Коммуникативная компетентность педагога как условие эффективного психологического сопровождения развития младших школьников с нарушениями речи
Диссертация
Теоретико-методологическую основу исследования составили: базовые принципы: психологии: детерминизма^ (G.JI. Рубинштейн), системного подхода (Б.Г. АнаньевВ. ФЛомов, — К.К. Платонов) — развития (Л:С. Выготский,. A.A. Запорожец) — концепция активного субъектажизнедеятельности (Л.С. Рубинштейн, А.К. Абульханова-Славская) — идеи .и концепции гуманистической психологии личности (К. Роджерс, А. Маслоу… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Влияние коммуникативной компетентности педагога на развитие ребенка с нарушениями речи
- 1. Коммуникативная компетентность педагога как предмет научной рефлексии в отечественной и зарубежной пси- ' хологии .V.
- 2. Ребенок с речевой патологией как субъект затрудненного общения
- 3. ©-бщение как пространство развитияфебенка с речевой? патологией"
- Выводы по I главе
- Глава II. Организация и процедура исследования
- 1. Характеристика программы и методов исследования =
- , 2. Содержание этапов эмпирического исследования
- Выводы-по IP главе1. -.'.:.'
- Глава III. Эмпирическое исследование влияниям коммуника-. тивной компетентности педагога/ на развитие младших школьников с нарушениями речи
- 1. Особенности выраженности коммуникативной1 компетентности педагогов .'. 100*
- 2. Специфика развития познавательной^ эмоциональной и личностной сфер младших школьников с нарушениями. речи
- 3. Взаимосвязь коммуникативной-компетентности педагога и развития ребенка с нарушениями речи
- 4. Динамика развития ребенка с нарушениями речи в уело
- -:—-виях-реализации-комплексной-программы-психологического сопровождения
- Выводы по III’главе
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы, общения Текст. / А.К. Абульханова-Славская., — М, 1981. — 241 с.
- Агеева, М.В. Влияние речевых нарушений на психическое развитие детей с дизартрией Текст. / М. В. Агеева // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: сб. докл. межрег. науч.-практ. конф: в 2-х ч. -Новосибирск, 2002. 450 с. (С.23−27>
- Ангушев, Г. И. Некоторые психологические особенности заикающихся подростков (с позиции системного/подхода) Текст.: дис.. канд. пед. наук: / Г. И. Ангушев. M., 1971. — 22 с.
- Андреенков, В.Г. Анализ существующих данных. Контент-анализа Текст. / В. Г. Андреенков // Социология /Под ред. Г. В. Осипова. М., 1996. — 461 с.
- Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи Текст. / Л. З. Арутюнян. М.: Эребуни, 1993. — 159 с.
- Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток Текст. / Р. Т. Байярд, Дж. Бай-ярд. М.: Академический Проект, 2005. — 208 с. — ISBN 5−8291−0470−9.
- Баранов, А.Н. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога Текст. / А. Н. Баранов, Г. Е. Крейдлин // Вопросы языкознания*. 1992*. — № 2. -G.122.
- Барахович, И.И. Формирование коммуникативной, компетентности будущего учителя. Электрон, ресурс. / И. И. Барахович. Красноярск, 2002. -Режим доступа: http://2002.pedsovet.alledu.ru, свободный. — Заглавие с экрана. -Яз. рус, англ.
- Батаршев, Л.В. Психодиагностика способностей к общению или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности Текст. / Л. В. Батаршев. М.: ВЛАДОС, 2000. — 176х. -ISBN*5−691−316-x.
- Бездухов, В.П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя Текст. / В. П: Бездухов, С. Е. Мишина, 0: В. Правдина. Самара: изд-во СамГПУ, 2001. — 132 с.
- Белобрыкина, O.A. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов Текст. / O.A. Белобрыкина /. Изд. гр. ACT, 2005. — 240 с. 1.BN 5−8133−0001−5.
- Белякова, Jl.И. Роль эмоционального фактора в центральных механизмах речи / Л. И. Белякова // Клиника и терапия заикания Текст.: сб. науч. тр. / Под ред. Г. В. Морозова. М., 1984. — С. 173−180.
