Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ценностно-потребностная сфера личности старших подростков, склонных к агрессивному и просоциальному поведению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологическому анализу подвергнута ценностно-потребностная сфера личности подростков, склонных к различным формам просоциального и агрессивного поведения. В процессе исследования была выявлена специфическая иерархия индивидуальных ценностей «агрессивных» молодых людей по сравнению с учащимися лицея и колледжа, для которых проявление агрессии не характерно. В ходе исследования разработана… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Ценностно-потребностная сфера и социальное поведение лич- 13 ности
    • 1. 1. Концепция ценностно-потребностной сферы личности
      • 1. 1. 1. Проблема потребностей в современной психологии
      • 1. 1. 2. Ценностно-потребностная сфера и самоактуализация личности
    • 1. 2. Социальное поведение личности
      • 1. 2. 1. Просоциальное поведение
      • 1. 2. 2. Агрессивное поведение 42 Агрессия как социальное взаимодействие 48 Агрессивность и враждебность 53 Фрустрация как источник агрессии
    • 1. 3. Социальное поведение подростков
  • Глава II. Методология и методы исследования ценностно- 83 потребностной сферы личности и социального поведения
    • 2. 1. Методологический принцип исследования
    • 2. 2. Тест «Ценностно-потребностная сфера личности и внутриличност- 85 ный конфликт»
    • 2. 3. «Интеллектуальный конфирматорный анализ»
    • 2. 4. Опросник агрессивности и враждебности Басса-Дарки
  • Глава III. Ценностно-потребностная сфера личности и социальное по- 96 ведение подростков

3.1. Ценностно-потребностная сфера личности старших подростков, 97 склонных к различным формам социального поведения 3.1.1. Система ценностей старших подростков, проявляющих различ- 99 ные формы агрессивного поведения

3.1.2. Структура ценностно-потребностной сферы личности «просоци- 108 альных» и «агрессивных» подростков

3.2. Типы агрессивного поведения «просоциальных» и «делинквент- 114 ных» подростков

3.3. Ценностно-потребностная сфера личности агрессивных и неагрессивных подростков

3.3.1. Структура ценностей и физическая агрессия

3.3.2. Структура ценностей и косвенная агрессия

3.3.3. Структура ценностей и раздражение

3.3.4. Структура ценностей и негативизм

3.3.5. Структура ценностей и обида

3.3.6. Структура ценностей и подозрительность

3.3.7. Структура ценностей и вербальная агрессия

3.4.8. Структура ценностей и чувство вины

3.3.9. Структура ценностей и индекс агрессивности-враждебности 144

Заключение 154

Выводы 159

Литература

Ценностно-потребностная сфера личности старших подростков, склонных к агрессивному и просоциальному поведению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глобальный социальный кризис, продолжающийся в России с конца 80-х годов, коснулся всех сторон общественной жизни страны. В общественном сознании это привело к тому, что произошла смена морально-этических, религиозных и образовательных ценностей, а это неизбежно повлекло за собой кризис нравственный, который всегда способствует появлению в огромных масштабах самых разнообразных отклонений в поведении и развитии людей.

Общественная значимость этой проблемы становится особенно очевидной именно сейчас, в период радикальных социальных перемен и нестабильности во всех жизненных сферах. Тяжелое экономическое положение подавляющего большинства российских граждан и в то же время головокружительный рост числа российских миллиардеров, крушение прежнего мировоззрения, ценностей, идеалов и несформированность новых, отсутствие знаний, необходимых для эффективной адаптации к новым условиям жизнедеятельности, поставило многих людей перед лицом серьезных психологических проблем, которые с фатальной неизбежностью привели к формированию многочисленных внутриличностных конфликтов.

С общественно-политическими проблемами тесно связаны серьезные сдвиги во внутрисемейных отношениях, которые также наметились в течение двух последних десятилетий — общение во многих семьях стало крайне формальным, отчужденным и ограничивается решением только бытовых вопросов. Все это постепенно приводит к разрушению семьи: теряется ее целостность, преемственность, исчезает гармония, подвижное равновесие, сбалансированность, семья постепенно перестает быть ячейкой общества. В такой эмоционально неблагоприятной ситуации очень легко возникают состояния нервно-психического напряжения у всех членов семьи, что, безусловно, еще более усугубляет уже существующие семейные проблемы.

Коммуникативная фрустрация в семье, прежде всего, сказывается на еще не сформировавшейся психике ребенка. Отсюда и появляется этот воинствующий подростковый нигилизм, демонстративное вызывающее поведение по отношению к окружающим, проявление в своих крайних формах жестокости и агрессивности, которые квалифицируются как противоправное поведение.

В доступной психологической литературе исследований, специально посвященных проблеме агрессивности подростков, практически нет. Но, с другой стороны, профилактика агрессивного поведения невозможна без специального психологического изучения этого феномена, без выявления его причин и социально-психологических факторов, определяющих формирование групп повышенного риска в отношении этого явления. Особый интерес в этом плане представляют особенности проявления агрессивности у подростков, воспитывающихся в различных социально-психологических условиях, что также является новым и малоизученным аспектом этой проблемы.

Возможной причиной «эпидемии» агрессивного поведения подростков является дисгармоничная система ценностей, сформировавшаяся под влиянием обозначенных выше факторов. Безусловно, существуют и биологические предпосылки агрессивности, в качестве которых многие авторы называют формально-динамические особенности индивидуальности, такие как тип нервной системы и темперамент. Однако не все дети-холерики совершают противоправные действия, и не все подростки с меланхолическим типом темперамента являются законопослушными. Поэтому, скорее всего, причина их агрессивности — в особенностях ценностно-потребностной сферы личности.

Агрессивную реакцию в принципе может спровоцировать внутрилич-ностный конфликт в любой зоне ценностно-потребностной сферы личности, поэтому целью данного исследования является комплексное изучение этой важнейшей личностной структуры у подростков с различными проявлениями агрессивности.

Исследование влияния нейродинамического уровня индивидуальности на формирование ценностно-потребностной сферы личности подростков представляет собой самостоятельную и достаточно сложную научную проблему и требует проведения специального психологического эксперимента. Поэтому этот вопрос в данном исследовании не рассматривался.

Цель исследования.

Изучить особенности структуры ценностно-потребностной сферы личности старших подростков, в социальном поведении которых присутствуют различные формы агрессии, и сопоставить их с системой индивидуальных ценностей молодых людей, тяготеющих к просоциальным формам поведения.

Задачи исследования.

1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы ценностного становления личности и формирования социального поведения в старшем подростковом возрасте.

2. Провести сравнительное экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности старшеклассников специализированной школы для агрессивных детей, а также учащихся лицея и колледжа, не склонных к подобным формам поведения.

3. Выявить структуру агрессивного поведения подростков — учащихся специализированной школы и студентов лицея и колледжа.

4. Сопоставить формы проявления агрессивного поведения и особенности структуры ценностно-потребностной сферы личности и внутри-личностного конфликта в группах агрессивно и просоциально настроенных подростков.

5. Проверить гипотезу о возможной связи выраженности агрессивного поведения с особенностями ценностно-потребностной сферы личности и вероятностью возникновения внутриличностного конфликта в различных ее зонах.

Объект исследования.

Просоциальное и агрессивное поведение подростков.

Предмет исследования.

Особенности ценностно-потребностной сферы личности и внутрилич-ностных конфликтов у подростков, склонных к агрессивному и просоциаль-ному поведению.

Рабочие гипотезы исследования.

1. Возможной причиной агрессивного поведения подростков является дисгармоничная система ценностей, сформировавшаяся под комплексным влиянием политических, экономических и микросоциальных факторов. Есть и биологические ее предпосылки, в качестве которых многие авторы называют формально-динамические особенности индивидуальности, однако не всегда тип темперамента обязательно определяет поведение подростка. Причина их агрессивного поведения связана, скорее всего, с особенностями ценностно-потребностной сферы их личности.

2. С другой стороны, у подростков, в структуре ценностно-потребностной сферы личности которых назрел конфликт, и которые, в силу своего темперамента, проявляют высокую активность, уровень агрессивности должен быть высоким. Поэтому и факты агрессивного поведения у них будут регистрироваться гораздо чаще, чем у молодых людей, ценност-но-потребностная сфера личности которых сбалансирована и гармонична.

