Развитие психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов
Диссертация
Результаты и выводы исследования могут быть использованы в практической работе педагогов различных исполнительских специальностей. Разработанная методика диагностики и формирования психомоторики может применяться на практических занятиях по психологии и уроках физической культуры. Теоретическое содержание диссертации и отраженный в ней фактический материал могут служить основанием для создания… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И МУЗЫКАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
- 1. 1. Музыкальность и музыкальные способности — важнейшие качества структуры личности музыканта-исполнителя
- 1. 2. Слагаемые профессионального мастерства музыканта-исполнителя
- ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПИАНИСТА В ИСТОРИИ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ
- 2. 1. Проблема совершенствования исполнительской техники в истории фортепианной педагогики
- 2. 2. Двигательный аппарат пианиста и психомоторные способности человека
- 2. 3. Роль сознания в формировании рациональных пианистических движений
- 2. 4. Музыкально-художественное мышление пианиста
- 2. 5. Взаимодействие слуха и моторики в формировании художественной техники пианиста.'
- 2. 6. Структура художественно-исполнительской техники музыканта
- ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОМОТОРНОГО КОМПОНЕНТА МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ТРАДИЦИОННОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО РАЗВИ
- 3. 1. Концепция и организация психолого-педагогического эксперимента
- 3. 2. психологические вопросы самоконтроля и формирования навыков пианистической техники
- 3. 3. Различительная чувствительность по основным переменным движения как сенсорный фактор исполнительской техники пианиста
- 3. 3. 1. Различительная чувствительность движений по переменной времени
- 3. 3. 2. Пространственная чувствительность
- 3. 3. 3. Различительная чувствительность по усилию
- 3. 4. Сохранение в памяти двигательного эталона и оперативность психомоторных функций пианиста
- 3. 5. Надежность психомоторных функций пианиста в экстремальных условиях публичного выступления
- 3. 6. Динамика психомоторных способностей у студентов фортепианного отделения в процессе естественного и экспериментального развития
Список литературы
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. 2-е изд., доп. -М.: Музыка, 1971 -278с
- Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Киев, 1974. С. 12.
- Ананьев Б.Г. Труд как важнейшее условие развития чувствительности. -Вопросы психологии, 1955, № 1
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: изд. АПН РСФСР, 1960.
- Ананьев Б.Г. О соотношении способности и одаренности // Проблемы способностей. М., 1962.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. 339 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977−380 с.
- Ананьев Б. Г. Билатериальное регулирование как один из механизмов интеграции. -Избр. псих, труды. М., 1980, Т. I. С. 207−212.
- Анохин П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии: Вопросы психологии, 1955, № 6. С. 38.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.
- Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. Ч. 1. М.: Музгиз, 1937.213 с.
- Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. -286 с.
- Беляева-Экземплярская С. Н. Об экспериментальном исследовании субъективного отсчёта времени человеком. Вопросы психологии, 1965, № 6, с.90−99.
- Бердяев Н. Философия свободы: Смысл творчества. М., 1989. С. 282.
- Бернштейн Н. А О построении движений. М.: Музгиз, 1947. 255 с.
- Бернштейн Н. А Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.
- Бирмак A.B. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973. 141 с.
- Блауберг И., Юдин Э. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. С. 40.
- Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М: Педагогика 1979.
- Бойко Е.И. Время реакции человека. -М., 1964.
- Богуш Н.Р. Исследование точности воспроизведения пространственных признаков движений. Труды Киевского института физкультуры. Вып. 6, 1958, с. 38.
- Брейтгаупт Р. Естественная фортепианная техника М.: Музгиз, 1927. С. 106.
- Брейтгаупт Р. Основы фортепианной техники. М.: Музторг, 1929- 96 с.
- Бронфин Е. Н.И. Голубовская исполнитель и педагог. Л.: Музыка, 1978.-С. 100.
- Брыль А.К. Формирование музыкальной памяти как необходимое условие совершенствоания певческой деятельности младших школьников. Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979.
- Величковский Б.М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1973.
- Венгер Л.А. О некоторых дискуссионных вопросах теории способностей. -В кн.: Гензис сенсорных способностей. М., 1976. С. 233−248.
- Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
- Виноградов М. Физиология трудовых процессов. М., 1966.
- Войку И. Построение естественной системы скрипичной игры. Техника левой руки. М., 1932.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984, т. 4.
- Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий. Доклад на совещании по вопросам психологии. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1954.
- Гальтон Фр. Наследственность таланта, ее законы и последствия. Пб., 1875.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд. ЛГУ, 1984.176 с.
- Гарбузов H.A. Зонная природа темпа и ритма. М., Изд. АН СССР, 1950.
- Гат Й. Техника игры на фортепиано. М.-Будапешт: Корвина, 1959.232 с.
- Геллерштейн С.Г. развитие восприятия под влиянием специальных упражнений. Материалы совещания по вопросам психологии АПН РСФСР, 1957, с. 206.