- Березовин, H.A. Учитель и детский коллектив Текст. / H.A. Березовин, Я. Л. Коломинский. Минск, 1975. — 240 с.
- Битянова, М. Р: Организация психологической работы в школе Текст. / М. Р. Битянова. М.: Генезис, 2001. — 300 с. — ISBN 5−85 297−014-х.
- Бодалев, A.A. ©-«воздействии стиля"общения педагога с учащимися на их эмоциональный* опыт Текст. / A.A. Бодалев, Л.И."Криволап // Проблемы общения и воспитания, 4.1. Тарту, 1974. — С. 185−192.
- Бодалев, A.A. Личность и.общение: Избранные труды Текст.,/ A.A. Бодалев: М., 1983. — 272 с.
- Бодалев, A.A. О взаимосвязи общениями отношения Текст. / A.A. Бодалев //Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 56−78.
- Боровских, Л.А. Формирование готовности к школьному обучению детей с незначительными отклонениями коммуникативной функции Текст.: авто-реф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Боровских. М., 1999^ - 24 с.
- Буртовая, Н. Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития Текст.: автореф. дис.. канд. пси-хол. наук / Н. Б. Буртовая. Красноярск, 2004. — 23 с.
- Буянов, М.И. О лечении заикания с помощью поведенческой терапии Текст. / М. И. Буянов // Дефектология. 1984. — № 4. — С. 86−88.
- Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми Текст. / К. Бютнер. М.: Педагогика, 1991.-125 с.
- Васьковская- С. В: Психологические5условия"развития профессионального-сознания» учителя’Текст. :.автореф- дис. .канд. психол. наук/ С. В. Васьковская. Киев- 1987. — 17 с.
- Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога Текст. / В: Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — с. 51−55.
- Введенский, В.Н. Ключевые компетентности педагога в системе повышения квалификации Электрон, ресурс.:-материалы X конференции / В. Н. Введенский // ИППР: — 2005*. — Режим доступа:.http://old.ippd.ru, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус, англ.,"
- Верещагин, Е. И: В1 поисках новых путей* развития лингвострановедения: сингулярные рече-поведенческие>тактики Текст. / Е. И-.Верещагин,. В. Г. Костомаров. М, 2000. — 64 с.
- Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения Текст. / Н. В. Витт // Вопросы психологии.- 1981.- № 4. С. 60 — 69.
- Власенко, И.Т. Проблемы-логопедии и принципы, анализа речевых и неречевых процессов- у детей, с недоразвитием' речи Текст. / И. Т. Власенко // Дефектология. 1988- - № 4. — С. 3−12.
- Воробьев, Н: П. Возрастная-динамика, общения школьников Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / НЛЖ Воробьев: М. 1989.^ - 19 с.
- Воробьева, В.К. Формирование связной речи учащихся с моторной алали-ей Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В: К. Воробьева. М., 1986. -16 с.
- Ворошилова, Е.Л. Коммуникативные особенности заикающихся детей старшего дошкольного возраста Текст. / Е. Л. Ворошилова // Логопедия.2005--№'3.-С. 41.-46.
- Выготский, Л.С. Избранные психологические произведения Текст. / JI.C. Выготский. М., 1956. — 520 с.
- Выготский, JI.C. Развитие высших психических функций Текст. / JI.G. Выготский. M., 1960. — 500 с-
- Выготский, JI.C. Антология гуманной педагогики Текст. / Л-С- Выготский. -М.- Издательский Дом Шалвы Амона. швили, 1996. -224 с. .
- Гавриш, C.B. Проблемы коммуникативного поведения" у дошкольников i / C.B. Гавриш Электрона ресурс.?// Рёбёнокчв-детском1саду- 2003- - JN°1. -Режиме доступа: http://www.chilclpsy.ru-. свободный-, — Заглавие с экрана: : — Яз. рус, англ. -
- Глазунов, Д.А. Психология.! класс. Развивающие занятия Текст. / Авт.-сост. Д. Г. Глазунов.—М: Глобус, 2008. 240 с. — ISBN 978−5-9928−0021−0.
- Глезерман, Т.Б. Мозговые, дисфункции у детей Текст. / Т. Б. Глезерман.. М.: Наука, 1983-.-239 с.
