Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика мотивационной сферы личности в условиях оперативной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель деятельности, направленная на развитие личности, составляет идеальный результат в виде личностного потенциала. В плане изложенного для нас является принципиально важным анализ поля мотивации личности сотрудников правоохранительной системы, осуществляющих оперативную деятельность в особых условиях. В основе решений этого вопроса лежит идея С. Л. Рубинштейна о том, что в различные временные… Читать ещё >

Диагностика мотивационной сферы личности в условиях оперативной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предмет и методы исследования

Психологический анализ оперативной деятельности, протекающей особых условиях, убедил, что практика имеет дело с явлением достаточно сложным и многомерным. Изучение мотивации как фактора развития личности показывает, что всякая деятельность, и прежде всего связанная с развитием личности, обусловлена совокупностью мотивов, направленных на достижение целей. Отношение «мотив-цель» является своеобразным вектором смыслообразований, который задает необходимую направленность и интенсивность на развитие личности. Такая мотивация проявляется как субъективно переживаемая побудительная сила, которая обеспечивает личностное развитие субъекта оперативной деятельности, протекающей в особых условиях.

Проведенный ранее анализ убеждает, что взаимозависимости мотивов и целей достаточно сложны и обладают способностью к быстрой трансформации, что приводит к изменениям в мотивационной сфере личности. Такие преобразования активизируют формирование новых, более сложных целей. По этой причине процесс развития личности условно можно представить в форме спирали, где формирование цели, а затем и ее достижение в рамках вектора «мотив-цель» создает возможность его перевода на более высокий уровень. В этом движении развиваются способность человека, его интересы, склонности, морально-волевые качества, профессиональное мастерство, другими словами — осуществляется процесс развития личности в целом.

Цель деятельности, направленная на развитие личности, составляет идеальный результат в виде личностного потенциала. В плане изложенного для нас является принципиально важным анализ поля мотивации личности сотрудников правоохранительной системы, осуществляющих оперативную деятельность в особых условиях. В основе решений этого вопроса лежит идея С. Л. Рубинштейна о том, что в различные временные отрезки на передний план выступают то одни, Другие, то низшие, то высшие жизненные ценности [253]. По этой причине процедура фиксирования ценностных ориентации, т. е. направленности личности на развитие, должна рассматриваться в вербально выраженных и выявленных ценностных ориентациях. При практическом использовании результатов диагностики мотивационной сферы личности систематически возникает проблема адекватности субъективно представленной информации о системе мотиваций и реалий, сложившихся у личности в процессе профессиональной деятельности. Без решения этой проблемы представляется сложным осознание практических вопросов, связанных с разработкой стратегии и тактики личностного развития субъекта.

Основываясь на понимании мотива, развитого В. Г. Леонтьевым [193, с. 64—69], можно предположить, что выявление изменений мотивационной сфере — одно из важнейших условий становления процесса развития личности. Качественные сдвиги в ней формируют устойчивые личностные образования, обеспечивающие внутреннюю относительно стабильную направленность личности на развитие, независимо от внешних факторов. Проведенный ранее анализ убеждает, что по мере формирования ядра мотивации развития личности: усиления их значимости и направленности, а также обеспечения динамики должных изменений, необходима адекватная эмоциональная оценка этого явления и наличие определенного волевого усилия. Следовательно, функционально-мотивационная сфера проявляется в формировании личностных смыслов; смысловой переработки и принятия целей развития, возрастания степени осознанности (селекция) и действенности мотивов; усиления выраженности и избирательности эмоционального и волевого планов развития. Все это, в совокупности, заметно усиливает общую тенденцию личности на развитие.

Сказанное нацеливает нас на проведение соответствующего изучения состояния поля мотивации лиц, осуществляющих деятельность в особых условиях. При этом одной из задач анализа должно стать выявление отдельных, наиболее важных психологических механизмов развития личности сотрудников правоохранительной системы. Для нас представляют ценность важнейшие характеристики мотивационной сферы личности: ее структура, величина пролонгированности различных мотивов и длительность их сохранения и действенности, условия и факторы ее изменения. В этих целях была разработана специальная программа, в которой мотивационная динамическая структура, ее связи и взаимозависимости фиксировались с помощью тестовых методик и опросников. При этом учитывалось, что обследуемый нами контингент осуществляет оперативную деятельность в сложных условиях, что существенно снижает возможность создания для этого ситуации лабораторного эксперимента. Осуществление сотрудниками правоохранительной системы такой деятельности может, на наш взгляд, обусловить формирования определенной группы мотивов развития личности. Вполне возможно, что усиление тех или иных мотивов приведет к трансформации мотивационной сферы и увеличению в ней удельного веса мотивов личностного развития, постепенное осознание которых обусловит их превращение в ведущий мотив. При этом нами учитывались необходимые изменения, происходящие в связи с особенностями возрастных изменений психических функций человека в период зрелости.

В плане изложенного, изложенного закономерно возникает вопрос об оценке мотивации развития личности, а также возможности использования результатов исследования для выработки стратегии и тактики развития личности. Вероятно, процесс отражения реальностей профессиональной деятельности, ее трансформации в субъективный план развития личности может у разных индивидов иметь существенное отличие. Одни дают адекватную оценку, когда другие могут завышать (занижать) личностные показатели. По этой причине переход от чтения к конкретной практике применения знаний для развития личности требует накопления определенных психологических знаний об исследуемом контингенте.

Для получения данных использовались стандартные методики с некоторой модификацией отдельных из них. В частности, были использованы методики: модифицированный вариант восьмицветного теста М. Люшера (1969), тесты Амтхауэра (1953) и оценки уровня притязаний, а также ряд других. В качестве исследуемого контингента были выделены сотрудники правоохранительной системы, осуществляющие оперативную деятельность: МВД (100 чел.); ФСНК (25 чел.); прокуратура (22 чел.); таможня (22 чел.); слушатели (100 чел.) и преподаватели (42 чел.) ряда специальных высших учебных заведений, где ведется подготовка к деятельности в особых условиях. В общей сложности в процессе тестирования было задействовано 311 респондентов. Кроме того, для проведения сравнительного анализа использовались результаты тестирования (по М. Люшеру) 75 студентов НГПУ и 81 школьника 10—11 классов ряда школ г. Новосибирска, а также 206 рабочих и служащих, проживающих в сложных экстремальных условиях заполярного круга. Таким образом, в общем, было обследовано 673 человека, что позволяет нам определить состояние поля мотивации лиц, осуществляющих деятельность в особых условиях. Данный объем выборки, по данным В. А. Ядова, при генеральной совокупности > 5000 дает фактическую ошибку в 5—6%, что является допустимым.

Результаты исследования подверглись компьютерной обработке с использование программы SPSS/PC+. Проведение исследования в компьютерном режиме позволяет снять эффект постороннего влияния на работу испытуемого (респондента), в значительной мере повышает достоверность анализа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой