА ВЫВОД К § I
    • I. 2. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА В ПСИХОЛОГИИ
  • I. 2.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА
  • ВЫВОД К § I
    • I. 3. ОРИЕНТИРОВКА ЖЕНЩИНЫ В КОНФЛИКТЕ ВЫВОД К § I
  • II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТ
    • II. 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • II. 2. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК
  • II. 2.1. МОДИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ
  • II. 2.2. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЙ
  • II. 2.3. МЕТОДИКА «ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУПРУГОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
    • II. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
  • II. 3.1. ЛЮБОВЬ МАТЕРИ
  • II. 3.2. ЛЮБОВЬ ОТЦА
  • III. ВЫВОДЫ
  • III.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

Влияние родительской любви на ориентировку женщины в конфликте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

Исторически, семья является конкретной системой между супругами, родителями и детьми, занимает определенное место в социальных взаимодействиях. Она обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют взаимоотношения детей и родителей, которые оказывают большое влияние на развития и идентификацию ребенка.

Eсли родительство сопровождается нестабильной, конфликтной ситуацией, воспитание личности ребенка будет сопряжено со специфическим, неблагоприятным развитием. Человек учится выполнять мужскую и женскую роли в значительной степени от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей. Он обучается супружеской роли на основе отождествления себя с родителем того же пола. Также можно сказать о том, что наследуется модель родительской любви и дублируется в родительских свойствах к своим детям. По мнению А. Маслоу, у самоактуализированных личностей, т. е. достигших самого высокого уровня реализации своих потенций, наиболее ярко выражена способность любить и быть любимым. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность. Родительская любовь в исследовании нашей работы раскрывается как детерминирующий фактор во взаимодействиях женщины в конфликтных ситуациях. Она определяет исход конфликтной ситуации.

В деятельности человека возникают иерархические системы разнообразных связей явлений, подчиненных единой направленности на удовлетворение потребностей или достижения целей, ведущих к удовлетворению этих явлений в систему связей, человеческая деятельность выступает реальным процессом порождения этой системы (В. К. Шабельников, 2004). Влияние родительской любви на действия в конфликте определяет общая ориентировочная деятельность (П. Я. Гальперин, 1999, Ю. Б. Гиппенрейтер, 2000, В. К. Шабельников, 2003). У женщины выявляется основа ориентировочных действий (В. К. Шабельников, 2003), ее востребованность и сформированность. Раскрывается особенность взаимосвязи родительской любви и ее компонентов с особенностями деятельности женщины в контексте разных типов семейных отношений в ситуации конфликтного взаимодействия. В нашем исследовании изучаются эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты (Т. Н. Сидорова, 1987, В. В. Бойко, 1988, Соколова Е. Т., 1989, А. С. Спиваковская, 2004, Р. В. Овчарова, 2003) родительской любви и влияние этих компонентов на особенности взаимодействия в разных конфликтных сферах (Г. П. Мажура, 2003).

Объект исследования. Ориентировка деятельности женщины в конфликтном взаимодействии. Предмет исследования. Влияние компонентов родительской любви на ориентировку женщины в конфликтной ситуации. Цель исследования. Изучение психологической структуры родительской любви, влияние ее на ориентировочную деятельность женщины. Выявить влияние эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер родительской любви на ориентировку женщины в конфликтной ситуации. Задачи нашего исследования проанализировать теоретико-методологические положения, освещающие изучаемую проблему. Выявить структуру родительской любви у женщин, состоящих в разных типах семейных отношений (Р. В. Овчарова, 2003);

— Подобрать комплекс методик, отвечающих целям нашего исследования;

— Выявить специфику компонентов образов родительской любви, сформированной в детстве;

— Рассмотреть схемы ориентировочных действий

— Рассмотреть типы ориентировки и отдельных компонентов схемы основы ориентировочных действий (В. К. Шабельников, 2000, 2003, 2004).

— Раскрыть схемы ориентировочных действий по выходу из конфликтной ситуации, выявить особенность между группами испытуемых, различающиеся уровни ориентировки при выходе из конфликта;

— Определить характер взаимодействия в конфликтной ситуации испытуемых женщин под влиянием родительской любви;

— На основании материала исследования проблемы, разработать практические рекомендации.

