Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты и выводы исследования могут быть использованы в практической работе педагогов различных исполнительских специальностей. Разработанная методика диагностики и формирования психомоторики может применяться на практических занятиях по психологии и уроках физической культуры. Теоретическое содержание диссертации и отраженный в ней фактический материал могут служить основанием для создания… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И МУЗЫКАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
    • 1. 1. Музыкальность и музыкальные способности — важнейшие качества структуры личности музыканта-исполнителя
    • 1. 2. Слагаемые профессионального мастерства музыканта-исполнителя
  • ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПИАНИСТА В ИСТОРИИ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ
    • 2. 1. Проблема совершенствования исполнительской техники в истории фортепианной педагогики
    • 2. 2. Двигательный аппарат пианиста и психомоторные способности человека
    • 2. 3. Роль сознания в формировании рациональных пианистических движений
    • 2. 4. Музыкально-художественное мышление пианиста
    • 2. 5. Взаимодействие слуха и моторики в формировании художественной техники пианиста.'
    • 2. 6. Структура художественно-исполнительской техники музыканта
  • ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОМОТОРНОГО КОМПОНЕНТА МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ТРАДИЦИОННОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО РАЗВИ
    • 3. 1. Концепция и организация психолого-педагогического эксперимента
    • 3. 2. психологические вопросы самоконтроля и формирования навыков пианистической техники
    • 3. 3. Различительная чувствительность по основным переменным движения как сенсорный фактор исполнительской техники пианиста
      • 3. 3. 1. Различительная чувствительность движений по переменной времени
      • 3. 3. 2. Пространственная чувствительность
      • 3. 3. 3. Различительная чувствительность по усилию
    • 3. 4. Сохранение в памяти двигательного эталона и оперативность психомоторных функций пианиста
    • 3. 5. Надежность психомоторных функций пианиста в экстремальных условиях публичного выступления
    • 3. 6. Динамика психомоторных способностей у студентов фортепианного отделения в процессе естественного и экспериментального развития

Развитие психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Музыка как специфический вид искусства выполняет важнейшую социальную функцию. Она активно участвует в эстетическом воспитании человека, мощно стимулируя его духовное совершенствование. Однако воздействовать на массового слушателя она способна лишь в процессе исполнительского творчества. В связи с этим перед музыкальными учебными заведениями системы профессионального образования стоит задача подготовки не только преподавателей, но и высокообразованных исполнителей.

Овладение профессией требует от человека наличия как общих, так и специальных способностей. Способности отражают очень сложные взаимодействия биологических, исторических и социальных условий развития человека, являются его индивидуально-психологическими особенностями. Потому проблема способностей — одна из наиболее трудных в психологии. Ее разработке посвятили свои труды многие отечественные и зарубежные психологи (С.Л. Рубинштейн, 1940; Б. М. Теплов, 1941; А. Н. Леонтьев, 1960; Н. С. Лейтес, 1971; Г. Олпорт, 1943; Дж. Гилфорд, 1967 и др.).

Любые способности человека, включая специальные способности, не только проявляются, но и развиваются в специфической деятельности. Такова принципиальная позиция отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, 1940; Б. М. Теплов, 1941; А. Н. Леонтьев, 1960; А. Г. Ковалев, 1960; В.А. Кру-тецкий, 1968; Н. С. Лейтес, 1971; К. К. Платонов, 1972; О. Д. Шульпяков, 1973; В. П. Сраджев, 1987; К. В. Тарасова, 1988; Ю. А. Цагарелли, 1989 и др.).

Можно предположить, что музыкальные способности и соответствующие психофизиологические особенности человека связаны с профессиональной пригодностью абсолютного типа (K.M. Гуревич, 1970). В этом случае важное значение могут иметь типологические особенности нервной системы. Любая профессиональная пригодность есть «свойство личности, о котором можно судить по двум критериям: успешному овладению профессией и по степени удовлетворения человека своим трудом» (K.M. Гуревич, 1970, с.5).

К числу наиболее значимых и перспективных проблем в области музыкальной психологии можно отнести проблему диагностики и формирования психомоторного компонента музыкальных способностей как основы исполнительской техники музыканта.

Несмотря на выдающиеся успехи мастеров музыкального исполнительства и достижения современной музыкальной педагогики, вопросы технического развития учеников в массовом обучении остаются и на сегодняшний день чрезвычайно острыми. Причиной этому являются расплывчатость представлений о сущности технического воспитания музыкантапорою неверное понимание особенностей анатомо-физиологического строения исполнительского аппарата и психофизиологических принципов управления его деятельностьюнедооценка степени взаимодействия двигательной сферы и специальных музыкальных, а также общих способностей человеканедопонимание важности участия психики индивида в музыкально-исполнительском процессе.

Ограниченность представлений о психологической деятельности музыканта порождает многочисленные ошибки в диагностике и обучении музыкантов-исполнителей, отмечавшиеся Г. Г. Нейгаузом (1961), И. А. Мусиным (1967), Г. М. Коганом (1968) и др.

Из трудов последних лет, посвященных изучению психологических, педагогических, физиологических и прочих факторов профессиональной пригодности, следует особо отметить работы В. П. Сраджева (1984), Ю. А. Цагарелли (1989).

Наше исследование посвящено изучению развития психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов фортепианного отделения среднего специального учебного заведения.

Психомоторное развитие наряду с музыкально-слуховым, эмоционально-волевым и др., служит основой успешной подготовки музыканта-исполнителя, способного овладеть за время учебы рациональными двигательными структурами и надежно реализовать художественные задачи произведения в экстремальных условиях публичного выступления.

В последние десятилетия на важность изучения данной проблемы в аспекте профессиональной пригодности указывают многие специалисты в области музыкальной психологии (О.Д. Шульпяков, 1973, 1983, 1986; В. П. Сраджев, 1985, 1987; Ю. А. Цагарелли, 1989 и др.). В частности, В.П. Срад-жев (1985) выдвигает положение о том, что слуховая сфера и моторика выступают как сложные комплексы, наделенные общими и единичными свойствами, результат взаимодействия которых всегда конкретен и индивидуален. Ю. А. Цагарелли (1989) определил, что сенсомоторная координация музыкально-исполнительской техники обеспечивает согласование сигналов различной модальности. Главенствующее положение в ее структуре занимает слухомоторная координация.

В своем исследовании мы учли научный опыт в области спортивной психологии (Н.Г. Озолин, 1970, Б. Б. Коссов, 1974; В. П. Озеров, 1993 и др.). Так, опираясь на предположение Б. М. Теплова (1961) и доказательства В. Д. Небылицына (1966) о наличии обратной зависимости между свойствами нервной системы и абсолютной чувствительностью, Коссов Б. Б. (1974) обнаружил у спортсменов-борцов отрицательную связь между различительной чувствительностью и надежностью (помехоустойчивостью) — В. П. Озеров (1993) выявил влияние различительной чувствительности человека на эффективность самоконтроля спортивной техники.

Теоретической основой нашей диссертации послужили работы H.A. Бернштейна (1947, 1966) о сенсорных коррекциях и уровневом построении движенийП.К. Анохина (1955, 1968) — о саморегуляции человеком гностических действийП.Я. Гальперина (1954) — о поэтапном формировании действийС.С. Геллерштейна (1958), Б. Б. Коссова (1973) — о самоконтроле как регуляторе двигательных действийБ.М. Теплова .(1961), K.M. Гуревича (1970), К. К. Платонова (1972) — о взаимообусловленности способностей и их компенсацияхЛ.М. Шварца (1941) — об интерференции навыковБ.Г.