- Григорьев, С .И. Основы современной социологии: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов Текст. / С. И. Григорьев, Ю: Е Растов. -М.: Пед. общ. России,.2002- 256 с. — ISBN 5−93 134−177−3.
- Гриншуп, Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников Текст. /Б.М. Гриншуп // Дошкольное воспитание. 1968. — № 8. — С. 63−67.
- Гуревич, K.M. Индивидуально-психологические особенности, школьников Текст./K.M. Гуревич--М-:"3нание"-.19 881−80 с: .
- Гущина, Т.Н., Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие Текст. / Т.Н. .Гущина. М.: АРКТИ, 2008. — 120 с. — ISBN 5−89 415−552−5.
- Дель, С.В. Педагогическая- технология формирования коммуникативной компетентности-у-младших школьников с заиканием в процессе комплексной реабилитации: Текст. / С. В- Дель // Практическая психология и логопедия. 2005.-№ 2(13). — С.-97:
- Дзялошинский, — И: М. Мастерство журналиста / И-М- -Дзялошинский Электрон. ресурс. -2003. Режим доступа: 1й1р://рэуchology.net.ru, свободный. — Заглавие с экрана.-Яз. рус, англ.
- Дмитриева, Е.К.К проблеме: коммуникативного развития дошкольниковх: легкими- формамишсихического* недоразвития*Текст.- / Е. К. Дмитриева // Коррекционная педагогика.-2004. № 3(5): — С 33−37. .
- Доверие вг социально-психологическом взаимодействии: Коллективная монография Текст. / Под. ред. проф. Т. П. Скрипкиной. — Ростов: н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. 356 с. — 18В№ 5−8480−0566−41
- Дуванова, С.П. Речевая готовность старшего дошкольника как ведущий фактор его психологической готовности к школе Текст. / С. П: Дуванова,
- Н.В. Халанская // Практическаяшсихологияш? логопедия- 2004. — №(3(Ю) — ' -С. 17−21. ' ¦ .-'' ¦¦ '.V-,' ¦."'¦'¦''
- Дудьев, В-П-Системныйподходв:развитиикоммуникативногопотенциала дошкольников с общим недоразвитием речи Текст. / В .П. Дудьев // Логопедия. -2006. № 2(12). — С. 22−27.
- Ейгер, Г. В. Язык и личность Текст. / Е. В1Ейгер, .И< Ж Рапопорт. Харьков- 1999. -198 е. —
- Емельянов, Ю.Н. Теоретические и методические- основьь социально-психологического тренинга Текст.7 Ю: Н. Емельянов^ Е. С. Кузьмин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 103 с.
- Ершов, П. М- Технология актерского искусства Текст. / П. М. Ершов. М., 1992.- 276 с.
- Жинкин, Н.И. Мышление и речь Текст. / Н. И. Жинкин. М., 1958. — 345 с.
- Жинкин, И.И. Речь как проводник информации Текст. / Н. И. Жинкин.1. М., 1986.-160 с.
- Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении Текст. / Ю. М. Жуков, JI. A*. Петровская, П. В. Растянников. М., 1990. — 104 с.
- Забрамная, С.Д. Психологическая диагностика умственного развития детей Текст. / С. Д. Забрамная. М., 1995. — 112 с.
- Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию Текст. / С. Д. Забрамная. М.: Новая школа, 1998. — 63 е.
- Запорожец, A.B. Развитие общения у дошкольников Текст. /А.В: Запорожец, М: И. Лисина. -М: Педагогика, 1974.
- Захаров, А. И: Как предупредить отклонения в поведении ребенка Текст. / А. И. Захаров. М, 1986- - 127 с.
- Защиринская, О.В. Коммуникативные качества-личности в.контексте* социализации детей с задержкой- психического' развития Текст. /Под ред. О. В'. Защиринской // Историческая психология и ментальность. Детство. Семья: Быт СПб- 2001'. — 249 с:
- Зеер, Э.Ф. Становление личностно ориентированногоюбразования* Текст. / Э. Ф. Зеер // Образование и-наука. 1999.*- № 4(1). — С. Л12−122.