Наша гипотеза состоит в том, что женщинам разных типов семейных отношений соответствует определенный компонент родительской любви. Ориентировочная деятельность женщин разных типов семейных отношений зависит от типа сформированности в процессе воспитания той или иной сферы родительской любви (компонента). В процессе формирования ориентировочной деятельности раскрывается связь компонентов родительской любви и сферы конфликтных взаимодействий женщины. Существует своеобразие компонентов родительской любви ориентировки в конфликте. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые рассматривается влияние психологической структуры родительской любви на ориентировку в конфликтных ситуациях женщины, состоящей в разных типах семейных отношений. Раскрытие функций сфер и компонентов родительской любви в контексте родительской семьи и разрешения собственных отношений. Методологическая основой является представления Л. С. Выготского о социальной среде, как факторе развития личности и конфликте, как механизме развития. Представления П. Я. Гальперина о двух типах ситуаций. Представления К. Маркса и Г. Ф. Гегеля о деятельности как определяющем факторе порождающем функциональную систему. Представления В. К. Шабельникова о роли семьи, как детерминирующей функциональной системе.

Теоретическая значимость исследования заключается в представлении и особенностях психологической структуры родительской любви, образа любви отца и матери. Исследование вносит вклад в разработку представлений о функциях семьи в развитие личности женщины. Описаны такие семейные детерминанты, как влияние родительской семьи, влияние родительской любви, организация собственных семейных взаимодействий. Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при проведении консультационной работе с женщинами, состоящими в разных типах семейных отношениях, находящимися в конфликтом взаимодействии. Методы исследования:

— монографический (теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы);

— сравнительный (сопоставление результатов по определенному критерию разных групп испытуемых);

— математической статистики (корреляционный анализ).

Методики исследования:

— Модифицированный опросник выявления представлений о родительской любви Р. В. Овчаровой

— Ориентировочная основа действий по выходу из конфликта В. К. Шабельникова

— «Характер взаимодействия в конфликтной ситуации супругов», (вариант для женщин) Г. П. Мажура

Характеристика эмпирической выборки. В исследовании связи между представлениями о родительской любви и собственных ориентировок конфликтном взаимодействии приняли участие 60 женщин г. Москвы в возрасте 21−28 лет, состоящих в разных семейных отношениях: с неполными семьями (одинокие матери), с полными семьи, состоящие в официально оформленных отношениях; с полными семьями, состоящие в неофициально оформленных семейных отношения — фактических (гражданский брак) и одинокие (не имеющие постоянных партнерских отношений). Достоверность полученных результатов и сделанных на их основании выводов обеспечивается всесторонностью и глубиной анализа материала, использованием методов, адекватных предмету исследования, репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных данных