Ананьева (1968, 1977), Б. Ф. Ломова (1975, 1984), В. Д. Шадрикова (1982), В. А. Ганзена (1984) — о системном подходе к анализу психического отражения в деятельностиВ.П. Озерова (1974, 1983, 1993) — о комплексном развитии психомоторных способностей.

Анализ специальной литературы по развитию технического мастерства пианистов показал, что, несмотря на значительное число методических работ, научных исследований выполнено крайне мало. Даже в капитальных трудах по музыкальным способностям (Б.М. Теплов, 1941, 1947; Й. Гат, 1959; К. Мартинсен, 1966; Г. Нейгауз, 1982; С. И. Савшинский, 1968, Г. М. Коган, 1969 и др.) недостаточно раскрываются психологические аспекты технического мастерства музыканта, не исследуются вопросы диагностики и развития его психомоторных качеств.

Проблема повышения надежности музыкально-технического мастерства непосредственно связана с повышением надежности психических систем, ответственных за реализацию двигательной программы исполнения. К ним следует отнести в первую очередь морально-волевые и сенсорно-моторные качества, обеспечивающие эффективный самоконтроль и саморегуляцию двигательной деятельности в экстремальных условиях публичного выступления. Овладение музыкантом всей двигательной программой исполнения невозможно без высокого и разностороннего развития психомоторных функций.

Вопросы взаимовлияния навыков в музыкальном исполнительстве требуют неотложного изучения с целью повышения эффективности обучения техническому мастерству и надежности его реализации на уроках и ответственных выступлениях.

В данной работе делается попытка решить эту проблему путем применения экспресс-методов диагностики, экспертных оценок, формирующих методик. Экспресс-тесты позволяют за минимально короткое время (5−15 минут) получить показатели по нескольким психическим параметрам у большой группы испытуемых, установить не только количественную и качественную специфику способностей студентов, но и рекомендовать педагогам уделить особое внимание развитию определенного психомоторного качества ученика в соответствии с полученным «диагнозом».

Актуальность проблемы настоящего исследования обусловлена тем, что изучение психофизиологических детерминант структуры исполнительских способностей студентов фортепианного отделения связано с такими глобальными педагогическими проблемами, как существование неразрывности непрерывного обучения (детская музыкальная школа — среднее специальное учебное заведение — высшее учебное заведение) и психического, физического развития человекастирание противоречий между теорией и практикой обученияпсихологическое обеспечение содержания учебных программ и методических рекомендаций. Знания о закономерностях психомоторного развития человека и возможностях воздействия на этот процесс имеют большое значение для всех сфер общественной жизни человека и, в частности, для исполнительской деятельности музыкантов.

Цель исследования: изучение психологических основ диагностики и формирования психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов фортепианного отделения среднего специального учебного заведения.

Объект исследования: развитие психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей пианистов.

Предмет исследования: взаимосвязь психомоторных и музыкально-исполнительских способностей в процессе формирования техники исполнения у студентов фортепианного отделения.

В соответствии с проблемой диагностики и развития психомоторной основы художественной техники студентов-пианистов можно сформулировать следующую гипотезу: определение стратегии подготовки будущих музыкантов-исполнителей станет более эффективным, если в процессе диагностики и формирования психомоторных способностей студентов будут выявлены ведущие компоненты музыкально-исполнительских и психомоторных способностей и их взаимосвязь.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования в диссертации поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы музыкальных способностей и музыкальности в отечественной и зарубежной психологии и педагогике.

2. Изучить реальное состояние проблемы диагностики и формирования психомоторных способностей;

3. Выявить основные тенденции развития психомоторики у студентов-пианистов среднего специального учебного заведения.

4. Разработать методологические принципы, методические подходы, упражнения и тесты для диагностики и формирования психомоторных способностей на младших курсах обучения в средних специальных учебных заведениях.

5. Изучить динамику развития психомоторных способностей и эффективность экспериментальной методики в развитии исполнительской техники пианистов.

6. Исследовать психомоторную надежность студентов в условиях стабильной и экстремальной ситуации.

Для решения поставленных задач нами применялись следующие основные методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы и исследований по проблеме музыкальных и психомоторных способностей человекапсихолого-педагогические наблюдения и обобщение опыта работы преподавателей в классе специальности (фортепиано) со студентами среднего специального учебного заведениялабораторный эксперимент с применением портативной психодиагностической аппаратуры, направленный на выявление уровня развития основных психомоторных способностей и нейродинамических особенностей человека, а также с целью изучения взаимосвязей психомоторных и музыкально-исполнительских способностей пианистовформирующий психолого-педагогический эксперимент по целенаправленному развитию психомоторных способностей студентов-пианистовэкспертные оценки музыкально-исполнительских способностей студентовтестирование психологических свойств, состояний студентов и педагоговматематико-статистические методы количественного и качественного анализа данных психолого-педагогического эксперимента.

Методологической и теоретической основой проведенного исследования служат диалектико-материалистическая концепция всеобщей взаимосвязи явленийположения материалистического учения о высшей нервной деятельности и современной психофизиологиикомплексный подход к изучению психомоторных способностей, при котором основополагающей идеей является то, что способности — понятие динамическое, они не только проявляются, но и формируются в соответствующей деятельности (C.JI. Рубинштейн, 1940; Б. М. Теплов, 1941; В. А. Крутецкий, 1968; Б. Б. Коссов, 1976; В. Д. Шадриков, 1982; В. П. Озеров, 1989 и др.) — знания о закономерностях психомоторного развития человека, путях и возможностях целенаправленного воздействия на этот процесс (И.И. Сеченов, 1876- H.A. Бернштейн, 1947, 1966; С. Г. Геллерштейн, 1958; Б. Б. Коссов, 1973, 1989; В. П. Озеров, 19 831 993 и др.) — выдвинутый современными передовыми отечественными теоретиками музыкального исполнительства тезис о единстве художественного и технического развития исполнителя при ведущем значении художественного фактора (О.Д. Шульпяков, 1973, 1986; A.B. Бирмак, 1973; В. П. Сраджев, 1985, 1987 и др.).

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые поставлена и комплексно исследована проблема развития психомоторики как основного компонента музыкально-исполнительских способностей пианистоввпервые изучена структура психомоторных способностей и нейроди-намических особенностей у музыкантов-пианистов разного уровня квалификацииопределено влияние разработанной нами системы специальных упражнений на формирование психомоторных способностей студентов-пианистоввыявлена ведущая роль различительной чувствительности и двигательной памяти музыканта при выполнении специализированных действий по переменной времени, а также выносливости и работоспособности, определяющих успешность студентов в профессиональной деятельности.

Теоретическое значение работы состоит в научном обосновании концепции комплексного подхода к диагностике и целенаправленному формированию психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей в системе непрерывного музыкального образования. Научно обосновано место психомоторики в системе психолого-педагогических знаний.

Материалы исследования позволяют составить более глубокое представление о закономерностях взаимодействия психомоторики с музыкальными способностями в работе пианиста над исполнительской техникойна этой основе определить новые методы формирования психомоторных способностей.

Разработаны, модифицированы и научно обоснованы разнообразные методики, соответствующие поставленным задачам исследования.