3. Общественная оценка агрессивности и реальная склонность к агрессивному поведению — это разные психологические феноменыперваяэто результат отношения к ребенку конкретных взрослых, вторая — это самооценка подростком своего собственного поведения, которая осуществляется с помощью специальных психологических опросников. В любом обществе существуют одобряемые и запрещенные ценности, и, если реализация личности происходит в русле первых, то ее поведение с общественной точки зрения квалифицируется как просоциальное, в противном случае — как девиантное, в частности, агрессивное.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Теоретической базой исследования стало учение о ценностях, сформулированное и развитое в работах классиков отечественной психологии — JI.C. Выготского, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и в исследованиях психологов гуманистического направления — А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Э. Шостромавзгляды на природу агрессивного и просоциального поведения, развиваемые в русле этологической и поведенческой теорий К. Лоренцом, А. Бандурой, А. Бассом, А. Даркиконцепция агрессивности Н. Д. Левитовафрустрационная гипотеза агрессивного поведения, предложенная Дж. Дол-лардом, Н. Миллером, Л. Дообом, О. Маурером, Р. Сирсом и С. Розенцвей-гом.

Экспериментальная модель исследования опирается на теоретические и методологические принципы, сформулированные в концепции ценностно-потребностной сферы личности В. Г. Морогина.

Методы исследования.

1. Экспериментально-психологические: компьютерная «Система психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности» [65- 66].

2. Опросниковые: «Тест агрессивности и враждебности» Басса-Дарки.

3. Статистические: компьютерная обработка полученных в эксперименте результатов с помощью систем программирования баз данных dBase, Clipper, FoxPro, электронных таблиц Microsoft Excel и пакета программ статистической обработки данных Statistica 6.0.

Теоретическая значимость исследования.

В диссертации реализован новый методологический подход к исследованию содержательного ядра личности — ее ценностно-потребностной сферы, которая представляет собой модель организации индивидуальной по-требностной структуры в архетипически обусловленную, исторически сложившуюся и принятую обществом и личностью систему ценностей. Использованы оригинальные методы, позволяющие выявить и описать структуру ценностно-потребностной сферы личности, определить наиболее вероятные зоны возникновения внутриличностного конфликта.

Научная новизна исследования.

Психологическому анализу подвергнута ценностно-потребностная сфера личности подростков, склонных к различным формам просоциального и агрессивного поведения. В процессе исследования была выявлена специфическая иерархия индивидуальных ценностей «агрессивных» молодых людей по сравнению с учащимися лицея и колледжа, для которых проявление агрессии не характерно. В ходе исследования разработана и апробирована процедура «интеллектуального» факторного анализа, которая состоит в поэтапном сопоставлении корреляционных матриц с критериями, вытекающими из сформулированной исследователем гипотезы, и построении адекватной этой гипотезе факторной модели. Характер задач, которые могут решаться с помощью этого метода, определил его рабочее название — «интеллектуальный конфирматорный анализ». В исследовании сопоставлены и проанализированы данные, полученные с помощью двух различных версий компьютерной «Системы психологического исследования ценностнопотребностной сферы личности», что позволило сделать вывод о высокой валидности методики.

Практическая ценность работы.

Экспериментально-психологическая оценка ценностно-потребностной сферы личности дает возможность увидеть «слабые места» в ее структуре и на этой основе прогнозировать появление и характер проявления внутриличностных конфликтов у подростков, склонных к агрессивным формам поведения. Это, в свою очередь, дает шанс для их компенсации уже на начальном этапе развития. Опираясь на выявленные в эксперименте особенности структуры ценностно-потребностной сферы личности, можно проводить консультативную и психотерапевтическую работу, направленную на коррекцию и профилактику не только агрессивного, а вообще любого девиантного поведения.

Надежность и достоверность результатов и выводов исследования.