- Геллерштейн С.Г. Чувство времени и скорости двигательной реакции. -М.: Медицина, 1958.
- Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. М.: Муз., 1975.-416 с.
- Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музгиз, 1961, 1961. -243 с.
- Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970.
- Гуревич K.M. Современная психологическая диагностика: Пути развития. Вопросы психологии, 1982, № 1.
- Гуревич K.M., Борисова Е. М. (ред.) Психологическая диагностика детей и подростков. М.: Международная пед. академия, 1995.
- Дмитриев A.C., Карпов Г. С. К вопросу о восприятии и оценке времени. -Вопросы психологии, 1967, № 4.
- Додонов Б. Эмоция как ценность. М., 1978. С. 67.
- Дьячков В.М., Ратов И. П. Педагогические аспекты теории надежности в технической подготовке спортсменов высших разрядов. Тезисы итоговой конференции ВНИИФКА. -М., 1973. С. 41−44.
- Зингер Е. Из истории фортепианного искусства Франции. М., 1976.
- Зинченко В.П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М.: МГУ, 1979.
- Ивойлов А., Бойченко С., Смоляков Ю. Основы тренировки и инструментальные методы исследования в курсе совершенствования в ВУЗе. Минск., 1975.
- Ильин Е.П. Структура психомоторных способностей. В кн.: Психомоторика. Л., 1976. С. 4−22.
- Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению. Псих, журн., 1987, № 2, — Т. 8. С. 37−47.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М., Проев., 1 987 287с.
- Клещев С. К вопросу о механизмах пианистических движений // Сов. музыка, 1935, № 4.
- Клещев С. О методе воспитания пианистических движений // Сов. музыка, 1936, № 9.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. Л., 1960. 304 с.
- Коган Г. М. Современные проблемы теории пианизма // Пролетарский музыкант, 1929, № 7−8.
- Коган Г. М. Современные проблемы теории пианизма // Пролетарский музыкант, 1930, № 1.
- Коган Г. М. У врат мастерства. М., 1961.
- Коган Г. М. Вопросы пианизма. М., 1968. С. 7, 9, 40.
- Коган Г. М. У врат мастерства. Работа пианиста. М.: Музыка, 1969.342 с.
- Коган Г. М. Из записей разных лет // Сов. музыка, 1969, № 7. С. 54.
- Коган Г. М. Ферруччо Бузони. Изд. 2. М., 1971.
- Коган Г. М. О работе музыканта-педагога // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. М., 1979. С. 81.
- Конопкин O.A., Кондратьева И. И. «Закон силы» в сенсорном реагировании. В сб.: Новые исследования в психологии. № 1(7). М.: Педагогика, 1973. С. 3−5.
- Коробейникова JI.M. К вопросу о восприятии времени человеком. Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971.
- Корредор X. Беседы с Пабло Казальсом. Л., 1960. С. 262.
- Коссов Б.Б. Проблемы психологии воспитания. М.: Высшая школа, 1971.
- Коссов Б.Б. (ред.) Познавательные процессы у спортсменов. Т. I. Сенсорная основа спортивного мастерства. М.: ВНИИФК, 1973.
- Коссов Б.Б. Вопросы психодиагностики в спорте. В кн.: Вопросы диагностики психического развития / Под ред. В. И. Дубовского, K.M. Гуревича и др., Таллин, 1974, С. 86−88.
- Коссов Б.Б. (ред.) Познавательные процессы у спортсменов. Т. I. Сенсорная основа спортивного мастерства. М.: ВНИИФК, 1975- Т. II. Самоконтроль и мастерство в сорте. М.: ВНИИФК, 1976.
- Кравков С.В. Очерк общей психофизиологии органов чувств. M.-JL, С. 286.
- Крестовников А.Н. Физиология человека. М.: ФиС, 1954, С. 386.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.
- Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. Принцип развития в психологии. М., 1978.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей // В.П., 1960, № 1. С. 717.
- Леонтьев А.Н., Зинченко В. П., Панов Д. Ю. (ред.) Инженерная психология. -М.: МГУ, 1964.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию. Собр. педагогических сочинений. Т. 2. -М.: ФиС, 1952, С. 110.
- Ломов Б.Ф. (ред.) Сенсорные и сенсомоторные процессы. М.: Педагогика, 1972.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // В.П., 1975, № 2. С. 31.45.
- Ломов Б.Ф. (ред.) Основы инженерной психологии. Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1977.
- Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
- Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1967.
- Маркова А.К. Самоконтроль в учебной деятельности школьников. «Вопросы психологии», № 4, 1972.
- Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.: Музыка., 1966.-218 с.
- Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. -М.: Музыка, 1977. 126 с.
- Мельников Б.М. Некоторые особенности оценки времени в различных условиях деятельности спортсменов. Материалы VI Всесоюзного съезда общества психологов. — Тбилиси, 1971, С. 819.