Психолого-педагогические принципы и методы диагностики и формирования психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей, сформированные в работе, могут служить научно-теоретической базой для разработки новых форм и методов психологического и моторного развития школьников и студентов разного возраста, пола и музыкально-технической подготовленности.

Практическое значение.

Результаты и выводы исследования могут быть использованы в практической работе педагогов различных исполнительских специальностей. Разработанная методика диагностики и формирования психомоторики может применяться на практических занятиях по психологии и уроках физической культуры. Теоретическое содержание диссертации и отраженный в ней фактический материал могут служить основанием для создания учебного пособия по музыкальной психологии и методических рекомендаций для преподавателей фортепиано. Разработаны и внедрены в практику оценочная шкала музыкально-исполнительских способностей студентовсистема психомоторных упражнений, адаптированных к деятельности музыканта-пианиста.

Достоверность и надежность результатов. Соответствие полученных экспериментальных результатов общепринятым научным критериям валид-ности и надежности достигалось использованием широкого спектра экспериментальных методик (38 психофизиологических показателей, 21 показатель по музыкально-исполнительским способностям, 5 показателей психических свойств и состояний личности). В работе освещены результаты 8 экспериментальных исследований трехлетнего психолого-педагогического эксперимента.

Экспериментальной базой исследования явилось Ставропольское краевое училище искусств. В выборочную совокупность для получения эмпирических данных в связи с малочисленным контингентом студентов указанного учебного заведения вошло 24 студента фортепианного отделения и 8 преподавателей и концертмейстеров-пианистов. Всего за период эксперимента выполнено 14.334 человеко-измерений.

Апробация результатов исследования. Результаты и основные положения диссертации освещались на научных конференциях Ставропольского государственного университета (1997;2000 гг.), на научно-методических советах кафедры практической психологии и кафедры искусств СГУ (19 972 000 гг.), на методических советах фортепианного отделения Ставропольского краевого училища искусств (1997;2000 гг.), на научно-практической конференции Ставропольского краевого училища искусств (2000 г.).

Основные положения и выводы диссертации получили внедрение.

— в циклах лекций учебных курсов по музыкальной психологии и музыкальной педагогике, разработанных и прочитанных автором для студентов факультета искусств Ставропольского государственного университета и Ставропольского краевого училища искусств;

— в составленной программе по музыкальной психологии и педагогике для студентов факультета искусств университета, высших музыкальных учебных заведений (2000 г.);

— в составленной программе по основам психологии и педагогики для студентов училища искусств (1998 г.);

— в разработанном учебно-практическом пособии для студентов высших и средних специальных музыкальных учебных заведений «Основы общей и музыкальной психологии» (1998 г.);

— в лекционных и практических занятиях со студентами факультета искусств СГУ по спецкурсу «Диагностика музыкальных способностей»;

— в учебном процессе фортепианного отделения Ставропольского краевого училища искусств;

— в опубликованных тезисах и статьях научных конференций Ставропольского государственного университета.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Психомоторные способности являются ядром двигательных способностей, выступая как их когнитивно-моторный компонент, включающий сенсорные, перцептивные, интеллектуальные и нейродинамические особенности.

2. Психомоторный компонент музыкально-исполнительских способностей тесно связан с образно-смысловой сферой произведения, которые, взаимодействуя, образуют художественную технику пианиста.

3. Психомоторные способности наиболее отчетливо проявляются в деятельности музыканта через тонкую различительную чувствительность к основным переменным движения, устойчивое сохранение в памяти образов движений, выносливость и работоспособность. 4. Психомоторные способности эффективно формируются на первоначальном этапе целенаправленного специализированного развития с помощью специально разработанных методических приемов и комплекса психомоторных упражнений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Диссертационное исследование подтвердило высокую актуальность изучения развития психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов фортепианного отделения среднего специально учебного заведения.

Обучение и воспитание в современной системе музыкального образования недостаточно опираются на имеющиеся психологические знания об общих закономерностях развития человека и, в частности, на знания закономерностей развития его психомоторных способностей.

В данной работе подобран и стандартизирован комплекс экспресс-методик для исследования психомоторных способностей студентов-пианистов. С его помощью нами осуществлена цель исследования — изучение психологических основ диагностики и формирования психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов фортепианного отделения.

Изучение способностей может быть наиболее адекватным в процессе эффективного их формирования (Б.Н.Теплов, 1981; Б. Б. Коссов, 1976; В. П. Озеров, 1989 и другие). В связи с этим нами разработана и внедрена в практику методика всестороннего формирования психомоторных способностей студентов-пианистов.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Музыкально-исполнительские и психомоторные способности, если исходить из средних групповых данных, развиваются по возрастающей кривой в соответствии с возрастом испытуемых (16−17 лет). Процесс развития данной возрастной группы находится в критическом периоде, т.к. прогресс развития невысок.

2. Психомоторное развитие тесно связано с исполнительскими способностями музыкантов, что подтверждается их высокими корреляционными взаимосвязями на достаточном уровне достоверности.

3. Тестирование психомоторных способностей по предложенной методике может эффективно использоваться с целью диагностирования таких компонентов психомоторики, как чувствительность, психомоторная память, выносливость, работоспособность, и в соответствии с поставленным «диагнозом» дает возможность разработать методы формирования менее развитых компонентов.

4. Формирование психомоторных способностей оказывает отсроченное позитивное влияние на развитие музыкально-исполнительских способностей студентов.

5. Целенаправленное всестороннее формирование психомоторных способностей с помощью специально разработанных приемов развивает такие необходимые для пианиста компоненты, как психомоторных память, выносливость, работоспособность, различительная чувствительность по переменной времени.

Таким образом, исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу: «Определение стратегии подготовки будущих музыкантов-исполнителей станет более эффективным, если в процессе диагностики и формирования психомоторных способностей студентов будут выявлены ведущие компоненты музыкально-исполнительских и психомоторных способностей и их взаимосвязь».

Теоретическое и практическое исследование развития психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов фортепианного отделения позволило предложить следующие практические рекомендации:

1. Диагностику психомоторного развития пианистов можно успешно проводить с помощью предложенных в диссертации стандартизированных экспресс-методик.

2. С целью получения наибольшей результативности методики, разработанные для формирования психомоторных способностей, должны быть более тесно связаны со специфической профессиональной деятельностью студентов-музыкантов.

3. Целенаправленное формирование психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей должно начинаться в более ранние сроки, в период обучения ребенка в музыкальной школе.

4. В среднем специальном учебном заведении формированием психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов можно заниматься на практических занятиях по психологии.