- Зимняя,.И'А.Педагогическая-психология* Текст. / IT. А Зимняя., — Ростов н/Д., 1997. 480-е.
- Игнатьева, С.А. Оценка состояния-коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возрастах, ОНР Текст.5/ С. А. Игнатьева, Е. О. Канунникова, Е. С. Парахина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. — № 2. — С. 29−32.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. Текст. / Е. П. Ильин. СПб: Питер, -2004. — 509 с. — ISBN 5−272−28−5.
- Интересы и потребности современных детей и подростков: Методическое пособие для педагогов и психологов’Текст. / Под общ. ред. Н.Ю. Синяги-ной. СПб: КАРО, 2007. — 144 с. — ISBN 5−89 815−823−5.
- Исенина, Е.И. Развитие личностной семантики и структуры диалогического взаимодействия у детей' младшего и раннего возраста Текст. / Е. И. Исенина // Проблемы семантики. Психолингвистические исследования.
- Тверь, 1991. 153 с. (С. 5−17)
- Исмагилова, А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада Текст. / А. Г. Исмаилова // Вопросы психологии. 2000, — № 5. — С.65.
- Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактика русской речи Текст. / О. С. Иссерс. Омск, 1999. — 285 с.
- Казаковская, В.В. Становление коммуникативной компетенции ребенка в диалогическом дискурсе «взрослый-ребенок» Текст. /В.В: Казаковская // Практическая’психология"и логопедия: 2007. — № 1. — С.41−47.
- Калягин, В.А. Коммуникативные проблемы.заикающихся и больных неврозами Текст. / В: А Калягин, J1.B. Калягина // Заикание- Проблемы теории и практики: коллективная монография / Под ред., Л. И. Беляковской. М.: Прометей, 1991. -146 с.
- Калягин, В.А. Коммуникативный тренинг речевых больных, основанный на типологии их поведения Текст. / В .А. Калягин // Новости оториноларингологии^ логопатологии. 1998. — № 2(14).— С. 66−69^
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом, общении Текст. / В.А. Кан-Калик. -М.: Просвещение, 1987. 197 с.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст., / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М. :.Педагогика, 1990. — 140 с
- Келасьев, В.Н. Дифференциально-психологический анализ некоторых видов трудовой и учебной деятельности Текст.: автореф. канд. дис. / В. Н. Келасьев. Л., 1973.
- Кидрон, A.A. Коммуникативная способность и ее совершенствование Текст.: автореф. канд. дисс. / A.A. Кидрон. Л., 1981. -22 с.
- Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы Текст. / Е. А. Климов. Казань, 1969. — 153 с.
- Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов’и вузов Текст. / Е. В. Клюев. -М.: Изд-во «ПРИОР», 1998.-224 с.
- Кобялковская Е.А. Психологические особенности профессионального развития личности педагогов. Текст.: автореф.канд. дис. / Е. А. Кобялковская. Пермь, 2006: — 22 с.
- Ковалев, Б.П. Представления’педагогов.о понимании* их*учащимися.ПТУ Текст.: автореф: дис.. канд. психол. наук / Б. П. Ковалев. Минск, 1984. -23 с.
- Ковалев, Г. А. Проблема общения и детерминация психического в работах советских психологов Текст. / Г. А. Ковалев, JI.A. Радзиховский // Общение и развитие психики. — М., 1986. С. 7−12.
- Кондратьева, C.B. Понимание учителем личности учащегося Текст. /C.B. Кондратьева//Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С.147−153.
- Коротаев, A.A. Исследование индивидуального стиля педагогического общения Текст. / A.A. Коротаев, Т. С. Тамбовцева // Вопросы психологии. -t 1990. № 2. С. 62−69.
- Кравцова, Е. Е. Психологическиепроблемыготовностидетейкобучениюв. школе Текст.-/ Е-Е.Кравцова-.- М:-Педагогика, Л991. 1−52с-.
- Крижанская, Ю. G. Грамматика- общения- Текст. / Ю-С.Крижанская, В-П.