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. С. Отцовская любовь. — М., 1989
  2. Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины//Вопросы психологии. — 1991. — № 4
  3. Аристотель Сочинения: в 4 Т. — М., 1976
  4. Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию. — М., 1998
  5. А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.; Воронеж, 1996
  6. Л. Л. Психологические особенности межличностных отношений и индивидуальные характеристики младших школьников из многодетных семей//Сб. научных трудов: Психологическое сопровождение личности в педагогическим процессе. Ч.2, — Курган, 2002
  7. Э. Игры, в которые играют люди. — Мн.: 2000. 320 8. Берштейн А. Оставайтесь после уроков. — М., 1997
  8. В. В. Малодетная семья. — М., 1988
  9. убер М. Я и Ты. — М., 1993
  10. А. Я. Радости родительских забот. — М., 1983
  11. Ф. Е. Психология переживания. — М., 1984
  12. Г. Кризис любви. — М.: 2002. — 304 с.
  13. Д. В. Разговор с родителями. — М., 1995
  14. К. Полуночные размышления семейного терапевта/Пер. с англ. М. И. Завалова. — М.: Независимая фирма «Класс», 2004. — 208 с.
  15. Л. С. Психология искусства. — М., 1982
  16. Л. С. Собрание сочинений в 6 Т. — М., 1983. Т.6.
  17. Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. — М., 1982. — Т.3
  18. П. Я. Введение в психологию. — М., 1999. — 332 с.
  19. Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 2000
  20. С. И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи. — СПб, 1994
  21. И. А. Психологические механизмы формирования субъектных позиций школьников в зависимости от стиля воспитания в семье. — М., 2001
  22. А. И. Психология коллектива. — М., 1984
  23. В. В., Конторов Д. С., Конторов М. Д. Введение в теорию конфликта. — М., 1989
  24. В. Н. Психология семьи. — Екатеринбург: 2000. — 3-е изд. испр. и доп. — 208 с.
  25. Г. Конфликт современной культуры// Избранное. Т.1: Философия культуры. — М., 1996
  26. Кан — Калик В. А. Грамматика общения. — М., 1995
  27. С. В. Психология семейных отношений. — М., 1988
  28. Ц. П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. — Новосибирск, 1990
  29. Г. Психология развития. — СПб, 2000
  30. К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний//Психология личности. Тексты. — М., 1982
  31. В. А. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии. — М., 1991
  32. А. В. Психологическая структура действия целеполагания руководителей школ//Дисс. канд. психол. наук. — М., 2000
  33. А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983
  34. А. Любовь и оргазм/Пер. с англ. Е. Поле. — М., 1998
  35. О. Ю. Стереотипы межличностного взаимодействия в ситуации семейного конфликта. — М., 2002
  36. В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Уч. для вузов. — М., 1998
  37. В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. — М: Воронеж, 1995
  38. Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. — М., 1999
  39. Общая психология//Сб. текстов. Вып. II/ред. В. В. Петухов. — М., 2000
  40. Р. В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Издательство Института Психологии, 2003. — 319 с.
  41. В. А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско — родительских отношений// Вопросы психологии. 2001.№ 1
  42. . Речь и мышление ребенка. — М., 1994
  43. Пиаже Ж.: Теории, эксперименты, дискуссии/ред. Л. Ф. Обухова, Г. В. Бурменская. — М., 2001
  44. К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития//Вопросы психологии. — 1994. — № 1
  45. К. Н. Психологическое содержание подросткового кризиса//Вопросы психологии. — 1996. — № 1
  46. Психологические тесты в 2 т./ред. А. А. Карелин; - М.: 2003. Т.2. — 248 с.
  47. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ред. Е. Г. Силяева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
  48. Р. А. Материнство как социокультурный феномен. — Ростов-на — Дону, 1997
  49. С. Л. Основы общей психологии. — СПб, 1999
  50. Е. Т. Самосознание: самооценка при анамалиях личности. — М., 1989
  51. П. Человек, цивилизация, общество. — М., 1992
  52. А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. — М., 2000
  53. В. С. Психология социальной работы с семьей. — М., 1996
  54. Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход// Психологический журнал.1999.Т.20, № 5
  55. А. Эго и механизмы защиты//Теория и практика детского психоанализа. — М., 1999. — Т.1
  56. Фрейд З. .Основные психологические теории в психоанализе: Сб. статей. — М., 1927
  57. З. Методика и техника психоанализа. — М.; СПб., 1923
  58. З. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989
  59. Э. Искусство любить /ред. Д. А. Леонтьев. — 2-е изд. — СПб: 2001. — 224 с.
  60. Э. Психоанализ и этика. — М., 1993
  61. . И. и Сергоманов П. А. «Психология конфликта и переговоры». — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
  62. . И. К разработке прикладной психологии конфликта//Методологические проблемы основания науки. — Киев, 1986
  63. . И. Конфликт и его разрешение — условие реального самоопределения//Проблемы самоопределения молодежи: Сб. тезисов науч. сообщений. — Красноярск, 1987.
  64. . И., Бреслав Г. М. Пол и образование. Конфликты половозрастной идентификации. — Красноярск, 1996
  65. К. Наши внутренние конфликты//Собр. соч. в 3 Т. — М., 1997
  66. К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе. — СПб: Питер, 2002. — 480 с.
  67. Л., Зиглер Д. Теории личности, — изд.2-ое, испр. — СПб, 2001. — 608 с.
  68. В. К. Гео-биосферная детерминация социальных процессов и конфликтов// Этология человека на пороге 21 века: новые данные и старые проблемы, М., РГГУ, 1999 г.
  69. В. К. Функциональная психология. — М.: 2004. — 592 с.
  70. В. К., Давлетова А. Д. Развитие личности: семейные детерминанты//Ориентировка личности в психологическом пространстве родительской семьи (на материале исследования казахской семьи). — М., 2003
  71. Л. Б. Психология семейных отношения. Курс лекций. — М., 2000
  72. Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. — Л., 1989
  73. Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. — СПб, 2000
  74. . Д. Введение в психологию развития. — М., 1994
  75. Deutch M. The Resolution of Conflikt: Constructive and Destructive Processes. — New Haven; L., 1973
  76. Stevenson H.W.; Chen C.; Booth J. Influences of schooling and academic achievement// Sex roles. — 1990. — Vol. 23. — № 9, 10
Заполнить форму текущей работой