5. В среднем специальном учебном заведении в программу по физической культуре предложено включить специальные упражнения для развития психомоторных способностей: реактивности, различительной чувствительности по основным переменным движения, психомоторной памяти, выносливости, работоспособности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. 2-е изд., доп. -М.: Музыка, 1971 -278с
  2. А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Киев, 1974. С. 12.
  3. .Г. Труд как важнейшее условие развития чувствительности. -Вопросы психологии, 1955, № 1
  4. .Г. Психология чувственного познания. М.: изд. АПН РСФСР, 1960.
  5. .Г. О соотношении способности и одаренности // Проблемы способностей. М., 1962.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. 339 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977−380 с.
  8. Ананьев Б. Г. Билатериальное регулирование как один из механизмов интеграции. -Избр. псих, труды. М., 1980, Т. I. С. 207−212.
  9. П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии: Вопросы психологии, 1955, № 6. С. 38.
  10. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.
  11. Л.А. Фортепианная педагогика. Ч. 1. М.: Музгиз, 1937.213 с.
  12. Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. -286 с.
  13. Беляева-Экземплярская С. Н. Об экспериментальном исследовании субъективного отсчёта времени человеком. Вопросы психологии, 1965, № 6, с.90−99.
  14. Н. Философия свободы: Смысл творчества. М., 1989. С. 282.
  15. Бернштейн Н. А О построении движений. М.: Музгиз, 1947. 255 с.
  16. Бернштейн Н. А Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.
  17. A.B. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973. 141 с.
  18. И., Юдин Э. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. С. 40.
  19. П.П. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М: Педагогика 1979.
  20. Е.И. Время реакции человека. -М., 1964.
  21. Н.Р. Исследование точности воспроизведения пространственных признаков движений. Труды Киевского института физкультуры. Вып. 6, 1958, с. 38.
  22. Р. Естественная фортепианная техника М.: Музгиз, 1927. С. 106.
  23. Р. Основы фортепианной техники. М.: Музторг, 1929- 96 с.
  24. Е. Н.И. Голубовская исполнитель и педагог. Л.: Музыка, 1978.-С. 100.
  25. А.К. Формирование музыкальной памяти как необходимое условие совершенствоания певческой деятельности младших школьников. Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979.
  26. .М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1973.
  27. Л.А. О некоторых дискуссионных вопросах теории способностей. -В кн.: Гензис сенсорных способностей. М., 1976. С. 233−248.
  28. H.A. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
  29. М. Физиология трудовых процессов. М., 1966.
  30. И. Построение естественной системы скрипичной игры. Техника левой руки. М., 1932.
  31. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984, т. 4.
  32. П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий. Доклад на совещании по вопросам психологии. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1954.
  33. Фр. Наследственность таланта, ее законы и последствия. Пб., 1875.
  34. В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд. ЛГУ, 1984.176 с.
  35. H.A. Зонная природа темпа и ритма. М., Изд. АН СССР, 1950.
  36. Гат Й. Техника игры на фортепиано. М.-Будапешт: Корвина, 1959.232 с.
  37. С.Г. развитие восприятия под влиянием специальных упражнений. Материалы совещания по вопросам психологии АПН РСФСР, 1957, с. 206.
  38. С.Г. Чувство времени и скорости двигательной реакции. -М.: Медицина, 1958.
  39. А.Б. О музыкальном искусстве. М.: Муз., 1975.-416 с.
  40. И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музгиз, 1961, 1961. -243 с.
  41. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970.
  42. K.M. Современная психологическая диагностика: Пути развития. Вопросы психологии, 1982, № 1.
  43. K.M., Борисова Е. М. (ред.) Психологическая диагностика детей и подростков. М.: Международная пед. академия, 1995.
  44. A.C., Карпов Г. С. К вопросу о восприятии и оценке времени. -Вопросы психологии, 1967, № 4.
  45. . Эмоция как ценность. М., 1978. С. 67.
  46. В.М., Ратов И. П. Педагогические аспекты теории надежности в технической подготовке спортсменов высших разрядов. Тезисы итоговой конференции ВНИИФКА. -М., 1973. С. 41−44.
  47. Е. Из истории фортепианного искусства Франции. М., 1976.
  48. В.П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М.: МГУ, 1979.
  49. А., Бойченко С., Смоляков Ю. Основы тренировки и инструментальные методы исследования в курсе совершенствования в ВУЗе. Минск., 1975.
  50. Е.П. Структура психомоторных способностей. В кн.: Психомоторика. Л., 1976. С. 4−22.
  51. Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению. Псих, журн., 1987, № 2, — Т. 8. С. 37−47.
  52. Е.П. Психология физического воспитания. М., Проев., 1 987 287с.
  53. С. К вопросу о механизмах пианистических движений // Сов. музыка, 1935, № 4.
  54. С. О методе воспитания пианистических движений // Сов. музыка, 1936, № 9.
  55. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. Л., 1960. 304 с.
  56. Г. М. Современные проблемы теории пианизма // Пролетарский музыкант, 1929, № 7−8.
  57. Г. М. Современные проблемы теории пианизма // Пролетарский музыкант, 1930, № 1.
  58. Г. М. У врат мастерства. М., 1961.
  59. Г. М. Вопросы пианизма. М., 1968. С. 7, 9, 40.
  60. Г. М. У врат мастерства. Работа пианиста. М.: Музыка, 1969.342 с.
  61. Г. М. Из записей разных лет // Сов. музыка, 1969, № 7. С. 54.
  62. Г. М. Ферруччо Бузони. Изд. 2. М., 1971.