- Третьяков. Л: Изд-во Ленинградского ун-та. — 1990: — 208 с.96:Крыжановская, Л. М1Психолого-педагогическая-реабилитация-подростков:пособие для психологов и педагогов- Текст.- / Л. М. Крыжановская. М.:f ВЛАДОС, 2008.-123 с. ISBN 978−5-691−0161.
- Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория- Методы. Диагностика., Коррекция Текст. / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М.: «Академия», 2001. — 288 с. -ISBN 5−7695−0694−6.
- Левина, P.E. Опыт изучения неговорящих детей-алаиков Текст. J P.E. Левина.-М., 1951. 119 с.
- Левина, P.E. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи Текст. / P.E. Левина // Симпозиум по вопросам заикания у детей: тезисы докл. М.: Изд-во Акад. наук РСФСР, 1963. — С. 3.
- Лемяскина, A.A. Коммуникативное поведение младшего школьника Текст. / A.A. Лемяскина, И. А. Стернин. Воронеж, 2000. — 195 с.
- Леонтьев, A.A. Язык, речь, речевая деятельность Текст. / A.A. Леонтьев. -М., 1969.-248 с.
- Леонтьев, A.A. Психология общения- Текст. / A.A. Леонтьев. — М.: «Academia», 2005. 368 с. — ISBN 5−7695−2065−5.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание,* личность .Текст. / А. Н. Леонтьев. -М., 1977.-304 с.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза^, общения? Текст. / М. И. Лисина. -Педагогика, 1986.-144 с.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка Текст. /М.И. Лисина. МОДЭК, МПСИ. — 384 с. — ISBN>5−89 502−209-X, 5−89 395−283−9.
- Ш. Лопатина, Л. В. Особенности коммуникативной стратегии реципиента у младших школьников с тяжелыми-нарушениями речи- Текст. / Л. В. Лопатина, Е. В. Соболева // Логопедия. 2005. — № 4(10). — С. 5−10.
- Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномальногоразвития детей Текст. / В. И. Лубовский. М.: Педагогика. 1989. — 100 с.
- Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) Текст. / В. И. Лубовский. М., 1978. — 224 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. СПб, 1999. -420 с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя Текст. / А. К. Маркова. М.:1. Просвещение, 1993. 192 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М., 1996.-308 с.
- Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте Текст. / А. К. Маркова, А. Г. Лидере, Е. Л. Яковлева. Петрозаводск, 1992. — 180 с. (С. 99−139.)
- Марковская, И'.М. Тренинг взаимодействия*родителей с детьми-Текст.'/ И. М. Марковская: СПб: «Речь», 2003.- 150 с. — ISBN 5−9268−0030−7.
- Мартынова, Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков Текст. / Р.И.' Мартынова // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. G.G. Ляпидевского. — М., 1967. — С. 98−110.
- Масткжова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии Текст. / Е.М. Мас-тюкова. М., «Просвещение», 1992. — 95 с.
- Мерлин, В. G. Очерк интегрального * исследования индивидуальности Текст. / В*.С. Мерлин. М., 1986. — 256 с.
- Микляева, Н.В. Развитие’языковой способности у детей с общим недоразвитием речи Текст. / Н. В: Микляева1// Дефектология." 2001. — № 2. -С.56−64.
- Миронова, С. А-. Обучение и воспитание дошкольников*, с нарушениями речи Текст. / С. А. Миронова. М., 1987. — 142*0.
- Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя Текст. / Л. М. Митина. -М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.-200 с.
- Мудрик, A. Bi Учитель: мастерство и вдохновение Текст. / A.B. Мудрик. М-: Просвещение, 1986.- 160 с.
- Немов, P.C. Психология: Словарь-справочник Текст.: в.2 ч. / P.C. Немов. -М.: «Владос», 2007. 351 с: — ISBN 978−5-305−64−1.
- Обозов, H.H. Межличностные отношения Текст." / Н. Н: Обозов. М-., 1986.-238 с.
- Обозов, H.H. Психодиагностика личности* Текст.: в 2 ч. Ч. 1. / H.H. Обозов: ЛНПП «Облик», 2002. — 196 с. — ISBN5−85 976−137−2.
- Обозов, H.H. Психодиагностика личности Текст.: в 2 ч. 41 X. / H.H. Обозов. ЛНПП «Облик», 2002: — 143 с. — ISBN 5−85 976−137−6.