Обеспечивалась использованием проверенных на практике исходных методологических подходов к исследованию поставленной проблемы, применением надежных экспериментальных методов, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследования, репрезентативностью исследуемых выборок, взаимопроверкой результатов, получаемых с помощью различных экспериментально-психологических техник, а также применением методов математической статистики и глубоким содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты научных изысканий обсуждались на кафедре психологии и педагогики Томского государственного педагогического университета, на Всероссийской конференции «B.C. Мерлин и системные исследования индивидуальности человека», г. Пермь, 19−21 мая 2005 года, на секции «Теоретические и эмпирические исследования» Всероссийской научно-практической конференции «Профориентация и психологическая поддержка. Теория и практика», г. Томск 5−6 октября 2005 года, на II Всероссийской научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности», г. Ярославль, 18−19 октября 2005 года, на I Международном Конгрессе «Психология и социология в бизнесе: актуальные проблемы современности», г. Минск, 16−17 декабря 2005 года, на Всероссийской научной конференции «Психологическая теория и практика в изменяющейся России», г. Челябинск, 24−26 мая 2006 года. Результаты диссертационной работы отражены в шести публикациях.

Теоретические выводы и экспериментальные данные используются в учебном процессе на факультете психологии и связей с общественностью Томского государственного педагогического университета.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, библиографического списка, включающего 180 источников, из них 45 на английском языке. В тексте содержится 1 рисунок 7 таблиц и 34 диаграммы. Общий объем диссертации 174 страницы.

Выводы.

1. Теоретико-методологический анализ проблемы подростковой агрессивности показал наличие принципиально различных теоретических подходов к этой проблеме. Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивности и агрессивного поведения подростков не только социально-биологическими, но и ценностными причинами.

2. В структуре ценностей подростков, склонных к различным формам социального поведения, есть как общие личностно значимые ценности, так и специфические. Общие — «здоровье» и «любовь" — у «девиантных» школьников, кроме этого, личностно значимыми являются «справедливость», «общение», «успех», у лицеистов — «свобода», «общение», «уверенность», у студентов колледжа — «карьера», «богатство» и «успех».

3. Конфликтогенные зоны ценностно-потребностной сферы личности подростков — «карьера», «богатство», «любовь», «успех» и «власть». Внутриличностный конфликт в зоне этих значимых для подростка ценностей может провоцировать либо просоциальное, либо агрессивное поведение. И в том, и в другом случае это может повлечь за собой временную социальную дезадаптацию.

4. По показателям личностной значимости и конфликтогенности зон ^ ЦПСЛ, определенных с помощью «интеллектуального конфирматорного анализа», группа студентов колледжа также резко отличается от учащихся специализированной школы и лицея, что обусловлено различной направленностью (просоциальной и агрессивной) их поведения.

5. Есть социально одобряемые и социально запрещенные ценности, и реализация агрессии в этих зонах может квалифицироваться либо как просоциальное, либо как агрессивное поведение. Кроме того, сущестщ вует специфическая форма инструментальной агрессии, которая отра-$ жает потенциальные возможности ее проявления. Этот вид агрессии косвенно выражается в показателях враждебности.

6. Физическая агрессия, негативизм, раздражение и подозрительностьэти формы агрессивного поведения характерны для школьников с отклонениями в поведении и гораздо реже встречаются у студентов лицея и колледжа. Однако у школьников в более глубокой форме проявляются угрызения совести и чувство вины. Таким образом, вина — это психологическая плата за агрессию.

7. В старшем подростковом возрасте более агрессивны в своем поведении девушки. Можно предположить, что эти проявления в значительной степени демонстративны и обусловлены повышенной внушаемостью девочек в этом возрасте. Переживание вины за свои агрессивные поступки у них также самые сильные.

8. Агрессивность и враждебность — относительно независимые друг от «друга характеристики. Они вторичны по отношению к ценностнопотребностной сфере личности — их проявления зависят от того, какие ценности доминируют в ее индивидуальной структуре. Вероятно агрессивность — своеобразно, по-подростковому реализуемая активность, а враждебность больше похожа на скрытую, потенциальную агрессивность, не проявленную в какой-либо ценностной зоне до тех пор, пока в ней не созреет внутриличностный конфликт. Впоследствии эта энер-^ гия может быть реализована либо в социально одобряемой зоне ЦПСЛ, и тогда это поведение будет квалифицировано как просоциальное, либо в общественно запрещенной ценностной зоне — в этом случае поведение подростка будет рассматриваться как агрессивное.

9. Ярлык «агрессивного подростка» является дополнительным побудителем агрессивного поведения, которое с этого момента начинает приобретать демонстративный характер. По этой причине «агрессивные» школьники в большей степени по сравнению с «просоциально ориентированными» подростками могут «позволить» себе открытое проявление агрессии. Но «психологическая плата» за проявленную агрессию — чувство вины.