  63. Г. М. О работе музыканта-педагога // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. М., 1979. С. 81.
  64. O.A., Кондратьева И. И. «Закон силы» в сенсорном реагировании. В сб.: Новые исследования в психологии. № 1(7). М.: Педагогика, 1973. С. 3−5.
  65. JI.M. К вопросу о восприятии времени человеком. Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971.
  66. X. Беседы с Пабло Казальсом. Л., 1960. С. 262.
  67. .Б. Проблемы психологии воспитания. М.: Высшая школа, 1971.
  68. .Б. (ред.) Познавательные процессы у спортсменов. Т. I. Сенсорная основа спортивного мастерства. М.: ВНИИФК, 1973.
  69. .Б. Вопросы психодиагностики в спорте. В кн.: Вопросы диагностики психического развития / Под ред. В. И. Дубовского, K.M. Гуревича и др., Таллин, 1974, С. 86−88.
  70. .Б. (ред.) Познавательные процессы у спортсменов. Т. I. Сенсорная основа спортивного мастерства. М.: ВНИИФК, 1975- Т. II. Самоконтроль и мастерство в сорте. М.: ВНИИФК, 1976.
  71. С.В. Очерк общей психофизиологии органов чувств. M.-JL, С. 286.
  72. А.Н. Физиология человека. М.: ФиС, 1954, С. 386.
  73. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.
  74. Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. Принцип развития в психологии. М., 1978.
  75. А.Н. О формировании способностей // В.П., 1960, № 1. С. 717.
  76. А.Н., Зинченко В. П., Панов Д. Ю. (ред.) Инженерная психология. -М.: МГУ, 1964.
  77. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  78. П.Ф. Руководство по физическому образованию. Собр. педагогических сочинений. Т. 2. -М.: ФиС, 1952, С. 110.
  79. .Ф. (ред.) Сенсорные и сенсомоторные процессы. М.: Педагогика, 1972.
  80. .Ф. О системном подходе в психологии // В.П., 1975, № 2. С. 31.45.
  81. .Ф. (ред.) Основы инженерной психологии. Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1977.
  82. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  83. Л. Игра наизусть. Л., 1967.
  84. А.К. Самоконтроль в учебной деятельности школьников. «Вопросы психологии», № 4, 1972.
  85. К. Индивидуальная фортепианная техника. М.: Музыка., 1966.-218 с.
  86. К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. -М.: Музыка, 1977. 126 с.
  87. .М. Некоторые особенности оценки времени в различных условиях деятельности спортсменов. Материалы VI Всесоюзного съезда общества психологов. — Тбилиси, 1971, С. 819.
  88. B.C. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей «Человек общество» // В.П., 1975, № 5. С. 3−12.
  89. Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.: Муз-гиз, 1963. С. 13.
  90. МилыптейнЯ. Ф. Лист. Т. 2. М., 1971.
  91. С. Исследование применения дополнительной активизации анализаторов для повышения эффективности спортивных движений. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1968.
  92. И.А. Техника дирижирования. Л.: Музыка, Ленинградское отд., 1967.-352 с.
  93. E.B. О психологии музыкального восприятия. М., Музыка, 1972.-383 с.
  94. И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. Л., 1969.
  95. В.Д. Исследование силы и чувствительности нервной системы. Дисс. канд. пед. наук, М., 1957.
  96. В.Д. Основные свойства нервоной системы человека. -М.: Просвещение, 1966.
  97. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
  98. О.М. К вопросу об определении структуры дирижерскойодаренности. В кн.: Обучение дирижированию и оркестровое исполнительстiво. Сб. трудов (межвузовский). М., 1979. Вып. 42. — С. 42.
  99. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. 2-е изд.-М.: Музгиз, 1961.-317 с.
  100. Г. Г. Беседы с Б. Тепловым и А. Вицинским // Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1976. — Вып. 4. — С. 62.
  101. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
  102. P.C. Психология: В 3 кн., кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: Владос, 1995.
  103. Ю.Б. Исследование «чувства диагностики» у боксеров и методика его развития. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1968.
  104. А. Некоторые вопросы развития фортепианной техники. В кн.: Очерки по методике обучения игре на фортепиано. — Вып. 2. М.: Музыка, 1965.-С. 235−265.
  105. В.П., Ребус Б. М. Восприятие спортсменами временных интервалов в процессе активной мышечной деятельности. В кн.: Психологические проблемы трудовой деятельности и трудового обучения. Ставрополь, 1971. С. 80−96.
  106. В.П. Исследование сенсорного компонента спортивных способностей у юных легкоатлетов-многоборцев. Автореф. дисс.. канд. пси-хол. наук. -М., 1974.
  107. В.П. Изучение структуры самоконтроля элементов техники у легкоатлетов разной специализации. В сб.: Познавательные процессы у спортспенов. Т. 2., М., 1976.
  108. В.П. Психомоторное развитие спортсменов. Кишинев: Штиинца, 1983. — 139 с.
  109. В.П. Психологические основы диагностики и формирования психомоторных способностей у школьников и студентов. Автореф. .докт. психол. наук, М., 1993.
  110. В.П. Диагностика психомоторных способностей у школьников, студентов и спортсменов. Ставрополь, 1995. — 57 с.
  111. Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: ФиС, 1970.
  112. JI. Вопросы высшей нервной деятельности. АН СССР, 1949.1. С. 63.
  113. В.Д. Восприятие музыки как педагогическая работа. -Киев, 1975.
  114. В.Д. Восприятие музыки как педагогическая работа. -Киев, 1975.
  115. И.П. Полное собрание сочинений. Т. 3. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949. С. 27.
  116. И.П. Полн. собр. соч. Изд. 2. Кн. 1. М-Л.: Изд. АН СССР, 1951.-392 с.
  117. И.П. Полн. собр. соч. Изд. 2. Т. 3, Кн. 2. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1951.-439 с.