- Обучение и воспитание' дошкольников? с* нарушениями речи: Книга для учителя: Из опыта работы Текст. / Ред.- сост. С. А. Миронова. Ml: Просвещение, 1987. — 158 с.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе Текст. / Р. В. Овчарова. -М.': «Сфера», 2002." — 240*с. ISBN 5−89 144−007−5.
- Овчинникова, Т.С. Технология формирования саморегуляции дошкольников с речевыми нарушениями при поступлении в"школу Текст. / Т. С. Овчинникова // Практическая психология и логопедия. 2005. — № 1 (12).- С. 61−69.
- Ожегов, С.И. и Шведова Н.Ю: Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -М.: АЗЪ, 1994.-928 с.
- Орешкина, М.Ю. Самооценка и уровень притязаний у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Ю. Орешкина. М., 1999. — 22 с.
- Орлов, О.М. Профессиональная’коммуникативная компетентность будущего специалиста Текст. / О.М. Орлов//Вестник ОГУ. 2002. -№ 1.- С 128−132.
- Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Книга для* учителя-Текст. / Ю. М. Орлов. -М.: Просвещение, 1991. 287 с.
- Орлова, Е.Б. Коммуникативные умения* в структуре деятельности студентов в период-педагогической*практики Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук/Е.Б. Орлова: JL, 1977.- 19 с.
- Основы обучения и воспитания1аномальньшдетей"Текст.*/Под общ., ред. поф. А. И. Дьячкова. -М.: Изд-во «Просвещение, 1965.-344 с.
- Основы теории и практики- логопедии / Иод ред. P.E. Левиной. М., 1968*. -367 с.
- Осложненное поведение подростков:» Причины, психолого-педагогическое.1 сопровождение- коррекция: Справочные материалы" Текст. / Авт.-сост. Т. А. Шишковец. М: «5 за знания», 2006.^ - 192 е., — ISBN 5−98 923−031−1.
- Павлова- O.G. Формирование1 коммуникативной' деятельности у детей, старшего дошкольного. возраста1 сообщим недоразвитием речи Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/ О. С. Павлова: -М., 1998. 16 с.
- Панферов, В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук / В: Н. Панферов: Л-.: ЛГУ, 1983.-42 с.
- Панфилова, А.П. Проблемы формирования^коммуникативной*компетентности будущего4специалиста1 Текст. / А. П. Панфилова. Хабаровск, 1998. -96 с.
- Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры Текст. / М. А. Панфилова. М: Изд-во «ГНОМ иД», 2001. — 160'с. — ISBN 5−296−37−4.
- Парыгин, Б.Д. Анатомия общения Текст. / Б. Д. Парыгин. СПб., 1999. -301 с.
- Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению Текст. / Е. И. Пассов. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Петровская, JI.A. Компетентность в* общении. Социально-психологический тренинг Текст. / Л. А. Петровская. М., Изд-во МГУ, 1989. -216 с.
- Поварова, И.А. Формирование навыков общения? у заикающихся подростков и взрослых в структуре- коррекционно-логопедической работы. Текст. / И. А. Поварова // Практическая психология и логопедия. — 2004. -Лго 4(11).-С. 66−73. • у^-'-
- Попова, A.A. Формирование. коммуникативной компетентности- студентов педвузов, средствами психологической* практики Текст.: дис. .канд. псих, наук / A.A. Попова. Ростов н/Д, 2004. — 205 с.
- Практикум по возрастной психологии Текст. / Под ред. Л. А. Головей,. Е. Ф. Рыбалко. СПб: «Речь», 2008. — 688 с. — ISBN 5−7695−0879−5.
- Психология: словарь Текст. / сост. Л. А. Карпенко- иод общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с. -ISBN 5−250−364−8.
- Психологические тесты Текст. / Под ред. A.A. Карелина: В 2 т. М.:
- ВЛАДОС, 2003. Т. 2. — 248 с. — ISBN 5−691−340−2, 5−691−342−9.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Текст. / Под ред. Е. А. Стребелевой. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 164 с. — ISBN 5−09−12 040−4.