10. Общественная оценка агрессивности и реальная склонность к агрессивному поведению — это разные психологические феноменыперваярезультат отношения к ребенку конкретных взрослых, вторая — это самооценка ребенком своего собственного поведения, которая осуществляется с помощью специальных психологических опросников. Однако надежно и точно проанализировать бессознательные агрессивные тенденции в этом возрасте с помощью опросников очень сложно — необходимы более тонкие экспериментальные и проективные методы.

Заключение

.

Анализ агрессивности как определенного личностного отношения к жизни и особенностей его поведенческих проявлений показал существование принципиально различных теоретических подходов к этой проблеме, что серьезно затрудняет понимание реальных психологических причин подростковой агрессивности.

Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивности и агрессивного поведения подростков не только органическими, но и ценностными причинами. Их действие наиболее ярко проявляется у детей подросткового возраста, когда особенно интенсивно происходит формирование ценностно-потребностной сферы личности подростка и системы его отношений, которое зависит не только от генетической предрасположенности, но и от качественного содержания его личности.

Стремление подростка к самостоятельности нередко встречает противодействие взрослых, а это приводит к появлению своеобразного психологического барьера, преодолевая который многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения. Однако глубинный анализ этих форм показывает, что это не всегда агрессивность или враждебность по отношению к окружающим, это, скорее, по-детски проявляемая активность и попытка скрыть свои подростковые комплексы и проблемы.

Общими ценностями, занимающими центральное место в структуре ценностно-потребностной сферы личности учащихся специализированной школы, студентов лицея и колледжа являются «здоровье» и «любовь». У «девиантных» школьников специфически значимыми ценностями становятся, кроме этого, «справедливость», «общение», «успех», у лицеистов — «свобода», «общение», «уверенность», у студентов колледжа — «успех», «карьера» и «богатство». Ценности «здоровье» и «любовь» — вообще личностно значимы для индивидов любого возраста.

Самыми конфликтогеииыми зонами ценностно-потребностной сферы личности у подростков являются «карьера», «богатство», «любовь», «успех» и «власть».

Физическая агрессия, негативизм, раздражение и подозрительностьэти формы агрессивного поведения более характерны для школьников с отклонениями в поведении и гораздо реже встречаются у студентов лицея и колледжа. Однако у школьников в более глубокой форме проявляются угрызения совести и чувство вины. Другими словами, вина — это психологическая плата за агрессию.

Исследования физической, косвенной и вербальной форм агрессивности подростков показали, что агрессивные формы поведения существенно отличаются у подростков мужского и женского пола, что связано не только с биологическими особенностями, но и с социальными, культурными стереотипами маскулинности и феминности. Для юношей более характерна физическая агрессия, подозрительность и негативизм, у девушек легче проявляется вербальная и косвенная агрессия, раздражение, а также обида. Девушки глубже переживают свое агрессивное поведение, но, тем не менее, самыми агрессивными по всем шкалам теста агрессивности и враждебности Басса-Дарки являются девушки-школьницы.

Наиболее «уравновешенный» тип агрессивности наблюдается у деву-шек-лицеисток, но для них характерна высокая склонность к вербальной агрессиив то же время они наименее подозрительны.

Таким образом, складывается довольно сложная картина проявлений подростковой агрессивности. По-видимому, надежно и точно проанализировать бессознательные агрессивные тенденции в этом возрасте с помощью опросников невозможно, необходимы более тонкие экспериментальные и проективные методы. Однако сам факт полового диморфизма в агрессивном поведении свидетельствует о том, что пол — сильный фактор, влияющий на ее проявление.

Кроме того, общественная оценка агрессивности и измеренный с помощью психологических методов ее уровень — не одно и то же. Если подростку «приклеивается» ярлык агрессивного, то он просто вынужден вести себя соответствующим образом, расплачиваясь за такое поведение переживанием чувства вины. С другой стороны, агрессивны все подростки, однако если агрессивное поведение реализуется в русле общественно разрешенных ценностей, таких как «карьера», «богатство», «успех», «власть», то это поведение окружающие склонны рассматривать как активное, но просоциальное. Если же эта активность реализуется в рамках ценностей «справедливость» или «свобода», то с общественной точки зрения такое поведение однозначно квалифицируется как агрессивное. Таким образом, оценка агрессивности со стороны общества всегда обусловлена теми ценностными приоритетами, которые доминируют в нем, поэтому она и не совпадает с ее психологической оценкой.