- Мерлин B.C. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей «Человек общество» // В.П., 1975, № 5. С. 3−12.
- Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.: Муз-гиз, 1963. С. 13.
- МилыптейнЯ. Ф. Лист. Т. 2. М., 1971.
- Мохендр С. Исследование применения дополнительной активизации анализаторов для повышения эффективности спортивных движений. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1968.
- Мусин И.А. Техника дирижирования. Л.: Музыка, Ленинградское отд., 1967.-352 с.
- Назайкинский E.B. О психологии музыкального восприятия. М., Музыка, 1972.-383 с.
- Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. Л., 1969.
- Небылицын В.Д. Исследование силы и чувствительности нервной системы. Дисс. канд. пед. наук, М., 1957.
- Небылицын В.Д. Основные свойства нервоной системы человека. -М.: Просвещение, 1966.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
- Нежинский О.М. К вопросу об определении структуры дирижерскойодаренности. В кн.: Обучение дирижированию и оркестровое исполнительстiво. Сб. трудов (межвузовский). М., 1979. Вып. 42. — С. 42.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. 2-е изд.-М.: Музгиз, 1961.-317 с.
- Нейгауз Г. Г. Беседы с Б. Тепловым и А. Вицинским // Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1976. — Вып. 4. — С. 62.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
- Немов P.C. Психология: В 3 кн., кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: Владос, 1995.
- Никифоров Ю.Б. Исследование «чувства диагностики» у боксеров и методика его развития. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1968.
- Николаев А. Некоторые вопросы развития фортепианной техники. В кн.: Очерки по методике обучения игре на фортепиано. — Вып. 2. М.: Музыка, 1965.-С. 235−265.
- Озеров В.П., Ребус Б. М. Восприятие спортсменами временных интервалов в процессе активной мышечной деятельности. В кн.: Психологические проблемы трудовой деятельности и трудового обучения. Ставрополь, 1971. С. 80−96.
- Озеров В.П. Исследование сенсорного компонента спортивных способностей у юных легкоатлетов-многоборцев. Автореф. дисс.. канд. пси-хол. наук. -М., 1974.
- Озеров В.П. Изучение структуры самоконтроля элементов техники у легкоатлетов разной специализации. В сб.: Познавательные процессы у спортспенов. Т. 2., М., 1976.
- Озеров В.П. Психомоторное развитие спортсменов. Кишинев: Штиинца, 1983. — 139 с.
- Озеров В.П. Психологические основы диагностики и формирования психомоторных способностей у школьников и студентов. Автореф. .докт. психол. наук, М., 1993.
- Озеров В.П. Диагностика психомоторных способностей у школьников, студентов и спортсменов. Ставрополь, 1995. — 57 с.
- Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: ФиС, 1970.
- Орбели JI. Вопросы высшей нервной деятельности. АН СССР, 1949.1. С. 63.
- Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая работа. -Киев, 1975.
- Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая работа. -Киев, 1975.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т. 3. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949. С. 27.
- Павлов И.П. Полн. собр. соч. Изд. 2. Кн. 1. М-Л.: Изд. АН СССР, 1951.-392 с.
- Павлов И.П. Полн. собр. соч. Изд. 2. Т. 3, Кн. 2. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1951.-439 с.
- Павлов И.П. Избр. труды. М., АПН СССР, 1951.-613 с.
- Пейсахов Н.М. Теория, методика и практика психофизиологических исследований в высшей школе. В кн.: Теоретические и прикладные исследования по психологии. Казань, 1977. С. 4−39.
- Петрушин В.А. Артистизм это и тренировка (о психологической подготовке музыканта к выступлению) — Сов. Музыка, 1971, № 12. С. 67−73.
- Платонов К.К. Занимательная психология. М.: Молодая гвардия, 1964.-383 с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.-312 с.
- Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен. В кн.: Социальная психология. М., 1975. С. 37−49.
- Пуни А.Ц. О мускульно-двигательных ощущениях и представлениях у лыжников. Теория и практика физической культуры. № 11−12, 1946. С. 57.
- Пуни А.Ц. О чувственных и логических компонентах двигательной деятельности спортсменов. Материалы совещания по психологии (1−6 июля, 1955), АПН РСФСР, 1957.
- Рамуль П. Психофизические основы современной фортепианной техники. Лейпциг, 1928. С. 96.
- Раппопорт С. От художника к зрителю М., 1978. С. 45.
- Ревзон A.C. Развитие точности пространственной оценки движений в легкоатлетических упражнениях у младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1961.
- Римский-Корсаков H.A. Музыкальные статьи и заметки. Спб., 1911.
- Розе H.A. Психомоторика взрослого человека. Л.: изд. Лен. ун-та, 1970.-128 е., ил.
- Рубинштейн А.Г. Мысли и афоризмы. Спб. Йенсен, 1893 г.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: МП РСФСР, 1946.-704 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957
- Рубинштейн С.JI. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // В.П., 1960, № 3.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2.