- Ратнер, Ф.Л. Интегрированное обучение-детей с ограниченными"возможностями в обществе здоровых детей Текст. / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова. -М.: ВЛАДОС, 2006. 175 с. — ISBN 5−691−1 581−8.
- Роджерс, K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Р- Роджерс. -М.: «Прогресс», 1994. 480"с. — ISBN 5−01−4 150−2.
- Романенко, O.K. Практическая гештальттерапия Текст. / O.K. Романенко. -М.: Фолиум 1995.- 112 с.
- Русалинова, A.A. Влияние взаимоотношений между мастером и учащимися-на формирование коллектива учебной- группы ПТУ Текст. / A.A. Русалинова: М., 1968.
- Рыданова, И.И. Основы педагогического общения’Текст. / И. И: Рыдано-ва. -Мн.: Бел. Навука, 1998. 319 с.
- Савостьянов, А.И. Психическое здоровье школьника Текст. / А. И. Савостьянов. М.: Педагогическое общество России, 2006: — 64 с. — ISBN 593 134−339−3.
- Селиверстов, В1И. Психологическая модель" фиксированное&trade- заикающихся на своем речевом дефекте Текст. / В.И. Селиверстов1// Дефектология. 1994. — № 5-. — С. 25−32.
- Семаго, Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекцион-ной работы психолога Текст. / Н. Я. Семаго, М. М: Семаго. М.: АРК-ТИ, 2000. — 208 с. — ISBN 5−89 415−108−2.
- Склярова, Т.В. Духовно-нравственная культура педагога как социальная проблема / Т. В. Склярова Электрон, ресурс. // Образовательные чтения
- Роль учителя в духовно-нравственном развитии1 общества". Калуга, 2006. — Режим доступа: http://kaluga-eparhia.ru, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус, англ.
- Слободчиков, В. И4. Психологические условия введения студентов в профессию педагога Текст. / В: И- Слободчиков, Е. И1. Исаев // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 72−80:
- Словарь иностранных слов Текст. / Под ред. И.В.Лехнна1И др.- М., Изд-во «Сов: Энциклопедия», 1964. 784с. .
- Смирнов- Н: К. Здоровьесберегаюгцие. образовательные технологии и психология здоровья в школе* Текст.4/, Н: К. Смирнов:. М*: АРКТИ, 2006. -320 с. — ISBN 5−89 415−432−4 .
- Соловьева, O.A. Особенности коммуникативной деятельности* детей- с общим- недоразвитием* речш Текст.- / О: А: Соловьева"// Дефектология- -1986. -№ 1.- С. 62−67.
- Соловьева, Л-Г. Сюжетно-ролевая-игра как средство вербальной коммуникации детей с ОНР шестого года жизни-Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. Г. Соловьева. М., 1998. — 20 с.
- Стеркина,. Р: Б. Роль деятельности в формировании, самооценки у детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / РЖ. Стеркина. М., 1977. — 24 с.
- Стеценко,.А.П.^ождениесознания:становлениезначений.на.раннихэтаг пах жизни-Текст. / А. П. Стеценко. Mi, 2005. — 256 с. — ISBN-5−88 711−214-X.
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям Текст. / В. А. Сухомлинский. -Киев: Радянська школа, 1974. 288 с.
- Толковый словарь современного русского языка Текст. / Сост. Д.А. Ро-{ манов. Ростов н/Д.: ООО «Изд-во БАРО-ПРЕСС», 2003. — 384 с. — - ISBN5.94 004−119−1.
- Толочек, В. А. Индивидуальный, стиль.деятельности-- устойчивость"и-изменчивость Текст. / В’А. Толочек // Вопросы психологии.- 1987. №-4.1. С. 100- 108: с
- Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной" психологической помощи, детям с проблемами в, развитии Текст. / У. В. Ульенкова, О. В: Лебедева. М.: Академия- 2002. — 155 с. — ISBN 978−5-7695−4289−3.
- Заглавие с экрана. Яз. рус, англ. &1187. Усанова, О.Г. К проблеме формирования коммуникативной-компетентности студентов педагогического вуза Текст. / О. Г. Усанова // Вестник ОГУ:1