В структуре ценностно-потребностной сферы личности подростков независимо от уровня их агрессивности ведущее место занимают такие ценности, как «здоровье», «любовь», «успех». Но для высоко-агрессивных значимыми являются также ценности «честь» и «карьера».

Примечательно, что для всех подростков характерна низкая личностная значимость ценности «творчество», однако для низко-агрессивных она все-таки гораздо более значима, чем для высоко-агрессивных. У последних более личностно значимой становится ценность «власть». Однако ни «творчество», ни «власть» пока еще не входят в число сильно значимых ценностей.

Внутриличностный конфликт в группах высокои низко-агрессивных подростков проявляется практически в одних и тех же зонах ценностно-потребностной сферы личности, однако есть значительные количественные различия. У высоко-агрессивных внутриличностный конфликт преобладает в зоне ценности «карьера», «здоровье», «власть» у низко-агрессивных — это зона ценности «любовь».

Отрицательный внутриличностный конфликт (отсутствие побуждений) в зоне ценностей «творчество» и «общение» наиболее характерен для высоко-агрессивных подростков.

Агрессивность и враждебность с точки зрения ценностной теории можно трактовать как различные свойства, относительно независимые друг от друга. «Агрессивный» подросток может быть настроен как враждебно, так и дружелюбнов то же время «враждебный» подросток может вести себя как агрессивно, так и совершенно спокойно. Это подтверждает гипотезу о вто-ричности агрессивности и враждебности по отношению к ценностно-потребностной сфере личности. Их проявления зависят от того, какие ценности доминируют в ее индивидуальной структуре.

Скорее всего, то свойство, которое в теории агрессивности и враждебности А. Басса и А. Дарки трактуется как агрессивность — это своеобразно проявляемая подростковая активность, а то, что авторы теста называют враждебностью скорее похоже на скрытность. Эти по-подростковому проявляемые активность и скрытность в различных сочетаниях и обусловливают то многообразие поведенческих проявлений, которые часто трактуются как агрессивные и враждебные. Другими словами, враждебность — это тоже агрессивность, но скрытая, потенциальная, которая может проявиться в поведении подростка как одна из форм разрешения внутриличностного конфликта.

Агрессия иногда бывает необходима для самозащиты в ситуации, когда подросток не видит иного выхода, кроме физического воздействия или вербальных угроз. Поэтому для некоторых подростков участие в драках — это способ утверждения себя в глазах окружающих, особенно в тех случаях, когда это становится устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных референтных группах. Однако такое поведение оценивается обществом, особенно педагогами, только по его внешним проявлениям, без анализа внутренних причин, поэтому, получив ярлык «агрессивного подростка», ребенок воспринимается окружающими как девиантный и стремится, как бы оправдать это «высокое» звание. Тем не менее, общественная оценка агрессивности и реальная склонность к агрессивному поведению — это разные вещипервая — результат отношения к ребенку конкретных взрослых, в первую очередь, педагогов, вторая — это самооценка ребенком своего собственного поведения, которая осуществляется с помощью специальных психологических опросников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М.: МГУ, 1990.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с англ.- М., Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 296с.
  3. А. Трудный подросток. М.: Эксмо-пресс, 2001. — 304с.
  4. К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
  5. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -288с.
  6. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.
  7. Н.П., Урухина М. В. Личность несовершеннолетнего правонарушителя как объект психологического исследования // Профориентация и психологическая поддержка молодежи и незанятого населения. Материалы научно-практической конференции. Томск, 2002.
  8. Е.Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии.- М.: МГУ, 1975.
  9. А.Г. Психология личности. М., 1990. — 367с.
  10. А. Теория социального научения. СПб.: Питер, 2000.
  11. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. М., Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. — 512с.
  12. Ф.Б. Психодиагностические личностные опросники: некоторые принципы и аспекты применения // Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях (Республиканский сборник научных трудов). Л., 1985. — С.16−22.
  13. Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 512с.14.
Заполнить форму текущей работой