- Рудик П.А. (ред.) Психология. М.: ФиС, 1974.
- Савенков Г. И. Исследование психологических особенностей состояния тренированности спортсменов (на материале легкой атлетики). М., 1969.
- Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л., 1961.
- Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. Л.: Музыка, 1968. — 107 с.
- Сеченов И.М. Очерки рабочих движений. М., 1901.
- Сеченов И.М. Элементы мысли. Избранные философские и психологические произведения. -М.: Госполитиздат, 1947. С. 416, С. 523.
- Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию. Избр. произв. М.: АН СССР, 1952, С. 176, с. 253.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. Гл. II. Произвольные движения. -М.: Учпедгиз, 1953.
- Соколов E.H. Статистическая модель наблюдателя. В кн.: Инженерная психология / Под ред. А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко и Д. Ю. Панова. -М., МГУ, 1964.
- Сраджев В.П. Взаимодействие слуховой и двигательной сфер в процессе формирования исполнительской техники пианиста. Дисс. канд. искусствоведения. -Л., 1985. 173 с.
- Сраджев В.П. Проблемы развития фортепианной техники. Ташкент, 1987
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.-Л., 1948.
- Талышев Ф.М. Влияние спортивной специализации на чувствительность двигательного анализатора. Материалы VII научной конференции по морфол. физиологии и биомеханики мышечной деятельности. — М.: ФиС, 1964, С. 254.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.- 175 с.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность // Ученые записки Государственного научно-исследовательского института психологии. T. II., М. 1941.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность //В кн.: Психология. 3-е изд. перераб. и дополн., М., 1948. С. 224−231.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.-536 с.
- Теплов Б.М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // В.П., М., 1963, № 5.
- Теплов Б.М. Избр. труды в двух томах. T. I., М.: Педагогика, 1985.328 с.
- Ухтомский A.A. Физиология двигательного аппарата. Собр. соч. Т. 3.-Л., 1961.
- Фарфель B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.
- Флеш К. Искусство скрипичной игры. Т. 1. М., 1964.
- Фресс П., Пиаже Ж (ред.) Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1966, С. 241−244, 267−270.
- Фролов Ю.П. К физиологии так называемого «чувства времени». Доклады на II съезд по психоневрологии. М., 1924.
- Хентова С. Современная фортепианная педагогика и ее мастера // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусств. М., Л., 1966.
- Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. Л., 1989.
- Цыпин Г. М. Проблемы развивающего общения в преподавании музыки: Автореф. дисс.. доктора пед. наук, М., 1977.
- Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
- Цыпин Г. М. Исполнитель и техника. M.: Academa, 1999. 185 с.
- Чебышева В.В. Самоконтроль в процессе труда и самообучения. Вопр. псих, обучения труду. М.: АПН, 1962. С. 78.
- Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1969.
- Чурпикова H.H. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М.: Провещение, 1967.
- Шадриков В.Д. Проблема профессиональных способностей //Психол. журнал, 1982. Т. 3, № 5. С. 13−26.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М., 1982.
- Шварц JI.M. К вопросу о навыках и их интерференции. Ученые записки НИИ психологии. Т. 2. М., 1941.
- Шмидт-Шкловская A.A. О воспитании пианистических навыков. -Л., 1985.
- Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. М., 1926 — 122 с.
- Штейнгаузен Ф. Физиология ведения смычка. М., 1930.
- Шульпяков О.Д. О психофизическом единстве исполнительского искусства. В кн.: Вопр. теории и эстетики музыки. Вып. 12. — JL: Музыка, 1973, С. 187−221.
- Шульпяков О. Д. Техническое развитие музыканта-исполнителя. -Л.: Музыка, 1973а. 104 с.
- Шульпяков О.Д. Фактор обобщения в процессе формирования исполнительского мастерства // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя. -М., 1983.
- Шульпяков О.Д. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л., 1986.
- Щапов А. Фортепианная педагогика. М., 1960. — С. 72.
- Элькин Д.Г. Роль обратной связи в восприятии времени. Вопросы психологии, № 2, 1962.
- Элькин Д.Г. Машинный контроль и самоконтроль студентов // Ра-дяньска школа, № 2, на украинском языке, 1965. С. 30−32.
- Cattel J. Mck. The Time of Perception as a Measure of Differences in intensity. Philos. St., 1902, p. 19.
- Chocholle R. Relation de la Latence d’une sensation auditive differentielle avec Lamlitude d’une variation brusque de frequence et d’intensite. Bull. Boil., 1943, № 137.
- Crossman E.R. The measurement of discriminabillty. Quart. S. Exp. Psychol, 1955, № 7.
- Hacker V.U., Ziehen T. Ueber d. Erblllicnkeit der Musicalischen Begabung // Zeits. Fur Psychol, 1922, 88, 89, 90.
- Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempfindungen als physilogische Grundlage fur Music. Braunschweig, 1863.
- Karma К. The Ability to Structure Acoustic Materials as a Measure of Musical Altitude 2. Test Construction and results // Research Bulletin, 1975, № 43.
- Konig H. Zur Experimental-untersuchung der Musicalitat. Wurzbburg.1925.
- Kries S. Wer ist Musikalich. Berlin. 1926.
- Michel P. Uber musikalische Fahigkeiten und Fertigkeiten. Ein Beitrag zur Musilcpsichologie Leipzig: Breitkopf u. Hartel. 1960. 131 s.
- McLeich S. Musical Cognition // Music Education Research Papers. 1968, № 2.
- Revesz G. Zur Grundlegung der Tonpsychologie. Leipzig, 1913.
- Seashore C. The Psychology of Musical Talent. Leipzig, 1919, 297 p.
- Seashore C. Measures of Musical Talent ff Psychol Rew., 1930, 37 p.
- Seashore C. Psychology of Music. N.Y., 1938.
- Seashore C. The Psychology of Music. New York and London: Mc Craw Hill, 1960, XIX, 408 p.
- Shuter-Dyson R., Gabriel C. The Psychology of Musical Ability. N.Y., 1981.
- Spearman C. Abilities of Man. London, 1927.
- Stern W. Allgemeine Psychologic and perconalistischer Grundlage, Haag, 1935.
- Stumpf K. Tonpsychologia. 2 Bande, Leipzig, 1883/90.
- Trendelenburg W. Die naturlichen Grundlagen der Kunst des Streichinstrumentenspiels, Berlin, 1925.
- Кст Кош Кст Кош Кст Кош 6 п ¦Э 9 10 5 15 5 2,5 7,5
- А.Р. 2 4 2 2 10 2,5 8,5 2 1 2 1 4 2 4 1 1 18 2 9 3 4 4 1 1 5 5 1 1 25 2,78 5
- В.А. 2 4 4 л 13 3,25 4 о л 2 4 2 4 2 4 2 1 24 2,67 3,5 4 л 5 5 л 5 4 5 3 37 4,11 1
- Г. И. 1 4 2 о л 10 2,5 8,5 1 1 4 2 5 п л 1 4 1 22 2,44 6 п Л 2 о ^ 1 1 5 4 5 2 26 2,89 4
- Д.О. 2 3 5 .э 13 3,25 4 1 1 4 3 о л 1 5 1 1 20 2,22 8 1 1 4 5 5 1 1 3 1 22 2,44 8
- К.Ю. 2 4 4 5 15 3,75 1 о л 1 5 1 1 1 1 2 1 16 1,78 10 1 2 2 3 5 5 1 4 4 27 3 о л
- Ск.В СВ ВУ СНС Всего баллов Ср. балл Ранг МС ОУ УР СР ХВ ОПР всего баллоЕ Ср. балл Ранг Сумма баллов Ср. балл Ранг
- Ср. 5алл 2,2 2,2 2,0 1,5 7,9 1,98 2,4 2,4 2,0 3,3 1,9 2,0 1,9 2,0 2,5 4,2 2,6 3,0 30,2 2,52 12,73 2,54
- Кст Кош Кст Кош Кст Кош 6 3 9 10 5 15 5 2,5 7,5
- А.Р. 1 3 3 2 9 2,25 9 5 4 2 4 3 4 4 1 5 32 3,56 5,5 4 3 3 4 1 4 3 2 I 27 3 10
- В.А. 1 3 4 3 11 2,75 7 1 5 4 4 4 5 4 2 3 32 3,56 5,5 4 5 5 4 5 5 4 4 2 38 4,22 1
- Г. И. 1 4 4 3 12 3,0 5 1 4 4 4 4 5 2 5 3 32 3,56 5,5 4 4 5 2 3 5 5 2 3 33 3,67 54. д.о. 1 3 3 3 10 2,5 8 5 3 2 4 4 4 4 4 1 31 3,44 8,5 3 5 5 4 5 3 5 4 3 37 4, П 2