  118. И.П. Избр. труды. М., АПН СССР, 1951.-613 с.
  119. Н.М. Теория, методика и практика психофизиологических исследований в высшей школе. В кн.: Теоретические и прикладные исследования по психологии. Казань, 1977. С. 4−39.
  120. В.А. Артистизм это и тренировка (о психологической подготовке музыканта к выступлению) — Сов. Музыка, 1971, № 12. С. 67−73.
  121. К.К. Занимательная психология. М.: Молодая гвардия, 1964.-383 с.
  122. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.-312 с.
  123. К.К. Личность как социально-психологический феномен. В кн.: Социальная психология. М., 1975. С. 37−49.
  124. А.Ц. О мускульно-двигательных ощущениях и представлениях у лыжников. Теория и практика физической культуры. № 11−12, 1946. С. 57.
  125. А.Ц. О чувственных и логических компонентах двигательной деятельности спортсменов. Материалы совещания по психологии (1−6 июля, 1955), АПН РСФСР, 1957.
  126. П. Психофизические основы современной фортепианной техники. Лейпциг, 1928. С. 96.
  127. С. От художника к зрителю М., 1978. С. 45.
  128. A.C. Развитие точности пространственной оценки движений в легкоатлетических упражнениях у младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1961.
  129. Римский-Корсаков H.A. Музыкальные статьи и заметки. Спб., 1911.
  130. H.A. Психомоторика взрослого человека. Л.: изд. Лен. ун-та, 1970.-128 е., ил.
  131. А.Г. Мысли и афоризмы. Спб. Йенсен, 1893 г.
  132. С.Л. Основы общей психологии. М.: МП РСФСР, 1946.-704 с.
  133. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957
  134. С.JI. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // В.П., 1960, № 3.
  135. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2.
  136. П.А. (ред.) Психология. М.: ФиС, 1974.
  137. Г. И. Исследование психологических особенностей состояния тренированности спортсменов (на материале легкой атлетики). М., 1969.
  138. С.И. Пианист и его работа. Л., 1961.
  139. С.И. Работа пианиста над техникой. Л.: Музыка, 1968. — 107 с.
  140. И.М. Очерки рабочих движений. М., 1901.
  141. И.М. Элементы мысли. Избранные философские и психологические произведения. -М.: Госполитиздат, 1947. С. 416, С. 523.
  142. И.М. Кому и как разрабатывать психологию. Избр. произв. М.: АН СССР, 1952, С. 176, с. 253.
  143. И.М. Избранные произведения. Гл. II. Произвольные движения. -М.: Учпедгиз, 1953.
  144. E.H. Статистическая модель наблюдателя. В кн.: Инженерная психология / Под ред. А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко и Д. Ю. Панова. -М., МГУ, 1964.
  145. В.П. Взаимодействие слуховой и двигательной сфер в процессе формирования исполнительской техники пианиста. Дисс. канд. искусствоведения. -Л., 1985. 173 с.
  146. В.П. Проблемы развития фортепианной техники. Ташкент, 1987
  147. К.С. Работа актера над собой. М.-Л., 1948.
  148. Ф.М. Влияние спортивной специализации на чувствительность двигательного анализатора. Материалы VII научной конференции по морфол. физиологии и биомеханики мышечной деятельности. — М.: ФиС, 1964, С. 254.
  149. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.- 175 с.
  150. .М. Способности и одаренность // Ученые записки Государственного научно-исследовательского института психологии. T. II., М. 1941.
  151. .М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
  152. .М. Способности и одаренность //В кн.: Психология. 3-е изд. перераб. и дополн., М., 1948. С. 224−231.
  153. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  154. .М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // В.П., М., 1963, № 5.
  155. .М. Избр. труды в двух томах. T. I., М.: Педагогика, 1985.328 с.
  156. A.A. Физиология двигательного аппарата. Собр. соч. Т. 3.-Л., 1961.
  157. B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.
  158. К. Искусство скрипичной игры. Т. 1. М., 1964.
  159. П., Пиаже Ж (ред.) Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1966, С. 241−244, 267−270.
  160. Ю.П. К физиологии так называемого «чувства времени». Доклады на II съезд по психоневрологии. М., 1924.
  161. С. Современная фортепианная педагогика и ее мастера // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусств. М., Л., 1966.
  162. Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. Л., 1989.
  163. Г. М. Проблемы развивающего общения в преподавании музыки: Автореф. дисс.. доктора пед. наук, М., 1977.
  164. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  165. Г. М. Исполнитель и техника. M.: Academa, 1999. 185 с.
  166. В.В. Самоконтроль в процессе труда и самообучения. Вопр. псих, обучения труду. М.: АПН, 1962. С. 78.
  167. В.В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1969.
  168. H.H. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М.: Провещение, 1967.
  169. В.Д. Проблема профессиональных способностей //Психол. журнал, 1982. Т. 3, № 5. С. 13−26.
  170. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М., 1982.
  171. JI.M. К вопросу о навыках и их интерференции. Ученые записки НИИ психологии. Т. 2. М., 1941.
  172. Шмидт-Шкловская A.A. О воспитании пианистических навыков. -Л., 1985.
  173. Ф. Техника игры на фортепиано. М., 1926 — 122 с.
  174. Ф. Физиология ведения смычка. М., 1930.
  175. О.Д. О психофизическом единстве исполнительского искусства. В кн.: Вопр. теории и эстетики музыки. Вып. 12. — JL: Музыка, 1973, С. 187−221.
  176. Шульпяков О. Д. Техническое развитие музыканта-исполнителя. -Л.: Музыка, 1973а. 104 с.
  177. О.Д. Фактор обобщения в процессе формирования исполнительского мастерства // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя. -М., 1983.