- К.Ю. 1 4 5 5 15 3,75 1,5 4 5 4 5 3 5 4 1 3 34 3,78 1,5 1 5 2 5 5 5 1 5 4 33 3,67 56. к.о. 1 4 4 3 12 3,0 5 5 4 2 5 3 5 2 4 3 33 3,67 3 4 3 5 2 4 2 5 2 30 3,33 87. с.ю. 2 4 4 п J 13 3,25 3 4 3 4 5 3 5 2 5 3 34 3,78 1,5 4 4 5 4 2 п J 3 5 3 33 3,67 5
- С. А. 4 4 4 3 15 3,75 1,5 5 3 4 5 1 5 2 1 3 29 3,22 10 5 4 3 5 4 5 1 4 5 36 4 3
- Х.Т. 2 1 2 3 8 2,0 10 4 4 2 5 4 5 2 3 3 32 3,56 5,5 2 5 5 2 4 2 5 2 3 30 3,33 8
- М.О. 2 2 4 4 12 3,0 5 2 3 2 4 4 4 5 4 3 31 3,44 8,5 2 4 5 4 3 2 2 5 3 30 3,33 8
- Сумма ср. баллов 16 32 37 32 117 29,25 36 38 30 45 33 47 31 30 30 320 35,57 33 42 43 36 37 38 31 38 29 327 36,3 3
- Ср. балл 1,6 3,2 3,7 3,2 11,7 2,93 3,6 3,8 3,0 4,5 3,3 4,7 3,1 3,0 3,0 32 3,56 3,3 4, 2 4,3 3,6 3,7 3,8 3,1 3,8 2,9 32,7 3,631*4п/п Выносливость Работоспособность Психомоторные способности
- Ск. В св ВУ снс Все го бал лов Ср. балл Ранг МС ОУ УР СР ХВ ОПР всего бал лов Ср. балл Ранг Сумма баллов Ср. балл Ранг
- Ср. балл 3,7 2,2 2,2 1,5 9,6 2,35 2,5 2,5 2,3 3,3 2,1 2,6 2,5 2,7 3,2 4,2 2,6 3,0 33,5 2,79 15,26 3,05
- Кст Кош Кст Кош Кст Кош б 3 9 10 5 15 5 2,5 7,5
- А.Р. 2 3 2 2 9 2,25 9 1 5 1 3 1 2 1 1 1 16 1,78 10 3 2 3 2 3 1 3 1 1 19 2,11 9,5
- В.А. 4 4 4 3 15 3,75 2 4 5 1 4 4 3 2 5 3 31 3,44 1 4 4 4 3 4 4 1 2 4 30 3,33 3
- Г. И. 3 4 4 3 14 3,5 4,5 4 5 1 4 3 4 4 1 3 29 3,22 2 3 2 3 3 4 4 2 1 2 24 2,67 74. д.о. 2 3 3 3 11 2,75 8 1 3 1 4 3 4 1 2 1 20 2,22 9 2 2 3 3 4 2 1 1 3 ¦ 21 2,33 8
- К.Ю. 3 4 5 5 17 4,25 1 3 4 2 5 3 4 2 1 3 27 3 4,5 1 3 5 5 4 3 2 2 4 29 3,22 46. к.о. 3 4 4 3 14 3,5 4,5 4 3 4 4 1 4 1 1 3 25 2,78 7 2 2 2 2 3 3 2 2 1 19 2,11 9,57. с.ю. 1 4 4 3 12 3 7 2 4 2 4 3 4 1 4 3 27 3 4,5 4 4 4 3 4 3 3 5 5 35 3,89 1
- С.А. 3 4 4 3 14 3,5 4,5 5 4 1 4 3 4 4 2 3 30 3,33 3 2 5 3 4 4 3 5 4 3 33 3,67 2
- Х.Т. 2 1 2 3 8 2,0 10 5 3 2 3 3 4 4 1 1 26 2,89 6 3 4 3 3 4 3 2 3 3 28 3,11 5,510. м.о. 4 3 Л → 4 14 3,5 4,5 2 2 2 «I → 1 3 4 1 3 21 2,33 8 2 4 4 3 4 2 2 3 4 28 3,11 5,5
- Сумма ср. баллов 27 34 35 32 128 32 31 38 17 38 25 36 24 19 24 252 27,9 9 26 32 34 31 38 28 23 24 30 266 29,5 5
- Ср. балл 2,7 3,4 3,5 3,2 12,8 3,20 3,1 3,8 1,7 3,8 2,5 3,6 2,4 1,9 2,4 25,2 2,80 2,6 3,2 3,4 3,1 з, 8 2,8 2, 3 2,4 3,0 26,6 2,96
- Выносливость Работоспособность Психомоторные способности
- Ср. балл 3,0. 2,5 2Д 1,5 9,1 2,28 2,6 2,6 2,4 4,0 2,1 3,3 3,2 4,1 3,3 4,2 2,6 3,0 37,4 3,12 14,35 2,87
- Кст Кош Кст Кош Кст Кош 6 3 9 10 5 15 5 2,5 7,5
- А.А. 4 4 3 2 13 3,25 1 1 1 4 1 3 1 2 5 1 19 2,11 9 1 1 1 1 2 1 1 1 3 12, 33 13
- Б.М. 3 1 2 1 7 1,75 9 3 4 1 1 5 1 4 4 4 27 3 1 3 3 3 2 5 1 1 3 2 23 2,56 4,5
- В.Н 3 1 1 5 10 2,5 3 1 3 4 1 1 2 4 2 5 23 2,56 5 1 1 1 1 1 1 2 1 2 11 1,22 14
- Г. А. 3 2 2 2 9 2,25 5 3 1 4 1 5 1 2 2 1 20 2,22 7,5 1 1 1 1 2 1 3 2 1 13 1,44 11, 5
- Д.О. 3 2 2 1 8 2 7,0 3 1 4 1 1 2 4 4 1 21 2,33 6 1 1 1 1 1 4 1 5 1 16 1,78 10
- И.И. 2 1 1 1 5 1,25 11,5 1 1 4 1 1 1 1 1 3 14 1,56 14 4 1 1 1 5 5 4 1 1 23 2,56 4,5
- К.Л. 1 1 3 5 10 2,5 3,0 4 1 2 4 1 1 1 1 3 18 2 10 1 3 4 3 1 3 1 4 3 23 2,56 4,5
- К.И. 2 1 1 1 5 1,25 11,5 5 3 2 1 3 1 4 4 1 24 2,61 3 2 1 4 2 3 4 4 5 4 29 3,22 1
- К.О. 1 1 1 4 1,0 13,5 4 1 4 1 1 1 1 2 1 16 1,78 12, 5 1 1 1 1 1 1 5 1 1 13 .1,44 11, 5
- Л.Е. 1 1 1 1 4 1,0 13,5 4 1 5 2 1 1 5 1 4 24 2,67 3 1 2 1 1 3 5 5 2 3 23 2,56 4,5
- С.Е. 4 1 3 10 2,5 3 2 3 5 1 1 1 2 4 5 24 2,67 3 5 1 3 1 2 1 4 2 5 24 2,67 2
- Т.А. 1 2 1 4 8 2 7,0 4 3 1 2 1 1 2 2 1 17 1,89 11 1 1 1 1 1 3 5 5 4 22 2,44 7
- Х.Н. 1 2 1 2 6 1,5 10,0 3 3 4 1 1 1 1 1 1 16 1,78 12, 5 1 2 4 1 1 1 3 5 1 19 2,11 9
- Ч.А. 4 1 1 2 8 2,0 7,0 3 1 1 4 3 1 2 4 1 20 2,22 7,5 3 1 1 1 1 1 4 4 4 20 2,22 8
- Сумма ср. баллов 33 21 22 31 107 26,75 41 27 45 22 28 16 35 37 32 283 35,57 26 20 27 18 29 32 43 41 35 271 30,11
- Ср. балл 2,36 1,5 1,57 2,21 7,64 1,91 2,93 1,93 3,21 1,57 2,0 1,14 2,8 2,64 2,29 20,21 3,54 1,86 1,4 3 1,93 1,29 2,07 2,29 3,07 2,93 2,5 19,3 6 2,15* «п/п Выносливость Работоспособность Психомоторные способности
- Ск. В СВ ВУ СНС Всего баллов Ср. балл Ранг МС ОУ УР СР ХВ ОПР всего бал лов Ср. балл Ранг Сумма баллов Ср. балл Ранг
- Ср. балл 3,07 2,5 2,21 3 10,79 2,7 2 2 2,57 2,64 3,71 2,0 2,36 2,29 2,07 4,71 3,14 2,5 32 2,67 11,68 2,33
- Оценка уровня психомоторных способностей по данным экспресс-тестирования студентов контрольной группы на II этапе исследования1. Компоненты психомоторных способно стей1. Реактивность1. Чувствительность1. Психомоторная память
- Ф.И. ВОД мт Ср. пне всего баллов Ср. Ранг Чтвр РЧВ РЧП РЧУ ЧУ ЧТ всего Ср. Ранг ДПВ (сек) щп см) ДПУ (кг) всего Ср. Рангпп т балл мсек Кст Кош Кст Кош Кст Кош балл ов балл 6 3 9 10 5 15 5 2, 5 7, 5 балло в балл
- A.A. 1 4 3 2 10 2,5 4 1 1 1 1 4 1 4 4. 1 18 2 11,5 2 2 1 1 1 1 2 2 1 13 1,44 12,5
- Б.М. 1 1 3 1 6 1,5 11,5 4 2 4 3 3 1 2 2 5 26 2,89 6 4 3 1 4 3 1 1 1 1 19 2,11 6,53. в. н 1 3 1 5 10 2,5 4 1 3 2 2 3 3 2 2 4 22 2,44 6,5 1 1 1 1 1 1 2 3 2 13 1,44 12,5
- Г. А. 1 3 2 2 8 2 8 3 4 4 1 4 1 2 5 3 27 3 5 1 1 1 2 1 2 4 3 4 19 2,11 6,55. д. 0. 2 4 3 1 10 2,5 4 4 5 4 3 5 3 4 4 5 37 4,11 1 4 2 2 4 5 4 4 5 5 35 3,89 1