  178. О.Д. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л., 1986.
  179. А. Фортепианная педагогика. М., 1960. — С. 72.
  180. Д.Г. Роль обратной связи в восприятии времени. Вопросы психологии, № 2, 1962.
  181. Д.Г. Машинный контроль и самоконтроль студентов // Ра-дяньска школа, № 2, на украинском языке, 1965. С. 30−32.
  182. Cattel J. Mck. The Time of Perception as a Measure of Differences in intensity. Philos. St., 1902, p. 19.
  183. Chocholle R. Relation de la Latence d’une sensation auditive differentielle avec Lamlitude d’une variation brusque de frequence et d’intensite. Bull. Boil., 1943, № 137.
  184. Crossman E.R. The measurement of discriminabillty. Quart. S. Exp. Psychol, 1955, № 7.
  185. Hacker V.U., Ziehen T. Ueber d. Erblllicnkeit der Musicalischen Begabung // Zeits. Fur Psychol, 1922, 88, 89, 90.
  186. Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempfindungen als physilogische Grundlage fur Music. Braunschweig, 1863.
  187. Karma К. The Ability to Structure Acoustic Materials as a Measure of Musical Altitude 2. Test Construction and results // Research Bulletin, 1975, № 43.
  188. Konig H. Zur Experimental-untersuchung der Musicalitat. Wurzbburg.1925.
  189. Kries S. Wer ist Musikalich. Berlin. 1926.
  190. Michel P. Uber musikalische Fahigkeiten und Fertigkeiten. Ein Beitrag zur Musilcpsichologie Leipzig: Breitkopf u. Hartel. 1960. 131 s.
  191. McLeich S. Musical Cognition // Music Education Research Papers. 1968, № 2.
  192. Revesz G. Zur Grundlegung der Tonpsychologie. Leipzig, 1913.
  193. Seashore C. The Psychology of Musical Talent. Leipzig, 1919, 297 p.
  194. Seashore C. Measures of Musical Talent ff Psychol Rew., 1930, 37 p.
  195. Seashore C. Psychology of Music. N.Y., 1938.
  196. Seashore C. The Psychology of Music. New York and London: Mc Craw Hill, 1960, XIX, 408 p.
  197. Shuter-Dyson R., Gabriel C. The Psychology of Musical Ability. N.Y., 1981.
  198. Spearman C. Abilities of Man. London, 1927.
  199. Stern W. Allgemeine Psychologic and perconalistischer Grundlage, Haag, 1935.
  200. Stumpf K. Tonpsychologia. 2 Bande, Leipzig, 1883/90.
  201. Trendelenburg W. Die naturlichen Grundlagen der Kunst des Streichinstrumentenspiels, Berlin, 1925.
  202. Кст Кош Кст Кош Кст Кош 6 п ¦Э 9 10 5 15 5 2,5 7,5
  203. А.Р. 2 4 2 2 10 2,5 8,5 2 1 2 1 4 2 4 1 1 18 2 9 3 4 4 1 1 5 5 1 1 25 2,78 5
  204. В.А. 2 4 4 л 13 3,25 4 о л 2 4 2 4 2 4 2 1 24 2,67 3,5 4 л 5 5 л 5 4 5 3 37 4,11 1
  205. Г. И. 1 4 2 о л 10 2,5 8,5 1 1 4 2 5 п л 1 4 1 22 2,44 6 п Л 2 о ^ 1 1 5 4 5 2 26 2,89 4
  206. Д.О. 2 3 5 .э 13 3,25 4 1 1 4 3 о л 1 5 1 1 20 2,22 8 1 1 4 5 5 1 1 3 1 22 2,44 8
  207. К.Ю. 2 4 4 5 15 3,75 1 о л 1 5 1 1 1 1 2 1 16 1,78 10 1 2 2 3 5 5 1 4 4 27 3 о л
  208. Ск.В СВ ВУ СНС Всего баллов Ср. балл Ранг МС ОУ УР СР ХВ ОПР всего баллоЕ Ср. балл Ранг Сумма баллов Ср. балл Ранг
  209. Ср. 5алл 2,2 2,2 2,0 1,5 7,9 1,98 2,4 2,4 2,0 3,3 1,9 2,0 1,9 2,0 2,5 4,2 2,6 3,0 30,2 2,52 12,73 2,54
  210. Кст Кош Кст Кош Кст Кош 6 3 9 10 5 15 5 2,5 7,5
  211. А.Р. 1 3 3 2 9 2,25 9 5 4 2 4 3 4 4 1 5 32 3,56 5,5 4 3 3 4 1 4 3 2 I 27 3 10
  212. В.А. 1 3 4 3 11 2,75 7 1 5 4 4 4 5 4 2 3 32 3,56 5,5 4 5 5 4 5 5 4 4 2 38 4,22 1
  213. Г. И. 1 4 4 3 12 3,0 5 1 4 4 4 4 5 2 5 3 32 3,56 5,5 4 4 5 2 3 5 5 2 3 33 3,67 54. д.о. 1 3 3 3 10 2,5 8 5 3 2 4 4 4 4 4 1 31 3,44 8,5 3 5 5 4 5 3 5 4 3 37 4, П 2
  214. К.Ю. 1 4 5 5 15 3,75 1,5 4 5 4 5 3 5 4 1 3 34 3,78 1,5 1 5 2 5 5 5 1 5 4 33 3,67 56. к.о. 1 4 4 3 12 3,0 5 5 4 2 5 3 5 2 4 3 33 3,67 3 4 3 5 2 4 2 5 2 30 3,33 87. с.ю. 2 4 4 п J 13 3,25 3 4 3 4 5 3 5 2 5 3 34 3,78 1,5 4 4 5 4 2 п J 3 5 3 33 3,67 5
  215. С. А. 4 4 4 3 15 3,75 1,5 5 3 4 5 1 5 2 1 3 29 3,22 10 5 4 3 5 4 5 1 4 5 36 4 3
  216. Х.Т. 2 1 2 3 8 2,0 10 4 4 2 5 4 5 2 3 3 32 3,56 5,5 2 5 5 2 4 2 5 2 3 30 3,33 8
  217. М.О. 2 2 4 4 12 3,0 5 2 3 2 4 4 4 5 4 3 31 3,44 8,5 2 4 5 4 3 2 2 5 3 30 3,33 8
  218. Сумма ср. баллов 16 32 37 32 117 29,25 36 38 30 45 33 47 31 30 30 320 35,57 33 42 43 36 37 38 31 38 29 327 36,3 3
  219. Ср. балл 1,6 3,2 3,7 3,2 11,7 2,93 3,6 3,8 3,0 4,5 3,3 4,7 3,1 3,0 3,0 32 3,56 3,3 4, 2 4,3 3,6 3,7 3,8 3,1 3,8 2,9 32,7 3,631*4п/п Выносливость Работоспособность Психомоторные способности
  220. Ск. В св ВУ снс Все го бал лов Ср. балл Ранг МС ОУ УР СР ХВ ОПР всего бал лов Ср. балл Ранг Сумма баллов Ср. балл Ранг
  221. Ср. балл 3,7 2,2 2,2 1,5 9,6 2,35 2,5 2,5 2,3 3,3 2,1 2,6 2,5 2,7 3,2 4,2 2,6 3,0 33,5 2,79 15,26 3,05
  222. Кст Кош Кст Кош Кст Кош б 3 9 10 5 15 5 2,5 7,5
  223. А.Р. 2 3 2 2 9 2,25 9 1 5 1 3 1 2 1 1 1 16 1,78 10 3 2 3 2 3 1 3 1 1 19 2,11 9,5
  224. В.А. 4 4 4 3 15 3,75 2 4 5 1 4 4 3 2 5 3 31 3,44 1 4 4 4 3 4 4 1 2 4 30 3,33 3
  225. Г. И. 3 4 4 3 14 3,5 4,5 4 5 1 4 3 4 4 1 3 29 3,22 2 3 2 3 3 4 4 2 1 2 24 2,67 74. д.о. 2 3 3 3 11 2,75 8 1 3 1 4 3 4 1 2 1 20 2,22 9 2 2 3 3 4 2 1 1 3 ¦ 21 2,33 8
  226. К.Ю. 3 4 5 5 17 4,25 1 3 4 2 5 3 4 2 1 3 27 3 4,5 1 3 5 5 4 3 2 2 4 29 3,22 46. к.о. 3 4 4 3 14 3,5 4,5 4 3 4 4 1 4 1 1 3 25 2,78 7 2 2 2 2 3 3 2 2 1 19 2,11 9,57. с.ю. 1 4 4 3 12 3 7 2 4 2 4 3 4 1 4 3 27 3 4,5 4 4 4 3 4 3 3 5 5 35 3,89 1
  227. С.А. 3 4 4 3 14 3,5 4,5 5 4 1 4 3 4 4 2 3 30 3,33 3 2 5 3 4 4 3 5 4 3 33 3,67 2
  228. Х.Т. 2 1 2 3 8 2,0 10 5 3 2 3 3 4 4 1 1 26 2,89 6 3 4 3 3 4 3 2 3 3 28 3,11 5,510. м.о. 4 3 Л → 4 14 3,5 4,5 2 2 2 «I → 1 3 4 1 3 21 2,33 8 2 4 4 3 4 2 2 3 4 28 3,11 5,5
  229. Сумма ср. баллов 27 34 35 32 128 32 31 38 17 38 25 36 24 19 24 252 27,9 9 26 32 34 31 38 28 23 24 30 266 29,5 5
  230. Ср. балл 2,7 3,4 3,5 3,2 12,8 3,20 3,1 3,8 1,7 3,8 2,5 3,6 2,4 1,9 2,4 25,2 2,80 2,6 3,2 3,4 3,1 з, 8 2,8 2, 3 2,4 3,0 26,6 2,96
  231. Выносливость Работоспособность Психомоторные способности
  232. Ср. балл 3,0. 2,5 2Д 1,5 9,1 2,28 2,6 2,6 2,4 4,0 2,1 3,3 3,2 4,1 3,3 4,2 2,6 3,0 37,4 3,12 14,35 2,87
  233. Кст Кош Кст Кош Кст Кош 6 3 9 10 5 15 5 2,5 7,5
  234. А.А. 4 4 3 2 13 3,25 1 1 1 4 1 3 1 2 5 1 19 2,11 9 1 1 1 1 2 1 1 1 3 12, 33 13
  235. Б.М. 3 1 2 1 7 1,75 9 3 4 1 1 5 1 4 4 4 27 3 1 3 3 3 2 5 1 1 3 2 23 2,56 4,5
  236. В.Н 3 1 1 5 10 2,5 3 1 3 4 1 1 2 4 2 5 23 2,56 5 1 1 1 1 1 1 2 1 2 11 1,22 14
  237. Г. А. 3 2 2 2 9 2,25 5 3 1 4 1 5 1 2 2 1 20 2,22 7,5 1 1 1 1 2 1 3 2 1 13 1,44 11, 5
  238. Д.О. 3 2 2 1 8 2 7,0 3 1 4 1 1 2 4 4 1 21 2,33 6 1 1 1 1 1 4 1 5 1 16 1,78 10
  239. И.И. 2 1 1 1 5 1,25 11,5 1 1 4 1 1 1 1 1 3 14 1,56 14 4 1 1 1 5 5 4 1 1 23 2,56 4,5
  240. К.Л. 1 1 3 5 10 2,5 3,0 4 1 2 4 1 1 1 1 3 18 2 10 1 3 4 3 1 3 1 4 3 23 2,56 4,5
  241. К.И. 2 1 1 1 5 1,25 11,5 5 3 2 1 3 1 4 4 1 24 2,61 3 2 1 4 2 3 4 4 5 4 29 3,22 1
  242. К.О. 1 1 1 4 1,0 13,5 4 1 4 1 1 1 1 2 1 16 1,78 12, 5 1 1 1 1 1 1 5 1 1 13 .1,44 11, 5
  243. Л.Е. 1 1 1 1 4 1,0 13,5 4 1 5 2 1 1 5 1 4 24 2,67 3 1 2 1 1 3 5 5 2 3 23 2,56 4,5
  244. С.Е. 4 1 3 10 2,5 3 2 3 5 1 1 1 2 4 5 24 2,67 3 5 1 3 1 2 1 4 2 5 24 2,67 2
  245. Т.А. 1 2 1 4 8 2 7,0 4 3 1 2 1 1 2 2 1 17 1,89 11 1 1 1 1 1 3 5 5 4 22 2,44 7
  246. Х.Н. 1 2 1 2 6 1,5 10,0 3 3 4 1 1 1 1 1 1 16 1,78 12, 5 1 2 4 1 1 1 3 5 1 19 2,11 9
  247. Ч.А. 4 1 1 2 8 2,0 7,0 3 1 1 4 3 1 2 4 1 20 2,22 7,5 3 1 1 1 1 1 4 4 4 20 2,22 8
  248. Сумма ср. баллов 33 21 22 31 107 26,75 41 27 45 22 28 16 35 37 32 283 35,57 26 20 27 18 29 32 43 41 35 271 30,11
  249. Ср. балл 2,36 1,5 1,57 2,21 7,64 1,91 2,93 1,93 3,21 1,57 2,0 1,14 2,8 2,64 2,29 20,21 3,54 1,86 1,4 3 1,93 1,29 2,07 2,29 3,07 2,93 2,5 19,3 6 2,15* «п/п Выносливость Работоспособность Психомоторные способности
  250. Ск. В СВ ВУ СНС Всего баллов Ср. балл Ранг МС ОУ УР СР ХВ ОПР всего бал лов Ср. балл Ранг Сумма баллов Ср. балл Ранг
  251. Ср. балл 3,07 2,5 2,21 3 10,79 2,7 2 2 2,57 2,64 3,71 2,0 2,36 2,29 2,07 4,71 3,14 2,5 32 2,67 11,68 2,33
  252. Оценка уровня психомоторных способностей по данным экспресс-тестирования студентов контрольной группы на II этапе исследования1. Компоненты психомоторных способно стей1. Реактивность1. Чувствительность1. Психомоторная память
  253. Ф.И. ВОД мт Ср. пне всего баллов Ср. Ранг Чтвр РЧВ РЧП РЧУ ЧУ ЧТ всего Ср. Ранг ДПВ (сек) щп см) ДПУ (кг) всего Ср. Рангпп т балл мсек Кст Кош Кст Кош Кст Кош балл ов балл 6 3 9 10 5 15 5 2, 5 7, 5 балло в балл
  254. A.A. 1 4 3 2 10 2,5 4 1 1 1 1 4 1 4 4. 1 18 2 11,5 2 2 1 1 1 1 2 2 1 13 1,44 12,5
  255. Б.М. 1 1 3 1 6 1,5 11,5 4 2 4 3 3 1 2 2 5 26 2,89 6 4 3 1 4 3 1 1 1 1 19 2,11 6,53. в. н 1 3 1 5 10 2,5 4 1 3 2 2 3 3 2 2 4 22 2,44 6,5 1 1 1 1 1 1 2 3 2 13 1,44 12,5
  256. Г. А. 1 3 2 2 8 2 8 3 4 4 1 4 1 2 5 3 27 3 5 1 1 1 2 1 2 4 3 4 19 2,11 6,55. д. 0. 2 4 3 1 10 2,5 4 4 5 4 3 5 3 4 4 5 37 4,11 1 4 2 2 4 5 4 4 5 5 35 3,89 1
  257. И.И. 1 1 2 1 5 1,25 13 1 1 2 1 4 1 1 2 4 17 1,89 13,5 1 3 3 3 1 2 2 1 1 17 1,89 9
  258. К.Л. 3 3 2 5 13 3,25 2 4 2 2 3 4 1 2 2 3 23 2,56 7 1 3 2 3 1 1 1 2 1 15 1,67 10,5
  259. К.И. 2 3 2 1 8 2 8 4 3 2 3 4 3 2 5 3 29 3,22 3 1 4 2 4 2 3 3 4 2 25 2,78 3,5
  260. К.О. 1 1 1 1 4 1,0 14 1 2 2 1 1 1 1 5 3 17 1,89 13,5 4 1 1 1 1 1 1 1 1 12 1,33 14
  261. Л.Е. 2 2 2 1 7 1,75 10 3 2 2 2 3 2 2 5 1 22 2,44 8,5 5 2 1 1 3 5 2 2 4 25 2,78 3,5
  262. И. С.Е. 5 2 4 3 14 3,5 1 5 4 4 3 4 3 5 1 3 32 3,56 2 1 2 4 3 5 5 3 3 4 30 3,33 2
  263. Т.А. 2 2 1 4 9 2,25 6 5 4 4 3 4 3 2 2 1 28 3,11 4 5 2 1 1 2 3 3 4 2 23 2,56 513. х.н. 1 2 1 2 б 1,5 11,5 1 2 1 1 4 1 1 4 3 18 2 11,5 1 2 3 1 1 1 2 4 3 18 2 8
  264. Ч.А. 3 1 2 2 8 2,0 8 3 3 4 3 3 1 1 2 1 21 2,33 10 1 1 1 3 1 1 2 3 2 15 1,67 10,5
  265. ср. балл. 26 32 29 31 118 29,5 40 38 38 30 50 25 31 45 40 337 37,44 32 29 24 32 28 31 32 38 33 279 31
  266. Ср. балл 1,86 2,29 2,07 2,21 8,43 2,11 2,86 2,71 2,71 2,14 3,6 1,79 2,2 3,21 2,86 24,07 2,67 229 207 t7I 229 2 221 229 2,71 236 19,93 2,21п/п Выносливость Работоспособность Психомоторные способности
  267. Ск. В св ВУ СНС Всего баллов Ср. балл Ранг МС ОУ УР СР хв ОПР всего бал лов Ср. балл Ранг Сумма баллов Ср. балл Ранг
  268. Ср. бал л 2,43 2,64 2,43 3 10,5 2,63 2,14 2,07 2,86 2,86 3,79 2,29 3,21 2,79 2,14 4,71 3,14 2,5 34,86 2,88 12,50 2,5
  269. Кет Кош Кст Кош Кст Кош 6 3 9 10 5 15 5 2,5 7,5
  270. A.A. .1 4 3 2 10 2,5 5,5 3 2 1 1 1 1 5 1 4 19 2,11 11 1 4 2 1 1 1 2 1 1 14 1,56 13
  271. Б.М. 2 2 3 1 8 2 10 3 3 4 3 4 2 2 4 4 29 3,22 6 4 2 2 3 2 3 4 3 2 25 2,78 4,53. в. н 1 3 2 5 11 2,75 3,5 2 3 4 3 3 3 2 4 1 25 2,78 8 1 2 2 2 1 2 5 3 1 19 2,11 10,5
  272. Л.Е. 3 2 2 1 8 2,0 10 3 3 2 2 4 1 1 1 1 18 2 12 2 2 2 1 2 4 5 1 1 20 2,22 7,5
  273. С.Е. 4 3 4 3 14 3,5 1 5 5 4 4 4 3 5 4 4 38 4,22 1 4 2 2 5 3 3 4 5 3 31 3,44 3
  274. T.A. 1 2 2 4 9 2,25 7,5 3 3 2 2 3 3 4 5 4 29 3,22 6 2 2 2 4 3 1 3 4 4 25 2,78 4,5
  275. Х.Н. 1 1 1 2 5 1,25 12,5 5 2 4 1 4 1 1 2 1 21 2,33 10 1 1 1 1 2 2 3 3 5 19 2,11 10,5
  276. Ч.А. 3 1 2 2 8 2,0 10 4 3 2 3 3 3 2 5 4 29 3,22 6 2 2 2 4 2 1 4 1 4 22 2,44 6
  277. Сумма ср. баллов 27 35 32 31 125 31,25 41 40 39 37 46 30 43 37 40 353 39,21 30 32 34 31 34 31 50 38 35 315 34,99
  278. Ср. балл 1,93 2,5 2,29 2,21 8,93 2,23 2,93 2,86 2,79 2,64 3,29 2,14 3,10 2,64 2,86 25,21 2,80 2,14 2,29 2,43 2,21 2,43 2,2 1 3,57 2,71 2,5 22,5 2,54*9
  279. Выносливость Работоспособность Психомоторные способности
  280. Ср. балл 2,29 2,86 2,64 3 10,79 2,7 2,14 2,43 2,79 3,07 3,79 3,14 3,86 3,21 2,79 4,71 3,14 2,5 37,57 3,13 13,36 2,670 0 9
Заполнить форму текущей работой