- И.И. 1 1 2 1 5 1,25 13 1 1 2 1 4 1 1 2 4 17 1,89 13,5 1 3 3 3 1 2 2 1 1 17 1,89 9
- К.Л. 3 3 2 5 13 3,25 2 4 2 2 3 4 1 2 2 3 23 2,56 7 1 3 2 3 1 1 1 2 1 15 1,67 10,5
- К.И. 2 3 2 1 8 2 8 4 3 2 3 4 3 2 5 3 29 3,22 3 1 4 2 4 2 3 3 4 2 25 2,78 3,5
- К.О. 1 1 1 1 4 1,0 14 1 2 2 1 1 1 1 5 3 17 1,89 13,5 4 1 1 1 1 1 1 1 1 12 1,33 14
- Л.Е. 2 2 2 1 7 1,75 10 3 2 2 2 3 2 2 5 1 22 2,44 8,5 5 2 1 1 3 5 2 2 4 25 2,78 3,5
- И. С.Е. 5 2 4 3 14 3,5 1 5 4 4 3 4 3 5 1 3 32 3,56 2 1 2 4 3 5 5 3 3 4 30 3,33 2
- Т.А. 2 2 1 4 9 2,25 6 5 4 4 3 4 3 2 2 1 28 3,11 4 5 2 1 1 2 3 3 4 2 23 2,56 513. х.н. 1 2 1 2 б 1,5 11,5 1 2 1 1 4 1 1 4 3 18 2 11,5 1 2 3 1 1 1 2 4 3 18 2 8
- Ч.А. 3 1 2 2 8 2,0 8 3 3 4 3 3 1 1 2 1 21 2,33 10 1 1 1 3 1 1 2 3 2 15 1,67 10,5
- Сумма ср. балл. 26 32 29 31 118 29,5 40 38 38 30 50 25 31 45 40 337 37,44 32 29 24 32 28 31 32 38 33 279 31
- Ср. балл 1,86 2,29 2,07 2,21 8,43 2,11 2,86 2,71 2,71 2,14 3,6 1,79 2,2 3,21 2,86 24,07 2,67 229 207 t7I 229 2 221 229 2,71 236 19,93 2,21п/п Выносливость Работоспособность Психомоторные способности
- Ск. В св ВУ СНС Всего баллов Ср. балл Ранг МС ОУ УР СР хв ОПР всего бал лов Ср. балл Ранг Сумма баллов Ср. балл Ранг
- Ср. бал л 2,43 2,64 2,43 3 10,5 2,63 2,14 2,07 2,86 2,86 3,79 2,29 3,21 2,79 2,14 4,71 3,14 2,5 34,86 2,88 12,50 2,5
- Кет Кош Кст Кош Кст Кош 6 3 9 10 5 15 5 2,5 7,5
- A.A. .1 4 3 2 10 2,5 5,5 3 2 1 1 1 1 5 1 4 19 2,11 11 1 4 2 1 1 1 2 1 1 14 1,56 13
- Б.М. 2 2 3 1 8 2 10 3 3 4 3 4 2 2 4 4 29 3,22 6 4 2 2 3 2 3 4 3 2 25 2,78 4,53. в. н 1 3 2 5 11 2,75 3,5 2 3 4 3 3 3 2 4 1 25 2,78 8 1 2 2 2 1 2 5 3 1 19 2,11 10,5
- Л.Е. 3 2 2 1 8 2,0 10 3 3 2 2 4 1 1 1 1 18 2 12 2 2 2 1 2 4 5 1 1 20 2,22 7,5
- С.Е. 4 3 4 3 14 3,5 1 5 5 4 4 4 3 5 4 4 38 4,22 1 4 2 2 5 3 3 4 5 3 31 3,44 3
- T.A. 1 2 2 4 9 2,25 7,5 3 3 2 2 3 3 4 5 4 29 3,22 6 2 2 2 4 3 1 3 4 4 25 2,78 4,5
- Х.Н. 1 1 1 2 5 1,25 12,5 5 2 4 1 4 1 1 2 1 21 2,33 10 1 1 1 1 2 2 3 3 5 19 2,11 10,5
- Ч.А. 3 1 2 2 8 2,0 10 4 3 2 3 3 3 2 5 4 29 3,22 6 2 2 2 4 2 1 4 1 4 22 2,44 6
- Сумма ср. баллов 27 35 32 31 125 31,25 41 40 39 37 46 30 43 37 40 353 39,21 30 32 34 31 34 31 50 38 35 315 34,99
- Ср. балл 1,93 2,5 2,29 2,21 8,93 2,23 2,93 2,86 2,79 2,64 3,29 2,14 3,10 2,64 2,86 25,21 2,80 2,14 2,29 2,43 2,21 2,43 2,2 1 3,57 2,71 2,5 22,5 2,54*9
- Выносливость Работоспособность Психомоторные способности
- Ср. балл 2,29 2,86 2,64 3 10,79 2,7 2,14 2,43 2,79 3,07 3,79 3,14 3,86 3,21 2,79 4,71 3,14 2,5 37,57 3,13 13,36 2,670 0 9